церковь святых апостолов в константинополе
Церковь Святых Апостолов (Константинополь)
Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι ) — великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с намерением поместить в ней мощи всех двенадцати апостолов. Закончена его сыном Констанцием II, который поставил в ней гроб с телом своего отца, тем самым положив начало традиции захоронения в храме императоров Восточной Римской империи.
Об облике первой церкви Апостолов известно из свидетельства Евсевия о том, что сей высокий храм был со всех сторон окружён притворами, его стены были из мрамора, а купол — позолочен. С окончанием строительства собора св. Софии первая церковь Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения. Чтобы исправить положение, император Юстиниан поручил Исидору Милетскому возвести на месте Константиновой базилики новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского семейства. Освящен он был 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении семисот лет.
С архитектурной точки зрения Юстинианова церковь Апостолов весьма необычна — это был пятиглавый храм и, по-видимому, прообраз всех многоглавых православных церквей, которые получили широкое распространение, в частности, в России. Василий Македонский затеял обновление храма, а при его внуке Константине Багрянородном поэт Константин Родосский составил описание этого храма в стихах. Среди сокровищ церковной ризницы были черепа апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания. Всё это было разграблено крестоносцами в 1204 году. Гроб Юстиниана подвергся осквернению, а из вскрытой гробницы Ираклия была похищена золотая корона с волосами царственного мученика.
После падения Латинской империи Михаил VIII воздвиг в храме статую своего покровителя, Архангела Михаила, однако восстановлением храма пришлось заниматься его сыну Андронику. Тем не менее скудеющая императорская казна была не в состоянии поддерживать грандиозный храм в должном состоянии, и к моменту взятия города турками в 1453 году он изрядно обветшал и был полузаброшен. Патриарх Геннадий Схоларий перенёс в церковь свв. Апостолов патриаршую кафедру, но в 1461 году Мехмед II велел снести храм и построить на его месте мечеть Фатих. Об облике церкви свв. Апостолов ныне можно судить по венецианской базилике св. Марка и собору в Перигё, которые отчасти воспроизводят её архитектурный образ.
Церкви и монастыри Константинополя |
Св. Софии | Свв. Апостолов | Св. Ирины | Студийский монастырь | Монастырь Хора (Кахрие-джами) | Монастырь Паммакаристы (Фетие-джами) | Монастырь Пантократора (Зайрек-джами) | Монастырь Христа Пантепопта (Эски Эмарет-джами) | Монастырь Липса (мечеть Фенари-Иса) | Мирелейон (Будрум-джами) | Монастырь Панагии Одигитрии | Свв. Сергия и Вакха | Св. Андрея в Крисе | Св. Феодосии (Гюль-джами) | Богородицы Кириотиссы (мечеть Календерхане) | Мария Монгольская | Св. Феодора (Килисе-джами) | Иоанна Предтечи (мечеть Ахмат-паши) | Свв. Петра и Марка (мечеть Атик Мустафы-паши) | Св. Николая (Кефели-джами) | Св. Павла (Арап-джами) | Богородицы во Влахернах |
Полезное
Смотреть что такое «Церковь Святых Апостолов (Константинополь)» в других словарях:
Константинополь — У этого термина существуют и другие значения, см. Константинополь (значения). Эта статья рассказывает об истории Стамбула до 1453 года … Википедия
Церковь Ризоположения (в Московском Кремле) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ризоположения. православный храм Церковь Ризоположения … Википедия
Церковь Марии Монгольской — Православный храм Церковь Марии Монгольской Ἡ Παναγία τοῦ Μουχλίου … Википедия
Храм Двенадцати Апостолов — Храм Двенадцати Апостолов церкви, освящённые в честь двенадцати учеников Иисуса Христа. Известные церкви Балаклава (Крым). Храм Двенадцати Апостолов. Великий Новгород. Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454 год). Капернаум… … Википедия
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — [Полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь; арм. (?)այյռց Սռւրբ Ա(?)աղելակաճ Ուղղա(?)ա(?) Եկեղեցի], Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных… … Православная энциклопедия
Собор Святой Софии (Константинополь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya … Википедия
Иерусалимская православная церковь — Иерусалимскй патриархат греч. Πατριαρχείον Ιεροσολύμων араб. كنيسة القدس الأرثوذكسية ивр. הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים … Википедия
Армянская апостольская церковь — У этого термина существуют и другие значения, см. Армянская церковь. Армянская апостольская церковь Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի … Википедия
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
(Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.
В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в.
В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.
В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.
А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.
В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.
Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор).
От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
(Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.
В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в. Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. План К. Вульцингера
В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.
В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.
А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.
Церковь св. Апостолов в К-поле. VI в. Реконструкция А. Высоцкого и Ф. Шелова-Коведяева
В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.
Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор).
От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
28 июня 550 года в Стамбуле был освещён главный храм столицы, базилика двенадцати апостолов.
Конечно, в те века не было Стамбула, город этот был, но назывался Константинополь.
Первый храм на этом месте, как главный храм Византийской Империи был построен ещё в 330 году по приказу Святого Царя Византии Константина Великого. Однако Святой Константин не дожил до окончания строительства и храм достроил его сын, Римский император Констанций Второй.
Храм был высок, прекрасно украшен кусками облицовочного камня разных цветов от основания до кровли, которая была украшена изящной резьбой и позолочена, ажурная каменная резьба по бронзе и золоту опоясывала купол.
Множество драгоценностей и святынь из храма 12 апостолов крестоносцы вывезли в Венецию, которые и до сих пор храняться в католической базилике Святого апостола Марка.
Церковь была так разграблена и осквернена, что грекам её нужно было практически восстанавливать с нуля. Этим занялся Византийский император Михаил Восьмой. Однако завершил восстановление его сын Византийский император Андроник.
Однако, именно захват Константинополя турками и захват храма Святой Софии послужило началом нового праславления храма двенадцати апостолов.
За 7 веков в храме 12 апостолов было похоронено 20 Византийских императоров, пять императорских супруг и два Патриарха Константинопольских (один из которых, это Святитель Никифор прославленный в лике святых).
Сейчас саркофаги Византийских императоров из храма 12 апостолов находятся в Археологическом музее Стамбула.
Теперь на месте храма 12 апостолов возвышается мечеть Фатих. По названию европейского района города Стамбула, Фатих.
Это одна из самых больших мечетей Стамбула.
Изначально комплекс состоял из мечети и группы зданий вокруг неё. Туда входили восемь медресе, библиотека, больница, приют, караван-сарай, рынок, хаммам, начальная школа и публичная кухня (имарет), где раздавалась еда для бедных.
В то время комплекс занимал почти квадратную площадь со стороной в 325 метров, простираясь вдоль улицы Fevzipasa.
Эту мечеть многие считают «подрожанием Святой Софии». К северу и к востоку от мечети находятся восемь больших медресе, по четыре с каждой стороны, носящие название Sahn-ı Seman. Эти здания симметричны, каждое включает в себя 18 комнат для учеников (каждая вмещает четырёх) и класс (dershane). Позади каждого медресе была пристройка, размером с половину самого здания. Все пристройки были снесены в результате строительства дороги. В медресе в своё время содержались около тысячи учеников; впоследствии они стали основой Стамбульского университета.
При здании есть красивый внутренний двор, примечательный находящимися в нём колоннами из офикальцита и гранита, которые, вероятно, были спасены из разрушенной церкви Святых Апостолов. Напротив приюта расположен большой тюрбе — гробница Накшидиль, матери султана Махмуда II.
Церковь святых апостолов в константинополе
Первоначальный храм был в виде базилики. Через два столетия он несколько обветшал, и св. императрица Федора, жена св. Юстиниана Великого, построила его заново, разрушив старое здание. Новый храм был освящен 28 июня 550 г., уже после смерти Феодоры. Есть легенда, что Феодора начала строить храм через 4 года после начала строительства Св. Софии и использовала материалы, остававшиеся от стройки Великой церкви. Последующие императоры украшали и реставрировали храм. Новый храм имел вид креста с пятью куполами. Алтарь находился под центральным куполом, был из серебра, с мраморным балдахином на четырех колоннах.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где были погребены большинство византийских императоров и императриц. Еще св. Константин Великий построил первую из них, круглую, увенчанную куполом, для себя и семьи. Другую усыпальницу построил св. Юстиниан Великий.
В храме Апостолов неоднократно собирались церковные соборы. Например, первоначально 7-й Вселенский собор собрался именно там, но был разогнан иконоборчески настроенными войсками. В 867 г. там собирался собор, созванный св. патриархом Фотием, который осудил св. Игнатия. В 1347 г. там же собирался один из соборов, утвердивших учение св. Григория Паламы.
После взятия Города турками султан Мехмет в 1454 г. предоставил храм Апостолов в распоряжение св. патриарха Геннадия Схолария, ученика св. Марка Ефесского; но патриарх долго там не пробыл из-за враждебности местного населения и перебрался в монастырь Богородицы Всеблаженной. В 1471 г. Мехмет разрушил храм и построил на его месте мечеть Фатих, которая и стоит там до сих пор, оставаясь одной из главных мечетей; сам квартал вокруг нее также называется Фатих и считается одним из наиболее традиционно-мусульманских. Мечеть большая и окружена каменным забором и широким двором; вероятно, отчасти по ней можно судить о величественности когда-то бывшего здесь храма.
Внутри очень красиво.
В порфировых саркофагах были погребены императоры св. Константин Великий с матерью св. Еленой, его сын Констанций, св. Феодосий Великий, св. Феодосий Малый, Маркиан с Пульхерией.
Там же и еще один из белого мрамора:
В белых вообще много кто был погребен, так что лень перечислять 🙂 К тому же, может, это и не императорский.
В описаниях гробниц есть упоминание о саркофаге цвета ροδοποίκιλον; возможно, это сюда подошло бы. В том саркофаге была похоронена имп. Евдокия, жена Юстиниана II.
Это тоже небольшой кусочек какого-то императорского саркофага из того же музея:
Там на табличке написано, что это м.б. от саркофага св. Константина Великого, но baranov говорит, что его он сам видел в Риме, так что неясно, что тут за осколок.
А собственно изображение храма Апостолов сохранилось, увы, только в миниатюрах. Хорошего качества изображений у меня нет, поэтому только такое: