церковь в юдино одинцовский район расписание богослужений
Никольский храм
Наш храм открыт для всех, идущих к Богу.
О святителе Николае
С вятитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.
Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
П о кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305).
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.
М ного других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345–351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая).
Преображенский скит в Юдино
Храм в селе Юдино Одинцовского района связан с судьбой князя Александра Бековича-Черкасского, совершившего по указу императора Петра I рискованный поход к ханствам Хивы и Бухары в поисках богатств Восточной Индии и золотоносной реки. В 1995 году при старинном храме был открыт подмосковный скит Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии. Эту прибалтийскую обитель любил патриарх Московский Алексий II.
Крещеный кабардинский князь, убитый ханом
Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».
Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».
В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.
Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.
В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.
Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.
Подворье эстонской обители в Подмосковье
У Пюхтицкого монастыря сложилась счастливая судьба в XX веке. После революции 1917 года обитель оказалась на территории независимой Эстонии, поэтому не была закрыта. По итогам Великой Отечественной войны, когда Прибалтика вновь вошла в состав СССР, действовавший Пюхтицкий монастырь закрывать не стали, и монашеская жизнь в нем никогда не прекращалась.
Пюхтица в переводе с эстонского языка означает «святое место». Монастырь был основан рядом с дубом на горе, где в XVI веке местные эстонские крестьяне нашли чудотворную икону Божией Матери. С тех пор на святом месте стояла часовня, а в 1880-е годы стараниями губернатора Эстляндии князя Сергея Шаховского был открыт православный приход, преобразовавшийся в женскую общину, а в 1891 году – в полноценный монастырь. В 1990-е годы у обители появилось несколько скитов и подворий в России. Пюхтицкий монастырь открыл подворье в московском храме Николая Чудотворца в Звонарях, а также небольшое загородное подворье при храме преподобного Никона Радонежского у деревни Марино Сергиево-Посадского района.
Юдино. Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня в Юдино (Россия, Московская область, Одинцовский район, Юдино)
Как добраться? Проезд на автомобиле: от Москвы по Можайскому шоссе через Одинцово. В Юдине — правый поворот с трассы на указателе «Успенское шоссе». Миновать ж/д переезд рядом с пл. Перхушково и следовать по главной дороге. Очень скоро, до поворота на Власиху, справа покажется ажурный забор Пюхтицкого монастырского подворья, это и есть бывшая усадьба Юдино, вотчина князей Черкасских
От дворянского гнезда в Юдине уцелела только барочная церковь Преображения Господня (1720 г.), сооружённая на средства кн. А.Б. Черкасского вместо ветхой деревянной. Об архитектурном комплексе, созданном в 1890-х гг. по проекту архитектора Р.И. Клейна для фабриканта О.М. фон Вогау, остались одни воспоминания…
С 1996 г. здесь располагается загородное хозяйство московского подворья Пюхтицкого женского монастыря (Эстония). Для нужд обители в ограде построены многочисленные жилые и хозяйственные постройки.
Описание бывшей усадьбы Юдино
А.А. Пузатиков, А.С. Лившиц, К.А. Аверьянов Юдино
Юдино в старинных документах впервые упоминается в 1504 г., когда московский великий князь Иван III завещал его вместе с соседним Сареевым своему младшему сыну Андрею Старицкому. Князь Андрей Иванович со своим старшим братом великим князем Василием III жил в согласии вплоть до его кончины в конце 1533 г. Вскоре разыгрались драматические события. После Василия III великим князем был провозглашен трехлетний Иван, будущий Грозный. Московские бояре опасались, что претензии на престол выдвинет старший из оставшихся в живых братьев Василия III — Юрий, и поэтому, найдя первый же предлог, арестовали его, обвинили в крамоле и посадили в тюрьму. Все это время Андрей Иванович вплоть до сорочин по великом князе Василии жил спокойно в Москве. Собравшись уехать в марте 1534 г. к себе в Старицу, Андрей стал выпрашивать городов к своим владениям. В городах ему отказали, а дали коней, шубы и кубки. В удел князь возвратился с неудовольствием. Нашлись «доброжелатели», которые сообщили об этом в Москву, а Андрею передали, что в столице его хотят схватить. Приезд Андрея в Москву и личное объяснение с правительницей Еленой Глинской не смогли положить конца взаимным подозрениям, хотя внешние отношения сохранялись доброжелательными. Спустя три года, в 1537 г., Елене донесли, что Андрей собирается бежать в Литву. Старицкого князя вызвали в Москву под предлогом совета о войне с Казанью. Его приглашали трижды, но он не ехал, отговариваясь болезнью. Тогда в Старицу было отряжено посольство из духовных особ и было двинуто сильное войско, чтобы отрезать пути к литовской границе. Узнав об этом, Андрей выехал в Новгородскую землю, где ему удалось возмутить многих помещиков. Настигнутый великокняжеским войском под руководством фаворита Елены — князя Овчины Телепнева-Оболенского, Андрей не решился на битву и согласился приехать в Москву, понадеявшись на обещание, что ему не сделают ничего худого. Но Елена не утвердила договор и сделала своему любимцу строгий выговор, зачем без ее позволения дал клятву князю Андрею. Андрей был заключен в тюрьму, где и умер несколько месяцев спустя, в том же 1537 г. За «приставы» были посажены его жена Евфросинья и малолетний сын Владимир.
В 1700 г. княгиня Анна Васильевна Черкасская отдала село своему внуку мурзе Девлету Бековичу Черкасскому, крестившемуся в 1697 г. и в крещении получившего имя Александр. В переписных книгах 1704 г. село Юдино значилось за князем Александром Бековичем Черкасским. В нем стояла деревянная церковь, дворы вотчинника, приказчика, конюшенный и скотный и шесть дворов «задворных» людей (31 человек). Здесь же встречается упоминание и деревни Юдино, возникшей рядом: «Деревня Юдино, по обе стороны большой можайской дороги, что выселена вновь из села Юдина и из деревни Трубицыной и деревни Костиной Малой, Логиново тож, а в ней 36 дворов крестьянских, людей в них 106 человек».
Судьба Александра Бековича Черкасского была трагичной. В 1716 г. Петр I направил отряд под его руководством в Хиву, чтобы склонить хивинского хана к российскому подданству и разведать путь в Индию. Во время переезда через Волгу под Астраханью утонула с двумя дочерьми его жена княжна Марфа Борисовна Голицына, дочь воспитателя Петра I — Бориса Алексеевича Голицына. Русский отряд, добравшийся в итоге до цели назначения, был практически весь вырезан хивинцами. После этих событий Юдиным владел до 1757 г. их младший сын Александр Александрович Черкасский.
Единственным памятником того времени осталась каменная Преображенская церковь, сооруженная из кирпича в 1720 г. и освященная тремя годами позже. Форма церкви крайне проста и почти не имеет украшений. На нижнем крестообразном основании храма поставлен приземистый восьмерик, увенчанный восьмигранным барабаном и главой с крестом. К нему примыкают развитые объемы алтаря, приделов и притвора. Внешнее декоративное убранство здания с чертами раннего барокко исключительно просто. В трактовке деталей ощутима связь с предшествующей «нарышкинской» архитектурой. Цельность первоначальной объемной композиции нарушена сооружением в 1893 г. юго-западного придела и надстройкой колокольни.
По сведениям 1786 г. Юдиным владела княгиня Варвара Николаевна Гагарина, а согласно «Экономическим примечаниям» конца XVIII в., в селе Юдино значились два крестьянских двора, где жило 9 человек, церковь, две оранжереи и сад «с плодовитыми деревьями». В деревне Юдино числилось 17 дворов и 225 жителей обоего пола. Владение принадлежало действительной статской советнице Марии Яковлевне Салтыковой. Спустя полвека, в 1852 г. селом владела статская советница Екатерина Григорьевна Адамс, жившая здесь постоянно. Крестьянское население насчитывало 47 человек.
В 1890 г. юдинская усадьба принадлежала Осипу Максимовичу Фон-Вогау и, располагаясь на площади в 822,5 дес., оценивалась в конце века в 26,3 тыс. руб. При имении находилась амбулатория.
Накануне революции в Юдине числился 41 крестьянский двор, а усадьба принадлежала князю К. А. Горчакову. Кроме сельского хозяйства жители занимались извозом и работали на железной дороге. В конце XIX — начале XX в. местная железнодорожная платформа называлась Юдино. Она представляла собой небольшое деревянное здание, освещаемое керосиновыми фонарями. Одновременно на Казанском направлении железной дороги существовала станция с таким же названием. Эти две станции нередко путали, что приводило к недоразумениям. Поэтому здешнюю станцию переименовали в «Перхушково», а платформу около села Перхушкова назвали «Здравницей». Эти названия сохранились и по сей день. У железнодорожного переезда находилась ветеринарная лечебница, возглавлявшаяся врачом А. В. Листовым. По правую сторону от нее на Можайском шоссе стоял дом купца Юргенева с трактиром и лавкой. Позднее здесь размещался сельсовет, а затем магазин. Далее, возле дома Куранова, располагался второй трактир с надписью «Юг». В те годы эти трактиры были своеобразными клубами, где собирались местные и приезжие крестьяне. Здесь пили чай с баранками и обсуждали «последние новости». В доме Куранова местная молодежь устраивала спектакли. В 1917 г. в поселке Юдино создается революционный кружок. Его членами были: гл. врач Перхушковской больницы Александр Леонтьевич Бердичевский, терапевт Анна Петровна Преображенская, помощник врача С. М. Заряхина, юрист Е. А. Доброхотов и его жена Е. А. Доброхотова, артистка Малого театра, ветеринар А. В. Листов, ставший в последствии первым председателем Юдинского сельсовета, и А. М. Соколов, начальник железнодорожной станции. Со временем кружок стал разрастаться и принимать участие во всех местных культурно-массовых мероприятиях — устраивались собрания жителей, читались лекции и доклады. Был построен клуб, где организовывались концерты.
В 1926 г. в селе Юдине проживало 323 человека, а в поселке Юдино числилось 479 жителей. Здесь размещался сельсовет, железнодорожная школа, ветлечебница и оспопрививальный пункт.
Ныне Юдино является центром сельской округи. В южной части села расположились почта, Сбербанк, продовольственный магазин и кинотеатр. На площади перед кинотеатром в 1967 г. была открыта стела с именами жителей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Напротив памятного знака, через дорогу, разместились корпуса Перхушковской фабрики культоваров, где работают жители Юдина, Одинцова и других селений района, На фабрике выпускают шахматы, доски, сувенирные наборы, различные спортивно-рыболовные принадлежности. По данным переписи 1989 г. в деревне Юдино проживало 489 человек, а в поселке Юдино — 647 человек.
Литература:
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. М., 1886. Вып. 3. С. 215-219
Записки
и свечи дистанционно
Помогите храму
Расписание богослужений
Всех прихожан просим обязательно ознакомиться с порядком на богослужениях на странице:
«Важные моменты церковной жизни на приходе»
Для получения срочной информации об изменениях в расписании богослужений (а также для ознакомления с новостями, объявлениями прихода, духовными поучениями) просим подписываться на интернет-канал нашего прихода в соцсетях.
Начало вечерних богослужений по рабочим дням в 18:00, в выходные дни — в 17:00.
Исповедь проводится: после каждой вечерней службы; на поздней (если их две) или единственной Литургии — за 15 мин. до ее начала и после окончания; на ранней Литургии — в конце ее (перед причащением).
30 октября Пророка Осии
Суббота
17:00 Вечернее богослужение
31 октября Неделя 19-я по Пятидесятнице
Воскресение
3 ноября
Среда
17:00 Вечернее богослужение
4 ноября Казанской иконы Божией Матери
Четверг
5 ноября
Пятница
17:00 Вечернее богослужение. Водосвятный молебен с акафистом иконе Пресвятой Богородицы «Всецарица».
6 ноября Дмитриевская родительская суббота. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
Суббота
Панихида (после Литургии)
17:00 Вечернее богослужение
7 ноября Неделя 20-я по Пятидесятнице
Воскресение
10 ноября Вмц. Параскевы Прп. Арсения Каппадокийского
Среда
12 ноября
Пятница
18:00 Вечернее богослужение. Водосвятный молебен с акафистом иконе Пресвятой Богородицы «Всецарица»
13 ноября Апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула
Суббота
17:00 Вечернее богослужение
14 ноября Неделя 21-я по Пятидесятнице
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Один из признаков любви — «не раздражаться». Темная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь.
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
В один московский храм на День Победы пришел ветеран и попросил окрестить его «прямо сейчас». Священники все уже разошлись, сотовые телефоны тогда были редкостью, а расстояния в Москве неблизкие. Старику стали советовать договориться на завтра, но он очень просил именно сегодня. И, стесняясь, добавил, что ему во сне кто-то сказал: «Пойди сегодня же в храм и окрестись».
Списывать видение на праздники не было никаких оснований – ветеран выглядел совершенно трезво. Из уважения к его почтенному возрасту и боевым наградам стали обзванивать батюшек и дозвонились до одного. Он приехал, совершил над человеком таинства Крещения и Миропомазания и ввел его в алтарь, что полагается делать с каждым новокрещеным мужского пола. В алтаре старик перекрестился, поклонился и. умер.
Прожил он очень долгую жизнь. Жил по-разному, а умереть Бог сподобил его сразу после Крещения – в ангельской чистоте. И в самом святом месте храма. За какие заслуги? О том знает только Сам Всеведущий.
Автор: Инокиня Наталья (Каверзнева)
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
ИСТОРИЯ О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ И БОЛЬШОЙ ВЕРЕ.
Наше время скупо на святость, но она есть и порой проявляется даже там, где ее и не ждешь. Помню, еще в начале девяностых читал рассказик. Случилось это в годы Второй мировой войны в одной из стран Западной Европы, оккупированной немцами. В воскресный день на службу в лютеранскую кирху собрался народ.
Показать полностью. Во время богослужения неожиданно в храм зашли несколько пьяных эсэсовцев. Мы знаем, что немцы на захваченных территориях вновь открывали закрытые большевиками православные храмы, но на самом деле это был чисто пропагандистский трюк.
Гитлер ненавидел христиан и планировал вместо традиционных христианских церквей создать некое свое национал-социалистическое подобие Церкви, но в нее записалось всего пять тысяч человек, и план провалился, тогда он стал мстить. У себя в Германии нацисты расправлялись со священниками, ни в чем не уступая энкавэдэшникам. А войска СС, те больше напоминали оккультную секту. Потому их приход в кирху не сулил верующим ничего хорошего. Один из немцев выстрелил в потолок и прервал службу. Лютеране не почитают икон, потому в их храмах нет изображений. Но на стене в этой церкви висела картина на евангельский сюжет, а может, изображение Спасителя — не как икона, а как украшение. Желая развлечься, один из эсэсовцев снял со стены картину и бросил ее на пол.
Ну, не умирать же, на самом-то деле! И они пошли. Я часто возвращаюсь к этой истории и пытаюсь поставить себя на место тех несчастных, и даже представляю, как они это делали. Кто-то плевал только лишь для того, чтобы обозначить плевок, и немедленно убегал из храма, презирая себя за малодушие. А кто-то, опасаясь, что его усердие не будет замечено, угодливо улыбаясь, плевал обильно, и тоже уходил, но оправдывая себя. Ничего страшного — Бог милостив, а я плевал не в Него, а на идола.
Среди тех, кто в то утро молился в храме, была девочка двенадцати лет. Вместе со всеми она шла на выход. Когда подошла ее очередь, ребенок встал на колени, вытер плевки и поцеловал Христа в лик. Она была еще маленькой и не научилась языку компромиссов с совестью. В тот же миг немец выстрелил, и дитя, заливая портрет своей кровью, осталось лежать на полу кирхи.
