церковь владимирской иконы божией матери в твери
Церковь владимирской иконы божией матери в твери
После октябрьской революции оказалось, что технические характеристики церкви позволяют удачно использовать её для светских нужд. Память об истинном назначении здания легко уничтожили, разобрав колокольню и завершение храмовой главы в 1936 году. Памятник архитектуры уцелел путём утраты своего первоначального облика. Долгие годы в здании располагался клуб «Заря».
В 1995 г. после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 г. было передано Тверской епархии. Настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Желябовский, прибывший из Донецкой области. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья. Трудами и молитвами отца настоятеля, матушки и первых прихожан началось восстановление храма в 2002 г. Одновременно с восстановительными работами возрождалась духовная жизнь: 12 апреля 2002 г. начались первые богослужения, они проходили в разрушенном неотапливаемом храме. Постепенно были восстановлены стены и крыша, 25 января 2007 года воздвигнут купол, 15 февраля 2007 года установлен крест, приобретены первые иконы.
22 июля 2012 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил великое освящение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Твери и первую Божественную литургию в освященном храме.
Главе Тверской митрополии сослужили благочинный 1-го округа Твери протоиерей Павел Сорочинский, благочинный 2-го округа Твери, настоятель храма иеромонах Амфилохий (Желябовский), благочинный Торжокского округа протоиерей Николай Алексеев, секретарь Тверского епархиального управления, благочинный 2-го Калининского округа иеромонах Дионисий (Батраев), руководитель Отдела социального служения и церковной благотворительности иеромонах Амвросий (Желябовский), священник Вадим Желябовский, священник Дионисий Леонов, протодиакон Николай Радцевич.
Сегодня Владимирский храм живет полноценной жизнью. Регулярно совершаются богослужения, в храме много святынь, прихожане с радостью приходят сюда для молитвенного и дружеского общения.
ТВЕРСКОЙ ВЛАДИМИРСКИЙ ХРАМ
Тверской храм Владимирской иконы Божией Матери, 25 мая 2011. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru |
Тверской храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Тверская епархия)
Владимирская церковь была построена по типовому проекту войсковых церквей для первого Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 годы.
Храм был освящен 26 августа 1904 года в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) в присутствии командующего войсками Московского военного округа Сергея Александровича.
10 января 1907 года в церкви случился пожар, ремонт был произведен в этом же году на частные средства, главным образом тщанием потомственного почетного гражданина Твери Константина Николаевича Григорьева, который был церковным старостой с 12 октября 1907 года. Торжественное освящение храма состоялось 22 октября 1907 года. Чин освящения храма и литургию совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий).
В 1936 году храм закрыли. Купол храма и колокольня были разобраны, а к храму было пристроено двухэтажное здание, стилизованное под архитектуру храма, помещения перепланированы для клуба, получившего название «Заря».
В 1995 году после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 году было передано Тверской епархии. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья.
12 апреля 2002 года начались первые богослужения, они проходили в полуразрушенном неотапливаемом храме.
25 января 2007 года на храм был воздвигнут купол, а 15 февраля этого же года установлен золотой крест.
22 июля 2012 митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) совершил чин великого освящения храма.
С 18 февраля 2013 года в храме начаты работы по переустройству иконостаса.
При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.
Архитектура
Постройка выполнена из красного кирпича на белокаменном цоколе. Восьмерик завершался карнизом, над которым сохранилось основание главы с поясом кокошников. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами, имеющие по сторонам полуколонки и килевидные очелья. Четверик также украшен полукруглыми и килевидными кокошниками. К четверику примыкает притвор, вход в который обрамлен порталом с полуколонками и килевидным завершением.
Святыни
«Тверь старинная». Как в нашем городе Владимирскую церковь в гостиницу превратили
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют пятьдесят первый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
Владимирская церковь, как каменный храм появился в Твери ещё в XVII веке, но имел иное посвящение — во имя праведных Иоакима и Анны. Документы начала XVIII века отмечают две стоящие по соседству церкви: каменную Иоакимоаннинскую и деревянную Владимирскую. Во время пожара 1725 года Владимирский храм сгорел, а церковь Иоакима и Анны получила повреждения. После ремонта, проведённого в 1747-1750 гг., каменный храм переосвятили во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, устроив в нём придел Иоакима и Анны.
Серьёзно пострадала Владимирская церковь в пожаре 1763 года, и лишь в 1768 году её полностью возобновили. Тем не менее, в начале 1790-х гг. старый храм решили заменить новым зданием. Строительство началось в 1793 году, и только в следующем столетии (в 1806 году) состоялось освящение величественной Владимирской церкви с приделами во имя великомученика Георгия и великомученицы Параскевы Пятницы.
Во времена принца Георга Ольденбургского, а точнее в 1811 году, вокруг церкви устроили каменную ограду. Несколькими десятилетиями позже в храме появился ещё один придел — во имя Александра Невского, созданный на средства купца А. П. Уткина в 1861 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.
В 1812 году при Владимирской церкви была пристроена к церковной сторожке каменная часовня, выходящая фасадом на Миллионную — Екатерининскую (Советскую) улицу. Над входом в нее на металлическом щите была копия картины Дитриха, изображающая Спасителя с евангелическим текстом: «Прiидите ко Мне вси труждающiися и обремененiи». Она видна на фото крестного хода с мощами Михаила Тверского.
Екатерина II в подарок тверскому духовенству построила четыре двухэтажных каменных дома для причта, в том числе один для Владимирской церкви, который стоял до 60-х гг. прошлого столетия на Советской улице.
В 1930-е гг. церковь взорвали, и сегодня на её месте стоит гостиница «Селигер».Здание гостиницы построено в 1936 году. Архитекторы — братья Яковлевы. Сохранился лишь угловой дом по Советской улице напротив «Селигера», в котором проживал протоиерей Владимирской церкви Василий Федорович Владиславлев — известный тверской историк, основатель журнала «Тверские Епархиальные Ведомости».
Источник: православный сайт храмы Твери.
Используются фото из собрания ТГОМ, ГАТО, ТОКГ, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, альбома «Калинин», «Улицы города Калинина. Справочник» изд. Московский рабочий. 1978 года и автора.
Участвуйте в викторине в нашей группе «ВК»
5 июля приз — купон на 1000 рублей от кафе «Домашняя кухня» отеля «Бергхаус».
Купон действителен на все меню, кроме алкоголя.
Приз может получить один человек — один раз.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Церковь владимирской иконы божией матери в твери
4. Высокопреосвященнейший Виктор, митрополит Тверской и Кашинский 22.07.2012 совершил Великое освящение храма: ФОТОГАЛЕРЕЯ
1. Краткая история храма
В Твери более 30 мостов и более 30 соборов и церквей. Проезжая по мостам, набережным, улицам города радостно видеть купола, возносящие в небо кресты. Слава Тебе, Господи!
Фото: храм в первой половине ХХ века.
Владимирская церковь была построена по типовому проекту войсковых церквей для 1- го Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 г.г.
Храм был освящен 8 сентября (26 августа по ст. стилю) 1904 г. в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1936 г. храм закрыли. Купол храма и колокольня были разобраны, пристроено двух-этажное здание, стилизованное под архитектуру храма, помещения перепланированы для клуба, получившего название «Заря».
В 1995 г. после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 г. было передано Тверской епархии.
Настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Желябовский, прибывший из Донецкой области. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья. Трудами и молитвами отца настоятеля, матушки Ольги и первых прихожан началось восстановление храма в 2002 г.
Одновременно с восстановительными работами возрождалась духовная жизнь: 12 апреля 2002 г. начались первые богослужения, они проходили в разрушенном неотапливаемом храме.
Несмотря на трудности, радость объединяла прихожан и придавала им силы. Были восстановлены стены и крыша, воздвигнут купол и установлен крест, приобретены первые иконы.
В храме совершаются регулярные богослужения.
Милостью Божией по молитвам Божией Матери и святых храм стал для прихожан источником радости и утешения.
2. Историческая записка о строительстве
церкви Владимирской иконы Богоматери
1 лейб-драгунского Московского полка в г. Твери
Майорова Ната Анатольевна, искусствовед
Постройка выполнена из красного кирпича на белокаменном цоколе. Восьмерик завершался карнизом, над которым сохранилось основание главы с поясом кокошников. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами, имеющие по сторонам полуколонки и килевидные очелья. Четверик также украшен полукруглыми и килевидными кокошниками. К четверику примыкает притвор, вход в который обрамлен порталом с полуколонками и килевидным завершением.
