церковь во имя иконы божией матери знамение

Страницы истории

ИСТОРИЯ ПОЛКОВОГО ХРАМА ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЗА ПЕТРОВСКИМИ ВОРОТАМИ.

1 июня (по старому стилю) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией «Знамение». Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его «пленение ратников и покорение супостатов».

церковь во имя иконы божией матери знамениеИзображение Божией Матери «Знамение» было принято на очень многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента.

Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам.

Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

Сменились боевые командиры стрельцов, проживавших в стрелецкой слободе за Петровскими воротами. После окончания кампании 1679 г. (война против Турции), стрельцы тысячного приказа Никифора Ивановича Колобова по своему обещанию приступили к возведению нового полкового храма.

Не умея укрепить обрывистый берег Неглинки или по причине устройства нового кладбища, но каменную церковь стрельцы решили перенести на другое, более высокое место. Стрелецкая слобода за Петровскими воротами Белого города к этому времени насчитывала более 1000 дворов. Церковь, посвященная образу Матери Божией «Знамение», в 1681 году украсила собой не только деревянную стрелецкую слободу, но и древнюю столицу. В ней воплотилась вся красота величественных форм русского узорочья: уникальное даже для Москвы многоглавие в одиннадцать куполов, узорная шатровая колокольня, кованые кресты, кокошники, наличники, резные порталы.

Строительство каменной церкви обошлось в 1300 рублей, по тем временам сумму огромную. Поиздержавшись, стрельцы обратились за помощью к государю. Вот подлинные строки «челобитной» грамоты:

«Царю государю и великому князю Федору Алексеевичу всея Великия и Малая и Белая России самодержцу бьют челом холопы твои стольника и полковника Никифора Ивановича Колобова пятидесятники и десятники и рядовые всего приказу стрельцы. Твоим великого государя жалованием, а нашим холопей твоих обещанием построена у нас церковь каменная во имя Знамения Пресвятой Богородицы да в приделе священномученика Климента папы Римского, а Божия милосердия образов построить нам холопем твоим нечем (. )».

Через пятнадцать дней после подачи прошения по приказу царя Фёдора Алексеевича из казны Оружейной палаты в Знаменскую церковь были переданы 41 святая икона праотцев, пророков и апостолов, а также южная дверь иконостаса. Позднее главный купол храма был увенчан крестом с короной, что свидетельствовало о присутствии царственных особ за Божественной литургией в храме и их особого благорасположения к этой святыне.

В честь храма переулки, окружавшие его, стали называться Знаменскими.

После подавления стрелецкого восстания и уничтожения самого сословия по указу Петра I стрелецкие полки были расформированы. Но храм Знамения Пресвятой Богородицы продолжал жить и служить «людям государевым». На месте стрелецкой слободы позднее размещались Петровские казармы, а еще позже обосновалась Московская жандармерия. Здесь же после революции обосновалось и Центральное Управление Московской милиции.

Современная история гарнизонного храма

церковь во имя иконы божией матери знамениеВ 1991 году была предпринята попытка передать Знаменскую церковь Русской Православной Церкви. Однако этот процесс затянулся на три долгих года. 4 декабря 1994 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, клирику храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение») священнику Александру Трепыхалину был вручен Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на настоятельство «вновь открываемого храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами г. Москвы с поручением ему попечения о скорейшем возвращении Церкви ранее принадлежавшего ей храма и возобновления в нем богослужений». Открылась новая страница в истории Знаменской церкви, началось ее «восстание из небытия».

В приделе Всех Святых начались регулярные богослужения. 10 декабря 1997 года в день Знамения Пресвятой Богородицы в храме возобновились регулярные богослужения, состоялась первая после закрытия храма Божественная литургия. К освящению придела Всех святых была отреставрирована икона Божией Матери «Знамение», подарена огромная икона Всех Святых и написана икона святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Позднее появились и другие святыни.

Заботой о стрелецком храме и верностью традиционным ценностям было продиктовано обращение начальника московской милиции Владимира Васильевича Пронина к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о придании Знаменскому храму статуса гарнизонного.

Большую помощь по восстановлению гарнизонного храма оказал начальник ГУ МВД России по г.Москве Владимир Александрович Колокольцев. При его участии на спонсорские средства в полном объеме начались ремонтно-реставрационные работы, которые продолжаются по сей день.

В 2007 г. основные работы по реставрации шли в приделе преподобного Сергия Радонежского, был изготовлен иконостас для Сергиева придела, который установили в декабре 2008 г.

В феврале 2008 г. Филатовскими реставрационными мастерскими (г. Москва) началось восстановление уникальной живописи в Сергиевом приделе, проводившееся по сохранившейся фотофиксации. В приделе преподобного Сергия Радонежского в 1914 г. в стиле раннего русского модерна по эскизам и при участии М.В. Нестерова придел расписал его ученик Е.П. Пашков. Известное всем «Явление отроку Варфоломею» (фрагмент из жития преподобного Сергия Радонежского) заняло свое место на южной стене придела, в алтаре на Горнем месте находится «Сыне Единородный» В.М. Васнецова. Церковный модерн, прекративший свое развитие в связи с революцией 1917 года, встречается крайне редко. Поэтому придел преподобного Сергия имеет огромное значение не только для прихожан храма, но и для специалистов: художников, реставраторов, искусствоведов. В марте 2009 г. работы по восстановлению живописи завершились, а в октябре 2010 г. были подняты хоросы и повешены светильники, изготовленные по специальной технологии для этого придела.

В 2011 году отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов.

Святейший Патриарх поблагодарил протоиерея Александра за окормление и заботу о сотрудниках московской полиции, вручил ему памятное пасхальное яйцо и благословил всех присутствующих Патриаршим благословением.

Источник

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (Москва)

церковь во имя иконы божией матери знамение

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе (Знаменский храм на Рижской, Трифоновский храм, Иоаннопредтеченская церковь, Предтеченская церковь, Ивановская церковь) — православный храм в Мещанском районе Москвы. Относится к Сретенскому благочинию Московской городской епархии. Приход храма Знамения Божией Матери в Переяславской слободе известен с конца XVI века. При храме действует воскресная школа.

Содержание

История [ править ]

церковь во имя иконы божией матери знамение

В XVII веке на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она называлась так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе».

В 1712 году церковь сгорела и была отстроена заново на деньги благотворителей и прихожан в 1713 году. При этом главный престол был освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Каменный храм начал строиться в 1757 году по прошению ямщиков Переяславской слободы и был освящен в 1766 году.

В 1888 году по проекту епархиального архитектора С. В. Крыгина храм был расширен: боковые приделы вынесли вперед, в линию с главным, по бокам колокольни были сооружены две пристройки, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами. Об этом событии напоминает мраморная доска на южной стене трапезной (около свечного ящика). В то же время по проекту Крыгина возведена церковная ограда.

В начале XX века при храме работали богадельня и церковно-приходская школа. После 1917 года храм не закрывался, в него были переданы иконы из закрывшихся окрестных церквей.

В 1929−1931 и в 1950-х годах в храме служил протоиерей Александр Михайлович Державин (1871−1963).

В 1979 году прошёл внешний ремонт здания. В начале 1980-х был выстроен новый церковный дом. В ноябре 1980 году был освящен приставной престол во имя мученика Трифона. Новый престол изготовлен из 250-летнего дуба, работы краснодеревщика В. И. Кудинова, прихожанина храма.

В декабре 1997 освящен каменный крестильный храм во имя священномученика Александра Хотовицкого.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Храм одноглавый, квадратный, с верхним ярусом, куполом. В восточной части трапезной (на втором этаже) расположены хоры. Колокольня — четырёхугольная, трехъярусная.

Храмы [ править ]

церковь во имя иконы божией матери знамение

10 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма.

9 июня 1652 года Москва торжественно встречала честные мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется проспектом Мира, но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины митрополита Варлаама.

В память об этих событиях был сооружен дубовый Крест. На месте встречи мощей святителя Филиппа для Креста была построена специальная часовня. В ней молились многочисленные богомольцы, которые шли по Троицкой дороге в Лавру преподобногоСергия. Возле часовни останавливались и венценосные паломники — Российские государи. Здесь они слушали молебен и переодевались в дорожную одежду.

Часовня была разрушена в 1929-х году, и Крест был принесен в храм Святой Троицы «на Капельках», а после его закрытия — в Знаменский храм, где и хранился в алтаре Предтеченского придела.

В 1997 году трудами церковного совета была увеличена храмовая территория и появилась возможность воссоздать Крестовскую часовню, чтобы Крест, находящийся в алтаре храма, стал доступен для поклонения верующим, и чтобы у Крестовской заставы, как и прежде, стояла Крестовская часовня. По благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия II, было решено построить не просто часовню, но храм в честь Воздвижения Креста Господня.

Основные строительные работы были завершены к концу 2008 года. На западной стене храма появился образ Святой Троицы — дань памяти старинной Троицкой заставе.

Воскресная школа [ править ]

При храме действует воскресная школа.

Социальная деятельность [ править ]

Святыни [ править ]

церковь во имя иконы божией матери знамение

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 129041, г.Москва, 2-й Крестовский пер., 17

Паломнику [ править ]

церковь во имя иконы божией матери знамение

Храм открыт для посетителей с 7:00 до окончания вечернего богослужения.

В храме иконы Божией Матери «Знамение» богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером.

В праздничные и воскресные дни совершается две Божественные Литургии: ранняя в 7:00, поздняя в 10:00.

В праздники Рождества Христова и Пасхи совершается три Божественные Литургии: в 1:30, в 7:00 и в 9:30.

В будние дни в храме совершается одна Божественная Литургия в 8:00.

Каждый день после утреннего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом святому мученику и чудотворцу Трифону (кроме 1 седмицы Великого поста, Страстной седмицы и Святок).

В дни двунадесятых и великих праздников после поздней литургии молебен мученику Трифону не совершается.

Вечернее богослужение в храме начинается в летнее время (от Пасхи до Успения) в 18:00, в зимнее — в 17:00 ежедневно.

По средам после вечернего богослужения совершается акафист святому мученику и чудотворцу Трифону.

В пятницу после вечернего богослужения — акафист Кресту.

В воскресенье после вечернего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Знамение».

Вечерние акафисты не служатся во время Великого поста и в период от Пасхи до Троицы.

Храм святого мученика Трифона открыт ежедневно с 10-00 до 17-00.

Божественная Литургия совершается в 7-30 в субботу, воскресенье и двунадесятые праздники.

Храм Воздвижения Креста Господня у Крестовской заставы открыт ежедневно с 12-00 до 17-00.

Божественная Литургия совершается в день престольного праздника 27 сентября, а также в другие дни по особому благословению настоятеля.

В храме ежедневно совершаются молебны с чтением акафиста в соответствии со следующим расписанием:

понедельник — Ангелу Хранителю, вторник — Иоанну Предтече,

среда — Воздвижению Креста Господня, четверг — святителю Николаю,

пятница — Божией Матери перед иконой «Умягчение злых сердец»,

суббота — акафист о упокоении усопших.

Начало в летнее время (от Пасхи до Успения) в 17-00, в зимнее — в 16-00.

В воскресные дни в 13-00 проходят огласительные беседы для взрослых, желающих принять таинство крещения, а также для родителей и восприемников, желающих окрестить маленьких детей.

Акафист в воскресные дни не читается.

В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого.

Источник

История Храма Знамения в Романов переулке, дом 2

Первые упоминания о Храме Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе в Романов переулке города Москвы относится к 1613 году.

Существующий Храм Знамения выстроили и освятили предположительно в конце 80-х годов семнадцатого столетия (по другим источникам это произошло в 1691 году).

Выстроен храм в стиле московского, так называемого «нарышкинского», барокко – ярусное здание с колокольней, возвышающейся над сводом храма.

Место расположения Храма Знамения – внутренний двор усадьбы, которой в разные годы владели знаменитые семьи: Романовы, Нарышкины, Разумовские.

В году 1799 от рождества Христова имение приобретают Шереметевы. Именно с тех пор храм и приобрел свое нынешнее имя – Храм Знамения иконы Божией матери на Шереметевском (Шереметьевском) дворе, что в Романов переулке города Москвы.

Со дня своего основания Храм Знамения считался домовой церковью, но уже с 1722 года он стал приходским культовым сооружением.

История церкви связана с судьбой именитых правителей и известных на Руси людей. Здесь бывали российские патриархи, именитые князья, а также представители знатных и древнейших родов земли русской.

В давние времена, в годы правления Иоанна Грозного, в этих местах располагался опричный двор с церковью, известной с 1613 года. Впоследствии эти земли были пожалованы царем Михаилом Федоровичем Романовым своему родному дяде – Ивану Никитичу.

церковь во имя иконы божией матери знамение
Фото 1. Церковь Знамения Богоматери, которая расположена на бывшем Шереметьевом дворе в Романов переулке, 2, стр.8

История церкви Знамения иконы Божией Матери в Москве

Именно при нем в 1625 году воздвигли первую церковь Знамения иконы Божией Матери, считавшейся покровительницей новгородского боярского рода Романовых.

Интересный факт. Именно в день почитания Знаменской иконы Божьей матери в 1612 году были изгнаны враги со всех пределов России. Годом позже на российский престол взошел первый из Романовых – Михаил Федорович, под грамотой об избрании которого стояли 3 печати, причем 2 из них были с изображением знаменитой иконы.

В 1656 году, после смерти не оставившего наследников Никиты Ивановича Романова, усадьба переходит в ведение государства и на ней размещаются иконописные и другие службы из ведения Оружейной палаты.

В 1671 году двор переходит к тестю царя Алексея Михайловича – Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, который приходился отцом царице Наталье Кирилловне. Именно ее брат, дядя первого русского императора Петра I, Лев Кириллович стал попечителем развития известного архитектурного стиля, известного нам как «московского» или «нарышкинского» барокко.

По мнению специалистов, именно Храм Знамения, выстроенный на месте прежнего, стал первым сооружением этого прекрасного архитектурного стиля в столице.

Во вновь сооруженной церкви, кроме Престола иконы Божией Матери, появились престолы в честь Преподобных святого Сергия Радонежского и святого Варлаама Хутынского.

В 1738 году владелицей усадьбы становится Екатерина Ивановна Нарышкина, уже вышедшая к тому времени замуж за графа Разумовского, любимца российской императрицы Елизаветы. После смерти жены Кирилл Григорьевич воздвиг настоящий дворец, который соединил крытым переходом с Храмом Знамения.

В 1799 году граф Разумовский продает владения Николаю Шереметеву, приходившегося шурином его сыну. С тех самых пор это место стали называть не иначе как «Шереметев двор».

В 1812 году Храм Знамения пострадал в огне и был восстановлен лишь к 21 сентября 1847 года. Освятил отреставрированный храм московский митрополит Филарет.

В конце XIX столетия Шереметевский двор перешел в ведение столичной Городской Думы.

Знаменский храм в Романов переулке при Советах и сегодня

В 1929 году, в годы Советской Власти, Храм Знамения Иконы Божией Матери в Романов переулке в Москве закрыли.

В стенах Храма Знамения устроили больничную кухню со столовой. Здесь же располагалась хозяйственная часть медицинского учреждения.

В 2004 году, по прошествии 75 лет со дня закрытия, в Храме Знамения на Шереметевском дворе вновь начались богослужения. Реставрацию внешнего облика культового сооружения закончили в 2007 году, а в 2010 Храм Знамения вновь приобрел свой голос: на колокольне установили восстановленные 10 колоколов. Пришлось это событие на великий праздник – день Покрова Божьей Матери.

До полного восстановления утраченной красоты Храма еще далеко. Реставраторам предстоит восстановить резной иконостас семнадцатого века, расписать внутренние стены и вновь написать храмовые иконы.

Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевском дворе расположен по адресу: Москва, Романов переулок, 2, стр. 8 (метро «Библиотека им. Ленина»).

Источник

Знаменский собор на Варварке

Все, что осталось от родового монастыря Романовых

К палатам бояр Романовых на Варварке примыкает краснокирпичный Знаменский собор с трапезной на первом этаже. Это все, что осталось от мужского Знаменского монастыря в Зарядье. Да и собор, построенный при Алексее Михайловиче, уцелел только благодаря протестам жителей.

церковь во имя иконы божией матери знамение

Название обители происходит от имени родовой иконы Романовых — Знамения Божией Матери Новгородской. Она была главной святыней монастыря и считалась одним из первых иконописных изображений Богородицы.

Некоторое время соборным храмом Знаменского монастыря была холодная домовая церковь Знамения. Но в 1668 году пожар почти полностью уничтожил обитель. Восстановлением ее занялись Милославские, и в 1679-1684 на их средства по образу Успенского собора Кремля построили новый Знаменский собор.

Храм встал на косогоре, и для укрепления фундамента в землю уложили 2,5 тысячи дубовых свай. В кладке стен замуровали документы с именами его строителей — Федора Григорьева и Григория Анисимова «со товарищи». Известно, что при строительстве собора использовали некоторые хитрости. Например, устроили ложные закомары и глухие боковые главы, а центральную главку сделали из дерева и обили железом. Это позволило уменьшить нагрузку на стены, ведь свод храма не поддерживали традиционные столпы.

Через некоторое время постройки Знаменского монастыря начали разрушаться из-за движений грунта. Есть мнение, что Петр I после Стрелецкого бунта возненавидел царевну Софью и Милославских и прекратил финансировать обитель. А когда столицу России перенесли в Петербург, Знаменский монастырь и бывшие царские палаты стали ветшать. Монастырь не получал содержание, а ему еще велели за свой счет замостить большую территорию.

церковь во имя иконы божией матери знамение

В итоге к 1730 году Знаменский монастырь так обвешал, что его здания могли рухнуть в любой момент.

В стенах обители едва теплилась жизнь, когда в 1740 году настоятелем Знаменского монастыря стал владыка Иосиф. Он сумел найти средства на роспись Знаменского собора. А в 1743 императрица Елизавета посетила родовое имение во время коронации и выделила деньги на обновление монастырских построек и старых царских палат.

С 1752 по 1762 год в обновленных палатах жил грузинский митрополит Анастасий, поэтому и палаты стали называть архиерейскими. Казалось, что дела обители наладились, но внезапно обрушилась кровля в палатах. Когда оттуда выехал митрополит, монастырь сдавал их в аренду с условием, что жильцы отремонтируют помещение. Это спасло бывшие государевы палаты от разрушения, но жильцы перестраивали помещения на свой вкус.

В 1762 году все владения Знаменского монастыря перешли в казну, а сам монастырь отнесли к третьему классу. Когда Москву охватила эпидемия чумы, обитель лишилась большой статьи дохода — средств, которые приносило монастырское кладбище: из-за опасности распространения болезни в центре города запретили хоронить людей.

В 1780 положение монастыря начало улучшаться. Знаменский собор заново расписали, а стены и своды украсили лепкой по рисункам Матвея Казакова. Построили также новую колокольню.

Мирное течение монастырской жизни нарушила война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий успел вывезти самые ценные реликвии в Вологду. То, что осталось в Знаменской обители, разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Сама обитель уцелела, так как в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе.

церковь во имя иконы божией матери знамение

Невелика была Знаменская обитель и в начале XX века.

В 1907 году здесь жили архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В советское время в Знаменском соборе бывшей Знаменской обители действовали лекторий и концертный зал. Главную святыню — Знаменскую икону — передали Иркутскому музею.

В 1992 году в Знаменском соборе возобновили богослужения. В 2016 отреставрированный храм вновь предстал во всем великолепии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *