церковь в спас заулке клинский район
Преображенский храм (Спас-Заулок)
Преображенский храм возведен в 1836 году на купеческие пожертвования, на месте деревянной церкви XVII века. Построен в стиле ампир по проекту И.И. Озерова. В интерьере сохранились фрагменты росписи 1852 года.
Содержание
История [ править ]
Первые упоминания храма в селе Спас-Заулок относятся к середине XVII века. В альбоме иностранного путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви (три стоящих рядом сруба). Видимо, в начале XVIII века церковь была перестроена.
Храм был небольшим, поэтому к началу XIX века, когда приход вырос, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Во всех окрестных селах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. Особенностью спас-заул-ковского прихода было отсутствие подобных людей. Поэтому был объявлен сбор средств, для чего при дороге сооружена небольшая часовня.
Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро. В 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, не хватало колокольни и внутренней отделки.
Во время Великой отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Преображенская церковь сильно пострадала от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви был устроен склад ядохимикатов. За долгие годы существования склада убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание было окончательно брошено на произвол судьбы: кровли сорваны, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.
Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа в российской истории, ознаменовавшегося возрождением Церкви, судьба храма изменилась. В 1993 году началось его восстановление, тогда же в нем стали происходить регулярные богослужения. К настоящему времени храм восстановлен.
Архитектура [ править ]
Жизнь прихода [ править ]
При храме действует воскресная школа.
Приход опекает близлежащие образовательные учреждения.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Клинский район, c. Спас-Заулок, ул. Преображенская, д. 2. Преображенский храм.
Клин православный
Храм | Благочиние | Статьи | Вопросы священнику |
|
Поддержите создание крестильного храма!
Страницы истории Преображенского храма с. Спас-ЗаулокДеревянный храм. Постройка каменной церквиПервое упоминание о храме в селе Спас-Заулок относится к 1646 году. В «Подлинной переписной книге дворов… в селах и деревнях Клинского уезда» за 1646 год читаем: «Архиепископа Тверского и Кашинского в вотчине село Спасское, 18 дворов, 32 человека». Малочисленность прихода объясняется разрухой после Смутного времени. В альбоме австрийского путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви, которая представляла собой три соединенных между собой сруба. В середине XIX века храм был обновлен: сделан новый купол с главкой, кровля покрыта железом, стены снаружи обшиты тесом, что защищало конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 80-х годов XX века. Деревянная церковь была небольшой, поэтому к началу XIX века, когда приход увеличился, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Во всех окрестных селах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. В спас-заулковском приходе таких людей не было, поэтому при дороге соорудили небольшую часовню, в которой была поставлена кружка для сбора пожертвований. Вскоре после постройки в столбах были замечены трещины, вызванные постепенной усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством спас-заулковского храма, был встревожен его состоянием. Однако трещины вскоре заделали, и на прочность здания они не повлияли. В храме было три престола: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Одновременно с храмом были построены две каменные сторожки и ограда с воротами. До наших дней дошли только северные ворота и сторожки, правда, в сильно перестроенном виде. Они и сегодня представляют историческую ценность, поскольку подобных сооружений сохранилось немного. При преемнике о. Петра, протоиерее Михаиле Львове, в 1850 году была перестроена старая деревянная церковь, которая после появления каменного храма пустовала. В 1859 году в Преображенском храме были выполнены росписи, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 году установлен колокол весом 8360 кг. Закрытие и восстановление храмаПосле 1937 года власти запретили богослужения в спас-заулковском храме, 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, а затем разграблен. Но еще долгие годы до конца войны о. Евгений продолжал совершать Таинства крещения и брака в маленькой церкви пророчицы Анны. Умер он после войны и был похоронен на сельском кладбище. Во время Великой Отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Храм сильно пострадал от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви устроили склад ядохимикатов. За долгие годы его существования убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание церкви было брошено на произвол судьбы: кровля сорвана, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями. В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом. Но осенью того же года в церкви случился пожар: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол. По воспоминаниям одного из старожилов, пожар устроили дети из интерната, которые готовили тут еду на костре. Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа в российской истории, ознаменовавшегося возрождением Церкви, судьба храма изменилась. В 1993 году началось его восстановление. Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того, чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов. Это делали сами прихожане, в основном женщины, среди которых было много пожилых. Этапы реставрацииВ 2003 году начаты работы по росписи интерьера храма. Владимира Колосова сменили известные клинские художники Валентин Макаров и Евгений Бакланов. Некоторые живописные композии выполнили выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Резчик Владимир Ковач сделал резные аналои, дверь храма и киоты почти ко всем иконам. Освящение храма26 октября 2002 года, в день празднования Иверской иконы Божий Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию и освятил полным чином Преображенский храм в селе Спас-Заулок. По материалам сборника «Клин православный», Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Спас-Заулок. Церковь Спаса Преображения.Преображенская церковьКарта и ближайшие объектыСтатьиСоборный храм в честь Преображения Господня был возведён в 1836 году на купеческие пожертвования. В храме три престола: Преображения Господня, Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. В тридцатых годах 20 века храм подвергся разграблению. В нем был устроен склад «дуста» и других хозяйственных товаров. К восстановлению храма приступили в 1992 году. С 1993 года после восстановления трапезной части храма начались регулярные богослужения. Из книги «Клин Православный», серия «Православие сегодня», фонд «Христианская жизнь», Клин, 1998 г. Каменный храм Преображения Господня с приделами Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца (во 2-ой половине 19 века был ещё придел святых апостолов Петра и Павла) построен на средства прихожан в 1833-1837 гг. тверским мастером И.И. Озеровым, в 1852 г. храм расписан в технике «гризайль». На передней линии ограды в 1837 и 1876 гг. построены две одинаковые церковные сторожки. В 1850 г. на средства прихожан была построена зимняя деревянная церковь Анны Пророчицы. В 1970-х гг. она была перевезена в Истринский музей деревянной архитектуры. О. Пэнэжко. Город Клин и храмы Клинского района. Владимир, 2003. Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №227, 2017 г. Преображенский храм с. Спас-ЗаулокРасписание богослужений | Время начала богослуж. | Наименование богослужения | ||
3 ноября среда | 17-00 | Вечернее богослужение. | ||
4 ноября четверг | 8-30 | Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612г.). Семи отроков Ефесских (ок.250). Исповедь. Божественная литургия. | ||
5 ноября пятница | 17-00 | Вечернее богослужение. | ||
6 ноября суббота | 8-30 | |||
16-00 | ||||
13 ноября суббота | 9-00 | |||
20 ноября суббота | 9-00 | |||
свящ. Василий Денисюк
Телефон настоятеля : 8-963-770-2982
Преображенский храм с. Спас-Заулок
Социальные сети
Наша страница в instagram
Икона дня
Православный календарь
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.
Свежие записи
Облако меток
Архивы
Восстановим порушенные святыни
История храма
Первые упоминания храма в селе Спас-Заулок относятся к середине XVII века. В альбоме иностранного путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви (три стоящих рядом сруба). Видимо, в начале XVIII века церковь была перестроена.
Из документов конца века известно, что храм представлял собой три убывающих по высоте четверика (кубических сруба). С востока к четверику примыкал пятигранный алтарь, с запада — трапезная и колокольня. С середины XIX века он был увенчан куполом с главкой. Храм опирался на каменный фундамент, кровли его были покрыты железом, а стены снаружи обшиты тесом. Все эти меры защищали конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 70-х годов XX века.
Храм был небольшим, поэтому к началу XIX века, когда приход вырос, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Во всех окрестных селах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. Особенностью спас-заул-ковского прихода было отсутствие подобных людей. Поэтому был объявлен сбор средств, для чего при дороге сооружена небольшая часовня.
Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро.
В 1833 году, при настоятеле Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, не хватало колокольни и внутренней отделки. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из деревни Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, составившего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий.
Его творение — грандиозный храм в стиле позднего классицизма. Размеры церкви могут поразить воображение: высота под главным куполом составляет 33 метра (высота 10-этажного дома). Четырехстолпный основной объем увенчан большим центральным барабаном с куполом и четырьмя малыми. Фасады храма и четырехъярусной колокольни украшены величественными портиками и колоннадами. Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали — из белого камня.
Вскоре после постройки в столпах были замечены трещины, вызванные постепенной усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством спас- заулковского храма, тревожился за его состояние. Однако трещины были вскоре заделаны и на прочность здания не повлияли. Одновременно с храмом была сделана каменная ограда с воротами и двумя сторожками. До наших дней дошли только северные ворота и сторожки, правда в сильно перестроенном виде, но и в этом виде они представляют исторический интерес, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.
В 1844 году, через несколько лет после завершения строительства храма, при нем открылось приходское училище — одно из первых учебных заведений Клинского уезда, где не было сословных ограничений. В училище преподавал священник Петр Лебедев, бывший тогда настоятелем Преображенской церкви. При его преемнике протоиерее Михаиле Львове в 1850 году осуществилась перестройка старой деревянной церкви, которая после появления каменного храма пустовала. Церковь была оформлена в стиле классицизма и освящена во имя пророчицы Анны.
В 1859 году выполнены росписи в Преображенском храме, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 отлит большой колокол весом 8360 кг.
Протоиерей Михаил был настоятелем до конца XIX века. Затем его сменил протоиерей Евгений Афонский из семьи потомственных священнослужителей, духовник благочиния, человек образованный и обладавший музыкальным дарованием. Он играл на скрипке. Говорят, что во время занятий он иногда выходил на балкон и устраивал концерт для сельских детей. Настоятельство отца Евгения совпало с самым трагическим периодом российской истории — двумя тец вгении революциями 1905 и 1917 годов мировыми войнами. После революции начались гонения на церковь, закрытие храмов. Сын священника Евгения иерей Михаил Афонский, служивший в церкви соседнего Тешиловского погоста, был осужден по политической статье 58 п.10 на три года лагерей. После 1937 года богослужения в спас-заулковском храме были запрещены властями, и храм был разграблен. Но еще долгие годы до конца войны отец Евгений продолжал совершать таинства крещения и венчания в маленькой соседней церкви пророчицы Анны. Умер он уже после войны и похоронен на сельском кладбище.
Во время Великой отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Погибшие советские солдаты похоронены в братской могиле к западу от церкви. Преображенская церковь тоже пострадала от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви был устроен склад ядохимикатов. За долгие годы существования склада убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание было окончательно брошено на произвол судьбы: кровли сорваны, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.
Еще тяжелее сложилась судьба Аннинской церкви. После войны ее внутреннее убранство было уничтожено, а в церкви, несмотря на то что она стояла посреди кладбища, устроили сельский клуб, куда ходила на танцы молодежь. Храм перегородили на два этажа: сбросили увенчивавшую его главку. В 1980-х возник план перевозки церкви в музей деревянного зодчества под Истрой. Ее разобрали, бревна тщательно промаркировали и перевезли. Однако на новом месте часть бревен, положенных на берегу реки, была унесена сильным половодьем и расхищена. Из оставшихся бревен сложить церковь было невозможно, и от этой мысли отказались.
В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом.
Но осенью того же года храм горел: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол (по воспоминаниям Г.С. Мирошкина, пожар случился потому, что дети из интерната поселились в храме и готовили в нем еду на костре).
Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа в российской истории, ознаменовавшегося возрождением Церкви, судьба храма изменилась. В 1993 году началось его восстановление.
В 1993 году, будучи священником храма в честь иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости, отец Владимир Кильчевский проводил беседы с людьми, готовящимися к крещению. Спустя несколько месяцев, эти беседы переросли в катехизаторские курсы или, как их называли, библейские группы, поскольку в первую очередь на занятиях изучались тексты Священного Писания, Ветхого, а затем Нового Завета. Поначалу у этих занятий не было статуса курсов: сертификата, учебных пособий, был всего один преподаватель. Но их посещали люди, имевшие огромное желание узнать о Боге, о Церкви и имевшие нужду понять себя, свое место в мире, определить границы надежды.
«Библейские группы были одним из самых дорогих начинаний для меня как священника, — вспоминает отец Владимир. — Не следует забывать, что это был 1993 год: впервые за долгое время служители церкви получили возможность говорить с людьми интеллектуально развитыми, образованными, ищущими. Многие из них уже имели к тому времени дома Библию, пытались в ней самостоятельно разобраться. Это был момент, когда следовало собрать этих людей, ввести в русло православного предания, сориентировать его в нем».
Методика бесед заключалась в том, что катехизируемые приходили на занятия со своими «проклятыми» вопросами, и в этой ситуации только то можно было считать ответом, что проникало в состав убеждений человека. Вопросы могли
задаваться любые, кроме кощунственных. Несмотря на методику вопросов-ответов, существовала программа, рассчитанная на два года обучения. Темы, которые рассматривались, лежат в основе жизни каждого человека и в то же время являются содержанием библейских текстов: «Смысл и цель жизни» (Книга Экклезиаста), «Любовь» (Песнь Песней), «Мудрость» (Книга Премудрости Соломона), «Воспитание юноши или девушки» (Книга Притч), «Отношение церкви и верующих людей к власти» (Послание Апостола Павла) и т.д. Также изучались догматика, литургика, сектоведение и др.
Второй набор на курсы проводился осенью 1994
года. Духовный подъем начала 90-х все еще давал себя знать: два раза в неделю люди собирались по вечерам после работы, приводили своих знакомых, друзей. Первые два месяца, когда происходил набор, от занятия к занятию количество людей прибавлялось настолько, что не хватало приготовленных стульев.
На третий год число желающих заниматься на курсах стало еще больше. К участию в беседах приглашались иеромонах Тихон из храма Святителя Тихона, преподаватели Богословского института из Москвы. В атмосфере этих занятий постоянно присутствовало горячее желание общения и духовного познания. А когда оно ушло, занятия прекратились…
«Немаловажно, что катехизируемые, получив определённые знания, и сейчас продолжают свой путь в вере, — говорит отец Владимир. — Они отплатили мне добром, когда я приехал в деревню с одной полкой для книг, матрацем, без денег, а передо мной стояла задача восстановить огромный храм. Кто-то пришёл на работу в храм, кто-то доставал строительные материалы, кто-то «выбивал» в организациях деньги… Жизнь прихода очень многопланова, и требуется помощь разного характера: от преподавания, писания икон и исполнения церковных песнопений до мытья полов. Всё это делали эти люди. Сейчас они ходят в разные приходы, помогают разным священникам».
Курсы работали в течение 4 лет. За это время удалось обучить около 200 человек.
На Руси говорили: есть храмы, построенные князьями, а есть — потом и слезами.Восстановление Преображенского храма шло по второму пути.
В 1993 году здание храма было в аварийном состоянии. Больше десяти лет крыши над основным пространством храма не было. В сводах скапливался снег, который зимой, замерзая, разрывал каменную кладку, а весной, когда снег таял и вымывал связующий своды раствор, они начинали крошиться. Рабочим приходилось надевать каски, потому что из сводов падали кирпичи. Под грузом снега и воды эти своды могли в любой момент обрушиться. В этом случае восстановить свод площадью 460 кв. м на такой высоте было практически невозможно, так как это потребовало бы неподъемных финансовых затрат. Наверху, в главном куполе, зияла дыра в девять квадратных метров — след от попадания танкового снаряда, через которую пролетали галки и было видно небо… Не было ни полов, ни окон, ни дверей. В довершение всего храм трижды пытались обворовать. В первый раз украли принесенные прихожанами иконы, во второй раз воры сломали замок и проникли внутрь, но ушли ни с чем. После второй попытки двери церкви несколько ночей не запирались. К ним была прикреплена записка: «Просьба не беспокоиться и не ломать двери.
Взять нечего».
Целью было вывести храм из этого бедственного положения. Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования, без государственного
и частного финансирования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов, запах которых не
выветрился и поныне. Это делали сами прихожане, среди которых были в основном женщины, много пожилых.
Очень многие люди вложили свой труд и личные средства в восстановление храма. В рамках данной брошюры невозможно поименно указать всех и подробно описать все этапы восстановления. Ограничимся выражением глубокой признательности и выразим надежду, что Бог, ради Которого они это сделали, не забудет их труд и помянет их во Царствии Своем.
ЭТАПЫ РЕСТАВРАЦИИ
1993- настилка пола в трапезной части храма,начало регулярных богослужений
1994- ремонт церковных пристроек (дом настоятеля), изготовление малого иконостаса для придела святого архиепископа Фаддея (Тверская мастерская церковных ремесел под руководством А. Запрудного)
1995- установлен крест на центральном куполе, ликвидированы последствия пожара в трапезной части
1996- установлены кресты на двух малых куполах,начато ограждение кладбища
1997- установлены кресты еще на двух куполах, проведена вода
1998- отремонтирована крыша, установлен крест на колокольню
1999- оштукатурены фасады, в храм пожертвован ковчег для хранения частиц мощей архиепископа Фаддея, преподобной мученицы Елизаветы и др.
2000-2001 — проведены штукатурные работы и настелен пол в основной части храма
2002 — изготовлен иконостас, настелен паркет в алтарях, подведен газ, спланирована территория, установлено уличное освещение, начаты фрески на фасаде