Цыпленок в цирке выступал играл он на цимбалах на мотоцикле разъезжал

Правописание Ы – И после Ц

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки.

I. Организация класса. Определение темы урока.

(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)

Звучит песенка из передачи «Радионяня»

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.

— Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?

2. Работа по таблице (на экране)

ИкореньТолько в исключениях:

ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЕНКУ «ЦЫЦ!»Во всех случаях, кроме исключений

цИнк, цИфра,акацИяСуффикс

окончаниеВо всех случаях:

II. Обобщение ранее пройденного материала

Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) ( на компьютере)

(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)

1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.

2. головной убор джентельмена

1. толкование слова (работа со словарем)

2. выделение орфограммы

3. составь словосочетания

4. составь предложение.

2. Работа с тестами ( на компьютере)

(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)

1. В корне пишется буква и

2. В корне пишется буква ы

3. В окончании пишется буква ы

4. В суффиксе пишется буква ы

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы

б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский

в) борц:, горц:, порц:я, перц:

3. Творческая работа «Программисты» «

(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)

— А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.

Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.

4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)

(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)

Ц:пленок прыгнул на ц:новку

И там на ц:почки привстал.

А мимо шел ц:ган на танц:

5. Игра «КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК»

(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)

Звучат заключительные слова песенки из передачи «Радионяня»

— Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.

1. Создать кроссворд по изученной теме.

2. Задание на карточке (разноуровневые)

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Ы-И после Ц»

1. Организация начала занятия

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.

2. Проверка домашнего задания

1. Опрос работающего у доски по карточке.

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить их правописание.

Дикор..стущие деревья, вечнозеленые р..стения, выр..сший клен, известный р..стениевод, молодая пор..сль, морские вдор..сли, зеленый р..сток, пол..гаться на друга, предл..жить помощь.

Со словом-исключением составь предложение, подчеркни грамматическую основу.

2. Лексическая разминка: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки слайд 1).

Игра «Корректор» или «Исправь ошибку»

Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

3. Зачитать сочинение-миниатюру, в котором употреблены слова-исключения на орфограмму «Чередующиеся гласные в корнях раст (ращ), рос.

4. Работа по перфокартам. «По следам былых ошибок»

Возраст, заросли, выросло, отрасль, росток, Ростов, выращенный, разложить, слагаемое, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, челка, шорох, черный, черт, шелк.

— Обменяться работами и взаимопроверить (слайд 2)

— Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма.

Учитель читатет стихотворение: (слайд 3)

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

— Цыпленок не знал. А вы знаете?

(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Источник

Урок русского языка в 5-м классе «Буква Ы — И после Ц»

Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: карточки для самопроверки и проверки изученного материала, плакат с алгоритмом, таблица.

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

3. Проверка домашней работы с использованием сигнальных карточек е-о.

Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слова шофёр- шофёры.

Слова для проверки: решётка, щётка, шофёр, шоссе, шоколад, чёрные, жёлтые, шорох, щёки, чёлн.

4. Опрос работающего у доски по карточке.

Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

С…дел на ж…рдочке, р…сток крыж…вника, ш…пот, ра…ч…тливый, (з,с)бежать, (з,с)доровье, выр…сло р…стение, в….дыхать, бе…цельный.

5. Лексическая работа: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки).

Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».

Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

7. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

— Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Учитель читатет стихотворение:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

— Цыпленок не знал. А вы знаете?

(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Открывается запись на доске:

Учитель произносит слова еще раз.

— А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

— Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

— «Првописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

Случаи написания Ы после Ц:

— А почему же цыпленок через ы?

Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.

Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

— Какое слово отсутствует?
— Да, цыц. Сейчас оно будет.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.

— Ну что, цыплята, вам все понятно.

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

8. Чтение теоретических сведений § 86.

9. Закрепление изученного.

1. Комментированное письмо.

Задание:спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.

Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,

2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)

Зпомните, что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.

3. Самостоятельная работа по упр. 447 (1 ч) с последующей проверкой.

Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.

Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.

Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).

Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.

Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.

Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.

Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.

4. Осложненное списывание.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.

Сели птиц… на страницу…
Знают быль и ….. (небылицы)
Поселились мудрец…
В застекленные ….. (дворцы).

Вставить пропущенные буквы, рассказать о связи предложений.

Однажды летом дедушка принес ц…плят. Живые ж….лтые комочки громко и тр…вожно попискивали.

— Что нового и интересного вы узнали на уроке?
— Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
— Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

10. Задание на дом: § 86, упр. 447 (2 часть). Знать схему рассуждения (таблица).

3. 4 слова – исключения: цыпленок, цыган, цыпочки, цыц

Источник

Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы и-ы после ц»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разработка урока русского языка в 5 классе по учебнику авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская

Тема урока «Правописание Ы – И после Ц»

1. Обучающая цель: 1) дать понятие о правописании букв ы-и после ц;

2) формировать умения определять условия выбора гласных ы-и после ц в корнях, в словах на –ция, суффиксах и окончаниях; знать слова-исключения;

3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня;

4) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради, ноутбук, компьютерная презентация, карточки

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитес ь.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Выполни тест. В каких словах допущена ошибка?

в) чёрный ж) крыжовник

Объясни значение слов: жонглёр, жокей.

а) жёлтый; д) чёрточка

в) чёрный ж) крыжовник

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

I I I. Объяснение нового материала

– Сегодня мы будем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Делега ция танцы
Цифра львицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня – гость нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

Правописание Ы-И после Ц

Цыпленок в цирке выступал играл он на цимбалах на мотоцикле разъезжал

III. Закрепление изученного. ВСТАВЬ БУКВУ: И или Ы?

Источник

Цыпленок в цирке выступал играл он на цимбалах на мотоцикле разъезжал

Цыпленок в цирке выступал играл он на цимбалах на мотоцикле разъезжал

Цыпленок в цирке выступал играл он на цимбалах на мотоцикле разъезжал

Джесика Бодрая запись закреплена

Немного грамматики:
ПЕВЦЫ, ПЕВИЦЫ, а также ТАНЦЫ, скворцы и т.д., В КОНЦЕ слова всегда пишется: ЦЫ.

Учитель читатет стихотворение:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

— Цыпленок не знал. А вы знаете?

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками)

Открывается запись на доске:

Учитель произносит слова еще раз.

— А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

— Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

— «Правописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

Случаи написания Ы после Ц:

* в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)
* в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.

— А почему же цыплёнок через ы?

Потому что цыплёнок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.

Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

— Какое слово отсутствует?
— Да, цыц. Сейчас оно будет.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

— Ну что, цыплята, вам всё понятно.

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

ссылка Вам поможет узнать больше о грамматике русского языка. Там, правда, я тоже нашла несколько описок, но здесь пишу, отредактированный мною, текст.
Желаю успеха. Не обижайтесь. Я из добрых побуждений, поверьте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *