цвик в л телевизионная журналистика история теория практика

Поиск по каталогу библиотеки

Простой поиск Расширенный поиск

Простой поиск Расширенный поиск

Цвик В. Л., Телевизионная журналистика. история, теория, практика. учебное пособие — 2004

Цвик В.Л., Телевизионные новости России. [учебное пособие] — 2002

Цвик В. Л., Телевизионная служба новостей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» — 2008 (Серия «Медиаобразование»)

Доктор филологических наук, профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова В.Л.Цвик много лет отдал практической тележурналистике, в том числе — информационному разделу вещания. Поэтому обращение к остроактуальной тематике создания современных теленовостей привело к прочному сплаву теории и практики журналистского творчества. Предлагаемая книга представляет собой достаточно полный и подробный опыт комплексного исследования проблем отечественного информационного телевещания в новых социально-политических условиях демократической России. Это одновременно научный труд, учебное пособие и популярное изложение современной ситуации на российском ТВ. Издание рассчитано на студентов и преподавателей факультетов, колледжей и школ тележурналистики, репортеров и руководителей информационных служб федеральных и региональных телерадиокомпаний в России и странах СНГ, а также на широкий круг читателей, интересующихся телевидением.

Цвик В. Л., Телевизионная журналистика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» — 2009 (Медиаобразование)

В учебном пособии подробно и всесторонне излагаются история и теория, состояние и проблемы телевещания в социально-политических условиях современной России. Дается характеристика федеральных каналов. Анализируются поиски региональным телевидением оптимальной модели

Источник

Телевизионная журналистика

Введение

Однако осмысление его роли и особенностей как зрелища и механизма восприятия до сих пор привлекает к себе внимание исследователей и критиков. Сделано немало интересных наблюдений и обобщений. Правда, многие из выдвинутых концепций отличаются некоторой категоричностью и не столько снимают выдвинутые практикой телевидения вопросы, сколько ставят новые и вызывают желание продолжать дискуссии. Так, попытки противопоставить телевидение другим каналам массовой информации как средства, будто бы способного со временем заменить все другие, вызвали исследования, которые показали, «что в действительности телевидение не только не угрожает существованию прессы, радио, искусств, но, напротив, способствует их развитию. Дискуссионными оказались и утверждения, что с появлением телевидения родилось новое неведомое раньше искусство».

Телевидение как особое, специфическое средство информации, пропаганды и развлечения требует осмысления. Также требует исследований и такая область телевидения как журналистика. Предлагая пищу для размышлений, творческая практика телевидения и его журналистика не могут еще «предложить необходимый материал для определения жестких норм и эталонов». Оказывая большое воздействие в силу присущих телевидению влияющих и формирующих свойств на характер развития общества и его членов, на их политические, моральные и эстетические критерии, телевизионная журналистика становится существенным фактором социального управления. Необходимость анализа ее сильных и слабых сторон, осуществленных и неосуществленных возможностей, диктуется ее ролью в современном обществе.

Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями. Он противоречив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие социальных отношений сопровождаются углублением отношений общения и разветвлением связей человека с человеком, народа с наpодом, общества с обществом, то есть развитием процессов социальной коммуникации. Hаучно-техническая революция, возникновение и расширение влияния общедемократических движений, интенсификация международного сотрудничества и другие важные факторы повышают значение телевизионных передач.

Характер подачи телеинформации, когда телевидение вплетено в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения, имеет большую проблематику как в философском, социальном, творческом и прочем значении, поскольку продолжающееся эволюционное преобразование телевидения оказывает возрастающее воздействие как на материально-пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую и другие области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.

В связи с этим целью данной работы является выделение и исследование творческого опыта телевизионной журналистики и тенденций ее развития, чтобы иметь представление о современных возможностях и перспективах представления телеинформации для выявления неиспользованных резервов и роста профессионального мастерства телевизионных журналистов.

Глава 1. Исторические основы современной телевизионной журналистики

.1 Становление телепублицистики

Жизнь настоятельно требовала новых форм и жанров вещания: аудитория телевидения стремительно росла, становясь, все более массовой.

марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.

В 1954 г. на Центральном телевидении были образованы редакция литературно- драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и общественно-политическая редакция.

В новые редакции пришли работать впервые в практике телевидения- журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовешания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.

«Процесс становления тележурналистики выразился в попытках создать специфическими телевизионными средствами информационно-публицистические и художественные произведения в жанрах прессы и радиовещания (прежде всего репортажа и интервью, а затем и комментария, корреспонденции, очерка) в апробированных прессой и радиовещанием формах (журнала, обозрения, выпуска новостей и т.п.)».

До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю. Не предпринималось даже попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам, любая из них неопределенно называлась тематическая передача.

Общие с радиовещанием организационные рамки позволили распространить на телевидении, хотя по началу и ограниченно, информационные задачи, уже давно решаемые радиожурналистикой.

Впоследствии стало ясно, что, не прибегая к форме устных сообщений, невозможно дать телезрителю достаточно полную и вместе с тем необходимую информацию о важнейших событиях.

Многие последующие телепрограммы стали учиться у программы «Время» и подражать ей.

.2 Развитие «разговорных» жанров на телевидении

«Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения сполна раскрылись к середине 60-х годов.(«КВН», «А ну-ка девушки», «Алло, мы ищем таланты» и др.) …Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизированные действия, были использованы и в других программах».

Среди принципиально новых в 60-х годах форм вещания можно отметить и художественно-публицистическую программу «Голубой огонек». Однако так как телевидение находится в прямой зависимости от политики, после событий в Чехословакии в 1968 г. эти и другие важные программы надолго прекратили свое существование. В 70-х годах разговорные жанры свое дальнейшее развитие получили в форме использования видеозаписей после тщательного монтажа.

.3 Телевидение периода «перестройки»

«Гласность, закон о печати, отмена цезуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. …Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов («12-й этаж», «Взгляд», «Общественное мнение» и др.)». Однако, принцип персонификации ведущих публицистических передач, обязанных иметь и отстаивать собственное мнение, пришел в противоречие с отжившим принципом партийности. Многие прогрессивные передачи были закрыты.

Телевидение в передачах о предвыборной борьбе и со съездов народных депутатов играло лишь роль посредника. Работа режиссеров и операторов по отбору наиболее выразительных кадров была в данном случае заметнее и важнее, чем выступления обозревателей и репортерские интервью.

Некоторые журналисты вместо нейтральности и объективности демонстрировали явную предвзятость, подыгрывали тем или иным лидерам, продолжали отстаивать принцип партийности в эфире. Кто нарушал его, отстраняли от передач. Однако некоторых опальных журналистов народ выбирал в депутаты. Депутатская неприкосновенность для них стала гарантией свободы слова, защитой от всевозможных преследований.

Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной это же переломного 1991 года. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения».

1.4 Тележурналистика в конце ХХ века

В последние годы тележурналистика прошла нелегкий путь преобразований: вырвалась из-под диктата идеологических доктрин, существенно ограничила себя от политической цензуры, перестала быть под давлением государственной собственности.

Дифференциация и профилирование российских телевизионных каналов по различным признакам (тематическому, аудиторному, учредительскому, национальному и др.) обуславливает соответствующее многообразие и телепублицистики.

Так, в частности, канал ОРТ выпускает собственные новости, аналитические программы и различные игровые, развлекательные передачи. Часть программ приобретается у продюсерских компаний АТВ, ВиД и других мелких производителей. Традиционно сохраняются публицистические программы «Тема», «Чтобы помнили», «Взгляд» и т.п.

«Для повышения качества телепрограмм в 1994 году создан Российский фонд развития телевидения, при нем Академия ТВ, учредившая ежегодные премии «Тэфи» по 12 номинациям… в номинациях, связанных с журналистикой, ежегодно представляется свыше 300 местных телепрограмм достаточно высокого уровня».

Принцип сбалансированного программирования для массовой аудитории сохраняется в общенациональных телекомпаниях, его придерживаются и некоторые развлекательные кабельные каналы. Но с каждым годом жанровый диапазон таких программ становится все более ограниченным. И то, что некогда составляло часть их репертуара, обнаруживается теперь на тематических, узко специализированных спутнико-кабельных каналах.

Глава II. Основные тенденции развития телевизионной журналистики

.1 Телевидение сегодня и завтра

Кабельное телевидение. Работников кабельного телевидения интересует не только творческая самостоятельность, но и возможность сделать свой бизнес. Однако, на демонстрации только фильмов с видеокассет создать полноценную программу невозможно. Поэтому в штаты кабельщиков набирают репортеров для подготовки выпусков региональных новостей, интервью с представителями местных органов власти и организации других тематических программ. Ввиду относительно слабой финансовой и технической базы перспективным направлением для российских кабельных сетей является международное сотрудничество в области спутникового вещания, а также взаимодействие с крупнейшими российскими эфирными станциями.

Сотовое телевидение. Работающее в микроволновом диапазоне сотовое телевидение позволяет применять малогабаритные технические средства. К ним можно подключать компьютер, телефон, пользоваться Интернетом. Это предоставляет журналистам дополнительные возможности: телефонное интервью, компьютерно-телевизионный опрос и другие.

Интерактивное телевидение. Технические возможности интерактивности позволяют не только многократно увеличить количество каналов вещания, но и обеспечивают журналистам удобный спектр формирования информационных выпусков, использования электронной энциклопедии (базы данных), применения различных жанров телевизионной публицистики.

.2 Судьба некоторых жанров телевизионной публицистики

В объеме одной курсовой работу невозможно в полном объеме дать характеристику современных тенденций развития всех жанров телевизионной публицистики. Поэтому мы ограничимся кратким изложением перспектив всех основных жанров и более подробно остановимся на телерепортаже.

Видиосюжет. Сегодня автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых творческих и организационных проблем. Это происходит потому, что у нас не утвердилась еще такая профессия, как продюсер. На него в будущем ляжет ответственность за выбор темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана и даже участие в съемке и монтаже написанного текста.

Интервью. Уже сейчас беседы журналиста с политическими, общественными или иными деятелями по актуальным вопросам зачастую происходят на расстоянии. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, будут использоваться традиционные и сейчас виды интервью. Но доминирующими способами общения, на наш взгляд, станут диалоги, проводимые за пределами студии и через спутниковые средства связи.

Обозрение. Один из наиболее традиционных, устойчивых жанров современной аналитической публицистики, как представляется, будет трансформироваться от монологическо-диалогического характера к дискуссионному с большим количеством участников в сопровождении тематических клипов и рекламы. Изобразительные средства, с помощью которых на экране представляется обозрение, общественных событий, будут более разнообразны. Оперативный материал информации и архивный видеоматериал будут отбираться и компоноваться ЭВМ в соответствии с логикой авторской мысли.

Пресс-конференция будет, как нам кажется, больше походить на ток-шоу. В самих же ток-шоу будут расширены возможности подключения к разговору телезрителей по телефону, в сети Интернет и «громкой связи» в студии. Непременно расширится обсуждение видеосюжетов и видеорепортажей. Не будет забыт и «телемост», его применение от политических тем расширится до познавательных и развлекательных передач.

Любая классификация определяется тем основным, генеральным признаком, который заложен в ее основу или, пользуясь терминологией, принятой в логике, зависит от основания деления.

Среди множества оснований деления можно принять признак, наиболее близкий журналистской деятельности: классифицировать телерепортаж в зависимости от объекта и по принципу участия репортера в структуре репортажа.

События, которые показывает телевидение, подчинены лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, они происходят перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но «за кадром», по ту сторону экрана, идет напряженная работа, не зависящая от того, идут ли кадры в прямой эфир непосредственно, или фиксируются на магнитную пленку: операторы, стоящие у камер, меняют объективы и точки съемки, убирая лишнее, выделяя детали и т.п. И все нити от «глаз» и «ушей» техники сходятся к режиссерскому пульту, где осуществляется монтаж. А зритель, в конечном счете, видит своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.

Человек, оперирующий камерами, всегда имеет свою точку зрения (и как художник, и как политик), и с этой точки зрения он вглядывается в происходящее. В первоначальном отборе материала и заложены начала журналистского видения жизни тех, кто «творит реальность» зрительными образами.

Первая, начальная форма использования прямого телевидения может быть названа не комментированным показом или трансляцией события, это и есть простейший вид телерепортажа.

Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только соответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в результате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.

Иные события, явления действительности хотя и не допускают прямого вмешательства творческой мысли режиссера и сценариста, но решаемые лишь визуальными средствами (без словесного комментария), они утрачивают на экране значительную часть своего содержания: для телезрителя многое может остаться непонятным, или неверно понятым, или просто незамеченным.

Именно объективный характер материала определяет другой вид телевизионного репортажа: комментированный репортаж. Здесь уже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.

Всем этим жизненным явлениям присуща общая, особенно важная для телевидения закономерность: в их основе лежит действие, развивающееся во времени и в пространстве, т.е. непременно наличествует «репортажный стержень» как основа передачи.

В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера находящегося по другую сторону экрана не организует, не ведет действие, а наоборот следует за ним.

Сценарный план, а значит, и экранное действие, строится поэпизодно с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использования технических средств, а также примерным хронометражем каждого эпизода. Таким образом, помимо основной (смысловой) задачи план решает еще и ряд вспомогательных, производственно-творческих задач.

Написание подробного текста и следование ему в процессе показа неизбежно «снимет» простоту, естественность, непринужденность общения репортера с участниками передачи; чаще всего предварительное написание полного текста попросту невозможно, так как нельзя предвидеть все повороты, сюжетные детали при отражении «живой жизни».

Благодаря этому репортаж на телевидении, развиваясь от прямой передачи в реальном времени и пространстве к репортажу, предварительно зафиксированному, как бы совершает восхождение по спирали к прямому телевидению, но организуемому по принципам кино.

.3 Будущее каналов, программ и передач

Все из рассмотренных нами телевизионных жанров встречаются крайне редко в так называемом чистом виде. В будущем они будут еще теснее переплетаться. Сейчас все жанры объединяют более сложные телевизионные конструкции: передачи, программы и видеоканалы. Представляется, что в дальнейшем процесс интеграции телевидения пойдет по пути создания телепрограммных концернов и конгломератов.

Структурные и технические изменения на телевидении повлекут за собой и принципиально новые подходы к конструированию телепрограмм. Так, например, верстка новостной программы сейчас является высшим проявлением журналистского мастерства, требующим большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма. Но пройдет один-два десятка лет, и компоновку новостей будет осуществлять технический оператор, режиссируя банк данных новостей, который будет создаваться информационными спутниками-роботами.

Более продолжительные программы журнального типа сейчас называют видеоканалами. Это не только технический термин. Весьма протяженная по времени, объединяющая различные темы программа, одновременно включающая самостоятельные передачи, имеет общего ведущего, характерную тематическую направленность и, как правило, территориальное единство. Представляется, что в перспективе телеканалы станут круглосуточными, строго тематическими (спортивный, художественный, экономический и т.д.),

разбавленными рекламой, новостями и музыкой.

Безусловно, в работе журналиста на подобном канале будут предъявляться особые требования к творческим, техническим и физическим возможностям.

Произойдут изменения и в таком многочисленном классе передач, как шоу. Сегодня это многочисленные, по преимуществу музыкальные и развлекательные передачи. По мере развития технических возможностей, открытия новых видов искусства, спорта и внедрения пока неизвестных форм телевизионной публицистики шоу станут принимать более глобальный, разноплановый и виртуальный характер. Возрастет и количество телевизионных игр, состязаний и викторин. Они будут более интеллектуальными, творческими и интересными.

Понятно, сколь велика роль автора в создании таких пространственно-временных и творчески сложных составных передач. «Здесь он будет вторгаться в сферу деятельности и редактора, и режиссера, и других участников творческого процесса. От его знаний в во всех областях, эрудиции, такта, обаяния, находчивости, чувства юмора, способности публично мыслить вслух, умение «разговорить» гостя студии перед камерой и множество других необходимых качеств обеспечивают в конечном счете успех тележурналу, видеоканалу, шоу, викторине».

Программа, как форма существования телевидения, останется. Но она, в зависимости от вида передачи, будет менять свою сущность и содержание. Относительно неизменным по сравнению с другими жанрами останется жанр теледокументалистики. Эволюция социального характера в проблемном телекино будет происходить параллельно возникающим и волнующим вопросам и особенностям общественного развития. Думается, что перспективы документального кино ближайшего будущего связаны с гуманитаризацией и правовым обеспечением социальных процессов.

.4 Журналистские профессии на телевидении

Среди современные амплуа, в которых журналист предстает перед зрителем, наиболее выделяются следующие основные специализации: обозреватель, репортер, комментатор, интервьюер, редактор и ведущий программы (передачи, ток-шоу, новостей).

Практика отечественного телевидения не всегда дает возможность увидеть ту или иную специальность в чистом виде. Сама форма телепередачи «требует от журналиста переключения на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского канала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала».

Вместе с тем страдает качество телепередач, когда, например, один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг берется вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседникам на поле или на стадионе репортер, часто не выдерживает студийного монолога. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком. А отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора- аналитика или неловок в ток-шоу.

Это происходит по многим причинам. Среди них: и недостатки профессиональной подготовки журналистов, и неразвитость необходимых личностных свойств, и отсутствие всесторонней практики работы, и инертность мышления, и то, что «пока журналисты по привычке думают в первую очередь не об интеллектуальном импульсе, а о том, что доступно показу, исходя из возможностей техники».

В то же время логика технического развития телевидения и требований к специалистам уже сегодня подсказывают, что тележурналист должен уметь многое, владеть сразу несколькими специальностями.

Корреспондент телевидения завтрашнего дня, как представляется, будет сочетать в себе качества и комментатора, и обозревателя, и интервьера, и ведущего телепрограммы. Несомненно на отечественное телевидение придут и продюсеры, и модераторы, и универсальные редакторы, и шоу-аналитики. В недалеком будущем практика работы в глобальных информационных сетях и острая конкуренция заставят тележурналиста стать универсальным работником, способным, не выходя из студии, подготовить и провести любую телепередачу.

Особый акцент будет сделан на обеспечение интеграции высокого технического уровня и художественности материала, выходимого в эфир, компьютерной грамотности, компетентности и редакторской подготовке тележурналиста.

Глава 3. Пути повышения эффективности подачи телеинформации

.1 Телевидение и информационные потребности аудитории

Эффективность деятельности телевидения может быть изучена и оценена, по нашему мнению, только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед средствами массовой информации. Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание работников телевидения к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло.

Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности телевидения его роль в удовлетворении информационных потребностей населения.

При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.

Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует также учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории телевидения, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Материалы проведенных социологических исследований показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов.

Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности телевидения и критериев его эффективности. Функции, которые выполняет телевидения, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.

Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбанизированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потребностей, и обращение все большей части населения к различным каналам телевидения. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений.

Рассмотрение проблемы эффективности телевидения с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности такой информационной системы как телевидение.

.2 Формы и средства повышения эффективности тележурналистики

В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы телевидения, его включающих.

Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности телеинформации, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления на телевидении несомненно более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.

Заключение

Одно из направлений повышения эффективности телевизионного вещания состоит в творческом осмыслении и использовании исторического опыта, оценки достоинств и негативных сторон в работе российских тележурналистов.

Нужно сформировать три уровня деловой информации: для крупных промышленно-финансовых деятелей, для представителей среднего класса и для миллионов рядовых зрителей, желающих знать, что происходит в области, от которой зависит благосостояние всех и каждого в отдельности. Следует искать адекватные каждому адресату формы подачи материалов, обеспечивая телевидению заинтересованную аудиторию.

Это возможно при многих условиях, но главными из них, на наш взгляд, являются профессиональная и этическая основа журналистской деятельности. А они тесно взаимосвязаны между собой, в каком бы жанре или передаче ни работал тележурналист.

Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория телевидения раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы телевидения. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях с телевидением выражается рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия телеинформации на сознание аудитории.

Список литературы

Андроников И. Слово написанное и сказанное//Соч. в 2 т. М., 1975. Т.2.

Шаболовка-53: страницы истории телевидения. Под ред. Ю.А. Розова.- М., 1988.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *