тульский щегловский мужской монастырь

Тульский щегловский мужской монастырь

Празднование Казанской иконе Божией Матери.

Вечернее богослужение (Славословная)

Апостола Иакова, брата Господня по плоти.

Вечернее богослужение (Заупокойная)

Димитриевская родительская суббота.

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Мчч. Маркиана и Мартирия.

Вечернее богослужение (Славословная)

Вмч. Димитрия Солунского.

Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближн. пещерах.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница. Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ротовского. День постный.

Прмц. Анастасии Римляныни.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии.

Молебен водосвятный со чтением акафиста иконе Божией Матери «Млекопитательница»

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах.

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии.

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже и ними.

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона.

прп. Иоанникия Великого.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руссии.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Неделя 22-я по Пятидесятнице . Собор Ахистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница».

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта), и Тертия.

Вмч.Мины. Мч. Виктора и мц. Стефаниды.

Свт. Иоанна Милостивого. Прп. Нила постника.

Блж. Иоанна Власатого, Ростовского.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Иоанна Златаустого, архиеп. Константинопольского.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Заговенье на Рожденственский (Филиппов) пост.

Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.

Прп. Паисия Величковского. День постный.

Начало Рождественского поста.

Вечернее богослужение (Полиелей)

Апостола и евангелиста Матфея.

Вечернее богослужение (Славословная)

Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского.

Прп. Никона, игумена Радонежакого, ученика прп. Сергия. День постный.

Источник

История

тульский щегловский мужской монастырь тульский щегловский мужской монастырь тульский щегловский мужской монастырь
Собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» заложили в 1860 году недалеко от Щегловской засеки, после его освящения в 1864 году архиепископ Тульский Никандр обратился в Священный Синод с прошением об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря.

Даты создания новой тульской мужской обители таковы. В мае 1860 года был заложен храм на средства неизвестного тулякам благотворителя, в сентябре 1864 года он построен и освящен в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Храм был каменный, двухэтажный, холодный (летний), на каждом этаже по три Престола.

Одновременно с храмом строили колокольню, три корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 метров и хозяйственные постройки. Работы производились по проекту тульского архитектора А.Г. Бочарникова. К 1864 г. все здания Щегловского монастыря были достроены. Всего на возведение обители было пожертвовано В.И. Макарухиным 500 тысяч рублей серебром плюс к этому 30 тысяч серебром на содержание.

В мае же 1865 года было принято решение тульского городского общества ходатайствовать в надлежащем порядке об устроении Богородичного монастыря в Щеглове, на месте Щегловской засеки.

В одно время с этим последовало и ходатайство В.И. Макарухина, через иеромонаха Никандра, причем прямо и определенно в этом ходатайстве говорилось о финансовом обеспечении деятельности Щегловского монастыря. В следующем году последовало новое ходатайство от граждан об основании монастыря в память о чудесном спасении жизни Государя императора Александра II от покушения на него 4 апреля 1866 г.

Перед Священным Синодом хлопотал преосвященный Никандр, архиепископ Тульский (тезоименинник иеромонаху Никандру) об учреждении близ Тулы мужского монастыря с училищем при нем в память чудесного избавления Государя. В мае 1868 года Синод просил изволения Государя на это, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».

В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали. В помещениях бывшего монастыря запретили жить остававшимся там больным и состарившимся монахам, которые зачастую не имели ни родных, ни какого-либо жилья.

Иконы, церковная утварь, библиотека, коллекции старинных икон и гравюр, собранные основателем монастыря В.И. Макарухиным – преп. Варсонофием, были разграблены. Прекрасный монастырский парк за годы безбожной власти был наполовину вырублен и превращен в огромную свалку. А сам монастырь к началу 1990-х годов представлял собой печальное зрелище: разрушающиеся храмы и другие строения, почти разрушенная монастырская ограда (окрестное население разбирало ее на кирпич), вокруг храма — забор из бетонных блоков с колючей проволокой наверху, колокольня, лишенная верхних ярусов.

Более семидесяти лет на месте Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушало время. Казалось, обитель погибла безвозвратно…

Но Господь судил иначе. «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель… – писал святитель Иоанн Златоуст еще в 404 году. – Если Он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было».

Святейший Патриарх Кирилл рассказал о том, как в начале 90-х годов в ходе бесед с некоторыми зарубежными представителями инославного мира ему приходилось слышать вопросы: вот теперь вы свободны, но ведь у вас нет ни семинарий, ни школ, ни духовенства, ни храмов, — как вы сумеете сделать все, что вы хотите сделать? Ответ был таков: «По-человечески мы с этими задачами справиться не можем, но разве за 2000 лет существования Церкви она справлялась со своими задачами, опираясь только на человеческие силы? Да от Церкви тогда ничего не осталось бы! Господь всегда помогал. Вот и сейчас надежда на Него».

В дни празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря схимонах Варсонофий был канонизирован в Соборе Тульских Святых.

В 1990 году комплекс зданий монастыря был передан в бессрочное безвозмездное пользование Тульской епархии. 18 июля 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси благословил открытие монастыря (сначала женского, а с 2000 года и мужского, историческая справедливость была восстановлена). В 1991 году комплекс построек Щегловского монастыря поставили на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

Старинная икона Божией Матери «Млекопитательница», написанная специально для храма преп. Никандра, сохранилась: один из насельников монастыря перенес ее в кладбищенскую церковь св. Димитрия Солунского, где икона и сохранилась. Потом она была передана в возрождающийся монастырь.

Икона Божией Матери из главного собора, освященного в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», не сохранилась. Сейчас в соборе доступен список с той чудотворной иконы, которую пронесли по России афонские монахи из Ильинского скита Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. И при поклонении и молитве перед которой основателю монастыря, преподобному Варсонофию дано было укрепление в вере – явление, понимание, осознание воли Божией – после чего он и принял решение создать мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Определением Священного Синода от 7 октября 2002 г. на Тульскую и Белевскую кафедру был переведен митрополит Тульский и Белевский Алексий, тогда он стал именоваться священноархимандритом Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

Архимандрит Клавдиан с февраля 2002 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом утвержден наместником Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы.

С тех пор и возрождают духовные монашеские традиции насельники Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

В малом (изначально теплом) храме центральный алтарь освящен во имя преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца.

Здесь провели надежное и эффективно работающее отопление, заменили несущие балки пола, изготовили и поставили рамы и решетки на окна. В 2009 году в храме в честь преп. Никандра Псковского подведен и подключен теплопровод от котельной к храму.

В храме установлены строительные леса, начаты отделочные работы и роспись стен, сводов. Установлена новая дубовая входная дверь в храм. Сооружен новый кованный «кружевной» навес над новой входной дверью.

Здесь полностью завершена роспись храма.

Высотники отремонтировали кровлю и заново покрасили купол храма в честь преп. Никандра.

Людям, проживавшим в монастырских постройках, городская администрация выделила квартиры. Произведен ремонт келейных корпусов, отремонтированы, почти заново возведены несколько хозяйственных построек.

На ОАО «Тулачермет» была изготовлена, а затем установлена металлическая ограда вокруг монастырского парка.

Сегодня ансамбль Щегловского монастыря — одно из красивейших мест Тулы.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) митрополит Тульский и Белевский утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области.

Все эти годы, начиная с 2002-го, все дела в монастыре начинались (и начинаются теперь) с благословения митрополита Тульского и Белевского Алексия, священноархимандрита Пречистенской Пантелеимоновой Щегловской обители. И творятся успешно во славу Божию. Его трудами, по его молитвам подает Господь помощь обители в восстановлении. Промыслом Божиим одарена обитель наша духовным и материальным процветанием, успехами в восстановлении того первоначального благоговейного и прекрасного вида, который был явлен нам трудами наших предшественников.

Восстановление монастырских храмов продолжается. В главном храме центральный алтарь верхней церкви освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». Лет семь назад освободили от кирпича замурованные окна монастырского собора, вставили рамы и укрепили потолки.

В конце первого десятилетия ХХI века двухэтажный собор в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» был полностью зачищен, отшпаклеван, загрунтован и покрашен белой акриловой краской Стены соборного храма украшены многочисленными, написанными иконописцем, иконами в резных киотах. По бокам центрального иконостаса изготовлены два резных позолоченных киота, для них написаны и установлены новые иконы «Игуменья горы Афон» и икона «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». Полностью оборудован алтарь, в котором регулярно совершаются богослужения.

Произведена художественная ковка и монтаж большого козырька над папертью собора.

Приобретена церковная утварь – семисвечник большой, подсвечник большой, дарохранительница, мощевик с подставкой.

На месте известковой ямы, которая портила вид обители с тех времен, когда здесь была реставрационная мастерская, сейчас воздвигнута красивая часовня Архистратига Михаила и Всех Небесных Сил. Здесь полностью завершены строительные работы и роспись.

Нижняя церковь монастырского собора освящена во имя Великомученика и Целителя Пантелеимона. Над местом захоронения основателя монастыря схимонаха Варсонофия установлены сени и надгробие; ему приходят поклониться и прихожане, и паломники. Для горнего места в алтаре написана икона Господа Вседержителя и установлена в резной позолоченный икот. Воссоздана центральная часть иконостаса, установлены Царские врата.

Стены праздничной трапезной обшиты гипсокартонном. Роспись стен завершена. Повешены красивые шторы.

Приобретено и установлено новое кухонное оборудование (электроплита, жарочный шкаф, холодильник, мясорубка, раковины, стеллажи для посуды).

В просфорне, которая также сохранилась с тех давних времен, установлено новое оборудование: электрическая печь для выпечки просфор, новая тестомесильная машина, электросито.

Недавно в Щегловском монастыре были начаты работы по восстановлению архиерейских палат. Это самое старинное здание монастырского комплекса, архитектурный и исторический памятник, предметным образом связавший организованное монашеское житие XVI века в Иоанно-Предтечевском монастыре (что был возле Тульского кремля) с вновь учрежденным в XIX веке Богородичным Щегловским монастырем. Капитальный ремонт и реставрация двухэтажного архиерейского дома с храмом Успения Божией Матери недавно был завершен.

Одновременно со строительными работами идет возрождение духовных монашеских традиций.

В 2011 году исполнилось ровно десять лет со дня преобразования Щегловской обители в мужской монастырь.

Многое в монастыре было сделано за эти годы, особенно при подготовке к празднованию 150-летия со дня закладки первого камня в основание нашей святой обители, а также празднованию 205-летия со дня рождения и 120-летие со дня блаженной кончины основателя Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы преп. Варсонофия Щегловского.

В 2010 году также был юбилей 20-летия открытия и возрождения Богородичного Щегловского мужского монастыря.

Восставшая из небытия Богородичная Пречистенская Пантелеимонова Щегловская обитель дышит и живет, помогая всем приходящим обрести мир и тишину в Боге. Видя благодатные перемены, произошедшие здесь всего за несколько лет, каждый человек, прославляя Господа, может сказать, что воистину невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18, 27).

В центре современной отступившей от Бога цивилизации, по молитвам святых угодников Божиих, веками подвизавшихся на нашей древней земле, вопреки торжеству вседозволенности и попранию нравственных устоев устраиваются оазисы благодати Божией – монастыри, свидетельствующие миру о непреходящих ценностях христианства: любви, вере, благочестии, освящающих собой жизнь человечества. Одним из таких оазисов стала и возродившаяся из пепла Щегловская обитель.

Глядя на величественный монастырский собор, трудно поверить, что совсем недавно на этом святом месте была «мерзость запустения». Совершилось явное чудо – вновь над обителью Пресвятой Богородицы сияют золотые кресты, здесь возносятся молитвы, звучит колокольный звон, подтверждая и проповедуя слова Господа нашего Иисуса Христа: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф,. 16, 18).

«Для монаха монастырь – центр вселенной. Монастырь – ясли, где монах рождается, колыбель, где он повивается в пелены; монастырь – благосеннолиственное древо, укрывающее монаха тенью и роняющее в его ладони спелые плоды», – пишет святитель Николай Сербский.

Приходящие в обитель насельники, добровольно отрекаясь от мира, устрояют свою жизнь по законам Евангелия. Каждый пришедший в обитель не сразу становится истинным монахом, но совершенствуется, опытно исполняя советы богоносных старцев – трудясь на послушании, отрекаясь от своей воли, храня целомудрие.

В наши дни, как и в прежние времена, тайна общения человека с Богом раскрывается в опытном и кропотливом духовном делании. Господь говорит в Cвятом Евангелии: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин. 15, 16). Господь призывает человека к подвигу, но результат делания зависит от духовного горения самого делателя.

Не было бы Воскресения, если бы не было Креста. Терпение скорбей телесных и душевных делает монаха монахом. Невидимо для постороннего взгляда, преодолевая свои человеческие немощи, возлагая все упование на Небесного Крестоносца Христа, современный монах, как и его предшественники, опытно познает тайну воскресения своей души, ведя борьбу с духом злобы поднебесной (ср.: Еф. 6, 12). И в малом пространстве своего жизненного креста обретает необозримую силу Креста Божественного.

По молитвам своего небесного покровителя преп. Варсонофия Щегловского и Тульского, основателя мужского монастыря, обитель расцвела духовно, снова став «светом миру» и «солью земли».

«Монашество наложило печать святости на русскую душу, – говорил один из выдающихся проповедников того времени протоиерей Иоанн Восторгов, – и сделало ее сродною подвигу». Именно духовному, молитвенному подвигу помогает укрепляющая сила Божия всех верующих – монахов и мирян, давая им обильные дары благодати. К таким дарам милости Божией можно отнести восстановление и расцвет Богородичной Щегловской обители.

Под покровом Пречистой Богородицы, возлюбившей и прославившей место сие, продолжает свое житие древняя святая обитель. Потому, как изволила Пресвятая Богородица, да возносится здесь ежедневная иноческая молитва о многострадальном Отечестве нашем и о всех православных христианах. Неоскудную помощь Ее и заботу ощущаем мы постоянно. Не оставит Пресвятая Богородица-Млекопитательница своим милостивым заступлением и всех усердных и благочестивых жертвователей, радеющих о возрождении и благоукрашении сего святого места.

В монастыре поражает и то, что, несмотря на размах восстановительных работ, здесь буквально каждый отвоеванный у разорения и хаоса кусочек земли засаживается цветами и превращается в маленький райский уголок.

Источник

Богородичный Щегловский мужской монастырь города Тулы Епархиальные монастыри РПЦ

тульский щегловский мужской монастырь

История

Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле. Начало XIX века является фактической датой основания монастыря в Щеглове.

Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле.

Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской. В 1801 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове».

Сначала для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом-дача. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни.

В середине XIX века по инициативе и на средства Московского купца Василия Ивановича Макарухина (основателя монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного монастыря.В мае 1860 г. состоялась закладка центрального собора, который через четыре года (8 сентября 1864 г.) был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы.

Одновременно с храмом строили колокольню, два корпуса для жилья, каменную ограду протяженностью около 550 м с угловыми башнями и хозяйственные постройки. Весь комплекс зданий был построен в течение 6 лет. Был отремонтирована и архиерейская дача, теперь это были настоятельские покои с домовой церковью в честь Успения Божией Матери. Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями. Судьба его неизвестна.

Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи. Место указал схимонах Варсонофий. На колодце была плита с надписью: «Почерпите с веселием от источника спасения».

Основатель монастыря преподобный Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу «Млекопитательницы» в Москве,где принесенный с Афона список с иконы пребывал два месяца.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы он получил укрепление в вере и задумал употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

В устроении духовной жизни Богородичному Щегловскому мужскому монастырю в XIX веке помогали Русский Пантелеимонов на Афоне монастырь и Глинская пустынь. С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата — части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя (потому Щегловская обитель была именована еще и Пантелеимоновой) и преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия.

А Глинская пустынь прислала иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из которых некоторые были настоятелями и духовниками обители. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни. Иеромонахи Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский монастырь по праву считался духовным центром Тульской епархии

Особенно известен был праведной жизнью и силой молитвы старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский. Люди приезжали в монастырь сотнями, дожидались от него слова утешения, сидя под деревьями, которые во множестве росли в ограде монастыря. И он, бывало, несколько часов шел после службы из храма до своей келии, останавливаясь возле каждой группы ожидающих его людей, выслушивая нужду и просьбу о молитве за них, беседуя со страждущими.

Похоронен старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский» под папертью храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», согласно его завещанию, чтобы люди по его же словам, после смерти попирали его ногами — «за грехи».

В 1921 году Щегловский монастырь, как и все другие монастыри в Туле и Тульской губернии, был закрыт. Весной 1922 года монахов разогнали, церковную утварь вывезли, земли национализировали. В помещениях бывшего монастыря запретили жить остававшимся там больным и состарившимся монахам, которые зачастую не имели ни родных, ни какого-либо жилья. Почти восемьдесят лет на месте Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушало время.

В 1990 году через сто лет после смерти схимонаха Варсонофия, Богородичный Щегловский монастырь вновь был открыт.

В дни празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году схимонах Варсонофий был канонизирован в Соборе тульских святых.

Осенью 2001 года решением Священного Синода РПЦ от 6 октября 2001 года Богородичный Щегловский монастырь был преобразован в мужской монастырь.

С февраля 2002 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом архимандрит Клавдиан (Ларьков) утвержден наместником Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы.

Сохранились и восстановлены храмы Богородичной Щегловской обители. На месте святого колодца возведена водосвятная часовня в честь Архангела Михаила и Небесных Сил бесплотных.

Сохранены святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы: список с чудотворной, что хранится в Карейской келии, и список со святого образа, заказанного Василием Макарухиным для устрояемой им обители. По молитвам перед этими святыми образами в наши совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям.

Не отказывает монастырь своим прихожанам и в организации паломничества по святым местам соседних областей и всей России — и этим продолжает традицию жизни святого Варсонофия, паломника по призванию.

В 2010 году исполнилось 150 лет со дня основания, закладки центрального храма в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы, единственного в России освященного в честь этого образа, а в 2008 году исполнилось 140 лет со дня учреждения Богородичного монастыря, названного так по имени центрального храма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *