церковь знамения иконы божией матери в перове
Перово. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Перове.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
После 1932 г. храм был закрыт. В нем размещались мыловаренный и химический цеха. В 1958 г. часть храма была разрушена. При реставрации все строения были снесены, остался лишь небольшой, первоначальный храм 1705 г. Освящён малым чином на Пасху 2000 г.
Церковь Знамения иконы Божией Матери в Перово построена в 1690-1708 годах. Автором постройки считается шведский архитектор Никодемус Тессин Младший. Этот храм является настоящим шедевром «нарышкинского барокко». Небольшое 2-ярусное центрического типа сооружение выделяется оригинальным сочетанием форм западноевропейского и московского барокко. Нижний ярус здания имеет 8-лепестковую конфигурацию. Он поддерживает крупный световой восьмерик, завершенный главой на барабане усложненной формы. В оформлении фасадов использована ордерная система: поставлены полуколонки с белокаменными композитными капителями, по верху стен проходят антаблементы с многообломными карнизами на кронштейнах. Храм украшен высокорельефной белокаменной резьбой. Аттики-гребешки украшены орнаментальными барельефами растительного характера, близкие по стилистике исполнения декоративной резьбе Я. Бухвостова. Здание освещается высокими прямоугольными окнами. Входы в храм оформлены массивными порталами с лучковыми фронтонами на колонках. К сожалению, не сохранились ризница и гульбище. Стоит отметить, что императрица Елизавета Петровна в 1744 году пожаловала имение Перово А.Г. Разумовскому. По преданию, в церкви состоялось тайное венчание императрицы и Разумовского.
После закрытия в 1930-х годах здание использовалось для производственых нужд, что еще более усугубило состояние этого прекрасного архитектурного сооружения. В 2000 году храм Знамения был возвращен Церкви. Приписан к храму Рождества Иоанна Предчети в Ивановском. Ведутся реставрационные работы.
С сайта: www.apartment.ru
«Знамение» иконы Божией Матери в Перове церковь (улица Лазо, дом № 7, строение 1).
Поселение в этой местности известно с XV века как слобода великокняжеских бортников, то есть сборщиков меда. Уже тогда здесь существовала церковь Успения Пресвятой Богородицы. В XVI веке здесь уже было село Бортное, к которому присоединили пустоши Тетеревниково и Перово. В Смутное время село было «разорено и пустотно». В XVII в. оно перешло во владение князей Голицыных. В 1690 г. князю П.А. Голицыну было разрешено на земле церкви Успения Пресвятой Богородицы построить каменную церковь иконы Божией Матери «Знамение». Строительство храма велось с 1699 по 1705 г., а его автором считается архитектор Н. Тесин-Младший, ученик Бернини.
Архитектура храма относится к излюбленному в то время центрическому, ярусно-ступенчатому типу, но представляет совершенно особое его ответвление. Если Нарышкины (создатели так называемого нарышкинского барокко) продвигали украинизирующую линию архитектуры, то Голицыны более радикально использовали западноевропейские аналоги, как ренессансные, так и барочные. Знаменская церковь восхищает изяществом и прихотливой нарядностью и в то же время радостной одухотворенностью как своего внешнего облика, так и внутреннего пространства. Свет из огромных прямоугольных окон восьмигранника заливает интерьер, пленяет блистательное исполнение классических элементов в барочной интерпретации: обилие закрученных волют, пышных композитных капителей. Обильные растительные мотивы белокаменных барельефов надкарнизных фронтонов традиционно символизируют плодородие, изобилие и богатство обетованной земли, перекликающейся с символикой рая, представление о котором, как о «саде из деревьев и благоуханных цветов» восходит к описаниям в книге Бытия. Фронтоны венчают крылатые херувимы, которые словно воспроизводят своим присутствием ангельские хоры в райских кущах, и хвалебная песнь наполняет мир радостью всеобщего ликования. В 1730 г. князь Н.П. Голицын пристроил к церкви теплый придел святителя Николая. В 1743 г. село было куплено в казну, а в 1744 г. пожаловано графу А.Г. Разумовскому. При нем подмосковное село превращается в миниатюрный Версаль, став местом развлечения двора императрицы. В связи с этим, возникла легенда о том, что в Знаменском храме состоялось венчание Елизаветы Петровны и А.Г. Разумовского, распространяющаяся также и на другие московские храмы. Во время войны 1812 г. церковь почти не пострадала. В это время она становится приходской, что вызвало ее расширение. В 1905–1907 гг. на месте придела был выстроен большой храм во имя святителя Алексея митрополита Московского с приделами святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского. Он был больше Знаменского храма и представлял собой стилизацию елизаветинского барокко.
В 1935 г. церковь была взята на государственную охрану как памятник архитектуры общесоюзного значения. В 1940 г. службы в ней были прекращены, и до 1958 г. церковь использовалась для разнообразных хозяйственных нужд производственных артелей. Именно тогда погиб первоначальный иконостас, а памятник был доведен до критического состояния. Тогда же постройка начала XX в. была уничтожена, а остался первоначальный храм 1705 г. В 2000 г. на Пасху храм был освящен.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Перово построена в 1705 г. каменная в деревне Тетеревниках. Тетеревники в XVI ст. – село, в котором была церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
В начале XVII ст. оно разорено и было пустошью. В писцовых книгах 1623 – 24 гг. Московского уезда, в Васильцове стану, написано: «за князьями Федором и Иваном Борисовичами Татевыми в поместье, по государевой грамоте 1622 г., пустошь, что было село Тетеревники, а в нем была церковь во имя Пречистой Богородицы Успения, пашни церковной земли перелогом 5 чети, лесом поросло 7 чети в поле, сена меж полей 12 копен, лесу пашенного 3 десятины».
Близ пустоши Тетеревниковой находилась пустошь Перова, Пирогово тож, поместье князей Татевых. Потом этим имением владел боярин князь Федор Семенович Куракин. При нем пустошь Тетеревники была деревнею, в которой числилось в 1646 г. 4 двора крестьянских и бобыльских с 6 чел.
От князя Куракина деревня с пустошью Перовою перешла во владение князя Ивана Алексеевича Воротынского, при нем Перово в 1678 г. было сельцом. В котором находился двор боярский и 7 семей дворовых людей, а в деревне Тетеревниках числилось 3 двора бобыльских.
По дозорным книгам Патриаршего приказа 1680 г. значится: «в Васильцове стану церковная Успенская земля, от Москвы в 5 верстах, подле большой дороги Носовихи; по осмотру церкви нет, а подле кладбища згоны, построены 3 двора крестьянских, а поселенные крестьяне оказались князя А. А. Голицына, поселены де они на церковной земле до морового поветрия и тою де церковною землею владеют они, крестьяне, пашню пашут по 3 дес. в поле, сено косят они же, а та деревня слывет Тетеревники. А в приходных книгах жилых церквей и пустовых церковных земель прошлых лет в селе Тетеревниках церкви в дани и церковной земли на оброке ни на ком не написано».
6 марта 1686 г. бил челом святейшему патриарху князь Алексей Андреевич Голицын, а в челобитной его написано: «спрашивают на нем в казенном приказе с церковной земли Успенской на прошлые годы деньги, а то де церковною землею он не владел, лежала порозжа; а село Тетеревники досталось сыну его стольнику князю Петру после тестя его боярина князя И. А. Воротынского в 1680 г. …».
В 1690 г. церковная Успенская земля находилась на оброке у князя П. А. Голицына, которому разрешено было построить на той церковной земле каменную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и дана благословенная грамота и по той грамоте та церковь построена ль и освящена того а казенном приказе было неведомо по 1705 г. А по сказке, какова взята у человека князя Голицына Михаила Горюшкина, та церковь построена и освящена в 1705 г. По помете на выписке монаха Иосифа Булгакова 1707 г. велено той церкви на попа с причетники дани положить по сказке человека князя Голицына… по указной статье 17 алтын 3 деньги, заезда гривна, и те деньги велено взять с 1705 г., как та церковь освящена. 16 сентября те деньги на 1705 – 07 гг. платил человек его Михаил Горюшкин, принял Алексей Титов». По книгам казенного приказа за 1708 – 39 гг. церковь Знамения Пресвятой Богородицы писалась «в селе Тетеревниках», а под 1745 г. отмечено: «писать в селе Перове, Тетеревники тож».
После князя П. А. Голицына и жены его Настасьи Ивановны, урожденной княгини Воротынской, имение досталось их сыну князю Николая Петровичу. В 1704 г. в селе Перове находились дворы: вотчинников, приказчиков, в них 13 чел. дворовых людей, 4 двора задворных, 2 двора вдовьих, 2 двора садовниковых, 4 двора конюховых, в них 24 чел.; в деревне Тетеревниках 3 двора крестьянских с 26 чел.
В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1730 г. значится: «августа 11 числа запечатан указ о строении церкви Большого Успенского собора протопопу Ивану Максимову с братьею, по челобитью лейб-гвардии Преображенского полка сержанта князя Николая Петровича Голицына, велено: в Московском уезде, в вотчине его, в селе Перове, Тетеревки тож, в настоящей Знаменской каменной церкви построить для зимнего времени теплый придел во имя Николая чудотворца, а как та придельная церковь построена будет и тое церковь освятить ему, протопопу, с братьею, по новоисправному требнику, а антиминс в ту церковь выдан; пошлин 3 алтына 2 деньги, нужнейших 1 четь взято».
В 1732 г. князь Н. П. Голицын село Перово с деревнею Тетеревники заложил графу Якову Брюсу, а в 1735 г. оно перешло к его племяннику Александру Романовичу Брюсу. В 1743 г. по именному указу это имение было куплено в казну и в 1744 г. село Перово с деревнею было пожаловано графу А. Г. Разумовскому.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.
Церковь Божией Матери Знамения в Перово
Усадьба Разумовского
В XVI веке на месте района Перово начинался лес, а на его опушках стояли селения. Здесь было много пернатой дичи, и поэтому тут селились охотники. Они добывали лесную птицу на мясо и семьями заготавливали перо и птичий пух. Отсюда и название этих мест.
Со временем эти земли достались Михаилу и Роману Шокуровым, затем князьям Татевым, и наконец князю Федору Куракину. При нем пустошь стала деревней.
Эти земли он отдал в качестве приданного своей дочери, которая вышла замуж за князя Ивана Воротынского. Здесь появился княжеский двор, но род Воротынских пресекся по мужской линии. Тогда у Перово появился новый владелец — П.А. Голицын. Он получил эти земли как приданное своей жены, Натальи Воротынской.
Он в 1690-1708 годах построил в Перово церковь иконы Божией Матери Знамения. Восьмилепестковое здание с пышной белокаменной резьбой больше походило на парковый павильон, чем на культовое сооружение. Считается, что автором проекта в стиле «нарышкинского барокко» был шведский архитектор Н. Тессин-младший, ученик Бернини, а за образец он взял церковь в подмосковных Дубровицах.
Унаследовавший Перово Н.П. Голицын заложил имение, но разорился. Тогда земли на некоторое время перешли Брюсам.
В 1743 году Елизавета Петровна велела выкупить Перово в казну и подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому.
За несколько лет здесь построили дворцово-парковый ансамбль с беседками, аллеями, фонтанами, украшениями-Амурчиками. Сама Елизавета Петровна любила бывать в Перовском дворце, который в 1747 году для нее построил Бартоломео Растрелли. Она делала ценные вклады в Знаменскую церковь.
Но в конце XVIII века дворец в Перове разобрали из-за нового увлечения императрицы: она хотела построить Головинский дворец из остатков Перовского. На этом месте сейчас кинотеатр «Владивосток».
На смену дворцовой эпохи Перово пришла промышленная. А в начале XX века здесь появилось множество дач. Знаменский храм стал центром района Перово, но в 1932 году его закрыли и переделали под мыловаренный и химический цеха. В 1958 часть церкви Знамения в Перово разрушили. А при реставрации все строения снесли, и остался лишь небольшой первоначальный храм.
Знаменская церковь в Перово
01. Храм в честь иконы Божией Матери именуемой «Знамение» был возведен по проекту Никодима Тессини, ученика великого итальянского архитектора Бернини, в подмосковном имении князя Петра Алексеевича Голицына в селе Перово.
02. Первый камень в основание храма был заложен в 1699 году, однако строительство затянулось, поскольку в 1700-1701 годах князь П.А.Голицын находился в Вене в качестве первого русского посла и не имел возможности уделять должное внимание возведению храма. Лишь по возвращении князя в Москву усадебный храм был завершен и в 1705 году освящен. В 1708 году в его клир назначен первый священник.
03. Храм типа «восьмерик на четверике» условно относится к стилю «голицынского барокко».
04. Существует предание, что именно в этом белокаменном храме в 1742 году императрица Елизавета Петровна венчалась с гетманом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Два года спустя Разумовский стал владельцем имения в Перово.
05. Посещая Первопрестольную, императрица всякий раз стремилась побывать здесь, проводя в усадьбе по нескольку дней. Вполне возможно, что она во время своих приездов не раз молилась в Знаменском храме. В его ризнице хранилась дорогая утварь и облачения, подаренные императрицей.
06. После 1932 года храм был закрыт. В церковном здании размещались мыловаренный и химический цеха. С 1958 года Знаменский храм обрел статус памятника архитектуры республиканского значения, в процессе его реставрации позднейшие пристройки были разобраны.
07. Сохранился лишь первоначальный архитектурный объем, относящийся к началу XVIII столетия.
08. Венчающие лепестки сложные фронтоны, состоящие из маленьких фронтончиков, установленных на сужающиеся к основанию пилястры, являются одним из главных декоративных элементов храма.
09. Обрамлённые узорами, изображающими цветы и плоды, по сложности они напоминают фронтоны Знаменской церкви в Дубровицах и, возможно, выполнены тем же мастером.
10. В настоящее время храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Перово приписан к православному приходу храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в микрорайоне Ивановское города Москвы.
Текстовые материалы позаимствованы с сайта храма.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перове необычен и дорог жителям
Храм иконы Божией Матери «Знамение» построен в конце XVII — начале XVIII века в стиле «голицынское барокко». Он больше напоминает парковый павильон, предназначенный для отдохновения, романтических обедов, встреч с друзьями, чем церковь. Находится это красивое здание в Перове, на улице Лазо, дом 5.
Здание действительно выполнено в достаточно странном стиле для церкви. Это центричное «восьмилепестковое» сооружение, нижний ярус которого украшен пышной белокаменной резьбой и замечательными фигурными фронтонами. Завершается храм изящной композицией из волют, поддерживающих небольшой купол и ориентированных по сторонам света.
Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля – церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690-1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово, о которой идёт речь, и Никольская в Полтево (1706 год). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более похожие на ротонды.
Принадлежит Храм иконы Божией Матери «Знаменская» к Рождественскому благочинию Московской городской епархии русской Православной Церкви, приписан к Храму Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.
Одним из архитекторов считают Никодима Тессина-младшего
Имена архитекторов «голицынских» построек считаются утраченными. Однако можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые, в отличие от мастеров московского барокко, не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. От петровского барокко голицынское отличалось тем, что оно ориентированно не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы.
Последние, в свою очередь, следовали итальянским прототипам. И поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России. Кроме того, он не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко. Восьмилепестковая в плане церковь, выступы которой ориентированы по сторонам света, обильно украшена тончайшей белокаменной резьбой, изображающей цветы, листья, плоды и херувимов. По одной из версий исследователей, создателем этого шедевра был ученик швейцарского архитектора Бернини – Никодим Тессин-младший.
Церковь в Перове необычна и поэтому столь дорога жителям района. Вот, например, как трогательно пишет о храме участник проекта «Я узнаю Москву» на тот момент шестиклассник из ГБОУ СОШ №1852 Илья Забазлаев: «Для участия в конкурсе я решил выбрать Храм иконы Божией Матери «Знамение». Наш район не может сравниться с центром города по количеству старинных зданий, но мне захотелось показать, что и у нас есть чем гордиться. Сейчас Храм полностью восстановлен, в нём снова идут службы. Наша семья, как и многие жители района, приходят сюда святить куличи на Пасху или в другие дни. Все посетители Перовского парка могут видеть это красивое белоснежное здание, которое пережило все невзгоды и сегодня является не только украшением нашего района, но и города».
Трудно не согласиться с Ильей. Гордиться есть чем. Богата и интересна история храма: красивые легенды и разные истории связаны с жизнью царских особ, известными именами, мученической кончиной священников, которые в тридцатых годах служили тут…
К истокам
Название местности Перово пошло от характера основной деятельности местного населения — производства пера и пуха. В границы Перово входили большие лесные угодья, где проводились царские охоты на птицу, а после щипали перо. Об этом напоминает герб Перово: на зелёном щите перекрещены золотой охотничий рожок и серебряное перо.
Большую роль в удобстве и развитии охоты и ремесла сыграло и то, что по его территории проходила важная дорога – на город Владимир. Поэтому прямо здесь же на обочинах Владимирской дороги шла бойкая торговля пуховыми постельными принадлежностями.
Понятие слова «лес» в русском языке тесно переплетается со словом «леший». Первоначально «леший» означало «поросший лесом», а затем стало обозначать мифическое лесное существо, приносящее зло. Видимо, из-за обилия лесов по некоторым поверьям Перово считается родовым гнездом леших. Якобы здесь рождались эти духи и расселялись по всей центральной России. Подтверждение этому можно найти, например, в книге Владимира Даля «Пословицы и поговорки»: «Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости» (то есть к месту, где захоронения родителей, на родину).
Первые сведения об этой местности относятся к XVI веку, когда тут стояло село Тетеревники с церковью Успения Богородицы. Судя по названию, когда-то здесь жили великокняжеские тетеревники, охотники, обслуживающие птичью охоту на тетеревов. В описании 1573 года упоминаются пустоши Тетеревники, Бортное, Перово и Пирогово. Писцовая книга 1576 года фиксирует это владение за Михаилом и Романом Шокуровыми.
Новый хозяин был тесно связан с Петром I
В начале XVII века Успенская церковь была сожжена и владение окончательно запустело. В 1624 году владельцами земель становятся князья Татевы. Татевы — угасший княжеский род, происходивший от Рюрика и князей Стародобских. Владельцы пустошей Тетеревники и Перово князья Федор и Иван Борисовичи известны тем, что подписали грамоту избрания Михаила Романова на царство в 1613 году. А первый «именитый» хозяин появился спустя 100 лет. В 1680 году князь Иван Алексеевич Воротынский отдал это владение князю Петру Алексеевичу Голицыну.
Голицын был тесно связан с Петром I, которого знал с детства. Но он, занятый на государственной службе в «Великом посольстве» Петра, мало бывал здесь, хотя именно при нём появилась церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Кстати, в источниках встречается разная датировка строительства: 1690—1705, 1705, 1705—1708.
Известно, что после получения разрешения строить церковь стали не сразу. Наиболее вероятной является версия, что к строительству приступили только после второй женитьбы князя (1699). Работы прерывали на время пребывания Голицына послом в Вене (1700—1701) и завершили после его возвращения. Назначение священника в построенный храм состоялось только в 1708 году. Этот год считается наиболее достоверным временем окончания строительства. Сын Петра Алексеевича Голицына Николай в 1730-1731 годах выстроил придел Николая Чудотворца для того, чтобы существенно увеличить вместимость церкви.
Легенды Перова
Позже финансовые дела у Николая Петровича шли не слишком удачно. В 1732 году он заложил всё село Перово с деревней Тетеревники одному из самых таинственных и загадочных людей петровской эпохи – Якову Вилимовичу Брюсу. В Глинках бытовал рассказ о том, как к «Брюсу в ночные часы прилетал огненный дракон». Ещё была история, что будто бы «в жаркий июльский день он к удовольствию гостей обратил пруд в парке в каток и предложил кататься на коньках». Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом. Владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.
Так же существует предание о тайном венчании императрицы Елизаветы с Алексеем Григорьевичем Разумовским в церкви иконы «Знамение» в 1741 году. Несмотря на то, что сей факт ничем не подтверждён, легенда жива до сих пор! Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.
Главный фаворит
По по дошедшим до нас сведениям, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. При ней процветал фаворитизм. Известно, что её фаворитами были А.Б. Бутурлин, гофмейстер С.К. Нарышкин, гвардейский сержант Шубин. Но главным являлся Алексей Григорьевич Разумовский. Он родился в 1709 году в Черниговской губернии и был сыном простого днепровского казака Григория Розума. В детстве был обучен грамоте, бежал от самодура отца в соседнее село, где жил у дьячка и пел на церковном клиросе.
В 1731 году его, молодого красивого певчего с прекрасным голосом, отобрали певчим в Придворный хор. Так он попал в Петербург. Довольно скоро под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны. Однако цесаревна недолго наслаждалась его прекрасным голосом, поскольку Разумовский потерял его. Тогда цесаревна сделала из молодого человека бандуриста. Вероятно он сумел отличиться в этой области, так как Елизавета доверила ему администрацию одного из своих поместий, а потом и всего хозяйства.
О Разумовском говорили: «Это действительно красавец, брюнет с окладистой черной бородой, черты которого, уже сложившиеся, имеют всю привлекательность, какую только может иметь деликатное лицо. Рост его также бросается в глаза. Он высок, широкоплеч, с нервными членами. Хотя в его манере держаться остается нечто неуклюжее, результат воспитания и происхождения, однако заботы царевны, направленные на то, чтобы вышколить его, могут исправить этот недостаток». Алексей Григорьевич не принимал активного участия в государственном перевороте 1741 года. Политика была не его делом. Он охранял дом царевны, и во время коронации держал шлейф царской мантии.
Фавор Разумовского был долгим — до самой смерти Елизаветы. Простой казак был удостоен звания фельдмаршала, ни разу не командуя даже полком. По свидетельству современников, Алексей Разумовский обладал большой трезвостью ума и многое воспринимал с иронией. Украинское происхождение тайного супруга императрицы повлияло на быт императорского двора: в штате значилась «малороссиянка-воспевальница», увеличилось число певчих, появились бандуристы, в меню были вписаны малороссийские блюда, например, борщ.
Несмотря на своё возвышение, граф Алексей Григорьевич до конца своих дней сохранял добрый, скромный и бесхитростный нрав.
История жизни храма
В 1866 году придел Николая Чудотворца был снесён, и на его месте возведён новый, имитирующий стиль барокко. Тогда же к храму была пристроена колокольня. Но в 1906 году Никольский придел вновь был разобран вместе с колокольней. Оставили лишь первоначальную барочную постройку 1708 года.
В конце 30-х в храме размещались мыловаренный и химический цеха. В 1956—1959 годах пришедшую в упадок церковь пытались реставрировать. Более того, в 1958 году Знаменский храм обрёл статус памятника архитектуры республиканского значения. В процессе реставрации позднейшие пристройки к церкви были разобраны, да и сами работы не были закончены. Здание оставалось полуразрушенным, с голыми стенами, выбитыми окнами и отбитой штукатуркой.
Здание служило складским помещением в основном для уборочного инвентаря. В 1990 году вновь начинаются работы: установлены строительные леса и проведена внешняя окраска стен.
В 2000 году храм был возвращён Русской православной церкви, и на Пасху освящён малым чином. С этого времени здесь вновь проводятся богослужения.
Новомученники российские
В храме иконы Божией Матери «Знамение» служили два священника, в наши дни канонизированных РПЦ. Первый — протоиерей Николай Скворцов, рождённый в 1875 году. Он был настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортово, а с апреля 1937-го служил в Знаменской церкви в Перово.
Но в последний раз, 26 сентября 1937 года, «тройка» при УНКВД СССР по Московской области за «систематическую контрреволюционную агитацию» вынесла о. Николаю расстрельный приговор. На следующий же день его привели в исполнение.
Несколькими месяцами позже, 21 января 1938 года, был арестован второй священник знаменской церкви иерей Василий Коклин, служивший тут с 1927 года, с момента рукоположения во священники. Во время следствия он находился в Таганской тюрьме, на допросах отрицал свою причастность к вменяемой ему контрреволюционной деятельности. Тем не менее, в марте того же года отца Василия приговорили к казни и расстреляли.
Оба священника были канонизированы на Архиерейском соборе Русской православной церкви 13—16 августа 2000 года.