церкви храмы монастыри тюмени
Тюменская область
Содержание
Православие в Тюменской области [ править ]
История [ править ]
Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединения Сибири к русскому государству. Однако отошедшая к России при Иване Грозном огромная территория Сибирского царства долгое время находилась вне досягаемости законности и порядка. Правительство царя Михаила Федоровича и его отца, патриарха Филарета, понимая значимость распространения Православия среди коренных народов и исправления нравов первых русских поселенцев, учредило в 1620 году Сибирскую епархию, а кафедральным городом был избран Тобольск. До второй половины XVIII века Тобольская епархия, совпадавшая с административными границами Сибирской губернии, включала в себя территорию Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Церкви надлежало просветить и воспитать жителей Сибири в свете Христовой веры, привить ростки образованности и культуры, нередко противостоять произволу и беззаконию власть предержащих.
Трудами многих подвижников веры созидалась церковная жизнь в Сибири. Особенно замечателен вклад сибирских архипастырей – строителей, миссионеров, ревнителей просвещения.
Первый архипастырь, архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан был личностью известной и героической. Участник борьбы против шведского нашествия в Смутное время, он употреблял все силы к просвещению паствы и поднятию духовно-нравственного уровня сибирских священнослужителей. Он же положил начало летописанию в крае, повелев записать сведения о походе Ермака. При архиепископе Нектарии, «человеке пустынном и всякого мирского дела устранённом», в 1636 году произошло явление чудотворной Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Икона была написана протодиаконом Софийского собора Матвеем, причём по завершении работы ее заказчик исцелился от паралича. В 1783 году на Абалакском погосте был учреждён мужской монастырь. В дореволюционное время святая чудотворная икона ежегодно с крестным ходом и молебным пением торжественно приносилась из монастыря в Тобольск. В наши дни эта древняя традиция вновь возрождается.
В середине XVII века были основаны Иоанно-Предтеченский под Тобольском и северный Кондинский Троицкий монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского.
В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия ввиду ее особой значимости была возвведена в степень митрополии, и тогдашний архиепископ Корнилий стал первым митрополитом Сибирским.
К началу XVIII века в России были остро поставлены вопросы христианизации северных народов и борьбы с расколом. Во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность. Вскоре он по болезни оставил управление и в Тюменском Троицком монастыре принял схиму с именем Феодор. На его место назначили кроткого и нищелюбивого молитвенника Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича), по смерти которого в 1715 году митрополия вновь была вверена святителю Филофею (Феодору), окончательно отошедшему от дел только в 1720 году. Во все время пребывания на кафедре, а потом и на покое, он не оставлял миссионерских трудов, предпринимая поездки в самые отдаленные места своей обширной епархии. По блаженной кончине, последовавшей в 1727 году, он, согласно завещанию, был похоронен у порога Троицкого собора, дабы и по смерти не оставить подвига смирения. За свою жизнь святитель Филофей выстроил 288 церквей и крестил около 40000 человек из местных племён, объездив и исходив всю Сибирь от края и до края.
Управлявший Тобольской митрополией после святителя Филофея святитель Антоний (Стаховский) также почитался сибиряками за святость жизни. В 1741 году митрополитом Тобольским некоторое время был св.Арсений (Мациевич), непримиримый противник секуляризации, впоследствии пострадавший при Екатерине II за защиту достояния и канонов Церкви.
Следующий архипастырь, Антоний II (Нарожницкий) в 1743 году преобразовал архиерейскую школу митрополита Филофея в Духовную Семинарию, которая впоследствии стала основой для многих других сибирских учебных заведений. Непосредственно на базе Семинарии в Тобольской епархии было открыто около 200 церковных школ.
Во второй половине XVIII своей деятельностью прославились митрополит Павел II (Конюскевич) (1758-1768) и архиепископ Варлаам (Петров) (1768-1802). Митрополит Павел известен как поборник церковных канонов и покровитель миссионерства и просвещения. Вместе с Владыкой Ростовским Арсением он выступил против секуляризации 1764 года и был отстранен от кафедры, после чего Тобольская епархия перестала быть митрополией. Скончавшийся на покое в 1770 г. в Киево-Печерской лавре и почитаемый в лике святых, митрополит Павел остался в памяти сибиряков как ревностный архипастырь, строгий и взыскательный к духовенству, милосердный и сострадательный к бедным и немощным. Архиепископ Варлаам I (Петров), воспитанник Александро-Невской Лавры, молитвенник и строгий аскет, как и его предшественники по кафедре, большое внимание уделял развитию просвещения и миссионерства. Он помогал пастве справиться с пугачёвским разорением, а затем с последствиями большого пожара, уничтожившего сибирскую столицу. Подражая Св. Иоанну, которого он особо чтил, святитель оказывал помощь всем терпящим нужду.
В XIX в. в деле просвещения и миссионерства много потрудились архиепископ Евгений (Казанцев) (1826-1831) и епископ (позже митрополит Ярославский) исповедник Агафангел (Преображенский) (1893-1897).
В числе прославившихся святостью жизни в XIX веке в Тобольске известен преподобный Мисаил Абалакский (в миру Павел Фокин) долгое время бывший священником, а потом служивший при архиерейском доме. На его могильной плите в архиерейской загородной Преображенской церкви были высечены слова: «Мир праху твоему, всегдашний подвижник благочестия и неусыпный молитвенник». В годы гонения в XX в. мощи преподобного Мисаила были уничтожены.
В середине-второй половине XVIII в. при сибирских монастырях и многих уездных духовных правлениях были открыты латинские и славяно-русские школы. Система духовного образования сыграла заметную роль и в становлении светского образования. Духовные школы, созданные как чисто сословные учебные заведения, на протяжении XVIII в. играли существенную роль в снабжении грамотными кадрами гражданских учреждений и учебных заведений. Выпускники семинарии обеспечивали состав учительских кадров большинства новых учебных заведений от Перми до Барнаула.
В XIX в. сеть учебных заведений в епархии была значительно расширена, осуществлялось издание литературы на национальных языках народов Сибири. Говоря о вкладе духовенства епархии и его роли в системе культурных преобразований в крае, следует указать имена воспитанников Тобольской Духовной семинарии, ставших широко известными далеко за пределами губернии и снискавших всеобщее признание в определенных областях науки, культуры, литературы и искусства: сибирского духовного писателя И.И.Варлакова, востоковеда, миссионера архимандрита Иакинфия (Бичурина), обер-священника армии и флота, участника Отечественной войны 1812 Г.Мансветова, церковных историков-краеведов Н.А.Абрамова и А.И.Сулоцкого, доктора медицины П.В.Путилова, художника и литератора С.М.Знаменского, выдающегося миссионера св.митрополита Макария (Невского) и др.
В 1916 году при стечении тысяч паломников состоялись торжества обретения мощей и прославления глубоко любимого сибиряками святителя Иоанна Тобольского, память которого на протяжении двух веков свято чтилась. В числе участвовавших в празднестве архипастырей были известный миссионер св. митрополит Московский Макарий, митрополит Литовский Тихон (будущий святой патриарх Всероссийский), а также пострадавшие в годину гонений священномученник Вениамин, в ту пору епископ Гдовский, и протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Начало XX века в истории России было отмечено крупнейшими социальными потрясениями. Защищая поруганную веру и Отечество, многие воспитанники Семинарии воевали на фронтах гражданской войны. В одном из напутствий семинаристам-добровольцам, уходящим в декабре 1918 года на борьбу с красными отрядами, под сводом семинарского храма было сказано: «Вы идёте во имя прекрасного доброго. Те люди, против которых пойдёте Вы, хотят вторично распять Христа. Идите же, чтобы не дать им выполнить их пагубное, гнусное дело. Они хотят выкинуть из жизни всё то, для чего до сих пор жили люди, и наш долг не дать им успеть в этом. ». Последний выпуск Семинарии состоялся весной 1919 года. Каникулы для студентов затянулись ровно на 70 лет.
В 1917-1918 гг. в Тобольске под арестом находились святые царственные страстотерпцы император Николай II с семьёй. В это же время епископом Тобольским был святитель Гермоген (Долганов), ранее претерпевший опалу за свою принципиальность и горячее отстаивание канонов Церкви и нравственных основ государственности. Бесстрашные обличения и выступления Святителя против безбожной власти и особенно его активная деятельность по сплочению вокруг Церкви всех здоровых сил общества в противовес властям, ведшим бессовестную игру на трудностях времени, вызывали нескрываемую ненависть врагов Отечества и Христа. 16(29) июня 1918 г.епископ Гермоген был зверски замучен и утоплен большевиками. В сопровождении крестного хода и при огромном стечении народа мощи священномученника были перенесены в Тобольск и погребены на месте прежнего упокоения св. Иоанна Тобольского в Софийском соборе. Его мощи были торжественно обретены 3 сентября 2005 года.
При советской власти сибирский край стал местом заключения и массовых ссылок миллионов людей, среди которых воссиял сонм нам известных и ведомых одному Господу новомученников и исповедников Российских. Одно время в Тобольске отбывал ссылку духовник Марфо-Мариинской обители протоиерей. Митрофан Серебрянский, в двадцатые годы здесь под арестом держали местоблюстителя Патриаршего престола священномученника митрополита Петра, вполедствии скончавшегося на крайнем Севере.
Когда в начале тридцатых было истреблено почти всё духовенство, власти принялись за мирян. Одним из первых мучеников стал Федор Иванов. Он был арестован и расстрелян в 1937 году без суда и следствия. Известны факты помощи святого мученика обращающимся к нему с просьбой о предстательстве пред Господом.
В 1920-е годы почти все храмы и практически все монастыри были закрыты и осквернены, сама древняя Тобольская епархия упразднена. Лишь в конце Великой Отечественной войны в городах юга области открылось несколько храмов, а территория бывшей Тобольской епархии была включена в состав образованной тогда Омско-Тюменской епархии. До конца 1980-х годов в огромной по своей площади Тюменской области функционировало только 8 церквей.
В 1989 г. Церкви был возвращен разрушенный и лишившийся своих святынь Абалакский Знаменский монастырь. Осенью 1989 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви после 70-ти летнего перерыва возрождается бытие Тобольской Семинарии, вновь ставшей первой по своему значению в Сибирском крае. В январе 1990 года была возрождена Тобольско-Тюменская епархия. Начался сложный период становления и Епархии, и Семинарии.
Настоящее время [ править ]
Тобольско-Тюменская епархия расположена на территории Тюменской области. Духовным центром в Епархии является кафедральный город Тобольск, где находятся самый древний за Уралом каменный Софийско-Успенский (1686 г.) и Покровский кафедральный собор (1746 г.), в Тюмени кафедральным является Знаменский собор.
Возрожденная в 1990 году Тобольско-Тюменская епархия охватывала территорию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
30 мая 2011 года было принято решение Священного Синода о выделении из состава Тобольско-Тюменской епархии Ханты-Мансийской и Сургутской и Салехардской и Ново-Уренгойской епархий. В настоящий момент в Тобольско-Тюменскую епархию входят приходы городов юга Тюменской области.
По состоянию на 1 января 2012 года в Епархии действует 4 монастыря, 152 прихода (70 зарегистрированных приходов и 82 незарегистрированных приходов (религиозных групп), 160 храмов, 28 молитвенных комнат и домов, 14 часовен. В Епархиальное Управление входит 11 епархиальных отделов. Действует 4 благочиния, 3 епархиальные комиссии. В каноническом подчинении Управляющего Епархией на 1 января 2012 г. находятся 138 священнослужителей.
Населённые пункты [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
(В Знаменской церкви Абалакского монастыря находится чудотворный список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой.
(Тюменский Знаменский кафедральный собор. Икона написана точно так же, как и икона «Знамение» Новгородская, в память о чуде, совершившемся в Новгороде в 1170 году.)
( 627172, Тюменская область, Упоровский район, с. Суерка, храм Серафима Саровского)
Монастыри [ править ]
Абалакский Знаменский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: 1783
Адрес: Тюменская обл., Тобольский р-н, с. Абалак
Мужской монастырь, организованный в 1783 при храмах села Абалакского, известных чтимым образом Богоматери Знамение, при переводе сюда Невьянского Богоявленского монастыря. Ограда и келейные корпуса сооружены в нач. XIX в. Был сравнительно немноголюден. Закрыт в 1924, занят пересыльной тюрьмой, позже школой-интернатом. В нач. 1990-х возвращен верующим, вновь открыт в 1996. Полностью отреставрирован в 2000-2010-х.
Богородице-Рождественский Ильинский Тюменский женский монастырь [ править ]
Дата основания: ок. 1620
Адрес: г. Тюмень, ул. 25-го Октября, 29
Женский монастырь при Ильинской церкви Тюмени создан ок. 1620, но в 1765 упразднён, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в 2002 одновременно с началом реставрации церкви.
Троицкий Тюменский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: ок. 1616
Адрес: г. Тюмень, ул. Коммунистическая, 10
Мужской монастырь на высоком мысу над рекой Турой, по преданию основанный ок. 1616 выходцем из Раифской пустыни иноком Нифонтом. Ансамбль каменных построек сооружён в нач. XVIII в. митр. Сибирским Филофеем (Лещинским), планировавашим превратить монастырь в крупный миссионерский центр. До нач. ХХ в. один из крупнейших мужских монастырей Сибири. Закрыт в 1923, часть построек разрушена, в 1940-1950-х занят военными. Реставрировался с 1960-х. В 1995 вновь открыт на части старой территории.
Храмы [ править ]
Софийско-Успенский собор (Тобольск) [ править ]
Софийско-Успенский собор является древнейшим храмом в Сибири. Это первое кирпичное здание за Уральским хребтом. В 2011 году исполнилось 325 лет со дня окончания строительства храма в каменном исполнении и его освящения. Кафедральный собор Тобольска получил имя в честь Второго Лица Святой Троицы – Софии, Премудрости Божией.
Деревянный кафедральный Софийский собор впервые был построен в Тобольске между 1621-1624 годами, но при пожаре 1643 года он сгорел.
По реконструкции современных ученых, тобольский Софийский собор был очень похож на сохранившиеся деревянные храмы новгородчины и Кижей того же времени. Вместо сгоревшего Преосвященный Герасим (Кремлев) 24 мая 1646 года заложил, а 13 августа 1648 года освятил второй, новый Софийский собор, так же, как и первый, о тринадцати главах и с приделами. Но и этот собор 29 мая 1677 года сгорел при большом пожаре в нагорной и подгорной частях города.
Адрес: г. Тобольск, Красная площадь, 2
Покровский собор (Тобольск) [ править ]
Заложен в 1743, строился на казенный счет. В 1746 году был освящен во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев митрополитом Антонием II (Нарожницким).
В 1860 году собор был капитально отремонтирован, в том же году в нем был устроен серебрянный престол на средства местного купца П.Ф. Плеханова.
В 1867 году купцом Н.В. Неволиным был пристроен придельный храм и 30 сентября того же года освящен во имя упомянутых Киево-Печерских чудотворцев, а главный храм посвящен Божией Матери, «в честь славного Ея Покрова, да покрывает град и люди честным своим омофором».
Адрес: 626152, Тюменская обл., г. Тобольск, Красная пл., Кремль.
Храм Архангела Михаила (Тобольск) [ править ]
Первоначальный деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил был заложен в 1652 году.
13 мая 1715 года храм «со всяцем усердием и с долгом (от прежде бывшаго треми леты пожару) украшенный» сгорел.
Благодаря пожертвованиям, в короткое время был устроен новый деревянный Михаило-Архангельский храм с приделом во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однако он быстро пришел в ветхость, и в 1744 году прихожане начали хлопотать о построении каменного храма.
Строительство началось 2 июля 1745 года.
В 1795 году, стараниями сына старосты храма Иакова Худякова, был пристроен каменный двухэтажный дом, служивший помещением для причта.
К началу XIX века с северной стороны храма был сооружен придел во имя Трех вселенских святителей.
Адрес: Россия, 626152, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Ленина, 24
Церковь Захария и Елизаветы (Тобольск) [ править ]
Церковь Захарии и Елизаветы – одна из многочисленных достопримечательностей города Тобольска, являющаяся памятником сибирского барокко. Храм располагается на открытом месте, хорошо просматриваясь со всех сторон.
В 1752 г. в Тобольске была построена первая деревянная Захарьевская церковь. Митрополит Сильвестр распорядился соорудить ее на участке земли, приобретенном крестьянином М. Мухиным у татар. В 1757 г. храм сгорел, а на его месте заложили новый каменный двухэтажный, с шестью престолами. Строительство церкви затянулось на 20 лет и закончилось только в 1776 г. Строительными работами руководил мастер А. Городничев.
Адрес: 8 Тюменская,, Базарная пл., Тобольск, Тюменская, Россия
Фото [ править ]
Храм иконы Спаса Нерукотворного в Тюмени
Знаменский собор в Тюмени
Иерусалимская икона Божией Матери
Тюменская икона Богородицы
Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени
Храм Воздвижения в Тюмени
Храм свт. Николая в Тюмени
Абалакская икона Богородицы
Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь
Тюмень (храмы)
Содержание
Знаменский кафедральный собор (Тюмень) [ править ]
Точная дата основания церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», к сожалению, остается неизвестной, она колеблется между 1624 и 1659 годами. Первая деревянная церковь сгорела в пожаре 1697 года, затем была восстановлена и вновь уничтожена огнем в 1766 году. В 1768 году на месте сгоревшей деревянной была заложена каменная церковь. Основные этапы строительства были завершены в 1786 году.
Адрес: 625003, г.Тюмень, ул.Семакова, 13
Телефон: 46-85-76, тел./
Факс: 46-60-16, 46-81-17
Вознесенско-Георгиевский храм (Тюмень) [ править ]
Первыми документами, которыми мы располагаем в отношении Вознесенской церкви, были замечания архитектора А. Суворова, который, находясь в Тюмени в 1840-х годах, обратил свое пристальное внимание на аварийное состояние двух, между собой похожих как в основании, так и в размерах, колоколен Воскресенской* и Вознесенской церквей. Он отмечал: “Имея значительную высоту двух указанных колоколен, которые с годами приобретают постепенное падение на запад, где впоследствии в их стенах образовались серьезные трещины. Естественно, невмешательство может причинить в дальнейшем серьезные последствия для этих церквей. Вероятно, только в уменьшении их высоты можно облегчить тяжесть для фундамента и остановить их падение и к тому же они приобретут благовидную наружность верхней части”.
В 1840-м году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался.
Адрес: 625005 г. Тюмень, ул. БЕРЕГОВАЯ 77, Вознесенско-Георгиевский храм.
Крестовоздвиженская церковь (Тюмень) [ править ]
Закладка храма, средства на строительство которого предоставили прихожане, состоялась на южной оконечности Затюменского мыса в 1774 году, в то время как освящение — в 1791 году.
К 1837 году относится возведение вокруг храма каменной ограды с двумя воротами. В 1873 году на церковной земле были построены дома для причта.
В 1900-х годах в число попечителей церкви входили купцы Колокольниковы, в то же время попечители всего близлежащего квартала.
В приход входили 4 деревни: Воронина, Княжева, Метелева, Казанская. Причт состоял из священника и псаломщика.
В советский период церковь была закрыта, с куполов были сброшены кресты, а само здание храма использовалось под мастерские сельхозтехникума, школу ДОСААФ, стрелковый тир и студенческий клуб.
В 1993 году церковь была передана Тобольско-Тюменской епархии, что повлекло за собой возобновление богослужения.
Адрес: Россия, г. Тюмень, ул. Луначарского, 1
Всехсвятская церковь (Тюмень) [ править ]
В первой половине XIX века на восточной окраине Тюмени простирался большой массив деревянной застройки, заканчивавшийся городским кладбищем. Здесь на месте старой деревянной церкви, построенной в 1779 году, по инициативе титулярного советника Дмитрия Войнова был заложен каменный храм. Освящение церкви состоялось в 1838 году. Внутреннее благолепие церкви создавалось трудами сына храмоздателя, коллежского советника Матвея Войнова.
С 1839 года церковь была приписана к Тюменской Покровской (Ильинской) церкви. Причта по штату не полагалось, кроме старосты, ухаживающего за церковью. Богослужения проводились редко. В 1884 году кладбище, где находилась Всехсвятская церковь, было закрыто, захоронение запрещено. Оно долгое время оставалось без хозяина и служило объектом расхищения. Относительный порядок был наведен лишь в 1908 году.
Церковь Серафима Саровского (Тюмень) [ править ]
На современных картах г. Тюмени мы не найдем исторически сложившихся названий районов города, таких как: Большое и Малое Городище, Тычковка, Потаскуй… Микрорайон “Казачьи луга” – это единственное название жилого района, сохранившееся до сегодняшнего дня на картах Тюмени с дореволюционного времени.
С XVII века до революции 1917 г. казаки использовали данную местность для сенных покосов, полученных за службу Государству Российскому. Опираясь на исследовательские труды ученых, историков, краеведов можно предположить, что местом стоянки дружины атамана Ермака с августа 1580 по май 1581 гг. были именно “Казачьи луга”. Отсюда, из под Чимги-Туры (старое название Тюмени), в сторону Тобольска, согласно Ремезовской летописи, дружина Ермака отплыла на стругах 22 мая 1581 г.
Адрес: 625034 г.Тюмень, ул. Западносибирская 6
Свято-Никольский храм (Тюмень) [ править ]
31 мая 2004 года в Восточном микрорайоне г. Тюмени было освящено место и установлен поклонный крест, табличка на котором извещала о начале строительства храма в честь Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Идея выстроить новую церковь появилась у Александра Гавриловича Журуна. Появилась намного раньше, чем установили крест.
Поводом послужила старинная икона, которую А. Г. Журун привез из села Стародум Упоровского района как память о бабушке. На черной доске невозможно было рассмотреть изображения. Десять лет назад чудесным образом икона начала обновляться. Когда стало понятно, что на ней изображен всемирно любимый святой Николай Чудотворец, Александр Гаврилович передал икону в часовню поселка Мыс, население которого он представлял, будучи депутатом Тюменской городской Думы в 2000-2003 гг.
Адрес: Россия, Тюменская область, Тюмень, улица Моторостроителей, 1а
Благовещенский храм (Тюмень) [ править ]
В 2001 году в Тюмени был зарегистрирован приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 апреля 2004 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была обретена икона Благовещения Пресвятой Богородицы с царских врат неизвестного разрушенного храма.
15 апреля того же года архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием (Капалиным) был освящен поклонный крест и земельный участок под строительство храма.
Адрес: г. Тюмень, ул. Широтная, 83 б, сквер Депутатов (2мкр)
Церковь Архангела Михаила (Тюмень) [ править ]
Первое упоминание о храме святого Архангела Михаила г. Тюмени относится к 1616 г. Храм был деревянным и в 1697 г. сгорел. В 1781 году на месте деревянной церкви Михаила Архангела по благословению епископа Тобольского и Сибирского Варлаама I была заложена каменная двухъярусная церковь. Первоначально предполагалось, что вновь возводимая церковь будет одноэтажной с приделом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, однако в процессе строительства было решено возвести двухэтажное здание с размещением на 1-ом этаже теплой церкви во имя Архистратига Божия Михаила (освящена в 1791 году), а на втором — холодной церкви во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освящена в 1824 году).
В 1898-1899 гг. был выстроен одноэтажный северный придел, освященный во имя святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца и покровителя Сибири.
Адрес: 625003, г.Тюмень, ул. Ленина, 22
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Тюмень) [ править ]
По благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова) двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 г. В 1797 г. храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство верхней церкви растянулось на долгие годы и завершилось лишь в 1819 г. с освящением в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо церкви улица (ныне ул. Ленина).
В храме находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного.
Адрес: Россия, 625006, г. Тюмень, ул. Ленина, 43
Храм святого праведного Симеона Богоприимца (Тюмень) [ править ]
Здание храма было построено для сиротского приюта в 1871 году.
В 1999 году здание храма было возвращено Тобольско-Тюменской епархии. В 2001 году при храме был создан духовно-просветительский центр. В историческом здании Владимирского сиропитательного заведения располагается Тюменское благочиние Тобольско-Тюменской епархии.
Адрес: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Республики, 60
Храм Трех Святителей (Тюмень) [ править ]
Храм святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в Тюмени построен в 1862 году трудами купцов Ивана и Федора Дьяконовых на Парфеновском кладбище. Действовала церковно-приходская школа.
А 1932 году храм был закрыт, уничтожен иконостас. Двор и помещения храма использовались в качестве перевалочного пункта для ссыльных крестьян. Во время войны в здании храма располагался склад боеприпасов, потом пекарня.
В 1968 году кладбище закрыли, и 20 лет церковь простояла в запустении.
В июне 1988 года здание храма передали церковной общине в плачевном состоянии. В 1989 году в храме начали служить первые молебны, а в 1990 году состоялось освящение.
Адрес: г. Тюмень, ул. Дружбы, 122.
Храм Лазаря Четверодневного (Тюмень) [ править ]
В 1998 году у входа на Червишевское кладбище начали возводить православную церковь, но строительство остановилось.
Часовня, достроенная на средства частного жертвователя, была освящена в 2003 году.
Часовня перестроена в храм и освящена в 2019 году.
Работы велись два года на добровольные пожертвования организаций, жителей Тюмени и других регионов.
Адрес: город Тюмень, у входа на Червишевское кладбище.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Тюмень) [ править ]
Строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Мыс начато в 1998 году на средства благотворителей.
Храм освящен в 2000 году.
Расширен в 2009 году, пристроен алтарь, поставлен престол и жертвенник, сделан иконостас.
Адрес: г. Тюмень, ул. Судоремонтная, 1а.
Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (Тюмень) [ править ]
В 2005 году было проведено собрание жителей поселка Тарманы, на котором вынесено решение о строительстве православного храма. Освящение места под строительство храма совершено 18 июня 2008 года. С самого образования прихода началось ежедневное чтение акафиста. Появилась молельная комната, где совершались молебны.
На праздник Рождества Христова 7 января 2010 года в храме было проведено первое богослужение. Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» состоялось 26 апреля 2010 года.
Адрес: Тюмень, ул. Малышева, д. 28, (поселок Тарманы в черте Тюмени).
Храм иконы Божией Матери «Целительница» (Тюмень) [ править ]
В 1999 года было принято решение о строительстве храма на территории больничного комплекса, создан благотворительный фонд «Духовность и здоровье». В 2003 году состоялся молебен на месте будущего храма.
Первая литургия в храме состоялась 7 января 2006 года, на Рождество Христово. В апреле состоялось освящение храма.
Сестры милосердия посещают болящих в областной больнице №2, особое внимание уделяют одиноким и престарелым людям.
По вторникам сестры милосердия читают акафист перед иконой Божией Матери «Целительница».