церковь во имя рождества богородицы
Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на сенях
Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен. Давайте посмотрим по карте=схеме его местоположение, она под №12
На месте, которое сегодня занято частью Теремного дворца, еще в 14 веке стояла церквушка в честь Воскрешения Лазаря. Точно неизвестно, когда ее возвели, однако понятно, что построена она была одновременно с хором Калиты.
История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях
Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному.
В 1479 году, по словам летописи, «у Рождества Пречистыя и у Лазаря Святаго верх падеся некако напрасно и страшно в нощи, иконы поби и множество великаго князя судов [2] в казне», которая, по обычаю того времени, хранилась в Тайнике под сводами храма.
Повелением Великого Князя Василия Иоанновича разрушенная церковь была возобновлена в 1514 году Алевизом, итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.
Вероятно, тогда же она была перенесена во второй этаж, а церковь Св. Лазаря осталась внизу. В 1613 году она была уже несомненно во втором этаже. В этом году в ней был устроен придел во имя Никиты Столпника, Переяславского Чудотворца.
На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.
В 1681-85 годах, при царе Феодоре Алексеевиче, были сделаны большие переделки в церкви Рождества Богородицы: 5 глав ее были сняты, а на их месте и над вновь приделанной трапезой был построен собор во имя Сошествия Св. Духа, просуществовавший всего несколько лет.
После его уничтожения Рождественская церковь переделана в одноглавую.
История храма в XVII-XIX веках
К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли.
Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.
Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.
Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях
Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.
Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.
Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.
Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.
Фото 1909 года
Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.После революции все святыни Кремля оказались закрытыми. В 30-е годы храм Рождества Богородицы в Сенях досконально изучают и реставрируют. Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.
В целом, архитекторам удалось восстановить прежний облик древнего памятника. Православной Церкви храм так и не был возвращен. Доступ туда закрыт, поэтому информации о внутреннем убрансте минимальный.
Храмы Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.
Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.
В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.
И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.
А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)
Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.
В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.
Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.
История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.
Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.
И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.
Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.
По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.
В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.
И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.
Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.
В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.
Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.
Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.
В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.
В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».
В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.
В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.
Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.
В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.
В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.
В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.
В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.
Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.
Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.
Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».
История храма
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.
История и современность.
Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году. По стилю зодчества принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.
Начало 20 в. Вид с Бутырской улицы.
И ныне на Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.
Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.
Сам же храм, вернее то, что от него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть сам храм, нужно пройти на Большую Новодмитровскую улицу, пролегающую параллельно Бутырской с восточной ее стороны.
Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева уродливыми постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным колючей проволокой.
Вид с Б. Новодмитровской 2006 г.
Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.
А в начале XX века это был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева пристроенные крылья, в которых распологалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20в. Вид на северную стену храма.
На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.
Икона Спасителя с Предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей.
К четверику храма примыкала длинная трапезная с двускатной крышей и с большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.
Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.
Западная паперть, трапезная часть храма.
Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.
Колокольня храма в начале 20 в.
Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму. Колокольня состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.
Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона, была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цвета., Такие же изразцы, но изображавшие райских птиц были при входе в храм.
Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.
Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками здесь находилась звонница, увенчанная конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.
К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. Колокольня простояла нетронутой до 1941 г. В 1941 г. верхние ярусы были снесены якобы из соображений безопасности.
О росписях храма известно следующее. «В 1810 году стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1]. Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг. ХХ в. практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века мастерами Палехской школы братьями Сафоновыми. Образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.
В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы, и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.
Несмотря на то, что храм считался памятником архитектуры, уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма механические мастерские № 4, на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.
1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.
2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.
3) изменить характер использования здания храма.
4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.
Однако никто эти обязательства выполнять не собирался и, даже более того, в 1970 году были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни. Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте был прекрасный церковный ансамбль.
Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.
За время использования заводом здания храма оно до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.
Конец 20 в. Зданием храма пользуется завод.
Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет, фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски. В помещениях расположили цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.
Остатки росписей купольной части храма.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под храм (площадью 16 м 2). В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.
В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.
Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.
[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.
[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»