церковь сретения господня в новой деревне
Сретенский храм, г. Пушкино, мкр-н Новая Деревня
Церковь Сретения Господня в м-н Новая Деревня г.Пушкино Московской области является памятником деревянного зодчества.
Снопы солнечного света льются из окон в храм. Падают на широкие доски пола.
Показать полностью. Дерево долго держит запахи леса, смолистой хвои, и будто слышишь тяжкие удары топора и шум падающей красавицы сосны. Упало дерево на лесной делянке, чтобы обернуться венцом в срубе, сменить отслуживших свой век прародителей – сгнивших венцов и сохранить образ памятника народного зодчества. Казалось бы, дерево – недолговечный материал, но как оно может дарить людям ощущение тепла и уюта.
Сретенская церковь прячется в зелени деревьев. Резное кружево украшает наличники окон. А в храме всё дышит стариной и благолепием. Теплятся лампады перед ажурными киотами с витыми колонками. Они красиво очерчивают одухотворенные лики Спасителя, Божией Матери и святых.
Путь к Троице-Сергиевой лавре исстари был заселен крупными придорожными селами. Особенно густо заселяется дачниками старинное село Пушкино. Местный Никольский храм стал слишком мал для большого количества молящихся в летнее время, потому в Консисторию от местных жителей поступило прошение о дозволении при Пушкинской станции построить деревянную церковь. Прошение было подано члену Святейшего Правительствующего Синода Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому.
В 1974 г. около железнодорожной станции г. Пушкино по благословению митрополита Московского Иннокентия была построена деревянная цер-ковь Боголюбской иконы Божией Матери, но поскольку зимой в ней было холодно, то поступило прошение от богомольцев на имя Владыки с просьбой: «На достаточном расстоянии от существующей на этой же церковной земле построить новую небольшую теплую деревянную церковь в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия». Труд по построению храма на добровольные пожертвования отчасти взяли на себя верующие, а также на собственные средства потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Медынцев под наблюдением местного священника. Был пред-ставлен проект храма, составленный архитектором надворным советником Николаем Васильевичем Никитиным.
Согласно благословению митрополита Московского Иннокентия в 1875 г. и была построена теплая деревянная церковь во имя Святого Духа.
Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот теплый храм Святого Духа, которую в 1922 году перевезли в Новую Деревню, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде храма.
Адрес и телефон храма:
г. Пушкино, м-н Новая Деревня, ул. Центральная, 17 тел.8-496-532-45-05
Как доехать общественным транспортом:
От ст. Пушкино маршрутки №3,12,7; авт.24 до храма в Новой Деревне.
Как доехать на машине: По Ярославскому шоссе до г. Пушкино, далее по староярославскому шоссе до храма в Новой Деревне.
ПРАЗДНИКИ:
15 февраля – Сретение Господня, престольный праздник
12 сентября, 6 декабря — престольный праздник в храме св. благоверного князя
Сретенский Храм в Новой Деревне
Сама церковь практически не изменилась
Только рядом вырос огромный по сравнению с ней, красного кирпича храм с необычным угловым входом.
Храм этот посвящен св. Александру Невскому. Но фотография при входе в Храм говорит о другом Александре – Александре Мене.
В глубине церковной территории, между Храмами расположена могила Александра Меня.
Меня заинтересовали памятные доски на стене Сретенской церкви. Этих досок во времена Советской Власти точно не было.
Одна из них рассказывает об истории самой церкви:
А вторая посвящена ещё одному священнику, служившему в этой церкви – протоирею Алексею Введенскому.
Если про о. Александра Меня и его служение в этой церкви известно многим, то имя о. Алексея Введенского мне было неизвестно.
Попытался найти интересующую меня информацию, и вот что удалось узнать:
Священномученик Алексий (Введенский)
Священномученик Алексий родился 16 мая 1890 года в селе Данилово Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Григория Введенского. В 1904 году Алексей Григорьевич окончил Донское духовное училище, в 1911 году – Московскую духовную семинарию. В годы обучения в семинарии отец Алексий посещал иеромонаха Варнаву (Меркулова), а позже – старца Ипполита, духовника разогнанной братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
По окончании семинарии Алексей Григорьевич был назначен учителем в школу в селе Левково Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1912 году Алексей Григорьевич женился на выпускнице Филаретовского епархиального женского училища – Елене Александровне Воскресенской. В 1913 году умер священник в селе Левково, на его место к Ильинской церкви был рукоположен во священника Алексей Введенский. Впоследствии отец Алексий был возведен в сан протоиерея.
С приходом новой власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1930 году у отца Алексия были отняты дом и имущество. Отец Алексий вместе с супругой и двумя детьми перебрался в деревню Самаровка Болшевского района Московской области. Некоторое время он служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Костино.
23 июня 1930 года протоиерей Алексий Введенский был назначен настоятелем храма Сретения Господня в Новой Деревне Пушкинского района Московской области. Семья поселилась в маленькой церковной избушке около храма.
В апреле 1931 года, во время Великого поста, сельсовет предложил отцу Алексию «приступить к пилке леса для моста в свободное от богослужений время». Кроме этого, отец Алексий как священнослужитель был обложен различными налогами, которые с трудом удавалось платить.
27 ноября 1937 года руководители НКВД Московской области Якубович, Булыжников и Персиц подписали справку на арест отца Алексия. В одиннадцатом часу вечера к церкви подъехала машина. Из неё вышли трое и направились к домику священника. Отца Алексия арестовали. Посадив священника в машину, сотрудники НКВД отвезли его в камеру предварительного заключения при районном отделении милиции в Пушкино. Утром Елена Александровна вместе с младшим сыном Валентином понесли передачу. Стоя около тюремных окон, она увидела в одном из них отца Алексия, который успел помахать ей рукой и крикнуть: «Береги Валю!»
В скором времени отца Алексия перевели в московскую Таганскую тюрьму. Здесь 1 декабря он был допрошен.
– Ваше отношение к советской власти? – спросил следователь.
– Мое отношение к советской власти лояльное, – ответил отец Алексий.
– Вы следствию говорите неправду. Следствие располагает точными данными о том, что вы, будучи враждебно настроенным к советской власти, среди окружающих проводили антисоветскую агитацию. Следствие требует от вас правдивых показаний.
– Никакой антисоветской агитации я не вел. В сентябре 1937 года я выражал свое недовольство советской властью за то, что финансовые органы обложили меня большим подоходным налогом, чем моих собратьев, работающих в церквях городского значения. Об этом я говорил в кругу близких мне собратьев по службе, а не среди населения.
– Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности.
– Никакой контрреволюционной деятельности я не вел.
Следователями были допрошены два штатных свидетеля: священники Михаил Толузаков и Степан Марков, которые служили в Москве и никогда не встречались с отцом Алексием. Они подписали необходимые показания.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
С этапом заключенных он прибыл в Самарлаг НКВД. В один день с ним был осужден к такому же сроку священник Феодор Грудаков. Они учились в одном классе семинарии, а теперь выпало вместе отбывать наказание на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. По здоровью отец Алексий сразу получил третью категорию инвалидности.
Из заключения отец Алексий отправил супруге несколько писем. Последнее она получила 11 декабря, а через некоторое время было получено письмо от отца Феодора.
«Глубокоуважаемая Елена Александровна! Сообщаю Вам печальную и грустную весть: не стало Алексея Григорьевича. В ночь с 22 на 23 декабря в 3 часа 45 минут он скончался. Не нахожу слов, да и бесполезны они, чтобы утешить Вас. И словами не залечишь той раны душевной, которую Вы получаете при такой утрате. Но надеюсь, Вы найдете утешение в том, в чем утешал себя Алексей Григорьевич, – в вере.
Конечно, постарайтесь сделать то, что ему как христианину нужно. Мне не пишите. Представится случай, сообщу все подробности о его жизни и смерти. С полным сочувствием и соболезнованием к Вам. Берегите себя для Вашего мальчика. Оставшиеся на его счету деньги, думаю, будут Вам высланы. Об этом с сообщением Вашего адреса сделано заявление мною».
Отец Феодор сам умер в лагере от непосильного труда и голода 26 ноября 1940 года и был, как и отец Алексий, погребен в безвестной могиле.
6 октября 2003 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было постановлено включить протоиерея Алексия Введенского в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Даты памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских (первое воскресение, начиная от 25.01/07.02), день мученической кончины – 10/23 декабря.
( Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том III.
Составитель – священник Максим Максимов.)
В жестокое время довелось жить о. Алексею. До конца он остался верен своему служению Господу.
Но подвела отца Алексея, скорее, вера в людей близких. Оказался среди «собратьев по службе» свой Иуда, который и донес сотрудникам НКВД слова протоиерея о несправедливости Советской Власти в налогообложении священников.
Сретенский храм г. Пушкино
Настоятель храма — протоиерей Иоанн Пеньтковский, 1948.
Расписание богослужений:
Среда—с 8.00,
Суббота – с 8.00, вечером служба с 15.30,
Воскресенье – 8.00- акафист, 8.30 –исповедь, 9.00-литургия
Под все великие и чтимые праздники всенощная в 15.30 и Литургия в 9.00.
При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.
Как добраться
Общественным транспортом: от ст. Пушкино маршрутки №6,14,35; автобусы 24,28 до остановки Новая Деревня, храм.
На машине: По Ярославскому шоссе до г. Пушкино, далее по Староярославскому шоссе до храма в Новой Деревне.
Общая информация
В 1874 г. около железнодорожной станции г. Пушкино по благословению митрополита Московского Иннокентия, была построена деревянная церковь Боголюбской иконы Божией Матери, но поскольку зимой в ней было холодно, то поступило прошение от богомольцев на имя Владыки с просьбой: «На достаточном расстоянии от существующей на этой же церковной земле построить новую небольшую теплую деревянную церковь в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия». Труд по построению храма на добровольные пожертвования отчасти взяли на себя верующие, а также — на собственные средства потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Медынцев, под наблюдением местного священника. Был представлен проект храма, составленный архитектором надворным советником Николаем Васильевичем Никитиным.
Согласно благословению митрополита Московского Иннокентия в 1875 г. и была построена теплая деревянная церковь во имя Святого Духа.
Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот теплый храм Святого Духа, которую в 1922 г. перевезли в Новую Деревню, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде храма.
В 1981 г. в храме был освящен приставной престол во имя Святого Духа.
Настоятелем с 1989г. по 1990г. служил протоиерей Александр Мень. Его мечта была построить на территории храма крестильню, но в сентябре 1990г. он был убит. Уже после его смерти рядом со Сретенской церковью 9 сентября 1992 года был заложен храм-крестильня во имя святого благоверного князя Александра Невского, а 20 ноября 2001 г. храм был торжественно освящен митрополитом Ювеналием. В прилегающих помещениях к храму разместились крестильня с купелью для взрослых, воскресная школа с классами, иконописная мастерская, библиотека, трапезная, зал для проведения приходских мероприятий.
Пушкинская церковь, переехавшая за три версты
История появления Сретенской церкви в Новой Деревне в Пушкино необычна: ее собрали в 1922 году уже после начала гонений на веру, и весь советский период храм оставался действующим. Первые полвека своей истории храм стоял у железнодорожного вокзала Пушкино, а в годы гражданской войны переехал на новое место, где стоит до сих пор. Церковь связана с именами архиепископа Амвросия Ключарева, священномученика Алексия Введенского и протоиерея Александра Меня.
Новая Деревня стоит на Старом Ярославском шоссе – бывшей Троицкой богомольной дороге, благодаря чему описание этого селения можно найти в двух книгах XIX века: «Путеводителе из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» Н.М. Снегирева и «Журнале пешеходцев от Москвы до Ростова, и обратно в Москву» М.Н. Макарова. Первый автор кратко и мимоходом упоминает деревню в главе о Братовщине: «Пропустим деревню Тарасовку на Клязьме и Новую деревню, где деревянные избы заменены каменными домиками…». Второй автор М.Н. Макаров рассказывает о Новой Деревне подробнее.
Этнограф писал, что население Новой деревни сильно отличалось бытом от соседей. Сюда якобы высылали людей из дальних мест, поэтому жильцы деревни, возможно, были потомками «мамистов, мордвы, чувашей, чухны» и прочих народностей. Также Макаров писал о недоброй славе этого отрезка Троицкого пути: «Встарь, как говорят, от Пушкина до Братовщины было жутко для пешеходцев и даже для немногочисленно проезжающих. Дикари Новодеревенские имели худую промышленность». Однако уже во времена Макарова разбой в этих местах ушел в прошлое, и большинство крестьян промышляло мирным делом – поставкой дров в Москву. По свидетельству Макарова в Новой деревне путешественника обступали толпы детей разного возраста и настойчиво просили милостыню. При этом большинство мальчиков и девочек выглядели вполне опрятно – здесь бытовал обычай просить подаяние «на гулянье» и «на пряник».
До революции в Новой деревне не было храма. История Сретенской церкви начинается в трех верстах от селения – у вокзала Пушкино. После строительства Московско-Ярославской железной дороги окрестности станции Пушкино становятся знаменитым дачным местом. Среди дачников были люди разных сословий, в их числе одним из первых стал известный церковный деятель, богослов и проповедник XIX столетия архиепископ Амвросий Ключарев. До принятия монашеского пострига и епископского сана, будучи настоятелем московского храма Казанской иконы Божией Матери у Калужской заставы, священник приобрел в Пушкино несколько десятин сосновой рощи. Ключарев стал инициатором строительства возле станции летней церкви для дачников, потому что ближайший Никольский храм находился далеко от вокзала и всегда был полон верующими окрестных деревень. В 1874 году построили деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Биограф Амвросия Ключарева писал: «Среди глубокого соснового бора, зелени и лугов, в светлом и просторном храме раздавалось слово церковного витии… внушавшего верным пользоваться летним отдыхом и свободою от суеты и шума города для молитвенного настроения души и сосредоточения мыслей и чувств в помышлении о едином на потребу».
Деревянная Боголюбская церковь не предназначалась для зимних служб, но уже в первый год выяснилось, что работники станции и крестьяне окрестных деревень хотели бы молиться здесь и в холодное время года. По этой причине рядом с Боголюбской церковью в 1875 году построили еще один маленький храм в честь Святого Духа. Меньший по размерам храм было дешевле отапливать зимой.
В начале XX века рядом с деревянной Боголюбской церковью построили новую каменную с тем же посвящением. Окруженная новодельными постройками эта церковь стоит недалеко от вокзала Пушкино и сегодня. Деревянный зимний храм Святого Духа в 1922 году разобрали, но не уничтожили, а перевезли в Новую Деревню. Храм переосвятили в честь Сретения Господня – так началась его история на новом месте.
На территории Сретенского храма есть три важных памятника. Слева у входа паломника встречает скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского, напоминающее о старом богомольном пути в Троицкую лавру. За алтарем с левой стороны стоит резной белокаменные крест над могилой известного богослова и проповедника XX века отца Александра Меня, который служил в этом храме последние двадцать лет жизни. К слову, Сретенский приход один из двух в Подмосковье, где особо чтут память отца Александра. Второй такой храм находится в поселке Семхоз в Сергиевом Посаде. Он построен на месте гибели священника. Наконец, третий памятный знак – это мраморный крест с ликом прославленного в 2003 году новомученика протоиерея Алексия Введенского.
Храм появился в Новой Деревне в советские годы и не закрывался, но его священнослужители не избежали преследований в годы гонений. Отец Алексий Введенский был назначен настоятелем в Сретенскую церковь в 1930-м году, в самое страшное для православной церкви десятилетие XX века. Вместе с супругой и сыном священник жил в небольшом доме у церкви, а в свободное от службы время по настоянию сельского совета работал на пилке леса. В 1937 году отца Алексия арестовали по обвинению в антисоветской агитации и приговорили к десяти годам трудовых лагерей. Ровно восемьдесят лет назад 23 декабря 1938 года священномученик скончался на строительстве Самарской теплоэлектроцентрали. Отец Алексий Введенский был погребен в безвестной могиле, а памятный крест у Сретенского храма – дань памяти прихожан.
Новая Деревня. Церковь Сретения Господня.
Сретенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Ныне существующая в Новой Деревне церковь Сретения Господня и есть тот теплый храм Святого Духа, который в 1922 г. перевезли в Новую Деревню, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде храма. В 1981 г. в храме был освящен приставной престол во имя Святого Духа.
Настоятелем с 1989 г. по 1990 г. служил протоиерей Александр Мень. Его мечта была построить на территории храма крестильню, но в сентябре 1990 г. он был убит. Уже после его смерти рядом со Сретенской церковью 9 сентября 1992 года был заложен храм-крестильня во имя святого благоверного князя Александра Невского, а 20 ноября 2001 г. храм был торжественно освящен митрополитом Ювеналием. В прилегающих помещениях к храму разместились крестильня с купелью для взрослых, воскресная школа с классами, иконописная мастерская, библиотека, трапезная, зал для проведения приходских мероприятий.
Церковь Сретения Господня в с.Новая Деревня является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).
Кирилл Аминов, 15 марта 2015 г.
«Дело о постройке новой деревянной тёплой церкви при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги Святейшего Правительствующего Синода члену Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому. Нижеподписавшиеся владельцы дач при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги. Всестороннейшее прошение. В 1874 году при Пушкинской станции Московско-Ярославской железной дороги по благословению и с разрешения Вашего Высокопреосвященства построена и освящена холодная деревянная церковь во имя Боголюбской Божией Матери, для совершения в ней богослужения преимущественно в летнее время для переезжающих на дачи из Москвы. Но в течение прошедшей зимы оказалось, что и в это время довольно было желающих присутствовать при богослужении из служащих при станции, торгующих возле оной, переселившихся из Москвы на постоянное жительство и из соседних деревень, удалённых от своих приходских церквей. Между тем, холод в церкви представлял важное неудобство для здоровья богомольцев, сделать тёплою существующую церковь по её архитектуре оказалось затруднительным, и отоплять по большому её размеру было бы очень дорого, пристраивать к ней тёплый придел значило бы повредить красоту здания. Посему мы признали за лучшее в достаточном расстоянии от существующей холодной церкви на этой же церковной земле построить новую небольшую деревянную церковь в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия с намерением совершать храмовый праздник на другой день Пятидесятницы. Труд построения церкви отчасти на доброхотные пожертвования, отчасти на собственные средства принял на себя под наблюдением местного священника и церковного старосты, изъявивших на построение означенного храма своё согласие, потомственный почётный гражданин Василий Алексеевич Медынцев. Вполне доверяя ему и представляя при сем проект означенного храма, составленный архитектором надворным советником Николаем Васильевичем Никитиным, всепокорнейши просим Ваше архирейское соизволение. Сентябрь. 1875 г. К сему прошению священник Боголюбской церкви, что при Пушкинской станции, Василий Некрасов руку приложил, потомственный почётный гражданин Медынцев, протоирей Алексей Ключарёв, архитектор надворный советник Н. В. Никитин».
Резолюция на прошение из Московской Духовной Консистории: «Согласно прошению священника, церковного старосты Боголюбской церкви. дозволить им на доброхотные пожертвования построить новую тёплую деревянную церковь во имя Сошествия Св. Духа, отдельно от существующей, но в достаточном от неё расстоянии на церковной земле. чтобы построение было произведено во всём согласно с одобренным планом под надзором техника, имеющего на то законное право и под наблюдением местного благочинного». Согласно документам известно, что в 1874 году была построена деревянная церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Далее на следующий год, в 1875 г., с разрешения и благословения была построена тёплая деревянная церковь, посвящённая Св. Духу.
Из книги: Китайгородский Г.Б. «Православные храмы и часовни Пушкинского благочиния». Изд-во при Художественно-производственном предпрятии Софрино, 2000 г.