церковь спаса преображения в деревне палатки
Церковь Преображения Господня в с. Опоково Палатки
Факты, легенды, предания…
Посвящается памяти моих прабабушки и прадедушки Алексаниных Прасковьи Васильевны и Ивана Васильевича, которые венчались в этой церкви, и памяти моей бабушки Ерёминой (Алексаниной) Анны Ивановны, которую здесь крестили
В настоящей статье хотелось бы рассказать не только о самом храме Преображения Господня в селе Опокове (Палатки) – старинной постройке, сохранившейся до наших дней и имеющей архитектурную и историческую ценность, о его судьбе, но и о тех людях, которые служили в этом храме, и которые просто приходили сюда молиться за своё Отечество, за здоровье и благополучие своё и своих близких.
К сожалению, пока не удалось найти информацию обо всех периодах работы храма. Но даже и то, что удалось обнаружить, на мой взгляд, представляет интерес для всех, кому небезразлична история Юхновского уезда и история православной церкви в России.
Все это в немалой степени способствовало тому, что после окончательного освобождения Руси от татаро-монгольского ига в 1480 году, многие из «верховских» князей, сохранивших православие, стали переходить со своими владениями на московскую службу. Этот процесс усиливался по мере достижений Московским княжеством очередных внешнеполитических успехов (присоединение Новгородской республики, Тверского княжества и др.), и принял массовый характер в 1487 году, когда Иван III одержал победу над Казанским ханством. «Отъезд» верховских князей стал одной из главных причин ряда Порубежных войн между Великим Московским и Великим Литовским княжествами в конце XV- начале XVI вв.
Первое летописное упоминание о городе Опакове связано с «Великим Стоянием на Угре» и датируется как раз 1480 годом. В то время Опаков обладал посадом, торгом, таможней и управлял рядом волостей по обеим сторонам р. Угры (Недоходов, Бышковичи и Лычино). В Опакове был организован сбор мыта (налогов) [117, «Статья по истории городка Дмитровца и системе обороны восточной границы ВКЛ»].
С учетом того, что население его было православным, можно предположить, что первая церковь уже тогда в Опакове существовала (Что же это за город без храма?). Конечно, если это так, то она была деревянной, иначе бы какие-нибудь каменные остатки сохранились (как, например, остатки каменной башни на берегу Угры, предположительно – сторожевой). Но даже если церковь и существовала, то судьба ее, как и всего города Опакова, была трагической. В течение десяти лет (1480-1490) Опаков был сожжен и разрушен как минимум два раза. Первый раз – ордынцами в 1480 г. (по данным Вологодско-Пермской летописи, они разорили здесь волости двенадцати городов, среди которых – Опаков). Во второй раз Опаков подвергся нападению и грабежу московскими людьми во главе с Хотетовским до конца апреля 1490 г. [110, 117].
В статье Г.А. Массалитиной и И.В. Болдина дается краткое и ясное описание (со ссылкой на документальные источники) причин событий 1490 года, упомянутых также в Софийской второй летописи: «В 1489 г. на службу к московскому князю переходит Дмитрий Федорович Воротынский, который при этом не только «бил челом в службу» Ивану III «со всею своей отчиной», но и захватил «дольницу» своего брата Семена Федоровича, в которую входил в том числе Опаков. Так, Семен Федорович Воротынский, переходя на службу к московскому князю, сумел захватить для Ивана III города Серпейск и Мезецк. В ответ на это литовский господарь посылает войско во главе со смоленским воеводой Юрием Глебовичем и служебного князя Семена Можайского, которые эти города отбивают. Тогда Иван III начинает военные действия с участием значительных сил и вновь отвоевывает их. На обратном пути московскими войсками взят и сожжен Опаков» [100]. В результате этих событий через два года, в 1492–1494 гг. на московско-литовской границе фактически развернулась война, во время которой, вполне вероятно, Опаков снова мог пострадать. На сайте города Юхнова есть такая информация: «В 1493 году князь Воротынский штурмом взял принадлежащий Литве укреплённый городок Опаков, что стоял на Угре (ныне деревня Палатки) [119].
Отечественная война 1812 года и чудесное избавление от страшных бед и разорений многих селений Юхновского уезда
1812 г. принес смолянам многие беды. Пожары, вандализм наполеоновской армии уничтожали святыни русского народа. Для сохранения достояния церквей Смоленской епархии, Преосвященным епископом Иринеем 17 июля 1812 г. был издан указ, предписывавший духовенству епархии “Употребить все средства к сохранению церковного имущества от расхищения неприятеля”. Причты церквей вместе со старостами прятали церковное имущество в стенах, под полами храмов, в куполах, на колокольнях, зарывали в землю, а также увозили с собой в более безопасные места.
На своем пути французы не оставляли невредимым ни одного храма, но расхищали, ломали и уничтожали все, что только привлекало их внимание. В надежде найти церковные ценности, они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали полы, потолки, стены, а нередко и поджигали храмы. Забирали облачения, ризы, антиминсы. Антиминсы служили им шейными платками, а церковные облачения, на обратном пути из Москвы, одеждою.
В 1812 г. Юхнов являлся центром партизанского движения под руководством героя-партизана Д.В.Давыдова. Через город он держал связь со штабом М.И.Кутузова и провел на Калугу около 5 000 пленных французов. Также юхновский предводитель дворянства Семен Яковлевич Храповицкий создал местное народное ополчение, которое действовало при отступлении французов по дороге Гжатск––гоЮхнов. Скорее всего, часть населения Опакова также вошла в состав этого ополчения
Преподаватель Смоленской Духовной семинарии Николай Соколов в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» опубликовал большое исследование «Смоленская епархия в 1812 году», благодаря которому становится ясной судьба сел и храмов в т.ч. и Юхновского уезда в период нашествия французов:
«… Менее других уездов пострадали уезды: Рославльский, Юхновский, Ельнинский и Бельский. Эти уезды – далеко от большой Московской дороги, по которой шёл неприятель, и потому в означенных уездах больших неприятельских масс не было, а время-от-времени туда заходили только мародёры, отыскивавшие фураж для армии…
В г. Юхнове не было ни одного человека из неприятелей и богослужение не прекращалось. Движимые благодарностью Всевышнему за свое избавление от грозного неприятеля жители г. Юхнова по инициативе предводителя дворянства Храповицкого, приобрели икону Казанской Божией Матери в серебряном окладе и с духовной церемонией по испрошении на то от 27 января 1813 года Высочайшего разрешения, внесли её торжественно в Собор…
В большинстве сёл Юхновского уезда неприятели вовсе не были допущены, а именно в сёла: Красное, Власово, Мочалово, Сафоново, Бутурлино, Ольху, Велино, Опаково, Мощину, Слободку, Рупосово, Городец, Дмитровец, Аксиньино, Рубихино, Извольск, Воскресенск и Побитое (Арх.С.Д.К. 1813г. №25) и потому в оных богослужения не прекращались.
Единственное село Юхновского уезда, сильно пострадавшее от неприятеля – это село Дровнино: в нём церковь была совершенно сожжена, хотя церковное имущество и было спасено. Приход на время был причислен к селу Мокрому, Гжатского уезда. Во всех остальных сёлах Юхновского уезда были только мародёры, при чём больше пострадало имущество священно-церковно-служителей, чем церковное. Собственно церкви пострадали от неприятеля только в сёлах: Митькове, Лосьмине, Ивановском, Кикине, Жулине, Крутом, Дубровне, Вешках (похищены были антиминсы, деньги свечи, потир)…
Убыток сёл Юхновского уезда, в которые заходил неприятель, составил 40053 руб. 82 коп.» [43, стр.1148].
О жителях Смоленской губернии XIX века
О людях, которые жили в то время на территории Смоленской губернии, и Юхновского уезда в частности, и являлись прихожанами указанных церквей, лучше всего сказано в великолепном труде «Военно-статистическое обозрение Смоленской губернии» 1852 года издания:
«Не касаясь исторической давности, покрытой до сего времени неизвестностью, можно утвердительно сказать, что все вообще коренные жители Смоленской губернии суть господствующего племени Славяно-Русскаго…
В нравственном отношении жители Смоленской губернии кротки, трудолюбивы, набожны, послушны властям, тверды в вере и в преданности престолу и Отечеству; они первые явились защитниками последних при нашествии на Россию врагов иноплеменных в 1812 году.
Простой народ предприимчив, любознателен и охотно готов на всякое добро, чрезвычайно терпелив в нуждах и недостатках, смышлен и ловок в работе и ремёслах. Но за всем тем надобно признаться, что недостаток славяно-русского характера и по сие время, к сожалению, проявляется здесь какою-то беспечностию, добродушным легкомыслием и непостоянством в предприятиях, требующих продолжительного времени и прилежного труда.
В физическом отношении, жители Смоленской губернии стройны, росту среднего, сложения здорового, за исключением жителей тех селений и деревень Бельского, Духовщинского и Поречского уездов, которые смежны с обширными болотами: вредные испарения последних производят здесь лихорадки, горячки и прочие болезни, имеющие весьма вредное влияние на физические силы и рост человека.
Женщины большею частию довольно пригожи, одеваются опрятно и в хозяйстве усердны и находчивы, доказательством чему служат средства, изыскиваемые ими к пополнению домашних недостатков: как то, весною они приготовляют довольно питательную пищу из щавеля, заменяющего капусту, а в неурожайные годы – и самый хлеб; из соку берёзы, а также клёна делают питьё, заменяющее квас. Мужчины и, редко, женщины пристрастны к курению и нюханию табака. Жилые избы частию белые, но более черные, без труб и вообще мало опрятны; в зимнее время, эти же избы, служат прибежищем и для приплода разного домашнего скота.
В общежитии, крестьяне, по примеру своих господ и по обычаю предков радушны и гостеприимны; характера весёлого, шутливы и разговорчивы; любят песни и поют сами охотно, при малейшем расположении духа.
Особенных обычаев и поверий нет, за исключением Духовщинскаго, Поречскаго и некоторых других уездов, где женщины по пятницам не прядут, а особливо в последнюю пятницу перед Петровым днём, называемою у них светлою.
Наречие у крестьян в уездах, прилежащих к губерниям Могилевской и Витебской, общее с жителями губерний, отошедших от Польши, а в прочих уездах губернии более говорят наречием великороссийских губерний. При всей своей заботливости крестьяне не имеют достаточных выгод от хлебопашества на своей земле, требующей большого труда в удобрении.
Произведения земли Смоленской губернии едва достаточны для прокормления жителей с их семействами, особенно после неурожайных годов, каковые в сложности, чрез каждые 10 лет, посещали страну; а частые падежи скота оказывают ещё большее влияние на почву земли, лишая её обильного позёма, без коего удобрение совершенно невозможно. При всех пособиях правительства, быт поселян Смоленской губернии, и пор сие время не может достигнуть цветущего состояния; а неурожаи прошлых трёх лет сряду надолго ещё останутся здесь памятными… Размещение сельских жителей вообще тесное и неудобное: в расположении своих строений они не наблюдают никакой правильности, не заботятся о чистоте и порядке, за исключением Государственных крестьян, в некоторых селениях Гжатскаго уезда, около границы Московской губернии. Эта беспечность происходит от привычки и пристрастия крестьян к старине. Большая часть селений удалены от больших дорог и разбросаны без всякой правильности… Величина изб от 2,5 до 4 саженей, при них сени и холодная горница от 1,5 до 3 саж. В каждой избе помещается семейство иногда из 10 душ» [3, с. 96-101].
Авторы этого сочинения очень тонко подметили черты характера, некоторые из которые присущи и современным уроженцам Юхновского района, с которыми мне посчастливилось быть знакомой.
В 1918 году выпуск «Смоленских епархиальных ведомостей» прекратился, поэтому выяснить, как долго прослужил священником в с. Опокове Димитрий Зезюлинский пока не удалось.
Известно лишь, что в 1929 г. (или в начале 1930 года) церковь наша была закрыта, церковное имущество разграблено и частично вывезено, частично уничтожено, священник расстрелян. Судьба последнего псаломщика и последнего церковного старосты неизвестна.
Для справки:
Пономарь — первоначально: служитель православной Церкви, который должен был наблюдать за имуществом храма, поддерживать храм в порядке, возжигать свечи и светильники перед богослужением и гасить их по окончании его. Со временем к обязанности пономаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном. Впоследствии пономарь нередко стал выполнять должность чтеца. С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально. Обязанности пономарей разделены между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками (чтецами).
Чтец (Псаломщик; ранее, до конца XIX века — Дьячок) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведённый в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания.
— «Резолюциями Его Преосвященства от 28 сентября 1866 года, преподается благословение Божие и объявляется благодарность епархиального начальства, за попечительность о церкви… села Опокова, Юхновского уезда священнику Смирягину» [18, стр.475].
1870 год – «Епархиальные известия: 5-го сего июня Его Преосвященством утверждено возобновленное на второе трехлетие при церкви села Опокова Юхновскаго уезда, на основании Высочайше утвержденного положения, приходское попечительство, председателем коего избран приходский священник Георгий Смирягин, а непременными членами: церковный староста Филипп Александров и волостной старшина Феодор Ермолаев»[23, стр. 242].
Потом – большой перерыв по непонятной причине (хотя, возможно, в Исторической библиотеке отсутствовали именно те номера журнала, в которых сообщалось о вновь утвержденных попечительствах).
К этому списку могу добавить, что, по рассказам моей бабушки, Ерёминой (Алексаниной) Анны Ивановны, родившейся в с. Палатки в 1920 году, один из Палатковских землевладельцев (скорее всего, упомянутый Карпов) пожертвовал для нашего храма к свадьбе своей дочери золотые венцы необыкновенной красоты, отделанные драгоценными камнями. Поэтому венчаться в наш храм приезжали многие даже из других сел, уж очень венцы были хороши! Слава о них шла по всей округе. К сожалению, в 1929 году, при закрытии, храм был разграблен. Бабушка сама была свидетельницей (ей тогда было 9 лет), как выносили из храма святые иконы, драгоценную утварь, и бросали, и втаптывали их в грязь. Что-то куда-то увезло начальство. Тогда же исчезли и золотые венцы. Бабушка моя (тогда ещё девочка), пока никто не видел, подняла с земли небольшую иконку Богоматери, спрятала ее за пазуху и убежала домой. Икона хранилась в доме, потом погибла вместе с домом в огне пожара во время войны.
Посещение Архиепископом Смоленским и Дорогобужским города Юхнова и сёл Юхновского уезда
— 3 сентября 1885 года Его Преосвященство Преосвященнейший Нестор вторично отправился по обзору сел Смоленской епархии, в т.ч. по Юхновскому уезду. В его маршруте следующие 18 сел Юхновского уезда: Бабыново, Вознесенье, Городище, Великополье, Знаменское, Слободка, Климово, Бутурлино, г. Юхнов, Рубихино, Ново-Успенское, Извольск, Воскресенск, Темкино, Власово, Ивановское, Кикино, Бариново, Митьково [41,стр. 822]. Как видно, села Опокова в маршруте Его Преосвященства нет.
— с 9-го по 25-е число сего июня Его Преосященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Смоленским и Дорогобужским предпринята была поездка по епархии для обзора церквей. Во время означенного путешествия Владыкою посещены: 4 села Смоленского уезда, 2 села Духовщинского уезда, 13 – Дорогобужского уезда, 18 сел Юхновского уезда, 5 сел Гжатского уезда и 7 сел Вяземского уезда, всего 49 сел. При чем в различных местностях им приняты были причты с представленными ими церковными документами из 46 ближайших сел [126, стр. 526]. И опять среди 18-ти сел Юхновского уезда, которые посетил епископ села Опокова нет. Да и за весь период издания «Смоленских епархиальных ведомостей» нет сообщений о посещении села Опокова каким-либо архиепископом (епископом) Смоленским и Дорогобужским. Причина, по-видимому, в том, что Опоково находится далеко от большой дороги.
(Некоторые номера журналов не удалось просмотреть, т.к. они либо отсутствовали вовсе, либо находились в реставрации).
Церковь в период с 1918 по 1930 годы.
Уже в декабре 1917 года ВЦИК (большевистское правительство) принял ряд актов, упразднявших функции Православной Церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством.
20 января 1918 года газета «Правда» опубликовала 2 декрета: о прекращении выдачи средств на содержание церквей и священнослужителей (с 1 марта) и о упразднении военного духовенства.
23 января 1918 года был опубликован утверждённый 20 января СНК РСФСР Декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви, которым Церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности; религия стала исключительно частным делом граждан. Взявшие в России (РСФСР, позже СССР) власть большевики открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков»; политические послания Патриарха Тихона, которые в 1918 году распространялись в форме отпечатанных листовок, были восприняты властями как призывы к саботажу.
Согласно завещательному распоряжению Патриарха Тихона, после его кончины 7 апреля 1925 года, у кормила церковного управления Патриаршей церкви стал Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский). С 10 декабря 1925 года фактическим главой церковного управления с титулом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя был митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), который предпринимал попытки нормализовать положение Церкви в новом государстве.
29 июля 1927 года под давлением властей митрополит Сергий выступил с посланием, известным как «Декларация», которая выдвигала тезис, что можно быть православным христианином и одновременно «сознавать Советский Союз своей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, неудачи — наши неудачи».
Но аресты духовенства и административное закрытие храмов возобновились с новой силой с 1929, в связи с началом коллективизации. Именно этот год явился первым годом массового закрытия церквей в основном жесткими административными мерами. В 1929 году была закрыта и церковь в Палатках (Опокове). Священник был расстрелян.
Передовым отрядом тех, кто требовал разрушения памятников, стал Союз Воинствующих Безбожников во главе с Е. Ярославским, который, прикрываясь политическими лозунгами, прилагал массу усилий к закрытию и разрушению памятников». Широко использовалась и такая средневековая форма борьбы, как массовое уничтожение икон. Десятки тысяч икон были сожжены в огромных кострах в Москве, Твери, Туле, Серпухове и т.д… Журнал «Безбожник» в это время издавался 70-тысячным тиражом.
В течение 1937—1938 НКВД провёл ещё несколько операций по арестам и расстрелам духовенства. К 1939 году церковная структура по всей стране была практически уничтожена; епархии как административные единицы фактически исчезли, значительная часть духовенства истреблена физически или находилась в лагерях. Тем не менее, властям к тому же 1939 году стало ясно, что попытки решить поставленную задачу полного искоренения религии в СССР провалились [151, 152, «Википедия»].
Провалились эти попытки и в селе Опокове (Палатки), где в течение всего периода существования советской власти наши бабушки и прабабушки хранили веру православную, молясь за своих близких и за родную землю.
Сведения о последнем Опоковском (Палатковском) священнике, пострадавшем за веру, были найдены в Интернете.
Заболотский Павел Петрович 1845 г.р., протоиерей, г. Юхнов, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Калужская обл. Расстрелян по ложному приговору Юхновского ВЧК в ночь с 19 на 20 сентября 1918 года у опушки леса на северной окраине города. Дата заседания комиссии 18.10.2005. Дело готово для передачи в Синодальную комиссию.
и Сергиевский Капитон Иванович, священник с. Аксинино, Юхновского р-на, Калужской обл. Расстрелян по ложному приговору Юхновского ВЧК в ночь с 19 на 20 сентября 1918 года у опушки леса на северной окраине города. Дата заседания комиссии 07.02.2006. Дело готово для передачи в Синодальную комиссию.
Будем помнить этих святых людей.
Будем помнить и простых сельских священников и псаломщиков,
которые сеяли «разумное, доброе, вечное» среди своей паствы,
которые словом своим помогали людям бороться со страстями, переживать горе и справляться с житейскими трудностями,
которые за мизерную плату, а порой и безвозмездно, учили крестьянских ребятишек Закону Божию и грамоте.
Будем помнить и Опоковских меценатов – тех, на чьи средства строилась, восстанавливалась и благоукрашалась наша церковь.
Они заслуживают того, чтобы их помнили.
Вечная им память.
Спас-Купалище. Место силы
Место, овеянное легендами
Говорят, что здесь любил охотиться князь Андрей Боголюбский, а царь Иван Грозный чуть не утонул в местной реке. Место, овеянное легендами, скрытое от посторонних глаз густыми лесами и до недавнего времени бездорожьем… Все это — о Спас-Купалище, небольшом селе в Судогодском районе. Ведущая краеведческих турниров, проводимых на базе общественной организации «Милосердие и порядок», Оксана Завьялова приоткрывает для читателей «Призыва» тайны этого уникального уголка Владимирского края. Итак, почему это место такое интересное и чем здесь можно заняться? Приглашаем на виртуальную экскурсию. И очень надеемся, что скоро будет возможна реальная!
— В ходе подготовки к краеведческим турнирам я узнаю много нового из истории нашей области. Участники конкурсов рассказывают об архитектурных и природных достопримечательностях своих населенных пунктов. Можно составить план поездок выходного дня на все лето. Я стараюсь каждый раз открывать для себя новые уголки малой родины. Но есть такие места, куда хочется возвращаться снова и снова. Для меня это Спас-Купалище. Здесь необыкновенный воздух соснового бора, умиротворяющая тишина. Здесь забываешь обо всех делах. Хочется одного – взять любимую книжку, сесть на берегу реки и наслаждаться окружающей тебя природой, — говорит Оксана.
Посетить Спасо-Преображенский храм
Когда вы доберетесь до Спас-Купалища, лес расступится, и вы увидите перед собой красивейший Спасо-Преображенский храм. Он стоит на высоком берегу, в месте, где соединяются реки Судогда и Клязьма. По преданию, возвращаясь из Казанского похода, царь Иван Грозный решил искупаться в этом живописном месте. И чуть не утонул. Призвав на помощь Спасителя, Иван Грозный дал обет: если останется жив, то выстроит здесь церковь. Случилось чудо – царь спасся. В благодарность самодержец повелел построить на обрыве деревянный храм. Церковь до наших дней не дожила, но свидетельства о ней сохранились в патриарших книгах аж за 1628 год.
В конце XIX века на средства прихожан был возведен новый каменный храм с колокольней. Закрыли его в начале 1950-х. Он был разграблен и постепенно разрушался. В 90-е годы постройка представляла собой жалкое зрелище. Второе рождение Преображенский храм получил уже в XXI веке, когда здесь открыли подворье Свято-Боголюбского монастыря. За последние годы Преображенский храм восстановили, сестры обители написали для него иконы, на подворье построили новые корпуса и хозяйственные постройки.
На территорию монастыря пускают свободно. Богослужения в храме совершаются ежедневно. Утреннее начинается в 6.00, вечернее – в 16.00.
Попробовать монастырский сыр
В монастыре разводят коров – молочная продукция здесь всегда высокого качества. Здесь можно приобрести свежайшие молоко, сметану, творог, сыр, брынзу, кефир и даже сгущенку. Также можно купить монастырскую выпечку и травяной чай.
Набрать воды из святого источника
Целебный источник расположен недалеко монастыря. К нему ведет указатель. Назван он в честь святого Вонифатия. Этому святому молятся об исцелении от алкоголизма и наркомании. Говорят, что после того как источник облагородили, произошел удивительный случай. Турист вечером приехал сюда окунуться в купели, а на обратном пути заблудился. Начинало темнеть, и вдруг мужчина увидел на развилке молодого человека. Тот показал ему дорогу и исчез. Когда на следующий день этот мужчина приехал на подворье, он сразу узнал на иконе Вонифатия своего необычного спутника.
Так что обязательно наберите целебной воды. Если забыли емкость, то можно приобрести пятилитровые бутыли в монастыре.
Насладиться прекрасными видами
Удивительная природа в Спас-Купалище. Летом здесь можно увидеть песчаную косу, которая разделяет две реки. В Судогде вода прохладная, в Клязьме – теплая.
Это информация для тех, кто купается на свой страх и риск, потому что оборудованных пляжей здесь нет. Часто сюда приезжают туристы на отдых с палатками, любят это место и рыбаки. Полюбите его и вы!
Как доехать
От Владимира до Спас-Купалища – 40 с небольшим километров. Конечно, удобнее всего преодолеть этот путь на автомобиле. Едем из Загородного парка в сторону Мурома до Южной объездной. Выезжаем на трассу в сторону Нижнего Новгорода. По объездной ехать около четырех километров. С правой стороны будет указатель на деревню Смыково. Перестраиваемся в левый ряд, разворачиваемся и сразу же перестраиваемся в правый ряд. Направо будет указатель на Мичурино, едем туда. Практически сразу увидите табличку «Спас-Купалище». Пять километров по новой асфальтовой дороге — и мы на месте.
Можно добраться до Спас-Купалища и на общественном транспорте. С Владимирского автовокзала ходит автобус в направлении д. Смыково. Идти пешком придется около четырех километров. Перед поездкой расписание лучше уточнить в справочной автовокзала.