церковь живоносный источник иконы божией матери с фитиж
Церковь живоносный источник иконы божией матери с фитиж
Описание окружающей местности
Фитиж – село в составе Селекционного сельского поселения Льговского района Курской области. В 2008 г. насчитывало 630 жителей, в 2012 г. – 289 дворов и 596 жителей, 457 жителей учтено в 2010 г. при переписи. Расположено в 16 км от центра района (г. Льгов).
Здесь находятся памятники архитектуры: начала 19 в. – кирпичная церковь Живоносный Источник Божьей Матери, и начала 20 в. – мавзолей дворян Стремоуховых. Также в селе расположен природный памятник – озеро Фитиж.
До Крестьянской реформы 1861 г. село Фитиж принадлежало Стремоуховым.
Стремоуховы – дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от греченина Александра Афанасия Строматороса-Страмоухова, выехавшего в 1462 г. из Царьграда к великому князю Василию Васильевичу (Василию Тёмному). Стремоуховы – нетитулованный российский дворянский род, внесенный в VI, II и III части родословных книг Курской, Московской, Харьковской и Нижегородской губерний, герб рода находится в 3 части «Общего гербовника дворянских родов Российской империи».
Церковь Живоносный Источник Божьей Матери была построена Стремоуховыми на месте старой деревянной. Строительство продолжалось около 12 лет и завершилось в 1834 году. Названа она была в честь святого источника, располагавшегося когда-то в начале села и, к сожалению, не сохранившегося. Здесь проходили многолюдные крестные ходы, куда стекались люди из соседних уездов. Была здесь и ярмарка, известная на всю губернию. В двадцатых годах прошлого столетия церковь повторила судьбу многих храмов России: по воспоминаниям жителей села разорение и разрушение началось в 1927 году, а завершилось уже после войны в 1947-м. Церковь использовали как зернохранилище, для этого с южной стороны была выбита часть стены, чтобы проходили машины. Куполов нет, вместо них сейчас деревянная кровля. Частично сохранились лишь две фрески и фигурная решетка оконных проемов в алтарной части.
Часовня-усыпальница (склеп-мавзолей) Стремоуховых – это единственный в области монументальный памятник начала 20 века, выполненный из монолитного железобетона, сооружён около 1910 г. Мавзолей состоит из подземной погребальной камеры (в настоящее время разрушена) и поминального зала, перекрытого крестовым сводом. В основе его композиционного построения – прямоугольный в плане объём, который дополняют: с востока – полукруглая алтарная апсида и входной акцент – четырёхколонный портик дорического ордера – с запада. В поле фронтона-портика – лепной герб рода Стремоуховых (также не сохранился). Ранее здание завершал купол, который не сохранился. Северный и южный фасады сооружения имеют высокие полуциркульные оконные проёмы в профилированных наличниках с прямыми сандриками. Все фасады здания рустованы и отличаются богатством декоративных украшений (модульоны, карнизы, розетки и др.). Строгие классицистические формы и композиция мавзолея, в целом, создают трактовку древнегреческого храма – его гармонию, противостояние силам природы, его ясность и человечность. Мавзолей расположен на сельском кладбище рядом с церковью Живоносный Источник Божьей Матери. До разрушения церковь и мавзолей составляли единый комплекс.
Озеро Фитиж – третье по величине озеро-старица реки Сейм. Как и другие озера-старицы, основную часть года питается за счет атмосферных и грунтовых вод. Данное озеро соединено с речкой Сейм исключительно во время половодья – весной. Самый высокий уровень воды в водоеме отмечается в весеннее время, а наиболее низкий – в конце летнего периода. Озеро имеет вытянутую форму и достаточно небольшие глубины. Глубина озера постепенно уменьшается по причине приносов глинистых частиц временными протоками. В озере водятся жерех, щуки и язи. Следовательно, рыбалка на озере есть, и достаточно неплохая. Ловить рыбу можно с лодки на весельном ходу, с моторной лодки, а также с самого берега. Вода в водоеме является пресной. Рыбаков здесь можно встретить достаточно часто, практически всегда. Кроме того, на берегах водоема располагается база отдыха, место для палаточного городка, дом рыбака и дом охотника, а также рыбацкий стан. На озере, особенно в летнее время, очень много туристов и отдыхающих, которые приезжают сюда порыбачить, насладиться прекраснейшими пейзажами и получить удовольствие, как физическое, так и душевное.
У муниципального образования «Фитижский сельсовет» есть собственный герб. Он представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в конечности геральдический щит, разделенный надвое, с изображением в верхней части серебряного лебедя с золотыми глазами, клювом, лапами и с черной переносицей. Серебряный лебедь указывает на улицу Лебедевку, с которой началось строительство села. В нижней части герба на голубом поле – горизонтально извитый серебряный переклад, означающий озеро Фитиж, от которого произошло название села. Щит герба обрамлен колосьями, перевитыми лентами цвета российского флага. Фитиж – первое село в Льговском районе, получившее свой герб. Разработчик герба: Алексей Сергеевич Василенков. Герб утвержден 31 мая 2008 года.
Руководитель проекта: Мамкин Александр Юрьевич, преподаватель ОБПОУ «ССХТ»
Поиск информации: Гуляев Денис
Церковь живоносный источник иконы божией матери с фитиж
Ц ерковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» была построена Стремоуховыми на месте старой деревянной. Строительство продолжалось около 12 лет и завершилось в 1834 году. Названа она была в честь святого источника, располагавшегося когда-то в начале села и, к сожалению, не сохранившегося. Здесь проходили многолюдные крестные ходы, куда стекались люди из соседних уездов. Была здесь и ярмарка, известная на всю губернию.
В двадцатых годах прошлого столетия церковь повторила судьбу многих храмов России: по воспоминаниям жителей села, разорение и разрушение началось в 1927 году, а завершилось уже после войны в 1947-м. Церковь использовали как зернохранилище, для этого с южной стороны была выбита часть стены, чтобы проходили машины. Куполов нет, вместо них сейчас деревянная кровля. Частично сохранились лишь две фрески и фигурная решетка оконных проемов в алтарной части.
Сейчас начались восстановительный работы, необходима помощь.
Адрес: 307723, Курская область, Льговский район, с. Фитиж
Добавить комментарий
Сегодня по календарю
Родились:
1825 г. Чарлз Фредерик Ворт (1825-1895), первый кутюрье, основатель ведущей во 2-й половине XIX в. фирмы мод в Париже, названной его именем.
1850 г. Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894), английский писатель, литературный критик, публицист («Остров сокровищ»).
1914 г. Георгий Николаевич Бабакин, советский инженер-конструктор, создатель советских луноходов.
Церковь чтит икону Божией Матери «Живоносный Источник»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Одну из древних чудотворных икон Божией Матери – «Живоносный Источник» чтит в пятницу 7 мая 2021 года Православная Церковь.
История, связанная с этим образом, началась в V веке в правление византийского императора Маркиана.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в одной из рощ Константинополя, посвященной Богородице, слепца, сбившегося с дороги. Выведя путника на тропинку и устроив его на отдых, Лев отправился на поиски воды для него.
Вдруг воин услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный, он стал искать воду, но не нашел, а когда остановился в печали и задумчивости, снова услышал: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
Когда Лев выполнил, что ему было велено, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богородицу.
Позже, став императором, Лев Маркелл приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Он назвал этот родник «Живоносным Источником» в честь чудодейственной силы Богородицы.
Известно, что благодаря этому роднику в VI веке получил исцеление от водяной болезни император Юстиниан Великий. В благодарность он построил около храма, устроенного Львом, новый храм, при котором впоследствии был создан монастырь.
После захвата турками Византии храм «Живоносного Источника» был разрушен, восстановить его удалось лишь в первой половине XIX века.
Праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы в воспоминание обновления одноименного константинопольского храма. По уставу в этот день совершается освящение воды с пасхальным крестным ходом.
Начиная с XVI века в России появилась традиция, подобная греческой, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать Ее иконы, называя их «Живоносным Источником».
Православная Жизнь
В пятницу Светлой седмицы Церковь почитает икону Божьей Матери «Живоносный Источник», которая издревле славилась в Константинополе своими чудесами.
Именно в Светлую пятницу празднуется день памяти данного образа в честь того, что обновление храма иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» произошло именно в пятницу Светлой седмицы. Почему же эту икону Девы Марии называют «Живоносный Источник»? Потому что Она родила Того, Кто сказал Сам о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Пресвятая Дева родила Бога. Он для нас Путь, Истина и Жизнь.
Сами факты исцелений от константинопольского родника, который находился под покровительством Пресвятой Богородицы, свидетельствуют нам об этом. Именно на основании чудесных исцелений, происходивших от данного источника, и была написана икона, известная нам под именем «Живоносного Источника». Поэтому по установившейся традиции в Светлую пятницу после Литургии положен Пасхальный крестный ход и чин малого освящения воды.
Вспомним наиболее известные исцеления, происходившие от живоносного источника в Византии…
В V веке по Рождестве Христовом воин Лев Маркелл (будущий византийский император) по повелению Пресвятой Богородицы отыскал целебный родник и напоил слепца водою из него, а тину со дна источника возложил ему на глаза. И слепой прозрел. Позже, уже будучи императором, Лев выстроил возле источника храм в честь Пресвятой Богородицы. А сам родник назвал «Живоносным источником».
Через столетие от воды из святого родника исцелился святой император Юстиниан Великий, который долгие годы мучился водяной болезнью. Он также в благодарность за исцеление построил великолепный храм, при котором впоследствии действовал большой монастырь.
Уже в XIX веке случилось у Живоносного источника еще более удивительное чудо. Некий житель Салоник отправился из своих родных мест в паломничество к святому роднику, но в пути очень тяжело заболел. Этот паломник упросил путников, находившихся рядом с ним, что если даже он умрет, то чтобы не предавали погребению, а все равно отвезли тело к Живоносному источнику и возлили на него три сосуда с водой из родника. Этот человек умер по дороге, и его друзья исполнили последнюю волю покойного. Отнесли его тело к Живоносному источнику и возлили на него три сосуда с водой. После чего к умершему вернулась жизнь, которую он прожил благочестиво, став иноком.
В Светлую пятницу, в день памяти иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», в храмах положено служить водосвятные молебны. Этим Церковь словно бы говорит, что каждый храм, что Сама Церковь есть Живоносным Источником – Родником, из Которого в мир щедро изливается живительная благодать Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Мир, напоенный этой невидимой, но драгоценной влагой живет. И живет только ею, и ничем другим более.
Сегодня нас многие СМИ пытаются убедить в обратном. Они стремятся создать в глазах общества из Церкви образ врага. Они хотят представить Церковь миру не как Живоносный Источник, но как источник яда, некий рассадник моровой заразы. Уже сейчас мы, священники и вообще верующие люди, чувствуем на себе плоды этой агитации, которую впору сравнить с антирелигиозной агитацией политики военного коммунизма и сталинского времени: когда с нами не хотят общаться, считая нас потенциальным источником коронавируса; когда люди, которые причащаются Тела и Крови Христовых, испытывают притеснения на работе: «мол, ты причащаешься из одной Чаши и лжицы со многими, так посиди две недели на карантине»; когда верующий человек здоровается со своим знакомым на улице, а тот ему отвечает: «Иди со своими попами здоровайся»; когда священник не может зайти в учреждение, потому что все боятся, что он их заразит коронавирусом.
Это все факты из жизни.
Нас пытаются представить некоей опасной группой прокаженных. И за этим всем чувствуется некая властная рука, некий теневой очень планомерный и хитрый подход натравливания народа на нас. Мол, вот кто угрожает вашему здоровью, люди! Священники да православный люд! Так и носится в СМИ: после Вербного воскресенья и после Пасхи ждем очередного всплеска коронавируса. За этим, конечно же, читается намек: вот кто виноваты в том, что люди болеют! Ату их! Ату. Травите их и ненавидьте.
Я уверен: девяносто процентов храмов Украинской Православной Церкви соблюдали на Пасху санитарно-эпидемиологические нормы. И продолжают соблюдать: два метра, масочки, дезинфицирующие средства, службы на улицах и прочее. Но все равно мы виноваты. Потому что ищущие повода повод найдут.
Продуктовые супермаркеты открыты. Там большие скопления людей. Более того, открыты строительные супермаркеты, где также множество народу. Согласитесь, гипсокартон и клей не назовешь продуктом первой необходимости. И эти маркеты не являются источником коронавируса. А храмы являются. Интересная политика и информационная атака. Заставляет задуматься.
Кому мешают Христос и верующие в Него?
Вспомним горькие уроки первой половины XX столетия. Множество закрытых храмов и монастырей. Тысячи расстрелянных священников, монахов, мирян. И каков результат? Две мировые войны, Октябрьский переворот, Гражданская война, страшный голодомор, миллионы смертей и разруха.
Святой первоверховный апостол Павел писал ужасающие слова: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31).
Дорогие братья и сестры, помните: Церковь Божья и храмы Божии – это Живоносный Источник. Там вы получаете жизнь, духовное и телесное здравие.
В начале сороковых годов прошлого столетия кающийся народ хлынул в храмы. Но сколько миллионов трупов уже лежало в братских могилах?
Учитесь на уроках истории. Не нужно засыпать информационным мусором и словесной грязью Живоносный Источник. Вам еще из Него пить.
«Живоносный Источник»: наместник Голосеевской пустыни о храме и престольном празднике
Об истории этого храма и его престольном празднике рассказал наместник монастыря архимандрит Исаакий (Андроник).
В пятницу Светлой седмицы Православная Церковь чтит икону Божией Матери «Живоносный Источник». Этой иконе посвящены многие храмы. Один из них знаком большинству киевлян – он является центральным элементом живописного архитектурного комплекса Свято-Покровского Голосеевского монастыря (Голосеевской пустыни).
Об истории этого храма и его престольном празднике рассказал наместник монастыря архимандрит Исаакий (Андроник).
О ЖИВОНОСНОМ ИСТОЧНИКЕ
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте беспомощного слепца, сбившегося с дороги. Лев помог ему устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды. Вдруг он услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напои ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».
Когда Лев исполнил, что ему было велено, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь.
Лев Маркелл, ставший императором в 457 г., приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым построил храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527-565), человек глубоко верующий, долго мучился водяной болезнью. Однажды он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Около церкви, построенной Львом, благодарный император воздвиг новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
В XV столетии храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К его развалинам приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 г. была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины и источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии среди руин был найден полусгнивший от времени и сырости лист с описанием десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 г. Когда при новом султане православные получили некоторую свободу в совершении богослужений, они в третий раз воздвигли храм над источником. В 1835 г. с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм. При храме устроили больницу и богадельню.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 г. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом.
Первоначально образ Богородицы, именуемый «Живоносный Источник», распространялся в списках без изображения собственно самого источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена на иконе также стали изображать водоем и фонтан.
Название «Живоносный источник» потеряло свое прежнее узкое значение и стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, и к храму, построенному на том месте, и к Богоматери — Живоносному Первоисточнику. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлую пятницу, тоже вышло за рамки местного события.
Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» наиболее ярко проявляется в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном, Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти, а также врачевство от всяких недугов.
В пятницу Светлой седмицы впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех православных храмах, а в богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
История храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», неразрывно связана с историей Голосеевской пустыни, которую прославили немало святых. Особое место среди них занимает основатель монастыря – святитель Петр (Могила). Обратив внимание на особую красоту и уединенность живописной киевской окрестности – Голосеева – он приобрел часть леса вместе с небольшой поляной в свою собственность и построил здесь деревянный храм во имя великомученика Иоанна Сочавского и несколько домиков-келий. Это было в 1631 г. Таким образом было положено начало скиту Киево-Печерской Лавры, впоследствии названному Голосеевской пустынью.
Период ее расцвета пришелся на 1837–1857 гг., когда Киевскую митрополичью кафедру занимал святитель Филарет (Амфитеатров). Он возродил в Голосеевской пустыни скитское жительство и, по сути, заново отстроил обитель. Тогда был построен Свято-Покровский храм, один из приделов которого освятили в честь великомученика Иоанна Сочавского. А церковь Иоанна Сочавского в 1852 г. по благословению свт. Филарета была переименована в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».
В 1917 г. у восточной стены храма похоронили преподобного Алексия Голосеевского, который прожил в этом монастыре более 20 лет, неся послушание духовника и ризничего. Его могилка сразу стала почитаемой в народе. Во время смуты, войн и гонений на Церковь там всегда горела лампадка, и на ее огонек шли люди. Святые мощи прп. Алексия были обретены 4 октября 1993 г. и сегодня они лежат в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Возрождение Голосеевской обители началось в 1993 г., когда ее открыли как скит Киево-Печерской Лавры. Первая Литургия была отслужена в знаменательный для обители день – 15 июня 1993 г., в день памяти св. Иоанна Сочавского.
Насельники обители расчистили фундамент разрушенного храма в честь иконы «Живоносный Источник», и в течение нескольких лет служили здесь на Пасху и в престольный праздник.
В 1996 г. по решению Священного Синода УПЦ Голосеевская пустынь стала самостоятельным монастырем.
Через три года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир освятил в Голосеево закладку храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». В 2003 г. была окончена кирпичная кладка стен. Церковь восстанавливали по проекту, созданному в 1910–1912 гг. архитектором Е. Ф. Ермаковым. Красивейший девятикупольный храм с элементами древнерусского зодчества без преувеличения стал украшением не только Голосеевской пустыни, но и всего Киева.
В 1999 г. в монастырской домовой церкви обновились две иконы: «Господь Иисус Христос с предстоящими» и список чудотворной румынской иконы Божией Матери, именуемый «Плачущая». Сейчас преображенные образа находятся в церкви в честь иконы «Живоносный Источник», перед ними горят неугасимые лампады.
18 декабря 2003 г. в дар Голосеевской пустыни была передана копия чудотворной иконы «Геронтисса» со Святой Горы Афон. Икону поместили в алтаре храма «Живоносный Источник», где она находилась долгое время. Матерь Божия прославила Голосеевский образ «Геронтисса» несколькими исцелениями. На сегодняшний день он находится в Покровской церкви монастыря.
В сентябре 2004 г. в монастырской ризнице замироточили две иконы – «Спорительница хлебов» и «Жизнеподательница». «Спорительница хлебов» мироточит и по сей день в Богородичные праздники. Она находится в храме в честь иконы «Живоносный Источник».
17 июля 2004 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в обители торжественный молебен и освятил кресты для восстановленной церкви.
18 мая 2006 г. по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира архимандритом Исаакием с братиями были обретены и перезахоронены в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» честные останки монахини Алипии. Великая подвижница провела в маленьком домике на территории разрушенного монастыря последние девять лет жизни и отошла ко Господу за пять лет до возрождения обители. Когда гроб с останками матушки Алипии внесли в храм, в небе над ним появился крест. Ежедневно усыпальницу посещают сотни людей, а в день преставления подвижницы – 30 октября – приезжают тысячи паломников.
В 2007 г. начали роспись храма. Его освящение совершил Блаженнейший Митрополит Владимир 15 июня 2013 г., в день памяти св. Иоанна Сочавского.
В будни в 7.00 в храме начинается утреннее богослужение, в 17.45 – вечернее богослужение; в воскресные дни и по великим праздникам в 9.00 совершается Литургия. Еще три Литургии в эти дни служат в других храмах монастыря – Покровском и св. Иоанна Дамаскина.
Для удобства паломников организован автобусный маршрут от станции метро «Голосеевская» до ворот монастыря.
Адрес: 03041, г.Киев-41, ул. Полковника Затевахина, 14.
Фото из архива монастыря
Центр информации УПЦ для «УНИАН-Религии»