церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Старинная Владимирская церковь в Елизаветино оживает

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Архиерейский субботник прошёл 31 октября на территории церкви во имя Владимирской иконы Божией матери в поселке Елизаветино. Участие в нем приняли епископ Гатчинский и Лужский Митрофан, прихожане и священники гатчинских церквей, представители администраций Елизаветинского поселения и Гатчинского района.

Владимирская церковь в Дылицах

Каменная церковь Владимирской иконы Божьей матери — памятник архитектуры второй половины XVIII века. В своё время эта церковь входила в единый дворцово-парковый комплекс Елизаветинской усадьбы, история которой началась ещё при Петре I.

После революции дворец начал приходить в упадок, во время войны получил многочисленные повреждения, а пожар 1998-го, по сути, превратил его в руины. В 2004 году усадьба перешла в частные руки, после чего началось её возрождение. Сегодня это место привлекает большое количество желающих полюбоваться на памятник архитектуры XVIII века.

Не такой счастливой оказалась судьба Владимирской церкви. Богослужения в ней шли до 1940 года, а в 1941 году её закрыли.

Как и вся усадьба, церковь сильно пострадала от обстрелов во время Великой Отечественной войны. В августе 1941 года, когда фашистские войска рвались к северной столице, здесь держали оборону курсанты Петергофского военно-политического училища. В течении шести дней 579 молодых воинов противостояли танковой дивизии противника. Большинство из них пало здесь смертью героев. Заняв железнодорожную станцию Елизаветино, фашисты разместили в Дылицкой усадьбе свой штаб и казарму, а в церкви устроили склад боеприпасов.

После войны брошенный храм продолжал ветшать. В 1975 году, по проекту архитектора М.А. Дементьевой, здесь были начаты реставрационные работы, но этот проект так и не был осуществлен. Сейчас этот редчайший образец культового зодчества находится в полуразрушенном состоянии.

К настоящему времени полностью утрачены купола и архитектурные декоративные элементы фасада, фронтоны и апсида находятся в полуразрушенном состоянии. Устроенные внутри церкви склепы с захоронениями членов семьи Трубецких взломаны и разорены. Осадки окончательно превратили памятник федерального значения в аварийное здание.

Долгие годы разрушенная церковь находилась в плену древесной поросли и высокого бурьяна. Храм словно сросся с природой, он буквально прошит насквозь корнями вросших в него деревьев. Внутри здания — кучи мусора, остатки могильных плит и очень небезопасно: время от времени с покорёженных балок падают старые кирпичи.

Шанс на возрождение

Шанс вернуться к жизни у Владимирской церкви появился совсем недавно. Гатчинская епархия приняла решение взять на баланс здание этого уникального памятника и начать работы по его восстановлению. Ответственным за реставрацию и возрождение храма, а также председателем приходского совета новообразованного прихода назначен епархиальный архитектор, руководитель архитектурно-строительного отдела Гатчинской епархии Николай Безуглов.

31 октября на территории вокруг храма прошёл архиерейский субботник. Работа закипела с самого утра. Завизжали бензопилы, заработали секаторы, лопаты и грабли в руках людей. Владыка Митрофан прибыл на субботник с собственной бензопилой и несколько часов подряд боролся с зарослями вокруг храма наряду с другими. Власти предоставили большой контейнер под мусор, экскаватор, трактор.

Территория вокруг храма невелика, но всё же за один субботник расчистить ее полностью не удалось. Ещё предстоит уборка вырубленного кустарника и деревьев, остатков строительного мусора от неудавшейся реставрации, корчевание пней.

Удивительно, но то, что старинная Владимирская церковь в Елизаветино привлекательна как минимум в туристическом отношении, показал уже этот субботний день. Когда большая часть территории вокруг храма была расчищена, к нему подъехал автобус с экскурсантами. Обходя храм, туристы с изумлением взирали на сражавшихся с зарослями людей и работающий экскаватор.

Казалось, по мере освобождения от зарослей и мусора храм начинает дышать всё свободнее и глубже. Смелее выглядывало из-за облаков солнце, от которого одна за другой вспыхивали растущие прямо из кирпичной кладки маленькие желтые лиственницы. А ведь всего пару часов назад небо было безнадёжно пасмурным, а вдоль бокового фасада церкви нельзя было пройти.

Похоже, в этот день в Елизаветино случилось обыкновенное чудо, сотворённое человеческими руками, полными любви и веры.

Источник

Владимирский храм усадьбы Елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена

Дорогие друзья! Завтра, 6 июля, наш храм отмечает престольный праздник. Приглашаем вас после окончания рабочего дня собраться на молебен у стен храма. Начало в 18:00.

6 июля (23 июня по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память чуда Владимирской иконы Божией Матери о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.
Показать полностью.

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию, она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

В 1155 году сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро‑Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

В 1380 году, когда Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей этой победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

Дальнейшая история образа связана уже с Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году, и установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Решение перенести в Москву Владимирскую икону было принято после того, как Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы». В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 8 сентября (ст. ст. 26 августа) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Память об этом событии совершается 6 июля (23 июня по ст. ст.). До 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Третье празднование Владимирской иконы Божией Матери совершается 3 июня (21 мая по ст. ст.). В этот день вспоминают избавление Москвы от разгрома Махмет‑Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение » светозарной Жены, осенявшей храм «. Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году ‑ на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора.

Она находилась в алтаре храма, выносили ее только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список «в меру и подобие», который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

15 декабря 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма‑музея. Там она хранится и поныне в специально изготовленном киоте, защищающем святыню от внешних воздействий, под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают в помещении храма особый режим температуры и влажности, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.

Исторические дни 3 июня (21 мая по ст. ст.), 6 июля (23 июня по ст. ст.) и 8 сентября (26 августа по ст. ст.), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена
Протопресвитер Александр Шмеман

Есть и второй смысл, еще более глубокий, еще более радостный в крещении нашего Господа и Спасителя в струях Иорданских. Вот после крещенской службы выходим мы, верующие, на водоосвящение. Раздаются торжественные, ликующие слова псалма: «Глас Господень на водах. », и раскрывается нам смысл и значение воды как образа жизни, как образа мира и всего творения. И вот в эту воду спускается, в нее погружается, с нею соединяется пришедший в мир — для его спасения и возрождения — Бог.
Показать полностью.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к Своему творению празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления.

«И се, отверзлись Ему небеса. » Мы не знаем, что точно ощутил Иоанн, когда трепетной рукой прикоснулся к Спасителю, как увидел отверстое небо, какой голос услышал. Но был, несомненно, этот момент ослепительного света, когда все вспыхнуло и загорелось радостью первозданной красоты, когда мир открылся как мир Божий, очищенный, омытый, возрожденный, исполненный хвалы и благодарения.

«Христос приходит обновить всю тварь». Обновление празднуем мы, когда видим священника, кропящего храм новой, Святой и Божественной водой, кропящего затем нас, наши дома, всю природу и весь мир. Когда видим людей, устремляющихся к этой живой воде, льющейся к жизни вечной.

/из бесед на радио «Свобода

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена
Протопресвитер Александр Шмеман

Почему же захотел, почему потребовал от Иоанна крещения Иисус Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех Своей безгрешностью, приобщить человека к Божественной жизни? Этот вопрос был, как мы знаем из Евангелия, и в сердце самого Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми — без исключения — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества, дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни.

«Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира», — говорит про Него Иоанн Креститель. В наш мир Христос вошел как младенец, и в Своем рождении Он принимает на Себя, Своею делает, нашу человеческую природу. Сын Божий становится Сыном Человеческим.

/из бесед на радио «Свобода

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена
Протопресвитер Александр Шмеман

Сколько верности, любви, праведности, послушания потребовалось, чтобы стало возможным появление на земле Девы Марии, образ которой навеки, неистребимо запечатлен в памяти и любви человечества!

Родословная Христа, записанная в Евангелии и читаемая в церкви перед Рождеством, это — каждый год — утверждение того, что если хотел Бог встречи с человеком, соединения с Ним, то и в самом человеке нарастала тоска об этом воссоединении с Богом, о спасении, о возврате к Божественному источнику жизни.
Показать полностью.

И потому что речь в этой родословной идет не о простой биологической, или, как сказали бы теперь, генетической, наследственности, а о духовной преемственности веры, любви, послушания, праведности, то и не о физическом отцовстве идет речь, а о той семье Божией, в Боге и Богом живущей, к которой принадлежат, плодами которой являются и Иосиф и Мария. Именно в этой духовной семье, через это духовное преемство становится возможным пришествие Христа, эта единственная, решающая и спасающая встреча человека с Богом.

Ничего не знаем мы об Иосифе, кроме того что он был праведен, и вот этой праведностью, следовательно, пронизано было и обручение его с Марией, и восприятие им таинственного, всякий разум, всякое разумение превосходящего события, свидетелем и, так сказать, «хранителем» которого ему суждено было стать.

Смысл этой родословной, с которой начинается Евангелие, в том, что ею Рождество Христово связывается со всей историей человеческой. Ибо все в жизни связано некоей круговой порукой, как зло, так и добро. Как зло грязнит и отравляет духовный «воздух» и потому отражается на всех нас, так и всякое добро, даже неведомое миру, создает атмосферу добра, в которой возможным становится наше духовное возрождение, наше спасение, наше возвращение к Богу.

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

Владимирский храм усадьбы Елизаветино запись закреплена

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова.
Показать полностью.

Ныне Церковь небесная и земная торжествует, радуясь пришествию в мир Господа и Спасителя нашего, возносит хвалу и благодарение Богу за Его милость и любовь к человеческому роду. С духовным трепетом вслушиваемся мы в слова песнопения: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» (ирмос канона Рождеству Христову). С благоговением и надеждой взираем на Вифлеемскую пещеру, где в убогих яслях лежит в пеленах повитый Богомладенец.

Воистину днесь свершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам» (1 Тим. 3:16). Невозможно до конца проникнуть умом в тайну Боговоплощения. Невозможно в полной мере постичь, как же Тот, Кто является источником жизни для всего существующего, согревается ныне дыханием животных! Создатель Вселенной смиряет Себя, принимая образ творения! Сын Божий становится Сыном Человеческим! «Не исследуй, как это, — предупреждает святитель Иоанн Златоуст, — где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас. Все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был. Будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).

Отмечая мироспасительный праздник Рождества Христова, мы размышляем о его непреходящем духовном смысле и ключевом значении для всего человечества. И это верно. Но важно осознавать еще и личное измерение, которое имеет для каждого из нас тайна Боговоплощения, ведь неслучайно мы обращаемся в молитвах ко Господу, называя Его своим Спасителем.

Мы опытно знаем, что человек не способен сам преодолеть в себе зло, как бы настойчиво он ни старался это сделать. Грех, глубоко поразивший душу и повредивший человеческую природу, невозможно побороть никакими духовными практиками и психологическими тренингами. Лишь Бог способен исцелить и восстановить в первозданной красоте всего человека. «Для чего же Господь наш облекся плотию?» — задается вопросом преподобный Ефрем Сирин и отвечает: «Для того, чтобы сама плоть вкусила радость победы и чтобы исполнилась и познала дары благодати…, дабы люди как бы на крыльях возносились к Нему и в Нем Одном находили успокоение» (Толкование на Четвероевангелие. Гл. 1). Воплощение Христово освобождает от рабства греху и открывает путь ко спасению.

«Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме» (Ин. 12:46), — свидетельствует Господь. Подобно яркой Вифлеемской звезде, приведшей к Богомладенцу Иисусу восточных мудрецов из далеких стран, мы, христиане, будучи истинными сынами и дочерями света (Ин. 12:36), призваны освещать этот мир светом веры (Мф. 5:14), дабы окружающие, видя пример нашей стойкости и мужества, долготерпения и духовного благородства, великодушия и нелицемерной любви к ближним, «прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12).

Сегодня, когда народы земли переживают непростое испытание новой болезнью, когда сердца людей охвачены страхом и тревогой за будущее, нам особенно важно усилить соборную и частную молитву, принести Господу сугубый труд доброделания. Многие из наших братьев и сестер из-за вредоносного поветрия лишены ныне возможности посещать храмы. Вознесем о них прошения Милосердному Творцу, дабы Он обновил их душевные и телесные силы, даровал болящим скорейшее исцеление и ниспослал Свою помощь врачам и всем медицинским работникам, самоотверженно борющимся за их здоровье и жизни.

Будем помнить, что никакие проблемы не способны сломить дух человека, если он сохраняет живую веру и во всем полагается на Бога. А потому без ропота приемлем и постигшие нас испытания, ибо, аще на Него надеятися будем, будет нам во освящение, яко с нами Бог (чинопоследование Великого повечерия), как воспевает в эти святые рождественские дни Церковь Христова. Будем молиться, чтобы и убогую пещеру нашей жизни озарил нетленный свет Божества, чтобы и наше сокрушенное и смиренное сердце, как Вифлеемские ясли, с благоговением восприняло Пришедшего в мир Спасителя.

Не тесно Богу в сердце человека, если оно исполнено любви. «Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится», — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин (Слово о добродетелях и пороках, 3). Пусть святые дни праздника станут для нас особым временем для совершения добрых дел. Используем эту благодатную возможность и прославим Рождшегося Иисуса Христа, явив милосердие к ближним, оказав помощь нуждающимся, утешив скорбящих и, может быть, в первую очередь тех, кто страдает от коронавирусной инфекции или ее последствий.

Да просветит Господь светом познания Своего народы земли, да благословит их миром и да поможет всем нам осознать общую ответственность за настоящее и будущее планеты. Да ниспошлет Родившийся Богомладенец любовь и согласие в наши семьи, да оградит молодежь нашу да и всех нас от грехов и опасных ошибок. Еще раз сердечно поздравляю вас, мои дорогие, со светозарным праздником Рождества Христова и желаю всем крепкого здоровья, неоскудевающей радости и щедрой помощи от Бога — Света истинного, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир (Ин. 1:9). Аминь.

Источник

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Елизаветино

Фотографии

церковь владимирской иконы божией матери в елизаветиноцерковь владимирской иконы божией матери в елизаветиноцерковь владимирской иконы божией матери в елизаветиноцерковь владимирской иконы божией матери в елизаветиноцерковь владимирской иконы божией матери в елизаветиноцерковь владимирской иконы божией матери в елизаветиноцерковь владимирской иконы божией матери в елизаветино церковь владимирской иконы божией матери в елизаветино

В Санкт-Петербурге и его пригородах находится немало храмов, которые являются ценными памятниками архитектуры прошлых столетий. Но не все из них дошли до наших дней в хорошем состоянии, имеется в виду в том, в котором они выглядели первоначально. Кроме того, о многих из них осталось мало сведений в истории.

К такому случаю можно отнести Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Елизаветино. О храме известно немного. Зато его история тесно связана с усадьбой Елизаветино, о которой мы знаем намного больше, и с неё мы начнём наш рассказ.

Елизаветино на заре становления

В посёлке Елизаветино, расположенном в Гатчинском районе Ленинградской области, сохранилась удивительная усадьба под названием «Дылицы». Свою историю она начинает ещё в петровские времена. В то время эти земли в окружении живописных лесов принадлежали сподвижнику Петра I — князю Григорию Ивановичу Волконскому.

При нём в Дылицах построили первый усадебный дом. Но расцвет Дылицкой мызы связывают с именем Елизаветы Петровны, в честь которой впоследствии и пошло название. В эпоху правления императрицы на холме выстроили дворец. И сегодня он представляет собой памятник русской архитектуры середины XVIII века.

Хотя, по сути, отмечается, что это было охотничье имение, которое строилось для забав Елизаветы Петровны, известной своим пристрастием к развлечениям. Здесь останавливались во время охоты на дичь, в изобилии водившейся в местных лесах. Государыня имела планы и на устройство регулярного парка перед дворцом.

Но потом царица подарила дворец в Дылицах будущей императрице Екатерине Второй. Она же пожаловала имение своему гардеробмейстеру Василию Григорьевичу Шкурину, лишившегося жилья из-за поджога собственного дома, когда она рожала внебрачного ребёнка от Григория Орлова — Алексея Бобринского. Тем самым Василий Шкурин отвлёк внимание супруга Екатерины, в то время императора Петра III, который обожал бегать на пожары.

Позже Василий Шкурин был преданным камердинером императрицы Екатерины II, бригадиром, камергером, тайным советником и владел Дылицами до середины XIX века. Новый расцвет усадьбы связывает с именем другой Елизаветы. В 1852 году во владение этими землями вступила супруга князя Петра Никитича Трубецкого — Елизавета Белосельская-Белозерская. Елизавета Эсперовна постаралась благоустроить усадьбу согласно своим вкусам и моде новой эпохи.

Именно при ней усадьбу переименовали в Елизаветино, но не в честь юной Елизаветы Трубецкой, а в память об императрице Елизавете Петровне. Дворец капитально перестроили, а парку придали формы пейзажного.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Недалеко от усадьбы Елизаветино находится Церковь Владимирской иконы Божией Матери. На месте старой деревянной церкви был возведён новый каменный храм по велению Василия Шкурина. Церковь освятили во имя иконы Владимирской Божией Матери. Её строили в 1762–1766 годах по проекту архитектора Саввы Ивановича ЧевАкинского.

Савва Иванович ЧевАкинский — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии времён Елизаветы Петровны. Неудивительно, что мастер творил в стиле елизаветинского барокко. Он трудился в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главным образом по заказам флота.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, возведённая в стиле елизаветинского барокко, когда-то отличалась уникальной крестообразной формой. Она была однонефной, одноапсидной с сильно развитым трансептом и примыкающей с запада трехъярусной красивой колокольней. Трансепт имел окна второго света, а также овальные окна с замковыми камнями во фронтонах. Барабан был перекрыт куполом с люкарнами и увенчан маленькой главкой. Трапезная была с цилиндрическим сводом с распалубками над окнами.

В отличие от Дылицкого дворца, церковь во имя иконы Владимирской Богоматери ни разу серьёзно не перестраивали. Крупные и мелкие ремонты в ней проводились в период с 1809 по 1920 год. Но они не меняли её облик. В 1824 году местный священник заявил, что церковь настолько обветшала, что «едва можно совершать священнослужение».

В том же году был произведён крупный косметический ремонт. На южном фасаде установили солнечные часы. В документах упоминается также ограда церкви, на починку ворот которой в 1824 году покупали кирпич. В 1834 году церковь снова ремонтировали, 3 окна были заложены кирпичом наглухо, на остальные окна поставили решётки. Также починили кровлю и оштукатурили стены.

В 1839 году в церкви были построены 2 новые печи. В 1841–1842 годах храм ремонтировали, был устроен придел Святого благоверного князя Александра Невского, причём, утеплённый, чтобы «через сие согрелось и усердие прихожан к церкви и молитве».

С 1852 года в церкви располагалась фамильная усыпальница князей Трубецких, которые были последними владельцами усадьбы перед революцией. Наиболее крупный ремонт церкви был произведён в 1881-1888 годах. Были окрашены крыша и купола в зелёный цвет, а главка — в голубой. Одновременно перетёрли штукатурку по всему фасаду.

Судьба церкви и дворца в ХХ веке

При Советской власти дворец в Дылицах сначала стал трудовой школой, с 1923 года здесь находился техникум имени Ушинского. В 1932 году усадьбу отдали Ленинградской областной опытной станции полеводства.

С 1933 года церковь не действовала, богослужения в ней были прекращены в 1940 году, а в 1941-м её вообще закрыли. Во время Великой Отечественной войны эти земли были оккупированы фашистами, которые из усадьбы сделали склады. Церковь сильно пострадала. Дворец получил многочисленные повреждения.

После войны дворец передали Ленинградскому сельскохозяйственному институту. Его отремонтировали и определили под общежитие вуза. С 1951 года в нём размещалось ПТУ механизаторов сельского хозяйства. Былое величие было утрачено, а затем случился ещё и пожар.

Послевоенное запустение и заброшенность церкви нанесли ей огромнейший ущерб. Церковь постепенно разваливалась и к началу 1980-х годов в ней обрушился свод купола. Сейчас стоит она без окон, без дверей, без крыши. Остались одни стены, меж ними гуляют ветра, снега и дожди, которые окончательно довершат её разрушение. Дворец с 2000-х стал руинами.

Строительство нового храма

Восстанавливать почти полностью разрушенную церковь не стали, а построили новую. Безусловно, воссоздали святое место, а не архитектурное великолепие. Возведение нового деревянного храма началось в 2003 году, которое благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский — Владимир. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2005 году храм был освящён малым чином.

В 2015 году 24 сентября были освящены купола для строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская». 10 сентября 2017 года Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил чин великого освящения храма. В новоосвящённом храме была проведена Божественная литургия. Сегодня в новом храме по воскресным и праздничным дням проводят богослужения.

Современность усадьбы в Дылицах

В 2004 году усадьба в Елизаветино стала частной собственностью. После её реставрации появилось немало желающих посмотреть на памятник XVIII века и его интерьеры. В 2016 году владельцы имения открыли доступ на территорию.

Сегодня есть возможность пройтись по залам дворца и рассмотреть его восхитительные интерьеры с лепниной на стенах и потолках. Изумляют блеском паркетные полы и люстры. Воссоздан былой шик, что весьма трогает и приятно посетить это место.

В цокольном этаже обустроили камерный музей с галереей фотопортретов. Представлены копии архивных документов, красноречиво рассказывающих о великой истории дворца и его окрестностей. Уникальный экспонат — генеалогическое дерево рода Трубецких.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *