церковь спаса в дечанах
Мужской монастырь Высокие Дечаны
Монастырь Высокие Дечаны (серб. Манастир Високи Дечани) — главный сербский православный монастырь в Косове, основан в королём Стефаном Дечанским в 1327 году. Главный собор монастыря — крупнейший средневековый храм на Балканах, обладающий самым большим из сохранившихся собраний византийских фресок.
Содержание
История [ править ]
Монастырь был основан королём Стефаном Дечанским в 1327 году. Грамота об основании датирована 1330 годом. В 1331 году король Стефан умер и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Действительно, эпитет «дечанский» говорит о короле, как основателе монастыря. Строительство было продолжено его сыном Стефаном Душаном вплоть до 1335 года, а роспись стен была завершена только к 1350 году.
Эпоха реставрации Печской патриархии, во второй половине XVI века становится самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII века монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополняются драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период становится работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги. Во время «великого переселения сербов» и правления патриарха Арсения III Чарноевича монастырь грабят турки. Наступают тяжелые времена, когда монастырь едва сумел сохранить численность своей монашеской братии.
Князь Милош строит вспомогательное здание монастыря в 1836 году, а князь Александр в 1849 году дарит монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX века обновлены все монастырские здания.
Современное состояние [ править ]
В 2004 году монастырь был внесен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Фрески монастыря были охарактеризованы как «одни из наиболее ценных экспонатов палеологовского ренессанса в византийском изобразительном искусстве» и «ценное отображение жизни XIV века». В 2006 году он был зачислен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, по причине возможных атак албанских боевиков. Находится под защитой KFOR.
Високи Дечани – общежитейный мужской монастырь, в котором монашеская традиция непрерывно передается с XIV в. Сегодня в обители подвизаются 20 монахов и послушников. Настоятелем обители является архимандрит Савва (Янич), который руководит братией с 2011 г. Монахи несут различные послушания: занимаются иконописью, резьбой по дереву, сельским хозяйством. В монастыре развита благотворительная деятельность.
Архитектура и внутреннее убранство [ править ]
Главный собор посвящён Спасу Вседержителю (Пантократору) и сложен из пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из Котора. Он отличается от других сербских храмов того времени своими внушительными размерами и заметными романскими чертами. Церковь Пантократора имеет сложную структуру — это 5-нефная в центральной части и 3-хнефная в притворе базилика. Сочетающая черты базилики и крестово-купольного храма церковь отличается стройными, гармоничными пропорциями, богатством декоративного убранства (двухцветные ряды полированного мрамора на фасадах, беломраморные рельефы с сочными узорами).
В интерьере церкви — около 1000 изображений отдельных святых, все основные сюжеты Нового завета, фрески с портретами царей из рода Неманичей (XIV в.).
Род Неманичей (Лоза Неманичей) [ править ]
На восточной стене притвора, чуть южнее ведущего в наос портала, написано изображение родословного древа династии Неманичей в виде лозы. Эта композиция развивалась в сербской живописи начиная с фресок монастыря Грачаница.
Корень лозы держит в руках святой Симеон Неманя, а слева и справа от него стоят его сыновья, святой Сава, основатель автокефальной Сербской Церкви, и святой Стефан Первовенчанный, учредивший в Сербии королевскую власть. Над ними среди веточек лозы и цветов представлены остальные члены династии; некоторые изображены в полный рост, а некоторые только по пояс. Ни одна подробность фрески не случайна; как и в других дечанских композициях, все здесь тщательно продумано и изображено. Фреска имела цель подчеркнуть древность правящей династии, крайними потомками которой были основатели дечанского собора, и показать, что их власть, так же, как и власть их предков, получена по праву семейного наследия и благословению Божьему.
Перед фреской установлен высеченный из мраморной брекчии сосуд для освященной крещенской воды.
Ризница [ править ]
Дечанская ризница является настоящей сокровищницей. В ней хранится множество древних икон, написанных с момента основания монастыря до позднего средневековья (до конца XVII в.). Из первоначальных алтарных икон (ок. 1340 г.) сохранилось пять редких икон Христа, Богородицы, Архангела Гавриила, св. Иоанна Крестителя и свт. Николая. Большинство образов, написанных раньше XVIII в., являются драгоценными произведениями искусства, а некоторые относятся к высшим достижениям сербской, и даже византийской иконописи. Это самая богатая коллекция икон в Сербии.
Коллекция монастырской ризницы насчитывает около 160 рукописных и 17 старинных печатных книг. Большинство из них богослужебные – Четвероевангелия, апостолы, служебники, минеи и часословы, но есть также и труды святоотеческой литературы, прологи в стихах и рукописные документы, связанные с жизнью монастыря.
В ризнице представлены и произведения сербского ювелирного искусства. Предметы из драгоценных и других металлов XVI-XIX вв. составляют одно из крупнейших и наиболее ценных ее собраний.
Здесь также сохранилась значительная коллекция деревянных предметов, украшенных резьбой и инкрустацией, датированные XIV-XVII вв. Самым знаменитым в коллекции деревянных предметов в Дечанах является кивот святого Стефана Дечанского (1343 г.), игуменский трон (XIV в.), стасидии из XVII века, крест старца Нестора, созданный в 1565 г. и др.
Скиты [ править ]
Скит Святого Короля Дечанского находится высоко среди скал на левом берегу р. Бистрицы. Остатки средневековых скитов, в которых монахи пребывали в уединении, находятся в скалистой горной местности неподалеку от монастыря. Письменные источники сообщают, что в середине XIV в. здесь жили великий старец и подвижник Авраам, и потомок знатного рода, образованный и многоопытный великий старец Спиридон с послушником Иаковом. Позже к ним присоединился и знаменитый пустынножитель Ефрем, ставший впоследствии Патриархом Сербским.
Самым известным является скит Пресвятой Богородицы в месте Белае (Белаје), находящийся в двух часах ходьбы от монастыря, высоко среди скал на левом берегу Бистрицы. Пещера крайне труднодоступна, ее внутреннее пространство было обтесано и приспособлено под часовню, на стенах которой сохранились остатки фресок большой художественной ценности. В прилегающих к часовне кельях переписывались и украшались книги; некоторые из которых хранятся в монастырской ризнице.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Ее мощи находятся в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово
Если вы путешествуете на собственном автомобиле, то для автомобилей с сербскими номерами нет необходимости платить пошлину при въезде в Косово и Метохию. При въезде из центральной Сербии лучше всего добираться со стороны Косовской Митровицы (90 минут в пути) или через пограничный переход в Мердаре (120 минут в пути). Со стороны Черногории от пограничного перехода Кула до монастыря дорога займет около 60 минут.
Из Белграда отправляются регулярные рейсы до Гораждеваца, недалеко от Печи. Оттуда до монастыря можно доехать на такси за 10 евро.
Паломнику [ править ]
Богослужения: Устав обители включает полный круг дневных богослужений, которые начинаются в шесть часов утра с полунощницы, часов и Литургии, и заканчиваются в конце дня вечерней службой и повечерием. Особенно торжественны всенощные бдения накануне воскресения и великих праздников; они продолжаются по несколько часов, а храм в это время освещен десятками свеч, которые зажигаются на знаменитом дечанском хоросе. Наиболее великолепны праздничные и воскресные Литургии, когда служит игумен монастыря архимандрит Савва в сослужении иеромонахов. Пение братии и церковное благолепие на этих службах производят особенно сильное впечатление.
Ежедневно читается акафист cвятому Королю Стефану, а по четвергам на вечерней ему служится молебный канон, на котором собираются как сербские паломники, так и желающие познакомиться с православным богослужением иностранцы.
Самый торжественный день в году – праздник основателя монастыря, Святого Короля Стефана Дечанского (11/24ого ноября). Согласно традиции монастыря, в этот день в обители совершаются монашеские постриги или священнические хиротонии. На этом празднике в храме собирается и по несколько сотен паломников.
Важно: Если вы собираетесь переночевать в монастыре, сообщите об этом заранее, чтобы получить благословение от настоятеля.
ВЫСОКИЕ ДЕЧАНЫ
Монастырь Высокие Дечаны. Вид сверху. |
Царская лавра Высокие Дечаны в честь Вознесения Господня (серб. Високи Дечани), мужской монастырь Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви
Расположен в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, в нескольких километрах к западу от посёлка Дечаны, в 17 км южнее города Печ.
Эпоха реставрации Печской Патриархии, во второй половине XVI века, стала самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII века монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополнились драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период была работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги.
Во время Великого переселения сербов и патриаршества Арсения (Черноевича) в конце XVII века монастырь был разграблен турками. Наступили тяжелые времена, когда монастырь едва сохранял численность своей монашеской братии.
В 1836 году князь Милош Обренович построил вспомогательное здание монастыря, а в 1849 году князь Александр Карагеоргиевич подарил монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX века были обновлены все монастырские здания. В начале XX века со Святой Горы Афон в Дечаны был приглашен иеросхимонах Кирилл (Абрамов) с русской братией для возрождения пришедшей в запустение обители. Через некоторое время монастырь вновь начал процветать. Позднее обитель возглавил другой русский подвижник, владыка Митрофан (Абрамов). В предвоенный период в монастыря действовала монашеская школа.
В марте 1992 года в обитель перешла группа монахов из Чернорецкого монастыря. Тогда же в Дечанах возродилось общежитие и монастырь скоро вырос в самую многочисленную мужскую обитель Сербской Церкви. День здесь начинался очень рано с утреннего богослужения по древнему Афонскому правилу. После завтрака все расходились на послушания в сад, огород, виноградник, пасеку, коровник и многочисленные мастерские. В горячую летнюю пору в сельскохозяйственных работах принимали участие все монахи, независимо от сана. Помимо хозяйственных обязанностей и работы на кухне, поочередно исполняемой всеми монахами, у каждого было особое послушание в иконописной, дуборезной, швейной мастерской. Отцы монастыря занимались издательской и миссионерской деятельностью.
Бомбардировки НАТО 1999 года и последующие события не смогли изгнать монахов из обители, хотя монастырь оказался в положении постоянной осады. Большую самоотверженность проявили охраняющие монастырь итальянские военные, которые блокировали любую попытку штурма со стороны албанцев. При этом во время войны монахи спасли жизни многим местным албанцам, нашедшим защиту в стенах монастыря. В 2004 году монастырь был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Статистика
Спасский храм
Настоятели
Святыни
Использованные материалы
[1] Имя фра Витта написано на южном портале Спасского монастырского храма.
galeneastro
LiveEphemeris
Символы на загадочных фресках
Рельеф храма. Крест Господен, Животворящее Древо
Фреска «Распятие Христа»
Фреска «Воскресение»
Дечанские монахи, когда специалисты обратились к ним за разъяснениями по поводу рисунков «кораблей», ответили, что это, видимо, изображения солнца и луны, поскольку, согласно легенде Нового завета, когда Христос был распят, произошло якобы затмение солнца.
Вавилонский царь представляет дочь богине
Символы Венеры, Луны и Солнца на стеле
Эта шумерская триада богов заняла в свое время важное место в вавилонском пантеоне. В Вавилоне первое место отводилось богу Солнца. Ежедневной победе восходящего солнца над тьмой ночи соответствовала ежегодная победа весеннего солнца, которое после мрачных зимних месяцев шлет на землю свой сияющий свет.
Ассирийский Бог Солнца
Крылатый бог Солнца и Древо Жизни у шумеров
Нинурт, в шумерском мифотворчестве бог-герой, сын грозного бога Энлиля, указывает на символ Венеры. Символ бога Солнца следует за символом Луны. На груди Нинурта симол солнечного божества в центре.
Набонид, царь Вавилона и символы божественной триады
Более того, вавилонские жрецы создали своеобразное монотеистическое учение. Cогласно этому учению, существовал только один бог Солнца, все остальные боги — это лишь разные его проявления. Но попытка введения монотеизма не удалась из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежних богов продолжали почитать. Шумеры почитали Инанну, богиню плодородия. В вавилонскую эпоху ее стали называть Иштар. Вечерняя звезда — символ ее как богини-матери, богини роскошно цветущего плодородия и чувственной любви. В виде утренней звезды, предвестницы ясного дня, ее представляли великой и святой богиней, воинственной дочерью неба. Триады встречаются у многих народов, в христианстве учение о троице появилось спустя 300 лет после смерти Христа.
Монастырь Высокие Дечаны: «Несвети а свети» для несвятых святых
Идею поехать в знаменитый сербский монастырь Высокие Дечаны подал сам Тихомир: «У меня весь день свободен – поехали в монастырь!» – «Да с радостью! Только мы дороги не знаем». – «Зато я знаю. Поехали, говорю».
Рабочие, занятые каким-то заданием, не очень-то охотно отвечают на провозглашенный «Добар дан!» «Так это же албанцы! – поясняют нам итальянцы, солдаты КФОР (международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово. – Прим.ред.). – Они и не ответят. Хотя с монахами у них отношения вполне хорошие, но с вами они разговаривать и не подумают. Ладно, получайте пропуск и проходите. Только поосторожнее, и чтобы без провокаций тут, capisco?» – «Да все мы понимаем, какие еще провокации?!» – «Бывает, бывает. Правда, не от православных».
Заходим. Несколько шагов – и сам воздух меняется. Мы к этому уже привыкли, наверное, поэтому всякий раз, когда приезжаем в Косово, стремимся большую часть времени проводить именно в монастырях. Нас встречает деловитый, добрый и немного строгий отец Петр (Роевич). Отец Петр немедленно повел нас в трапезную и предложил традиционное угощение, согласившись немного рассказать об этой удивительной обители.
– Отец Петр, расскажите, пожалуйста, немного об истории Высоких Дечан.
– Монастырь Высокие Дечаны был основан сербским королем Стефаном Урошем III Дечанским, сыном святого короля Милутина и отцом сербского короля Душана. Церковь празднует его память как великомученика 24-го ноября по новому стилю. Десятилетним мальчиком он был отдан в заложники татарскому хану Ногаю. В молодости, несправедливо обвиненный в намерении свергнуть своего отца с престола, Стефан был ослеплен, сослан в Константинополь и заключен в монастырь Христа Пантократора. Своей молитвенной жизнью, кротостью и милосердием он стяжал уважение братии, знати и самого императора – Андроника II. После семилетнего заточения в монастыре, благодаря участию сербских и византийских епископов, произошло его примирение с отцом. После смерти святого короля Милутина в 1322-м году Стефан был коронован под именем Урош III. Перед коронацией Стефан вновь обрел зрение. Он снял с глаз повязку и объявил о чудесном исцелении, дарованном ему по молитвам святителя Николая Чудотворца. Стефан Урош III унаследовал от отца мощную державу, с развитым сельским хозяйством и торговлей, богатую золотыми и серебряными рудниками. Он правил Сербией мудро, богоугодно и человеколюбиво. Король занимался благотворительностью, строительством и украшением храмов и монастырей в своем отечестве и за его пределами – в Святой Земле, Александрии, на Синае, Фессалии, Константинополе, на Афоне.
Вершиной его ктиторской деятельности стало строительство монастыря Высокие Дечаны, благодаря которому святой король и был назван Дечанским. Исполненный благодарности Богу за все Его благодеяния, в 1327-м году король Стефан Урош III по благословению архиепископа Сербского Даниила II основывает монастырь Высокие Дечаны. Тогда была заложена церковь, и за восемь лет она была построена.
– Каковы особенности архитектуры и внутреннего интерьера собора?
– Нужно сказать, что при строительстве храма использовались только местные материалы: уникальные мрамор и оникс добывали тогда и продолжают добывать сегодня в этих краях. Потом церковь была украшена скульптурами в романо-готическом стиле, а фрески были выполнены в византийских традициях. Таким образом, в архитектуре монастыря органически соединились западная и восточная христианская традиции.
Такое соединение было характерно для периода правления «лозы Неманичей» – целого ряда святых сербских правителей, с XII-го по XIV-й век. Первый шедевр тех времен – это монастырь Студеница, «мать монастырей сербских», как он еще называется в нашей традиции, а Высокие Дечаны – это последняя архитектурная жемчужина того славного времени. Завершено было строительство, точнее, роспись храма фресками при сыне святого Стефана Дечанского, святом короле Душане в 1348-м году. Сам король Стефан не увидел красоту построенного храма и монастыря: он был убит в 1331-м году. Молодой король Душан, его сын, взял на себя заботу о благоустройстве и росписи собора. А в 1343-м году король Душан объявил грамотой о чудесном явлении благодати от мощей своего отца. Святой Стефан Дечанский явился церковному старосте и игумену монастыря и повелел им извлечь свое тело из могилы. Архиепископ и весь священный собор с молитвами открыли гроб и нашли в нем нетленные, источающие благоухание святые мощи короля. Их положили в киот и поставили перед иконостасом, чтобы все могли их видеть и поклониться им. Многие больные, слепые, глухонемые и расслабленные, бездетные женщины и душевнобольные подходили к святому с верой и молитвой и получали исцеление – так продолжается и по сей день.
Около тысячи фресок находятся здесь, в храме Вознесения Господня, занимая площадь около 4000 квадратных метров. Таким образом, это самое большое в мире сохранившееся собрание фресок, выполненных в византийском стиле. Что касается деталей, то фрески рассказывают о событиях Ветхого и Нового Заветов, об истории Церкви многих веков. Еще одной особенностью этого храма можно считать то, что это, пожалуй, единственный христианский храм на Балканах, который всегда оставался таким, каким он был построен, и не был превращен оккупантами в мечеть. Он несколько раз подвергался разорению и осквернению, но всегда отстраивался и приобретал свой первоначальный вид. Конечно, иноки монастыря и благотворители трудились над тем, чтобы сохранить монастырь, провести ремонт, заменить крышу, но само здание церкви, повторюсь, остается аутентичным: как храм выглядел в XIV веке, так он стоит и сейчас.
– Ставший, увы, традиционным, вопрос: чувствуется ли враждебность по отношению к Православию от живущих рядом с монастырем албанцев?
– Да, ощущается. Вообще, знаете, самым мирным в истории Высоких Дечан можно назвать только период в 50 лет до Косовской битвы (1389, окончилась победой турок над сербами и привела к падению сербского государства. – Прим.ред.) – вот тогда было мирно. А после битвы, после того, как на нашу землю пришли оккупанты – сначала турки, потом шиптары – враждебность не прекращалась, и не прекращается по сей день, вспыхивая вновь и вновь. В те годы в монастыре было большое число насельников, больше ста, потом их количество уменьшилось – в истории монастыря есть и преподобномученики, пострадавшие от мусульман за верность Христу. Во времена коммунизма здесь было мало монахов, 14 человек, потом стало побольше: сейчас нас здесь 25. Но мы не боимся: даже находясь во враждебном окружении, мы постоянно чувствуем заступничество святых покровителей, строителей монастыря, святых королей Стефана и Душана. В новейшее время Высокие Дечаны несколько раз подвергались обстрелу из гранатомета: в 2002-м, 2004-м и 2007-м. Несколько десятков мин было выпущено по монастырю. Были и другие провокации, например, попытки отнять монастырский лес или попросту сжечь его. Недавно – вы об этом знаете – оскорбительными граффити были расписаны монастырские ворота. Такова наша действительность – не слишком радостная вне стен монастыря, но полная любви и доверия к Господу и святым покровителям в обители.
Сейчас монастырь, как и во время Второй мировой войны, охраняют итальянские солдаты – они не позволяют уничтожить памятник культуры мирового значения. Но проблем, тем не менее, предостаточно – будь то с собственностью монастыря, его землями и так далее – всех сразу не перечислишь.
– Я слышал, что в этой обители принял Православие какой-то итальянский полковник или генерал. Это правда?
Случаев, когда здесь принимают Православие люди разных званий и наций, огромное количество
– Таких случаев, когда здесь принимают Православие люди разных званий и наций, огромное количество. И итальянцы, и немцы, и американцы, и албанцы – много таких. Возвращались в Православие из католичества, протестантизма, переходили из ислама…Только несколько дней назад здесь принял Православие один хорват. Люди чувствуют здесь присутствие Бога, чувствуют благодатную помощь, энергию, можно сказать, которая исходит от мощей святого Стефана Дечанского, и поступают так, как им велит образумившееся сердце: приходят к Христу. К мощам святого Стефана приходят и албанцы-мусульмане, зная, что они могут получить помощь от него: думается, здесь не столько погоня «за чудом», а искреннее, пусть и потаенное, желание быть ближе к Истинному Богу.
Это наша миссия – помочь человеку с исковерканной душой встать на правильную дорогу
Каждую неделю, по четвергам, мы служим молебен святому Стефану. Стоит видеть, сколько человек приходят на него, и что это за люди! Здесь и солдаты КФОР, и представители миссии ЕУЛЕКС (специальная миссия ЕС, состоящая из гражданских лиц и представителей правоохранительных органов, размещенная в Косово. – Прим. ред), и местные жители, и, конечно, паломники: такое, знаете, тихое, многими невидимое, но – настоящее торжество Православия! Поистине: не в силе Бог, а в правде. Нет такого человека, я уверен, который вышел бы из монастыря таким же, каким вошел сюда: о слишком важном в жизни (и смерти) предлагается здесь задуматься человеку. Конечно, многих сначала привлекает красота православного богослужения, средневековая архитектура, монастырское пение, космический свет светильников, паникадила, но эти внешние впечатления тоже служат свою службу: они помогают человеку глубже заглянуть в собственное сердце и быть с Христом откровеннее. Многие, очень многие люди, живущие в западных странах, открывают здесь для себя Христа: признают, что так называемая «западная цивилизация» и созданный ею религиозный культ потребления и удовольствий во что бы то ни стало, господствующий в этих странах, является антихристианским по своей сущности. Они видят это, ужасаются и возвращаются ко Христу. Можно назвать это нашей миссией сегодня: помочь человеку с исковерканной душой встать на правильную дорогу.
Тихое, многими невидимое, но – настоящее торжество Православия!
– У монастыря Высокие Дечаны сложились добрые отношения со Сретенским монастырем в Москве, не так ли?
– О, да! Давние и добрые братские отношения. Мы очень любим отца Игнатия (Шестакова), который часто приезжает к нам и делает многое, чтобы вести о жизни православных сербов Косово и Метохии достигали русских братьев. Необходимо с благодарностью сказать и о той большой помощи, которую оказывает Сретенский монастырь, его наместник, архимандрит Тихон (Шевкунов), братия и прихожане православной семинарии в Призрене. Как вы знаете, семинария была сожжена в 2004 году, и во многом благодаря помощи Сретенского монастыря она восстановлена, там снова идет преподавание: мы можем надеяться на появление нового поколения священнослужителей и богословов на нашей земле.
Мы с благодарностью читаем сообщения на сайте Православие.Ru о жизни нашей епархии в Косово и Метохии, о жизни православных сербов в анклавах: нельзя об этом забывать – нужно постоянно рассказывать миру правду. Очень многое значит для нас братская любовь России, поверьте.
– В книжной лавке монастыря я заметил второе издание книги отца Тихона «Несвятые святые», по-сербски «Несвети а свети». Судя по всему, книга пользуется большим спросом?
– Еще каким! Открою небольшой секрет: всем известно, что за монастырской трапезой читаются поучения святых отцов, жития святых, не так ли? А секрет в том, что в последнее время за нашей монастырской трапезой часто читается именно эта книга, «Несвети а свети». Мы всем советуем ее прочитать: и язык прекрасный, и люди, о которых в ней рассказывается, достойны любви и уважения. И молитв, конечно. Есть место и улыбке, подчас грустной, но эта улыбка помогает молитве. Ведь в ней рассказывается о наших современниках – таких людях, которые, преодолевая с Божией помощью многочисленные и страшные испытания, показывают нам пример достойной христианской жизни, будучи поначалу «несвети», но становясь все ж таки «свети» – их примеры очень нужны современному, слабому человеку. В книге говорится об истинных богоискателях, истинных подвижниках нашего времени. Надо о них знать? Очень надо.
Косово и Метохия – это сердце Сербии и сербского Православия
– Остается ли надежда на то, что Косово и Метохия вновь станет сербским краем, что сербы здесь вновь будут чувствовать себя настоящими хозяевами?
– Косово и Метохия останется сербским навсегда – это же сердце Сербии и сербского Православия. А надежда на достойную жизнь сербов на своей земле, конечно, остается. Для того мы здесь и находимся, за это мы молимся, надеясь на помощь Господа, на прощение наших грехов и на ваши молитвы, русские братья. Как у нас говорят: «Чтобы вернуться на Косово, сначала нужно вернуться к Богу». По-моему, это главное условие восстановления справедливости – вернуться ко Христу. А с Христом нам не страшен никто и ничто. России же и русским, как и всем народам на свете, мы желаем, прежде всего, мира и любви – и в сердце, и на земле. Спаси Господь!