церковь во имя казанской иконы божией матери
Храм во имя иконы Божией Матери «Казанская» : разрушенный и восстановленный
В 1811 году Нижнее-исетский завод получает заказ на боевое снабжение русской армии. Здесь работает мастер и изобретатель Яков Зотин, который изобрел первую в мире разборную пушку. В победе над Наполеоном наш завод сыграл немалую роль, поставляя пушки и снаряды на фронт. А вскоре и сам царь-победитель Александр I оказался на Химмаше (точнее, на Нижнее-исетском заводе). За год до своей смерти, осенью 1824 года, царь проезжал мимо завода, рядом с которым строилась церковь Казанской Божьей Матери. Церковь и завод привлекли внимание Александра Павловича. Узнав, что этот завод производит железо, царь вызвался лично посетить его. Александр внимательно изучил помещения, поинтересовался особенностями производства пушечных ядер. По просьбе царя немедленно остановили полировочную машину и подробно объяснили ее устройство. Затем Александр I направился в кузницу. Он взял из рук рабочего молот и собственноручно сковал два гвоздя. Распалившись, на другом горне изготовил топор. После этого события появилась картина художника Корзухина «Александр I на Нижне-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 г.». Картина хранится в Русском музее, а этюд к ней – в Свердловском музее Изобразительных искусств.
В 1837 г. во время своего путешествия по России Нижне-Исетский завод и храм посетил наследник царевич Александр (будущий император Александр II).
8 июля 1840 года церковь была освящена преосвященным епископом Евлампием и стала главным приходским храмом Нижне-Исетска. При Храме во имя Казанской иконы Божией Матери было два придела: южный – во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, северный – во имя Святителя Стефана Великопермского. 1 марта 1909 г. при храме было открыто Нижне-Исетское отделение Арамильского церковного общества трезвости, в котором в 1911 году состояло 146 человек (в приходе числилось более трёх с половиной тысяч человек).
В ноябре 1930 г. храм стал кафедральным.
В 1935 – 1936 гг. храм был закрыт советскими властями (дата закрытия храма пока точно не установлена. Так, например, есть предположение, что это произошло в 1946 г.)
5 апреля 2002 года был освящён закладной камень архиепископом Викентием, началось восстановление храма. 21 июля 2004 г. на этом месте впервые за несколько десятилетий была отслужена Божественная Литургия.
С июня 2011 года в храме регулярно совершаются богослужения.
Храм во имя иконы Божией Матери «Казанская» (г.Екатеринбург)
Екатеринбургская Митрополия Русской Православной Церкви
Расписание богослужений
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00
В расписание возможно внесение изменений
11 ноября (29 октября по ст.ст.), четверг
Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника
• 8-30 Часы
• 9-00 Божественная Литургия
• 10-30 Молебен.
• Лития об усопших
• 17-00 Вечерня. Утреня. 1-й час
• Исповедь
12 ноября (30 октября по ст.ст.), пятница
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии
• 8-30 Часы
• 9-00 Божественная Литургия
• 10-30 Молебен.
• Лития об усопших
• 17-00 Вечерня. Утреня. 1-й час
• Исповедь
13 ноября (31 октября по ст.ст.), суббота
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха
• 8-00 Панихида
• 8-30 Часы
• 9-00 Божественная Литургия
• 10-30 Молебен с акафистом
перед иконой Божией Матери «Всецарица»
• 16-00 Молебен с акафистом перед Казанской иконой Божией Матери
• 17-00 Всенощное бдение
• Исповедь
14 ноября (1 ноября по ст.ст.), воскресенье
Неделя 21-я по Пятидесятнице
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
• 7-00 Часы
• 7-30 Ранняя Божественная Литургия
• 8-45 Молебен.
• Лития об усопших
• 9-30 Часы
• 10-00 Поздняя Божественная Литургия
• 12-00 Занятия воскресной школы для взрослых
• 15-00 Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
• 17-00 Вечерня. Утреня. 1-й час.
• Исповедь
9 комментариев
Батюшка Георгий! Христа ради, помолитесь за здравие раба божьего Олега. Находится в очень тяжелом состоянии в ковидном госпитале.
Батюшка Георгий, Христа ради, помолитесь о здравии тяжело болеющей моей дочери Ольги. Ковид. Христа ради!
Самой выходить мне никуда нельзя. Христа ради, помолитесь за ее выздоровление.
Здравствуйте Галина! Хорошо. Обязательно помолимся.
БлагоДарю. Удобно-Подробно-Понятно. Спаси Господи.
Спасибо за такой удобный и информативный сайт!
Спасибо! Очень подробно и понятно!
Спасибо вам всем за всю информацию на этом сайте) мира вам и добра
Поддерживаю, очень удобно, спасибо!
Добавить комментарий Отменить ответ
Жизнь прихода
Икона дня
Православный календарь
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
Православный храм в Вологде, памятник архитектуры федерального значения. Церковь построена в 1760-х гг. на месте церкви, заложенной в 1565 г. Иваном Грозным в честь начала строительства Вологодского кремля.
По благословению епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия в г.Вологде образован Приход храма Казанской иконы Божией Матери.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Монах Симеон Афонский «Ключи духовные»
1. Хочешь понять, что такое истинное уединение?
Показать полностью.
– Это такое уединение, когда есть только Бог и ты.
2. Хочешь понять, что такое ложное уединение?
– Это такое уединение, когда есть только ты, а Бога нет.
3. Хочешь понять, что такое истинный выход из мира?
– Когда Сам Бог забирает человека из этого мира, – это и есть истинный выход.
4. Хочешь понять, что такое ложный выход из мира?
– Когда сам человек пытается своими силами освободить себя от этого мира.
5. Хочешь научиться истинному выходу из мира?
– Умоляй Господа Иисуса Христа освободить тебя от этого ложного и суетного мира, и Он исполнит твое желание, и мир никогда не сможет тебя удержать.
6. Хочешь научиться истинному уединению?
– Оставь все свои помыслы, желания и страсти за дверями своей сердечной кельи.
7. Хочешь научиться оставлять все свои помыслы, желания и страсти за дверями своей сердечной клети?
– Научись хранить свою сердечную клеть свободной от помыслов, желаний и страстей.
8. Хочешь научиться хранить свою сердечную клеть свободной от помыслов, желаний и страстей?
– Поставь неусыпного стража у дверей своей сердечной клети.
9. Хочешь научиться держать неусыпного стража у дверей своей сердечной клети?
– Сделай внимание неусыпным стражем у дверей своей сердечной клети и возбраняй вход в нее всем ворам и убийцам: помыслам, желаниям и страстям.
10. Хочешь научиться неусыпному вниманию к своей сердечной клети?
– Укрепи свое внимание непрестанной молитвой к Господу нашему Иисусу Христу.
11. Хочешь научиться непрестанной молитве?
– Всецело отдай свое сердце Господу нашему Иисусу Христу, и Он войдет в твое сердце непрестанной молитвой и сотворит в нем Свою обитель.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Всяческим понуждением себя приобретается добродетель.
Преподобный Паисий Величковский
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Особенно во время молитвы должно стараться сделать свой ум глухим и немым (к предметам посторонним, суетным), как сказал Нил Синайский, и иметь сердце безмолвным ко всякому помыслу, даже, по-видимому, доброму, говорит Исихий Иерусалимский: ибо за бесстрастными помыслами следуют уже страстные, как известно из опыта, и вход в сердце первых бывает причиной входа последних.
Преподобный Нил Сорский
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Монах Симеон Афонский «Ключи духовные»
1. Хочешь понять, что такое настоящее отречение?
Показать полностью.
– Отречение от мира ради любви к Богу и ближнему.
2. Хочешь понять, что такое ложное отречение?
– Отречение от мира ради нежелания нести немощи ближнего.
3. Хочешь научиться истинному отречению?
– Научись искать утешения в Едином Боге.
4. Хочешь научиться не гневаться?
– Научись понимать, что все, происходящее с тобой, происходит по воле и попущению Божию.
5. Хочешь научиться видеть, что все, происходящее с тобой, происходит по воле и попущению Божию?
– Научись видеть всех людей добрыми, а себя – истинным виновником всех своих бед.
6. Хочешь научиться видеть всех людей добрыми?
– Научись видеть, что все зло в тебе, а Бог милосердно исцеляет тебя от всех твоих немощей через людей.
7. Хочешь научиться видеть, что Бог милосердно исцеляет тебя от всех твоих немощей через людей?
– Научись постоянно исправлять только одного себя.
8. Хочешь научиться постоянно исправлять только одного себя?
– Научись понимать, что, исправляя себя, ты помогаешь и себе, и ближним.
9. Хочешь научиться помогать и себе, и ближним?
– Научись постоянно отсекать все свои помыслы, желания и страсти непрестанной молитвой.
10. Хочешь научиться постоянно отсекать все свои помыслы, желания и страсти?
– Возлюби постоянное пребывание без всяких помыслов, желаний и страстей.
11. Хочешь научиться постоянному пребыванию без всяких помыслов, желаний и страстей?
– Возлюби стяжание истинного мира Христова, которого этот суетный мир не может дать.
12. Хочешь стяжать истинный мир и покой Христов?
– Научись умолять день и ночь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа открыть тебе тайну истинного мира Христова и покоя Его, которых этот тленный мир не может дать никогда.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Итак, да оставим и мы собственную нашу волю, да оставим и провинившимся перед нами. И тогда с дерзновением мы скажем: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Ибо все мы – люди, из праха рожденные, и все согрешаем. Глина мы, и нет у нас ведения. Глина у глины ворует. Глина глину оскорбляет. Глина на глину клевещет.
Показать полностью. Глина над глиной возносится. Глина глину обогащает. Глина над глиной начальствует. Глина глину бьет. Глина глину заключает в тюрьму. И, вообще, глина перед глиной воображает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, честнее, обогащаясь безумием и неведением собственного естества: откуда и где оказался, как родился, каково его назначение, где оканчивается, что после этого.
Так вот, все это поглотило забвение и неведение и возник хаос бесчувствия, поэтому, не покаявшиеся, скорбим здесь и в другой жизни. И поэтому тот, кто видит лучше и кто чуть более просвещен, должен прощать и сострадать единодушному и единострастному ближнему своему брату.
Ибо вначале не так сотворил Бог человека, чтобы он страдал и мучился, но сотворил его равноангельным: малым чем от Ангел отличил. И, сотворив Рай в Едеме, поместил его туда, как царя по намерению и самовластного управителя, одной только заповедью связав его, дабы видно было, что от Высшего управляется. Он же, прельщенный бесом и возжелав равнобожия, был изгнан из Рая в это изгнание и впал в скорби, отлученный от Бога, волчцы и тернии собирая во все свои дни.
Что же эти тернии и волчцы, как не постоянные беды и не ежедневные скорби? От искушений, от развращенных людей и от этого жалкого нашего естества, которое от дурной привычки и склонности стало как бы второй натурой, и мы страдаем и мучаемся от нее бедственными искушениями более, чем от других врагов. И если милость Божия не предварит нас, нам грозит опасность погибнуть.
А до каких пор все это будет продолжаться? До тех, говорит, как от земли взят еси и в землю отыдеши. Так вот, здесь человеколюбивый Господь положил конец скорбям и болезням.
Блажен, кто претерпел до конца, все презирая. Ради долготерпения для него уменьшаются тернии и волчцы, когда он позволяет, чтобы совершались убыток на земле и богатство на Небе.
Глина мы, и нет у нас ведения.
Казанский собор в Москве
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.
Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.
Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.
В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.
Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.
Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.
Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.
В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.
В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.
Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.
В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.
В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.
Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.
В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.
Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.
Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.
По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.
4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.
В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.
В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери, явленной в Коломенском в 1917 году.