церкви преподобного сергия радонежского высоко петровского монастыря
Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре
Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском
Старинный Собор Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре (Москва) – действующий православный храм на территории мужской обители. Адрес: ул. Петровка, 28, строение 9 (ближайшая станция метро — Трубная).
Другое наименование
Дата основания Собора
Собор основали в 1690 году.
Историческое исповедание
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Из истории храма
Построили Собор в период с 1690 года по 1694 год. Сделали это по повелению молодого царя Петра I в благодарность за спасение в Троицкой лавре во время стрелецких волнений 1689 года.
Напомним, что стрелецкий бунт возник в 1689 году в результате заговора против юного Петра I царевны-правительницы Софьи. С помощью оставшихся ему верными Семёновского и Преображенского полков Петру I удалось подавить бунт.
После стрелецкого бунта 1689 года, когда Пётр I стал полноправным государем, он предпринял обширное строительство. По его приказу в 1690 году завершили возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семейства Нарышкиных. А через 3 года рядом построили упомянутый трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
В XIX веке
Серьезный ущерб Высоко-Петровскому монастырю, в том числе Собору, нанесли в 1812 году наполеоновские войска. Захватив монастырь, французские кавалеристы разорили и разгромили всё, что осталось в обители. Наряду с другими сооружениями пострадал и подвергся осквернению и Храм Сергия Радонежского.
Восстановление Собора
После победы в Отечественной войне 1812 года в последующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался. Восстановили и Собор Сергия Радонежского.
Краткое описание Собора
Первоначально Собор был одноглавым. После обновления в 1704-1706 гг. Собор приобрёл нынешний вид, превратившись в пятиглавый православный храм.
В 1836 году в трапезной Собора устроили приделы Алексия Митрополита (левый) и Митрофания Воронежского (правый).
Храм окружили открытой галереей на аркадах (гульбищем). Галерею соединили с корпусом монастырских келий. Храм соорудили на высоком подлёте. Он состоит из двухсветного пятиглавого четверика и прилегающей обширной трапезной. Купола увенчаны православными крестами.
Собор после 1917 года
В послереволюционное время, в 1924 году Собор с трапезной, как и много других храмов России, закрыли. В очередной раз его разграбили. Многие десятилетия после варварского разорения он бездействовал и подвергался разрушению.
В наши дни
Службы в храме возобновили лишь в 1992 году. Однако приделы Собора до сих пор пока окончательно не восстановили. Тем не менее – это действующий православный храм. Поныне в нём кропотливо ведут восстановительные работы.
Другие храмы и религиозно-культовые объекты монастыря
Ныне, кроме упомянутого Собора с трапезной, на территории обители расположены также:
Статус Собора
Высоко-Петровский мужской монастырь
Мiръ Россия Москва Высоко-Петровский мужской монастырь
Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился.
Содержание
История [ править ]
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».
Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.
В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.
Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.
9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.
И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание). Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища; С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.
Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
С «подпольным периодом» монастыря связаны имена девяти монахов и прихожан монастыря, канонизированных российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года:
Современное состояние [ править ]
С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.
Решением Священного синода от 10 октября 2009 года по прошению епископа Зарайского Меркурия было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре. Наместником монастыря назначен епископ Меркурий.
20 февраля 2010 года в монастыре было совершено первое после длительного перерыва Патриаршее богослужение и освящен новый колокол — благовестник «Святитель Петр».
Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Фото [ править ]
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Нарышкинские палаты и церковь Петра Павла 2015 год
Часовня-склеп (на переднем плане)
Собор Петра митрополита
Собор Боголюбской иконы Божией Матери в монастыре
Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной
Церковь Толгской иконы Божией Матери
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: до станций метро Чеховская, Пушкинская, Тверская, Трубная
Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев)
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.
Исторический очерк
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, Московским чудотворцем. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».
Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.
В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.
Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.
9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.
И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание).
Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.
С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости. Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.
С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.
10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.
Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами митрополита Киевского и всея Руси Петра, Московского чудотворца.
Высоко-Петровский мужской монастырь
Высоко-Петровский мужской монастырь привлекает к себе паломников со всей России и стран ближнего зарубежья. Это не только центр духовной жизни, но и настоящий комплекс памятников культуры: один собор, пять храмов, часовня, колокольня и монастырские постройки.
Он располагается в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара. Этот монастырь часто называют «невидимкой»: дело в том, что он занимает целый квартал, а о его существовании знают немногие. Это связано с тем, что комплекс зажат московскими высотками и узкими улицами.
Расписание богослужений
Высоко-Петровский монастырь открыт для посетителей ежедневно с 10 утра до 6 часов вечера. С подробным расписанием богослужений, которое обновляется каждый месяц, можно ознакомиться на официальном сайте монастыря:
Монастырский комплекс
Как уже было сказано ранее, на территории монастыря располагается целый комплекс построек: собор, храмы, часовня и колокольня. Расскажем о каждом из них в нескольких словах.
Собор святителя Петра
Собор Петра Митрополита — древнейшая постройка на территории монастыря. Он построен в виде восьмигранной башни и увенчан шлемовидной главой. Изначально собор был деревянным, но в начале XVII в. его перестроили в камне. В годы правления Петра I собор частично видоизменился: Нарышкины перестроили его в стиле «московское барокко». Лишь в XX в. Собору святителя Петра вернули исторический облик.
Храм Боголюбской иконы Божией Матери
Храм построен в конце XVII столетия по личному распоряжению Петра Великого. За годы своего существования постройка практически не претерпела изменений: до нас сохранились все те же спаренные колонки, килевидные кокошники в обрамлении окон. Но в советское время были уничтожены уникальный иконостас, купол и крест. Последние были восстановлены в 80-е гг. прошлого столетия. Долгое время храм служил усыпальницей для членов рода Нарышкиных: здесь были захоронены 18 представителей известной фамилии.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского
Еще одна постройка, возведенная по приказу Петра I. Она располагается в самом центре монастырского комплекса. Это двусветный трехапсидный четверик, к которой с запада примыкает трапезная и парадный вход. Примечательно, что в советское время в этой церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Постройка, которая также была возведена по приказу Петра Великого. Она была посвящена Ивану и Афанасию Нарышкиным. Церковь с тройными колоннами построена над западными воротами монастыря. Ее разорили в 1812 г., а в советское время закрыли. Церковь была освящена в день своего 300-летия — в 1998 г.
Церковь Толгской иконы Божией Матери
Одноглавая постройка, расположившаяся между колокольней и Братским комплексом. Известно, что она возведена за счет средств Нарышкиной — родственницы Петра Великого по материнской линии. Предполагают, что над проектом церкви работал яркий представитель московского барокко Иван Мичурин.
Панорама территории Высого-Петровского монастыря
Церковь Петра и Павла
Храм построен в середине XVIII в. по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для ее постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Это кирпичная постройка в стиле барокко, восьмерик на четверике. Церковь серьезно пострадала в 1812 г., и спустя два века, в 2012 г., она снова оказалась под ударом: на нее упал строительный кран, который повредил купол, крест и карниз.
Часовня Казанской иконы Божией Матери
Была возведена в 1905 г. в южном пролете ворот монастыря. Спустя 20 лет разграблена и лишь в 2004 г. ее восстановили.
Монастырский некрополь
Кладбище, на котором с XV в. хоронили монахов и знатных жителей Москвы.
История Выского-Петровского монастыря
Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV в. митрополитом Киевским и всея Руси Петром, имя которого святое место и получило. Именно он начал процесс становления Москвы как церковного и государственного центра Руси. Строительство началось в селе Высоком, которое на тот момент не входило в состав будущей столицы России. Самая древняя постройка монастыря на сегодняшний день — это Собор святителя Петра, который был воздвигнут на месте старинной деревянной церкви в начале XVI в. архитектором Фрязиным, который работал над Архангельским собором Кремля.
Становление архитектурного ансамбля монастыря, который сохранился до наших дней, происходило в период с начала XVI в. и продолжилось до середины XVIII столетия. Сегодня его часто называют памятником «Нарышкинского барокко».
Теперь расскажем о том, как появились важные архитектурные объекты монастыря. Юному Петру I, который приехал в Боголюбово вместе со своей матерью, подарили список с чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери. Царь в 1684 г. подписал указ о строительства храма в честь этой святыни, который также должен стать данью памяти убиенных дядьев. В последствие храм стал родовой усыпальницей Нарышкиных — родственников Петра Великого.
Следующий на очереди — Сергиевский храм, который также был построен по приказу Петра I. Таким образом он решил отблагодарить обитель святого Сергия, которая приютила его в и защитила от решивших совершить покушение на царя стрельцов. Чтобы отметить, что и Боголюбский, и Сергиевский храмы имели важное значение для царской семьи, из увенчали знаком царской короны.
Серьезные последствия для монастыря оставила после себя Отечественная война 1812 г. Французы выбрали это место для постоя: здесь остановилось более тысячи кавалеристов. Все храмы и постройки были осквернены и ограблены. Лишь малую часть важных реликвий удалось забрать с собой архимандриту Иоанникию во время отступления в Ярославль. Затем маршал Мортье, которого Бонапарт назначил губернатором Москвы, на территории Высоко-Петровского монастыря решил оборудовать свою резиденцию. Здесь проходили суды над теми, кого подозревали в поджоге столицы, а у стен монастыря проводились расстрелы. Отдельная часть территории была отведена для скотобойни. Начальник этого участка решил сжалиться над оставшимися монахами и разрешил им проводить богослужения в одном из храмов.
Чуть более чем через 100 лет, в 1918 г. на территории Высоко-Петровского монастыря состоялось последнее Совещание епископов, председателем которого выступил Святейший Патриарх Тихон. Сразу же после этого началась постепенная национализация территории монастыря: на последний храм был повешен замок в 1929 г. Несмотря на все запреты, на территории монастыря тайно существовала самая большая в СССР монашеская община.
Лишь в 1991 г. в Высоко-Петровский монастырь начала возвращаться настоящая жизнь: храмы начали восстанавливать, приход постепенно увеличивался, стабильно стали проводить богослужения. А в 2009 г. было принято решение вернуть и монашескую жизнь.
Панорама входа в Высоко-Петровской монастырь со стороны ул. Петровка
Как добраться
Высоко-Петровский мужской монастырь располагается в центре Москвы, поэтому добраться до него не составит особого труда. Сразу же дадим вам полезный совет: не рекомендуем приезжать сюда на личном автомобиле. Дело в том, что в этом районе всегда большое количество транспорта, а улицы не самые широкие: найти место для парковки будет проблематично.
Самый оптимальный вариант — это воспользоваться общественным транспортом. Рядом с монастырем располагается множество станций метро — ближе всего находятся «Чеховская», «Пушкинская» и «Трубная». От каждой из них до этого святого места можно дойти пешком:
Также рядом с монастырем располагается несколько остановок общественного транспорта:
Высоко-Петровский монастырь на видео