церковь троицы живоначальной костромская область

Островское. Церковь Троицы Живоначальной.

Карта и ближайшие объекты

церковь троицы живоначальной костромская область

Статьи

Зданием каменная, холодная; построена в 1791 г. на приходские средства. В ней 3 престола: а) во имя Пресвятой Троицы, б) св. Иоанна Предтечи и в) св. Пророка Илии. К достопримечательностям церкви относятся: а) Смоленская икона Божией Матери, устроенная в 1688 г., и б) резной образ святит. Николая Чудотворца в сребропозлащенной ризе. Расстояние от Костромы 85 в., от Кинешмы 42 в. Ближайшие церкви: Афанасие-Кирилловская пог. Старого-Дворища в 1 в., Димитриевская с. Козловки в 7 в., Спасская на Сендеге в 14 в. и Христорождественская пог. Гребней в 15 в.

Троицкая церковь утрачена в советский период.

Холодная Троицкая церковь с приделами Иоанна Предтечи и Ильи Пророка была возведена в 1791 г., взамен деревянной предшественницы. Её облик был типичен для барочных храмов костромских земель. Стройный двусветный четверик был завершен довольно высокой четырехскатной кровлей, увенчанной пятью главками, из которых лишь центральная была световой.

Алтарь, значительно более низкий, был раскрепован на боковых фасадах, а его карниз продолжался межъярусным членением четверика, углы которого подчеркивались широкими огибающими лопатками. Окна с коробовыми перемычками были заключены в наличник и с лучковыми бровками, а в завершении стен располагался широкий фриз с тремя полуциркульными нишками, имитирующими кокошники.

На западном фасаде над калиткой помещен небольшой прямоугольный киот. Углы восьмерика закреплены пилястрами. По верху стен проходит профилированный карниз с сухариками. Для освещения внутристенной лестницы на южной грани восьмерика сделано небольшое окно, заключенное в рамочный наличник. Внутри сквозные проезды перекрыты коробовыми сводами. Лестница, ведущая на верхние ярусы, проложена в толще кладки южной стены.

Троицкая церковь до настоящего времени не сохранилась. Ведётся сбор средств на реставрацию колокольни, которая признана объектом культурного наследия «Колокольня, 1791 г.».

Информация с приходского сайта церкви Иоанна Кронштадтского с. Островское

Источник

Воронье. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Успения Пресвятой Богородицы.

Карта и ближайшие объекты

церковь троицы живоначальной костромская область

Статьи

Троицкая с. Воронье зданием каменная; построена в 1833 г. на средства прихожан. При ней Успенская церковь, также каменная, с такою же колокольнею, построенная в 1795 г. Ограда каменная. Кладбище в расстоянии версты от церкви. В Троицком храме 3 престола: а) во имя Пресвятой Троицы, б) Спаса Нерукотворного Образа и в) Казанской иконы Божией Матери. В Успенской церкви 4 престола: а) в честь Успения Божией Матери, б) св. благов. кн. Бориса и Глеба, в) преп. Онуфрия и г) св. Арсения Великого. В церкви есть частицы св. мощей Киевопечерских угодников: Агапита, Дамиана, Моисея Угрина, Ипатия, Игнатия и Ефросинии, княгини Полотской. При церкви устроены две каменные часовни, из коих одна в ограде церковной, а другая на месте бывшего храма в честь преподобного Онуфрия. Расстояние от Костромы 71 в., от г. Судиславля 20 в. Ближайшие церкви Галичского уезда: Троицкая с. Михалева и Троицкая с. Замерья в 4 в., Архангельская пог. Углеца в 8 в.

В 1646 г. «в селе Воронье храм Живон. Троицы с пределы, да храм Бориса и Глеба с пределы, да храм муч. Парасковеи и с приделы, дворы: помещ., прикащ., гостинной, люцкой, скотной, а у церкви поп Матвей Васильев, поп Тимофей Андреев, дьячек Петр, дьячек Марчко Федоров с зятем с попом Галахтионом Андреевым, да у них же на дворе в другой избе живет иконник Шишка Иванов, во дворе дьячек Якушко Оверкиев, во дворе пономарь Покрашко Осипов, во дворе просвирня Устиньица».

В 1654 г. «впредь писать церковь Живоначальныя Троицы с приделы в вотчине думнаго дворянина Ивана Афонасьевича Гавренова». В 1666 г. «вотчина стольника Ивана Ивановича Гавренева село Воронье с деревнями и пустошами, что отцу его дано было за службу, отписано на государя царя и велик. князя Алексея Михайловича всеа росии, а в селе церковь Живон. Трицы с придклы верхи шатровые, главы чешуйчатые, да у той же церкви над папертью прирублен придел вел. чуд. Николы, а в них церк. строения образ Пресв. Богородицы Одигитрия на престоле, образ Живонач. Троицы венцы и цаты серебреные басмянныя золочены, да пояс деисусов, в той же церкви в приделе Нерукотв. Образа на престоле образ Пресв. Богородицы Одигитрия, да пояс деисусов, в той же церкви придел явления Пресв. Богородицы Казанския, а в нем обр. Казанския венец и цата серебреное басмянное золоченье, на престоле образ Пресв. Богородицы Умиление венец и цата басмяныя золочены, да в той же церкви над папертью вверху придел вел. чуд. Николы, а в нем на престоле образ Пресв. Богородицы Одигитрия, да местной образ вел. чуд. Николы. Да другая церковь св. страстотерпец Бориса и Глеба шатровая высокая крыта в полсема яруса, крест и глава обиты жестью белою, шея чешуйчатая, а в ней церк. строения образ Пресв. Богородицы Федоровския на престоле, венец и цата басмяная золочена, крест местной древяной, да местных образов: Пресв. Богородицы Одигитрия, венец и цата басмянное золочено, Воскрес. Христова, Бориса и Глеба, чуд. Николы Явленнаго, венец и цата серебреная басмянная золочена, страстотерпца Христова Егория, в той же церкви пояс деисусов, да пояс праздников, пояс пророков, в той же церкви придел Иоанна Богослова, на престоле образ Пресв. Богородицы Федоровския, венец и цата басмянная золочены, да образа: местной Иоанна Богослова, пророка Илии, чуд. Николы Можайскаго в житии, на нем окладу венец и цата золочены, Тихона чуд. Амафусийскаго, преп. отца Анофрия венец и цата басмяная золочены, да придел благов. князя Владимира, а в нем на престоле образ Пресв. Богородицы Федоровския, да местной образ бл. кн. Владимира; в том же селе церковь ветхая св. муч. Парасковеи нареченныя Пятницы, на престоле образ Пресв. Богородицы Умиления, венец и цата басмянная золочены, да местной образ св. муч. Парасковеи, венец и цата басмянная золочено, да пояс деисусов, в приделе св. муч. Гликерии на престоле Пресв. Богородица Одигитрие, да местной образ св. муч. Гликерии, да пояс деисусов, да в тех же церквах книг: 2 евангелия напрестольные печатныя, 2 креста осеняльные обложены серебром золочены, да книг евангелие толковое воскресное, 2 треоди, 2 охтая, апостол, 2 минеи общия, 2 пролога во весь год, потребник, псалтырь с следованием, часовник, все те книги московския печати, двои сосуды церковные, одни белые оловяные, другие деревянные, трои ризы одни тафтяныя алые ветхи, двои полотняные, 2 стихаря один дорогильной, другой полотняной, поручи выбойчатыя, патрахель ветхая учасковая, 6 колоколов, а сколько в них весу того на них не подписано, да колокольня брусчатая новая недоделана. У тех церквей поп Дмитрий Ильин, поп Петр Макарьев, вдовой поп Галахтион Ондреев, дьячек Данило Федоров, вдовой дьякон Яков Иванов, дьячек Якушко Аверкиев, дьячек Мартьянко Иванов, дьячек Пименко Фадеев, пономарь Понкрашко Осипов, просвирня Анница Матвеева».

Источник

Ликурга. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Михаила Архангела.

Карта и ближайшие объекты

церковь троицы живоначальной костромская область

Статьи

Вблизи алтаря Троицкой церкви расположено отдельное каменное здание, которое является родовой усыпальницей Готовцевых. Здесь находится 12 гробниц, где похоронены стольник С.В. Готовцев, его сын А.С. Готовцев, «павший в бою под Полтавой», и тут же плита с надписью: «1661 год июля в 27 день преставилася раба Божия схимница Ефтимия Петровна – мать Григорьевича Голенищева-Кутузова». Это потомок костромской ветви Голенищевых-Кутузовых. Существование на сельском кладбище двух монашеских могил дает предположение, что в начале ХУII века это был монастырь сначала мужс­кой, а потом девичий. После междоусобной войны Москвы с Галичем, когда победила Москва, волость была у московского великого князя Василия Васильевича Тёмного, который Ликургскую волость дал московскому митрополиту. При каких обстоятельствах это великокняжеское имение перешло в собственность частных лиц неизвестно. После смерти Семена Васильевича Готовцева имение перешло в род Нарышкиных, которое принадлежало до 1917 года. В середине 18 века деревни перешли к Нарышкиным, в том числе к отцу декабриста М.П. Нарышкину, который женился на Евдокии Михайловне Готовцевой, и деревни были даны за ней в приданое.

В тридцатые годы ХХ столетия, годы борьбы с религией, репрессируются церковнослужители, церкви закрываются и варварски разрушаются. Не миновала эта участь и храмы в Ликурге.

В 1975 году было принято решение о реставрации Троицкой и Архангельской церквей. Через год восстановление началось, но из-за недостатка средств вскоре прекратилось. Однако в конце 90-х годов совершилось событие, в реальность которого совсем недавно ещё невозможно было поверить: был произведён внутренний ремонт небольшого придела при Троицкой церкви, и в определённые дни здесь теперь совершаются службы.

По материалам творческой работы «История села Ликурга» (автор Щёголева В.) с сайта www.koipkro.kostroma.ru

Троицкая с. Троицкое, что в Ликурге (Ликурга). Два храма: летний во имя Св. Троицы, каменный в связи с такою же колокольнею, зимний во имя св. архистр. Михаила, тоже каменный. Оба построены стольником Семеном Васильевичем Готовцевым в 1685 г.

Обнесены каменною оградою. Кладбище при церкви в ограде. Престолов в обоих 6: в летнем: а) во имя Св. Животворящей Троицы, б) правый в ч. Рождества Христова, в) левый в ч. Казанской иконы Божией Матери; в зимнем: г) в ч. св. архистратига Михаила, д) во имя святит. Николая, е) во имя св. прор. Илии.

У прот. И.Беляева (1863 г.) иное посвящение престолов: в летней церкви во славу Пресвятой Троицы, в честь Божией Матери празднования Ее иконы Казанской и св. Архистратига Михаила; в зимней церкви во славу Рождества Христова, св. пророка Илии и святителя Николая. Между церквами есть каменная усыпальница, в коей похоронен строитель храма и его родственники. Из достопримечательностей следует отметить: 1) св. антиминс, которому слишком полтораста лет; напрестольное Евангелие, изданное в царствование царя Алексея Михайловича с благословения патр. Никона; 3) два серебр. креста напрестол. со св. мощами, один из коих пожертвован строителем храма; из них первому 225 лет, а второму 209 лет. Расстояние от Костромы 125 в., от Буя 24 в. Ближайшая церковь Христорождественская в Ликурге в 3 в., Покровская села Романцева в 14 в. и соборная Благовещенская г. Буя в 20 в.

Один из древнейших и наиболее ценных по своим художественным достоинствам сельских храмовых комплексов, сохранившихся на территории Костромской области. Созданные на протяжении нескольких лет постройки образуют цельный архитектурный комплекс, отражающий приемы и формы допетровского зодчества 17 в. Находится на юго-восточной окраине села, расположенного на возвышенности; от комплекса рельеф понижается в южном направлении к реке Шаче.

Наиболее раннее документальное упоминание о селе под именем Георгиевского погоста относится к 1653 г., когда здесь стояли деревянные храмы. В 17 в. село называлось Троицким, «Григорьевским тож» и было родовой вотчиной бояр Готовцевых. В 1775 г. село получило современное название по Ликургской волости, на территории которой оно находилось. Все каменные сооружения комплекса были возведены по заказу стольника Семена Васильевича Готовцева, как предполагают солигаличскими мастерами. Строительство летней церкви Троицы с приделами Михаила Архангела и Казанской Божьей Матери относится к 1-й пол. 1680-х гг., поскольку она была освящена 20 мая 1685 г., о чем свидетельствовали надписи на клеймах существовавшего в ней иконостаса, заказанного С.В. Готовцевым в 1721 г. Точные даты остальных построек не известны. Очевидно, зимняя церковь Рождества Христова с приделами Николая Чудотворца и Ильи Пророка, отдельно стоящая трапезная палата, усыпальница Готовцевых, Святые ворота и ограда с башнями сооружены одновременно с Троицкой церковью или вскоре после нее, в 1680-е – 1690-е гг. В усыпальнице самое раннее надгробие над могилой Дмитрия Маркеловича Готовцева датируется 1624 г. Последним был захоронен Семен Васильевич Готовцев, скончавшийся в 1725 г. После него село перешло во владение Нарышкиных. Вплоть до 1830-х гг. оба храма были холодными, а рядом с ними стояла деревянная зимняя церковь Николая Чудотворца, несколько раз горевшая.

Большие строительные работы велись в 1830-е гг. Тогда Троицкая церковь была превращена в теплую, первоначальная шатровая колокольня при ней была заменена новой, ныне существующей, но при сохранении первоначального первого яруса; в церкви Рождества Христова помещения приделов были увеличены в восточном направлении, при этом в южной и северной стенах храма пробили широкие арки, а с запада на всю ширину трапезной пристроили галерею-паперть. В 1865 г. церковь Рождества Христова капитально ремонтировалась: очевидно, тогда на южном и северном фасадах приделов появились аттики, а своды во всех помещениях церкви, кроме алтаря, заменили плоскими перекрытиями; возможно, в том же году был установлен новый барабан с главой. В 1868 г. главный престол этой церкви получил иное посвящение – во имя Михаила Архангела, а одноименный придел Троицкой церкви переосвятили в честь Рождества Христова. Вероятно, около сер. 19 в. к трапезной палате на всю ширину северного фасада пристроен притвор, а сомкнутый свод заменен плоским перекрытием; окна на южном фасаде были растесаны в нач. 20 в. (после 1908 г.). В 1884 – 1885 гг. открытые арки галерей-папертей Троицкой церкви были заложены. Возможно, тогда же было расширено помещение северного придела этого храма: разобрана прежняя стена между приделом и папертью и возведена новая, в нескольких метрах к западу. Дом причта выстроен в нач. 20 в. Храмы были зарыты в 1930-е гг. В советское время в церкви Троицы растесаны или пробиты заново два окна первого света четверика, срублены наличники окон трапезной, в кон. 20 в. обрушились четыре главы храма. Почти полностью утрачено убранство интерьеров обоих храмов.

Комплекс занимает неправильную четырехугольную, близкую квадрату территорию. Западная и восточная стороны имеют небольшие изломы, благодаря чему северная сторона участка немного короче южной. Оба храма поставлены строго параллельно южной и северной сторонам участка. В центральной части территории возвышается наиболее монументальное сооружение комплекса – церковь Троицы, доминирующая в панораме всего села. В нескольких метров к югу от нее со значительным смещением к востоку стоит церковь Рождества Христова (Михаила Архангела). Между ними, на равном расстоянии от обоих храмов, расположена усыпальница Готовцевых. По периметру территория окружена оградой с семью башнями – четырьмя угловыми и по одной на северной, южной и восточной сторонах. На западной стороне ограду прерывают Святые ворота. За пределами основной территории комплекса, в нескольких метрах южнее ограды стоит трапезная палата. Еще южнее расположен дом причта. Все постройки комплекса, за исключением дома причта, сложены из большемерного кирпича и покрыты по кладке известковым раствором; дом причта рублен с остатком, обшит тесом и имеет кирпичный цоколь.

Трапезная палата, кон.17 в.

Одноэтажная трапезная палата – типологически чрезвычайно редкая для сельских приходских комплексов постройка, выдержанная в духе «дивного узорочья». Прямоугольный в плане объем, слегка вытянутый в направлении север-юг, завершен вальмовой кровлей. Края фасадов, а также граница первоначального объема и пристройки отмечены широкими лопатками, на углах – огибающими. Широкие окна с лучковыми перемычками – четыре на западном и два на южном – обрамлены нарядными наборными наличниками с трехлопастными килевидными очельями. На северном фасаде арочный входной проем, расположенный посередине, фланкируют два проема с лучковыми перемычками, оформленные полуналичниками, объединенными с сандриками-полочками. Восточный фасад прорезан тремя окнами с лучковыми перемычками без наличников. По всем фасадам проходят полочка в цокольной части стен и лента пилы под свесом кровли.

Основное пространство (первоначальный объем) занимает просторная квадратная в плане палата, сообщающаяся с пристройкой, в которой по сторонам притвора-прихожей расположены два небольших квадратных в плане помещения.

Башни представляют собой небольшие сооружения – круглые в плане на углах и прямоугольные в плане посередине южной, северной и восточной сторон. Глухие угловые башни имеют кирпичное конусообразное завершение, прямоугольные в плане башни – четырехскатное (завершения сохранились фрагментарно). Южная и восточная башни прорезаны арочными проемами калиток. На внешней стороне глухой северной башни расположена арочная ниша ложного проема. Все башни понизу обработаны валиком, а поверху опоясаны карнизом с поребриком.

Дом причта, нач. 20 в.

Одноэтажный дом причта типичен для сельской застройки периода эклектики, в декоре которой широко используется пропильная резьба, отличаясь при этом индивидуальной особенностью в объемной композиции. Прямоугольный в плане вытянутый в глубину участка дом-пятистенок под двускатной кровлей необычен сильно выступающим перед фронтоном главного (западного) фасада застекленным балконом-верандой. Главный фасад делится выступом переруба на две части в два и три окна. Выступы бревен переруба и на углах оформлены филенчатыми лопатками с накладным орнаментом. Прямоугольные окна обрамлены наличниками, обильно украшенными резьбой: затейливыми завитками внизу и «каскадами» полотенец вверху. Наличники соединены с тонкими профилированными сандриками, дополненными мелкими зубцами. Сильно нависающий венчающий карниз обработан ажурным подзором. Балкон-веранда завершен треугольным фронтоном. Наличники трех окон на боковом северном фасаде – такие же, как на главном. Два входа в дом расположены на боковых фасадах в глубине участка, перед ними выступают новые тамбуры.

Святые ворота, 1690-е гг.

Редкий пример подобного сооружения в составе сельского храмового комплекса кон. 17 в., отличается традиционными для архитектуры этого столетия формами. Кубический четверик прорезан посередине арочным проездом, достигающим примерно половины его высоты. Над четырехскатной кровлей возвышается восьмигранный с узкими диагональными сторонами постамент, который несет глухой цилиндрический барабан с луковичной главкой. Основной объем на углах акцентирован пучками строенных полуколонн. Западный и восточный фасады одинаковы по композиции и декору. Проездную арку окаймляют два валика с лентой поребрика между ними. Такая же лента выложена в цокольной части стен и на уровне пят арок. По периметру четверик завершается многообломным карнизом с двухступенчатыми зубцами, раскрепованным над колоннами. Основные грани постамента под барабаном увенчаны килевидными кокошниками.

Пространство проездной арки делится поперечной стеной с широким проемом на две части. Каждая из них перекрыта цилиндрическим сводом.

Ограда представляет собой глухую стенку высотой около трех с половиной метров, некогда имевшую двускатное покрытие. С наружной стороны она расчленена широкими лопатками на равные прясла. В цокольной части стены проходит лента валика, а в верхней – карниз, состоящий из полочки и полувала. С северной стороны от Святых ворот ограду прорезает калитка. Еще три калитки в виде более высокого пилона с арочным проемом расположены в средней части южной, восточной и северной сторон ограды.

Усыпальница Готовцевых, кон. 17 в.

Уникальное для своего времени мемориальное сооружение кон. 17 в., выдержанное в традициях середины этого столетия. Большую историко-художественную ценность представляют сохранившиеся внутри надгробные плиты 17 – 1-й четв. 18 в. Одноэтажная прямоугольная в плане приземистая постройка под вальмовой кровлей вытянута в направлении север-юг. Углы объема акцентированы огибающими лопатками. На западном фасаде расположен арочный входной проем с перспективным рамочным порталом, имевшим треугольный фронтончик (в настоящее время от него остались только следы срубленных кирпичей). Южнее входа – окно с коробовой перемычкой, заключенное в двойное прямоугольное обрамление с полуциркульным перспективным очельем, имеющим килевидное завершение. Посередине южного фасада размещено такое же окно, но без очелья. Северный и восточный фасады глухие. По всему периметру постройки проходят две ленты поребрика между двумя валиками, выложенные в цокольной и верхней частях стен. Единое помещение усыпальницы перекрыто лотковым сводом. Внутри находилось 12 могил с белокаменными надгробными плитами, часть которых сохранилась. Они украшены орнаментальным декором типа плетенки.

Библиография: Диев М.Я. В селе Ликурге // Труды и летописи Общества истории и древностей Российских, учрежденного при Императорском московском университете. Часть VI. М., 1833. С. 124, 130; Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 237 – 238; Самарянов В.А. Троицкая церковь, что в Ликурге, Костромской губернии, в Буйском уезде // Костромские губернские ведомости. Кострома, 1875. № 45-47. С. 428, 429; Холмогоров Г.И. Материалы для Костромской епархии. Вып. 4. Кострома, 1908. С. 158; Диев М.Я. Старинные волости и станы в Костромской стороне. М., 1909. С. IV – V; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 129 – 131. № 163 – 165; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 224 – 225; Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Уезды: Буйский, Галичский, Солигаличский, Чухломский. Петроград, 1916. С. 21 – 28; Кудряшов Е.В. Малоизвестный памятник древнерусского культового зодчества XVII в. // Краеведческие записки Костромского музея-заповедника. Вып. 1. Ярославль, 1973. С. 12 – 15; Кудряшов Е.В. Костромское каменное зодчество XVII века. Его особенности и пути развития. Автореферат диссертации. М., 1975. С. 33 – 35; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 107–112; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 131-139.

Источник

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.

Карта и ближайшие объекты

церковь троицы живоначальной костромская область

Статьи

Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего (сер. VI в.) одноименного собора, разрушенного ураганным вихрем в 1649 году. В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году. В 1652 году начались работы по созданию иконостаса Троицкого собора, а через два года, в 1654 интерьеры собора начали украшать фресками. Для их исполнения была приглашена артель изографов во главе с царским иконописцем костромичом Василием Ильиным Запокровским. Но им не суждено было полностью выполнить столь почетный и ответственный заказ.

Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого собора и замечательны по своей древности, иконографическому содержанию и технике исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В описи 1609 года содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 годах.

На стенах Троицкого собора имеются две записи о времени исполнения настенной живописи в храме и авторах ее. Первая запись крупной древнеславянской вязью сделана в виде широкой ленты по трем сторонам храма и содержит в себе сведения о том, что церковь «изографством подписана» в 1685 году, «при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России самодержец, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахомии с братиею». Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма и содержит в себе имена 18 костромских иконописцев, принимавших участие в росписи храма: «О Бозе трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Липин, Федор Логинов».

В январе 1991 года впервые за многие десятилетия епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. 18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии. В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Святыни монастыря: чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери; частица Ризы Господней; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

По информации с сайтов: www.kostroma-eparhia.ru и kostroma-eparhiy.narod.ru

Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью. Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с «великим благолепием».

В последующие времена придел во имя преп. Михаила Малеина не подвергался каким либо существенно важным переменам, за исключением разве настила чугунного пола в 1811 г. и устройства в части занимаемой им галереи ризничной палаты. В 1912 г., во время капитального ремонта Троицкого соборного храма, иконостас в этом приделе тщательно исправлен, позолота очищена, стены вновь покрашены и настлан новый плиточный пол в стиле прежних времен.

В приделе во имя преп. Михаила Малеина обращают на себя внимание посетителя: а) копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, с резной кипарисной панагией, цатой и оглавием, сплошь унизанным крупным жемчугом. Этою иконою, по преданию, инокиня Марфа Ивановна благословила своего сына Михаила Феодоровича на царство; б) образ Успения Божией Матери с серебряным басемным окладом, дар Ив. М. Годунова 1567 года; в) образ Живоначальной Троицы, принесенный в дар Ипатьевскому монастырю боярином Дмитрием И. Годуновым в 1586 г. и хранящийся в ризничной палате. Образ этот имеет оклад серебряный, басемной работы, а венцы и цаты чеканной работы, украшенные жемчугом. В запрестольном иконостасе и на стенах в алтаре придела имеется много и других старинных небольших икон.

В подклети Троицкого собора находится придел во имя св. праведного Лазаря, воскрешенного Спасителем, и сохранилась одна из трёх бывших некогда в монастыре усыпальниц знатных лиц. Первые две усыпальницы до середины ХVIII века с 38 древними захоронениями располагались рядом с церковью Рождества Богородицы, стоявшей с юго-запада от Троицкого собора. Здесь были погребены сам Чет и его потомки. Храм этот, сооружённый в 1564 году, не раз перестраивался (1757, 1864 гг.) и был снесён в советское время после закрытия монастыря. В единственной сохранившейся ныне под собором так называемой Годуновской усыпальнице погребены только три представителя этого рода, остальные захоронения разных лиц.

В ряду зданий Ипатьевского монастыря, без сомнения, первое место принадлежит Троицкому соборному храму, как по важности исторических событий, в нем совершившихся 14 марта 1613 года, так и по самой величественности этого священного здания, архитектурным его формам, изяществу и внутреннему богатству.

Троицкий храм первоначально был построен, по преданию, в 1330 годах татарским мурзою Четом и, без сомнения, был деревянный, притом малых размеров. Троицкий храм того времени построен был, как полагают, на подклете, о пяти верхах, с папертями и с приделом во имя св. ап. Филиппа и свм. Ипатия. Других каких либо сведений о древнем Троицком храме до нашего времени не сохранилось.

При разборке Троицкого храма было разобрано и находившееся близь царских врат царское место, присланное из Москвы царем Михаилом Феодоровичем 1 июля 1613 г. в память его воцарения в этом храме. Царское место было сложено в кладовую, в которой и хранилось в продолжение 117 лет, до 1767 года, когда, по случаю посещения города Костромы и Ипатьевского монастыря Императрицей Екатериной II, оно было вновь собрано и поставлено в храме на том месте, где и ныне находится.

Царское место имеет в вышину 11 аршин. Оно сделано из липы, с разными мелкими изящными украшениями, на подобие остроконечной короны древних царей, с двуглавым орлом вверху и короной над ним. Царское место доселе имеет свой натуральный цвет и покоится на четырех резных львах, которые как бы служат для охраны входа в это священное место. В память того, что Императрица Екатерина II, при посещении святой обители 15 мая 1767 года, стояла на этом царском месте во время божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.

При вспомоществовании царя Алексея Михайловича, главным же образом на монастырские средства Троицкий соборный храм в продолжении двух с небольшим лет (1650-1652) заново воссоздан на месте прежнего храма; но по своим размерам он был гораздо больше последнего. Имея в длину с папертью 13 сажен, а в ширину 14 сажен, при высоте в 19 сажен, нынешний Троицкий храм представляет собою величественное здание византийско-русского зодчества, в типе московских храмов половины XVII века, с отличительными крытыми галлереями с северной, западной и южной сторон.

По плану своему Троицкий соборный храм имеет форму несколько удлиненного четвероугольника, с тремя алтарными апсидами и четырьмя внутри столбами (двумя по средине храма и двумя за иконостасом), соединенными вверху арками, над которыми возвышаются трибуны и куполы храма.

Двери во внутренних вратах, ведущих из галлереи в собор, как с западной, так и с северной и южной сторон взяты из прежнего полуразрушенного Троицкого храма и замечательны по своей древности (XVI в.), художественности исполнения и иконографическому содержанию украшений. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по сусальному золоту разного рода изображениями и изречениями из свящ. писания и сивиллиных книг. Лицевая их сторона с этой целью разделена на несколько рамок, в которых и размещены священные и другие изображения, сделанные сусальным золотом, в подражание византийской инкрустации дверей пластинками золотыми и серебряными.

В ряду иконных сокровищ обители, без сомнения, первое место занимают святые иконы письма XVI и XVII в.в., которых Ипатьевский монастырь сохранил, по мнению компетентных знатоков старины, больше, чем даже Московский Успенский собор.

По левую сторону царских врат второе место занимает образ Тихвинской Божией Матери, написанный, по преданию, св. Петром, митрополитом Московским, и особенно чтимый местно, как чудотворный. Он мерой в 5 четвертей, в окладе серебряном, чеканном, золоченом, украшен жемчугом и драгоценными камнями. Для равномерности с прочими местными иконами, вокруг этого образа в 1736 году помещено 15 других небольшого размера икон древнего письма. Икона Тихвинской Божией Матери на осень и зиму переносится в теплый храм Рождества Пресв. Богородицы для поклонения верующих и бывает носима по г. Костроме в так называемых генеральных крестных ходах.

Посреди Троицкого храма, на западной стороне правого столба, находится икона Пресв. Троицы, большого размера, писанная на кипарисной доске. На иконе венцы, поля и свет серебряные, позолоченные, по местам украшены жемчугом и камнями. Из вычеканенной на окладе надписи видно, что этот образ написан и обложен серебром, золотом и драгоценными камнями, и пелена при нем шита золотом и сажена жемчугом при державе Царя Государя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, в 8 год его правления, повелением боярина Димитрея Ивановича Годунова в 1593 году.

На левом столбе, с южной стороны, имеется в красивой киоте и богатом украшении образ св. Димитрия Солунского, на кедровой доске, в житии. Из чеканной на серебре надписи видно, что этот образ с чудотворного его образа, принесенного из г. Солуня и находящегося теперь в Московском Успенском соборе, обложен серебром и золотом и украшен камнями и жемчугом при державе Царя Феодора Ивановича, во второе лето его государства, а приложен в Ипатьевский монастырь повелением боярина Димитрия И. Годунова в 1586 году.

Вблизи южных алтарных дверей, позади правого клироса, имеется драгоценный (12 тыс. руб.), превосходной работы русского художника Сиверса, мозаический образ святителя Николая Чудотворца. Этот образ является выражением патриотических чувств Черниговского дворянства, которое через особую депутацию, по случаю исполнившегося 25-летия благополучного царствования Императора Николая I, принесло его 28 июля 1856 года в дар Ипатьевскому монастырю, из коего вышел на царство родоначальник Дома Романовых. Таким образом икона эта заслуживает внимания если не по древности, то по патриотическому чувству, которым было вызвано ее пожертвование монастырю, по художественности ее исполнения и материальной ценности.

Также обращает на себя внимание образ св. Иоанна Богослова древний, с серебряным венцом и басменным окладом, равно и другие малого формата иконы, прекрасной греческой иконописи, относящиеся по своему происхождению к XVI и XVII в.в. и находящиеся в самом соборе или его приделах и ризнице.

Среди многих святынь Троицкого соборного храма, без сомнения, первое место занимает небольшая часть ризы Господней, присланная в Ипатьевский монастырь в 1626 г. патриархом Филаретом, отцом царя Михаила Феодоровича. Эта святыня вместе с частями ризы и пояса Богоматери, креста и гроба Господня и частицами мощей св. угодников Божиих (14) хранится в особом ковчеге, вделанном в медную круглую доску, с сияниями медными же отзолоченными. На доске оклад серебряный, чеканный, золоченый, за стеклом во всю доску. По надписи на окладе, ковчег устроен тщанием и радением архимандрита Тихона с братиею в 14 день сент. 1718 года.

Далее, замечательны два большие сударя в золоченых рамах, за стеклами, на которых по красной камке вышиты золотом, серебром и разными шелками Живоначальная Троица и Отечество в силах; приложены в 1622 и 1626 годах женою Ивана Ивановича Годунова Ириною Никитичною.

У правого клироса Троицкого собора находится хоругвь, на которой по червчатой камке вышиты золотом и серебром, с одной стороны, образ Живоначальной Троицы, а с другой, — свв. Алексия Божия человека, Алексия митрополита и Феодора Стратилата с словами: вклад Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя России Самодержца. Другая такая же хоругвь находится у противоположной колонны, с изображениями свв. Дмитрия Солунского, муч. Ипатия и ап. Филиппа.

В Троицком соборе также заслуживает внимания паникадило литое, пожертвованное, как видно из надписи на нем, в 1659 году И.И. Щетневым. Устроенный и украшенный таким образом фресками и иконами, Троицкий соборный храм, однакоже, по разным обстоятельствам не избег впоследствии некоторых, хотя и незначительных, изменений в том или другом отношении.

Так, в 1708 году, во время сильного весеннего разлива рек Костромы и Волги, вода проникла в подвалы собора, вследствие чего, от неравномерной осадки главных стен собора и галлерей его, в стенах последнего образовались многие и значительные трещины. По донесению же архимандрита Гавриила Бужинского Св. Синоду от 22 апр. 1721 года, «соборная церковь от воды разселася на двое», и все каменное здание подалось в Кострому реку. Эти повреждения в стенах впоследствии не раз были заделываемы, но они вскоре вновь выступали до последней заделки в 1912 г.

В 1803 году, при преосвященном Евгении, на Троицком соборном храме вместо существовавших прежде громадных глав устроены из белого железа главы меньших размеров. В 1811 году в соборе устроен чугунный пол; по разборке же его в 1911-1912 г.г., оказался под слоем песка другой древнейший пол, сделанный из больших терракотовых квадратных плит по 11 вершков в длину и ширину и 11/2 в. в толщину, уложенных в виде шахмат.

Последний капитальный ремонт Троицкого соборного храма произведен в 1911-1912 годах по случаю трехсотлетнего юбилея избрания на царство Михаила Феодоровича Романова. На отпущенные с этою целию из Государственного Казначейства 97536 руб. 42 коп. тщательно исправлен фундамент собора с облицовкою его вновь белым камнем, заделаны трещины в стенах и сводах собора, главы на соборе вновь вызолочены червонным золотом, устроен новый плиточный пол, исправлена стенопись на наружных стенах храма с окраскою последних, а также реставрированы иконы и фресковая живопись на внутренних стенах и паперти собора и пр.

Иван Васильевич Баженов, церковный историк, http://kostromka.ru

Придел во имя Преподобного Михаила Малеина

Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галлереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью.

Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с «великим благолепием».

В последующие времена придел во имя преп. Михаила Малеина не подвергался каким либо существенно важным переменам, за исключением разве настила чугунного пола в 1811 году и устройства в части занимаемой им галлереи ризничной палаты. В 1912 году, во время капитального ремонта Троицкого соборного храма, иконостас в этом приделе тщательно исправлен, позолота очищена, стены вновь покрашены и настлан новый плиточный пол в стиле прежних времен.

В приделе во имя преп. Михаила Малеина обращают на себя внимание посетителя: а) копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, с резной кипарисной панагией, цатой и оглавием, сплошь унизанным крупным жемчугом. Этою иконою, по преданию, инокиня Марфа Ивановна благословила своего сына Михаила Феодоровича на царство; б) образ Успения Божией Матери с серебряным басемным окладом, дар Ив.М. Годунова 1567 года; в) образ Живоначальной Троицы, принесенный в дар Ипатьевскому монастырю боярином Дмитрием И. Годуновым в 1586 г. и хранящийся в ризничной палате. Образ этот имеет оклад серебряный, басемной работы, а венцы и цаты чеканной работы, украшенные жемчугом. В запрестольном иконостасе и на стенах в алтаре придела имеется много и других старинных небольших икон.

Церковь во имя праведного Лазаря

Храм во имя праведного Лазаря весьма небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он устроен в 1768 году епископом Дамаскином и имел назначение служить усыпальницею для Костромских архипастырей. Небольшой иконостас Лазаревской церкви первоначально был деревянный; иконы также были написаны на дереве; деревянный был и пол. Вследствие старости как иконостас, так и пол в храме очень скоро попортились, и богослужение в нем сделалось невозможным. С 1800 года храм этот оставался без священнослужения; оно возобновилось по освящении храма 19 октября 1822 года. К этому времени деревянный иконостас в нем был заменен каменным, а пол выстлан кирпичом и отчасти белым камнем, при чем иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви, с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, окаймленные алебастровыми наличниками.

В 1888 году устроен в этом храме взамен каменного металлический чугунный иконостас.

В храме во имя прав. Лазаря находятся гробницы Костромских архипастырей: еп. Дамаскина, основателя храма, скончался 16 июня 1769 года; еп. Виталия, скончался 29 января 1846 г. и еп. Александра, скончался 16 декабря 1888 года.

Усыпальницы бояр Годуновых

Потомки основателя обители, князя Четы, в св. крещении Захарии, видные вельможи XIV-XVI веков, с фамилиями Сабуровых, Пешковых, Шеиных, Вельяминовых, особенно же бояре Годуновы, подобно своему родоначальнику, в большинстве были люди весьма набожные и не только старались выразить свою любовь к основанной им св. обители, делая в нее нередко весьма ценные вклады и всячески содействуя ее благоустройству и обогащению, а некоторые даже доживали в этой обители последние дни своей жизни, принявши на себя обеты иночества. Многие из бояр Годуновых не желали и по смерти расстаться с родною обителию, почему делали завещания о своем погребении в ней. Плодом такого стремления их явились довольно обширные каменные усыпальницы, долгое время существовавшие под Троицким и Богородицким храмами и отчасти сохранившиеся до наших дней.

В древние времена существовали три Годуновских усыпальницы, из коих две (одна при 22 могилах, а другая при 16) находились подле алтаря Богородицкой церкви, с восточной и южной сторон ее, а одна усыпальница (при 14-ти могилах) была под папертью Троицкого собора.

Судя по сохранившейся усыпальнице Годуновых, по усыпальницам под Костромским Богоявленским монастырским храмом и другим подобным памятникам, также по старинным описаниям Ипатьевского монастыря, можно составить довольно определенное представление о такого рода сооружениях. Это не были обыкновенные склепы для покойников, а скорее подвальные храмы, со многими св. иконами, имели продолговатую форму, невысокие своды и узкие окна с железными в последних решетками. Так, уцелевшая под папертью Троицкого собора усыпальница Годуновых имеет в ширину 2,19 саж., в длину 9,10 саж. и в вышину 1,34 сажени.

Могилы в усыпальнице расположены в ряд, с небольшими промежутками между ними. Каждая могила была прикрыта каменною плитою, положенною на кирпичном основании, с вырезанным или высеченным на ней крестом и небольшой эпитафией или только краткими сведениями о почившем. На сохранившихся доселе годуновских могилах в третьей усыпальнице на надгробных плитах имеются такого рода надписи (в новом правописании): а) «Лета 1561 месяца ноября в 1 день на память св. чудотворец и безсребренник Косьмы и Дамиана преставися раб Божий Василий Осипович Годунов»; б) «Лета 1622 февраля в 10 день на память св. мученика Харлампия преставися раб Божий (околь)ничей Ники(та) Годунов (во ино)цех Нифонт»; в) «Лета 1575 марта в 8 день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов»; г) «В сем гробе положен схимонах Иосиф, преставися лета 1607 октября 2 дня».

Годуновские могилы в прежние времена имели дорогие бархатные покровы, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Покровы присылались или лично доставлялись в монастырь родственниками умерших иногда по несколько покровов одновременно. В ризнице Ипатьевского монастыря сохранились два таких покрова от 1592 г., работы царицы Ирины Феодоровны, находившиеся над могилами ее отца Феодора Ивановича и брата Василия Феодоровича Годуновых.

В сохранившейся годуновской усыпальнице пред поставленными у восточной стены резным распятием Иисуса Христа и старыми иконами еженедельно, по пятницам, после Божественной литургии, совершается панихида с возглашением имен почивших благотворителей Ипатьевского монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *