церковь сретения владимирской иконы божией матери

Церковь сретения владимирской иконы божией матери

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (Сретенская церковь, Солдатская церковь)

Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы (около наплавного моста) по приказу великого князя Андрея Боголюбского в 1164 г. Повод для ее возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую по р. Клязьме в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 г. соборным причтом крестный ход был отменен.
Во время разорения Владимира в 1238 г. «дикия орды монголовъ ворвались въ городъ, между прочимъ, Воложскими воротами, бывшими близъ сей церкви, она конечно была разорена или, можетъ быть, совсемъ даже уничтожена». С тех пор она долго не возобновлялась.
В 1656 г. упоминается в архивах «прибылою вновь».
Очевидно, существующая в 1656 г. церковь пришла в ветхость. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. упоминается «церковь Пресвятыя Богородицы, деревянная, построена въ 1674 г.» Построение церкви в 1674 г. подтверждается заметкой в документах патриаршего казенного приказа: «178 (1670) г. июня 25 по челобитной Владимирскому богородицкому протопопу Андрею на церковное строение, что онъ строитъ на берегу церковь во имя Сретения Богородицы денегъ ему 10 руб. дано». Очевидно Сретенская церковь была приписана к Успенскому собору.
В 1710 и 1715 гг., как значится в патриарших данных книгах, при этой церкви был священник, а также и в 1722 г.

Владимирская Стрелецкая слобода

В Стрелецкой слободе или точнее в Гатилове слободе на реч. Лыбеди въ старину была церковь во имя св. Николая Чудотворца. В патриарших окладных книгах 136 (1628) г. значится: «церковь великаго чудотворца Николы за земляною осыпью в Стрелецкой слободе… дани 4 алтына». В писцовых книгах г. Владимира 1639 и 1640 гг. в Гатилове слободе значится «место церковное», что была церковь Николы Чудотворца воинского с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения, потому что положенная дань в 1628 г. была уплачена. Впоследствии же в патриарших окладных книгах под 164 (1656) г. стоит такая отметка: «церковь стоит пуста, попа и церковных причетников и приходских людей и церковные земли и никаких угодий нет, дани иметь не с чего и впредь той церкви в приходную книгу не писать».
Около полутораста лет в этой местности не было никакой церкви; затем, когда Казанская церковь Ямской слободы была перенесена на ее нынешнее место, когда сгорела и Петропавловская церковь, ближайшая к Стрелецкой слободе, когда с другой стороны население Владимира стало возрастать, явилась настоятельная надобность в церкви для населения Стрелецкой и ближайших к ней слобод.

При Сергии Лебедеве и старосте Кречетникове украшена была живописью холодная церковь: Ярославский мещанин Михаил Швецов расписывал в 1842—43 годах купол и стены, написано было и много новых икон.
В 1866 г. был выстроен северный придел, престол которого освящен в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость». Новый придел устроен был в теплом храме в симметрии с приделом — Сретения Господня и занял то место, где поставлен был в двадцатых годах старый иконостас холодной церкви и где помещалась между прочим икона «Скорбящих Радости».
23 декабря 1866 г., исключенный из среднего отделения Владимирского Духовного Училища ученик Николай Лавров, назначен причетником к Сретенской церкви.

