церковь живоначальной троицы на капельках

Церковь Св. Троицы, что на Капельках

церковь живоначальной троицы на капельках

Церковь Св. Троицы, что на Капельках. Наружность нынешней церкви Св. Троицы, что на Капельках, в ее настоящем виде всякого заставит ошибиться во времени ее построения, и никто с первого взгляда не скажет, что она была выстроена при Петре Великом. Вот что говорит об этой церкви молва народная.

На месте настоящей церкви или подле нее стояла во времена Петра Великого древняя деревянная церковь во имя Св. Троицы и сильно приходила в разрушение. Невдалеке от нее находился кабак. Целовальник его, а по-тогдашнему и полный хозяин, древний почтенный старик, славился своей хорошей жизнью и долгое время был церковным старостой при этой церкви. Он не имел после себя прямых наследников, а был одинок и притом, что называется, скопидом. Ему вспала благая мысль употребить все свое наличное состояние на построение нового каменного храма на месте старого.

Но для этого дела недостало бы его собственного капитала, а собирать прямо на построение церкви ему не хотелось, и он придумал простое средство. Кабак его стоял на большой Троицкой дороге, а в те времена, как и теперь, эта дорога была одна из проезжих, да и народ тогда был не хитрый, простой, и никто не считал за стыд зайти в кабак отогреться и даже повеселиться, следовательно, посетителей у старика целовальника всегда было много.

С тех пор как старик возымел благочестивую мысль о построении храма, он каждого из своих посетителей просил не допивать всего налитого ему вина, а слить «капельку» на церковь. Разумеется, что за этим следовали расспросы со стороны посетителей, и старик, вдохновленный мыслью о благом начинании, охотно, а может быть, и красноречиво описывал бедное состояние тогдашнего храма, при котором он был старостой. Весть о странном и вместе успешном сборе скоро дошла до слуха царского. Петр I жил в то время в своем летнем дворце на Божедомке близ церкви Иоанна Воина и, часто гуляя по окрестностям, вздумал посетить целовальника. Старик, не зная в лицо царя, сделал и ему обычное приглашение слить капельку на церковь и на вопрос царя со всей откровенностью передал ему свои намерения.

Петр Великий обещался быть в этом деле помощником, и действительно сдержал свое слово. Убедясь в хорошей жизни старика целовальника, он много содействовал построению храма. Таким образом, по рассказу народному, создалась новая прекрасная каменная церковь во имя Св. Троицы на Капельках. Возле церкви виднеется теперь уже заросший пруд, который также имеет свое предание. Вот оно. С незапамятных времен богомольцы, отправлявшиеся в обитель св. Сергия, имели обыкновение, выходя из Москвы, купаться в этом пруду, как бы для очищения от грехов. Время мало-помалу совершенно изгладило этот благочестивый обычай, а с тем вместе и нравственное значение этого пруда.

Но вот сухая история о построении этого храма. По описным книгам храм Св. Троицы, что на Капельках, существовал далеко ранее времен Петра: он упоминается в 1625 году и значится «на Капле». А Каплею называлась одна из речек, служивших протоками воды для прудов в соседнем селе Напрудном. Церковь эта по ветхости сломана, и на ее месте в 1693 году построена была новая, деревянная. Церковь эта в сентябре месяце 1708 года сгорела; поэтому на отведенном в Посольском приказе бывшем кружечном месте начата строиться каменная церковь, которая в 1712 году по благословению блюстителя патриаршего престола Стефана, митрополита рязанского, освящена Иоанникием, митрополитом ставропольским.

При храме приделы: Иоанна Воина и Митрофания Воронежского. Храм находится на 1-й Мещанской.

Источник

Мещанский. Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках.

Карта и ближайшие объекты

церковь живоначальной троицы на капельках

Статьи

Однако объяснение названия церкви значительно проще: она стояла на берегу речки Капли, которая протекала по направлению переулков Капельского и Самарского и впадала в Неглинную у Екатерининского института. Троицкая церковь строилась 1708-1712 гг. Не только на «мирские» пожертвования, но и на пожалования императрицы Екатерины I. С увеличением прихода здание церкви пришлось перестраивать: по проекту архитектора И.С. Кузнецова в 1907-1908 гг. сооружается большая трапезная с приделами свв. Иоанна Воина и Митрофания Воронежского. В церкви хранился уникальный резной образ св. Федора Стратилата (святого воина, изображения которого широко распространено в византийской и русской иконографии) скульптора Степана Заруцкого (1672 г.).

