Ттх рукавного автомобиля пожарного
Пожарный насосный автомобиль
Пожарные насосно-рукавные автомобили считаются основным техническим средством для подачи к месту пожара воды из удаленных источников. Они могут выполнять эту задачу самостоятельно или работать совместно с автоцистернами или насосными станциями. Для подачи воздушно-механической пены используют вывозимый пенообразователь или осуществляют его забор из дополнительной емкости. Такой автомобиль оборудован насосом и полным комплектом рукавов.
По общепринятой классификации пожарный насосно-рукавный автомобиль относится к классу техники общего применения и считается вторым по распространенности видом машин после автоцистерн. Отличие АНР от АЦ состоит в отсутствии емкости для воды или огнетушащих веществ. Высвободившееся пространство адаптируют для увеличения численности боевого расчета. Если на АЦ кабины рассчитаны на 3-7 человек, то АНР способен доставить к месту возгорания до 10 бойцов.
Задачи
Задачи, возложенные на пожарные насосно-рукавные автомобили, во многом схожи с тем, что выполняют все транспортные средства общего применения.
Непосредственно от АНР требуют:
Кроме специфических задач, которые ставятся перед этим видом спасательной техники, выделяют и особенности ее эксплуатации. После завершения операции подъем рукавов осуществляется механизировано. Максимальная глубина открытого водоисточника относительно уровня модуля должна составлять не более 15 метров или 60 метров от поверхности воды до насоса.
Устройство
Конструктивно АНР мало чем отличается от АЦ. Машина оснащена пожарным насосом, имеет систему дополнительного охлаждения, вакуумную систему, КОМ и газоструйный вакуумный аппарат. В перечень основного оборудования включены воздушно-пенные стволы, стволы РС-70 и СРК-50, генератор пены, ручные пожарные лестницы. Технические особенности таких транспортных средств зависят от его базового шасси.
АНР-40 (130)-127
Наиболее распространенной моделью, стоящей на вооружении МЧС, является АНР-40 (130)-127, базой которой стал ЗИЛ-130. Кабина и кузов у нее цельнометаллические.
Этот «ветеран» рассчитан на доставку к месту пожара боевого расчета в количестве 9 человек. Спецификой компоновки считается расположение насоса в КБР. Двигатель автомобиля непрерывно работает в течение 6 часов при +35°С. Этому способствует система охлаждения. Теплообменник двигателя связан со змеевиком КПП и полостями насоса. Вода через него поступает в радиатор, затем на змеевик, охлаждая всю систему.
Пенобак расположен под полом. Отверстие для заполнения его ОТВ находится в задней части автомобиля и выведено сверху кузова. Для отведения воздуха, образующегося при заполнении системы пенообразователем, предусмотрена дополнительная трубка. На передней стенке пенобака имеется патрубок для соединения с трубопроводом пеносмесителя. Обогрев бака происходит за счет энергии выхлопных газов.
Насосный отсек пожарного автомобиля АНР-40 (130)-127 расположили посередине. Напорные задвижки вынесли на борта. Всасывающий патрубок выведен на фронтальную зону (на передний бампер), благодаря чему эта модель АНР успешно справляется с подъездом к любому водоисточнику без предварительного маневрирования. Трубопровод для забора пенообразователя из сторонней емкости расположен в левой части.
Преимуществом АНР-40 (130)-127 считается наличие восьми отсеков для хранения пожарно-технического оборудования. Здесь все продумано для быстрого боевого развертывания. Рукава хранятся в средней части автомобиля между стойками и уложены там змейками. Это позволяет при развертывании выложить их в одну или две линии на ходу. Рукавная катушка монтируется в задней части машины. На нее может быть намотано до 120 метров рукавов диаметром 66-77 мм. При прокладке линий она снимается и перекатывается на пневмоколесах.
Тактико-технические характеристики АНР-40 (130)-127 с установкой на водоисточники.
Количество мест пожарного расчета | 9 |
Вместимость бака пенообразователя, л | 350 |
Марка насоса | ПН-40У |
Подача воды при высоте всасывания 3.5 м, л/с | 40 |
Напор, м | 100 |
Время работы ствола СВП-4, мин. | 12.15 |
Время работы генератора ГПС-600, мин. | 16.2 |
Площадь тушения пенами, м 2 низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 ) средней кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 ) | |
Объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м 3 | 291,66…194,44 |
АНР 40-1.4 (43118)
Автомобиль, разработанный на шасси КамАЗ 43118. Используется для доставки на место пожара бригады спасателей, напорных рукавов и ПТВ. Основная сфера применения – пожары в городской черте и на промышленных объектах. Выполняет задачи по прокладке линий рукавов от водоисточника к месту возгорания, тушение огня водой или воздушно-механической пеной.
Конструктивной особенностью является модульный каркасно-сварной кузов. Первый модуль включает в себя цистерну для воды, пенобак и отделения для ПТВ. Второй – отделение ПТВ, совмещенное с насосным.
Кабина в этой модели цельносварная с двухрядным салоном. Несмотря на общие габариты машины, она рассчитана на 6 посадочных мест, включая водителя. Для прогрева кабины и насоса используется автономный дизельный отопитель. Возможность индивидуальной комплектации позволяет эксплуатировать этот автомобиль в разных климатических условиях: по желанию заказчика дополнительно может быть добавлено утепление пенобака пенополиуретаном, обогрев топливозаборников и топливопривода, утепление аккумулятора. Насосный агрегат пожарного автомобиля АНР 40-1.4 (43118) – НЦПН 40/100 с наибольшей геометрической высотой всасывания 7.5 м, наибольшее время при этом составляет не более 40 секунд.
ТТХ АНР 40-1.4 (43118) с установкой на водоисточники.
Количество мест пожарного расчета | 6 |
Вместимость бака пенообразователя, л | 1000 |
Марка насоса | НЦПН 40/100 |
Подача воды при высоте всасывания 7.5 м, л/с | 40 |
Напор, м | 100 |
Время работы ствола СВП-4, мин. | 34.72 |
Время работы генератора ГПС-600, мин. | 46.3 |
Площадь тушения пенами, м 2 низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 ) средней кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 ) | |
Объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м 3 | 833,33…555,55 |
На базе КамАЗа разработаны также АНР 100-2.0 (65111), АНР 150-3.0 (65111), АНР 100-2.0 (43118), АНР 40-800 (43253).
Насосные агрегаты пожарных автомобилей
Основным элементом техники класса АНР являются насосы. Они различаются принципом действия и рабочим давлением. По принципу действия выделяют:
Самыми распространенными считаются поршневые насосы. Чаще всего именно они выполняют работу при тушении небольшого очага возгораний. Из динамических на АНР ставят центробежные насосы, которые являются подвидом лопастных. Наиболее часто встречаются модели ПН-40У и НЦПН-40/100.
Автомобили советских времен комплектовались установками ПН-40У. Буква «У» в названии обозначает «универсальный», а число «40» – водоотдачу в литрах за секунду. Исключение составляют аэродромные машины, на которые ставят модели ПН-60. Насосные же станции требуют более производительных агрегатов ПН-100. Их отличие от универсального насоса только в размере и весе, так как их корпус делается из чугуна, а в 40У из алюминиевого сплава. Корпус составляет единую деталь с емкостью для масла. Конструкция предусматривает наличие задвижек, коллектора, напорных патрубков, водопенных коммуникаций со смесителем.
Усовершенствованной версией ПН-40 считается модель НЦПН-40/100, способная подавать распыляющие струи небольшого диаметра.
Серия ПН получила распространение из-за простоты конструкции и надежной работы. Это агрегаты, которые дают постоянный напор воды, не нуждаясь при этом в дополнительном двигателе. Их КПД доходит до 58%. Единственный недостаток – невозможность забора воды из открытого водоисточника, поэтому на АНР дополнительно ставят вакуумную систему.
Пожарный рукавный автомобиль АР-2
АР-2 – это пожарная техника, без которой сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний. Однако сложно поверить, что совсем недавно пожарным подразделениям приходилось находить другие варианты доставки рукавов к месту возгорания. Как появились и в чем преимущество АР-2?
Пожарные рукавные автомобили
АР-2 пожарный автомобиль используется при ликвидации пожаров на предприятиях и городских объектах. Рукавные линии прокладываются напрямую от насосной станции к месту возгорания, что позволяет эффективно справляться с разного рода воспламенениями.
История создания
Впервые пожарный рукавный автомобиль появился в 1920-х годах в пожарных гарнизонах в Москве и Ленинграде. Его появление здесь объясняется тем, что во время крупных возгораний необходим достаточный запас рукавов, а обеспечить его только лишь стандартными пожарными машинами невозможно.
Было решено выделить специальный транспорт, который будет отвечать за поставку рукавов в очаг воспламенения. Сперва использовались стандартные прицепы. Спустя некоторое время стали функционировать обычные грузовики, переоборудованные для транспортировки рукавов.
На заметку. Во время войны рукавные пожарные машины были оснащены необычным для настоящего времени снаряжением – бронещитами. Именно они позволяли прокладывать рукава во время ведения боевых действий.
В 50-е годы прошлого столетия были выпущены первые специализированные АР-2 на шасси ЗИС-150.
Предназначение
АР-2 применяют для установки и свертывания рукавных линий, уничтожения воспламенений на предприятиях и крупных объектах в населенных пунктах.
Температура при эксплуатации такого транспортного средства должна быть в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.
Задачи пожарного рукавного автомобиля:
Модели
В качестве одних из самых известных моделей АР-2 можно выделить:
Особенности конструкции АР-2
Элементами конструкции пожарных рукавных автомобилей являются шасси и кузов, НПР (напорно-пожарные рукава), система управления транспортом и другими механизмами, электроустройства.
Шасси
Шасси, используемые при конструировании рукавного автомобиля, должны быть полноприводными. Это позволяет прокладывать рукавные линии во время движения транспорта.
К электрооборудованию базового шасси также устанавливают:
Кузов
Кузов пожарного автомобиля с рукавами закрепляется к шасси. Внутри находятся шесть секций, в которые складывают смотанные рукава. Центровая секция служит в качестве места для прохода при укладке рукавных конструкций.
Имеются задние и боковые откидные выходы. Сбоку на нижних отсеках тоже есть двери со специальными спусковыми подножками, которые предназначаются для экстренного спуска.
Пожарные рукава
Для прокладки рукавной линии используются задние шторные проходы. Прокладка может быть осуществлена непосредственно во время движения транспорта, но при условии, что включена первая передача.
Внимание! Допускается использование лафетного ствола, закрепленного поверх кузова, вместе с насосной станцией во время устранения возгорания. Это ускоряет работу НПР.
После окончания пожаротушения линию НПР разделяют на рукава. Затем, используя устройство намотки, возвращают в кузов пожарной машины.
Электрооборудование
В комплекс электрустройств пожарного автомобиля с рукавами входят:
Электрическое питание пожарного автомобиля происходит постоянным током в 24 В.
Технические характеристики АР-2
Технические данные об устройстве АР-2 включают в себя информацию о типе и мощности встроенного двигателя, допустимой скорости передвижения, о напорных рукавах и т. д.
ТТХ АР-2 (КАМАЗ-43114)-55ВР приведены в таблице.
Шасси | КамАЗ-43114 (6х6) |
Двигатель | дизель |
Мощность | 176 КВт |
Скорость | 90 км/ч |
Места | 3 |
Напорные рукава (77 мм) | 1 200/60, м/шт. |
Напорные рукава (150 мм) | 800/40, м/шт. |
Расход лафетного ствола | 40 л/с |
Намотка рукавов | механизированная |
Масса | 15 100 кг |
Габариты, мм | 8 100×2 500×3 450 |
Комплектация АР-2
В комплектацию АР-2 входят следующие компоненты:
Внимание! В зависимости от модели некоторые параметры и опции комплектации АР-2 меняются. Пример: АР-2 (131)133 может иметь в комплектации:
Фото всех моделей и расшифровки их ТТХ можно найти в интернете.
Преимущества АР-2
Пожарные рукавные автомобили надежно зарекомендовали себя при тушении возгораний на крупных объектах. Основные плюсы использования техники:
Появление пожарных рукавных автомобилей значительно упростило работу пожарных подразделений. Теперь нет необходимости задействовать дополнительную пожарную технику для транспортировки рукавных устройств, что существенно ускоряет процесс пожаротушения и делает его более эффективным.
Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР)
Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического оборудования, вооружения и проведения боевых действий по тушению пожара.
Основные сведения об АНР
Автомобиль насосно-рукавный АНР-40 на базе ЗИЛ-130
Наряду с автоцистернами (АЦ), насосно-рукавные автомобили являлись наиболее распространенным типом пожарных автомобилей, однако, в последние десятилетия по различным причинам, их популярность в пожарной охране, и как следствие распространенность заметно снизились. На сегодняшний день даже в крупных городах сложно встретить пожарные автомобили такого типа стоящие на вооружении подразделений.
АНР, так же как и АЦ относятся по классификации к основным пожарным автомобилям общего применения. Основное отличие между этими двумя типами ПА заключатся в том, что на АНР отсутствует емкость для воды (и иных огнетушащих веществ). Высвободившееся в результате этого решения место используется для увеличения числа боевого расчета выезжающего на автомобиле, а так же запаса пожарно-технического вооружения.
Задачи АНР
Устройство АНР
Схема автомобиля пожарного АНР-40(130)127
1 – шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3 – всасывающие рукава; 4 – кузов; 5 – отсеки с ПТВ; 6 – рукавная катушка; 7 – запасное колесо; 8 – опорный патрубок; 9 – патрубок для подачи пенообразователя; 10 – всасывающий патрубок
Автомобили насосно-рукавные пожарные (АНР) принципиально отличаются от АЦ тем, что на них не имеется цистерны с водой. Поэтому они могут подавать воду в очаг пожара или из открытого водоема, или от водопроводной сети. Подачу в очаг пожара воздушно-механической пены возможно производить с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости.
Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.
Все АНР укомплектованы воздушно-пенными стволами, стволами РС-70 и СРК-50, генераторами пены ГПС-600 и комплектом ручных лестниц.
Достаточно высокие ходовые качества, большой запас напорных рукавов и необходимый запас ПТВ, а также возможность прокладывать рукавные линии на ходу машины позволяют успешно тушить пожары.
Пожарные насосы
Ввиду очевидно конструктивной близости АНР и пожарных автоцистерн, пожарные насосы на них устанавливаются одних серий. сейчас, это чаще всего НЦПН-40/100, а ранее это были насосы серии ПН-40.
ТТХ выпускаемых АНР
В данной таблице можно увидеть ТТХ АНР когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и Российской Федерации.
Модель АНР | Число мест для боевого расчета | Вывозимый запас напорных рукавов, м | Емкость для пенообразователя, л | Марка насоса | Подача насоса, л/с | Напор насоса, м | Максимальная скорость, км/ч | Тип лафетного ствола |
АНР-60-800(433112) | 7 | 800 | 500 | ПН-60 | 60 | 100 | 80 | |
АН-25(150)10М | 8 | 450 | ПН-25 | 25 | 90 | 65 | ||
АН-30(130)63А | 10 | 500 | ПН-30КФ | 30 | 90 | 85 | ||
АН-30(164)18 | 10 | 465 | ПН-30КФ | 30 | 90 | 75 | ||
АН-30(164)62 | 10 | 400 | ПН-30КФ | 30 | 90 | 75 | ||
АН-40(130Е)127 | 9 | 350 | ПН-40К | 40 | 90 | 75 | ||
АНР 40-1,4(43118) | 6 | 1400 | 1000 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | 90 | |
АНР 1,4-40(433112) | 7 | 1400 | 1000 | ПН-40 | 40 | 80 | ||
АНР 40-1,4(4320) | 6 | 1400 | 1000 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | 80 | ЛС-С40У |
АНР-40(130)127А | 9 | 350 | ПН-40У | 40 | 100 | 90 | ||
АНР-40(431412)127Б | 9 | 350 | ПН-40УВ | 40 | 100 | 90 | ||
АНР-40-1400(433112)584пм | 1000 | ПН-40У | 40 | 100 | ||||
АНР-40-1500(43206) | 6 | 1500 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | |||
АНР-40-800(4325) | 9 | 800 | 1000 | ПН-40 | 40 | |||
АНР 40-800(43253) | 7 | 800 | 1000 | НЦПН-40/100 | 40 | 100 | 90 | ЛС-С40У |
АНР-40-800(4331) | 9 | 800 | 500 | ПН-40 | 40 | |||
АНР 100-2,0(43118) | 6 | 0 | 0 | НЦПН-100/100 | 100 | 100 | 90 | |
АНР-100-2000(5350) | 3 | 2000 | НЦПН-100/100М | 100 | 100 | 90 | ||
АНР-125/100-1600(6339104)005-ЧС | 6 | 16000 | 2000 | 120 | 100 | |||
АНР-150/3(ML210E28W)012Г-ЧС | 3 | 0 | ПНУ-150 | 150 | 170 | |||
ПАБР-2,0-20/200(43118)-31ВР | 7 | 1000 | НЦПВ-20/200 | 20 | 200 | 90 |
Видео об АНР
Условное обозначение АНР
Условное обозначение пожарного автомобиля насосно-рукавного (АНР)
Источники:
Автомобиль пожарный рукавный (АР-2)
Автомобиль пожарный рукавный АР-2 (43114) предназначен для оснащения подразделений пожарной охраны рукавами при тушении пожаров в крупных населенных пунктах и на промышленных объектах. Автомобиль работает в комплексе с передвижной насосной станцией и служит для прокладывания магистральных рукавных линий от насосной станции, которая устанавливается на водоеме, к месту пожара. При необходимости производится подача воды или воздушно-механической пены на источник горения с помощью собственного стационарного лафетного ствола.
Автомобиль обеспечивает доставку к месту пожара боевого расчета, напорных рукавов и средств пожаротушения.
Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.
Автомобиль состоит из следующих основных частей:
Автомобиль оснащен механизмом намотки рукавов с электроприводом.
Все узлы и механизмы автомобиля смонтированы на шасси автомобиля КамАЗ-43114, с колесной формулой 6х6.
Автомобиль оборудован сигнальной акустической установкой «Патриот-3М-104».
Кузов автомобиля крепится к раме шасси стремянками. Внутреннее пространство кузова справа и слева оборудовано тремя продольными секциями, в боковые секции уложены «гармошкой» пожарные рукава, соединенные между собой в одну линию в каждой секции. Средняя секция служит для прохода при укладке рукавов.
Часть рукавов уложены в скатках, в средней секции.
Кузов оборудован задними шторными и боковыми откидными дверями.
Боковые нижние отсеки кузова оборудованы дверями с подножками, открывающимися вниз.
На передней стенке кузова установлена лестница для подъема боевого расчета к лафетному стволу, расположенному на крыше кузова.
В правом заднем боковом отсеке кузова размещен механизм намотки рукавов. Пульт управления находится там же.
После тушения пожара рукавная линия предварительно расчленяется на отдельные рукава, а затем при помощи механизма намотки рукавов сворачиваются в скатки и укладываются в кузов автомобиля.
Электрооборудование автомобиля состоит из электрооборудования шасси и дополнительного оборудования.
Питание электрооборудования автомобиля осуществляется постоянным током с напряжением 24В.
Пожарно-техническое вооружение на автомобиле размещено в отсеках кузова и имеет надежное крепление специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема оборудования.
Основные технические характеристики