И. Линдеман отмечает, что все работы по постройке и отделке церкви и произведены местными тверскими мастерами, за исключением мраморных и лепных работ, для которых были приглашены мастера из Петербурга.
Церковь удалось окончить к полковому празднику 21 мая 1904 года, но освящение пришлось отложить до прихода полка из лагеря, потому что стоявшая всю весну сырая дождливая погода не давала просохнуть штукатурке на стенах, и командир полка счел неудобным приглашать на освящение не вполне отделанной церкви Великого Князя Сергея Александровича.
Здание храма было рассчитано на 630 молящихся, но при более тесном размещении могло поместиться и 900 человек.
Отопление в церкви было установлено калориферное с подогреванием воздуха, по желанию, наружного с улицы или внутреннего (до начала богослужения, когда в церкви нет молящихся); для усиления тяги воздуха из церкви установлены 2 грушевидных камина, которые до начала богослужения (когда в вентиляции нет надобности) могут быть использованы как калориферы (для нагревания воздуха).
К западной стене трапезной над входом сделаны все необходимые приспособления для устройства хоров, каковые и будут сделаны по получении на то разрешения. В церкви имеется особый вход для священника. В церкви устроена раздевальня. Входные двери расположены с таким расчетом, что устранено всякое дуновение ветра в церковь. Двери отворяются в ту и другую стороны».
Олтарь. Престол деревянный под лаком складной, приспособленный к перевозке во время походов. Святой антиминс священнодействован Преосвященным Филаретом Епископом Ковенским и Виленским Литовской епархии 1859 г. октября, выдан Высокопреосвященным Иосифом Митрополитом Литовским на белом атласе. По ветхости переменен на новый в 1892 г. 12 июня. Святой антиминс священнодействован Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским 1892 года на желтом атласе».
Церковная утварь, хранившаяся при походной церкви, датируется 1753-1864 годами, то есть сопровождала полк в походах с середины XVIII столетия. В том числе было блюдо накладного серебра для освящения хлебов на Всенощном бдении, вложенное штаб и обер-офицерами полка в 1864 году.
Церковная утварь и иконы, скорее всего, хранились в храме, выдавались полку, как и принято, на время выступления в поход. Принималось по описи. Об этом свидетельствуют заметки на полях описи и передаточные подписи полкового священника Федора Павлова сына Острякова, церковного старосты полкового казначея капитана Барыш-Тищенко (1863 г.), полкового священника Ильи Покровского (1876 г.), священника Василия Спасского (1911 г.).
В 1907 году в церкви случился пожар, ремонт был произведен в этом же году на частные средства, главным образом тщанием потомственного почетного гражданина Твери Константина Николаевича Григорьева, который был церковным старостой с 12 октября 1907 г. Ктитором состоял с 6 сентября 1907 г. ротмистр Александр Александрович Болотов. Торжественное освящение храма состоялось 22 октября 1907 г. Чин освящения и литургию совершал преосвященнейший Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский.
Фото: пристроенное здание бывшего клуба «Заря»,
теперь в нем располагается Воскресная школа
Одним из наиболее сложных вопросов, возникающих при исследовании истории храма, это время возникновения пристройки, в которой ныне располагаются помещения клуба «Заря». Сведения о возникновении клуба в архивах найти не удалось, скорее всего, это связано с тем, что клуб находился при Химбазе, и все материалы хранились в архивах этого учреждения. Сохранились фотография Владимирской драгунской церкви 1920-х годов и вид казенного винного склада 1900-х годов, где нет пристройки к храму со стороны алтаря. Архитекторы Свода памятников архитектуры и монументального искусства России, исследовавшие этот храм, считают, что пристройка к храму под помещения клуба «Заря» была сделана в 1930-е гг. с востока, севера и запада и стилизована под первоначальные формы памятника. При этом были разобраны шатровая колокольня и апсида, глава храма, интерьер был стилизован под клуб. Над центральным объемом сделано новое перекрытие. К 1930-м года относится лепная отделка стен трапезной и массивный портал входа на восточной стене.
3. История богослужений во Владимирской церкви: 2002-2012
12 апреля 2012 года исполняется 10 лет с первого богослужебного дня после восстановления храма.
Это была пятница. Служили молебен Владимирской иконе Божией Матери и великое повечерие с утреней и 1-м часом под 3-ю поминальную субботу 4-й седмицы Великого поста.
Рассказывает архимандрит Амфилохий (Желябовский), настоятель Владимирской церкви Твери.
Мы приехали в Тверь в 2001 году. Это было перед святителем Николаем. А на святителя Николая я с владыкой Виктором (тогда – архиепископом Тверским и Кашинским, теперь – митрополитом Тверским и Кашинским) уже служил в кафедральном соборе (Твери). И потом он сразу определил меня в этот храм.
Когда мне поначалу сказали, что это Владимирская церковь, я думал, Владимирская – в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. А когда разузнал, оказалось, что Владимирская – это в честь Владимирской иконы Божией Матери.
11 марта 2002 года состоялась встреча, на которой присутствовали генерал Орлов Владимир Николаевич (из Москвы), полковник Смагин Юрий Петрович – командир Химбазы, владыка наш Виктор, секретарь его протоиерей Павел Сорочинский, и я, естественно.
Сначала мы беседовали в кабинете у командира Химбазы Юрий Петровича Смагина, потом все вместе пришли сюда посмотреть. Тогда уже была полная весна: все таяло, кое-где снежок еще лежал, но больше слякоти уже было. Тогда клуб «Заря» был действующий. Мы открыли из клуба дверь и посмотрели сюда, где сейчас у нас храм. Здесь снега в колено повыше, все, что негодное повыкинуто из клуба, – так тут и валялось. Увидели стены и деревья, которые росли выше стен. Крыши не было, потолок – небо голубое. Вот что мы увидели.
И на словах было нам определено, что, где раньше был храм – это ваше: не место, где был спортзал, не клуб «Заря», где сейчас Воскресная школа. Так мы начали.
После этого было вроде не холодно, но потом пошли морозы. Край здесь немножко попрохладнее, нежели откуда мы приехали. Я полагал, если апрель, то это теплый месяц. На Украине уже тепло, на Донбассе сажают, зачастую к Пасхе и картофель посажен.
Чтобы найти хоть какую-то помощь и с чего-то начать, мы раззванивали кругом из кабинета директора клуба «Заря» Веселовой Галины Евгеньевны.
Все, кто ни приходил помогать, все работали с радостью, особенно военные и ребята, которые от военных.
Расчистить место, где мы сейчас находимся (на клиросе), помогали военные ребята, также привозили мы и ребят из СИЗО – следственного изолятора, с гауптвахты – военной комендатуры.
Помогала и военная часть – она и сейчас стоит в Мигалово сразу за трассой Москва-Петербург. Тогда командиром был полковник Переслегин Николай Николаевич, ныне он, как мне говорили, генерал-полковник или генерал-лейтенант. В то время там как раз формировалось подразделение миротворцев в Косово. Когда я с ними встретился, они выразили желание помочь: «Батюшка, да мы с удовольствием поможем. Раз мы тут находимся, мы поедем помочь». Все они уже отслужившие армию, люди женатые, семейные – вполне сформировавшиеся ребята. Они приехали и помогли нам сделать временную кровлю. Такой шалаш тут был – вы помните. Вы не видели этого шалаша? Был как шалаш тут (улыбается). А внутри между стенами накрыли крышу. Поначалу целлофановой пленкой накрыли – было светло и хорошо.
Когда я в кафедральном соборе за богослужением обратился к владыке: «Владыка, благословите мне антиминс», он с таким удивлением воспринял это. Подзывает тогда архимандрита Адриана (ныне епископ Бежецкий): «Отец Адриан, отец Анатолий (имя иеромонаха Амфилохия до пострига) просит антиминс – это возможно?» Тот заулыбался: «Владыка, если отец Анатолий просит, я надеюсь, он зря просить не будет». – «Тогда дайте ему». – «Хорошо». И владыка антиминс благословил.
И вот 12 апреля 2002 года* мы здесь служили первую службу. Это был молебен Владимирской Божией Матери, часа в 3 дня, а в 5 часов вечера было у нас вечернее богослужение.
Служили молебен – протоиерей Павел Сорочинский, в то время секретарь архиепископа Виктора, и я.
Вечером владыка Виктор сам, как отслужил вечерню, бросил все и приехал посетить наш храм. Он хотел поглядеть, где же мы тут начали служить.
И потом, пока у нас был навес вместо крыши, он все время больше всего переживал за нас. Где бы он ни служил, рассказывали, он все говорил: «У всех у вас есть крыша, а у отца Анатолия даже крыши нету, как же он там служит?» Вот он переживал, все пекся о нас. Спаси его Господи, владыку.
Так мы по милости Божией и начинали. Бывало, приходим на Литургию, на улице с утра минус восемь – минус десять градусов. Чтобы подризник одевать и затем облачиться, надо снять верхнюю одежду и раздеться почти полностью. Отец Амвросий говорил (он тогда еще был нерукоположеный и был еще Сашей): «Пап, это как в источник сначала окунуться». Господь так хранил. Господь помог перенести это.
Когда весна началась по-настоящему, естественно, пошли дожди. И вот первый дождь. А что, целлофан, удержит что ль? И вся вода у нас под целлофаном. Тогда покойная матушка, Царство Небесное, тут бегом бегала – тряпка, ведра, давай собирать эту воду. Я пока готовлюсь Литургию служить – на Престол и на Жертвенник раскладываю, достаю чашу, кресты и Евангелие на престол кладу, а она там бегает, убирает воду эту, а Амвросий (иеромонах Амвросий) выносит ведра с водой на улицу – помогает маме. Надо что в алтаре помочь – мне поможет, а то бежит маме помогает, чтобы воду убрать. Так вот было.
Тогда обратились мы к Поликарпову Михаилу Ивановичу, директору завода «Сварметмаш», дай Бог здоровья. Он профинансировал и мы купили рубероид. Рубероид положили поверх целлофана. Тогда у нас не стало воды. Правда, темно стало в храме, но ничего, по милости Божией зато воды не стало. Вот так у нас совершались первые службы.
Потом пришла первая зима. По милости Божией получилось нам установить фермы для крыши. Думаем, по-хорошему закрыть их и утеплить не потянем. Что делать? Как-то их накрыли. Потолок утеплили опилками слоем 15-20 сантиметров. А западная стена была деревянная, рядом с ней еще стену добавили и между ними тоже опилки засыпали. Вот так мы первую зиму здесь и служили. Конечно, людей тогда очень мало ходило, потому что условий не было совершенно никаких. Было и холодно, и остальное, что говорить? Но ничего, слава Тебе, Господи.
На следующий год по милости Божией мы раскрыли навес и сделали потолок, который сейчас. Тогда уже мы немножечко зажили повеселее. Храм у нас стал большой. Пробили окна – до этого они были заложены. Господь послал: Химбаза помогла, постарался главный бухгалтер Евдокимов Сергей, чтобы изготовили окна, которые и сейчас стоят. Окна прекрасные.
Потом на Вагонзаводе сварили нам решетки на окна и установили. Так по милости Божией и пошло.
По началу алтарь у нас был на амвоне. А потом с помощью Вагонзавода – тогда был директором Савин Владимир Иванович, спаси его Господи, дай Бог здоровья, побеспокоился он – сделали очень хорошо алтарь.
Потом в алтарь приобрели утварь. Утварь приобретена стараниями директора завода «КСМ-1» Митрофаненко Николая Николаевича, спаси Господи, он прислал и людей. Они здесь нам поштукатурили, и вся красота, которая в алтаре – его стараниями приобретена. Перешли служить в алтарь, вот мы и до сего дня служим.
Так по милости Божией и пошли, пошли службы.
Что-то понемножку приобретаем, что-то потихонечку делается. Если бы не кризис в государстве, то быстрее бы дело шло, но ничего – на все воля Божья. Значит, так надо. Но самое главное, что за шиворот не капает.
Потом, как помните, рукоположили сначала отца Амвросия (Желябовского), был тогда он отец Александр, после принял монашество – Амвросием стал, потом отца Вадима (Желябовского) рукоположили, после всего отца Дионисия (Леонова) рукоположили во диакона, потом во священника.
Вот мы таким составом здесь по милости Божией подвизаемся во служении. Божия Матерь нас здесь и держит, и помогает служить всем четверым священникам, по милости Божией восстанавливать храм.
Такое было начало, что здесь еще сказать?
22.03.2012.
«Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем» (псалом 5, стих 8)
![]()
Фото: Владимирская церковь (декабрь 2010 г.)