цитаты о красоте храмов
Цитаты о красоте храмов
Я в храм пришёл — не жаловаться, нет,
А чтобы к Богу… стать немного ближе.
Я бомж… и, ясно, не во фрак одет…
Но ведь не Богом я — людьми унижен!
Я всё своё теперь ношу с собой:
Мой быт тяжёл, но так легка дорога!
Хоть потолок дырявый надо мной,
А мне и места надо-то немного…
Я деньги дал на толстую свечу,
Спросил послушника, куда её поставить…
Что мне ответил он — я лучше промолчу…
Не он ведь в храме службу будет править!
Священник с дьяконом запели «Отче наш…»
И люд вокруг поспешно…
… показать весь текст …
Ты войдёшь однажды в Божий храм,
Не поняв, что это сердца зов.
Без молитвы, без креста, но сам…
Постоишь, не скажешь нужных слов.
Перед ясным образом Христа
Ты свечу затеплишь: вдруг спасёт?
Ты ещё не знаешь, что настал
Обращенья к Богу твой черёд.
Долгим эхом в Небе прозвучал
Самый важный шаг в твоей судьбе:
Перед Богом чистая свеча
В тихом храме плачет о тебе.
Никакой Храм не очистит душу, если сам не будешь содержать её в чистоте.
Внутри меня моя душа,
И я войти туда должна,
Мой молчаливый, тихий храм,
Но настоящая я там.
Зайду я в храм, и помолюсь я Богу.
Зайду я в храм, и помолюсь там Богу.
За всех кто дорог. За друзей и за врагов,
За дальний путь и близкую дорогу,
За тех, кто изменить судьбу готов.
Я помолюсь за всех. За счастье и здоровье.
За то, что б в доме был всегда покой.
За то, что б ангел был всегда у изголовья,
И прикрывал от бед любых своей рукой.
Свеча горит, дрожит огонь под образами,
И запах ладана под сводами плывет.
Я душу облегчу свою слезами,
А с воском, тающим, пусть боль моя уйдет.
В ХРАМЕ.
Прости меня, Господи!
За все грехи мои и ошибки!
Прости меня за мою слабость,
Быть может, чуть-чуть ждать оставалось…
Может, это и грех,
Что я свой крест
Не смогла донести…
А может, это было лишь частью пути,
Что мне ты уготовил пройти…
Я благодарна тебе
За все испытания, что ты мне послал!
Спасибо тебе за то, что есть у меня!
… показать весь текст …
Достойно храма украшение
Иконы, лепка, хороши.
Но украшают храм не ризы,
А чистота людской души.
Молитва о Храме
Ты знаешь, Господи, перед Тобой
Я никогда не покривлю душой.
Я, по большому счёту заявлю,
Ни перед кем душою не кривлю.
Прости меня, о Господи, прости,
Что не могу я Храма обрести,
Где царствуют доверье и любовь,
Где чувствуется Твой святой покров,
Стяжательству, мздоимству — места нет,
Где бескорыстно могут дать совет,
Где помощь вам окажут просто так,
Не требуя ни денег, ни бумаг,
… показать весь текст …
Чем реже в храме — тем хуже в жизни. Опыт.
Только не лги
Ложь, как ржа металл, съедает человека,
Изнутри всю душу его превращая в хлам,
От болезни сей, ведь не спасет аптека,
Все хорошее сгорит в душе, погибнет храм.
Лгун, худший из людей
Где-то в церкви.
— Петровна, глянь, да как же мы его упустили-то?
Васильевна в ужасе крестилась. Посреди храма нелепо торчал высокий худощавый парень в растянутой футболке и джинсах, на которых целого места не было.
— Охти мне, грех-то какой, — подхватилась Петровна. — А ведь служба скоро.
Старушки засеменили к пришельцу. Тот с изумленным видом оглядывался вокруг, будто не понимал, где находится. Это выглядело неприятно, Васильевна даже обиделась. Храм-то недавно отремонтировали на пожертвования. Все красиво,…
… показать весь текст …
В храм природы войдя — обнажить не забудь свою душу!
В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем:»Господи, помилуй и спаси».
Прохожу рядом с храмом — чертики мои подпрыгивают от любопытства, но я их не часто туда вожу, они в храме моей души)
…
Тысячи храмов снаружи и лишь единицы внутри.
Из коментов с Мариной
Все прячемся мы глубже наставили заборов,
Железные все двери, полным полно запоров,
Улитками мы лезем, по квартирам и домам,
А лучше бы построить в душе для БОГА храм)))
МОЙ «ХРАМ»-2
Душа есть — Храм, она — не постоялый двор,
В который вхож любой случайно приходящий…
Владыка Антоний Сурожский рассказывал, как в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь:
« Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».
Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.
Я в храм иду, чтоб Богу помолиться,
В грехах покаявшись, достойно причаститься,
Насытить душу пищею нетленной —
Такой прекрасной, сладкой, вожделенной!
С великим страхом к святой Чаше подхожу
И, приняв Дар Святой, в восторге отхожу.
Мой Бог со мной трапезу разделил
И в душу щедро благодать Свою излил.
Но больно мне, когда порой бывает
Господь выходит, к Чаше созывает,
Но все стоят и с места не сойдут,
Не слышат зов и к Чаше не идут.
… показать весь текст …
52 красивые цитаты про архитектуру
Архитектура — выразительница нравов.
В 1970-х, проводя исследование в библиотеке Конгресса, я наткнулась на неприметную работу об архитектуре религиозных сооружений. В ней заявлялось, что традиционная архитектура древних мест поклонения копирует очертания женского тела. Причем факт этот подавался как общеизвестный. Например, вход сначала в притвор, а потом уже в храм — это большие и малые половые губы, центральный проход к алтарю — вагина, два изогнутых боковых нефа — яичники, и священное место в центре, алтарь, — это матка, в ней происходит чудо, и мужчина дает начало новой жизни. Это сравнение было для меня новым и потрясло до глубины души. Конечно, думала я. В главной церемонии патриархальных религий мужчина вбирает в себя энергию йони, силу сотворения, символично порождая новую жизнь. Неудивительно, что главы мировых религий, мужчины, так часто говорят, что человек рождается во грехе: любой из нас рожден женщиной. И только подчиняясь правилам патриархата, мы можем переродиться, очиститься. Неудивительно, что священники обходят нас, разбрызгивая над нашими головами святую воду — подобие продолжающего род семени, дают нам новые имена и обещают перерождение в вечную жизнь. Неудивительно, что духовенство старается держать женщину подальше от алтаря, так же, как нас пытаются лишить возможности контролировать наши собственные силы деторождения. Все эти ритуалы, символичные или реальные, посвящены контролю над силой, заключенной в женском теле.
Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни.
Над некоторыми районами Ленинск-Кузнецка время не властно — здесь дома старой сталинской малоэтажной застройки. Глазу не за что зацепиться. Эти дома создавались не для красоты. Для красоты был сталинский ампир в Москве и Ленинграде. Здесь всё говорит: «Нечего отвлекаться! Работать надо!»
Подошла ближе: симметрии — любимицы скудно одаренных — на барельефе не существовало. Листья винограда там ожидали нового порыва ветра. Подсолнухи цвели вразнобой, не хватало лепестков у ромашек, словно кто-то не закончил гадать «Любит — не любит».
Ее увлечение старинной архитектурой уступало только ее увлечению Генри.
. Музыка — как и архитектура — это искусство, в сильной степени зависящее от финансов. Если вы композитор, для исполнения вашей симфонии нужен оркестр. А кто ж даст оркестр? И радио из кармана не вынешь. Наверное, поэтому черт знает что творится в головах у этих людей! Самые лучшие архитекторы работали для самых чудовищных заказчиков.
Фараоны рекламировали себя при помощи пирамид.
Убийцы и архитекторы всегда возвращаются на место преступления.
От скульптуры мы вправе требовать как минимум одного — чтоб она не шевелилась.
Архитектура — онемевшая музыка.
В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома. До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм.
Самые ужасные строения — это те, бюджет которых был слишком велик для поставленных целей.
Цитаты про религия, церковь
Наш брак основан на лжи, но также на лжи основаны другие прекрасные вещи как религия и история Америки.
— Нам нужно поговорить, Доктор Хаус. Сестра Августина верит в то, чего быть не может.
— Я думал, что у вас у всех работа такая.
( — Сестра Августина верит в то, чего нет.
— Я думал, это ваша прямая обязанность.)
Если люди хороши только из-за боязни наказания и желания награды, то мы действительно жалкие создания.
Я думаю, большинство людей верят в Бога на всякий случай.
— Мы не уверены точно, что это был припадок. Он же всегда так делает: поёт песни и исцеляет людей.
— Как интересно. Религиозное поведение так похоже на безумие, что мы не можем их отличить.
Библия — важнейшее литературное произведение, но когда люди умирают за слова, написанные на бумаге, — это странно и опасно!
— Вера — это не болезнь.
— Нет, конечно. С другой стороны, она распространяется и убивает кучу людей.
Держите свою религию при себе.
Вы только вдумайтесь: религия смогла убедить людей что есть невидимый мужик, который живёт на небе, и наблюдает за тем, что вы делаете каждый день, каждую минуту. И у невидимого мужика есть список из десяти вещей, которые он не хотел, чтобы вы когда-либо делали! И если вы сделаете хоть одну из этих десяти вещей, у него есть специальное место. полное огня, дыма, жара, страданий, боли, куда он отправит вас. чтоб вы мучались! Горели! Задыхались! Кричали! И плакали! На веки вечные, до скончания времён. НО ОН ЛЮБИТ ВАС!
Мудрость афонских монахов: 12 цитат, которые попадают в самое сердце
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Афон (Святая Гора) — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, компактно расположенное в Греции на полуострове Айон-Орос, называемый иначе Святой Горой, Афоном, Афонским полуостровом. В подборке «Фомы» — 12 сильных цитат трех известных насельников Афона.
Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом.
Паисий Святогорец
Людям невозможно дать чужие крылья — они должны вырастить свои.
Симеон Афонский
Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, выброси ее сразу; если в твой ум проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь.
Силуан Афонский
Терпение начинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно.
Паисий Святогорец
Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков.
Симеон Афонский
Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими.
Силуан Афонский
Увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом невозможно. В основе Евангелия лежит любовь. В основе здравого смысла заложена выгода.
Паисий Святогорец
Когда колодец готов, вода появляется сама собой; когда сердце чисто, оно не может не любить.
Симеон Афонский
Живёт только тот, кто переделывает себя; без этого любая жизнь всего лишь — самораспад.
Силуан Афонский
Молитва – это кислород души.
Паисий Святогорец
Бог стреляет через Вечность в крошечные сердца людей своею Любовью и никогда не промахивается.
Симеон Афонский
Истинное спокойствие — это тот покой, от которого другие тоже становятся спокойными.
Искупление красотой: храм как образ России
В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
Действительно, что может быть прекрасней этих совершенных творений зодческого ремесла и духа, которые и «архитектурой» назвать — язык не поворачивается.
Храмы, возводившиеся на Руси с первых десятилетий русского Христианства, всегда были молитвенной «свечой Богу», обращением в горние сферы, каналом, соединяющим Небо с землей. Сердце русского странника всегда озарялось радостью в ту самую минуту, когда из-за холма или над равниной реки показывался в небесах крест, а под ним и овершие сельской или монастырской церквушки.
Этой радости причастился и автор-составитель только что выпущенного издательством «ЭКСМО» крупноформатного фотоальбома «Храмы великой России» писатель Станислав Минаков. Прежняя его работа, обширная энциклопедия «Храмы России», выходившая в том же издательстве сначала в 2008 г., а потом переизданная в начале 2009 г., была оснащена большим числом пояснительных статей и иллюстраций. Концепция новой книги — в создании, прежде всего, полноцветного визуального образа.
Автор-составитель показывает нам зодчество Руси не как «чистую архитектуру», а словно помещает нас в русский пейзаж, используя для этого не только фото окружающей природы, но и произведения выдающихся русских живописцев М. Нестерова, И. Левитана, Б. Кустодиева, Н. Рериха и других. Кроме того, картинкам и картинам умело придаются пояснительные подписи и краткие истории, а нередко и весьма гармонично стихи русских поэтов — С. Есенина, Н. Клюева, Н. Рубцова, С. Клычкова, Я. Полонского, великого князя Константина Романова (К.Р.), Б. Чичибабина, современных поэтов. Некоторым снимкам сопутствуют на страницах фотоальбома знаменитые русские иконы, краткие истории житий русских святых. Так создается цельный, контекстный образ русского храма — помещаемого автором в духовное, историческое, культурное русское пространство.
Обратим внимание на отдельные главы книги. Например, глава «Сусанино. Грачи прилетели» включает не только известнейшую картину живописца А. Саврасова «Грачи прилетели» (1871), но и большое современное фото изображенной на картине церкви Воскресения Христова (XVII в.) в п. Сусанино (прежде Молвитино), а также несколько видов других старых церквей этого поселка. Мы видим также фото современного памятника русскому герою Ивану Сусанину, установленного на месте, где располагалась деревня Деревеньки, в которой родился герой. На приведенном в альбоме снимке И. Сусанин словно выходит к нам из березового леса, через четыре столетия, живой-невредимый. Эти красоты Костромской области дополнены замечательными стихами, связанными с темой возвращения грачей на родину из теплых краев. Читатель словно получает единую связующую ось — со времен строительства церквей через проникновенный саврасовский образ к нашим дням.
Аналогичным образом подана и глава «Золото Плёса», где современным фотовидам городка Плёс на Волге словно аккомпанируют знаменитые картины И. Левитана. Точно также мы встречаем левитановский «Вечерний звон» рядом с панорамами Звенигорода, а тихие монастырские пейзажи Нестерова — возле соловецких снимков. Место нашлось даже загадочной картине Нестерова «Лисичка», гармонирующей с видом древнего Белозерска. А особенно сильно «работает» знаменитая нестеровская картина «Душа народа», помещенная в главку «Нило-Столобенская пустынь». И такие находки-диковинки разбросаны по всему альбому.
В главе «Санкт-Петербург» на странице, посвященной храму Иоанна Богослова подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге (1894), вспомянут знаменитый Леушинский монастырь, почитавшийся в конце XIX в. наряду с Дивеевым и Шамординым третьей женской лаврой. Давно его сокрыли воды «рукотворного моря» — Рыбинского водохранилища, как и небольшую деревню, некогда затерянную в глуши дремучих лесов в пойме Шексны между Череповцом и Рыбинском и давшую имя знаменитому монастырю. Дело в том, что около года юные изографы иконописной школы «Святогорье» (при Леушинском подворье, настоятель о. Геннадий Беловолов) под руководством Ростислава Гирвеля, по содействии Ольги Веселовой выполняли заказ Ярослава Тиховодова, жителя села Уста Уренского района Нижегородской области, известного тем, что из своих 17 лет уже десятилетие он подвизается на ниве православного просветительства. Икона Царственных Страстотерпцев с образом Богородицы Державной передана Ярославу в Вербное воскресение 2009 г. Такой иконы в России еще не было: ее авторы — 9 детей. В альбоме приведен не только большой снимок храма, но и два поразительных фото — Ярослав Тиховодов, несущий с другим отроком Детскую икону, и сама эта икона.
Особым образом проведена автором-составителем тема последнего русского царя —страстотерпца Николая II, его убиенной в Екатеринбурге семьи, а также членов императорской фамилии, казненных у Алапаевска в 1918 г. В книге мы встретим государя Николая II и в жизнеутверждающем образе — кисти Кустодиева — на фоне храмов московского Кремля (и тут же — современная кремлевская фотопанорама с Большого Москворецкого моста), и в облике самодержца со скипетром и державой — на любительской иконе, написанной на крупном кирпиче и ныне хранящейся в музее Кадашевской слободы при храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва).
Альбом охватывает Север и Юг, Запад и Восток русской храмовой архитектуры. Уделено внимание и новым храмовым строениям, и древнейшим храмам Руси, в том числе Киева, Чернигова, Новгорода, Пскова, Владимира. Тут есть и прославленные русские обители — Соловецкая, Валаамская, Оптинская, Дивеевская и другие. Так автор-составитель словно формирует наш общий взгляд на единое православное прошлое России, напоминая о том, что сиянием древних золотокупольных русских лавр — Свято-Успенской Киево-Печерской или Свято-Троицкой Сергиевой — проникнуты и русские летописи, и былины, и духовные произведения, и светская литература, в XIX веке поднявшаяся на вершины вершин, что побудило крупнейшие умы мира назвать ее «святой».
Кто видел русские православные храмы, согласится со словами И.Э. Грабаря: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих». В своем предисловии к книге автор-составитель, харьковчанин, пригласивший в помощь себе в качестве фотографов жителей разных регионов большой Руси — из Харькова, Черкасс, Москвы, Петербурга, поселка Сусанино, пишет: «Вспомнив великие имена мастеров церковного стенного и иконного письма, мы должны отметить, что русские храмы, славящиеся внешней лепостию, красотой, немыслимы без внутреннего убранства. В этом искусстве русские мастера достигли в былые века тоже невероятных вершин. В нашей книге мы постарались взглянуть на русские храмы не только снаружи, в контексте пейзажа или вне его, но и изнутри — на росписи и иконы. Также, стараясь не пропускать замечательные архитектурные детали, мы пытались и не упустить из виду целое — храм как идею, храм как мысль о мире, храм как высокое чувство. Нам хотелось дать образ России, а также напомнить о ее истории, великой и трагической, — с помощью самого дорого и святого, что одушевил на земле из мертвого природного материала русский человек за всю историю возникновения и развития Русской цивилизации, Русского мiра, то есть с помощью образа русского православного храма».
Очевидно: картины выдающихся живописцев, и лирика наших поэтов, и шедевры ремесел оказались уже неотделимыми от русского духа, русской культуры, входя в нее составной частью, дополняя и приближая к нам. И все вместе слилось на страницах этой книги в многоголосую ораторию. Словно сами собой к книге притянулись фотоизображения, пойманные многими людьми. Получился, без преувеличения, соборный, коллективный труд, подобный общей молитве. Убедительным критерием истинности всегда является безотчетное, априорное понимание разными людьми несомненной Красоты, во имя которой созданы русские храмы. Ведь Красота — одна из Господних ипостасей. И вряд ли удивительно, что в этом «соборе фотографий» приняли участие люди не лишь воцерковленные.
Автор признается, что за период работы над книгой ему споспешествовал ряд незабываемых встреч, которые тоже привнесли особый строй и тон в эту книгу. Это и встреча в Митрополичьей резиденции Киево-Печерской Лавры с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Всея Украины Владимиром, и напутственное содействие члена Синода Русской Православной Церкви Высокопреосвященного архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, и беседы с монашествующими Свято-Введенской Оптиной пустыни, в частности, с оптинским схиигуменом Илием (ныне духовником Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла), и краткая беседа, а также статьи протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля Храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва), и пасхальное общение — на службе и вне ее — с настоятелем Свято-Благовещенского храма в Киселевой балке, что на Луганщине, отцом Михаилом (Шиповским). Все эти земные собеседники (помним и о небесных) — названные и не названные — так или иначе незримо присутствовали и пред внутренним взором автора-составителя, словно своеобразная «приемная комиссия», как при предъявлении строящегося или уже возведенного собора заказчику.
Откройте эту книгу на любой странице, на произвольном развороте, и вы непременно ахнете. У вас перехватит дух от великой красоты нашего Отечества (напомним, что это слово имеет и земной, и духовный смысл), от радости и гордости за русского человека, эту красоту усвоившего и воплотившего в веках, от горечи и вины за страшные страницы русской истории. Слова харьковчанина Б. Чичибабина о русских храмах скрижальны: «Венец Иисусов каплями с висков стекает в Суздаль, Новгород и Псков». Поэт, тонко ощущавший многовековые вибрации отечественной истории, веры, духа русской цивилизации, в афористичной форме отразил суть Христианства на Руси, которое именуется Православием.