Церковь Троицы дожила до начала массового разрушения церковных зданий в Москве: ее сломали в 1931-1932 гг. и соорудили этом месте к 1938 году жилой дом для ТАСС с колоннадой первого этажа (№ 51, архитектор Г.И. Глущенко; угловая башня построена в 1953 г.).

Деревянная церковь Троицы на Капельках, существовавшая с 1692 г., сгорела в 1708 г. со всей утварью. По указу императора Петра I и по челобитью священника Никифора Иванова с причетниками и прихожанами в 1708 г. началось строительство церкви на погорелом месте, на деньги, пожалованные Петром I, его супругою Екатериной Алексеевной, царевичем Алексеем Петровичем и на мирское подаяние. Освятили новую церковь в 1712 г. Об участии в ее построении императорской семьи говорит корона, украшающая Царские врата. Факт участия народа сохранился в легенде о капельках вина, отливавшихся с каждой кружки в местном кружале на строительство церкви. Второй, более достоверный вариант названия церкви – Троицы, что на Капле, – связан с именем протекавшей вблизи речки Капли, притока реки Напрудной, давшей наименование и Капельскому переулку.

Письменных источников о дне закладки храма обнаружить не удалось, днем ее основания принято считать дату выдачи антиминса – 30 октября 1708 г. Одновременно с устройством основного престола выстроили два придела: во имя мученика Иоанна Воина и святителя Митрофана Воронежского. Древний храм представлял собой небольшой кубический объем, перекрытый сводом со световым барабаном, увенчанный главкой. Каждый из трех его фасадов по центральной оси имел полуциркульный фронтон. В целом архитектура здания несла в себе стилевые признаки так называемого «петровского барокко». Шестиярусный иконостас, также в барочных формах, установили в 1712 г.

На протяжении XIX века храм неоднократно подвергался ремонтным работам и поновленням. В 1832 г. перед западным фасадом выстроили отдельно стоящую каменную трехъярусную колокольню, ее фасад вместе с оградой выходил на 2-ю Мещанскую улицу. В 1839 г. заново выполнили внутреннюю отделку придела святителя Митрофана, освященного 9 декабря. В 1880 г. выстроили новую ограду (архитектор Н.А. Тютюнов). С этого времени церковным старостой становится представитель семьи известных в Москве благотворителей, торговец обувью и местный прихожанин Иван Денисович Баев-старший. На его средства осуществляется внутренняя отделка придела мученика Иоанна Воина: вновь вызолочен двухъярусный иконостас, утварь, ризы, отреставрированы древние иконы (освящен 20 сентября 1898 г.). Через два месяца (21 ноября 1898 г.) при храме стараниями того же Баева освятили новое двухэтажное здание церковно-приходской школы с бесплатной народной библиотекой-читальней. Здание строилось по проекту архитектора И.С. Кузнецова в кирпиче. 23 июля 1900 г. на колокольню подняли новый четырехпудовый колокол, изготовленный на средства прихожан заводом братьев Самгиных.

С 1906 г. начинается подготовка к празднованию 200-летнего юбилея храма. Было решено увеличить его объем за счет пристройки новой обширной трапезной вместимостью до трех тысяч человек. Расходы на проект и строительство приняли на себя Баевы. Проект заказали архитектору И.С. Кузнецову. В начале 1900-х годов он выстроил приют для неизлечимых больных в память почившего И.Д. Баева-старшего на Ермаковской улице в Сокольниках, в конце 1900-х годов – особняк в частном владении Баевых на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, дом № 52, строение 3). Проект трапезной с двумя новыми приделами во имя тех же святых – Иоанна Воина и Митрофана Воронежского – в 1906 г. передали на рассмотрение Московского археологического общества. 27 апреля 1907 г. настоятель храма священник А.П. Соколов ознакомил причт и прихожан с указом о разрешении постройки и назначении Комиссии по постройке, в которую вошли священники А.П. Соколов, В.Т. Смирнов и жертвователи И.Д. Баев, П.Г. Фирсанов, К.Д. Баев, А.П. Каверин, а также В.В. Назаревский, А.А. Ганшин, Н.К. Баев, Н.А. Фирсанов, С.К. Баев, И.И. Баев. 5 мая было совершено сожжение старого престола из придела мученика Иоанна Воина. Торжественная закладка новой трапезной с приделами в память 200-летнего юбилея храма произошла 1 июля 1907 г.

С начала 1890-х годов повсеместно в Москве и губернии распространение получает практика расширения древних храмов за счет пристройки вместительных трапезных, что объяснялось значительным ростом числа жителей древней столицы, что приводило к увеличению числа прихожан в каждом приходе. Одновременно подвергается изменениям и высота колоколен, обусловленная масштабом новых пристроек и ростом этажности городской застройки. При этом объемы древних храмов нивелировались новыми, зачастую гигантскими пристройками. В лучшем случае они воспринимались прихожанами как причудливые апсиды, в которых сохранялись старинные алтари.

Такая же участь постигла и церковь на Капельках. Пристройка трапезной к западному фасаду изменила ее облик. Прихожане получили новый вместительный и светлый храм, декоративное убранство которого было стилизовано под архитектуру «петровского барокко». Главный фасад одиночными и спаренными колонками разделили на пять прясел, три центральных венчались полуциркульными барочными разорванными фронтонами, завершенными по центру крестами на шарах с пьедесталами. Фронтоны объединялись расположенным позади них глухим аттиком с поребриком во фризе. Вход в храм в виде перспективного портала с тремя ширинками над ним размещался в центральном прясле фасада и был фланкирован колонками на кронштейнах. Спаренные колонки отделяли центральную трехчастную композицию фасада от более широких боковых прясел, углы которых отметили пучком из трех колонок на консолях. Простенки прясел главного фасада были лишены оконных проемов, они представляли собой глухие оштукатуренные поверхности. Таким образом, главный акцент в композиции фасада приходился на решение портала с ведущей к нему папертью. Горизонтальные тяги цокольной части основного объема трапезной повторялись в горизонталях тройного поребрика фриза и карниза. Эту же композицию повторили и на боковых фасадах трапезной, центральные простенки которой заполнили тремя оконными проемами с арочными завершениями в духе модерна, с декоративными полочками и пучком вертикальных тяг по боковым сторонам. Боковые фасады имели на одно прясло больше, чем на главном фасаде, что отражало прямоугольную форму новой пристройки.

В первом от угла прясле размещалось небольшое окно, обрамленное красивой прямоугольной декоративной композицией, затем шел глухой простенок и тройная композиция с окнами, решетки, которые тоже были выполнены в духе модерна; потом снова глухой простенок и пониженный объем перекрытого полусферой придела, своей массой на треть закрывающего объем древнего храма. Пространство трапезной перекрыли сферическим сводом, четыре несущих арки которого опирались на западную и восточную стены основного объема. Современники отмечали технические достоинства перекрытия пространства с громадным по тем временам пролетом в ширину – 13,5 сажени, а в длину – 11,25 сажени. Снаружи величину и высоту свода несколько скрадывала четырехскатная кровля постройки. Внутреннее пространство трапезной, исполненное без дополнительных несущих опор, поражало своим единством, цельностью и обилием света, льющегося с двух сторон. Над входом в трапезную устроили хоры. Для вновь выстроенных приделов сделали новые трехъярусные иконостасы с характерными для петровского времени резными ажурными колонками, увитыми виноградными гроздьями. Снаружи приделы были увенчаны главками на чрезвычайно вытянутых декоративных барабанах.

Митрофаниевский придел освятили 30 ноября 1908 г., Иоанновский придел – 28 декабря 1908 г. К 200-летию освящения храма в 1912 г. вновь выстроенная трапезная была украшена настенной живописью, исполненной в стиле XVII века мастерской церковно-художественной живописи В.И. Колупаева.

Храм закрыли в 1929 г. и разобрали в 1930 г. На его месте выстроили в послевоенное время многоэтажный жилой дом (проспект Мира, дом № 51).

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»

Источник

Капля камень точит, или О церквях Св. Троицы на Капельках и Трифона в Напрудной

Капля камень точит, или О церквях Св. Троицы на Капельках и Трифона в Напрудной

Праздник Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название этого великого церковного торжества – Пятидесятница. В этот день состоялось Сошествие Святого Духа на Апостолов и было положено начало основанию Церкви Христовой. Праздник посвящен Святой Троице, поскольку Сошествие Святого Духа на Апостолов явило образ Триипостасного Бога и Божественное спасение мира: Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын спас род человеческий Искуплением, а Бог Святой Дух, исходящий от Отца, освящает мир, осеняет Церковь и дарует разумение и силу христианской проповеди по всему свету. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов. В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Из разрушенных Троицких церквей помянем храм, имевший старомосковское название на Капельках, стоявший на 1-й Мещанской улице (в советское время – проспект Мира). Легенда гласит, что будто бы в старину здесь был обыкновенный московский кабак – кружечный двор или, как говорили в Москве, кружало. Целовальник же, его хозяин, был очень набожным человеком и задумал обновить старую местную церковь – он стал просить каждого своего гостя слить капельку из своей рюмки на храм. Прослышал о том Петр и сам пожаловал к целовальнику. То т не узнал царя и тоже попросил его слить капельку. Царь спросил его, зачем он это просит, и старик-целовальник ответил ему, что собирает на церковь по капле. Петр пожертвовал ему денег, и так появилась новая Троицкая церковь на Капельках. Историки объясняют этот старомосковский топоним по-другому, так как церковь называлась «что на Капле» еще в 1625 г. – задолго до рождения царя Петра I. Согласно научным выводам, название произошло от имени местного ручья Коптелка, или же от маленькой речки Капли, притока реки Напрудной, которая поставляла воду в знаменитые местные пруды дворцовой Напрудной слободы, где была в глубокой древности выстроена уцелевшая Трифоновская церковь. Церковь Трифона в Напрудном (Москва, ул. Трифоновская, 38) – одноглавый бесстолпный одноапсидный храм. В XIX – первой половине XX в. на основании бесстолпности, одноапсидности и наличия крещатого свода церковь условно датировалась серединой XVI в. Л.А. Давид, исследовавший и реставрировавший храм в конце 1930–1940-х гг., предложил более раннюю датировку – между 1479 и 1492 гг. Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет простейший «раннемосковский» декор, простейшие «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план.

церковь живоначальной троицы на капельках

Св. Троица. Икона работы А. Рублева

церковь живоначальной троицы на капельках

Церковь Св. Троицы на Капельках (1719) – разрушена

История Напрудной слободы интересна сама по себе и заслуживает отдельного отступления. Напрудная слобода находилась на северо-востоке Москвы, на берегах речки Напрудной. Последняя брала начало в районе нынешнего Рижского вокзала, далее протекала вдоль Екатерининской улицы и по территории сада Екатерининского училища, где было несколько прудов, богатых рыбой (отсюда, вероятно, и названия этой речки – Напрудная и Рыбная), проходила по Самарскому переулку и впадала в реку Неглинную. Слобода стояла на землях древнего села Напрудского, существовавшего, возможно, еще в XII–XIII вв. Первый раз оно упоминается в старинной духовной грамоте (завещании) московского князя Ивана Калиты в 1339 г.: «Се дал юсмь сыну своему болшему Семену. село Напрудское у города». Примерно через сто лет село по сути дела вошло в состав города – в своей духовной (или, как он пишет, в «грамоте душевной») великий князь Василий Васильевич уже упоминает об этом селе вместе с городскими дворами: «А из Московских сел даю своей княгине Напрудское у города и з дворы з городскими». Напрудная слобода принадлежала дворцу и была небольшой: в 1632 г. в ней насчитывалось 17, а в 1638 г. – 20 дворов.

Надо думать, что в слободе издавна стояла деревянная приходская церковь, освященная во имя святого Трифона. С ее постройкой связан рассказ о царе Иване Васильевиче Грозном, охотившемся вместе с большой свитой в этих краях, болотистых и богатых дичью. В свите был и князь Трифон Патрикеев, державший любимого царева сокола и, как на грех, упустившего его во время охоты. Не миновать бы князю Патрикееву царского гнева, не сносить бы ему головы. Горячо молился князь перед небесными заступниками, прося помочь ему, и святой Трифон указал ему место, где найти сокола. Князь с торжеством возвратил сокола царю, а на том месте, где нашел его, соорудил храм во имя святого. В окрестностях села Напрудного действительно было много дичи, о чем свидетельствовал большой любитель соколиной охоты, царь Алексей Михайлович, охотившийся в этих краях, «промеж Сущова и рощи, что к Напрудному». Ранее на наружной стене церкви находилась очень любопытная фреска, изображавшая всадника на коне, держащего в вытянутой руке сокола. По преданию, она изображала святого Трифона, но в житии его, однако, ничего не говорится о том, что он увлекался охотой. Первые достоверные указания на существование церкви в селе находятся в документах Патриаршего приказа за 1625 и 1626 гг., а в 1646 г. она упоминается уже как каменная: «Дворцовое Напрудное село, за Сретенскими вороты, на Переславльской дороге, подле Москвы, а в селе церковь мученика Трифона каменная». Однако есть сведения, что церковь была построена значительно раньше первых упоминаний о ней: при обследовании церкви в 1936 г. реставратор П.Д. Барановский обнаружил на южной стене надпись, которая может датироваться 1492 г., а по словам историка Москвы И.М. Снегирева, в церкви находились надгробия 1570 г. Судя же по документам и натурным обследованиям, церковь была сложена из тесаного камня в первой половине XVI в. и имела раннее покрытие по трехчастному своду, восстановленное уже в наши дни.

В XIX в. приход увеличивается, и церковь начинает перестраиваться: в 1825 г. с юга к церкви пристраивается придел св. Николая, в 1839 г. строится колокольня, в 1861 г. – северный придел во имя св. Филарета Милостивого, а в 1890–1895 гг. архитектор П.П. Зыков возводит высокую колокольню и обширную трапезную с приделами св. Николая Чудотворца и св. Филиппа Митрополита (освященными в ноябре 1896 г. и сентябре 1898 г.). Работы по исследованию и восстановлению первоначального облика памятника начались еще в 1920 г. Д.П. Суховым, потом они были продолжены П.Д. Барановским, С.А. Тороповым и Л.А. Давидом, который в тяжелые дни осени 1941 г. произвел обмер здания церкви. Сейчас ни колокольни, ни трапезной уже нет, осталась лишь изящная церковь (Трифоновская ул., 38), восстановленная полностью (гипотетична лишь форма звонницы) в 1948–1953 и 1970– 1975 гг. В церкви хранилась икона, в которой были заключены несколько частиц от мощей св. Трифона, которые сохранялись в сербском городе Бака Котарская. В начале XIX в. мастер-серебряник Трифон Добряков пожертвовал туда серебряную раку, а в ответ сербский митрополит Петр Негош прислал ему три частицы мощей святого, которые мастер подарил императору Александру I; впоследствии они были вложены в икону, находившуюся в Трифоновской церкви. Теперь эта икона находится в церкви Знамения, «что в Переяславской слободе» (2-й Крестовский пер., 17).

Недалеко от Трифоновской улицы расположены строения одной из самых крупных московских больниц, известной под аббревиатурой МОНИКИ, что означает Московский областной научно-исследовательский клинический институт (ул. Щепкина, 61/2). Больница была основана в 1776 г. по указу Екатерины II, почему долгое время и носила ее имя. В 1771 г. в Москве появилась вселявшая страх азиатская гостья – чума, и тысячи москвичей стали ее жертвой. Рядом с Напрудной слободой устроили карантин, находившийся у Троицкой (или Крестовской) заставы, стоявшей на дороге на Переславль, Ростов и Ярославль. По указу Екатерины II в его деревянных зданиях открылась больница: «Усмотря, что в числе скитающихся по миру и просящих милостыни в здешнем городе есть престарелые и увечные больные, которые трудами своими кормиться не в состоянии, а также и никому не принадлежащие люди, о коих никто попечения не имеет, заблагорассудили мы по природному нашему человеколюбию учредить под ведомством здешней полиции особую больницу. » Но так как после эпидемии, по словам указа, «оказываются в здешнем городе множество молодых ленивцев, приобыкших лучше праздно шататься, прося милостыни, нежели получать пропитание работою», Екатерина, «дабы прекратить им средства к развратной праздности», указала учредить при больнице у заставы работный дом и «содержать там мужского пола ленивцев, употребляя оных для пиления дикого камня». Для «ленивцев» женского пола употребили здания бывшего Андреевского монастыря около Калужской заставы. Однако в скором времени работный дом упразднили и все помещения отдали Екатерининской больнице, предназначенной в основном для простого люда: «Больница принимает больных всякого рода, как в отношении их звания, так и в отношении их пола, возраста и болезней». В 1812 г. в ней лежали как русские, так и французские больные и раненые. После того как в 1828 г. в доме князя Н.С. Гагарина у Петровских ворот открыли филиал больницы, получивший имя Ново-Екатерининской, больница у Крестовской заставы стала называться Старой. В 1840-х гг. Старо-Екатерининской больницей заведовал знаменитый врач Ф. Гааз, усердно благоустраивавший ее: в ней появились водопровод, души и модные тогда в Европе серные ванны.

церковь живоначальной троицы на капельках

Император Николай II принимает участие в закладке нового храма

Первым каменным зданием Старо-Екатерининской больницы стал корпус для персонала и прислуги, выстроенный в 1898 г., а вторым – храм в память восшествия на престол и бракосочетания Николая II, освященный 3 ноября 1899 г. (архитектор В.П. Десятов; ул. Щепкина, 16). Эта церковь была сооружена на средства благотворителя больницы А.П. Каверина, пожертвовавшего более 100 тыс. руб. Как сообщала газета «Московские церковные ведомости», «внутри храм поражает великолепием и красотою; широкий купол поддерживается четырьмя столпами; святые иконы писаны в древнем стиле по вызолоченному фону; стены храма украшены живописью и орнаментами в древнем стиле; ко дню освящения храмоздателем сооружена драгоценная утварь работы Г. Хлебникова и облачения». Почти все здания, выстроенные до советского времени, возводились на частные средства – на пожертвования врачей или таких филантропов, как Каверины, Морозовы или Крестовниковы. Интересно, что одно время больница называлась Американской – в начале 1920-х гг. Комитет медицинской помощи США взял, в сущности, на себя ее снабжение медикаментами и прочими нужными вещами, но вскоре большевики отказались от помощи из-за границы. Больницу переименовали в Московский клинический институт; потом, правда, вернули ей название Екатерининской больницы, но уже имени профессора А.И. Бабухина (известного гистолога); ныне же это институт, носящий имя М.Ф. Владимирского, медика по образованию и большевика, умудрившегося безнаказанно для себя пробыть в продолжение почти четверти века – с 1927 по 1951 г. – на посту председателя Центральной ревизионной комиссии ВКП(б).

У Трифоновской улицы находилось первое московское городское кладбище, основанное в 1748 г. Императрица Елизавета Петровна на пути из Кремля в свою резиденцию в Лефортове проезжала мимо многочисленных церквей и кладбищ при них. Убоявшись заразы и убегая их печального вида, императрица соизволила запретить хоронить при этих церквах и повелела отвести для кладбища приличное место подальше от пути ее следования. Архитектор Д.В. Ухтомский нашел такое недалеко от старинного иноземного кладбища среди полей у Трифоновской церкви, где в 1748–1750 гг. устроили новое: огородили его забором, поставили ворота и соорудили небольшую деревянную церковь во имя Лазаря, отчего кладбище получило название Лазаревского. Каменное здание церкви (2-й Лазаревский пер., 2) строилось в конце XVIII в. на средства, пожертвованные богатой купеческой семьей Долговых. Глава семьи – Лука Иванович Долгов – был одним из самых богатых московских купцов. Прибыв в Москву из Калуги, он почти сразу стал купцом первой гильдии, а за пожертвования, сделанные им во время чумы 1771 г., получил чин титулярного советника и дворянство.

От двух браков у него было 14 детей, его дочери сделали прекрасные партии – одна из них вышла замуж за князя Горчакова, другая – за гвардейца Колычева, третья – за университетского профессора врача Зыбелина, четвертая – за архитектора Баженова, пятая – за Назарова, тоже архитектора. Ему-то, своему зятю Елизвою Семеновичу Назарову, и поручил купец выполнить богоугодное дело – постройку новой церкви на Лазаревском кладбище. В 1783 г. Л.И. Долгов просил дозволения выстроить церковь «каменную о трех престолах и при ней в особливом отделении несколько каменных же жилых покоев для пребывания бедных». Церковь строилась в 1784–1787 гг. – это была небольшая ротонда с трапезной, украшенной с запада двумя башенками для колокольного звона и портиком между ними. В 1902–1904 гг. по проекту архитектора С.Ф. Воскресенского трапезную построили заново: сделали ее значительно шире и длиннее, сохранив и портик, и обе колоколенки. В трапезной находились два придельных храма – Воскрешения Лазаря и евангелиста Луки, главный же престол был освящен во имя Сошествия Св. Духа. В советское время почти полностью уничтожили внутреннее убранство – в церкви устроили общежитие, тогда же исчезла и доска с эпитафией храмоздателю, в которой рассказывалось о самом Луке Ивановиче Долгове: «Тут погребено тело Луки Ивановича Долгова. Родился 1722 года октября 10 дня. День ангела 18 октября. Скончался 1783 года апреля 19 дня. Был по выборам Гражданства Президентом Московского магистрата, во время заразительной болезни в Москве членом Предохранительной комиссии. За сии усердные труды именным указом пожалован титулярным советником. В жизнь свою расположась на сем месте создать храм Сошествия Св. Духа с двумя приделами – Луки евангелиста и Воскресения праведного Лазаря, в последний год своей жизни оный расположил по плану и фасад, согласно своему намерению, проектированному затем его зятем Статским советником и Правительствующего Сената архитектором Елизвоем Семеновичем Назаровым, предназначена в исполнение привести по кончине его. Вследствие чего сия святая церковь и сооружена оставшими по нем».

Большое Лазаревское кладбище, когда-то бывшее за городской границей, в XIX в. оказалось в черте города. На памятниках кладбища можно было прочесть многие и многие дорогие и памятные нам имена. Анна Григорьевна Достоевская вспоминала, как во время приезда в Москву в 1867 г. «в одно ясное утро» Федор Михайлович повез ее на Лазаревское кладбище, «где погребена его мать, Мария Федоровна Достоевская, к памяти которой он относился с сердечной нежностью. Мы были очень довольны, что еще застали священника в церкви, и он мог совершить панихиду на ее могиле». На Лазаревском кладбище были похоронены известные люди: среди них юрист Н.Н. Сандунов, его брат артист С.Н. Сандунов, филолог Р.Ф. Тимковский, медики С.И. Зыбелин и А.И. Кикин, ботаник П.Ф. Маевский, богослов А.П. Смирнов. Та м же были и могилы архитекторов Е.С. Назарова и П.Е. Баева, поэта Ф.Б. Миллера, профессора Московского университета, отца известного историка Москвы М.М. Снегирева, москвоведов С.М. Любецкого и Н.А. Скворцова. Большевистские хозяева Москвы, ничтоже сумняшеся, решили превратить кладбище в. детский парк. В 1932 г. храм был закрыт, приспособлен под общежитие, затем под мастерские, а на месте кладбища разбит детский парк. Все надгробия были вывезены, могилы разровнены, и на костях предков заиграли счастливые дети страны Советов. Как тут не вспомнить бессмертные слова Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. » Правда, уже в 1991 г. в храме при кладбище были возобновлены богослужения.

Однако вернемся к судьбе Троицкой церкви на Мещанской, в строительстве которой будто бы принимал участие Петр I. В 1708 г. старый деревянный храм сгорел, и новый возвели повелением царя всего за 4 года – сама императрица Екатерина, супруга Петра, пожертвовала на него средства. По описным книгам храм Св. Троицы, что на Капельках, существовал гораздо раньше петровских времен. Он упоминается в 1625 г. и значится храмом «на Капле», одной из речек, служивших протоками воды для прудов в соседнем селе Напрудном. Церковь эта по ветхости была сломана, и на ее месте в 1693 г. построили новую деревянную. Как это часто случалось в ту пору, в сентябре 1708 г. церковь сгорела. На отведенном в Посольском приказе бывшем кружечном месте начали строить каменную церковь, которая в 1712 г. по благословению блюстителя патриаршего престола Стефана, митрополита Рязанского, была освящена Иоанникием, митрополитом Ставропольским. Но пришли новые времена. После воцарения большевиков в России началась дикая свистопляска на русских святынях. Оперативная сводка Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей в храмах Сокольнического района за № 19 от 20 апреля 1922 г. гласила: «. Изъятию подлежали на 20/IV в Сокольническом районе 14 церквей. В церкви Троицы на Капельках был ранен камнем в голову т. Пестряк, слесарь, выносивший изъятые ценности из церкви в ящиках. В обоих случаях произведены аресты. Из церкви Троицы Капельки серебра 15 пудов 6 фунтов 34 золотника, 36 жемчуга, 29 бриллиантов. Губкомиссия Базилевич». В 1931–1933 гг. церковь Троицы на Капельках снесли, и на ее месте возник самый заурядный жилой дом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *