цветной собор в москве
Самые красивые храмы Москвы
За многовековую историю столица обогатилась большим количеством шедевров русского православного зодчества. Они являются неотъемлемой частью духовного наследия и представляют собой историческую и архитектурную ценность. Среди самых красивых храмов Москвы стоит отметить:
Большую часть достопримечательностей можно увидеть во время обзорных экскурсий по Москве от портала «Спутник». Достаточно выбрать одну из прогулок и заказать билет в онлайн режиме на сайте. Оплатить тур можно банковской картой или электронным кошельком.
Казанский собор
Удивительно, но в стране есть не один, а сразу два храма с таким названием. Первый и самый большой расположился на Казанской площади в Санкт-Петербурге. Второй находится в столице на Никольской улице. Имя обоим сооружениям дано в честь иконы Казанской Божией Матери.
Согласно легенде, спустя 27 лет после захвата Иваном Грозным Казани город охватил пожар, как нередко случалось в то время. Пострадало немало домов, в том числе и тот, что принадлежал семье стрельца Онучина. После его дочери Матроне приснился сон, в котором Богородица попросила девочку под развалинами сгоревшего дома отыскать икону. Так и была обнаружен чудотворный образ.
Казанский собор, украшающий Красную площадь, относится к традиционной храмовой архитектуре Москвы, вы обязательно должны его увидеть. Именно в нем по сей день хранится знаменитая икона, почитаемая в народе.
Покровский собор или храм Василия Блаженного
Среди всех соборов страны Покровский признан самым многоглавым, так как его комплекс объединяют друг с другом сразу 10 церквей. Из них 9 были возведены еще в XVI веке приказом Ивана Грозного в честь победоносной войны с Казанским ханством. Первую и центральную церковь освятили в день праздника Покрова Богородицы, что и дало имя всему собору. Только через несколько лет у стен постройки похоронили знаменитого чудотворца Василия Блаженного. Тогда же была пристроена 10-я церковь, после чего храм стали часто называть именем святого.
Церковь Климента Папы Римского
На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.
Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.
Храм Христа Спасителя
Признан самым большим храмовым комплексом в России. Высота сооружения составляет 105 м, а стать участниками службы одновременно могут 10 тысяч прихожан. После того как сооружение было уничтожено после Октябрьской Революции, его удалось восстановить только в 2000 году. Поэтому сегодня собор считается еще и одним из самых юных в Москве. В храме проводит службы Патриарх Московский, а также проходят совещания Архиерейских соборов. Самые значимые мероприятия православной жизни города также часто организуются на его территории.
В свое время строительство святыни было приурочено к победе в Отечественной войне 1812 года. При Сталине храм взорвали. Но по чудом сохранившимся чертежам постройку воссоздали после отмены советской власти. И сейчас осмотреть его можете и вы.
Ежедневно, кроме понедельника, тысячи верующих направляются на улицу Волхонка 45, чтобы стать участниками службы. Никакой оплаты за вход не взимается. Если ехать на метро, то ориентиром станет станция Кропоткинская.
Посетить в храме можно не только центральный зал. Обязательно поднимитесь на смотровые площадки, откуда открывается необыкновенный вид на столичные пейзажи.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Охраняемый ЮНЕСКО каменный собор шатрового типа является уникальным шедевром архитектуры. Он входит в число великих храмов Москвы и признан во всем мире. Проект достопримечательности создавался итальянскими архитекторами в 1528-1532 годах. Поводом для закладки его фундамента послужило появление на свет Ивана IV. Поскольку для московской архитектуры того времени свойственно преемничество Византии, то и Коломенское своим внешним видом должно было символизировать гору, откуда произошло вознесение Господне. Таким образом, церковь должна была символизировать Второе пришествие Иисуса.
К сожалению, оригинальное убранство церкви до наших дней не сохранилось. В его залах вы увидите только воссозданный интерьер, скопированный с домового храма российских монархов, в том числе и иконостас с царскими вратами, идеально повторяющий оригинал. Если подняться в галерею, располагающуюся под колокольней, то взгляду откроется великолепный вид на холмы Коломенского.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
В начале улицы Малой Дмитровки расположена небольшая церковь, уникальная тем, что с ее строительством окончилась настоящая архитектурная эпоха. Для XX века церковь является единственной в столице постройкой, оборудованной 3 шатрами.
Привлекает внимание и нестандартное решение фасада – его словно и вовсе нет. При этом с любой точки видно богатый декор достопримечательности. Четверик вытянутой формы ориентирован с севера на юг, что крайне необычно для православных храмов, преимущественно возводимых в направлении с запада на восток. Колокольня также находится не с западной, традиционной стороны, а с северо-восточной, около трех шатров, вытянувшихся в ряд.
В церкви храма Рождества Богородицы богослужения не проводятся с 1935 года. Но она, в отличие от множества схожих по архитектурной задумке соборов, не перестраивалась. А украшения фасада сооружения сохранились в оригинальном виде.
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Расположенная на пригорке, достопримечательность ярко выделяется на фоне обступившей ее застройки. Хотя стилистика современного сооружения не похожа на традиционную церковную архитектуру, можно с уверенностью утверждать, что собор в Хамовниках стал настоящим символом всего района.
Проект этого храма отвечает общей православной традиции. Он вытянут с запада на восток и начинается, как и полагается, колокольней. Далее следует трапезная, основной храм с пятью куполами и 3 алтарных выступа. Что касается архитектурного стиля, то его принято относить к так называемому «нарышкинскому барокко». Ценнейшим, с исторической и эстетической точек зрения, украшением внешнего убранства являются изразцы, находящиеся на колокольне. В ее шатре прорублено 32 окошка.
По своему размеру колокольня является крупнейшей в современной Москве. А еще в северной части стены можно различить надгробные таблицы, датируемые XVIII веком, сохранившиеся на память о приходском погосте.
В годы Отечественной войны интерьер церкви сильно пострадал. Его восстанавливали позднее. Красивая настенная роспись появилась здесь в 1840-х годах. Изначально внутри хранился Димитриевский алтарь, а в 1872 году вместо него появился придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Успенский собор на Соборной площади
Величественное сооружение заслуженно считается жемчужиной Красной площади и занимает почетное место в списке лучших храмов Москвы. Когда-то именно Успенский собор был первым Кафедральным храмом России. Его строительство в 1326 году велось по указу Ивана Калиты, но позднее место деревянной постройки в 1479 году заняли стены из белого камня. Крытые золочеными медными листами купола появились уже в 1547 году по волеизъявлению Ивана Грозного.
Архангельский собор
На Соборной площади строительство храма велось с 1505 по 1508 год. Руководил этим масштабным проектом зодчий итальянского происхождения Алевиз Новый. Прежде данный участок занимал собор, построенный в XV веке. В период с 1599 по 1765 год архиереи, состоявшие при Архангельском соборе, исполняли обязанность по совершению особых панихид в те дни, когда происходило поминовение почивших царей и князей.
Стены этого сооружения до сих пор смотрятся очень эффектно. Они построены из красного кирпича и декорированы белым камнем. Если всмотреться в декор фасада, то можно без труда различить характерные черты эпохи итальянского Возрождения. Роспись, сохранившаяся с 1652-1666 годов, была выполнена известными мастерами Иосифом Владимировым, Степаном Разанцем и Яковом Казанцем. Также на территории храма располагаются 54 древних захоронения.
Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе
Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.
Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.
Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.
Храм Василия Блаженного: история и тайны самого красивого собора России
КАК ДОБРАТЬСЯ: Красная площадь, 7 (ст. м. Охотный Ряд, Площадь Революции, Китай-город)
РЕЖИМ РАБОТЫ: с 1 мая по 31 августа – ежедневно с 10:00 до 18:00; с 1 сентября по 31 октября – ежедневно с 11:00 до 18:00; с 1 ноября по 31 декабря – ежедневно с 11:00 до 17:00; с 22 января по 30 апреля – ежедневно с 11:00 до 17:00; выходной день – первая среда месяца
ТЕЛЕФОН: +7 (495) 698-33-04
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (без аудиоэкскурсии): билеты для взрослых – 500 руб., билеты для льготных категорий граждан – 250 руб.
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (с аудиоэкскурсией): билеты для взрослых – 800 руб., билеты для льготных категорий граждан – 550 руб.
Касса и территория закрываются за 45 мин. до окончания работы музея.
Покровский собор, или храм Василия Блаженного, занимает особое положение и среди архитектурных сокровищниц, и в сознании православного народа. Храмовый комплекс представляет собой удивительное по красоте творение человеческой мысли, дополняя ансамбль главной площади Москвы. Благодаря стараниям историков и реставраторов на сегодняшний день комплекс выглядит так же, как в XVI-XVII веках. Собор включен в список Всемирного наследия и признан одним из семи чудес России.
История святого места
Собор возведен в 1555-1561 годах недалеко от Спасских ворот Красной площади, над спуском к реке. Рядом с местом, где он стоит, вдоль крепостных стен с XVI века проходил глубокий ров, который был засыпан после 1812 года. Память о нем осталась в официальном наименовании храма – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
Храм установлен в честь триумфальной победы над Казанским ханством – давним врагом русского царства. Финальная битва, в которой войска русского царя одержали победу, состоялась в праздник Покрова. Победа над неприятелем имела религиозное значение и открывала Руси контроль над важным торговым путем, который соединял Балтику и Волгу.
В память о ключевом для страны событии по распоряжению Ивана Грозного был освящен деревянный Троицкий храм, который стоял рядом с Кремлем. Спустя время на его месте построили каменный ансамбль из девяти храмов, соединенных закрытыми переходами. Его дополняла звонница, в пролетах которой располагались массивные инструменты. До появления колокольни Ивана Великого храм оставался самым высоким в округе.
Дата окончания строительства храма была установлена в 1961 году, когда советские реставраторы обнаружили текст надписи на внутренних стенах. В послании указано, что центральная Покровская церковь комплекса была освящена 29 июня 1561 года. Вероятно, к этому сроку были завершены все основные работы.
Приглашаем Вас совершить увлекательное обзорное путешествие по столице на комфортабельном автобусе. Разрабатывая эту экскурсионную программу, наши.
Когда уходит суета дня, а на Москву спускаются сумерки, город становится особенно красив – необычная и красочная подсветка многих объектов.
Воплощение рая на земле
Храм символизирует обещанный в Писании небесный райский город. Смысл отделки его куполов не разгадан. Русский писатель Н. А. Чаев (1823-1914) предполагал, что выбор оттенков оформления объясняется сном Андрея Юродивого, с которым был связан праздник Покрова. Сподвижнику пригрезился райский город с высокими деревьями, украшенными золотистой листвой и диковинными плодами. Подобные растительные мотивы и были воплощены в декоре храмовых стен и куполов, по предположению Чаева.
Шедевр неизвестных зодчих
Существует несколько неподтвержденных версий о создателях собора. По мнению советского историка Калинина, архитектором был один человек – Постник Яковлев, которого называли Барма. По официальной версии родиной зодчего считается город Псков. Однако некоторые искусствоведы настаивают на западноевропейском происхождении умельца.
Согласно московским мифам, храм возводили два талантливых исполнителя – Постник и Барма. Известна легенда об ослеплении мастеров, в которой говорится о том, что Иван Грозный повелел лишить умельцев глаз, чтобы они даже не думали повторить шедевр или придумать здание лучше и краше. Однако документальных свидетельств этому нет.
Популярна версия и о том, что комплекс построили по проекту одного из итальянских мастеров, который участвовал в создании московских архитектурных шедевров. Этим объясняется неповторимый стиль комплекса, при котором в оформлении зданий сочетаются традиции русского зодчества и черты, навеянные западноевропейской культурой.
Особенности храмовой архитектуры
Своим нарядным праздничным обликом храм напоминает гигантский букет цветов. Комплекс возводился на насыпном холме, и единственным возможным для него основанием было ленточное. Его глубина достигает 2 метров при высоте самой крупной башни до 65 метров. Опорой конструкции является подклет (наземный подвал). Отсутствие глубоких подземных полостей опровергает миф о том, что под зданием до сих пор находится царская библиотека.
Основные постройки комплекса возведены из мелкого кирпича, а его основание – из белого камня. Стены подклетов достигают в толщину 3 метров. В старину под ними устраивали царские тайники, хранили свои ценности богатые жители города. Высота храмовых приделов доходит до 6,5 метров.
В конструкции здания все логично: центральную часть занимает шатровая церковь, вокруг нее находятся восемь храмов с куполами, отображая восьмиконечную звезду. В христианстве это символ церкви, которая ведет человека на пути к небесному обетованному городу. Строение комплекса напоминает ромб, вписанный в квадрат. Углы ромба занимают четыре церкви большего размера.
Храмовый комплекс венчает шатер – символ божественного покрова, распростертого над Русью. Снаружи элемент украшен пилястрами, розетками, стрелами и другими декоративными элементами. Приделы венчают луковичные главы с православными крестами, они похожи по форме, но неповторимы по внешнему исполнению. В габаритах и оформлении составляющих комплекса нет симметрии. Главной темой в его архитектуре стали схожесть и различие, единение и разделение.
От других православных храмов комплекс отличает отсутствие главного фасада. Каждая из его сторон одинаково важна и не является «второстепенной».
Опытные экскурсоводы «Мосфильма» с удовольствием познакомят Вас с одной из самых крупных и передовых киностудий не только России, но и Европы. Наши.
Вы не можете утверждать, что знаете столицу, если не знакомы с Москвой Булгаковской. Михаил Афанасьевич был не просто талантливым писателем. Он видел.
Храмовый комплекс
Первоначально храм был окрашен в белый цвет и увенчан золочеными куполами. В XVII веке русские мастера освоили сложные методы окрашивания, поэтому побелку сняли и украсили фасад затейливым орнаментом.
После освящения митрополитом Макарием каждая из церквей комплекса получила посвящение в честь Покрова и календарных дат решающих боев с врагами. В посвящениях отражены и другие события своей эпохи. Это явление в землях вятичей образа Святого Николая и прославление А. Свирского.
Храмовые церкви: Покрова (центр), Входа Господа в Иерусалим (запад), Живоначальной Троицы (восток), Николая Чудотворца (юг), Киприана и Иустины (север). В северо-западной части расположен храм Г. Армянского, в северо-восточной – Иоанна, Павла Константинопольских. На юго-западе находится церковь Варлаама Хутынского, а на юго-востоке от Покровского храма – А. Свирского. Позже к комплексу были пристроены церкви Василия Блаженного и Иоанна Московского (1588 и 1672 годы).
Внутренние помещения комплекса соединены узкими переходами. Они не были рассчитаны на большое количество посетителей, поэтому в дни религиозных праздников духовенство города устанавливало аналой на Лобном месте. Филолог Лихачев сравнивал храм с воплощением русского характера. Он писал, что «дом» огромный, но в здании молиться негде.
Соборные луковки
Собор без его знаменитых куполов выглядит неузнаваемым. Из летописей выяснилось, что они были установлены в конце XVI века и вначале имели шлемовидную форму, которую быстро заменили округлой. Луковки выполнены в разных стилях – мавританском, индийском, европейском. Максимально высокую точку комплекса венчает золотистый русский купол. Так зодчими выражена идея главенства православной Руси на пути к божественной истине.
Путешествие сквозь время
В XVII веке в облике архитектурной композиции храма произошли постепенные изменения. Мастера перекрыли сводом гульбище, возвели шатры над крутыми лестницами, стены галереи расписали травным орнаментом, а фасад декорировали изразцами из заморской керамики.
В 1725 году в составе комплекса было 18 церквей. В Троицком пожаре выгорел Покровский собор, который был восстановлен только к 1786 году. В течение последующих лет облик здания незначительно менялся. При этом всегда соблюдалась общая концепция, которая была задана изначально (несколько церквей в одной).
Во время наполеоновского вторжения в подклете храма располагались конюшни французской армии. Святые реликвии были разграблены и осквернены, а крыша пострадала от камней, которые разлетались по городу после взрывов зданий. Восстановлением облика собора занимался знаменитый архитектор Бове. После того как реку Неглинку увели в трубу, оставшуюся от нее перегородку использовали для ограждения храмового комплекса. На этом окончилось формирование его современного облика.
После Октябрьской революции собор был признан советской властью памятником государственного значения, и в его истории начался музейный и научно-исследовательский этап. В нижнем ярусе была обнаружена комната с бойницами, которые скрывала кирпичная кладка. Это навело историков на мысль, что первоначально часть здания использовалась при подготовке к боевым действиям.
В 1928 году храм стал филиалом Исторического музея, сохранив свой статус до сегодняшнего дня. Полный запрет на православную службу был введен в 1929 году и действовал вплоть до 1991-го. Уникальные колокола из звонницы были переплавлены и навсегда потеряны для мировой культуры.
Стены собора подлежат реставрации раз в 20 лет (наружные) и раз в 10 лет (внутренние). Иконы осматривают ежегодно, чтобы не пропустить вздутия и повреждения красочного покрытия. Во время четырех глобальных реставраций комплекса специалистам удалось исследовать культурные слои, обнаружить росписи под кирпичом XVI века, а также восстановить белокаменные детали декора и покрасить купола.
Последнее восстановление храма проводилось с 2001 по 2011 год. Мастера отреставрировали интерьеры церквей, подклеты и икону Богоматери.
Церковь Василия
Главный храм архитектурного сооружения освящен во славу Покрова. Однако комплекс часто связывают не с военными победами, а с именем блаженного Василия. Юродивый не имел дома и жил на улицах города, в любую погоду ходил полураздетым, носил железные цепи. Он был ревностным христианином, своим примером учил нравственности и пользовался уважением народа. Иван Грозный благоговел перед старцем, и, когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе с женой.
Василию приписывают много чудес, которые происходили в городе. Он умел обличать ложь и под внешним благочестием видел недоброе. Однажды юродивый кинул камень в почитаемый образ Богородицы. Изумленная толпа стала избивать «злоумышленника», который потребовал соскрести грунтовку с образа. Люди сняли краску и увидели скрытый под ней рисунок черта.
На месте захоронения мощей Василия случались чудеса исцеления, поэтому здесь построили церковь, которая дала «народное» название всему комплексу, – храм Василия Блаженного. Зимой в основных храмах было холодно и сыро, поскольку они не отапливались. Богослужения в них прекращались и ежедневно проводились только в небольшой Васильевской церкви, где находились печки. Из нее же был открыт свободный доступ к другим храмовым комнатам и галереям.
Интерьер современного храма расписан маслом в 1905 году. Верхний ярус украшают лики святых, которые считались покровителями дома Романовых. Стены на юге и севере украшены фрагментами из жизни юродивого Василия, нижний ярус декорирован уникальным орнаментом в старорусском стиле.
Храмовый иконостас спроектирован в 1895 году А. М. Павлиновым. Он оказался велик для храма и потому имеет продолжение на соседних с алтарем стенах. Среди почитаемых икон святого места – «Богоматерь Смоленская» и образ Василия на фоне Кремля. Над резервуаром с мощами Блаженного находится ажурная арка, это одна из важных московских святынь. Богослужения в этом храме возобновились в 1997 году.
Величественные многоэтажные здания с острыми шпилями хорошо заметны из многих точек столицы. Это сталинские высотки – символ советской эпохи, одни из.
Приглашаем всех, кто интересуется необычными явлениями и верит в существование потустороннего, отправиться в увлекательное путешествие по самым.
Чудеса и легенды
Здание чудом уцелело в годы Октябрьской революции. Следы от снарядов и теперь заметны на его каменных стенах. В 1930-е годы снести здание решил Лазарь Каганович, который прежде участвовал в разрушении Казанского собора и храма Христа Спасителя, однако Сталин запретил партийному деятелю трогать собор.
По другому мифу за храм вступился реставратор П. Д. Барановский, который на коленях просил большевиков сохранить строение, однако документального подтверждения описанным случаям нет. Известно, что в период Великой Отечественной войны собор старались сберечь от бомбежек путем маскировки.
Созданный в 1680 году исторический колокольный ансамбль храмового комплекса был почти полностью утрачен по вине большевиков. Сохранились только два колокола: один находится в Спасской башне, а другой – на прежнем месте, как в старину. Со временем удалось собрать набор церковных колоколов, который практически полностью соответствует тому, что был в звоннице до революции. Удивительно, но работникам культуры удалось найти даже полный аналог стопудового колокола работы XVII века.
До сих пор не прекращаются споры об авторстве собора среди исследователей. Некоторые специалисты считают, что в основу комплекса легли идеи Леонардо да Винчи. Аргументом в поддержку этой точки зрения выступает тот факт, что у гения в разработке были чертежи восьмиугольных церквей, которые походили на собор Василия Блаженного. Однако истину не удалось установить.
Интерьер комплекса
Внутреннее пространство храма – череда сводчатых помещений, стены которых оформлены живописью (масло), растительным орнаментом, фресками XVI-XVIII веков. Есть также портретные и пейзажные изображения.
В Покровском соборе насчитывается девять иконостасов, в которых хранится более 400 икон. В западной части комплекса восстановлена роспись под старинный кирпич и белый камень. В других областях стены оформлены в темперной технике, на них изображена виноградная лоза – символ райского сада. На фресках можно увидеть диковинные тюльпаны и морские водоросли, это напоминание о далеких краях, из которых в Москву привозили редкие ткани. Их узоры восхищали людей и были использованы в оформлении стен собора.
Главной церковью комплекса считается Покровская (шатровая). Благодаря ступенчатым подоконникам ее высоких узких окон свет мягко отражается и заполняет собой пространство, поэтому в храме всегда светло и уютно. Люди приходят сюда не только помолиться, но и послушать церковное песнопение.
В роли резонаторов, которые усиливают глубину звука и «поднимают» его под купол, выступают встроенные в кладку стен керамические сосуды (голосники). Благодаря этому музыка воспринимается здесь по-особенному, вызывает душевное волнение и трепет.