церкви рождества богородицы в путинках

Храмы Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Источник

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, ул. М. Дмитровка, 4

церкви рождества богородицы в путинках

В начале улицы М. Дмитровки стоит, похожая на сказочный теремок, церковь Рождества Богородицы «в Путинках». Впервые храм на этом месте, по преданию, был построен в конце XIV века неизвестной княгиней, ехавшей из Дмитрова в Москву и благополучно разрешившейся от бремени неподалеку от этого места.

церкви рождества богородицы в путинках

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки».

Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

церкви рождества богородицы в путинках

Современная церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. Этот храм примечателен, прежде всего, тем, что является, фактически, одним из последних шатровых храмов, построенных в России из-за запрета их строительства Патриархом Никоном в 1653 году.

церкви рождества богородицы в путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г.

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню.

Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон. Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой.

церкви рождества богородицы в путинках

Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой.

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

В 1864 году к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма.

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нем устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». В 1990г. было принято решение о передаче храма верующим.

церкви рождества богородицы в путинках

церкви рождества богородицы в путинках

Сейчас храм полностью отреставрирован, при нем открыта воскресная школа. Стройное изящное храмовое здание, видное от самого начала Малой Дмитровки, необычайно хорошо смотрится, хотя теперь и не со всех четырех сторон, как было первоначально, и является лучшим украшением одной из старинных улиц исторического центра Москвы.

Церковь имеет статус патриаршего подворья.

церкви рождества богородицы в путинках

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

Старинные шатровые храмы Москвы (XVI-XVII веков).

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. XVI век, 1532. Пр-т Андропова, 39, стр.1

церкви рождества богородицы в путинках

Собор Покрова Божией Матери на рву (храм Василия Блаженного). XVI век, 1561. Красная площадь.

церкви рождества богородицы в путинках

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. XVII век, 1635. Заповедная ул. 52.

церкви рождества богородицы в путинках

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. XVII век, 1646. Мосфильмовская ул., 18.

церкви рождества богородицы в путинках

Церковь Успения Божией Матери в Вешняках. XVII век, 1646. Ул. Юности, 17.

церкви рождества богородицы в путинках

Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех. XVII век, 1-я половина. Старопанский пер., 2-4.

церкви рождества богородицы в путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. XVII век, 1652. Ул. Малая Дмитровка, 4.

Источник

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Рождества Пресвятой Богородицы – главное украшение Малой Дмитровки. Упустить ее из виду просто невозможно, так как эта постройка имеет уникальный архитектурный стиль, характерный исключительно для шатровых храмов, которые, как известно, перестали строить в России в далеком 1653 году. Собор стал последним в своем роде, возведенным на территории государства. Сегодня он притягивает к себе толпы верующих и просто любопытных туристов, в числе которых и иностранцы.

Немного истории

На месте храма Рождества Пресвятой Богородицы с 1625 по 1648 год стояло деревянное здание. Строение пострадало в пожаре настолько сильно, что за восстановление его никто не решался браться. Таким образом, и было принято решение возводить вместо деревянной церкви из камня. Заложили ее в 1649 году. Основным материалом для строительства стал кирпич, на закупку которого деньги выделил сам Алексей Михайлович (к царю с соответствующей просьбой несколько раз обращались жители столицы). Быстрой реализации грандиозного проекта способствовал Иерусалимский патриарх Паисий, оказавшийся в Москве в то время совершенно случайно.

церкви рождества богородицы в путинках

Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в целом обошлось государству в 8 сотен рублей, что в те дни считалось очень большой суммой. Свои двери церковь открыла в 1652 году. Освятить ее священнослужители решили в честь образа «Неопалимая Купина Богоматери». Последний представляет собой сильнейший оберег от пожаров.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал последним шатровым. Запрет на строительство таковых был выдан патриархом Никоном в 1653 г., спустя 1 год с момента открытия церкви.

церкви рождества богородицы в путинках

Уникальный собор многократно реконструировали. В 17 веке он получил дополнение в виде пристройки, которую использовали в качестве трапезной. В это же время в храме появились сторожка с выходом к колокольне, а также придел великомученика Ф. Тирона. В очередной раз здание перестроили в 18 веке, когда местные готовились встречать Александра II. К его визиту храм получил новое, «смотрящее» на западную сторону, крыльцо (по стилю оно получилось идентичным уже существующим). Следующая масштабная реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы прошла чуть позже, на закате 19 века. Тогда за нее взялся небезызвестный архитектор Николай Султанов.

церкви рождества богородицы в путинках

Чудом церковь пережила советскую эпоху. Закрыло ее правительство в 1935 г., однако, за этим решением приказ о сносе здания не последовал. Постройку начали использовать, как конторское помещение, а позже – как базу для репетиций труппы «Цирк на сцене». В это время храм несколько раз реставрировали. В 50-ых годах западное крыльцо 18-го века было полностью разобрано и в последствии заменено новым, стиль которого больше напоминал стиль, характерный для 17 века. Эта работа проводилась под началом Николая Свешникова и Дмитрия Сухова, представлявшего Академию архитектуры (контролирующий орган).

церкви рождества богородицы в путинках

После развала Советского Союза храм отдали РПЦ, которая и взялась за восстановление здания. Процесс этот требовал немалых капиталовложений. Завершен он был, в том числе и за счет пожертвований публичных личностей (например, актера А. Абдулова). Свои двери для прихожан собор открыл в 1991 году. В патриаршем подворье (такой статус церковь получил после возобновления работы) проводятся ежедневные богослужения, праздничные литургии.

церкви рождества богородицы в путинках

Архитектурные особенности и интерьер

По своей структуре собор получился сложным. Основной его является продолговатый четверик, главными украшениями которого стала тройка шатров, небольшие главы, алтарный объём, а также трапезная, двухуровневая колокольня и придел. Последний завершен компактным шатром, установленным на мощном барабане. Несмотря на сложную композицию, архитектурный памятник кажется ажурным, легким, очень аккуратным. Соответствующего эффекта мастерам удалось достичь, в том числе и благодаря маленьким, увенчанным небольшим главами, слуховым окнам. Эта часть здания сильно контрастирует с большим шатровым кольцом, выходящим на улице Малая Дмитровка.

церкви рождества богородицы в путинках

Создавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, архитекторы ориентировались на традиционные черты русского стиля. Узорочье было успешно реализовано за счет пышного декора, величественного фасада с его аккуратными закомарами, кокошниками, наличниками, карнизами и аркатурным поясом.

церкви рождества богородицы в путинках

Внутри храма прихожане и туристы увидят современные иконы, размещение которых в интерьере здания предшествовало официальному открытию собора, возобновлению богослужений в начале 90-ых. Основной святыней церкви стал образ Ф. Тирона. Эта икона соседствует с другими, не менее красивыми (но не столь древними), подаренными храму благодарными прихожанами, иностранными православными туристами.

Видео по теме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *