церковь спаса преображения тульская область

Тула. Успенский монастырь. Церковь Спаса Преображения.

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса преображения тульская область

Статьи

В Писцовой книге 1587 г. говорится: «И по Государеву Цареву и вел. кн. Федора Ивановича…Тульские писцы… отмерели под новый девичь монастырь … ». А в Писцовой книге 1685 г. при описании «деревянного города» в Туле сказано: «Монастырь девичий Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича…». Есть положительное известие, что до 1649 г. монастырь уже существовал. В «Выписи с строенных Тульских книг» строителя тульского посада стольника Трофима Хрущева упоминается эта обитель под 1649 г. Царь Алексей вступил на престол в 1645 г., а если Успенский монастырь в 1649 г. уже существовал, следовательно он был построен в первые годы правления Алексея Михайловича, т.е. между 1645-1649 гг. В 1657 г. по ходатайству царского духовника протоиерея Лукьяна Кирилловича обители была дана рента (денежная годовая руга), которая выдавалась матери – игуменье из таможенных доходов казны. Также, монастырь материально поддерживал царь Алексей Михайлович. Однако несмотря на это обитель постоянно бедствовала.

Монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя каменными башнями, в одной из которых находилась часовня. Первый и самый древний храм в Успенском монастыре был в честь Успения Пр. Богородицы, по имени которого монастырь и стал называться Успенским. Сначала церковь была деревянной, но просуществовала недолго. Ее разобрали и возвели каменную. Но и ей не суждена была долгая жизнь. Во второй половине XVIII ст. Успенская церковь обветшала и была разобрана, а в 1792 г. построена новая за счет государственной казны попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. В XIX ст. эта церковь опять пришла в ветхость и в 1857 г. перестроена. В 1899 г. по проекту губернского инженера Э.В. Скавронского на этом месте начинает возникать удивительное по архитектуре культовое сооружение – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1902 г. Успенская церковь была разобрана до основания и на ее месте воздвигнут новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием настоятельницы игуменьи Агнии и игуменьи Магдалины, при содействии благотворителей. Строилась она до 1902 г. и до сих пор поражает специалистов своей архитектурой. Это большой двухэтажный храм, построенный в псевдорусском стиле и завершенный пятиглавием. В верхней холодной церкви было три престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя преподобного Александра Свирского. В нижнем этаже была устроена трапезная церковь с одним престолом – во имя равноапостольной Мироносицы Марии Магдалины и св. великомученика Пантелеимона. Освящен храм был владыкой Питиримом 24 октября 1902 г.

В.Н. Уклеин пишет: «Начиная с 1830-х годов, в русском зодчестве преобладающее значение приобрели церкви «в древнем русском вкусе в византийском стиле». Термин «византийская архитектура» носил совершенно условный характер, поскольку ни Богоявленская церковь в Тульском Кремле, ни Успенская женского монастыря, хоть и слыли «византийскими», не имели ничего общего с архитектурными творениями Византии». Чаще всего архитектурный стиль этого исторического периода называют «псевдорусским». Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Ни при одном другом художественном течении одно и то же архитектурное произведение не вызывало столь восторженных похвал у современников и таких суровых отзывов у потомков, как при попытках русских зодчих создать «национальный стиль», который характеризовал бы собою подлинную русскую архитектуру.

В целом, можно сказать, что стенопись выдержана в яркой, сочной манере и сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое. Живопись сохранилась лишь частично, очень пострадали и могут быть утрачены росписи под малыми куполами и возле окон. Но в целом, состояние живописи не столь ужасно. И сейчас задачей реставраторов является спасти то, что осталось. А процесс восстановления живописных полотен весьма трудоемок. Сначала проводится консервация, закрепление того, что осталось, а также укрепление штукатурных грунтов. Затем – заделка трещин красочного слоя. И затем только начинается реставрация. Вторым храмом монастыря был храм св. Николая Чудотворца и назывался «Никола на площади». Этот храм известен издревле. Первоначально он был приходским, а затем в 1723 г. он стал принадлежать монастырю. Позднее, за обветшанием храма св. Николая Чудотворца, на его месте в 30-40-х гг. XIX в. устроен двухэтажный пятикупольный храм Преображения Господня с шестью престолами, по проекту архитектора В.Ф. Федосеева. Храм является одним из редких образцов стиля русского классицизма первой половины XIX века. В начале XIX в. архитектура зрелого классицизма казалась уже чрезмерно декоративной, лишенной чарующей простоты и мощи архитектурных памятников Великой Эллады. Это сказалось на зодчестве столиц и провинциальных городов. Архитектура становится сдержаннее и строже, арсенал декоративных форм – скупее, пышный коринфский ордер уступает место менее декоративному дорическому.

Большое значение имела творческая одаренность городских и губернских архитекторов, приезжавших в провинцию по окончании образования. Благодаря Василию Федосеевичу Федосееву в Туле возникли замечательные образцы позднего русского классицизма. К ним относится и монастырский Спасо-Преображенский храм. Федосеев не стал придерживаться традиционного стиля храмов Суздальско-Владимирской Руси. Вместо обычного куба и завершающего его луковицеобразных небольших куполов, Федосеев создает храмы, имеющие в плане форму петербургских дворцов. Тула украсилась храмами с одним большим куполом, с белыми колоннами, местами спаренными, создающими живописную игру светотени и придающими зданиям празднично-нарядный вид. В здании Преображенской церкви женского монастыря этот зодчий проявил полностью свою творческую инициативу. В.Ф. Федосеев был учеником и ближайшим помощником знаменитого зодчего Карла Ивановича Росси. Федосеев относится к таким архитекторам, постройки которых обнаруживают индивидуальную трактовку архитектурных форм своего времени. Именно Федосееву мы обязаны тем, что в Туле появились памятники монументального искусства, созданные под непосредственным влиянием петербургского зодчего. Архитектурное творчество Федосеева делится на два периода: петербургский (1814-1831 гг.) и тульский (1833-1856 гг.).

В целом церковь гармонично слаженна, эмоционально насыщенна, очень выразительна. Чрезвычайно удачная композиция церкви далась Федосееву не сразу. Сохранившийся первоначальный проект дает возможность выявить высокую требовательность Федосеева к своему творчеству. Не известно, по чьей инициативе было решено разместить в здании одну над другою две церкви. Это дало зодчему возможность существенно увеличить высоту здания, повысить, развить и архитектурно оформить цокольный этаж, соответственно переработав композицию фасада. Укрупнив его масштаб, увеличив до восьми число колонн, уменьшив интервалы между ними и заменив мотив итальянских окон более скромными эдикулами, он преобразил облик храма, придав ему насыщенную эмоциональность, лапидарную мощь и величавость. Высокие окна между колоннами освещают главный верхний храм, а полукруглые окна в цоколе – нижнюю церковь. Архитектура здания существенно проигрывает из-за его размещения по красной линии сравнительно узкой улицы. Вероятно, недостаточные размеры монастырского участка не дали Федосееву возможность отодвинуть постройку вглубь, создав таким образом благоприятные условия восприятия величавой архитектуры храма. По той же причине фактически скрыта от обозрения прекрасная колоннада. Нижняя церковь освящена в 1836 г., верхняя – в 1842 г. Постройка Преображенского храма оказала заметное влияние на творчество тульских архитекторов. Главный престол сего храма во имя Преображения Господня освящен Дамаскиным, архиепископом Тульским в 1841 г. Боковые приделы в сем храме по правую сторону в честь иконы Божией Матери Тихвинской, и по левую сторону во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийского. В нижнем теплом храме три престола: средний во имя иконы Пр. Богородицы «Утоли моя печали», с правой стороны – во имя архистратига Михаила и с левой во имя святой великомученицы Варвары.

Монастырь имел данные ему правительством в разное время владения в нескольких уездах тульской губернии. Но в 1864 г. вместо этих всех владений обители была выделена от казны земля в Богородицком уезде. На этой земле игуменьей Агнией был устроен хутор с хозяйством, были заведены постройки жилые и хозяйственные, пчельник, садик. А игуменьей Херувимой устроено было большое деревянное жилое помещение для трудящихся на хуторе сестер. Обитель постепенно богатела и расширяла свои владения. Росло и число монахинь. В 1657 г. их было только 50, но с 1904 г. монастырь по определению Святейшего Синода становится общежительным, и к 1911 г. сестер стало около 400. Внутри монастыря нашли покой не только настоятельницы и сестры обители, но и многие граждане Тулы. В нижнем этаже Преображенского храма находилась могила тульского гражданского генерал-губернатора Андрея Ивановича Лопухина, принимавшего деятельное участие в построении Успенского храма в 1791 г. Об этом захоронении свидетельствовала надпись на бронзовой доске. У южной стены алтаря Преображенского храма располагались могилы княгини Марии Николаевны Гагариной, а также настоятельниц Успенского монастыря игумений Виталии, Клавдии, Агнии, Епафродиты, и др. Советская власть нарушила мирную жизнь монастыря.

В конце 1921 г. Успенский монастырь закрывается. Были полностью разрушены Знаменская церковь, колокольня, стены монастыря с башнями и большинство монастырских корпусов. Был уничтожен ценнейший монастырский некрополь. И это несмотря на то, что архитектура монастырских храмов, великолепное церковное убранство представляли собой богатейшее творческое наследие русского народа. Буквально за несколько месяцев обитель прошла все круги ада, потеряв своих хозяев, великолепный архитектурный ансамбль, священные реликвии. Молитва, духовность и милосердие сменились мерзостью запустения. Спасо-Преображенский храм сначала использовался под склад, а затем стал морской школой. А здание Успенской церкви более пятидесяти лет использовалось для хранения фондов государственного архива Тульской области. В 80-е гг. встал вопрос о реставрации храма, но тогда удалось сделать немногое. Восстановили лишь отдельные части фасада. На большее не хватило средств. Не так давно на территории церкви были проведены археологические историко-архивные изыскания. И только после этого начались восстановительные работы, в ходе которых в храмовых арках были обнаружены трещины, образовавшиеся из-за установки перекрытий для большего удобства хранения архивных документов. Перекрытия буквально врезались в колонны, деформируя их. Разрушала их и тяжесть бумаги, и то, что помещение никогда не отапливалось. Восстановительные работы ведутся осторожно: проведена очистка стен от гнили и плесени, все обработано современными материалами. Соскребается штукатурка, стены и своды арок заново белятся. Что касается Спасо-Преображенского храма, то он сейчас не соответствует тому прекрасному архитектурному памятнику, который был задуман и осуществлен Федосеевым: богато украшенный вход в храм разобран и заменен обычным продолговатым проемом. Центральный купол был лишен своего естественного завершения. Лишь недавно крест заново восстановили. В интерьерах большие утраты декора. Станковой и монументальной живописи не выявлено.

Преображенский храм возвращен законному владельцу — Православной Церкви. Сменился и статус храма — он стал гимназическим. В верхнем храме регулярно ведутся службы. Недавно начали благоустраивать нижний храм. Спасо-Преображенский храм является памятником архитектуры, но средств на его реставрацию не поступает. Постановлением главы администрации Тульской области от 11.12.1991 №71 поставлена на учет как памятник архитектуры Успенская церковь. Спасо-Преображенский храм также поставлен на госохрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624. Оба памятника федерального значения. В марте 2008г. на купола были установлены новые кресты. Старые кресты проржавели и восстановлению не подлежали. Новые кресты являются точной копией старых. Они изготовлены из металла и позолочены сусальным золотом старинным способом.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 767

В XVII в. на месте храма стояла церковь, называемая в народе Николая на Площади, которая в 1723 г. перешла к Успенскому монастырю. В начале XIX в. она сильно обветшала и в 1842 г. на ее месте по проекту архитектора Федосеева был построен новый двухэтажный пятиглавый храм в честь Преображения Господня. Храм являет собой яркий пример русского классицизма начала XIX в. Фасады здания с лицевой стороны украшают дорические колонны.

Колокольня, Преображенский храм, каменная ограда и башни по ее углам составляли гармоничный архитектурный ансамбль. Древнейшей и главной святыней Успенского монастыря, хранившейся в Преображенском храме, была икона Николая Чудотворца, именуемая «Тульской». Считалось, что именно «Никола Тульский» помог защитникам города отразить нападение крымского хана Девлет Герая в 1552 г. После Октябрьской революции икона была утеряна.

В конце 1993 г. храм передали Тульской православной классической гимназии. С 2001 по 2007 г.г. в нем велись реставрационные работы. Были обустроены два этажа храма, также восстановили четыре снесенные главы. При храме работает воскресная школа и видеотека с православной тематикой.

Работы по реставрации продолжались до 2014 г. Проведена реставрация лицевой поверхности кирпича, отделочные работы поверхности стен, сводов, лепного декора. Реставрация полов, включая замену засыпанного утеплителя лаг, чернового пола, воссоздание щитового паркета, плинтусов. Воссоздание входной двери. Реставрация потолков, ограждения хоров, лестниц в хоры. Воссоздание отмостки по периметру здания, реставрация входной группы.

Источник

Банино, урочище. Церковь Спаса Преображения.

Спасопреображенская церковь села Банино

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса преображения тульская область

Статьи

Село Банино находится в 15 – 16 верстах от Тулы, по деревне Форине этого прихода пролегает линия Сызрано-Вяземской железной дороги. Приход села Банина, по всей вероятности, образовался в конце XVII или начале XVIII столетий. Свое название Банино получило от оврага Банки, при котором оно было расположено. В настоящее время этого села нет на прежнем месте: оно помещиком переведено в деревню Кобелево. Приход состоит из двух деревень: Кобелева и Форина. В приходе развито садоводство, от чего крестьяне получают хороший доход, а некоторые занимаются лычным промыслом. Всех прихожан числится 321 муж. пола и 309 жен. пола.

Первоначально приходский храм стоял за речкою Нюховкою, посреди церковной земли, где доселе заметны камни на кладбище и бывшие поселки священно-церковно-служителей. Когда и кем перенесен был или вновь построен был деревянный храм на другом месте, верстах 3-х от прежнего на господской усадьбе, недалеко от барского дома, неизвестно.
Земля села Банина, как видно из межевой книги 1777 г., принадлежала генеральше Кокошкиной, вероятно, ею или ее мужем и был построен деревянный храм.

В 1830 г. ее сыном, генералом Кокошкиным, построен каменный храм на новом месте, в саженях 10-ти от барского дома. Все храмы строились во имя Преображения Господня. Последний храм существует в первоначальном своем виде в настоящее время. В храме находится придел во имя Знамения Божией Матери, построенный в 1834 г.

Особого причта в приходе нет, так как приход села Банина составляет часть соединенного прихода из трех сел: Банина, Ивонина и Семеновского, причт соединенных приходов состоит их 2 священников и 2 псаломщиков. На содержание причта получаются проценты с 346 руб. 62 коп. Церковной земли имеется: усадебной 1 десятина, полевой 28 десятин, луговой 10 десятин, под кустарником 19 десятин, под рекою и проселочною дорогой 1 десятина 2104 сажени, под Сызрано-Вяземской ж. д. 3 десятины 1130 сажень. Почва земли глинистая. С приходом села Банина соединен приход села Ивонина.

Источник

Спасо-Преображенский храм в селе Рогожня

Не сохранившиеся храмы города Тулы

Находился на углу современных ул. Циолковского и пер. Котовского.

церковь спаса преображения тульская область

В конце XIX века село Рогожня находилось в полуверсте от Тулы (ныне это территория Центрального района города). Название села происходит от названия урочища Рогожня, в котором в давние времена было поселение, насчитывавшее чуть более десяти домов. Урочище дало имя и колодцу — одному из трех крупнейших, снабжавших Тулу питьевой водой до устройства в городе водопровода.

В приход, кроме села Рогожня, входили деревни Масловка, Гостеевка, Басово, Ново-Басово, Зимаровка и Шиши.

Трапезную храма разобрали из-за ветхости в 1827 году. В 1841 году на средства благотворителей трапезную выстроили вновь. В ней, согласно П.И. Малицкому, были приделы во имя Смоленской иконы Божией Матери и во имя евангелиста Иоанна Богослова.

P.P. Лозинский в своей работе «Страницы минувшего» упоминает в Рогожинском поселке храм во имя иконы Смоленской Божией матери с приделами в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Алексия, Человека Божия.

П.И. Малицкий сообщает также: «Неподалеку от храма находится каменный памятник в виде усеченной пирамиды, завершающейся железным крестом. Этот памятник стоит на том месте, где стоял летний архиерейский дом вместе с домовой церковью и со всеми приспособлениями. Дом этот был выстроен в 1800 г. первым Тульским и Белевским епископом Мефодием, по перенесении кафедры из Коломны в Тулу. Этот дом существовал до 1810 года, когда загородный архиерейский дом был построен близ Щегловской засеки».

Храм получил серьезные разрушения в 1941 году при обстреле немецко-фашистскими захватчиками Рогожинского поселка в дни обороны Тулы.

В июле 1945 года здание обследовал представитель «Госархстройконтроля». Он отмечал в отчете: «. своды и верхнее строение крыши с кровлей отсутствуют, кирпичные стены имеют вертикальные трещины, двухэтажная кирпичная колокольня значительно повреждена в верхнем ярусе, шпиль сильно накренился, перемычка одного из световых проемов особенно разрушена и грозит обвалом». И — вывод: восстановление здания в качестве церкви нецелесообразно, так как требует больших материальных затрат.

Решение нужно было принимать быстро: оставление храма в аварийном состоянии могло закончиться обрушением. Видимо, городские власти решили разобрать полуразрушенное здание.

Источник

Спасо-Преображенский собор

Настоятель — протоиерей Сергий Резухин

История храма

В 1830-х годах из-за обветшания храма Николая Чудотворца «Никола на площади» приблизительно на его месте по проекту архитектора Василия Федосеева (1794-1860) был возведен большой двухэтажный храм Преображения Господня, который сохранился до наших дней.

Главный престол нижнего храма — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» — освятили в 1836 году. На первом этаже были еще два престола — во имя Архистратига Михаила и во имя святой великомученицы Варвары. Главный престол новой церкви — во имя Преображения Господня — находился на втором этаже и был освящен в 1842 году. Южный придел верхнего храма посвятили Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, северный — Николаю Чудотворцу (в память прежнего храма). Приделы освящены в 1843 году.

Архитектор Василий Федосеев спроектировал и построил еще несколько зданий, в числе которых — колокольня Всехсвятского собора, храм Петра и Павла (сохранился), Казанская церковь (не сохранилась).

Однако одно из лучших творений В.Ф. Федосеева в нашем городе — Преображенская церковь Успенского монастыря. В советские времена ее здание было сильно искажено — лишено четырех из пяти куполов и производило впечатление светской постройки. Впечатление светскости усиливалось и потому, что храм этот не имеет (и никогда не имел) алтарной апсиды — выступа (одного или нескольких, как правило, полуцилиндрических) в восточной части.

Из тульских храмов, пожалуй, именно эта церковь наиболее близка к петербургской архитектуре позднего русского классицизма. Ученик К. Росси оказался достоин своего учителя. Северный и южный фасады украшают колоннады из восьми мощных дорических колонн. Между колоннами-большие окна, благодаря которым хорошо освещался верхний храм. Цокольный этаж (нижний храм) имел полукруглые окна, обрамленные клиновидными камнями.

В ночь на 15 ноября 1901 года в Успенском монастыре произошел серьезный пожар, однако Преображенский храм героическими усилиями пожарных был спасен.

На кладбище Успенского монастыря, под сенью его храмов нашли последний приют не только его монахини и послушницы, но и многие благотворители, а также жители Тулы и ее окрестностей. В нижнем этаже Преображенской церкви находилась могила тульского гражданского генерал-губернатора А.И. Лопухина. Под непосредственным наблюдением А.И. Лопухина в 1791 году возводился каменный Успенский храм и каменная ограда с колокольней.
На монастырском кладбище были похоронены вице-губернатор Калуги, а потом — Могилева Н.А. Ордин и его супруга. Здесь находились могилы княгини М.Н. Гагариной; городского головы Тулы И.А. Постникова; писателя-мистика, драматурга, религиозного философа М.В. Ладыженского и его жены; купца Е.Х. Кучина, завещавшего капитал на строительство храма Александра Невского.

После Октябрьской революции, с 1918 года Успенский монастырь, куда входил и Преображенский храм фактически не функционировал, хотя официально еще не был закрыт. В 1918 году насельницы монастыря организовали белошвейную мастерскую, которая выполняла заказы «Губодежды», ведь монахини и послушницы были прекрасными мастерицами-рукодельницами. По крайней мере, эти женщины оставались жить в родных кельях и могли кое-как существовать, оставаясь вместе, помогая друг другу. В 1921 году мастерская была реорганизована в артель «Труд» по изготовлению веревочной обуви и белья. Несмотря на это вскоре артель была расформирована, монашки выселены, а некоторые репрессированы.
Преображенская церковь была передана в распоряжение оружейного завода. Ее цокольный этаж долгое время использовали под склад, верхний — занимали учреждения Пролеткульта. Новые хозяева лишили храм четырех из пяти куполов, а центральный, оставленный купол — изящного завершения (небольшого барабанчика с подкрестным шаром) и, разумеется, креста. Затем в бывшем храме расположилась КЭЧ (коммунально-эксплуатационная часть). С 1949 года здесь находился Тульский комитет ДОСФЛОТа, позже — Морская школа.

В 1960 году Преображенскую церковь согласно постановлению Совета Министров РСФСР поставили на государственную охрану, как памятник архитектуры XIX века. В конце 1993 года храм передали Тульской православной классической гимназии.

С 2001 по 2007 в храме велись реставрационные работы. Были обустроены два этажа храма, в 2007 году было восстановлено пятиглавие Преображенской церкви, а 13 августа того же года на восстановленные малые главы были водружены кресты. В нижнем храме Преображенского собора благодаря стараниям Вадима Олеговича Лопухина была изготовлена памятная плита, аналогичная утраченной в годы богоборческого режима, посвященная его прапрадеду тайному советнику Андрею Ивановичу Лопухину, и отреставрирована другая, которая установлена на месте погребения игумении Клавдии (Ординой) – настоятельницы Тульского Успенского женского монастыря. Настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Резухин освятил памятные плиты в присутствии князя Вадима Олеговича Лопухина 25 марта 2017 года.

В настоящее время в крипте Преображеского храма проходят занятия воскресной школы Успенского кафедрального собора, а также располагается Молодежный Добровольческий центр Тульской епархии.

Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, 13-а

Телефон: +7 (4872) 31-24-70

Источник

Бобрик-Гора. Церковь Спаса Преображения.

Спасская церковь

Карта и ближайшие объекты

церковь спаса преображения тульская область

Статьи

В 1520 году в Туле был построен каменный Кремль, практически неприступный для того времени. Были возобновлены города Венев, Дедилов, Белев, Одоев, построена Епифань. Населением этих городов были в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались освоением этих плодородных земель. Таким же сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший Бобрик-Горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: «На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Гегория поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи. «. В те времена любое поселение начиналось с церкви. Не был исключением и Ходырев Починок. Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привели с собой из северных костромских мест священника, который до постройки деревянной церкви вел службу под навесом возле иконы Спаса Преображённого.

Сам Алексей Григорьевич Бобринский редко появлялся в Бобриковском дворце, предпочитая Петербург и заграниц. Но здесь держали многочисленную прислугу. Прихожанами церкви были в основном местные крестьяне. Их поражала необыкновенная красота и внутреннее убранство церкви. Иконы, настенные росписи, иконостас, свечи в позолоченных подсвечниках вызывали в простых крестьянах чувство возвышенного восторга после унылой и тяжелой однообразной будничной жизни. Колокола несли на всю округу свой переливистый звон, от которого благоговейно замирало сердце. В церковь на службу шли, как на праздник, неистово молились, искренне верили в Бога. В 1796 году указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов. В Бобриковской церкви был учрежден придел Архистратига Божия Михаила.

После смерти в 1813 году Алексея Григорьевича Бобринского в парке, неподалеку от дворца, стала строиться фамильная усыпальница. Руководил строительством известный в те времена архитектор Василий Милинский, считавший себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же нашли со временем свой вечный покой потомки первого графа. Проходили годы. Огромный дворец на берегу Дона ветшал, а обслуживание его обходилось младшему сыну Алексея, Василию Бобринскому, очень дорого. И тогда тот решился на тяжелый шаг. В начале 1840 годов дворец стал разбираться и был разобран до основания. Исключение составили два флигеля, здания которых сохранились до наших дней. Из кирпича были построены сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать графу прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних посещений села Бобрики. Дом этот просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

Церковь за это время несколько раз ремонтировалась и реставрировалась. Обновлялись иконы и росписи. На эти работы приглашались мастера-иконописцы из Тулы и Москвы. С.Д. Шереметев в своей книге «Бобрики и Оленьково» в 1889 году так описывает бобриковскую церковь: «Тут же церковь белая каменная. В ней. большой был порядок и чистота. Только по стенам на больших медных досках вырезаны по желанию Алексея Васильевича имена его родителей». Эти мемориальные доски сохранились до сего времени. Они хранятся в городском краеведческом музее в разделе, посвященном истории усадьбы Бобрики.

В начале 1930 годов по решению Центрального совета союза воинствующих безбожников, возглавляемого Е. Ярославским, храм на Бобрик-Горе был отобран у Русской Православной Церкви. Колокольня варварски разрушена, иконостас разобран. Часть икон растащена населением, другую часть приспособили под полки музея, который был оборудован в здании храма в 1933 году. В 1937-1940 гг. под храмовым куполом был сооружен планетарий, где проводились наглядные лекции по астрономии в попытке дискредитировать христианское вероучение. Музей подмосковного угольного бассейна и находившийся над ним планетарий просуществовали до 1990 года.

Группа верующих г. Донского вышла с инициативой на местном и областном уровне о возвращении храма на Бобрик-Горе под нужды церкви. В июне 1990 года возле стен храма состоялся стихийный митинг верующих, на котором звучали настойчивые призывы вернуть церковь в лоно епархии. И наконец власти уступили. Вышло постановление о передаче здания музея-планетария на Бобрик-Горе Тульской епархии. Первая служба в храме была проведена в 1991 году. Настоятелем Спасо-Преображенской церкви назначен архимандрит Серапион. Он сразу же приступил к реставрации храма, во время которой службы не прерывались ни на день. Заново были написаны иконостас и настенные фрески с изображениями святых и мучеников. Благоустроена прилегающая к храму территория. В работе по реставрации церкви приняли участие местные художники: А.П. Попов, А.И. Бузин, А.А. Нахаев и И.Л. Строков, правнук по женской линии последнего псаломщика Преображенского.

В 1998 году была в первозданном виде восстановлена колокольня, и теперь божественный звон колоколов разливается по окрестностям перед ежедневными службами и особенно в дни святых христианских праздников.

По материалам статьи П.А. Лагун, https://www.liveinternet.ru/users/4462189/post282533817/

Село Бобрики отстоит от г. Тулы в 60 в. и от г. Епифани в 20 в. Приход села Бобрик расположен по реке Дону и его притоку речке Бобрик. Местность, сравнительно, лесистая; почва черноземная. О начале происхождения этого прихода, равно как и о том, от чего именно это село получило свое название, сведений не сохранилось. Приход состоит из следующих деревень: Задона, Дубовой, Михайловки, Никольской, Лешек, Петровки и Клина. Прихожан муж. пола 1903 чел. и жен. пола 2076 чел. Приходский храм, во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, каменный, с такою же колокольней, двухэтажный, построен в 1778 году, неизвестно кем. При храме находится придел во имя Архистратига Божия Михаила. Этот храм с течением времени подвергался разного рода ремонтировкам и обновлениям. Храму принадлежит капитал около двух тысяч рублей.

Причт состоит из двух священников и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с капитала 320 руб. 8 коп. Земли при церкви: усадебной 3 дес., полевой и сенокосной 33 десятины. С 1880 г. существует в селе две богадельни, открыты графом Бобринским, одна для слепых, а другая для бедных престарелых людей. С 1881 г. существует открытая графом Бобринским народная школа.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Епифанский уезд, стр. 312

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *