церкви и храмы чебоксар
Чебоксары (храмы)
Содержание
Введенский кафедральный собор (Чебоксары) [ править ]
Левый придел имеет два алтаря:
1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;
2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.
Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).
Адрес: 428018, г.Чебоксары, ул.К.Иванова, 21
Покровско-Татианинский собор [ править ]
Покро́вско-Татиа́нинский собо́р (чуваш. Пукрав-Татиана соборĕ) — православный собор в Чебоксарах.
Заложен в 2001 году во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чувашию.
При открытии получил статус собора.
Освящён 16—17 сентября 2006 года.
Адрес: 428000, г.Чебоксары, ул.М.Павлова, 17
Храм святого Иоанна Кронштадтского (Чебоксары) [ править ]
В 1990 – 1993 годах восстановлена как церковь под общим руководством протоиерея Григория Тимофеевича Медведева силами и средствами прихода.
Первоначально освящён престол в нижнем цокольном этаже в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших» в 1990 году.
А в 1993 году престол в честь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.
Адрес: 428010, г. Чебоксары, ул. 2-ая К.Слобода, 28а
Храм Воскресения Христова (Чебоксары) [ править ]
Церковь Воскресения Христова в Чебоксарах, построена на средства прихожан в 1758 г.
Адрес: г. Чебоксары, ул. Калинина,1
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Чебоксары) [ править ]
Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская, 99
Собор Архангела Михаила (Чебоксары) [ править ]
Церковь Св. Архангела Михаила построена в 1702 году на средства прихожан.
В 1758 году также на средства прихожан был построен придел Параскевы Пятницы и колокольня. Таким образом в составе архитектурного комплекса было три здания: холодная (летняя) церковь Михаила Архангела, теплая (зимняя) Параскевы Пятницы и колокольня.
До революции в церкви хранилась местная реликвия — Тихвинская икона Божией Матери, представляющая историческую и художественную ценность. Однако в советское время она безвозвратно исчезла, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.
В советское время церковь была закрыта (1927), зимний храм и изящная колокольня утрачены (1930-е годы), а в уцелевшем здании долгие годы располагался государственный архив (один из фондов Национальной библиотеки Чувашии).
В 1993 году состоялась передача храма Чебоксарско-Чувашской епархии.
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. Бондарева, 12
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Чебоксары) [ править ]
Церковь Успения Божией Матери – один из уникальных архитектурных памятников города Чебоксары, ценный образец русского провинциального зодчества середины XVIII века и важная архитектурная доминанта старого города.
Построена она в 1763 году на центральной торговой площади города рядом с несохранившимся ныне зданием магистра(по существовавшему преданию храм воздвигнут на средства купца Дряблова).Единственная в Чебоксарах двухэтажная церковь стала самой монументальной культовой постройкой города, превосходившей по своим размерам даже Введенский собор.
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1в
Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары) [ править ]
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».
Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.
Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4
Храм Рождества Христова (Чебоксары) [ править ]
24 июня 1999 года храм был заложен Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 24 июня 1999 года на площади Республики, накануне празднования 2000-летия Рождества Христова.
24 июня 2000 года Высокопреосвященный Варнава совершил благодарственный молебен по случаю окончания строительства.
30 декабря 2000 года Архиепископ Варнава освятил престол храма в честь Пресветлого Рождества Христа Спасителя.
Со дня освящения и до 2009 года церковь Рождества Христова была приписана Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю.
С 2009 года храм получил статус епархиального.
Адрес: 428000, г. Чебоксары, пл. Республики
Церкви и храмы чебоксар
Не все храмы в Чебоксарах дожили до наших дней. В своих постах я покажу и расскажу о тех, что уцелели или были возведены в наши дни. Все фотографии сделаны мной в течении зимы.
Академик И. Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г., писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».
Первым строением религиозного назначения Чебоксар была соборная Введенская церковь (Введенский собор), построенная в XVI — 1-й половине XVII века. В 1566 году по указу царя Ивана Грозного на территории посада создается Свято-Троицкий мужской монастырь. Между кремлем и Свято-Троицким монастырем, предположительно в 1584 году, возводятся деревянные строения Николаевского женского монастыря.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В городе Чебоксары почти все каменные церкви были возведены в XVIII в., но в наши дни из приходских осталось две: Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы.
Успенской церкви повезло меньше. В основном сохранился и отреставрирован основной объем,причем первый этаж засыпан песком. Тем не менее церковь в наши дни является действующей.
Церковь, построенная в 1763 г., представляла собой трехэтажный храм типа «восьмерик на четверике», с двухэтажной трапезной в западной части. По своей объемной композиции церковь повторяет Петропавловскую церковь в Казани постройки 1726 г. Успенская церковь в плане состоит из расположенных по одной оси квадратных помещений трапезной и собственно церкви, позади которых даны апсиды трехлепестковой формы.
Архитектурный декор фасадов типичен для русской культовой архитектуры первой половины XVIII в. Углы четверика, восьмигранника и трапезной закреплены плоскими пилястрами. На уровне первого и второго этажей по периметру здания проходит профилированный пояс-карниз. Такие же карнизы завершают плоскости четверика, трапезной и восьмерика. Наличники окон представляют собой рамки тонкого полувалика с расположенными над ними сандриками.
Наличники окон — восьмерики другого типа, в виде полуколонок, завершенных фигурными фронтончиками. На церкви — одна большая глава.
Церковь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского является памятником мемориальной архитектуры начала ХХ века. Расположена на насыпном холме в южной части Чебоксарского залива, где еще до основания города-крепости Чебоксары, располагалась «воинская сила». Среди памятных мест Чебоксар Владимирская горка по праву может считаться одним из главных. Богатством исторических событий и своеобразием архитектурных памятников она не уступит любому другому уголку города.
Летом 1555г. первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий с этого места по поручению Иоанна Грозного освятил место будущего городского поселения иконой Владимирской Божией Матери. Так эта возвышенность получила название Владимирской горки.
Одной примечательной особенностью района, примыкающего к Владимирской горке, является некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города, К сожалению, сведений о первых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столетия была предпринята попытка закрыть расположенное здесь кладбище, правда с оговоркой: «погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых человеческих тел допускать. только по знатности лиц, от которых может происходить вклад».
Возвышающаяся над склепом часовня отличается классической простотой композиции, хорошо найденными пропорциями и выразитель-ными деталями. Особо выделяется архитектурно-декоративное убранство западного фасада, портик которого решен в виде треугольного фронтона с разорванным антаблементом, опирающегося на круглые колонны коринфского ордера. Северный и южный фасады оформлены несколько скромнее: треугольный фронтон поддерживается здесь спаренными пилястрами ионического ордера, разрыв антаблемента менее выражен, поверхность стен оштукатурена под руст. Наиболее заметным элементом боковых фасадов являются большие арочные окна со сложным орнаментированным переплетом, в верхней части которого находятся ажурные розетки, первоначально имевшие вставки из цветного стекла. Между оконными переплетами сохранились декоративные кованые решетки. Оконные проемы венчают замковые камни с рельефным изображением херувимов. Внутреннее убранство храма полностью утрачено.
Храм-часовня Иоанна Воина. Кирпичная церковь-памятник, построенная в 1999-2000 к 55-летию победы в Великой Отечественной войне. Столпообразная однокупольная постройка, в целом выстроенная по образцу Георгиевской церкви на Поклонной Горе в Москве.
Церковь «Взыскание погибших» иконы Божий Матери. Церковь построена на средства пожертвователей в 1996-2000 гг. Имеет два престола: во имя иконы Божией Матери «Взыскания погибших» и св. Николая Чудотворца. Внутри храм расписан.
Чебоксары
Чебокса́ры (чуваш. Шупашка́р) — город в России, столица Чувашской Республики, её административный, научный, промышленный и культурный центр. Население — 473 895 чел. (2015), население городского округа Чебоксары — 484 469 чел. (2015). День города отмечается в третье воскресенье августа. Расположен в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС, на правом высоком берегу Чебоксарского водохранилища.
Чебоксары имеют город-спутник Новочебоксарск, вместе с которым формируют полицентрическую агломерацию с численностью населения более 680 тыс. чел. 2 марта 2008 года был проведён референдум по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск в один городской округ, но большинство новочебоксарцев проголосовало против объединения, в результате вопрос был отложен.
Содержание
Православие в Чебоксарах [ править ]
В XVIII веке Правительство приняло ряд мер, направленных к обращению в христианство нерусских народов Поволжья. Однако, они имели лишь внешний эффект, мало способствовавший внутреннему усвоению христианской веры. Язычники привлекались чаще всего материальными выгодами: освобождением от податей, от рекрутской повинности или от работ на государственных заводах. Такая «миссия» не только не оказывала Церкви никакой помощи, но чаще всего мешала миссионерству.
Главным камнем преткновения для распространения христианства в Поволжье был язык проповеди, непонятный для большинства местного населения. Лишь к середине XIX в. в деле христианского просвещения Поволжья произошли существенные изменения. Связаны они в первую очередь с деятельностью великого просветителя инородцев Н.И. Ильминского. Николай Ильминский дал толчок миссионерскому движению, который выразился, прежде всего, в переводе Евангелия и богослужебных книг на родные языки, в открытии народных школ и подготовке преподавателей из местного населения. Так, среди чувашей идеи Н.И. Ильминского воплотил в жизнь выдающийся чувашский ученый – педагог и просветитель И.Я. Яковлев.
В 1854г. было учреждено, в помощь Казанскому архиерею, Чебоксарское викариатство. 29 января (11 февраля) Святейшим Синодом избран, а 30 января (12 февраля) утвержден Государем Императором, викарий Казанской епархии, бывший ректор Ярославской Духовной Семинарии, архимандрит Никодим (Казанцев; 1854 – 1861 г.г.). Его хиротония во епископа Чебоксарского была совершена 14 (27) февраля 1854г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В обязанности епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, входило заведывание делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, решение вопросов, касающихся псаломщиков, дел о просфорнях; разрешение браков и дел исковых о расторжении браков; определение старост к сельским церквям; рассматривание происшествий в церквях, иски с духовных лиц по долговым обязательствам; назначение епитимии светским лицам по приговорам светских судов; выдача метрических свидетельств и утверждение опекунов к малолетним сиротам по смерти лиц духовного звания, а также управление Кизическим – Введенским монастырем близ Казани.
Революционные преобразования в России привели к серьезным потрясениям и в церковной жизни.
24 июня 1920г. была образована Чувашская Автономная область из земель Казанской и Симбирской губерний. Новая власть стала поощрять церковный сепаратизм. В среде духовенства появились модернистские группировки, так называемые сторонники «Живой Церкви», призывавшие к революции в Церкви и к всестороннему обновлению. В Чувашской Автономной области обновленцы стали захватывать приходы, требуя «чувашскую автокефальную церковь». Назначенный во II-й половине 1920 года на Чебоксарскую кафедру епископ Афанасий (Малинин) встретил здесь сильное противодействие и был вынужден жить в Казани.
На борьбу с церковным расколом и обновленчеством Святейший Патриарх Тихон поставил преосвященного Германа (Кокеля), епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Его трудами уже в I-й половине 1925г. из 299 приходов Чувашской Автономной области 159 воссоединились с Матерью-Церковью. При помощи ОГПУ обновленцы выдворили епископа Германа за пределы Чувашии, и в 1937г. он был расстрелян. В 2001г. имя святителя Германа (Кокеля) было включено в прославленный Собор новомучеников и исповедников Российских.
30 – 40-е г.г. XX столетия ознаменовались массовым закрытием церквей на территории Чувашии. Оставшиеся приходы в церковном отношении были подчинены Горьковскому епископу, поскольку с 1929 по 1936 г.г. Чувашская Автономная Республика находилась в составе Горьковского Края. В это же время прекратило свое существование обновленческое управление в Чувашии.
С первого дня Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Русская Православная Церковь заняла твердую патриотическую позицию, призвав своих чад встать на защиту Родины. В трудные военные годы в храмах Чувашии собирались пожертвования на нужды фронта, возносилась горячая молитва о победе, об упокоении павших, о тех, кто сражался на поле брани, о трудившихся в тылу и об избавлении пленных. Только за первые шесть месяцев 1944г. духовенством и мирянами Чебоксарского Введенского собора было собрано более 100 тыс. рублей на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Патриотическая позиция Церкви побудила Советское правительство к изменению религиозной политики.
Послевоенные годы ознаменовались ярким, хотя и кратковременным возрождением церковной жизни: люди стали обращаться к гонимой вере, а оставшиеся в живых священнослужители были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах Православной Церкви. Важнейшим событием церковной жизни для верующих Чувашии явилось замещение вдовствующей Чебоксарской архиерейской кафедры.
Чебоксарско-Чувашская епархия стала самостоятельной согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью» от 1945г. В частности, в третьем разделе «Положения» определено, что границы епархий должны совпадать с гражданскими административными границами – областными, краевыми, республиканскими. Указом Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) от 3 января 1946г. на Чебоксарско- Чувашскую кафедру был назначен епископ Иларий (в миру – Петр Григорьевич Ильин). Несмотря на преклонные годы, а преосвященному Иларию было уже 75 лет, он все свои силы отдавал делу управления епархией и своим кротким, любвеобильным сердцем стяжал к себе горячую любовь духовенства и паствы.
В 70-е годы того же XX столетия церковная жизнь оставалась относительно стабильной по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако серьезной оставалась кадровая проблема и жесткий тотальный контроль со стороны государства за всеми проявлениями церковной жизни. В период с 1960 по 1972 г.г. Чебоксарскую кафедру возглавлял архиепископ Николай (Феодосьев), с 1972 по 1973 г.г. временно управлял кафедрой епископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), а с 1973 по 1976 г.г. – архиепископ Вениамин (Новицкий).
В 1976г. крест святительского служения достойно взял на себя епископ Варнава.
Высокопреосвященнейший Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (в миру – Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931г. в селе Высокое Рязанской области в благочестивой семье потомственных священников.
В детстве Владыка любил посещать храмы и монастыри. На богослужения он ходил с родственниками в город Рязань, в кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кроме того, юный Владимир прислуживал в алтаре Свято-Троицкого храма с. Бахмачеево, где служил его двоюродный дядя протоиерей Петр Смирнов – молитвенник и подвижник благочестия, обладавший даром исцеления болящих и прозорливостью. С 1953 по 1955 г.г. Владимир иподиаконствовал у рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского), а в мае 1955г. принял решение, которое коренным образом изменило его жизнь – поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В смирении и безропотном послушании начался путь монаха Варнавы. 15 февраля 1956г. Святейший Патриарх Алексий I рукоположил его в сан иеродиакона, а 9 марта 1957г. – во иеромонаха. В период с 1956 по 1974 г.г. священноинок Варнава нес послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. За заслуги перед святой обителью отец Варнава был удостоен в 1960г. сана игумена, а в 1965г. – архимандрита. Кроме того, в 1971г. он принял участие в Поместном Соборе от братии Троице-Сергиевой Лавры и в комиссии по проведению Собора, в должности заместителя председателя.
Однажды юный Владимир Кедров услышал от схимонаха Георгия такие слова: «Готовься, скоро будешь архиереем, паства у тебя будет благочестивая». Они оказались пророческими.
Промыслом Божиим архимандрит Варнава был поставлен на новое ответственное церковное послушание – архиерейство на Чебоксарско-Чувашской кафедре. Хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского состоялась 30 ноября 1976г. в Трапезном храме дорогой сердцу Владыки Варнавы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Возглавил хиротонию Святейший Патриарх Пимен (Извеков).
Вот уже 30 лет возглавляет Чебоксарско-Чувашскую епархию Высокопреосвященнейший Митрополит Варнава. Начав свое служение в сане епископа, а в 1984г. ставший архиепископом, в 2001г. за неустанные труды на благо Церкви он был возведен в митрополита.
На долю Митрополита Варнавы выпало особое служение: соблюсти то малое наследие, которое сохранили от разорения его предшественники, чебоксарские архиереи – исповедники, в годы государственного атеизма, а затем и приумножить его во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви. Если к приезду Владыки Варнавы в Чувашии было лишь 35 приходов, то за время служения его на кафедре было возрождено и вновь открыто 217 приходов, подняты из руин 7 монастырей (3 мужских и 4 женских), восстановило учебный процесс Чебоксарское Епархиальное Духовное училище. Динамичное развитие Чебоксарско-Чувашской епархии, о чем свидетельствуют благолепные храмы и монастыри, заставило учредить в 2005г. в древнем городе Алатыре викарную кафедру. Викарий Чебоксарской епархии, епископ Алатырский Савватий является первым помощником Митрополита Варнавы в управлении приходами епархии.
Огромным событием для всей Чувашии стали первосвятительские визиты Святейшего Патриарха Алексия II в 1996 и 2001 г.г. Для духовенства и мирян драгоценны воспоминания о богослужениях, совершенных Его Святейшеством в храмах епархии, а также о закладке в 2001г. нового храма в честь святой мученицы Татианы, архитектурной жемчужины города Чебоксары. который был построен и освящен в сентябре 2006 года.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви был определен викарий Чебоксарской епархии, епископ Алатырский Савватий (Антонов) наместник Свято-Троицкого монастыря города Чебоксары. Архиерейская хиротония бала совершена в 30 января 2005года в храме Христа Спасителя г. Москве.Викарий прослужил в епархии до10 октября 2009 года, когда решением Священного Синода был назначен епископом Улан-Уденским и Бурятским. Последние 60 лет самостоятельности Чебоксарско-Чувашской епархии были нелегкими для нашего Отечества и нашего многострадального народа, испытавшего на себе опыт атеистического воспитания, экономические неурядицы, взаимное недоверие и утрату нравственных ориентиров. После изменений последних 15 лет в нашем обществе, народная вера и усердие на наших глазах подняли из руин храмы и монастыри. Но все это лишь внешние проявления возрождения и преображения души и сердца человека. Ничто так не облагораживает и не возвышает достоинство человеческой личности, как вера в Бога.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 91) из состава епархии выделены Алатырская иКанашская епархии. Чебоксарская епархия включена в состав Чувашской митрополии.
Святыни [ править ]
В Толгском храме монастыря находится особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16 века, переданная монастырю архиепископом Варнавой в 1994 году. В 1930-х годах икона была изъята из храма села Буртасы Урмарского района Чувашии. Затем хранилась в Чувашском краеведческом музее.
Среди особо чтимых святынь, находящихся в монастыре, есть икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого. Образ был передан из музея епархии, а правящий архиерей благословил находиться в Свято-Троицком мужском монастыре.
Монастыри [ править ]
Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) [ править ]
Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав.
В 1924 году был закрыт советской властью.
В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. С 1993 по 2009 год наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов).
Священноархимандритом обители является правящий архиерей, в настоящее время Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров).
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1
Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке [ править ]
С 1989 г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
Адрес: 428010 Чувашская Респ., г. Чебоксары, ул. 1 Коммунальная Слобода, д. 32
Храмы [ править ]
Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары) [ править ]
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».
Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.
Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4
Введенский кафедральный собор (Чебоксары) [ править ]
Левый придел имеет два алтаря:
1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;
2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.
Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).
Адрес: 428018, г.Чебоксары, ул.К.Иванова, 21
Покровско-Татианинский собор [ править ]
Покро́вско-Татиа́нинский собо́р (чуваш. Пукрав-Татиана соборĕ) — православный собор в Чебоксарах.
Заложен в 2001 году во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чувашию.
При открытии получил статус собора.
Освящён 16—17 сентября 2006 года.
Адрес: 428000, г.Чебоксары, ул.М.Павлова, 17
Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга [ править ]
Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Чебоксар можно на поезде и самолетом.
Где остановиться [ править ]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.