Трёх своих дочерей Лебедевы выдали замуж за полковых священников. Как известно, их дочь Павла была замужем за Александром Ивановичем Виноградовым, участником Крымской войны.
Дочь Мария соединила свою судьбу с полковым священником Михаилом Стефановичем Альбовым (их дочка Ольга Альбова вышла замуж за Евлампия Васильевича Якиманского, тоже полкового священника, который в 1915 году погиб на фронте в Первую мировую войну).
Следующая дочь Ольга вышла замуж за Андрея Ивановича Виноградова. В 1867 году Андрей Иванович Виноградов принял место священника в Сретенской церкви у своего тестя Сергея Андреевича Лебедева.
В 1876 году д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы, часть сельца Тельмячева (4 вер. от Владимира, при р. Дериножке, 27 дворов, 200 жит. в 1877) – к церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери, что в Солдатской слободе.
При священнике Сретенской церкви Андрее Виноградове теплая церковь была перестроена и увеличена в объеме пристройкой в задней части. Это расширение храма производилось на основании указа Консистории от 19 мая 1877 года на церковную и жертвуемую прихожанами сумму.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Владимирскому купцу Семену Васильеву, заштатному священнику Сергею Лебедеву и прихожанам гор. Владимира Сретенской, что в Солдатской слободе, церкви, за пожертвования в свою церковь первым 250 р., вторым 50 р. и последними 619 р.; чиновнику Александру Либеровскому, за пожертвование в пользу причта той же церкви билета в 50 руб. и Владимирскому мещанину Андрею Новикову, за пожертвование 5% билета в 500 р.
В 1880 году с западной стороны церкви пристроена паперть кирпичная под железом, которая подведена была к стенам и крыше храма так, что снаружи составила с ним одно общее целое здание.
Иконостас холодной церкви сделан при священнике Михаиле Беляеве (с 1888 года) и старосте Григории Васильеве-Люлине. Иконостас-же теплой церкви — в приделе Сретения Господня поставлен в 1884 году, а в Скорбященском — 1882 г.
Стенная живопись в холодной церкви от начала 40-х годов XIX века, лишь подновленная, а живопись в теплой церкви закрыта масляной краской согласно резолюции преосвященного Иакова от 21-го июля 1879 года.
После смерти Андрея Ивановича Виноградова в 1888 году его место священника в этой же церкви принимает его зять, священник Михаил Степанович Беляев, который женился на дочери Андрея Ивановича Виноградова и Ольги Сергеевны Лебедевой, Евлампии. 23 января 1890 г. в семье Михаила Степановича Беляева родился сын Николай Михайлович Беляев (советский учёный в области теории прочности, член-корреспондент АН СССР, педагог высшей школы, профессор).
В кон. XIX в. причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные».
О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик.

Благочинный IV Владимирского округа, протоиерей Сретенской гор. Владимира церкви, Михаил Беляев, 19 июня 1913 г. назначен благочинным градо-Владимирских церквей.
2 декабря 1913 года диакон-псаломщик Сретенской гор. Владимира церкви Иоанн Орлов определен на священническую вакансию к церкви Николо-Волосова женского монастыря.
27 августа 1916 г. диакон Сретенской ц. Михаил Доброхотов согласно прошению перемещен на штатное место к церкви с. Горки, Ковровского уезда.
16 сентября 1916 г. диакон псаломщик с. Эдемского Полетаев согласно прошению перемещен к Сретенской церкви г. Владимира.
Михаил Степанович Беляев служил в церкви до революции 1917 года.

церковь сретения владимирской иконы божией матери
Сретенская церковь в Солдатской слободе
церковь сретения владимирской иконы божией материцерковь сретения владимирской иконы божией матери
Колокольня Сретенской церкви
церковь сретения владимирской иконы божией материцерковь сретения владимирской иконы божией материцерковь сретения владимирской иконы божией материцерковь сретения владимирской иконы божией матери
Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
церковь сретения владимирской иконы божией матери
Мозаичная икона

Оскверненный храм побывал и мебельным складом, а в перестроечный период в почти развалившемся храме (его причислили к I категории разрушений) обосновался деревоперерабатывающий кооператив.
В начале февраля 1992 года о. Маркелл, проходя мимо развалин Свято-Сретенского храма, спросил местных жителей: «Ну, что, восстановим храм?». И услышал гул всеобщего одобрения и в то же время недоверия: многим казалось, что дело это – неподъемное. Однако разрешение от Ленинского райисполкома было получено.
Первое Богослужение после открытия храма было совершено архимандритом Маркеллом Егоровским 15 февраля 1992 г., в 10 утра отслужен водосвятный молебен и совершен первый Крестный ход вокруг храма. Отопления не было, окна на время были заложены кирпичом, хламу, как писал архимандрит Маркелл в Богослужебном журнале, было до потолка. Одного мусора и грязи вывезли более 20 машин. Окна затянули целлофаном, провели электропроводку-времянку.
К началу Великого поста, в том же 1992 г., службы в храме стали проходить ежедневно утром и вечером. Отопление уже было готово к Святой Пасхе, снята кирпичная кладка с окон, были остеклены новые и частично отремонтированы старые рамы, покрыта и покрашена крыша, отремонтированы полы.
Пасху отслужили первую полную литургию. Верующие убеждены: ничто так не лечит храм, как литургия.

церковь сретения владимирской иконы божией матери
У Сретенского храма архимандрит Маркелл с прихожанами

С 1994 г. началось строительство двух иконостасов и по благословению архиепископа Евлогия положено начало фресковой живописи по образцу древнерусской московской школы. Ремонтные работы по восстановлению храма продолжались.
12 июля 1998 г., Высокопреосвященнейшим Елогием был освящен главный престол храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире. Так был открыт новый период в жизни храма.

церковь сретения владимирской иконы божией материцерковь сретения владимирской иконы божией матери
Деревянный, пристроенный с северо-западной стороны теплый флигель церкви.
церковь сретения владимирской иконы божией материцерковь сретения владимирской иконы божией матери
церковь сретения владимирской иконы божией матери
церковь сретения владимирской иконы божией матери
Архимандрит Маркелл весной 2005 года

Сын о. Маркелла, проучившись год в Ивановском медицинском институте, все же пошел по стопам своих предков, закончил семинарию и служил в Спасо-Преображенском соборе в Коврове.
— У меня три внука, – с гордостью говорил о. Маркелл. – Молю Господа Бога нашего, чтобы даровал Он им свое святое и многомощное заступление.
Сам себя о. Маркелл подвижником не считал.

церковь сретения владимирской иконы божией матери
церковь сретения владимирской иконы божией матери
Могила архимандрита Маркелла (1929 – 2005)

Источник

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери запись закреплена

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери запись закреплена
Паломническая служба «Владимирская Русь»

К ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ В ГОДЕНОВО И МОНАСТЫРИ ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО

 посещение храма святителя Иоанна Златоуста в Годеново, где находится величайшая святыня – животворящий Крест Господень;
 Никитского монастыря, где находятся мощи преподобного Никиты Столпника;
 Святого источника преподобного Никиты Столпника;
 Феодоровского монастыря, где находится чудотворная икона Божией Матери «Андронниковская»;
 Никольского монастыря.

По вопросам поездки обращайтесь по телефонам:
8-930-833-833-8; 8(4922) 36-62-32

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери запись закреплена
Паломническая служба «Владимирская Русь»

СВЯТЫНИ ЯРОСЛАВЛЯ И ТОЛГСКИЙ МОНАСТЫРЬ
на праздник Введения Пресвятой Богородицы

Показать полностью.
Ярославль – один из великих городов нашего Отечества. Драгоценным алмазом он сияет в Золотом Кольце России. На протяжении 1000 лет жители города создают его исторический облик, который неразрывно связан с православными святынями – монашескими обителями, соборными и приходскими храмами. Свои умения и таланты ярославцы со старанием прикладывали к возведению и благоукрашению храмов Божиих. Некогда бытовала пословица: «Город Ярославль богомольем взял».

В программе поездки:
• Божественная Литургия в Свято-Введенском Толгском монастыре;
• Молебен перед Чудотворной иконой Божией Матери «Толгская»;
• Обед и экскурсия в Свято-Введенском Толгском монастыре;
• Экскурсия по исторической части город Ярославля: Успенский собор, Казанский женский монастырь, Богоявленский храм; набережные Волги и Которосли.

По вопросам поездки обращайтесь по телефонам:
8-930-833-833-8; 8(4922) 36-62-32

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери запись закреплена

12 ноября ПЯТНИЦА
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Постный день. Глас 3-й

Сщмчч. Зино́вия Егейского (Киликийского), епископа, и сестры его, мцц. Зино́вии (285).
Показать полностью.

Апп. от 70-ти Те́ртия (Тере́нтия), Марка, Варса́вы (Иу́ста), Арте́мы (I); сщмч. Маркиа́на, епископа Сиракузского (II); мц. Евтро́пии Александрийской (ок. 250); прмц. Анастаси́иСолунской (III); свв. Стефа́на Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгути́на (1316), и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфе́я Казарина, протодиакона (1942); Обре́тение мощей исп. Агафа́нгела (Преображенского), митрополита Ярославского (1998).
Икона Божией Матери: Озерянская (XVI)

Неда­ле­ко от Харь­ко­ва, в Пре­об­ра­жен­ском Ку­ряж­ском мо­на­сты­ре хра­нил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Озе­рян­ской. По пре­да­нию, об­раз был яв­лен в кон­це XVI ве­ка воз­ле се­ла Озе­ря­ны – от­сю­да и на­зва­ние ико­ны; впо­след­ствии на этом ме­сте воз­ник­ла оби­тель, так­же по­лу­чив­шая на­зва­ние Озе­рян­ской.

Рас­ска­зы­ва­ют, что некий укра­ин­ский кре­стья­нин ко­сил тра­ву и рас­сек об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри ко­сой по­по­лам. Осо­знав, что его по­сту­пок, пусть и не пред­на­ме­рен­ный, стра­шен для него и для окру­жа­ю­щих, че­ло­век под­нял две по­ло­ви­ны ико­ны, с бла­го­го­ве­ни­ем по­ме­стил у се­бя в мо­лит­вен­ном уг­лу, за­жег пе­ред нею све­чу, а утром об­рел ико­ну це­лой, остал­ся лишь тон­кий след от рас­се­че­ния.

В 1794 го­ду Озе­рян­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ку­ряж­ский мо­на­стырь, а по­сле его за­кры­тия 8 лет на­хо­ди­лась в харь­ков­ской По­кров­ской церк­ви. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен, и свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри по прось­бе бра­тии воз­вра­ти­ли в оби­тель.

На по­кло­не­ние это­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу сте­ка­лось мно­же­ство бо­го­моль­цев из Харь­ко­ва и окрест­ных се­ле­ний, от нее по го­ря­чим мо­лит­вам ве­ру­ю­щих про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния страж­ду­щих.

30 сен­тяб­ря каж­до­го го­да (на­чи­ная с 1843-го) чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы крест­ным хо­дом пе­ре­но­сил­ся в г. Харь­ков, где на­хо­дил­ся всю зи­му, а 22 ап­ре­ля та­ким же пу­тем воз­вра­щал­ся в мо­на­стырь.

Озе­рян­ская ико­на бы­ла укра­ше­на до­ро­гой ри­зой из чер­вон­но­го зо­ло­та ста­рин­ной ра­бо­ты, на­пи­са­на на хол­сте древним ма­ло­рос­сий­ским пись­мом.

В го­ды бо­го­бор­че­ства Озе­рян­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая счи­та­ет­ся по­кро­ви­тель­ни­цей Харь­ко­ва и все­го Сло­бод­ско­го края, бы­ла уте­ря­на. Со­хра­нил­ся лишь спи­сок, сде­лан­ный по всем цер­ков­ным кан­онам и об­ла­да­ю­щий, как утвер­жда­ют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, та­кой же чу­до­твор­ной си­лой, как и ори­ги­нал.

МОЛИТВЫ
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Озерянской»
глас 3
Твоего́ предста́тельства увере́ние/ и милосе́рдия Твоего́ явле́ние/ ико́на Озеря́нская нам, Влады́чице, показа́ся;/ пред не́юже ду́ши на́ша в моли́тве излива́ем/ и ве́рою Тебе́ вопие́м:/ воззри́, Милосе́рдая, на лю́ди Твоя́,/ вся ско́рби на́ша и печа́ли утоли́,/ утеше́ние благо́е в сердца́ на́ша низпосли́// и спасе́ние ве́чное душа́м на́шим, Пречи́стая, испроси́.

Перевод:
Твоей защиты удостоверение и милосердия Твоего явление икона Озерянская нам, Владычица, показалась, перед ней же души наши изливаем в молитве и с верой к Тебе взываем: обрати внимание, Милосердная, на людей Твоих, все скорби наши и печали успокой, благое утешение в сердца наши пошли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Озерянской»
глас 5
Не отри́ни, о, Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред ико́ною Твое́ю моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни и крест земна́го жития́ носи́ти им помози́;/ ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.

Молитва первая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Озерянской»

О, Преблагослове́нная Влады́чице на́ша Богоро́дице! К Тебе́, обре́тшей благода́ть пред Бо́гом, во е́же роди́ти ми́ру Спа́са душ на́ших, с Ним же у Креста́ Его́ моли́твою за мир сраспина́вшаяся, и Ма́терию Све́та Им пронарече́нная, припа́дающе, мо́лимся. При́зри, Всеми́лостивая, на нас, Предве́чным Сове́том Пресвяты́я Тро́ицы, к благода́тному насле́дию жи́зни ве́чныя созда́нных, жа́лом же грехо́вным уя́звленных и сме́рти теле́сней и душе́вней пове́рженных су́щих, и я́коже святу́ю ико́ну Твою́ Озеря́нскую пречу́дне срасти́вши, всем ве́рным исто́чник чуде́с от нея́ источи́ла еси́, си́це же и нас, на Твою́, Богома́ти, ико́ну, благогове́йно взира́ющих, душе́вне и теле́сне исцели́, и немощно́е естество́ на́ше, сече́нием грехо́вным разсека́емое, па́ки с Бо́гом соедини́, и ча́дами Его́ Боже́ственныя любве́, си́лою и де́йствием Свята́го Ду́ха, нас соде́лай. Сердца́ же на́ша, Всеми́лостивая, благода́тию Христо́вою раствори́, и во́лю на́шу ко исполне́нию за́поведей Бо́жиих спе́шну сотвори́, но́ги же на́ши на путь ми́рен — И́стину Христо́ву напра́ви. И си́це, о Всеблага́я, все естество́ на́ше любо́вию к Бо́гу воспламени́. Влады́чице Пресвята́я, я́коже в тя́жком наше́ствии иноплеме́нник в преде́лы на́ша свято́ю ико́ною Твое́ю Озеря́нскою Правосла́вныя лю́ди укрепля́ла еси́, та́ко и ны́не зна́мением Ли́ка сего́ Пресвята́го па́ству Ха́рьковскую и всех ве́рных чад страны́ на́шея в единомы́слии ве́ры утверди́, и от тлетво́рных раско́лов и ересе́й злочести́вых и ины́х бед сохрани́, Оте́честву же на́шему незы́блемаго ми́ра от Бо́га испроси́, и от всех враг, мы́слящих нам зла́я, нас изба́ви. Ве́рных же Твои́х, пред свято́ю ико́ною Твое́ю припа́дающих и в ско́рбех Тебе́ моля́щихся, проше́ния испо́лни, и вся, я́же ко спасе́нию потре́бная, всем нам да́руй. Убо́гия же сле́зы и воздыха́ния на́ша благоприя́тны пред Бо́гом сотвори́ и проще́ние грехо́в на́ших испроси́. И та́ко, Преблагослове́нная Ма́ти, воздви́гни нас на благода́рственное Ти славосло́вие, и в по́двизе покая́ния нас укрепля́ющи, неосужде́нных прича́стников Пречи́стаго Те́ла и Честны́я Кро́ве Го́спода на́шего Иису́са Христа́ по кончи́не жития́ на́шего бы́ти нас ми́лостивно сподо́би. В час же исхо́да на́шего моли́тву Ма́тернюю о нас пред Бо́гом сотвори́, и бе́дныя ду́ши на́ша чрез мыта́рства лю́тыя, нача́ла и вла́сти тмы, невозбра́нно в Ца́рствие Небе́сное, иде́же мир и ра́дость безконе́чная, приведи́, — во е́же в Це́ркви Небе́сней, Тобо́ю, Честне́йшею Херуви́м и Сла́внейшею без сравне́ния Серафи́м, укра́шенной, непреста́нно славосло́вити и воспева́ти сме́рти Победи́теля — А́гнца Бо́жия, взе́мшаго грехи́ ми́ра. Ему́же, о Благода́тная, Тебе́ ра́ди, оса́нна и благодаре́ние, сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом — Уте́шителем Святы́м, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Сретенская церковь перебралась с берега Клязьмы в Солдатскую слободу

Вы знали, что храмы тоже путешествуют? Причем не только во времени, но и в пространстве. Так случилось с церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери во Владимире. Еще храм называют Сретенским. В XVIII столетии он перебрался с берегов Клязьмы в Солдатскую слободу (район Перекопского городка), где и находится по сей день.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Что же заставило церковь совершить путешествие в несколько километров, какая знаменательная встреча (сретение) произошла на Клязьме в XII веке и при чем здесь князь Андрей Боголюбский и его Успенский собор, узнаете в новом выпуске программы «Точка на карте». Невероятную и драматичную историю Сретенской церкви рассказывают народный гид Владимир Новиков и настоятель храма, протоирей Виктор Егоровский.

Святыня пришла по воде

В 1164 году князь Андрей Боголюбский по реке перевёз чудотворную икону Богородицы из града Боголюбова во Владимир, чтобы поместить ее в уже к тому времени построенном Успенском соборе. Это была та самая икона, которая, согласно легенде, указала князю путь из Вышгорода в северо-восточные земли.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Фото: volh.in

На месте высадки святыни, на берегу Клязьмы, и была основана в том же 1164 году деревянная церковь Сретения (то есть встречи) иконы Божией Матери во Владимире. По этому случаю даже учредили праздник и крестный ход. Икону торжественно перенесли в Успенский собор, а церковь осталась на берегу реки в знак памяти о перенесении святыни в столицу. Храм можно увидеть ещё на плане 1715 года. Здесь даже отмечен «мост через ручай к Сретенью». Церковь стояла примерно на пересечении улиц Муромской и Николо-Галейской.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Праздник подменили

Однако в дальнейшем судьба не баловала Сретенскую церковь. Во-первых, она была деревянной и регулярно горела. Во-вторых, спустя несколько лет после убийства Андрея Боголюбского учрежденный им крестный ход отменили. А с начала XV века праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери прочно закрепился за Москвой. И это совсем другая история.

Напомним, что в Москве икону встречали как заступницу от полчищ Тамерлана, который без видимых причин отступил. По легенде, именно Богородица защитила город. И на месте встречи иконы основали Сретенский храм, а позднее — Сретенский монастырь. А праздник Сретения иконы в Москве отмечается до сих пор 8 сентября по новому стилю.

А вот про Сретение во Владимире было забыто. Напоминала об этом лишь та самая деревянная церковь, которую продолжали называть по празднику, которого уже не было. Такой вот казус.

Переезд деревянного храма

В 1785 году церковь переехала. Дело в том, что жители Солдатской слободы Владимира остались без храма и попросили разрешения у епископа Владимирского и Муромского Виктора перенести к ним из города Христорождественскую церковь, которая стояла неподалёку. Преосвященный просьбу удовлетворил, но с одним нюансом. Перенести велено было не Христорождественскую, а Сретенскую церковь с берега Клязьмы. Потому как церковь на своем старом месте переживала не лучшие времена: деревянное здание разваливалось, а в приходе осталось всего три двора. Таким образом, и жители Солдатской слободы получили желаемое, и храм получил приход.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Дела пошли в гору, и уже в 1809 году церковь перестраивают в камне. Получается относительно небольшой храм с трапезной и колокольней. Интересно, что бревна старой деревянной церкви использовали для обжига кирпичей при строительстве новой.

Колокол в полторы тонны

Но приход храма особо богатым не стал. Утварь, согласно описям имущества, в основном была медная. Главной же гордостью прихода были колокола. В 1809 их было четыре. И самый крупный весил около полутонны. За 70 лет приход регулярно менял колокола на более тяжелые. И к концу XIX века с колокольни вещал уже колокол в полторы тонны. По меркам губернского города и небольшой слободы это было достойно уважения. Революция колоколов не пощадила, все они были утрачены.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Собрание провинциальной живописи

Внутреннее убранство церкви тоже не сохранилось. Исключением является икона Всех Скорбящих Радость XIX века, которая была возвращена в храм в 90-е годы после реставрации. Ее спасли из костра прихожане, когда храм закрывали в советское время.

А еще музей-заповедник подарил церкви из своих хранилищ несколько икон, которые, вероятно, были собраны по храмам города и губернии. Так что сейчас здесь можно увидеть небольшую коллекцию провинциального академического письма позапрошлого столетия.

Иконостас храма тоже имеет интересную историю. Первый настоятель нового времени отец Маркелл Егоровский схоронил у себя на чердаке фрагменты иконостаса из какой-то церкви города. Какой именно, неизвестно. А когда пришло время возрождать храм, иконостас собрали и установили.

Мотивы Рублёва на стенах

Старинные стенописи время не пощадило. В советское время церковь была мебельным складом и часто горела. Росписи на стенах, выполненные неизвестным художником, это уже XXI век. В сюжетах узнаются работы и Марка Матвеева из Княгинина монастыря, и Андрея Рублева из Успенского собора, который, как и саму Сретенскую церковь, основал князь Андрей Боголюбский. Вот так и замкнулся круг истории.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Фрагмент Рая на стенах Сретенской церкви

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Фрагмент Рая Андрея Рублева в Успенском соборе

Отец Маркелл из древнего рода служителей

Возрождением Сретенская церковь обязана своему первому настоятелю в новое время – отцу Маркеллу Егоровскому, потомственному священнику, предки которого начали служить еще в середине XV столетия. В 90-е годы XX века стараниями этого человека храм был восстановлен, заново расписан и обустроен.

Близкие вспоминают: в отце Маркелле было столько энергии, что даже в последние годы жизни, когда болезнь отнимала силы и не позволяла трудиться физически, он находил другие разнообразные занятия: писал прекрасные стихи и даже сам шил себе на машинке облачение для богослужений.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Не стало отца Маркелла летом 2005 года. Похоронили его рядом с церковью, которую он вернул к жизни. На могиле всегда цветы и многочисленные посетители. Прихожане с теплотой и благодарностью вспоминают своего любимого батюшку, к которому со всего города шли с горестями и радостями, и для каждого у него находилось мудрое наставление и доброе слово. Сегодня в социальной сети «ВКонтакте» создана группа памяти архимандрита, где опубликованы его стихи, собраны фотографии.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

А в Сретенской церкви служат сын и внук священника Маркелла – отец Виктор (нынешний настоятель храма) и отец Михаил. Преемственность поколений сохранилась. Вот такие строки написал архимандрит за 10 дней до своей кончины:

Я вас не покину. Душа вездесуща
Душе не предписан предел,

Я сам не просил себе смерти у Бога,
Я вас оставлять не хотел.

Но Бог нас смиряет безмерным страданьем,
Страданьям есть тоже предел.
Я умираю спокойно и тихо,
Я этого очень хотел.

Частный сектор. Тихие улочки. Бывшая Солдатская слобода. Сретенская церковь с ярким голубым куполом. Она, как маяк, возвышается над одноэтажными домиками и словно передает привет далекому берегу Клязьмы, с которого когда-то переехала. А с небольшой колокольни вдалеке видны золотые купола Успенского собора, где покоится создатель обоих храмов князь Андрей Боголюбский и до XV столетия находилась главная святыня русского православия — икона Владимирской Божией Матери. И в Сретенской церкви она по-прежнему особо почитается. 4 октября здесь даже отмечают престольный праздник Сретения владимирской иконы, несмотря на то, что этого дня никогда не было в церковном календаре.

церковь сретения владимирской иконы божией матери

Подготовили Владимир Новиков и Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *