церковь троицы живоначальной краснослободск
Новостная лента
Предлагаем Вашему вниманию плодотвоную работу одной из прихожанок кафедрального собора Воскресения Христова города Краснослободска из история центрального храма и главной площади города Краснослободска. Собор Троицы Живоначальной в Красной Слободе
Всегда во все времена жизнь русского человека воедино связана с храмом. Не случайно десяток церквей на карту Краснослободска потомками «наносился в виде креста». Короткий экскурс в историю показывает, что краснослободчане не только начинали свой путь с крещения в церквях (в частности, многие знаменитости Москвы), в них они благословлялись на добрые дела, именно с их порога уходили на защиту своего Отечества. В пример приведем Николая Севостьянова, подполковника артиллерии и участника народного ополчения в годы Крымской войны. Специально для него в 1854 году было изготовлено полковое знамя. От имени города оно вручено ополченской дружине. После окончания войны в 1856 году знамя возвращено в Краснослободск, где и хранилось как святыня в Троицкой соборной церкви. С этим знаменем лучшие представители Краснослободска ушли и на первую мировую войну.
полк в Краснослободске
На фото: народные гуляния в честь 100-летия Бородинской битвы.
В правом верхнем углу земская больница
Продолжение следует в следующих публикациях.
Краснослободск. Собор Троицы Живоначальной.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Во имя Живоначальной Троицы (Троицкий) собор, поначалу деревянный, по некоторым данным возводился в 1613-1614 годах (согласно надписи в одной из книг, найденных краеведами в XIX веке); по другим данным – в 1629 году, когда в документы попали сведения о причте и земельных владениях храма. Попытки реконструкции церкви предпринял протопоп Александр в начале XVIII века, но неудачно. В 1730 году сын протопопа Александра, тоже протопоп Иван Александров с помощью промышленника Тараса Мелякова начал строительство нового каменного собора, однако и на этот раз довести дело до конца не удалось из-за денежных трудностей. Перед Пугачевщиной наследник Тараса Мелякова, Андрей Тарасович, владелец Рябкинского железоделательного завода, выделил средства для возведения нового собора.
Основное здание (летнее) по указу из консистории освятил протопоп Феодор Федоров в 1778 году, а здание зимней церкви (трапезы) – епископ Тамбовский и Пензенский Феодосий в 1781 году. На том этапе в храме имелись пять престолов: центральный в честь Святой Троицы, правый в честь мучеников Бориса и Глеба, левый в честь святителя Николая; в трапезной (теплой церкви) имелись еще два придела – справа в честь Казанской иконы Божией Матери, слева – в честь апостола Андрея Первозванного, одноименника благотворителя. Прежнюю деревянную Троицкую церковь продали в село Селищи, где она была собрана вместо сгоревшей в пожаре. Следующая серьезная переделка произошла в 1817-19 годах, когда в соборе заменили колокольню и центральный купол на основном здании. В 1829 году после капитального ремонта придельные церкви в трапезной были упразднены.
В 1862-66 годах разобрали и вновь соорудили (сохранив прежний облик) все пять глав на летней церкви, в 1869 году исправили трапезную и сменили декор на колокольне. В архитектурном отношении собор представлял собой удачное сочетание барокко и зодческих элементов, ориентированных на древние традиции русского церковного строительного искусства. Храм представлял из себя куб, увенчанный соразмерным пятиглавием; трапезная повторяла все основные конструктивные мотивы главного здания. Колокольня в результате переделок изменила облик, однако связь с общим зодческим замыслом не потеряла. Собор отличался эстетической целостностью; декор применялся скупо, но в точном соответствии с общим характером здания, одновременно легком, нарядном, фундаментальном и строгом. В конце XIX века приход состоял из 3500 человек (вместе с приписными деревнями Горяши и Синяково). В деревне Горяши имелась образцовая церковно-приходская школа.
После революции собор неоднократно изымался у прихода, однако вновь возвращался к верующим. Окончательное изъятие здания произошло в 1930-х годах. В храме разместилась фабрика. Хотя собор поставлен на государственную охрану как памятник истории и архитектуры, он понес большие потери: утрачены колокольня, все пять глав; внутреннее пространство деформировано и изувечено, внешне к нему пристроены дополнительные производственные помещения. Техническое состояние здания плохое. Остатки собора Саранской епархии не возвращены.
Бахмустов С. Б. Православные приходские храмы Мордовии. Словарь-справочник, 2015.
Вместо Ильинской церкви в 1765 году была построена при соборе новая теплая деревянная церковь по просьбе воеводы в честь Божьей Матери Живоносного источника. Таким образом, до построения нового соборного храма в конце XVIII века на главной площади города было три соборных храма: Троицкий, Ильинский и Живоносного источника. Каждая из этих церквей была деревянная, они, как отмечал Н.Соколов, «не отличались архитектурой, просуществовав до конца XVII века, когда были заменены одним каменным». Кирпичный соборный храм выстроен в 1778-1781годах при помощи купца А.Т.Милякова.
В 1780 году купец-заводчик Андрей Тарасович Миляков достраивает на свои средства соборную церковь. Возведение собора продолжалось больше трех лет, он «вырос» в 10 саженях от прежних церквей. Деревянные церкви с построением собора приходят в запустение и были разобраны в 1790-х годах. Деревянная Троицкая была продана в село Селищи, а церковь Живоносного источника – на кладбище в город Троицк. По окончании строительства собора «поручено было настоятелю Краснослободского Спасского монастыря иеромонаху Досифею освятить построенный при соборе каменным зданием двухпридельную церквь».
Миляков выказал свой глубокорелигиозный и эстетический вкус в постройке этого храма. Соборную церковь он оставит памятником своей угасающей фамилии: у него не было детей. После этой перестройки собор просуществовал около 80 лет. За это время он постепенно перестраивался, а после пожара в 1817 году, когда сгорел почти весь город, подвергался некоторым переделкам. Был изменен купол церкви, прежняя колокольня разобрана и построена новая. В 1829 году два придела были упразднены. Вполне вероятно, это было сделано вследствие тесноты алтаря, и собор расширялся за счет приделов. Жители города были довольны и лестно отзывались о нем: «церковь Живоначальной Троицы с пределы ко вмещению приходских людей способна, благолепием украшена не худо». Со временем собор не ремонтировался и стал приходить в негодность: протекала крыша, это сказывалось на фресках. В 1862 году по указанию архитектора Елецкого строители составили смету, на основании которой для постройки церкви потребовалось 12183 рубля 75, ½ копейки. Начатая в 1862 году перестройка была закончена в 1866 году. В 1875 году обветшавшая колокольня была разобрана до нижнего яруса и построена в 2 новых яруса, приобретены были часы на колокольню, а в 1881 году отлит колокол в 500 пудов. Из целой плеяды архитекторов, построивших церкви города и уезда, известен лишь один Елецкий, перестраивавший Троицкий собор. Про других в источниках – ни слова.
К концу XIX века Троицкий собор представлял длинное (20 сажен длины и 12 ширины) каменное здание, построенное греческим крестом. Здание одноэтажное, «стены выкладены все сплошною кладью из кирпича, в них связи железные». Кровля на сводах дуговая, двухскатная из листов железа. Свод венчали пять глав, на каждой деревянный, обитый жестью крест; колокольню венчал железный позолоченный крест. Кроме Троицкого собора «железных заводов заводчики» Миляковы построили в городе другие каменные церкви: Покровскую, Благовещенскую, Смоленскую и Владимирскую, а в Краснослободском уезде – Ефаевскую (1772 год), Аракчеевскую (1767 год). Рядом с Троицким собором располагалась Благовещенская и Смоленская церкви. Именно эти чудесные архитектурные сооружения украшали город со стороны рек Прамы и Мокши. В начале ХХ века Троицкий храм состоял из пятиглавого двусветного четверика, обширной трапезной и высокой колокольни под луковичным куполом. Приделы в трапезной Казанский и Трехсвятский.
Что же до уцелевших фресок Троицкого собора, то они почти век закрашиваются известью и краской. В настоящее время собор занят одним цехом прядильно-ткацкой фабрики.
История одной церкви
Эпоха возрождения
Время создания – начало XVII века
Личный вклад предпринимателя
В 1780 году купец-заводчик Андрей Тарасович Миляков достраивает на свои средства соборную церковь. Возведение собора продолжалось больше трех лет, он «вырос» в 10 саженях от прежних церквей. Деревянные церкви с построением собора приходят в запустение и были разобраны в 1790-х годах. Деревянная Троицкая была продана в село Селищи, а церковь Живоносного источника – на кладбище в город Троицк. По окончании строительства собора «поручено было настоятелю Краснослободского Спасского монастыря иеромонаху Досифею освятить построенный при соборе каменным зданием двухпридельную церквь».
Миляков выказал свой глубокорелигиозный и эстетический вкус в постройке этого храма. Соборную церковь он оставит памятником своей угасающей фамилии: у него не было детей. После этой перестройки собор просуществовал около 80 лет. За это время он постепенно перестраивался, а после пожара в 1817 году, когда сгорел почти весь город, подвергался некоторым переделкам. Был изменен купол церкви, прежняя колокольня разобрана и построена новая. В 1829 году два придела были упразднены. Вполне вероятно, это было сделано вследствие тесноты алтаря, и собор расширялся за счет приделов. Жители города были довольны и лестно отзывались о нем: «церковь Живоначальной Троицы с пределы ко вмещению приходских людей способна, благолепием украшена не худо». Со временем собор не ремонтировался и стал приходить в негодность: протекала крыша, это сказывалось на фресках. В 1862 году по указанию архитектора Елецкого строители составили смету, на основании которой для постройки церкви потребовалось 12183 рубля 75, ½ копейки. Начатая в 1862 году перестройка была закончена в 1866 году. В 1875 году обветшавшая колокольня была разобрана до нижнего яруса и построена в 2 новых яруса, приобретены были часы на колокольню, а в 1881 году отлит колокол в 500 пудов. Из целой плеяды архитекторов, построивших церкви города и уезда, известен лишь один Елецкий, перестраивавший Троицкий собор. Про других в источниках – ни слова.
К концу XIX века Троицкий собор представлял длинное (20 сажен длины и 12 ширины) каменное здание, построенное греческим крестом. Здание одноэтажное, «стены выкладены все сплошною кладью из кирпича, в них связи железные». Кровля на сводах дуговая, двухскатная из листов железа. Свод венчали пять глав, на каждой деревянный, обитый жестью крест; колокольню венчал железный позолоченный крест. Кроме Троицкого собора «железных заводов заводчики» Миляковы построили в городе другие каменные церкви: Покровскую, Благовещенскую, Смоленскую и Владимирскую, а в Краснослободском уезде – Ефаевскую (1772 год), Аракчеевскую (1767 год). Рядом с Троицким собором располагалась Благовещенская и Смоленская церкви. Именно эти чудесные архитектурные сооружения украшали город со стороны рек Прамы и Мокши.
Что же до уцелевших фресок Троицкого собора, то они почти век закрашиваются известью и краской. В настоящее время собор занят одним цехом прядильно-ткацкой фабрики.
Священники, краеведы Троицкого собора и Краснослободска
Священник-краевед Беляев Иоанн Николаевич (1837 – 1894). В 1858 году он окончил Пензенскую духовную семинарию. Служил в Смоленской церкви, затем вторым священником в Троицком соборе г. Краснослободска. Преподавал в Краснослободском духовном училище в 1862 – 1871 г. г. (ныне городская школа № 1). Принадлежал к интеллектуальной элите города, дружил с предпринимателями и благотворителями Ненюковыми, Севостьяновыми, просветителем П.А.Архангельским и его высокообразованной семьёй, игуменьей Краснослободского Успенского женского монастыря Фотинией, князьями Девлеткильдеевыми и другими видными членами уездного общества. Обладал ярко выраженным талантом исследователя, серьёзно занимался изучением местной истории, положил начало краснослободскому краеведению. Имел доступ к уездному архиву, а также к собраниям документов в храмах города, в Краснослободском Спасо-Преображенском монастыре, к частным коллекциям дворянских фамилий, прежде всего князей Девлеткильдеевых, хранивших уникальные документы XVII – XVIII веков. Написал ряд интереснейших и содержательных краеведческих статей, опубликованных в «Пензенских Епархиальных ведомостях» и «Пензенских Губернских ведомостях», в том числе «Город Краснослободск и его уезд до 1700 года» (1867 г.), «Эпизоды из истории города Краснослободска и его уезда в XVIII столетии» (1868). «Пугачёвский бунт в г. Краснослободске» (1879), «Краснослободский Спасо – Преображенский монастырь» (1883), «Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря» (1875), «Краснослободский Успенский женский монастырь» (1878), «Игумения Фотиния, настоятельница Краснослободского женского монастыря» (1875), «К истории Пугачёвского бунта в пределах Пензенской губернии» (1878), «Краснослободское духовное училище; исторический очерк. 1844 – 1852 г. г.» (1875). Продолжал сотрудничество с Пензенскими Епархиальными ведомостями и после переезда в г. Томск в 1880 году. Краеведческие сочинения отца Иоанна не потеряли своего значения и поныне, на их основе осуществлялись дальнейшие разработки разнообразных тем местной истории, прежде всего духовной: два очерка о Спасо-Преображенском монастыре (Г. П. Петерсона и архимандрита Григория), история города Краснослободска, Троицкого собора, Краснослободского духовного училища и другие сочинения отца Иоанна включены в научный оборот современности наряду с творчеством других священников – краеведов, создавших первые варианты региональной историографии.
Александр ШАПКИН,
иерей, настоятель Успенского (нижнего) храма г.Краснослободска.
На фото: Благовещенская церковь (здесь был кинотеатр «Восход») и Троицкий Собор (цех прядильно-ткацкой фабрики)
Троицкий собор в Краснослободске, занятый фабричным цехом. Вид с юго-западной стороны на четверик основного объема храма.
Троицкий собор в Краснослободске, занятый фабричным цехом. Вид с юго-западной стороны.