цветок пустыни обрезание отрывок
Цветок пустыни Варис Дирие: как сомалийская девочка объявила войну женскому обрезанию и спасла от мук миллионы женщин
Она должна была умереть на камне под жарким солнцем пустыни, истекая кровью. Она должна была погибнуть от заражения крови или от обезвоживания в песках коварной пустыни. Она должна была смириться, но вновь и вновь бросала вызов судьбе и сумела доказать: женщина может все! Она стала супермоделью, представителем ООН и объявила войну женскому обрезанию.
Читайте на Еве
Похожие материалы
Родители же (речь, конечно, о большинстве традиционных и благополучных семей) все это терпят и даже прощают вещи, которые с годами вызывают в нас жгучее чувство стыда и отвращения к себе самим. Но тем не менее для нас, россиян, как и для стран постсоветского пространства и остального западного мира – это норма. Так положено и представить себе нечто иное бывает очень трудно.
А что, если где-то нормальная жизнь выглядит совершенно иначе? Что, если где-то в современном мире мать добровольно ведет трехлетнюю дочь на обрезание, которое производится без анестезии на жутком камне, затерявшемся где-то в песках сомалийской пустыни? Сотни девочек лишаются там клитора и половых губ. Им говорят – это нормально, так положено. Этого требует Бог. А дети лежат под палящими лучами солнца и истекают кровью.
Те, кто выжил впоследствии, не умер от потери крови, заражения или болевого шока, живут с зашитой промежностью. Кудесник, назначенный от племени уродовать девочек, оставляет лишь маленькое отверстие, которое позволяет справлять нужду и выходить менструальной крови.
Конечно, оба эти процесса после обрезания вызывают адскую боль. Потом девочку выдают замуж, и муж, который обычно ее намного старше, вскрывает супругу в первую брачную ночь. Немногим этим женщинам суждено выжить во время родов. Вот он – естественный отбор во всей своей отвратительной реальности.
Варис Дирие было 13, когда отец сообщил ей, что договорился о браке с 70-летним стариком, у которого уже было несколько жен. Выгодная сделка. Жених получает еще одну молодую супругу, а отец невесты пять верблюдов. Но Варис сбежала на рассвете в день бракосочетания. Мать не остановила девочку, хоть и понимала, что та может погибнуть в пустыне без воды или стать добычей диких животных.
Чудом 13-летняя Варис дошла до города и попросила приюта в доме замужней сестры. Родственники с трудом могли поверить, что девочка преодолела этот путь и осталась жива. Об этом путешествии Дирие всегда будут напоминать ужасные шрамы на ее ногах.
Из дома сестры в Могадишо Варис отправили в Лондон, в дом посла Сомали, который приходился ей дядей. Несколько лет девочка на износ трудилась у них прислугой и сносила множество унижений. Когда дядя должен был вернуться на родину, Дирие решила остаться в Лондоне.
Она стала посещать курсы английского языка, устроилась на работу в «МакДоналдс» и решилась на операцию на половых органах. С тех пор боль ушла, но это не повлияло на тот факт, что Варис никогда не сможет испытать удовольствия от близости с мужчиной. Потом девушку с необычной внешностью заметил фотограф, и жизнь сомалийской беглянки, мывшей туалеты в бистро Лондона, навсегда изменилась.
Съемки для обложки легендарного календаря Pirelli за 1987 год, реклама известных брендов наравне с Клаудией Шиффер, Синди Кроуфорд и Лорен Хаттон. Съемки в Vogue, Elle, Glamour, а также лучшие подиумы Лондона, Милана, Парижа и Нью-Йорка.
В 1995 году успевшая стать знаменитой на весь мир модель влюбляется в музыканта Дейна Мюррея, а через два года рожает от него сына. В том же году BBC выпустил документальный фильм «A Nomad in New York», рассказывающий о её карьере модели.
В 1997 году Варис впервые решается на откровенное признание и во время интервью для глянцевого журнала Marie Claire заявляет, что порядком устала от душещипательной истории сомалийской девочки и хотела бы поговорить о куда более важных вещах. Именно тогда Варис впервые рассказала о женском обрезании. Это интервью вызвало огромный резонанс в обществе, а Дирие стала послом ООН в борьбе с женским обрезанием.
В 2002 году она открыла собственный фонд «Цветок пустыни», который занимается повышением информированности об опасностях нанесения увечий женским гениталиям. Еще несколько лет спустя Варис организует Фонд по защите прав и достоинств женщин и запустит проект «Закат в пустыне».
Именно благодаря этой инициативе многие клиники и школы в Сомали получат достойное финансирование. Дирие много лет добивается расширения прав женщин в африканских общинах, практикующих обрезание девочек. По мнению модели, образованная женщина не пойдет на тот шаг, что свершали до нее миллионы матерей, и убережет дочь от страшной судьбы. Ведь образованная женщина не будет финансово зависеть от мужа и всегда сможет отстоять свои права и права своих детей.
О своей непростой судьбе Варис рассказала в трех автобиографических книгах, первая из которых «Цветок пустыни» была экранизирована в 2009 году. Самой большой любовью в жизни сомалийская красавица называет четверых своих детей, двое из которых приемные. Дирие искренне верит в свою миссию и мечтает навсегда искоренить варварский ритуал женского обрезания. А нам остается лишь восхититься ее силой духа и стремлением сделать мир лучше не словами, а поступками.
Цветок пустыни обрезание отрывок
Варис Дирие, Кэтлин Миллер
Реальная история супермодели Варис Дирие
Waris Dirie with Cathleen Miller
Сopyright © 1998 by Waris Dirie. All rights reserved.
Published by arrangement with William Morrow, an imprint of HarperCollins Publishers.
© 1998 by Waris Dirie. All rights reserved. Published by arrangement with William Morrow, an imprint of HarperCollins Publishers
© Сашникова Ю., перевод на русский язык, 2019
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
Книга, которую вы держите в руках, подарит вам знакомство с одной из самых незаурядных женщин нашего времени. Узнав историю ее жизни, сложно поверить, что главная героиня – она же автор – выросла в кочевом африканском племени, а затем несколько лет прислуживала в доме более состоятельных родственников – сначала в Могадишо, столице Сомали, а потом и в Лондоне. Варис Дирие не получила никакого образования и с трудом читает и пишет даже на родном сомалийском языке. Английский она смогла начать учить только через пять лет после переезда в Лондон – в основном общаясь с такими же иммигрантами или британцами африканского происхождения. Но зато от природы Варис наделена живым умом, чувством юмора и смекалкой. Ее образованием стала жизнь в пустыне, и оно подарило ей вещи куда важнее – стойкость, терпение, настойчивость и философское отношение к любым житейским неурядицам. Именно эти качества помогли Варис так быстро освоиться в непривычной обстановке, добиться успеха и в то же время не потерять себя. Успех не вскружил ей голову, и она сохранила способность критически смотреть на мир, и в том числе на себя.
На страницах этой книги вы встретите откровенные описания быта кочевых племен, трезвый взгляд на жизнь англичан и американцев, а также на профессию фотомодели, которой Варис посвятила десять лет. Книга впервые увидела свет в 1998 году и заканчивается назначением Варис специальным послом ООН. Но с тех пор в ее жизни произошли еще куда более впечатляющие изменения.
После «Цветка пустыни» последовали еще три книги о жизни в Сомали – «Рассвет в пустыне», «Дети пустыни» и «Письмо матери». Книга, которую вы держите в руках, была экранизирована – фильм представили в 2009 году в рамках Венецианского кинофестиваля. Варис стала одним из продюсеров фильма, а главную роль сыграла Лия Кебеде, фотомодель родом из Эфиопии.
Закончив карьеру фотомодели, Варис более шести лет посвятила общественной деятельности в качестве специального посла ООН. Сейчас она – основательница двух фондов, Waris Dirie Foundation, который совместно с ООН работает над проблемой женского обрезания, и «Рассвет в пустыне», занимающегося развитием образования и здравоохранения в Сомали.
Ее благотворительная и просветительская деятельность отмечена на высоком международном уровне. В 2004 году она стала лауреатом премии «Женщины мира», одним из членов жюри которой является Михаил Горбачев. В следующем году она, мусульманка, удостоилась награды от Римско-католической церкви (Премии им. архиепископа Оскара Ромеро за деятельность по защите прав человека). А в 2007 году президент Франции Николя Саркози вручил Варис орден Почетного легиона. Согласитесь, такая невероятная история заслуживает быть прочитанной!
Я отлично знаю, что человек способен преодолеть любой ураган и бурю только благодаря силе своей воли. Вот почему я посвящаю эту книгу человеку, в чьей силе я никогда не сомневалась и всегда восхищалась, – моей маме, Фатуме Ахмед Аден.
Она смело смотрела в лицо любым трудностям и всегда была примером стойкости и непоколебимой веры для своих детей. Она всегда щедро одаривала своей любовью каждого из двенадцати детей (что уже подвиг) и делилась мудростью, которой не знали даже самые умудренные старцы.
Она часто жертвовала и редко жаловалась. Мы, дети, всегда знали, что она отдаст нам последнее, что имеет – а мы почти ничего не имели. Ей знакома боль от смерти ребенка, но все же она не сломилась и сохранила силы, чтобы бороться за жизнь остальных детей. Ее внешняя и внутренняя красота, богатство души стали настоящей легендой.
Мама, знай, что я невероятно тебя люблю, уважаю и преклоняюсь. Благодарю Аллаха за то, что он подарил мне в матери именно тебя. Я ежедневно молюсь, чтобы он даровал мне столько же сил и мудрости, чтобы вырастить таким же достойным собственного ребенка.
«Цветок пустыни» – правдивая истории жизни Варис Дирие. Все описанные события реальны и основаны на рассказах самой Варис. Все действующие лица реальны, но большинство из них появляются в этой книге под вымышленными именами из уважения к частной жизни.
Из сна меня выдернул какой-то странный звук – открыв глаза, я поняла, что лежу практически нос к носу со львом. Усталость и голод притупили чувство самосохранения, да и как бы я могла спастись? Бежать, карабкаться на дерево? На своих подгибающихся ногах я бы и подняться не успела, как мощная лапа сбила бы меня с ног. Я тяжело облокотилась на дерево, в тени которого отдыхала от полуденного зноя африканской пустыни, и закрыла глаза, ощущая лишь жесткую кору на своем затылке и дыхание льва.
«Вот и все, – подумала я. – Мой путь окончен. Аллах, я готова». Теплая волна спокойствия разлилась по моему телу – наконец я освобожусь. Я открыла глаза и посмотрела прямо ему в глаза:
Этот лев был великолепен – грациозный, гибкий, с золотой гривой. Настоящий царь зверей. Такие, как он, с лету сражают антилопу или зебру. Хватило бы одного удара мощной лапы, чтобы выбить всю жизнь из моего тщедушного тела.
Лев не отрывал от меня взгляда – как и я от него. Для меня в этот миг существовали только его черные широкие зрачки. Он жмурился, затем отводил взгляд, облизывался – но не подходил. В какой-то момент он стал кружить, видимо, хотел оценить привлекательность добычи. Наверное, я его разочаровала, потому что в итоге он развернулся и пошел прочь, в пустыню. Я не вздохнула от облегчения, когда он растворился в песках пустыни, – умереть мне действительно хотелось. Но у Аллаха были для меня другие планы.
Мое странствие началось в тринадцать лет – я сбежала от собственного отца и брака с незнакомым мне стариком. Я родилась в сомалийской пустыне в семье кочевников. О моем плане побега знала только мама, она же мне и помогла. Я думала сбежать в столицу Сомали, Могадишо, к маминой родной сестре. То, что я ни разу не видела ни тетю, ни столицу, ни вообще какой-либо другой город, меня не смущало. Я была ребенком и верила, что случится чудо и все сложится удачно.
К побегу я ничуть не приготовилась – просто однажды ночью меня разбудила мама и сказала: «Пора!» Так, укутанная в легкую накидку, без еды и воды, я убежала в ночную пустыню.
К побегу я ничуть не приготовилась – просто однажды ночью меня разбудила мама и сказала: «Пора!»
Я даже примерно не представляла, как мне добраться до Могадишо, поэтому просто неслась куда глаза глядят сквозь пустыню. Я бежала всю ночь и день, словно напуганная газель. Вокруг меня расстилались красные пески пустыни, изредка взгляд цеплялся за чахлые кусты акации или верблюжьи колючки. Постепенно мой бег перешел в неуверенные шаги – жажда и голод подточили мои силы. Вот и началась моя новая жизнь. Что же будет дальше?
Вдруг мне почудилось, что кто-то кричит мое имя: «Ва-а-а-ри-ис!» Крик повторился – отец! У меня была фора в несколько часов, как он умудрился меня найти? Только потом я поняла, что он просто следовал за следами моих ног на песке. Я была спокойна: я молодая и резвая, отцу ни за что не догнать меня. Тем более он уже почти старик (по крайней мере, мне тогда так казалось). На самом деле ему было чуть больше тридцати.
Женское обрезание: почему эта операция была популярна в Викторианской Англии
На протяжении многих веков мужчины стремились обуздать женскую сексуальность, разобщая женщин с собственным телом, заставляя их думать, что их либидо — это нечто чужеродное, опасное и низменное. Заставляя стыдиться своих гениталий.
Как пишет медицинский историк Лесли Холл, в XIX веке «из-за недостаточного внимания, уделенного клитору в медицинской литературе, лишь несколько врачей могли с уверенностью его найти».
И лучше бы не находили. Так как именно в это время начала появляться новая прослойка эмансипированных женщин, которые жаждали изучать свое тело и получать от него наслаждение, потребовались более жесткие меры по контролю над женской сексуальностью.
Клитеродектомия. К 1860-м годам клитор обвинили в том, что он виновен в нравственной распущенности женщин. Они становятся склонны к истерии и психическим расстройствам и даже могут вести себя «неженственно». Да, врачи в те времена верили, что из-за клитора женщины ведут себя «неженственно». То есть «уклоняются от супружеского долга», «отдаляются от собственного мужа», проявляют агрессию и даже могут ответить колкостью мужу.
Враг клитора
Исаак Бейкер Браун. Так звали человека, в чьих публикациях впервые появилось упоминание ампутации клитора. Он был уважаемым членом медицинского лондонского истеблишмента. Он родился в 1812 году, учился в Хирургическом колледже, оперировал кисты яичников и опухоли. А в 1858 году основал собственную клинику в Ноттинг Хилле. Он назвал ее поэтично и замысловато: «Лондонский хирургический дом для приема леди и респектабельных дам, которые страдают от заболеваний, излечимых хирургически». Не правда ли, витиевато? Впрочем, иногда он выражался короче. Говорил просто «операция».
В качестве лечения в те времена врачи предлагали ставить пиявки на внешние половые губы, принимать холодные ванны и придерживаться диеты. Браун же пошел дальше: он верил, что решение проблемы кроется в «операции». И у него было немало последователей.
Лекарство от «плохой жены»
Бейкер Браун был человеком честолюбивым. Он утверждал, что при помощи своего метода он лечит болезни, которые прежде были неизлечимы. Называя свой метод «гуманным и эффективным», хирург убеждал всех, что клитеродектомия может стать спасением от каталепсии, припадков, истерии, слабоумия и мании. В своих работах он приводит пример женщины, которая прежде, по словам ее мужа, «нападала на него и царапала его кожу, как тигрица». После удаления клитора она «стала во всех отношениях хорошей женой».
Женское обрезание, зачем это делают, в каких странах. Как делают обрезание у женщин. Цветок пустыни история известной модели, пережившей обрезание.
Обрезание у женщин довольно распространенное явление. Эту процедуру проводят не только в диких племенах, но и в некоторых вполне цивилизованных странах, не смотря на то, что с 2012 года она запрещена, а на дворе 21 век. Женское обрезание практикуется и на территории нашей страны в отдаленных сельских местностях у народов, исповедующих ислам. В этой статье мы расскажем, что оно из себя представляет и зачем его делают.
Женское обрезание зачем
Родители молодой девушки или девочки отправляют свою дочь на такие мучения, так как боятся, что не она не выйдет замуж и будет изгоем в обществе. С помощью обрезания сохраняется целомудренность. Эта страшная операция, в основном, проводится пока девочка еще не достигла полового созревания, у некоторых народов перед свадебной церемонией. Не делают ее только душевнобольным женщинам и дочерям проституток. Мальчиков, которые родились у необрезанной женщины, презирают и относят данный факт к позору мужчины. Отметим, что африканские племена считают женский половой орган — клитор, органом дьявола и его необходимо удалить.
Как делают женское обрезание
Процедуру, как правило, проводят знахари общин, а опыт ее проведения передается из поколения в поколение. В некоторых странах — медицинский работник. Те семьи, которые уехали со своей исторической Родины в другую страну, где подобные операции сделать просто невозможно, так как действует закон, пытаются дать взятку врачу, некоторые из них идут на ужасающее преступление. Иногда родителями рассматривается вариант вызова специальной «акушерки» из своей страны, с оплатой перелета и самой процедуры.
Нестерильные условия, подручные не обеззараженные инструменты, нестерпимая боль, вот те реалии, в которых ее проводят. В качестве инструмента часто используют лезвия, ножи, стекло, острые камни и ракушки. Когда операцию делают группе девочек, инструмент не меняется. Если говорить об анестезии, далеко не всегда ее применяют. Так как боль нестерпимая, чтобы ее выдержать, девочка крепко держит зубами кусок ткани или другого предмета. Ноги широко расставлены, возможности пошевелится нет, девочку крепко держат, пока операция не будет завершена. В некоторых странах во время процедуры нельзя плакать, это недостойное поведение и неуважение к традициям.
Как выглядит женское обрезание
Всесоюзная организация здравоохранения классифицировала процедуру по следующим типам:
После фараонова обрезания, перед свадьбой делают надрез для того, чтобы мужской половой член мог проникнуть во влагалище. Так же поступают, когда женщине подошло время рожать, чтобы ребенок мог выйти наружу.
Женское обрезание статистика
Международные защитные организации говорят о том, что не один миллион женщин, наших современниц, подверглись этому дикому обряду. Согласно их данным, эта цифра зашкаливает — насчитывается около 200 млн случаев, т.е., это то количество женщин из 30 стран, которые пережили эту процедуру. Среди них, девочки, подвергшиеся ампутации гениталий в возрасте до 14 лет. Самое страшное, что эта традиция не искорена и продолжает калечить представительниц прекрасного пола, с каждым годом их становится все больше.
Женское обрезание страны
Не смотря на то, что наука и прогресс идут вперед, не всех странах коснулась цивилизация.
Женское обрезание статистика по России
Практикуют обрезание по религиозным соображениям у девочек, начинают с пятилетнего возраста. Иногда на это идут уже взрослые девушки перед свадьбой по настоянию жениха. На территории России не распространено зашивание половых губ, в основном, происходит обрезание клитора.
Отметим, что уголовной ответственности за проведение данной операции нет. Но, в 2019 году в Магасе медсестра сделала обрезание девятилетней девочке, однако, не смотря на то, что ее действия были квалифицированы, как нанесение вреда здоровью, приговор так и не вынесен.
Женское обрезание до и после
Бесспорным фактом является влияние такой операции на женское здоровье, при чем это может быть не только сиюминутные последствия, но и долгосрочные. Даже если иссечение половых органов производил профессиональный хирург, нет никакой гарантии, что не будет осложнений. Что уж говорить о знахарях с их не стерильными инструментами и отсутствием не только медицинского образования, но и какого-либо вообще.
При самом жестоком фараоновом обрезании у женщин возникают проблемы при половом контакте, выраженная в сильной боли.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Цветок пустыни
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Когда будет перевернута последняя страница этой книги, читатель наверняка ощутит радость от знакомства с поистине незаурядной личностью. Трудно поверить, что главная героиня — она же автор книги — родилась и выросла в кочевом племени, ведущем едва ли не первобытный образ жизни, а затем несколько лет проработала прислугой у богатых родственников — сперва в Могадишо, столице Сомали, а позднее в Лондоне. Уорис Дири не получила никакого образования, и даже на родном сомалийском языке читает и пишет с трудом, в чем откровенно признается. Английский она смогла выучить лишь после того, как 5–6 лет прожила в Англии, да и то, главным образом, разговорную речь — общаясь с другими иммигрантами или с британцами африканского происхождения.
Но Уорис от природы наделена живым умом, смекалкой, чувством юмора. А суровая жизнь в африканской пустыне выработала у нее упорство, терпение, настойчивость, волю к борьбе и философское отношение к житейским невзгодам. Наверное, это и позволило девушке относительно легко прижиться в совершенно чуждой среде, добиться известности на Западе и в то же время остаться собой, не утратить способности критически смотреть на окружающее: на Европу с Америкой, на обычаи далекой родины, на друзей и знакомых. Она, впрочем, и на себя смотрит без самолюбования и зазнайства. И это заставляет читателя следить за ее рассказом с доверием и симпатией.
Вы найдете на этих страницах поразительные по простоте и откровенности описания быта кочевых племен и природы Африки, взгляд со стороны на жизнь англичан и американцев, трезвые суждения о профессии фотомодели, которой Уорис посвятила десять лет жизни.
Эта автобиография была написана в 1998 году, с тех пор немало воды утекло. За «Цветком пустыни» последовали еще три книги, посвященные жизни женщин и детей в Сомали: «Рассвет в пустыне», «Дети пустыни» и «Письмо к матери». Недавно Голливуд приступил к их экранизации: осенью 2009-го на Венецианском кинофестивале был представлен фильм «Цветок пустыни»; роль Уорис в нем сыграла популярная сейчас фотомодель Лия Кебеде (родом из Эфиопии, жители которой во многом родственны сомалийцам), а сама Уорис выступила в качестве одного из продюсеров. Не избежала она перемен и в личной жизни: ее домом стала Вена.
Оставив профессию фотомодели, Уорис в течение шести лет была специальным послом ООН, а затем продолжила общественную деятельность, проявив при этом свойственный ей практицизм. Она — учредитель и глава двух организаций: Фонда Уорис Дири (Waris Dirie Foundation, www.waris-dirie-foundation.com; личный электронный адрес Уорис Дири — waris@utanet.at), координирующего свою деятельность с усилиями ООН (мероприятия по борьбе против обычая обрезания женщин, о чем подробно рассказывается в книге) и фонда «Рассвет в пустыне» (содействие развитию образования и здравоохранения в Сомали). Эта благородная деятельность принесла ей международное признание и ряд престижных наград. Например, в 2004 году Уорис Дири стала одной из первых лауреаток премии «Женщины мира» — их присуждает авторитетное международное жюри под председательством М. С. Горбачева. В следующем году Римско-католическая церковь удостоила ее, мусульманку, своей награды — Премии им. архиепископа Оскара Ромеро (за деятельность в защиту прав человека). А в 2007 году президент Франции Н. Саркози вручил Уорис орден Почетного легиона.
Согласитесь, такая необычная жизнь, изобилующая крутыми поворотами, стоит того, чтобы узнать о ней поподробнее!
Я хорошо понимаю, что когда человек странствует по жизни, то преодолевая бури, то наслаждаясь светом и теплом солнца, то попадая в «око» ураганов, его выживание зависит единственно от силы воли. Вот почему я посвящаю эту книгу женщине, которой обязана всем, женщине, чья сила непоколебима, — моей матери Фатуме Ахмед Аден.
Она всегда показывала своим детям пример веры, лицом к лицу встречая самые невероятные невзгоды. Она проявляла равную любовь ко всем своим двенадцати детям (что само по себе подвиг) и выказала мудрость, способную посрамить самого проницательного из мудрецов.
Жертвы она приносила очень часто, но жаловалась крайне редко. И мы, ее дети, всегда знали, что она отдает нам все, что имеет, — сколь бы ни были скудны ее запасы — без остатка. Она не раз познала боль от потери ребенка и все же сохранила в себе силы и мужество, чтобы бороться за оставшихся. Ее душевная щедрость, ее красота, внешняя и внутренняя, поистине стали легендой.
Мама, я люблю тебя, уважаю и преклоняюсь перед тобой — и благодарю Аллаха всемогущего за то, что он дал мне в матери именно тебя. Я молюсь о том, чтобы достойно продолжить твое дело, воспитав своего собственного сына так, как ты неутомимо растила своих детей.
О! ты подобна наряду, который выбрал себе молодой щеголь.
О! ты подобна драгоценному ковру, за который плачены тысячи.
Сумею ль я когда-нибудь найти похожую на тебя — тебя, на которую взглянул лишь однажды?
Спицы зонта распадаются, ты же подобна литому железу;
О! ты подобна золоту Найроби, золоту высокой пробы,
Ты — восходящее солнце, первый луч зари,
Сумею ль я когда-нибудь найти похожую на тебя — тебя, на которую взглянул лишь однажды?
Из сомалийской народной поэзии[1]
«Цветок пустыни» представляет собой правдивое повествование о жизни Уорис Дири. Описанные события происходили на самом деле, и рассказ о них основан на воспоминаниях самой Уорис. Все выведенные в «Цветке пустыни» лица вполне реальны, однако большинству из них мы дали вымышленные имена — из уважения к праву на невмешательство в личную жизнь.
Меня разбудил какой-то странный звук. Я открыла глаза, и мой взгляд уперся в… львиную морду. Сон тотчас прошел, но я была не в силах пошевелиться, только глаза распахивались все шире и шире, словно хотели вместить в себя стоящего напротив зверя. Попыталась встать, однако я уже несколько дней ничего не ела, так что ослабевшие ноги дрожали и подгибались. Я тяжело привалилась к дереву, в тени которого отдыхала, укрывшись от палящего солнца африканской пустыни, — к полудню жара становится