Немцы точно очнулись, пришли в себя и быстро ушли. А в храме остались стоять взрослые люди, избавленные от необходимости сделать, наверное, самый главный выбор в их жизни. Маленькая девочка, коротенькая жизнь, но для того, чтобы стать святым, совсем не обязательно доживать до старости. Конечно, я понимаю, это невозможно, но иногда думаешь: а что, если однажды в наш храм придут такие вот немцы и поставят одно-единственное условие?
Это сейчас можно быть смелым и бить себя в грудь, а откуда знать, как поступишь на самом деле. Может, первым и плюнешь. И пока сам не станешь под дулом пистолета на колени и не вытрешь чужие плевки, не дерзаешь осуждать и тех, кто был тогда в кирхе. Хотя такая ситуация в нашей жизни из области нереального, но от этого возможность сегодня опуститься на колени перед Ним, оплеванным, ничуть не меньше.
Из сборника «Преодоление»
священника Александра Дьяченко.
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.
Святитель Тихон Задонский
Скит Пюхтицкого монастыря в с. Юдино запись закреплена
Так Григорий Журавлев и рос у деда, и жизнь вел, полную опасностей и приключений. Он свободно передвигался по дому и по двору. Местные ребята носили его гулять на речку, где будущего художника однажды чуть не унес орел. Частенько, зажав во рту веточку, он чертил на земле фигурки. Люди, домики, коровы, собаки… Увидев это, земский учитель решил – из доброты ли, шутки ли ради – обучить мальчика грамоте. А Журавлев оказался способным учеником! В школе он проучился всего два года, дольше не смог из-за смерти деда. Но от своего короткого обучения взял все, что мог. И вот он уже под диктовку пишет письма за всех соседей, протоколы экзаменов, ведет записки, рисует портреты друзей. Полюбил Журавлев читать, впоследствии у него дома собралась обширная библиотека. Односельчане его любили, без бойкого и общительного Гриши Журавлева не обходилась ни одна рыбалка, ни одна свадьба, ни одно гуляние, но… в сердце он лелеял большую мечту – стать художником.
Родные помогали ему, чем могли – разводили краски, чистили кисти… Брат и сестра сопровождали Григория в течение всей его жизни, несмотря на то, что у Журавлева появились собственные подмастерья, и вся вспомогательная работа легла на их плечи. Когда художник начал продавать свои иконы, ему было всего двадцать два года. Работал он увлеченно и плодотворно. Несколько икон он подарил самарским чиновникам, и скоро на него посыпались заказы от местных богачей. Впрочем, работал Журавлев и для простого люда, в каждой избе Утевки висели его иконы, подписанные на тыльной стороне «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий».
В 1884 году Григорий Журавлев через губернатора Самары передал цесаревичу Николаю – будущему последнему российскому императору Николаю II – икону, «писанную зубами по вразумлению Бога». За эту икону от царской семьи иконописцу было пожаловано сто рублей – немалые деньги по тем временам. Говорят, что Александр III лично пригласил Григория Журавлева в императорский дворец, но доподлинно неизвестно, состоялась ли их встреча.
Спустя год произошло еще одно невероятное событие. Художника без рук и ног пригласили расписывать Троицкий храм. Журавлеву предстояло повторить творческий подвиг Микеланджело – но и здоровому человеку подобное дается непросто…
Ежеутренне иконописца привязывали к люльке и поднимали на двадцать пять метров. Зажав кисть в зубах, он трудился над образами святых, а вечером не мог раскрыть рта от боли. Сестра, рыдая, отогревала сжатые судорогой челюсти горячими полотенцами, а наутро Журавлев снова отправлялся в храм. Работа шла несколько лет, слух о храме, расписанном художником без конечностей, прогремел на всю Россию. Художника осаждали репортеры, студенты петербургской Академии художеств приезжали посмотреть на его работу. Считается, что Журавлев также принимал участие в создании архитектурного облика храма.
Состоялась и еще одна встреча с Романовыми. Император Николай II заказал Журавлеву несколько икон (по другой версии – групповой портрет царской семьи). Иконописец работал для императора в течение года, а после император назначил ему пожизненное содержание и повелел выдать художнику коня-иноходца.
В 1916 году его здоровье сильно пошатнулось. Жизнь художника унесла скоротечная чахотка. «