церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинскеshurov_oleg

Олег Шуров

Храмы Ногинского района

По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…

После некоторого перерыва, я продолжаю рассказ о храмах Подмосковья. На этот раз церкви и часовни Ногинского района. В нём, как и в соседнем Павлово-Посадском районе, почти в каждом населённом пункте есть часовни и часовенные столбы. Но сначала мы посмотрим храмы городов района: Ногинска, Старой Купавны, Электростали и Электроуглей.

Ногинск – Старообрядческая церковь Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы
Одноглавый храм старообрядцев-окружников со звонницей, стилизующий мотивы псковского зодчества и модерна, хороший образец неорусского стиля. Выстроен на средства А. И. Морозова. Имелись Никольский и Покровский приделы. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. Занят бараночным цехом хлебокомбината.

Старая Купавна – Церковь Троицы Живоначальной
Двухэтажная одноглавая церковь, декорированная в стиле барокко, выстроенная в 1751 г. на средства Д. Я. Земского, внизу тёплый храм Печерской Богоматери. К нижнему храму в 1850-х пристроены боковые приделы Илии Пророка и Андрея Первозванного. В 1902-1905 над ними надстроены Владимирский и Покровский приделы, сама церковь перестроена в стиле необарокко. Закрыта в 1940, венчания сломаны, занята клубом. Открыта в 1991, реставрируется.

Старая Купавна – Часовня Георгия Победоносца
Каменный часовенный столб 1996 г. рядом с Троицким храмом.

Электросталь – Церковь Андрея Рублёва
Церковь, оборудованная в нач. 1990-х на время строительства Вознесенского храма в здании бывшей школы ДОСААФ. В 2008-2009 реконструирована, сооружён купол.

Электросталь – Церковь Вознесения Господня
Новый большой пятикупольный храм в византийском стиле. Строится с 2006, 11 марта 2015 совершено поднятие колоколов.

Электросталь – Церковь Иоанна Кронштадского
Однокупольная центрическая церковь в византийском стиле рядом с зданием Андреевской церкви. Служит крестильным храмом.

Электросталь – Церковь Пантелеимона Целителя
Церковь на территории Центральной городской больницы. Небольшой одноглавый храм выстроен из здания трансформаторной подстанции постройки 1970-х.

Электросталь – Часовня в парке в память погибших на войне
Небольшая часовенная сень в городском парке. Памятник горожанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Электросталь – Часовня на старом кладбище

А теперь сельские храмы Ногинского района

Авдотьино – Церковь Василия Великого в Николо-Берлюковской мужской пустыни
Однокупольная кирпичная церковь над северными Святыми воротами монастыря, построенная в 1840 стиле позднего классицизма. Закрыта в 1920-х, в настоящее время занята администрацией психбольницы.

Ногинск-5 – Часовня Михпила Архангела
Кирпичная кубическая «входная» часовня, перекрытая купольной кровлей. Сооружена на территории бывшего военного городка, в 2011 освящена.

Тимково – Старообрядческая церковь
Деревянная клетская церковь в псевдорусском стиле 1912 г., выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны, занята клубом. К настоящему времени разорена.

церкви и храмы в ногинске
Фото

До нескольких храмов в Ногинском районе я не сумел добраться. Их вы можете посмотреть по этим ссылкам:

У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.

6 декабря 2015 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура

В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь

Источник

Церкви и храмы в ногинске

Обновление информации: 22.09.2019

церкви и храмы в ногинске

1. Богоявленский собор
Адрес : Ногинск, ул. Рабочая, 16а
Режим работы :
Ежедневно с 7:00 до 18:30
по воскресениям и праздникам с 5:00, перед ними до 19:00
Сайт : bogorodsk-blago.ru
Группа ВКонтакте : vk.com/id293918704
Телефон :
+7 (496) 514-33-71 (тел/факс)
+7 (496) 51-12-332

церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинске

3. Успенский храм
Адрес : г.Ногинск, ул. Гаврилы Клюева, стр.2
Режим работы :
Ежедневно с 08.00 до17.00
E-mail : ckw@mail.ru
Телефон :
+7 (496) 511-48-90

церкви и храмы в ногинске

4. храм сщмч. Константина Богородского
Адрес : г. Ногинск, ул. Советской Конституции, 26
Телефон :
+7 (49651) 5-45-44

церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинске

6. Владимирский храм (179 спасательный центр МЧС)
Адрес : г. Ногинск-2, ул. Чапаева

церкви и храмы в ногинске

7. храм вмц. Татианы (СИЗО)
Адрес : г. Ногинск, ул. Толстовская, 5

церкви и храмы в ногинске

8. Свято-Троицкий Храм (больше не существует)
Адрес : г. Ногинск, ул. Советской Конституции, 17
Режим работы :
Ежедневно с 08.00 до18.00
Телефон :
+7 (496) 515-83-56

церкви и храмы в ногинске

9. Храм Спорительница Хлебов
Адрес : д. Молзино

церкви и храмы в ногинске

10. Здание бывшей церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы (территория Ногинского хлебокомбината)
Адрес : Ногинск, нижегородская пл

церкви и храмы в ногинске

11. Церковь Смоленской Божией Матери (территория старого Ногинского кладбища)
Адрес : Ногинск

На нашем сайте вы можете оставить отзыв без регистрации

Источник

Церкви Ногинска

Церковь Сергия Радонежского

церкви и храмы в ногинске

Храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Новосергиево Московской обл. является действующим православным храмом. Церковь строилась в период с 1839 по 1841 годы в стиле русского классицизма на пожертвования местных жителей. Спустя тридцать лет здание отреконструировали и в нем дополнительно отрыли два предела.

В конце тридцатых годов прошлого века храм был закрыт, подвергшись разорению и хищению ценностей. Лишь в 1991 году здание вернули православным верующим, но оно было в сильно запущенном состоянии. Реставрация храма заняла более десятилетия, однако уже в это время проводились богослужения. Была открыта воскресная школа.

Координаты: 55.99786100,38.56579200

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

церкви и храмы в ногинске

После революции храм действовал в нем служил священник Алексий (священномученик Алексий Александрович Сперанский). Чтобы избежать обвинения в тунеядстве, он совмещал пастырское служение с работой в кузнице. В конце ноября 1937 г. был арестован и 10 декабря расстрелян и захоронен на Бутовском полигоне. Вскоре после ареста священника храм был закрыт и разорен.

Богослужения в храме возобновились в 1990 г.

Источник

Приговоренная к сносу: чем живет подмосковная украинская церковь

Суд постановил снести церковь Святой Троицы в Ногинске — единственный в окрестностях Москвы храм Украинской православной церкви Киевского патриархата. «Сноб» изучил жизнь общины на осадном положении

Поделиться:

Можно подумать, что это обычный приход Русской православной церкви: воскресенье, прихожане в трапезной, чай, селедка, яйца в майонезе, помидоры, густые щи и мясо с пюре — большая часть продуктов с подсобного хозяйства. Женщины помоложе разносят тарелки. Над головой у архиепископа висят портреты Путина и Медведева. На другом конце длинного стола телевизор настроен на «Спас ТВ», показывающее по случаю праздника фильм про патриарха Тихона. А потом отец Адриан произносит:

— Тогда большевики церкви уничтожали, а сейчас — Московская патриархия.

Отец Адриан (в миру — Валентин Старина) — не просто священник, а архиепископ, возможно, самой маленькой в мире епархии — Богородской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Под началом отца Адриана еще шесть священников, церковь Святой Троицы в Ногинске на всех одна, так что службы здесь частые. Некоторые батюшки совмещают церковное служение с гражданской работой: один священник — практикующий психолог, другой — менеджер. А по воскресеньям и церковным праздникам архиепископ лично облачается и ведет службу по особому, более торжественному чину.

церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинске

В основном в церкви старушки. Они поют на клиросе и кладут поклоны перед алтарем. Сегодня воскресенье, и в храме человек сорок, но поскольку церковь маленькая, кажется, что народу полно. Обстановка домашняя. Перед иконами печерских старцев стоят кустики агавы. Светло-голубой потолок украшен серебристыми звездами: сразу видно, что прихожане сами вырезали их из блестящей пленки и наклеили. Иконы по стенам неканонические и очень наивные. Есть даже копия ивановского «Явления Христа народу». Все кисти местного иконописца Михаила Синельникова, ныне уже покойного. Хотя по стенам висит и несколько старых ликов, принесенных прихожанами. Своим приходом и батюшкой женщины очень гордятся.

— Такой у нас отец Адриан образованный, две семинарии окончил!

— Другие себе домов бы понастроили, а он бедных кормит.

— А служба у нас в храме какая — архиерейская!

— Мы с женой сами с Электростали, там есть другие церкви, но каждое воскресенье стараемся приехать сюда, — говорит Анатолий, бывший инженер из «почтового ящика» атомной промышленности. — Если храм снесут, я просто не знаю, куда мы будем ходить. Но мне кажется, справедливость все-таки восторжествует.

церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинске

Игра престолов

На территории России много лет действовали только две епархии УПЦ: Богородская и Курско-Белогородская. С Курском и Белгородом все более-менее понятно: города приграничные, много украинцев. С Ногинском, он же исторически Богородск, все вышло куда занятнее. Началась эта история в 1989 году, когда никакого разделения церквей еще не было, но некоторый конфликт назревал. В ту пору Украинский экзархат просил у патриарха РПЦ Пимена больше автономии и получил даже право на собственный синод, но до полной независимости дело еще не дошло.

Впрочем, отца Адриана все это напрямую не касалось. Он получил от патриарха послушание поехать в подмосковный Ногинск и восстановить там главный храм города — старинный Богоявленский собор. Для Пимена это, наверное, было важно, поскольку именно в Ногинске патриарх провел детство. Сам же отец Адриан родом, наоборот, из Днепропетровска, воцерковился в Киеве и был знаком с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом.

Потом Пимен умер, Филарет стал местоблюстителем, и между ним и митрополитом Алексием шла борьба за патриарший престол. В итоге Алексий стал Алексием II, а Филарет, неудовлетворенный таким решением, заявил об отделении Украинской церкви и сам стал патриархом в Киеве.

церкви и храмы в ногинскеФото: Иван Клейменов

Отец Адриан тем временем сидел в Ногинске и восстанавливал храмы.

— Для Ювеналия (митрополита Крутицкого и Коломенского. — «Сноб») я был близким человеком. Он любил тружеников, — рассказывает архиепископ. — Через полгода я стал игуменом. Потом архимандритом. Я там не только собор восстановил, но и построил десять 2-3-этажных зданий. В них расположились православная гимназия, лицей искусств и столовая для бедных.

Отец Адриан любит показывать гостям документальный фильм о переносе мощей Серафима Саровского. По дороге из Москвы в Дивеево процессия, по инициативе отца Адриана, завернула в Ногинск. Там они с патриархом Алексием II говорят друг другу приветственные слова. Ни о каких отлучениях от церкви еще речи нет. Дальше, по версии отца Адриана, все происходило так. В 1992 году, когда Украинская церковь провозгласила автокефалию, ко всем активным украинцам стали приглядываться:

— Однажды Ювеналий спросил меня, что я думаю о Филарете. Я совершенно искренне сказал, что очень хорошо думаю. Замечательный, верующий человек. Я ж не знал, что меня проверяют. С тех пор я утратил доверие.

церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинске

В 1993 году отец Адриан примкнул к Киевскому патриархату. Его предали анафеме и запретили служение в церквях РПЦ. А потом начали отбирать восстановленный его руками Богоявленский собор.

По версии РПЦ, все было иначе:

— Адриана уличили в аморальном поведении. А когда была создана комиссия для разбирательства, он сменил юрисдикцию и перешел в Украинскую церковь. После этого он пытался в судебном порядке обосновать свои права на имущество Русской православной церкви, но проиграл суды, — объясняет богородский отец благочинный, то есть глава группы приходов в Ногинске, протоиерей Марк Ермолаев.

Так или иначе, 29 сентября 1997 года собор у отца Адриана отобрали. Или, пользуясь терминологией РПЦ, извергли его из собора. Была большая демонстрация верующих, вставших на защиту общины, из Москвы пришлось привезти ОМОН.

Верные прихожане

Пока отец Адриан руководил собором, у ногинского прихода было еще одно здание — бывшие казармы для рабочих на улице Советской Конституции, построенные еще в XIX веке фабрикантом Саввой Мамонтовым. Отцу Адриану их в свое время отдали, чтобы перевести туда гимназию, но отремонтировать их священник не успел. Зато построил и освятил внутри маленький Свято-Троицкий храм, его Русская православная церковь почему-то не отобрала. Туда-то и переместилась община после извержения из собора. Но в покое верующих не оставили.

Потом отец Адриан договорился с коммерческой фирмой об обмене: они берут здание казарм, а за это покупают участок в частном секторе и дают деньги на строительство церкви на этом участке. Так и началась постройка нового Свято-Троицкого храма в ногинском частном секторе по адресу: улица Жарова, дом 18.

церкви и храмы в ногинскеФото: Иван Клейменов

В строителях явно боролись два желания: чтобы внутри все было похоже на храм божий и чтобы снаружи все не очень нарушало правила индивидуального жилищного строительства. В итоге получилось длинное нелепое здание, своей двускатной крышей и колокольней, возвышающейся на один этаж, неуловимо напоминающее фигурку из тетриса. И только маленький купол над крыльцом заставляет удостовериться, что перед нами все-таки церковь. Прихожанам нравится.

— Не могу поверить, что кто-нибудь придет такую красоту сносить, — говорит игуменья Анастасия.

Большинство нынешних прихожан Богородской епархии — старая гвардия и ходили к отцу Адриану еще до того, как он покинул лоно РПЦ: когда-то при Богоявленском соборе у общины был и женский монастырь, матушка Анастасия была там настоятельницей. После 1997 года инокини спасаются по домам, за эти 20 лет восемь из 12 монахинь умерли, а оставшиеся — преклонного возраста. Той же Анастасии уже за восемьдесят.

— Мы с отцом Адрианом с самого начала, с тех пор, как он собор восстановил. Когда его оттуда выгоняли, он был в худых ботинках. Мы ему потом всем миром на ботинки собирали, — вспоминает монахиня Александра.

церкви и храмы в ногинскеФото: Иван Клейменов

Она, кстати, из сравнительно молодых — еще даже не вышла на пенсию. Впрочем, более пожилые прихожане приводят сюда детей и внуков. В епархии крестят по 25–30 младенцев в год. Попадаются и неофиты. Например, Федор, низенький мужичок лет 30 с помятым лицом:

— Я здесь года три, — говорит он. — До этого был при одной церкви Московского патриархата. И могу сказать, что народ здесь душевнее. Там люди больше склонны осуждать друг друга, сплетничать.

Федор одет скромно, говорит негромко, в мирской жизни работает водителем, а здесь по-всякому помогает: на стройке мешал цемент и клал кирпичи, а в храме прислуживает в алтаре. Еще один водитель, Женя, влился в общину уже в процессе строительства. Жене на вид лет 20, его наняли утеплять стены в строящемся храме. Тут-то он и воцерковился, стал на службы ходить.

— Я, конечно, крещеный, но раньше особенно не интересовался религией, — признается он.

Дешево и православно

церкви и храмы в ногинске

церкви и храмы в ногинске

Когда стройка шла полным ходом, по всему городу появились листовки «Осторожно, лже-церковь!». Они до сих пор регулярно возникают на столбах, особенно в районе Богоявленского собора. В них отца Адриана обвиняют в двух вещах. Во-первых, в раскольничестве. Во-вторых, в том, что Украинская православная церковь поддерживает действия украинских войск на Донбассе. На дворе был февраль 2015-го, сразу после Дебальцева. Один из пиков антиукраинских настроений. В приходе отца Адриана обычные русские бабушки, смотрящие обычный российский телевизор.

— Вот они пишут что-то про Донецк, — недоумевает Любовь Петровна. — А владыка Адриан в 2014 и 2015 годах ни в какой Донецк не ездил, он здесь храм строил.

— Мы православные люди и дети войны, зачем они нас уничтожают? — возмущается еще одна бабушка. — Наш батюшка 30 церквей вокруг Ногинска открыл. А Украина здесь при чем? Вот Порошенко у них нечистую силу вызывал. Я сама по телевизору видела.

На этом фоне администрация Ногинского муниципального района обратилась в суд и потребовала снести только что построенный храм. Летом районный суд поддержал это требование. Епархия УПЦ пыталась оспорить вердикт в Московском областном суде, но на днях он подтвердил решение нижестоящей инстанции. Теперь община должна снести храм в течение четырех месяцев собственными силами. Впрочем, епархия, конечно, обратится в вышестоящий суд.

С юридической точки зрения дело довольно простое. Хотя участок находится в частной собственности отца Адриана, вид его разрешенного использования — индивидуальное жилищное строительство. Церковь там строить нельзя, а получить разрешение на строительство культового сооружения заранее никто не пытался.

— Только ведь если б мы разрешения спрашивали, нам бы никогда его не дали, — объясняет отец Адриан.

церкви и храмы в ногинскеФото: Иван Клейменов

Похоже, что так. Когда администрация района подала в суд, отец Адриан написал письмо в администрацию с просьбой выделить участок под церковь. Чтобы там были инженерные коммуникации и автобусная остановка, иначе как бабушкам на службу ездить? Район официально ответил, что подходящих участков в Ногинске нет.

Решение о сносе Свято-Троицкого храма бурно обсуждают в интернете. О судьбе Богородской епархии спорят на русском и украинском, в основном, люди, которые отродясь в Ногинске не были. На самом деле украинского в этой церкви очень немного. Единственный во всей епархии человек с паспортом Украины — иеромонах Меркурий, в миру — Станислав Скороход. Он рукоположен в 2010 году, сам родом из Днепропетровска, закончил семинарию на Украине и ведет фейсбук епархии на украинском языке. Во время майдана Станислав был в Киеве и даже сопровождал домой тело Сергея Нигояна, первого убитого на Евромайдане. Но остальные священники далеки от украинской политики.

— К нам приходят люди в поисках альтернативы РПЦ, — рассказывает Станислав Скороход. — Был, например, такой отец Владимир Бажанов из Мордовии. К сожалению, он умер от инфаркта.

Еще в церкви украинские купола и колокола. Маковки закуплены и ждут в Днепропетровске, колокола — в Ровно, с Украины прибыло и паникадило. Это не из-за канонических разногласий, а по соображениям экономии.

— Там все это в разы дешевле. Даже священническое облачение в Киеве в Лавре стоит примерно 5 тысяч рублей, а тут 15–16 тысяч, причем самое плохое, — рассказывает Станислав Скороход. — Но сейчас ставить купола было бы кощунством, раз они хотят снести храм.

Дороговизна — еще одна причина, влияющая на духовный выбор прихожан:

— Тут я на 100 рублей могу купить две свечки и подать записки во здравие и за упокой. В РПЦ придется отдать гораздо больше. А у нас, у пенсионеров, просто нет таких денег, — признается Любовь Петровна.

Источник

В подмосковном Ногинске угнездился православный раскол. Здесь бесчинствует представитель ПЦУ

церкви и храмы в ногинске

овременный подмосковный Ногинск, что расположен в часе езды от столицы, при царе назывался Богородском. Размах нашей российской декоммунизации оказался не так силен, чтобы переименовать город, но все прочее здесь носит дореволюционное название: газета «Богородские вести», Богородская епархия и так далее. Короче говоря, читаем Ногинск, имеем в виду Богородск.

Маленькая разница

Окраина Ногинска. Начало февраля. Слева жилой квартал из типовых 12-этажек. Справа разномастные домишки частного сектора. Между ними улица Жарова. Над ними — серое низкое небо, ветер и мокрый снег. Частники прячутся за высокими заборами, 12-этажки стоят среди голого поля одинокие, как брошенные дети. Голо, уныло, неопрятно. Я сворачиваю направо в безымянный проулок. Эта разъезженная снежная каша между высоких заборов окраины и есть дорога к храму. Сам храм мало отличается от соседних домов. Тот же металлический забор выше человеческого роста, тот же красно-желтый кирпич, та же простодушная архитектура, напоминающая детские рисунки: четыре стены, двускатная крыша — вот и дом готов. У трехэтажного храма фасад надстроен небольшой квадратной башенкой. Если смотреть сбоку, кажется, что за забором лежит большая буква «Г» и смотрит острым носом в февральское небо. Это Спасо-Троицкий храм, единственный храм, составляющий так называемую Богородскую епархию Украинской Православной церкви.

Приход Богородской епархии невелик — человек 50-80 по праздникам. Это в основном старушки. Когда с амвона батюшка провозглашает славу не патриарху Кириллу, а украинскому патриарху Филарету, мало кто из прихожан понимает, что согласно церковным канонам они участвуют в богопротивном раскольническом богослужении, не несущем благодати. Молодые люди, случайно забредшие в храм, обычно быстро соображают, что к чему, и торопятся вернуться в РПЦ от греха подальше. Но старушек легко убедить, что Бог един везде, и, в сущности, какая разница. Тем не менее разница есть.

Расстрига в поисках убежища

Имя настоятеля Спасо-Троицкого храма отца Адриана, бывшего архиепископа Криворожского и Днепропетровского, а ныне митрополита ПЦУ, войдет в историю Русской православной церкви не так, как входят в нее имена подвижников, а так, как входят имена отступников. В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви (РПЦ) официально лишил отца Адриана священного сана, поэтому все торжественные именования, которые теперь прилагаются к этому имени, должны аккуратно браться в кавычки — ни одно из них не освящено авторитетом церкви, к которой когда-то отец Адриан принадлежал.

История Валентина Егоровича Старины, в монашестве Адриана, долгая, крайне запутанная, однако по-своему последовательная. Уроженец Днепропетровска, Старина начал свой жизненный путь как скромный преподаватель музыки. Однако переступив порог 30-летия, Валентин Егорович резко свернул со светской жизненной стези. Потом была Московская и Ленинградская духовные семинарии, потом академия, пострижение в монашество, и вот в 1989 году мы находим отца Адриана (имя, полученное при постриге) настоятелем Богоявленского собора подмосковного Ногинска в сане игумена.

В то время собора как такового не было. Службы в храме прекратились еще в 1938 году. С тех пор там мирно сосуществовали сапоговаляльная мастерская, красильня и газораздаточная станция. Эту сапоговаляльную мастерскую отцу Адриану и предстояло превратить обратно в храм. Сделал он это вполне успешно. Уже через несколько лет соборный комплекс включал в себя часовню Тихвинской Божьей матери, трапезную, гимназию, воскресную школу и кое-что по мелочи. За труды отец Адриан в 1990 году был возведен в сан архимандрита.

2. Собрание считает необходимым принятие незамедлительных мер для уврачевания церковных нестроений в Богоявленском соборе г. Ногинска».

Уврачевали ситуацию просто, но решительно — отец Адриан был выведен за штат, отстранен от должности настоятеля, а вскоре и запрещен в священнослужении. С применением канонических санкций решили подождать. Все-таки человек вернул городу собор — должен раскаяться. Однако архимандрит Адриан был далек от раскаяния как никогда. Аморальный отец ясно дал понять, что его осуждение это личное дело епархии, а сам он смотрит на вещи по-другому: применение к нему обычных морально-нравственных требований считает оскорбительным и бессмысленным. Короче говоря, с Богом отец Адриан решил договариваться на собственных условиях. Сказано — сделано. Адриан, уже не настоятель, отказался покидать главный храм города и занял круговую оборону. С зимы 1993 года началось многолетнее сидение Адриана в Богоявленском соборе Ногинска.

Пока епархия ломала голову над тем, как выкурить преступника из собора, Адриан решил искать себе новых покровителей. Но безуспешно. Отступнику и преступнику последовательно отказала сначала Русская Православная церковь заграницей (РПЦЗ) «за тяжкие нравственные преступления, невозможные в церковной ограде», а потом и так называемый «суздальский раскол», то есть Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ). «Суздальцы» выразились весьма пафосно, но конкретно: «За нарушения Апостольских правил и святоотеческих постановлений, за допущения до богослужений лиц, не имеющих священного сана и увольнения духовенства без ведома епископа, Вы, архимандрит Адриан, запрещаетесь в священнослужении, а Ваши Таинства, которые, быть может, будут Вами совершаться, безблагодатны и послужат Вам не во спасение, а в суд и осуждение». Таким образом Адриан был официально отвергнут уже тремя православными институциями — Московской патриархией, РПЦЗ и РПСЦ.

Казалось бы, расстриге Адриану бежать уже было некуда, но не тут-то было. Летом 1992 года Киев заявил об образовании Киевской патриархии и отложении от патриархии Московской. Именно в этот новый раскол и ушел разоблаченный преступник. Новый неканонический патриархат с удовольствием принял в свое лоно ногинского растлителя. В Киеве считали так же, как сам Адриан, — с Богом мы договоримся. Тем более, что к ногинскому расстриге прилагался главный городской собор и довольно многочисленный приход.

— Но как же так?— обратилась я к знакомому православному батюшке, который попросил не называть его имени, — Ведь Адриану отказали аж две церкви, он же официально признан преступником, почему же УПЦ КП решила его принять?

Батюшка искренне удивился моему непониманию ситуации.

— Священники РПЦ, совершившие преступление, особенно на сексуальной почве, то есть преступление страшное, очень часто пользуются возможностью перейти в подчинение украинской церкви, — печально рассказывает батюшка, — Тут два варианта. Такой согрешивший священник может либо убедить киевлян, что его оклеветали, либо воспользоваться возможностями симонии, то есть взяточничества. Вообще украинская церковь славится тем, что там очень многое делается за деньги. Тут ничего нет удивительного. Я лично знаю человека, который прошел через подобную историю. Когда его обвинили в гомосексуализме, а это страшный грех, он поехал на Украину, обратился к знакомым иереям из Киевского патриархата и те тут же назвали сумму, с помощью которой его проблема может быть решена. Эта сумма для него оказалась неподъемной. Тогда он обратился к греко-католикам, там назвали ту же сумму, он пошел к автокефалам — та же сумма. В конце концов, он понял, что они все договорились и держат рынок. Тогда он плюнул и ушел в охранники. Возможно, и здесь так. На Украине легко найти людей, которые будут готовы принять человека с таким грехом на душе. Нельзя сказать, что там все такие, но такие люди есть. В сущности, вопрос решаем. Особенно если совпали два фактора, то есть если он обратился к таким же, как он сам, то есть к гомосексуалистам, и еще и заплатил им. Тогда он свободно может делать карьеру в новой юрисдикции.

Это значит, что нашумевшая история с отцом Адрианом только вершина айсберга. Сколько таких, как он, грешников, противных любой морали, собралось под знаменами ПЦУ, никто, конечно, не скажет. Но все мировое православие знает, где может преклонить голову преступник.

От расстриги к митрополиту

С этого момента ногинский расстрига начинает делать стремительную карьеру. Должности и почетные звания сыплются на него как из рога изобилия. Фантомное Киевское православие порождало уродцев, налево и направо прощая любые грехи и одним мановением руки превращая уголовных преступников в духовных учителей. Уже в феврале 1994 года Адриана делают епископом Днепропетровским и Криворожским. Тогда же он становится главой новообразованной Богородской (то есть Ногинской) епархии УПЦ КП. Чуть позже он дорастает до архиепископа, а в 2002 году и вовсе становится митрополитом и постоянным членом Священного Синода УПЦ КП.

Надо понимать, что когда президент Украины Владимир Зеленский ходил в школу в Кривом Роге, духовным окормителем его родного города официально был ногинский расстрига и растлитель архиепископ Адриан.

Вплоть до конца нулевых годов лже-Адриан живет на два города — одной ногой он заправляет неканонической епархией в Ногинске, другой — аж двумя епархиями на Украине.

И снова я обращаюсь за разъяснениями к экспертам по каноническому праву: как и почему расстрига и преступник мог так возвыситься в лоне украинского православия?

— Если человек, у которого на душе такие преступления, сделал в Киеве такую блестящую карьеру, я думаю, это очень хорошо характеризует принимающую сторону, — говорит первый проректор Сретенской духовной семинарии Московской епархии отец Павел Великанов, — Как служители православной церкви они прекрасно знают, что такие преступления вообще исключают нахождение священника в лоне церкви. Он может нести свое покаяние всю жизнь, но не в сане священника. Эта история очень хорошо показывает, что собой представляет православие с той стороны. Там нет религиозности, а есть только идеология. Все что плохо для Москвы, хорошо для Киева — если они так понимают свою миссию, им можно только посочувствовать. Это показатель крайнего пренебрежения основами церковного устройства в угоду политическому моменту. Это уже не церковь, что угодно, но не церковь. У крупного богослова и исповедника 20-го века Сергея Фуделя есть такая мысль. Есть церковь и есть церковный двойник, который имеет видимость церкви, но своими делами отрекся от веры. Это церковный труп. Я думаю, что эта история вполне вписывается в эту концепцию. Украинская церковь это и есть тот самый церковный двойник, это труп.

Два жулика и один царь

Пока лже-Адриан делал карьеру в Кривом Роге и Днепропетровске, новоявленное киевское православие пригрело и возвысило еще одного жулика, а именно Рафаила (Прокопьева). Эта «одухотвренная» личность пошла еще дальше отца Адриана. Прокопьев создал «храм архангела Рафаила» в центре Москвы на ул. Радио, считал себя мастером оккультных наук, духовным всезнатцем и экстрасенсом. Причисляя себя то к одной, то к другой раскольнической структуре в России и на Украине, Рафаил менял титулы, как перчатки. Начав с «Блаженнейшего митрополита Московского, хранителя дверей Гроба Господня», он вскоре утешился более скромным званием — «святейший архиепископ Московский, митрополит Всероссийский». Свою хиротонию он получил из рук иерархов Украинской автокефальной православной церкви.

После таких художеств Московская патриархия, все еще не оставлявшая надежды на то, что рано или поздно Адриан покается, объявила о том, что запрещенный к служению архимандрит окончательно и бесповоротно извержен из сана. Нетрудно догадаться, что архиепископа Днепропетровского и Криворожского УПЦ КП это не остановило. Чем глубже он падал в глазах Русской православной церкви, тем выше он поднимался по иерархической лестнице украинского православия.

Свобода вероисповедания для жуликов

Отдельного упоминания заслуживает многострадальная судьба Богоявленского собора Ногинска. Оскверненный сначала большевиками, потом расстригой, а потом и вовсе лже-императором, собор вплоть до 1997 года находился в руках Адриана. Вопрос о юрисдикции главного храма города решали долго и мучительно. Начиная с 1993 года, Адриан вел беспрецедентную имущественную тяжбу с местной администрацией за право владения собором. Суд заседал 34 раза. Почти на каждом из заседаний Адриан предъявлял новые и новые юридические документы на фиктивно созданные и зарегистрированные организации, которые якобы возглавлял. Суд, для которого изначально все было ясно, в течение почти пяти лет вынужден был распутывать казуистические клубки формальных претензий бывшего иерарха. К 1997 году решение суда о выдворении Адриана из собора, наконец, вступило в силу. Но Адриан и тут не сдался. Он собрал приходскую общину, состоявшую в основном из местных старушек, поведал им знакомые сказки о свободе и притеснениях истинной веры и уговорил подписать документ о переходе в Киевскую юрисдикцию. В результате собор брали омоновцы. Между собой и законом лже-иерей выставил живой щит из ничего не понимавших прихожан.

Однако и после того, как Богоявленский собор был окончательно передан в ведение РПЦ, Богородская епархия УПЦ КП продолжала существовать. Адриан перебрался в полузаброшенные Морозовские казармы, организовал там алтарь и продолжал служить. В конце концов, его погнали и оттуда, тогда, совершив еще один юридический маневр, он обменял место в казармах на право приобрести два земельных участка на окраине Ногинска и строительство дома. Вместо дома лже-митрополит возвел тот самый Спасо-Троицкий храм, с которого мы начали эту статью.

В 2016 году Московский областной суд принял решение о сносе здания по адресу ул. Жарова, 18. Аргументы у суда железные. Никакого права на религиозную деятельность на этой территории Адриану никто не давал. Культовое строение противоречит имеющимся документам и подлежит сносу. Но Адриан нашелся и в этой ситуации. Вся либеральная печать России и Украины тогда, в 2016 году, написала надрывные репортажи о гонениях на украинское православие и нарушении конституционной свободы вероисповеданий. Расстрига и насильник несовершеннолетних старательно изображал жертву политического конфликта. Дело о судьбе псевдо-храма не закончено до сих пор. Теперь его рассматривает Европейский суд по правам человека.

Приют преступного комедианта

Открываю тяжелые двери и вхожу в Спасо-Троицкий храм. Службы сегодня нет. Лже-митрополит уже который день в Киеве, сослуживает главе ПЦУ Епифанию. Когда позиции Адриановского благодетеля Филарета на Киевской политико-религиозной сцене пошатнулись, герою нашей истории ничто не помешало перекинуться к не менее неканоническому Епифанию. Лучший друг всех раскольников, лже-Адриан теперь унавоживает почву для следующего карьерного скачка в Киеве. Ведь новые власти — это всегда новые возможности…

Внутри храм небольшой и больше похож на жилую комнату, переделанную в молельню. Стены густо завешаны иконами-новоделами, пестрый иконостас мерцает в глубине помещения всеми цветами радуги. Слева от входа среди икон висит большая фотография Епифания. На стульчиках перед дверью сидит несколько детей и пожилые мужчина и женщина. Женщина в платочке являет собой тип классической прихожанки. Мужчина в рясе и очках с сильными диоптриями оказывается псаломщиком Святославом. Тонким голосом кастрата псаломщик начинает объяснять, что владыки Адриана нет, что сам он человек маленький, в политику не лезет и вообще… Но постепенно испуг проходит, завязывается разговор. Быстро становится понятно, что скромность псаломщика напускная. Пара смиренных реплик, и он уже начинает демонстрировать что-то вроде застенчивой агрессии, как тот самый заяц, который из кустов волка ругает.

— Ваш приход сейчас к чьей юрисдикции относится?

— Мы в подчинении Вселенской патриархии, то есть через наместника в Украине митрополита Епифания, вот его портрет, — подслеповатый псаломщик почтительно оборачивается к фотографии иерарха, — мы подчиняемся Вселенскому патриарху Варфоломею.

— Но ведь отец Адриан запрещен к служению и извергнут из сана.

— Он же запрещен в Московском патриархате.

— Но разве логика тяжесть моральных преступлений не одинакова для разных конфессий?

— Этот запрет был снят патриархом Варфоломеем, он Вселенский патриарх и в его компетенции решать такие вопросы, — едва скрывая довольную улыбку, говорит псаломщик, — Запрет был снят не лично с митрополита Адриана, а со всех. Во время харьковского собора 1992 года Московский патриарх наложил анафему на последователей Филарета во время так называемого раскола, и теперь Патриарх Варфоломей с нашей конфессии анафему снял. А Московский патриархат волен думать, как он хочет.

Святослав хитренько поблескивает глазками за толстыми стеклами очков и явно доволен такой своей позицией — вы там думайте, как хотите, а мы-то в шоколаде!

— А не стыдно вам служить рядом с человеком, который виновен в страшном преступлении?

Тут взгляд Святослава становится каким-то расфокусированным и ускользающим. Лицо расплывается в неожиданной почти экстатической улыбке. Не знаю, понимает ли он, о чем я его спрашиваю.

— Ну, все когда-то возвращается на круги своя, — невпопад отвечает Святослав, — Время разбрасывать камни, время их собирать. Когда-то будет и на нашей улице праздник…

Путь Наполеона

Сейчас отцу-расстриге Адриану уже под восемьдесят, пришло время подумать о душе. Но мы имеем дело с весьма специфической личностью.

— Надо понимать, что это за человек, — говорит отец Марк, нынешний настоятель Богоявленского собора, — Это человек с очень тяжелым характером. Крайне амбициозный, ведущий себя очень вызывающе. На всех собраниях наших иерархов он только что в лицо людям не плевал, хамил, оскорблял всех, вел себя совершенно неподобающим образом.

Даже в высшей степени терпимая украинская церковная элита споткнулась о буквально наполеоновские амбиции «митрополита Адриана». В 2009 году Криворожско-Днепропетровская епархия УПЦ КП была поделена пополам. Адриану досталась Криворожская часть. Осознав, что подведомственная ему территория сократилась в два раза, поднаторевший в юридических кунсштюках Адриан тут же образовал собственное благочиние в границах соседней Днепропетровской епархии. В Киеве от такой наглости пришли в ужас и быстро отстранили его от управления всеми епархиями Украины. Теперь «митрополит» Адриан вернулся туда, откуда пришел — он остался главой крайне малочисленной Богородской епархии на территории РФ. Но юридический статус этой «епархии» крайне сомнителен. Ведь по закону епархиями ПЦУ могут считаться только приходы, расположенные на территории Украины. Кстати, ЕСПЧ, который должен решить судьбу Спасо-Троицкого псевдо-храма, ко всем этим безобразиям отнесся крайне критически. Скорее всего там будет принято решение о сносе нелегального сооружения. Чем закончится бесславная история «митрополита»-расстриги, не понятно. Но птенец патриарха Варфоломея сдаваться не привык. Стоит немного подождать, и мы наверняка услышим о новых скандалах с участием Адриана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *