церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Самый ранний из всех сохранившихся памятников архитектуры на территории царицынского ансамбля.

Первая деревянная церковь появляется на этом месте еще в XVII веке. К началу XVIII века она сильно ветшает. В 1722 владелец здешнего имения Чёрная Грязь – молдавский князь Дмитрий Кантемир – строит на ее месте новый храм с каменной нижней частью и деревянным верхом. Церковь увенчана одноглавым куполом. В 1759 князь Матвей Кантемир-младший просит у московского митрополита разрешения разобрать старую церковь и построить новую – полностью каменную. Новый храм строят из кирпича в стиле елизаветинского барокко. Цоколь и декор — из белого камня. С западной стороны к храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. Освящение происходит 23 июня 1765 года.

В 1775 году Екатерина II покупает «Черную Грязь» и переименовывает ее в Царицыно. Под руководством придворного архитектора Василия Баженова здесь начинается строительство императорской резиденции. Баженов включает храм в новый архитектурный ансамбль.

Во время войны 1812 года церковь пострадала. Смотритель Царицына А. Егоров сообщает в Кремлевскую экспедицию строений в 1813 году: «прошлаго 1812 года сентября с 12-го нашедшими в село Царицыно неприятельскаго войска командами салдат у церкви двери разломаны и в оной некоторыя вещи пограблены, и положенныя в оною для безопасности от пожару Волосныя дела все разбиты и раскиданы».

В конце 1880-х гг. Царицыно превращается в престижный дачный поселок. К тому времени храм и колокольня перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°». Расширяется трапезная. Освящен южный придел. Внутри храм украшают росписями и лепным декором. Пол кладут «асфальтовый с насыпкою мрамора».

Колокольня становится четырёхъярусной – на ней теперь шесть колоколов. Самый большой весит 180 пудов.
После Октябрьской революции 1917 года храм по-прежнему действует – несмотря на активную антиклерикальную деятельность «Политическо-спортивного союза молодежи» (организация занимает здание Третьего кавалерского корпуса неподалеку). Даже в 1920–1930-е гг. в церковь еще приходят живущие в посёлке Ленино (Царицыно) представители древних дворянских родов — Оболенские и Шереметевы. В храме не прекращаются службы и таинства.

Однако в 1934 году с колокольни сбрасывают колокола. А в 1938 году храм закрывают. Некоторые иконы уносят прихожане и священнослужители. Некоторые передаются в музеи. Однако большая часть церковной утвари и икон уничтожается.

С 1940-х гг. здание храма используется как трансформаторная подстанция. В 1970-х гг. – как типография. В 1975 году в нём размещается деревообделочный цех научно-реставрационных мастерских объединения «Союзреставрация».

Осенью 1990 года храм передан общине верующих – в нем возобновляются богослужения. От дореволюционного убранства в храме сохраняются росписи конца XIX — начала XX вв. и барочная лепнина XVIII — XIX вв.

6 мая 1998 года храм вновь освящён патриархом Алексием II.

Источник

Церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

О храме

Историческая справка о церкви «Божией Матери Живоносный Источник» в Царицыно

Наш храм находится на территории Музея-заповедника «Царицыно»

Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника».

Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, а в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство.

Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками. перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».

В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины».

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством» в борьбе против турок, тому самому знаменитому Кантемиру, трёхсотлетний юбилей которого отмечало ЮНЕСКО в 1973 г., выдающемуся лингвисту, философу, архитектору, археологу, музыканту и математику, знавшему несколько языков, в т.ч. турецкий и персидский, и который в персидском походе управлял канцелярией Петра I.

В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1765 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М. Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А. Я. Кантемир.

В 1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении. При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.

В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А.И. Клементовича – владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, а также перенесена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источникЦерковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. – под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская СНРМ-3 при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.

В 1990 г. церковь «Божией Матери Живоносный Источник» была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев и 6 октября возобновились богослужения.

По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что при церкви находились два деревянных дома, в которых жили священники. Один из них, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его месте и фундаменте построен кирпичный домик, переданный теперь в пользование церкви.

Источник

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва)

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» построен в XVIII веке в стиле елизаветинского барокко. Храм расположен на территории Музея-заповедника «Царицыно». Является частью Царицынского дворцово-паркового ансамбля.

Содержание

История [ править ]

Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника».

Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, а в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство.

Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками. перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».

В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины».

В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством» в борьбе против турок, тому самому знаменитому Кантемиру, трёхсотлетний юбилей которого отмечало ЮНЕСКО в 1973 г., выдающемуся лингвисту, философу, архитектору, археологу, музыканту и математику, знавшему несколько языков, в т.ч. турецкий и персидский, и который в персидском походе управлял канцелярией Петра I.

В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1765 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М. Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А. Я. Кантемир.

В 1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении. При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.

В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А. И. Клементовича – владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, а также перенесена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.

Церковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. – под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская СНРМ-3 при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.

В 1990 г. церковь «Божией Матери Живоносный Источник» была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев и 6 октября возобновились богослужения.

По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что при церкви находились два деревянных дома, в которых жили священники. Один из них, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его месте и фундаменте построен кирпичный домик, переданный теперь в пользование церкви.

Современное состояние [ править ]

Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет. Имеются два придела: северный великомученика Димитрия Солунского и южный – Казанской иконы Божией Матери.

Деятельность прихода [ править ]

При храме действуют:

Имеется крестильный храм в честь Богоявления и водосвятная часовня.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 115569 Москва, ул. Дольская д. 2

Паломнику [ править ]

Службы в храме проводятся ежедневно.

Начало вечернего Богослужения ежедневно – 17.00.

Будни: утром начало Богослужения – 09.00.

Субботу: Божественная литургия – 09.00.

Воскресные и праздничные дни: ранняя Божественная литургия – 07.00; поздняя Божественная литургия – 10.00.

Вечером в воскресный день – вечерня с акафистом иконе Божией Матери «Живоносный Источник» в 17.00 (на этой службе возможны другие акафисты в зависимости от праздников).

Перед любым Крещением по указу Патриарха проводятся 2 обязательные катехизические беседы для родителей и крестных. Беседы проходят в храме Божией Матери «Живоносный Источник» в среду 14:00, четверг 14:00, субботу 14:00.

Таинство Крещения проводится ежедневно.

По субботам служится молебен перед иконой св. мученику Уару в 13.00.

Великим и Рождественским постом проводится Таинство елеосвящения (Соборование).

Источник

Закрасили «Изгнание из рая». В царицынском храме уничтожили фрески знаменитого Александра Соколова

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

А где фрески? Их нет

О том, что происходит, узнала совершенно случайно жена иконописца — художник Мария Вишняк. Она привела в храм знакомую, известного московского врача Елену Викторовну Наумову, чтобы показать росписи. И увидела, что фресок нет.

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Фрески в храме иконы Живоносного Источника

— Мы зашли в храм, и я прямо не могла произнести ни слова. Фресок, написанных Сашей, над двумя клиросами, с композициями «Сотворение Адама и Евы», «Изгнание из рая», «Переход Моисея через Чермное море», «Борьба Иакова с Богом» не было, — рассказывает Мария Вишняк. — В храме стояли леса, я видела, как неизвестный мне художник большой кисточкой, масляными красками красил коричневую одежду, наверное, какого-то святого. Масляными красками на том месте, где когда-то были великолепные фрески! Я спросила этого человека: «А как фрески, что с фресками Александра Соколова?» Он сказал: «Их нет. Принято решение о реконструкции росписей в стиле, соответствующем этой архитектуре».

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. Вид до восстановления. 1984 г. Фото: А. Шатохин

Мария хорошо помнит, каким храм был тогда, когда его передали Церкви — все приходилось восстанавливать буквально с нуля. Протоиерей Георгий Бреев, который в 1990–2009 годах был настоятелем храма, принимал активное участие в восстановлении, пригласил Александра Соколова расписывать.

— Отец Георгий Бреев — человек духовный, понимающий и любящий настоящее христианское искусство — позвал именно Сашу для того, чтобы тот своей живописью помог людям понимать живую веру Церкви, приобщаться к ней, — говорит Мария Вишняк.

— Как бережно, с вниманием отец Георгий восстанавливал храм, с каким вкусом и знанием дела!

И так же Александр откликнулся на его призыв, внимательно размышлял над эскизами, продумывал их. И вот в одночасье их труды перечеркивают.

Под вопросом и судьба иконостаса, написанного Александром Соколовым, находящегося в этом храме.

«У нас нет современного церковного искусства»

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Ситуация с росписями Александра Соколова в очередной раз показала, насколько у нас в стране пренебрежительное отношение к авторству в искусстве и, в частности, в церковном искусстве, считает Андрей Анисимов, академик Международной академии архитектуры.

Тем более, как подчеркивает Анисимов, речь идет не просто об авторском творчестве, а уже о наследии — о произведениях, которые являются историей развития современного церковного искусства. И подобные истории, по мнению архитектора, точно играют против Церкви.

— Если смотреть глобально, у нас почти нет современного церковного зодчества, нет современной церковной иконы, современного церковного искусства.

Есть отдельные личности, которые пытаются что-то делать, не копируя–репродуцируя, а создавая новое, которое вписывается в традицию. Но и то, что было создано или создается ими, в любой момент может быть уничтожено, — говорит Андрей Анисимов.

Стилистически не соответствует

То, что происходит сейчас в храме — воссоздание исторического облика его внутреннего убранства, считает протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. Но семью Александра Соколова должны были предупредить.

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Протоиерей Леонид Калинин

— Необходимо соблюдать творческую этику. Сам факт произошедшего без уведомления наследников автора, без соблюдения каких-то этических моментов возмутил художественную общественность, в том числе и меня. Проявление подобного неуважения — болезненно. И задним числом уже сложно что-то исправить, хотя, когда в храм приехал сын автора, перед ним извинились, в том числе и работающие там сегодня художники, — говорит протоиерей Леонид Калинин.

По словам отца Леонида, храм — памятник архитектуры XVIII-XIX века и живопись Александра Соколова стилистически не соответствует этому памятнику. Стилистика росписей Соколова — в тенденции девяностых — начала нулевых, когда почти все храмы старались расписывать в древнерусской традиции. Тогда не смотрели, насколько стилистически живопись соответствует архитектуре.

— Ведь качество живописи — один вопрос (и качество работ Александра Соколова никто не будет оспаривать), а стилистическая уместность — другой, не менее важный. Сейчас — время вдумчивого отношения к той же реставрации, на академической, научной основе. И именно в этом ключе, уже в 2020 году, была разработана концепция и созданы такие эскизы воссоздания живописи храма, которые бы были утверждены контролирующей организацией — Мосгорнаследием, — поясняет протоиерей Леонид Калинин.

Кроме того, по его словам, само состояние фрески было плачевным и требовалось либо ее восстанавливать, либо переписать.

Но, как уже говорилось, стилистически роспись не соответствовала архитектуре, поэтому реставрировать ее никто бы не взялся.

— При этом снаружи храма живопись Александра Соколова сохранили, — добавляет отец Леонид. — А внутри, в приделах храма, живопись восстанавливается по новому проекту, по найденным историческим образцам, по дошедшим до нашего времени архивным материалам и аналогам. Сейчас исторический облик внутреннего убранства храма восстанавливается корректно с научной точки зрения. И, как это больно ни звучит, при всем моем уважении к творчеству замечательного автора, в сложившейся ситуации не могло быть принято другого решения.

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Фрески в храме иконы Живоносного Источника

Какая судьба ожидает существующий в храме иконостас, созданный все в те же девяностые? Протоиерей Леонид Калинин считает, что он не может быть просто разобран и куда-то увезен без согласия наследников Соколова. Сейчас с ними ведутся переговоры, в которых участвует Мосгорнаследие. Скорее всего, иконостас будет перенесен в один из новых, строящихся в Москве храмов, где стилистка его икон как раз будет уместна.

Возвращение к истокам

Существует немало древних храмов, в которых прекрасно уживаются росписи, сделанные в разные времена и, соответственно, в разных стилях.

— Но никогда, ни в одном храме вы не увидите, что стили идут от поздних к ранним. Каждый век добавлял свой новый художественный стиль. А здесь у нас — храм достаточно поздний, а живопись в древней стилистике, хоть и сделана в новое время, — говорит протоиерей Леонид Калинин.

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Фрески в храме иконы Живоносного Источника

Он считает, что в девяностые годы ХХ века иконописцы выбирали именно эту, древнерусскую эпоху, поскольку была потребность вернуться к истокам. Очень распространенным до сих пор является «новогреческий» псевдовизантийский стиль, который иногда совершенно неуместен в русских храмах.

Сейчас мы пережили этот своеобразный период неофитства, когда звучала идея, что неважно, какой эпохи храм, важно, чтобы живопись была сделана в древней традиции. Но эта позиция, по мнению Леонида Калинина, привела к фактическому истреблению живописи XIX и XVIII веков.

— Да, в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно практически росписей к девяностым годам не осталось, но все-таки были некоторые фрагменты, по которым можно было воссоздать.

Но, повторяю, 1990-е годы — это было другое время и речи о научной реставрации тогда не шло, — говорит протоиерей.

При этом он согласен, что росписи Александра Соколова — это история церковного искусства нового времени.

— Вот поэтому мы договорились о том, чтобы все, что было отфотографировано, вошло бы в книгу о храме. В ней будет рассказываться, в каком чудовищном состоянии храм был при его передаче Церкви, как велась работа по росписям Александром Соколовым. А потом будет объяснено, почему решили переписать живопись. И это будет понятно, наглядно и абсолютно корректно со всех точек зрения.

Почему же Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви и его председатель были не в курсе того, что происходит с росписями Александра Соколова, и рефлексия по этому поводу появилась позднее?

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Фрески в храме иконы Живоносного Источника

Как объясняет протоиерей Леонид Калинин, проект реставрации Мосгорнаследие подало в Экспертный совет во времена локдауна и не было возможности, как обычно, поехать на место, согласовать детали. Причем в поданном проекте ни слова не говорилось о фресках Александра Соколова.

— Хотя сам проект не вызвал каких-либо сомнений с точки зрения академической реставрационной науки — он абсолютно соответствует образу храма, той эпохи, в которую он был построен, — рассказывает протоиерей Леонид Калинин. — Но всегда должно быть уважение к автору, художнику, и жалко, что так получилось, что приходится все осмыслять и объяснять задним числом.

— Надеюсь, что никогда больше в таком виде ситуация не повторится, о чем я официально заявил и представителям Мосгорнаследия, и тем, кто непосредственно курирует росписи, — продолжает Леонид Калинин. — Надеюсь, что мы будем более жестко отслеживать подобные вещи. И, в случае необходимости восстановления исторического облика памятника, мы все равно будем настаивать на воссоздании первоначальных росписей. Ведь уважительное отношение должно быть ко всем: и, конечно, по отношению к тем художникам, которые расписывали храмы 100–200 и более лет назад.

«Где у нас единый стиль?»

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

— К сожалению, то, что уничтожаются росписи мастера такого уровня, как Александр Соколов, говорит о том, что у нас в Церкви укрепилось отношение к иконописцам просто как к ремесленникам. Маляр, красящий стены, или художник, их расписывающий, воспринимаются равнозначно. Многие так прямо и говорят, что церковная живопись — это не искусство, а просто благочестивое ремесло. Это не первый случай уничтожения авторских росписей. Просто этот случай уже вопиющий, — считает искусствовед Ирина Языкова, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

Росписи Александра Соколова, по мнению Ирины Языковой, — уже история искусства, причем не только церковного, но и в целом российского. Его труды — во всех альбомах по современной иконописи.

— Александр Соколов — один из тех, кто начинал возрождение церковного изобразительного искусства еще в 80-х годах. И таких людей немного — максимум можно назвать десять имен, и некоторых уже нет в живых, как и самого Александра. Уничтожение его росписей говорит о нежелании знать собственную историю. Как-то на выставке Александра Соколова представители Третьяковской галереи сказали, что пока галерея не закупает работы современных церковных художников, но когда это настанет, первыми будут куплены работы Соколова.

Как замечает Языкова, раньше никогда так быстро не переписывали имеющиеся росписи.

Могли переписывать лет через 100, 200, и то в случае, когда они сильно закоптились. Но в XXI веке есть технологии, которые позволяют благополучно очищать, реставрировать и сохранять уже имеющееся.

— Интересно, что в храме в Царицыно Соколовым написаны композиции на сюжеты из Ветхого Завета, — говорит Ирина Языкова. — У нас в целом немного храмов с такими росписями, и уже тем более сделанными в девяностые годы прошлого века. В то время и образцов никаких не было, уже потом их стали исследовать, публиковать. То есть речь об оригинальной с точки зрения композиции росписи, разработанной художником, который, действительно, был богословски мыслящим человеком. Он умел не только создавать глубокие росписи, но и глубоко рассуждать о церковном искусстве, вообще о Церкви, об истории, о красоте.

церковь во имя иконы божьей матери живоносный источник

Ирина Константиновна считает, что подобного рода практика — уничтожение грамотно написанных, красивых образов — своего рода иконоборчество.

Разговоры о том, что росписи Соколова убрали для того, чтобы в итоге привести внутреннее убранство храма к единому стилю, Языковой кажутся странными.

— В каком едином стиле? Где у нас единый стиль? — задается она вопросом. — Чтобы понять это, можно зайти в любой храм, и в новый, и в древний, где разнообразие стилей появилось в течение веков. Но вот возьмем недавно построенный и украшенный главный храм Вооруженных сил России — чего там только нет: и элементы древнерусской традиции, и соцреализма, и тенденции современного искусства.

Александр Соколов (1959-2015) — известный иконописец, один из тех, кто стоял у истоков возрождения современного церковного искусства. Участвовал в восстановлении Свято-Данилова монастыря. Его иконы находятся в разных уголках мира, в том числе — в часовне Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, ведущих на Красную площадь. Написанная им в 1993 году и подаренная в Серпуховский Высоцкий монастырь икона «Неупиваемая Чаша» почитается во всей России как чудотворная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *