церкви святых апостолов в константинополе
Церковь Святых Апостолов (Константинополь)
Церковь Апостолов (греч. Άγιοι Απόστολοι ) — великая христианская базилика, которая была заложена Константином Великим как главный храм Константинополя, с намерением поместить в ней мощи всех двенадцати апостолов. Закончена его сыном Констанцием II, который поставил в ней гроб с телом своего отца, тем самым положив начало традиции захоронения в храме императоров Восточной Римской империи.
Об облике первой церкви Апостолов известно из свидетельства Евсевия о том, что сей высокий храм был со всех сторон окружён притворами, его стены были из мрамора, а купол — позолочен. С окончанием строительства собора св. Софии первая церковь Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения. Чтобы исправить положение, император Юстиниан поручил Исидору Милетскому возвести на месте Константиновой базилики новый храм, призванный стать усыпальницей всего императорского семейства. Освящен он был 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении семисот лет.
С архитектурной точки зрения Юстинианова церковь Апостолов весьма необычна — это был пятиглавый храм и, по-видимому, прообраз всех многоглавых православных церквей, которые получили широкое распространение, в частности, в России. Василий Македонский затеял обновление храма, а при его внуке Константине Багрянородном поэт Константин Родосский составил описание этого храма в стихах. Среди сокровищ церковной ризницы были черепа апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания. Всё это было разграблено крестоносцами в 1204 году. Гроб Юстиниана подвергся осквернению, а из вскрытой гробницы Ираклия была похищена золотая корона с волосами царственного мученика.
После падения Латинской империи Михаил VIII воздвиг в храме статую своего покровителя, Архангела Михаила, однако восстановлением храма пришлось заниматься его сыну Андронику. Тем не менее скудеющая императорская казна была не в состоянии поддерживать грандиозный храм в должном состоянии, и к моменту взятия города турками в 1453 году он изрядно обветшал и был полузаброшен. Патриарх Геннадий Схоларий перенёс в церковь свв. Апостолов патриаршую кафедру, но в 1461 году Мехмед II велел снести храм и построить на его месте мечеть Фатих. Об облике церкви свв. Апостолов ныне можно судить по венецианской базилике св. Марка и собору в Перигё, которые отчасти воспроизводят её архитектурный образ.
Церкви и монастыри Константинополя |
Св. Софии | Свв. Апостолов | Св. Ирины | Студийский монастырь | Монастырь Хора (Кахрие-джами) | Монастырь Паммакаристы (Фетие-джами) | Монастырь Пантократора (Зайрек-джами) | Монастырь Христа Пантепопта (Эски Эмарет-джами) | Монастырь Липса (мечеть Фенари-Иса) | Мирелейон (Будрум-джами) | Монастырь Панагии Одигитрии | Свв. Сергия и Вакха | Св. Андрея в Крисе | Св. Феодосии (Гюль-джами) | Богородицы Кириотиссы (мечеть Календерхане) | Мария Монгольская | Св. Феодора (Килисе-джами) | Иоанна Предтечи (мечеть Ахмат-паши) | Свв. Петра и Марка (мечеть Атик Мустафы-паши) | Св. Николая (Кефели-джами) | Св. Павла (Арап-джами) | Богородицы во Влахернах |
Полезное
Смотреть что такое «Церковь Святых Апостолов (Константинополь)» в других словарях:
Константинополь — У этого термина существуют и другие значения, см. Константинополь (значения). Эта статья рассказывает об истории Стамбула до 1453 года … Википедия
Церковь Ризоположения (в Московском Кремле) — У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ризоположения. православный храм Церковь Ризоположения … Википедия
Церковь Марии Монгольской — Православный храм Церковь Марии Монгольской Ἡ Παναγία τοῦ Μουχλίου … Википедия
Храм Двенадцати Апостолов — Храм Двенадцати Апостолов церкви, освящённые в честь двенадцати учеников Иисуса Христа. Известные церкви Балаклава (Крым). Храм Двенадцати Апостолов. Великий Новгород. Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454 год). Капернаум… … Википедия
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — [Полное название Армянская Святая Апостольская Православная Церковь; арм. (?)այյռց Սռւրբ Ա(?)աղելակաճ Ուղղա(?)ա(?) Եկեղեցի], Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных… … Православная энциклопедия
Собор Святой Софии (Константинополь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya … Википедия
Иерусалимская православная церковь — Иерусалимскй патриархат греч. Πατριαρχείον Ιεροσολύμων араб. كنيسة القدس الأرثوذكسية ивр. הכניסייה האורתודוקסית של ירושלים … Википедия
Армянская апостольская церковь — У этого термина существуют и другие значения, см. Армянская церковь. Армянская апостольская церковь Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի … Википедия
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
(Апостолейон) [греч. ̓Αποστολεῖον], храм-мавзолей императоров Византии, созданный св. равноап. имп. Константином I Великим и посвященный 12 апостолам; возможно, единственная из христ. культовых построек К-поля, завершенная к моменту кончины имп. Константина († 337). Была поставлена в самой высокой точке К-поля близ Адрианопольских ворот, внутри городских стен, но вдали от имп. дворца.
В 356-370 гг. при имп. Констанции и его преемниках А. ц. была перестроена. В 356-357 гг. (по сведениям нек-рых фрагментов Александрийской хроники, в 336 г., т. е. еще при Константине) здесь были помещены мощи святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея, а храм обращен в мартирий. Тогда же, до 361 г., был построен новый мавзолей имп. Константина, ставший местом погребения императоров до 1-й четв. VI в.
В XV в., после падения Византии, султан Мехмет II Фатих (Завоеватель) предлагал К-польскому Патриарху Геннадию II Схоларию использовать А. ц. как кафедральный собор христиан в новой тур. столице, однако Патриарх Геннадий счел здание для этого непригодным. В 1469 г. А. ц. была снесена и на ее месте построена ныне существующая мечеть Фатих.
В наст. время при отсутствии к.-л. археологических данных единственным основанием для реконструкции А. ц. и этапов ее развития служат описания и упоминания о ней визант. средневек. авторов, а также многочисленных паломников.
А. ц. IV в. известна по описаниям Евсевия Кесарийского (до 339), свт. Григория Назианзина (до 390), а также cвт. Иоанна Златоуста (кон. IV в.), Филосторгия (1-я пол. V в.) и др. Указанные свидетельства являются неполными, разновременными, отчасти противоречивыми и сделаны уже после перестроек 356-370 гг., кроме описания Евсевия, составленного вскоре после постройки А. ц. в связи с погребением имп. Константина.
В совр. науке нет единого мнения о первоначальном облике А. ц. Реконструируется гл. обр. по Евсевию Кесарийскому, к-рый подчеркнул «несказанную высоту» здания, облицовку «разноцветно блистающими камнями», кровлю из позолоченной меди с «доматионом» (световым барабаном?), обведенным позолоченной рельефной решеткой, двор, окруженный портиками, к к-рым примыкали помещения дворца (караульни, термы, жилые покои и др.). Отдельного внимания Евсевия заслужила архитектурная программа А. ц., предложенная имп. Константином, поскольку император, «силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских», пожелал «после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возноситься в честь Апостолов», и соорудил «двенадцать ковчегов… в честь и славу лика Апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя, так что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских» (IV 58-60, 70-71). В реконструкции первой А. ц. исследователи видят единые кенотаф апостолов и мавзолей имп. Константина, к-рые, возможно, представляли собой крестообразную купольную постройку с одно- или многонефными рукавами (по С. Манго, купольную ротонду), находившуюся в центре четырехугольного перистильного двора, окруженного базиликами и др. общественными зданиями (Р. Краутхаймер). По мнению А. М. Высоцкого, А. ц. представляла собой крестообразный в плане архитектурный комплекс с купольной ротондой в центре перистильного двора, примыкающие к сторонам к-рого постройки (οἶκοι βασίλειοι) в описании Евсевия идентичны 4 рукавам огромного крестообразного здания (σταυροτύποι πλευραί) в описании Григория Назианзина.
Наряду с собором Св. Софии К-польской А. ц. на всех этапах ее развития служила одним из образцов христ. архитектуры. В качестве ее копий можно назвать главный храм мон-ря св. Симеона Столпника Старшего (см. Калъат-Симъан) в Сирии, V в. (связан с А. ц. через т. н. Великую ц. в Антиохии), а также собор Сан-Марко в Венеции, XI в. (см. Марка св. собор).
От некрополя императоров Византии дошли лишь порфировые саркофаги, найденные в XVIII в. (Археологический музей. Стамбул).
Церкви святых апостолов в константинополе
Первоначальный храм был в виде базилики. Через два столетия он несколько обветшал, и св. императрица Федора, жена св. Юстиниана Великого, построила его заново, разрушив старое здание. Новый храм был освящен 28 июня 550 г., уже после смерти Феодоры. Есть легенда, что Феодора начала строить храм через 4 года после начала строительства Св. Софии и использовала материалы, остававшиеся от стройки Великой церкви. Последующие императоры украшали и реставрировали храм. Новый храм имел вид креста с пятью куполами. Алтарь находился под центральным куполом, был из серебра, с мраморным балдахином на четырех колоннах.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где были погребены большинство византийских императоров и императриц. Еще св. Константин Великий построил первую из них, круглую, увенчанную куполом, для себя и семьи. Другую усыпальницу построил св. Юстиниан Великий.
В храме Апостолов неоднократно собирались церковные соборы. Например, первоначально 7-й Вселенский собор собрался именно там, но был разогнан иконоборчески настроенными войсками. В 867 г. там собирался собор, созванный св. патриархом Фотием, который осудил св. Игнатия. В 1347 г. там же собирался один из соборов, утвердивших учение св. Григория Паламы.
После взятия Города турками султан Мехмет в 1454 г. предоставил храм Апостолов в распоряжение св. патриарха Геннадия Схолария, ученика св. Марка Ефесского; но патриарх долго там не пробыл из-за враждебности местного населения и перебрался в монастырь Богородицы Всеблаженной. В 1471 г. Мехмет разрушил храм и построил на его месте мечеть Фатих, которая и стоит там до сих пор, оставаясь одной из главных мечетей; сам квартал вокруг нее также называется Фатих и считается одним из наиболее традиционно-мусульманских. Мечеть большая и окружена каменным забором и широким двором; вероятно, отчасти по ней можно судить о величественности когда-то бывшего здесь храма.
Внутри очень красиво.
В порфировых саркофагах были погребены императоры св. Константин Великий с матерью св. Еленой, его сын Констанций, св. Феодосий Великий, св. Феодосий Малый, Маркиан с Пульхерией.
Там же и еще один из белого мрамора:
В белых вообще много кто был погребен, так что лень перечислять 🙂 К тому же, может, это и не императорский.
В описаниях гробниц есть упоминание о саркофаге цвета ροδοποίκιλον; возможно, это сюда подошло бы. В том саркофаге была похоронена имп. Евдокия, жена Юстиниана II.
Это тоже небольшой кусочек какого-то императорского саркофага из того же музея:
Там на табличке написано, что это м.б. от саркофага св. Константина Великого, но baranov говорит, что его он сам видел в Риме, так что неясно, что тут за осколок.
А собственно изображение храма Апостолов сохранилось, увы, только в миниатюрах. Хорошего качества изображений у меня нет, поэтому только такое:
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
28 июня 550 года в Стамбуле был освещён главный храм столицы, базилика двенадцати апостолов.
Конечно, в те века не было Стамбула, город этот был, но назывался Константинополь.
Первый храм на этом месте, как главный храм Византийской Империи был построен ещё в 330 году по приказу Святого Царя Византии Константина Великого. Однако Святой Константин не дожил до окончания строительства и храм достроил его сын, Римский император Констанций Второй.
Храм был высок, прекрасно украшен кусками облицовочного камня разных цветов от основания до кровли, которая была украшена изящной резьбой и позолочена, ажурная каменная резьба по бронзе и золоту опоясывала купол.
Множество драгоценностей и святынь из храма 12 апостолов крестоносцы вывезли в Венецию, которые и до сих пор храняться в католической базилике Святого апостола Марка.
Церковь была так разграблена и осквернена, что грекам её нужно было практически восстанавливать с нуля. Этим занялся Византийский император Михаил Восьмой. Однако завершил восстановление его сын Византийский император Андроник.
Однако, именно захват Константинополя турками и захват храма Святой Софии послужило началом нового праславления храма двенадцати апостолов.
За 7 веков в храме 12 апостолов было похоронено 20 Византийских императоров, пять императорских супруг и два Патриарха Константинопольских (один из которых, это Святитель Никифор прославленный в лике святых).
Сейчас саркофаги Византийских императоров из храма 12 апостолов находятся в Археологическом музее Стамбула.
Теперь на месте храма 12 апостолов возвышается мечеть Фатих. По названию европейского района города Стамбула, Фатих.
Это одна из самых больших мечетей Стамбула.
Изначально комплекс состоял из мечети и группы зданий вокруг неё. Туда входили восемь медресе, библиотека, больница, приют, караван-сарай, рынок, хаммам, начальная школа и публичная кухня (имарет), где раздавалась еда для бедных.
В то время комплекс занимал почти квадратную площадь со стороной в 325 метров, простираясь вдоль улицы Fevzipasa.
Эту мечеть многие считают «подрожанием Святой Софии». К северу и к востоку от мечети находятся восемь больших медресе, по четыре с каждой стороны, носящие название Sahn-ı Seman. Эти здания симметричны, каждое включает в себя 18 комнат для учеников (каждая вмещает четырёх) и класс (dershane). Позади каждого медресе была пристройка, размером с половину самого здания. Все пристройки были снесены в результате строительства дороги. В медресе в своё время содержались около тысячи учеников; впоследствии они стали основой Стамбульского университета.
При здании есть красивый внутренний двор, примечательный находящимися в нём колоннами из офикальцита и гранита, которые, вероятно, были спасены из разрушенной церкви Святых Апостолов. Напротив приюта расположен большой тюрбе — гробница Накшидиль, матери султана Махмуда II.
Прогулки по Константинополю. Храмы Византии, ч. 1
Мать императора Константина Великого царица Елена была христианкой, будущий правитель Римской империи воспитывался в уважении к христианской религии. Став императором, Константин был глубоко убежден, что только христианская религия сможет объединить огромную и разрозненную Римскую империю. Он всячески поддерживал церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве.
Создавая новую столицу, император Константин Великий объявил христианство государственной религией, Константинополь сразу стал столицей огромной христианской империи.
Несколько ранее Константин отправил свою мать в Иерусалим, дав ей большие полномочия и материальные средства. В поисках реликвий Страстей Христовых, царица Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, в 326 году, раскопав пещеру, в которой согласно преданию был погребен Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.
За свою деятельность по распространению христианства царица Елена и император Константин Великий канонизированы и называются равноапостольскими.
На протяжении всей истории в Константинополе было построено более 450 христианских церквей, но на сегодняшний день существуют едва ли полтора десятка. Со дня падения Константинополя сотни православных церквей были разрушены или обращены в мечети.
Справедливости ради, надо сказать, что Константинополь располагался в сейсмически нестабильном районе, византийские архитекторы не сразу научились строить здания, способные выстоять при частых землетрясениях. А у византийских императоров зачастую не хватало денег на восстановление поврежденных храмов. В поздней Византии денег не хватало и на содержание храмов. Храмы приходили в запустение, ветшали и, со временем, разрушались.
Церковь Святых Апостолов
Изображение храма святых Апостолов сохранилось только на миниатюре.
Храм был заложен императором Константином Великим в 330 году, как главный храм новой столицы с намерением сделать его собственным мавзолеем и поместить в нем также мощи святых апостолов, которые он надеялся разыскать. В храме был помещен саркофаг Константина и вокруг него 12 пустых порфирных саркофагов для апостолов. Там Константин Великий и был погребен его сыном Констанцием ll.
После строительства собора святой Софии, церковь святых Апостолов оказалась в тени этого грандиозного сооружения и император Юстиниан повелевает возвести на ее месте новый, более величественный храм, который должен был стать усыпальницей всех императоров Византии. Новый храм святых Апостолов был освящен 28 июня 550 года и оставался вторым по значению храмом Византии на протяжении 700 лет.
Юстинианова церковь святых Апостолов была пятиглавой и послужила прообразом всех многлавых православных церквей на Руси.
Среди хранившихся в храме святынь были главы апостолов Андрея, Луки и Тимофея, мощи патриарха Иоанна Златоуста и фрагмент столпа, к которому был привязан Иисус во время бичевания.
Храм был соединен с двумя усыпальницами, где была похоронена большая часть императоров и императриц Византии.
В 1204 году храм святых Апостолов был разграблен крестоносцами.
Ряд святынь и сокровищ храма, похищенных крестоносцами, хранятся в базилике св. Марка в Венеции.
В 1471 году султан Мехмед ll разрушил храм святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих.
Порфирные саркофаги императоров Византии стоят во дворе Археологического музея Стамбула:
Церковь Девы Марии Влахернской
Церковь Девы Марии была построена в пятом веке над священным целебным источником, наполненным по легенде слезами Богородицы. Церковь много раз разрушалась, горела, перестраивалась, облик ее тоже не сохранился.
Интересна она своими святыми реликвиями. Именно за ними в Константинополь, а не в Святую Землю отправились в поход крестоносцы.
Здесь же, в церкви Девы Марии, хранилась чудотворная икона Божьей Матери, создание которой предание приписывает евангелисту Луке. Эта икона первоначально находилась в Антиохии, затем в Иерусалиме и прославилась многочисленными чудесами. В Иерусалиме ее приобрела супруга императора Феодосия ll Евдокия в 439 г.
Влахернская икона Божьей Матери считалась покровительницей Константинополя и византийских императоров.
В 626 году во время осады города патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу.
В период иконоборчества и во время захвата города крестоносцами икону прятали в монастыре Пантократора, замуровав в стене с горящей лампадкой. Когда смутные времена проходили и икону размуровывали, лампадка продолжала гореть.
29 февраля 1434 года Влахернская церковь загорелась и обрушилась. Денег на ее восстановление у Палеологов не было, до середины XlX века окрестности святого источника пустовали.
Местонахождение Ризы Богородицы теряется. Позже частицы Ризы Богородицы находят свое место в различных храмах по всему миру. А в Грузии обнаружена Влахернская Риза Богородицы целиком в запасниках музея. Ну не в единственном же платье ходила Пресвятая Дева всю жизнь.
Влахернская икона Божьей матери на какое-то время тоже теряется из вида, а в 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила. Икону эту, замурованную в стене, нашла женщина во время перестройки своего жилища. Там же, по ее словам, была горящая лампада.
Влахернская икона, помещенная в Успенский собор Московского кремля, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Для нее изготовили золотой оклад с драгоценными камнями. Алексею Михайловичу была отправлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием.
В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.
Картинки из Википедии
Данная икона представляет собой рельефное изображение, вырезанное из дерева и покрытое воскомастикой. По слою воска сделана тонкая моделировка красками. Воскомастика изготовлена с добавлением святых мощей и благовоний, что придает особую святость Влахернскому образу.
Более позднее происхождение чудотворного образа и некоторые неточности в церковном описании его истории ничуть не умаляют его духовной ценности для православного мира (но наводят на размышления о кознях духовенства и древности ремесла фальсификаторов).
В 1867 году возле Влахернского источника была построена маленькая греческая часовня, которая сегодня выглядит так:
Вокруг часовни уютный садик:
Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:
Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.
Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы.
Добираться сюда удобно и приятно на пароме по Золотому Рогу до причала Айвансарай, там перейти дорогу и по узкому переулку метров 100 до часовни.
В монастыре был разработан устав, принятый впоследствии Афоном и другими православными обителями по всему миру и названный Студийским.
Добираться электричкой до станции Едикюле, потом вернуться назад вдоль железной дороги, мимо подземного перехода, до поворота налево на улицу Имама Ашира. По улице Имама Ашира метров 50 до развалин монастыря.
Храм Пресвятой Богородицы (Храм Балыклы)
Храм Пресвятой Богородицы построен в V веке рядом с чудотворным источником, прославившимся чудесами на протяжении многих веков и ставший христианской святыней.
С источником связано много легенд. По одной из них молодой воин Лев, гуляя по лесу, встретил старца, который попросил у него воды, а воды не было. Лев обратился к Богородице и та подсказала, где найти источник. Воин напоил старца, промыл ему глаза и старец прозрел.
Богородица снова обратилась к воину и велела не забыть это место. Через семь лет воин стал императором Львом l. На месте обнаружения источника он воздвиг храм Пресвятой Богородицы, а иконописцам заказал икону Матери Божьей «Живоносный Источник».
После падения Константинополя храм был разрушен, икона утеряна, но из под обломков продолжала бить живительная вода, к которой шли люди за исцелением. Когда в 1836 году получили исцеление султан и его супруга, было разрешено снова воздвигнуть здесь храм.
На самой иконе Живоносного источника изображена Богородица с Младенцем в купели, источник и люди, исцеляющиеся в целебных водах.
Сюжет, повторяющий икону живоносного источника встречается здесь несколько раз:
Здесь можно испить целебной водички и унести ее с собой.
С древних времен известна икона Богоматери «Живоносный источник» и на Руси. В XVl веке на Руси появляется обычай освящать монастырские источники и посвящать их Божьей Матери. Соответственно, для часовен и купален, установленных над ними также писались иконы Богоматери «Живоносный источник». Иконы этого типа очень красочные, со многими персонажами и сложным сюжетом:
И коны с сайта
Чтобы попасть в храм Балыклы, надо доехать до Силиврийских ворот в стене Феодосия. Возле указателя Gasilhane повернуть на территорию кладбища. Метров через 150 будет первый поворот направо, повернуть и двигаться прямо в этом направлении. Вход в церковь будет слева.
Церковь Святых Сергия и Вакха (Малая Айя-София):
Храм был заложен в 527 году близ дома, в котором император Юстиниан провел свои молодые годы. Юстиниан решил основать церковь после того как неожиданно ему был отменен смертный приговор по обвинению императором Анастасием в измене. Свое избавление от казни Юстиниан приписывал заступничеству свв. Сергия и Вакха.
О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.
В 536 году Феодора отдала церковный комплекс под монастырь монофизитов, а в 551 году здесь прятался от гнева черни папа Вигилий.
Богатое мозаичное убранство церкви было уничтожено в те годы, когда ее облюбовали иконоборцы.
После падения Константинополя церковь свв. Сергия и Вакха продолжала действовать до 1506 года, пока некий царедворец не обратил ее в мечеть, забелив мозаики, пристроив притвор и медресе.
Храм легкий и воздушный, в нем много света, покой и тишина.
Серьезный ущерб состоянию памятника нанесло строительство железной дороги в Стамбуле в непосредственной близости от «малой Софии». По этой причине ЮНЕСКО внесло бывшую церковь свв. Сергия и Вакха в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Увидеть церковь свв. Сергия и Вакха можно, если спускаться от Ипподрома к Мраморному морю, мимо древней Сфенды.