церковь в ростове спаса на торгу
Церковь Спаса на Торгу
Ныне существующее каменное здание храма было возведено по благословению митрополита Ионы Сысоевича в 1654 году. Спустя несколько лет церковь сильно пострадала во время большого пожара и была заново отстроена в 1685-1690 годах.
В XVII столетии в храме было два престола – главный, во имя Всемилостивого Спаса и придельный – в честь св. Ильи Пророка. Значительно позднее, в 1860-х годах, после возведения обширной пристройки с западной стороны, в ней разместились еще два теплых придела для богослужений в холодное время года: с правой стороны – св. Архистратига Михаила и св. Николая Чудотворца, слева – Владимирской иконы Божией Матери.
Расположение Спасского храма необычно – он всегда находился на торговой площади, в окружении торговых рядов – сначала деревянных, впоследствии – каменных, что отразилось на его названии: «Церковь Спаса Всемилостиваго, что на площади, стоит против восточных ворот соборной ограды, в средине гостиннаго двора, почему и зовется церковью «Спаса на Торгу».
В XIX столетии Спасский храм подвергся перестройкам, существенно исказившим его первоначальный облик. Однако в 1960-х – 1970-х годах, когда в городе производилось широкомасштабное восстановление Ростовского кремля, Спасскому храму был возвращен его первоначальный вид. Единственным исключением явилась поздняя пристройка для теплых приделов – просторная и удобная. В интерьере сохранились стенные росписи и характерный для Ростова фресковый иконостас.
И по внешним формам, и по своему внутреннему убранству, церковь Спаса на Торгу близка храмам Ростовской архиерейской резиденции, возведенным митрополитом Ионой Сысоевичем. Будучи расположена совсем рядом, она прекрасно вписывается в удивительно красивый ансамбль Ростовского кремля.
Жители Ростова хорошо помнят, что на протяжении многих лет Спасская церковь служила местом расположения городской библиотеки. В настоящее время храму возвращено его первоначальное назначение. Весной 2009 года, в дни Пасхальных торжеств, церковь Спаса на Торгу была передана Ярославской епархии. Заботы о ней принял на себя Православный медицинский центр во имя Святителя Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Теперь здесь ежедневно служатся молебны, проводятся службы о болящих с чтением акафиста.
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу — одна из самых древних церквей Ростова Великого. Первая деревянная церковь была построена на этом месте в начале XIII в. Нынешняя каменная пятиглавая церковь с щипцовым завершением выстроена вместо сгоревшей (1654) одноименной церкви, построенной ростовчанами по обету во время моровой язвы.
Содержание
История [ править ]
Церковь действительно очень красива: легкое, изящное пятиглавие поставлено на кровлю с позакомарным покрытием, фасады украшены аркатурно-колончатым поясом; такие же пояски украшают и барабаны храма. Окна южного фасада обрамляют красивые узорчатые наличники. Здание достаточно высокое, так как стоит на подклете, который использовался для хранения товаров (это было обычной практикой храмов в торговых городах, тем более на Торговой площади). Интерьер храма также создавался под влиянием Архиерейского дома: в нем нет иконостаса, а все иконы написаны прямо на каменной стене. В XIX веке они были обиты деревом и покрыты медными окладами, отчего кажется, будто это обыкновенный иконостас. Стены храма были покрыты фресками, написанными в 1762-1764 годах артелью ярославского мастера Афанасия Шустова. Правда, в новых исследованиях ученые (в т.ч. Т.Л.Никитина) выдвигают предположения, что храм мог быть расписан сразу после постройки.
Спасский храм был не простым: он участвовал в различных церковных обрядах, проводимых в Успенском соборе. Так, к примеру, в Вербное воскресенье отсюда приводили «осля» для совершения чина «шествия на осляти» в ознаменование Входа Господня в Иерусалим. Церковь Спаса на Торгу, по-видимому, была частью соборного комплекса, тем более, что тогда она не была отгорожена от собора.
В XIX веке к Спасскому храму пристроили обширный теплый придел и небольшую колокольню. В советское время церковь была закрыта, фрески в ней частично забелены. В конце XX века здесь располагалась библиотека. К несчастью, подъем грунтовых вод сильно повредил и оставшиеся фрески, и даже фундамент, поставив под угрозу само существование здания. В 2003 году церковь Спаса на Торгу была включена в программу Всемирного Фонда Памятников по восстановлению исторических зданий.
Фото [ править ]
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу, вид с запада
ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ТОРГУ
в Ростове
Церковь располагается к востоку от Успенского собора и вписана в план Гостиного двора. Впервые была построена из дерева в 1206 или в 1216. Сожжена во время Смуты. Восстановлена в 1654, сгорела в 1671. Каменная бесстолпная церковь построена в 1685—1690.
По своей устремленности ввысь и наличию сплошной алтарной преграды интерьер церкви Спаса на Торгу близок к интерьерам ростовских митрополичьих храмов. Около 1762−1764 храм был расписан по образцу митрополичьих церквей ярославскими мастерами при участии Афанасия и Ивана Шустовых, Михаила Соплякова, Федора Потатуева, Дмитрия и Козьмы Иконниковых, Ивана Сарафанникова, Андрея Сапожникова и др.
В 1839 Спасская церковь сильно пострадала во время большого городского пожара. По-видимому, живопись стен покрылась копотью, что потребовало ее поновления в 1840-х. Тогда же для иконостаса была сделана бронзовая ажурная оправа, украшенная арочками и литыми головками херувимов. Стены, поновленные клеевыми красками в 1840-х, утратили свой первоначальный звучный и яркий колорит, сохранившийся только на сводах и в верхнем ярусе стен.
Система росписи с небольшими изменениями в основном следует сложившимся в Ростове традициям. В куполе « Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в простенках барабана пророки, на парусах и подкупольных арках красные херувимы. Изображения евангелистов перенесены в круглые медальоны над окнами центрального барабана. На сводах основные праздники: «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа». На стенах живопись расположена пятью поясами. В трех верхних очень подробно иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Последние оригинальны по своей иконографии, занимают иногда по три клейма и сосредоточены на северной и западной стене: «О богаче и бедном Лазаре», «О 10 девах», «О неимущем одеяния брачна», «О потерянной драхме», «О виноградарях», «О добром самарянине», «О хромце и слепце», «О богаче, нажившем богатство». Два нижних яруса посвящены циклу « Страстей Христовых», где исключительна по своей жизненности композиция « Шествие на Голгофу». В центре процессии не Христос, а благоразумный разбойник Рах в крестьянских портах со связанными за спиной руками, безбоязненно следующий к месту казни.
Всю восточную стену занимает 5-ярусный иконостас, четыре верхних яруса написаны прямо на стене. На восточном своде иконостас венчает « Распятие», по сторонам которого « Благовещение» и «Положение во гроб». Перед царскими вратами иконостаса каменная сень на колоннах, украшенных изображениями ангелов с крестами. На лобовой части сени « Распятие» и сцены « Евхаристии», в своде сени « Христос Архиерей».
На оконных откосах преподобные в рост, в замковых арках « Саваоф», «Благое молчание», «Знамение», «Вседержитель», «Ангел Господен», «Эммануил» и «Деисус из трех медальонов».
В отличие от митрополичьих церквей, иконография алтаря скромна. Она ограничена изображением « Христа Вседержителя» в центральной конхе. Остальные части алтаря забелены и украшены классическим орнаментом.
В целом роспись отличается хорошими ярусными пропорциями и классически ясным построением всех клейм. Выполненная в 1760-х, она говорит о долгом бытовании в ярославской школе древних монументальных традиций. Большую роль в обостренной, почти лубочной, декоративности росписи играют насыщенные по цвету архитектурные кулисы ( их значение чисто орнаментальное) и украшающие их узорчатые ткани — велумы, — напоминающие крестьянские занавески из цветной набойки.
Вскоре после революции церковь закрыли, в здании разместили городскую библиотеку. Фрески были забелены. Храм серьёзно пострадал из-за повышения уровня грунтовых вод. Реставрация церкви началась ещё в 1960-е годы, но наиболее серьёзные работы были проведены только в 2000-е — на средства Всемирного фонда спасения исторических памятников. В 2009 году храм был возвращен Русской Православной церкви.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Ростов. Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу.
Церковь Спаса на Торгу
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В последние годы 20 века храм использовался под городскую библиотеку. В результате обветшал с наружи и опустел внутри. Недавно церковь стала использоваться под воскресную школу для маленьких детей.
Настоящая холодная церковь во имя Всемилостивого Спаса первоначально была построена деревянная в 1216 г. После пожара на месте ее была выстроена каменная в 1654 г., которая в 1671 г. тоже была повреждена пожаром, а в 1690 г. перестроена вместе с Ильинским приделом и расширена; в 1861 – 68 гг. устроены другие два придела. Чьим иждивением построена холодная церковь с Ильинским приделом – неизвестно.
Земли при церкви: внутри города, под церковным домом со служебными постройками, 5 кв. саж. по лицу и 13,5 саж. в длину и Левский остров на озере Неро, мерою в 1 десятину 555 кв. саж. Имеется церковный, каменный, двухэтажный, крытый железом, построенный в 1861 г. на церковные средства и оцененный вместе с деревянными постройками в 4800 руб., дом, назначенный для помещения причта. Церковного и причтового капитала в билетах 5333 руб. Прихожан 207 душ муж. пола и 223 жен. Причта по штату положено быть: священнику и псаломщику, на содержание которых получается жалования 371 руб. 43 коп.; дохода от сдачи в аренду устроенных под церковью палаток в количестве 100 руб. и процентов с капиталов причта 136 руб. 41 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Церковь располагается к востоку от Успенского собора и вписана в план Гостиного двора. Впервые была построена из дерева в 1206 или 1216 г. Сожжена во время Смуты. Восстановлена в 1654 г., сгорела в 1671 г. Каменная бесстолпная церковь построена в 1685-1690 г.г. По своей устремленности ввысь и наличию сплошной алтарной преграды интерьер церкви Спаса на Торгу близок к интерьерам ростовских митрополичьих храмов. Около 1762-1764 г.г храм был расписан по образцу митрополичьих церквей ярославскими мастерами при участии Афанасия и Ивана Шустовых, Михаила Соплякова, Федора Потатуева, Дмитрия и Козьмы Иконниковых, Ивана Сарафанникова, Андрея Сапожникова и др.
В 1839 г. Спасская церковь сильно пострадала во время большого городского пожара. По-видимому, живопись стен покрылась копотью, что потребовало ее поновления в 1840-х г.г. Тогда же для иконостаса была сделана бронзовая ажурная оправа, украшенная арочками и литыми головками херувимов. Стены, поновленные клеевыми красками в 1840-х г.г., утратили свой первоначальный звучный и яркий колорит, сохранившийся только на сводах и в верхнем ярусе стен.
Система росписи с небольшими изменениями в основном следует сложившимся в Ростове традициям. В куполе «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в простенках барабана пророки, на парусах и подкупольных арках красные херувимы. Изображения евангелистов перенесены в круглые медальоны над окнами центрального барабана. На сводах основные праздники: «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа». На стенах живопись расположена пятью поясами. В трех верхних очень подробно иллюстрирована земная жизнь Христа и притчи. Последние оригинальны по своей иконографии, занимают иногда по три клейма и сосредоточены на северной и западной стене: «О богаче и бедном Лазаре», «О 10 девах», «О неимущем одеяния брачна», «О потерянной драхме», «О виноградарях», «О добром самарянине», «О хромце и слепце», «О богаче, нажившем богатство». Два нижних яруса посвящены циклу «Страстей Христовых», где исключительна по своей жизненности композиция «Шествие на Голгофу». В центре процессии не Христос, а благоразумный разбойник Рах в крестьянских портах со связанными за спиной руками, безбоязненно следующий к месту казни.
Всю восточную стену занимает 5-ярусный иконостас, четыре верхних яруса написаны прямо на стене. На восточном своде иконостас венчает «Распятие», по сторонам которого«Благовещение» и «Положение во гроб». Перед царскими вратами иконостаса каменная сень на колоннах, украшенных изображениями ангелов с крестами. На лобовой части сени«Распятие» и сцены «Евхаристии», в своде сени «Христос Архиерей». На оконных откосах преподобные в рост, в замковых арках «Саваоф», «Благое молчание», «Знамение», «Вседержитель», «Ангел Господен», «Эммануил» и «Деисус из трех медальонов». В отличие от митрополичьих церквей, иконография алтаря скромна. Она ограничена изображением «Христа Вседержителя» в центральной конхе. Остальные части алтаря забелены и украшены классическим орнаментом.
Информация с сайта Ярославский край
За свою долгую жизнь храм многое пережил, но промыслом Божиим каждый раз возрождался и дожил до нашего времени. Так, в начале ХVII столетия он был разграблен и сожжён татарами, воевавшими на стороне польско-литовских интервентов. Долгое время место находилось в запустении, но летом 1654 года город охватила эпидемия моровой язвы. Тогда и появляется вместо сгоревшей церкви обетный храм. Сооружённый по обещанию ростовцев, вымоливших избавление от страшной болезни. Древнее предание так повествует об этом: занесённая в город болезнь «поражала целыя семейства одно за другим, дома ростовцев пустели все более и более. Наконец, вдохновленные верой, по внушению соборных и приходских священников, жители обратились к помощи Всевышнего и дали обет воздвигнуть храм во имя Всемилостиваго Спаса». Вскоре моровое поветрие прекратилось. Так в Ростове при митрополите Ионе Сысоевиче появилась обетная каменная Спасская церковь. В 1671 году здание снова сгорело до основания.
В церковном интерьере сохранились характерный для для Ростова фресковый иконостас и стенные росписи, датировка которых в настоящее время не определена. Часть исследователей относят их к 1690-м годам, некоторые считают их работой ярославских мастеров 1760-х годов. И по внешним формам, и по своему внутреннему убранству церковь Спаса на торгу близка храмам Ростовского архирейского дома. Располагаясь рядом с ним, она прекрасно вписывается в ансамбль, практически составляя с ним единое целое. Снежно-белый цвет её стен и ярко-синие купола, украшенные золочёными звёздами, привлекают к себе неизменное внимание. В дни некоторых церковных праздников храм, расположенный под самыми стенами кремля, был вовлечён в торжественные богослужения, совершаемые в кафедральном Успенском соборе. Авторы ХIХ века упоминают, например, чин шествия митрополита на осляти (ослике), который совершался от Спасской церкви к Входоиерусалимскому храму, что под звонницей в Вербное воскресенье. Также долгое время сохранялась традиция выноса Плащаницы в Великую пятницу из храма Спаса на торгу в Успенский собор.
Сразу после Октябрьской революции 1917 года, Спасский храм был закрыт новыми властями города. Церковь была разграблена и осквернена. Со временем фрески превосходного письма были замазаны побелкой. На протяжении многих лет в Спасском храме располагалась городская библиотека. Церковь Спаса постоянно страдала от грунтовых вод, которые разрушали фундамент и стены здания, на фасадах и в интерьере периодически появлялась плесень. К тому же сильный ураган, пронёсшийся на Ростовым в 1953 году, повредивший этот и другие храмы старинного города. Местный реставрационный участок как мог оказывал посильную помощь в рестарации храма, но капитальная реставрация была предпринята лишь в 2000-х года, когда съехала городская библиотека из церковного здания. В апреле 2009 года Спасский храм передан Русской Православной Церкви. Регулярных богослужений здесь пока нет, но по воскресеньям читаются акафисты и служатся молебны о болящих. 14 авгута в престольный праздник Всемилостивого Спаса бывает водосвятный молебен. После его окнчания святую воду раздают всем присутствующим.
Спасский храм возвышается над рядами Гостиного двора, построенного в 1841 году петербургским архитектором Авраамом Ивановичем Мельниковым на месте существовавших здесь торговых рядов. Имя одного из самых видных архитекторов России первой трети ХIХ века выделяет ничем особо не примечательное для своего типа здание из ряда других построек, расположенных в центре Ростова.
Церковь Спаса на Торгу
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Торгу (Ружная церковь) была построена на средства горожан в 1685—1690 годах. Название «Ружная» указывает на отсутствие у храма собственного прихода: по-видимому, молящимися и жертвователями здесь были купцы с торга.
На этом месте храм известен с 1206 года, неоднократно горел и перестраивался; известно, что в последний раз он сгорел в годы польско-литовского разорения, и более 40 лет на этом месте было пусто.
В 1650-х годах во время моровой язвы посадские люди дали обещание выстроить здесь новый каменный храм, если поветрие прекратится. И действительно в 1654 году был выстроен новый каменный храм (по другим источникам он был не каменным, а деревянным), но снова сильно пострадал от пожара в 1671-м, поэтому и был выстроен ростовцами практически заново.
Церковь действительно очень красива: легкое, изящное пятиглавие поставлено на кровлю с позакомарным покрытием, фасады украшены аркатурно-колончатым поясом; такие же пояски украшают и барабаны храма. Окна южного фасада обрамляют красивые узорчатые наличники. Здание достаточно высокое, так как стоит на подклете, который использовался для хранения товаров (это было обычной практикой храмов в торговых городах, тем более на Торговой площади). Интерьер храма также создавался под влиянием Архиерейского дома: в нем нет иконостаса, а все иконы написаны прямо на каменной стене. В XIX веке они были обиты деревом и покрыты медными окладами, отчего кажется, будто это обыкновенный иконостас. Стены храма были покрыты фресками, написанными в 1762—1764 годах артелью ярославского мастера Афанасия Шустова. Правда, в новых исследованиях ученые (в т.ч. Т.Л.Никитина) выдвигают предположения, что храм мог быть расписан сразу после постройки.
Спасский храм был не простым: он участвовал в различных церковных обрядах, проводимых в Успенском соборе. Так, к примеру, в Вербное воскресенье отсюда приводили «осля» для совершения чина «шествия на осляти» в ознаменование Входа Господня в Иерусалим. Церковь Спаса на Торгу, по-видимому, была частью соборного комплекса, тем более, что тогда она не была отгорожена от собора.
В XIX веке к Спасскому храму пристроили обширный теплый придел и небольшую колокольню. В советское время церковь была закрыта, фрески в ней частично забелены. В конце XX века здесь располагалась библиотека. К несчастью, подъем грунтовых вод сильно повредил и оставшиеся фрески, и даже фундамент, поставив под угрозу само существование здания. В 2003 году церковь Спаса на Торгу была включена в программу Всемирного Фонда Памятников по восстановлению исторических зданий.