тульский успенский женский монастырь

Успенский монастырь и его обитатели

28 августа все православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы.

тульский успенский женский монастырь
Величе ственные здания Преображенского и Успенского храмов после революции
были закрыты для туляков. Сейчас храм и собор с радостью принимают своих прихожан.

СЕСТРЫ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ
Сестры Успенского монастыря много времени уделяли рукоделию. Они шили белье, одеяла, монашеские одежды, рисовали, делали цветы.
Особенно искусно некоторые монахини вышивали золотом ризы на иконы. В январе 1889 г. в Петербурге от тульского Успенского монастыря была передана икона Господа Вседержителя в золотошвейной ризе для императора Александра III.Икона была изготовлена для него «в память чудесного избавления от опасности 17 октября 1888 г.». Тогда поезд, в котором ехал Александр и его семья, потерпел крушение, но все выжили.
Император написал слова благодарности архиепископу Никандру: «Очень им благодарен и очень тронут их подношением. Работа чистая и хорошая».

МОНАСТЫРЬ ЗАКРЫЛИ КОММУНИСТЫ
В начале ХХ века в Успенском монастыре проживало около 400 сестер. После революции 1917 г. монахини создали швейную мастерскую, выполнявшую заказы Губ-одежды. Через 3 года она преобразовалась в артель «Труд», где шили белье и веревочную обувь. Четыре корпуса монастыря заселили рабочими и партийцами. А в сентябре 1921 года было решено ликвидировать все монастыри в губернии. Но артели «Труд» дали поработать еще 2,5 года. После чего история древнего Успенского монастыря была закончена.

Блаженная Надя прожила 65 лет. Ее жизнь тесно связана с Успенским монастырем.

Настоятельницы успенского монастыря

тульский успенский женский монастырь

тульский успенский женский монастырь

Источник

Тула. Успенский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

тульский успенский женский монастырь

Статьи

Местом, где находился Успенский женский монастырь, была городская площадь, точнее — площадь в «деревянном городе». Тула имела три города, т. е. укрепления, именно: каменный, иначе — кремль, построенный от 1514 до 1521 года, затем, около него — деревянный и еще далее — земляной, или завитай. Городская площадь находилась между стенами — южной кремля и северной «деревянного» города. Площадь прилегала к южной стене кремля, против которой и был построен Успенский монастырь.

Первый и древнейший храм в Успенском монастыре был в честь Успения Пр. Богородицы, по имени которого и монастырь стал называться Успенским. Этот храм был каменный. Но во второй половине XVIII столетия Успенская церковь была уже очень ветхой, а потому была разобрана, и в 1791-1792 году построена новая «от Государственной казны» попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. Церковь имела два придела: Пр. Богородицы Неопалимой Купины и Пр. Александра Свирского Чудотворца.

Антиминс в Успенской церкви священнодействован Афанасием епископом Коломенским и Тульским в 1793 году, августа 23 дня, а в приделах Неопалимой Купины и св. Александра Свирского — архимандритом Богоявленского Голутвина монастыря Иоанном, в 1792 г. октября 10 дня. В XIX столетии эта церковь опять пришла в ветхость и в 1857 году перестроена, точнее — распространена, попечением игуменьи Клавдии. Наконец, в 1902 году Успенская церковь разобрана до основания и на ее месте воздвигнут весь новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием настоятельницы игуменьи Агнии и игуменьи Магдалины, при содействии благотворителей. Вторым был храм св. Николая Чудотворца и назывался «Никола на площади». Сей храм известен издревле, он стоял рядом с северной стеной монастырской ограды, но вне ее. Позднее, за обветшанием Николаевского храма, на его месте в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого столетия устроен двухэтажный обширный храм Преображения Господня с шестью престолами, по проекту архитектора В.Ф. Федосеева.

Вверху главный престол во имя Преображения Господня; здесь же южный придел в честь Тихвинской иконы Пресв. Богородицы, северный — св. Николая Чудотворца (в память прежнего храма). Внизу главный престол в честь иконы Пр. Богородицы, именуемой «Утоли моя печали», на южной стороне — Архистратига Михаила, на северной — св. Великомученицы Варвары. В него два входа, внутренний — из монастыря и наружный — для мирян и только в верхний этаж. Строительницей как Преображенского храма, так и переустроительницей Успенской церкви, перестроенной в 1857 году, была настоятельница монастыря игуменья Клавдия. Построение одной и переустройство другой церкви игуменья Клавдия производила на подаяния доброхотных дателей.

Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Туле. Основан около 1587 года. При монастыре школа со специальным классом рукоделия.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Успенский женский, третьеклассный, монастырь

О времени возникновения Тульского Успенского женского монастыря точных исторических данных, с хронологическою определенностью приурочивающих основание монастыря к определенному году, не сохранилось. В писцовой книге тульского посада сказано, что этот монастырь „строение Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловнча”, при чем умолчано о годе основании монастыря. А в выписи с строенных тульских книг стольника Трофима Хрущова, строившего Тульский посад, упоминается несколько раз об этой обители под 1649 годом. Из этого ясно, что в царствование Алексея Михайловича монастырь этот уже существовал. Но, по свидетельству писцовых книг 1587 года, основание монастыря нужно бы отнести ко времени царя Феодора Иоанновича. Здесь мы читаем следующее: „И по Государеву Цареву и вел. кн. Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Ив. Алексеев. Жеребцов да дияк Ив. Мешаев Старое городище, что усть рч. Тулицы отмерили под новый девичь монастырь, в длину 70 саж, а поперегь 30 саж., и туленом князем и дворянам и детем боярским на том месте на старом городище устроити девичь монастырь”. Но, в виду того, что монастырь возник на другом месте, нет возможности утверждать и на этом годе основания монастыря. Несомненно только одно, что при Алексее Михайловиче этот монастырь уже существовал, и этот государь принимал особенное участие в материальном положении этого монастыря. Может быть, это послужило поводом для составителей писцовых книг XVII в. назвать этот монастырь „строением этого государя”. Участие это выразилось в том, что, по ходатайству царского духовника, протоиерея Лукьяна Кирилловича, строителя Казанской церкви в Туле, монастырю дана была с 1667 г. „денежная годовая руга“, производившаяся из таможенных доходов. Но и после этой субсидии монастырь был крайне беден, и внешняя его обстановка была крайне скудна.

Еще в начале настоящего столетия обитель эта занимала весьма небольшое пространство земли, так что под всем монастырем ея было гораздо менее десятины старой меры, и обнесен он был плетневой городьбой вместо стен. На том месте, где теперь стоит теплая о двух этажах церковь, во имя Преображения, стояла церковь „под именем Николы на площади”: она была вне монастырской ограды и состояла приходскою церковью. В начале текущего столетия эта церковь принадлежала уже монастырю, а причт ея переведен сил в другой приход. Окружающая монастырь каменная стена, с башнями на трех углах, с двумя каменными часовнями в стене и железными ажурной работы святыми воротами, построена в конце, прошлого и в начале нынешнего столетия. Не смотря на свою древность, монастырь не имеет никаких древних памятников благодаря неоднократным пожарам, жертвою которых была эта обитель. Особенно губителен был для нее пожар 1831 г., истребивший все документы и другие признаки древнего существования монастыря. Поэтому восстановить полную историю этой обители нет никакой возможности.

По присоединении этой церкви к монастырю, находившаяся в ней икона Святителя сделалась достоянием монастыря и находится теперь в Преображенском храме, построенном на месте бывшей церкви „Николы на площади”. Год написания иконы определить нет возможности, но по всем признакам она относится к XVI-му веку. Икона эта до последнего времени чтится казаками: проходившие и проезжавшие чрез Тулу казаки всегда служили и служат молебны Николаю Чудотворцу, прежде в церкви у Николы на площади, а потом в Преображенском храме женского монастыря. Монастырю принадлежат две часовни: а) Николаевская близь св. врат с иконою Св. Николая: часовня построена каменным зданием, вместо деревянной, в 1884 г., б) Успенская каменная же в монастырской башне на Барановой улице, с иконами Успения Божией Матери и Неопалимыя Купины. По штатам 1764 г. монастырь причислен к 4-му классу женских монастырей. Монашествующих в нем в настоящее время доходит 400 человек. Источниками содержания монастыря служат: 1) отпускаемая сумма из государственного казначейства по 337 р. 43 к. ежегодно, 2) % с капитала во 105198 р.; из них % с 30069 руб. имеют специальное назначение на украшение храма: 3) монастырская земля в Богородицком уезде, близь села Дедилова, 159 д. 2053 с. и в Ефремовском, близь деревни Христофоровки 60 д.; 4) 10 лавок, отдаваемых в аренду. Причт состоит из двух священников и двух диаконов. При монастыре имеются церковно-приходская школа и богадельня.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г.,Монастыри и монастырские церкви, стр. 767

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2013 г.

Источник

Храмы Тульской области

Свято-Успенский кафедральный собор (храм бывшего Успенского женского монастыря)

Адрес: 300600, г. Тула, ул. Менделеевская, 13 (Литер «Л»).
Телефон: (4872) 31-24-70.

Точного указания, когда именно был построен Успенский монастырь, не обнаружено. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, об этой обители несколько раз упоминается под 1649 годом.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. Если в 1649-м монастырь уже существовал, значит, основан он был между этими двумя датами.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело. » содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка.

Из рапорта игуменьи Магдалины от 23 февраля 1899 года (это было время подготовки к возведению нового храма): «В указе Святейшего синода от 17-го июля 1866 года изображено, что с разрешения архиерея для сбора добровольных пожертвований в церквах, а равно в часовнях на столбах могут быть устраиваемы кружки.

А вот краткий «финансовый отчет» — выдержки из рапорта игуменьи Магдалины от б сентября 1907 года: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных на этот предмет, 57 тысяч, пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ваныкина 25 тысяч, во время построения поступило от разных благотворителей 32 тысячи, собрано по подписным листам, сборным кружкам, за надгробное чтение псалтири и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тысяч».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урожденная Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

Успенская церковь была возведена в русском стиле. Интересно, что сохранился ее первоначальный, неосуществленный проект. Он близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению P.P. Лозинского, — копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885-1890 гг. Виктором Васнецовым.

С середины XIX столетия российские архитекторы всё чаще обращались к культурному наследию Византии и Древней Руси. Это объяснялось поисками национального стиля в архитектуре. Идеологическим обоснованием таких поисков была знаменитая триада графа Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

Обратимся к оценкам, которые давались Успенской церкви тульскими архитекторами.

В книге В. Уклеина «Тула — каменная летопись» (1984 г.) читаем: «От ее архитектуры веет официозным холодом, окостеневшей догмой, схоластической застылостью и академической скукой. Каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в декоре церковных фасадов. Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением. Говоря словами известного художественного критика В. В. Стасова, здесь «целый пуд русского» и, скажем мы, ни золотника теплоты, непосредственности, чарующей композиционной свободы, живописности и ненавязчивой красоты, свойственных подлинно древнерусскому искусству. Но церковь бывшего девичьего монастыря таит в себе и нечто чрезвычайно ценное, в особенности для местных строителей. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

Заслуженный архитектор России В. В. Куликов в 1987 г. в газете «Коммунар» отмечает насыщенность фасадов храма элементами из белого камня и профилированного кирпича, высокий уровень строительных работ, «весьма удачное акустическое решение и освещение интерьера за счет окон и потока света, проникающего через центральный барабан, что создает впечатление зрительного увеличения пространства». Он тоже относит храм к псевдорусской архитектуре.

Давайте, уважаемые читатели, посмотрим на Успенскую церковь непредвзято. На вас веет от нее «холодом, догмой и скукой»? А может быть, вы видите просто красивое, старинное, искусно выстроенное здание?

Источник

Тульская область (монастыри)

Содержание

Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь [ править ]

тульский успенский женский монастырь

Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предостовлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища на месте которого она основана.

Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, с. Жабынь

Рождество-Богородицкий Анастасов мужской монастырь [ править ]

Дата основания: 1-я пол. XVI в.

Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово

Мужской Анастасов Рождественский монастырь основан в 1-й пол. XVI в. князьями Воротынскими. Упразднён в 1784, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в сер. 2000-х, сооружён ряд новых зданий в духе зодчества XVII в.

Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь [ править ]

Дата основания: 1-я четв. XVII в.

Адрес: Тульская обл., Белевский р-н, г. Белев

Основан на части старого белёвского городища в 1-й четв. XVII в. по челобитью старицы Марфы Палицыной. Первоначально был небогат, в 1764 упразднен, но в 1768 вновь восстановлен, к нач. ХХ в. достаточно многолюден. Надвратная колокольня сооружена в 1804-1810, корпуса келий XIX в. Закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё. К кон. 1990-х строения заброшены, восстановительные работы начаты в 2007.

Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь [ править ]

тульский успенский женский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий.

Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей.

Дата основания: 1-я пол. XVI в.

Адрес: Россия, Тульская область, Белевский район, Белёв, улица Преображенская, д. 1

Венев-Никольский женский монастырь [ править ]

Дата основания: 1892

Адрес: Тульская обл., Веневский р-н, с. Венев-Монастырь

«С благословения и утверждения Св. Синода, в конце 1892 г. открыта при сельце Борщевом, Тульской губернии, Крестовоздвиженская женская община в память чудесного спасения Августейшей Семьи от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года. Вместо крайне тесной и неудобной для молящихся церкви, начальницею, в видах благоустроения общины и удовлетворения самых насущных потребностей молящихся, испрошено у епархиального начальства разрешение на построение нового храма.»

Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь [ править ]

Дата основания: ок. 1477

Адрес: Тульская обл., Суворовский р-н, с. Доброе

Монастырь основан ок. 1477 князем Одоевским. Возобновлён в камне после Смуты усердием окольничего М. А. Ртищева. После 1764 постепенно пришел в упадок. Сооружения значительно повреждены ураганом и пожаром в 1810-х. Новая колокольня выстроена ок. 1830. В нач. ХХ в. действовала только Вознесенская церковь. Закрыт в 1918. Не возобновлён. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. Началась расчистка территории.

Казанский женский монастырь (Колюпаново) [ править ]

Дата основания: 1995

Адрес: Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново

Сравнительно небольшой женский монастырь. Создан в 1995 при восстанавливаемой церкви над могилой блаженной Евфросинии Колюпановской.

Успенский Новомосковский мужской монастырь [ править ]

Дата основания: 1995

Адрес: Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Пионерская, 15

Мужской монастырь, образованный в 1995 при первом строящемся на территории города храме, на окраине городского парка. В настоящее время достаточно многолюден, опекает ряд храмов в окрестностях города.

Богородице-Рождественский женский монастырь в Туле [ править ]

Дата основания: 2000

Адрес: г. Тула, пос. Горелки, ул. Мирная, 17Б

Монастырь создан в 2000 как мужской, в 2001 преобразован в женский с переводом сюда сестер, с 1990-х живших в Щегловском монастыре.

Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь [ править ]

тульский успенский женский монастырь

Дата основания: 1859

Адрес: г. Тула, ул. Лизы Чайкиной, 1

Казанский Папоротский женский монастырь [ править ]

Дата основания: 2001

Адрес: Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка

Женский монастырь, устроенный в 2001 при Казанской церкви. Сестры переведены из Щегловского монастыря Тулы. Сооружены новые двухэтажные кирпичные жилые корпуса, ограда.

Имеется гостиница для паломников, но лучше предварительно позвонить.

Свято-Успенский женский скит-подворье (Епифань) [ править ]

Свято-Успенский женский скит-подворье в селе Епифань является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Холм, на котором стоит Успенский храм издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника.

В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани, говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского, здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.

Адрес: Россия 301740, Тульская обл., Кимовский район, пос. Епифань, ул. Малая Донская, 3.

Источник

Чем живет Епифань Тульской области и почему туда надо съездить

На «теле» Епифани оставили свои печати пять веков истории Российской Империи, Советского Союза и современной России. На одной площади в поселке соседствуют каменный православный храм, памятник Ленину и памятная доска белогвардейскому адмиралу Михаилу Кедрову. Никольский собор и ярморочная площадь кажутся несоразмерными маленькому селу, имеющему славное военное и купеческое прошлое, а ныне – музейное настоящее и будущее. Епифань – главный уездный город Куликовской битвы, место, где раздробленные княжества стали одним русским народом. Чем живет Епифань сегодня – в нашем материале.

тульский успенский женский монастырь

Никольский собор в Епифани. Фото: МК в Туле

Музейный город

Епифани не избежать судьбы музейного города. К этому стремится государственный музей-заповедник «Куликово Поле» и развивает на поселке музейную инфраструктуру и экспозиции.

Город начал историю с деревянной крепости, первые сообщения о которой датированы 1566 годом. Крепость была частью Большой Засечной Черты, имела высокую сторожевую башню и защищала южные границы Руси от крымско-ногайских набегов.

В годы правления Петра I под Епифанью строили Ивановский канал, который должен был соединить бассейны рек Дона и Волги. Проект провалился из-за недостатка воды.

Тот же петровский проект затронул и деревню Кукуй, о котором мы писали ранее – почитайте здесь: Три облика деревни Кукуй в Тульской области разглядели туристы.

В середине XIX века Епифань стала центром купеческой торговли. Богатые фамилии помогали возведению религиозных построек в уездном городе, показывая образец, как это сегодня модно говорить, «социальной ответственности» крупного бизнеса.

В 1914 году открылась Епифанская учительская семинария – вторая в Тульской губернии, которая затем была преобразована в педагогическое училище, которое работало до 1979 года. В 1926 году город Епифань стал селом.

Поселок расположен в 78 километрах на юго-восток от Тулы, в 21 километре от Кимовска и в 23 километрах от Богородицка. Проживают в нем около 2 тысяч человек.

Каменный каркас православия

Доминантой не только самой Епифани, но и окрестностей стал Никольский собор. Кажется, что сегодня все жители поселка поместятся в масштабном здании.

Храм кажется несоразмерным маленькой Епифани и свидетельствует о былом масштабе и значении уездного города для Руси. Каменный собор был построен в интервале времени с 1810 по 1850 годы. Длина строения – 80 метров, высота – 50 метров. Рядом со зданием храма сохранилась башня старой ограды.

тульский успенский женский монастырь

Женский монастырь на холме

На Федосеевом городище в стороне от центра поселка на холме стоит Успенский монастырь.

Согласно древним сказаниям, игумен монастыря Епифаний повлиял на исход Куликовской битвы. Он задержал двигавшееся к месту битвы в помощь татарам войско литовского князя Ягайло. Игумен поил и кормил воинов три дня и те опоздали на поле битвы. За это Епифаний лишился жизни.

По преданию, здесь также похоронены воины, умершие от ран после Куликовской битвы в 1380 году. В советские годы храм пришел в запустение, но в 2002-2007 годах был восстановлен. Сегодня в нем живут 20 насельниц.

Храмовый ансамбль поселка завершает церковь Усекновения Иоанна Предтечи, построенная в XVIII веке и окруженная кладбищем.

Возвращение к жизни дома купца Пучкова

Двухэтажный купеческий дом являет собой образец гражданской архитектуры XIX века, единственный сохранившийся после бомбежек периода оккупации в Великую Отечественную Войну.

тульский успенский женский монастырь

В 2021 году памятник восстанавливают в честь 500-летия Тульского Кремля, которое отпраздновали в 2020 году, но работы в доме Пучкова еще не закончены.

До революции здание вмещало жилые комнаты, торговые лавки и пекарня. В советское время помещения занимали дом пионеров, краеведческий музей, школа, склад. Затем пришло запустение.

В настоящее время дом передан в оперативное управление музею «Куликово Поле». Его реставрируют за счет федерального бюджета.

В доме Пучкова музей разместит экспозиции об истории Епифани со времен острога на южном пограничье Руси до строительства Ивановского канала Петром I, а также информационный центр.

Поесть плюшек в музее купеческого быта Байбаковых

Музей-заповедник «Куликово Поле» задействовал в своих туристических маршрутах дом и торговую лавку Байбаковых, а в качестве гостевого дома – расположенный рядом дом мещан Соболевых, в котором можно переночевать за 8-9 тысяч рублей.

Об «отдыхе по купечески» в доме мещан Соболевых подробнее можно узнать на сайте музея по ссылке.

тульский успенский женский монастырь

Жилой дом и торговая лавка Байбаковых в Епифани

Внутри дома Байбаковых можно посмотреть на классический мещанский быт XIX века, а в лавке ощутить себя в магазине позапрошлого столетия, заглянуть в погреб и отведать плюшек с чаем из самовара. Такую услугу музей предлагает по пути из Тулы на Куликово Поле в качестве остановки и перекуса, потому что путь на поле ратной славы Руси неблизкий. Епифань сегодня, как и в стародавние времена, выполняет функцию ворот Куликова Поля.

Память о белогвардейском адмирале

Рядом с памятником Ленину на Красной площади в Епифани установлена памятная табличка, посвященная вице-адмиралу Российской Империи Михаилу Кедрову.

тульский успенский женский монастырь

Памятная доска вице-адмиралу Михаилу Кедрову в Епифани.

Согласно данным краеведов, военно-морской деятель родился в Епифани в 1878 году, о чем нашли запись в писцовых книгах.

В 1920 году Кедров командовал эвакуацией отступающих войск Врангеля, их семей и мирных жителей из Крыма. Полуостров покинуло 126 судов со 150 тысячами пассажиров на борту.

Сельская инфраструктура

Если по дороге на Куликово Поле и Мамаев курган вы вспомнили, что забыли купить к пикнику на природе хлеб, спички или воду, то Епифань – последнее цивилизованное место по дороге, где можно заглянуть в местные продуктовые магазины и пополнить запасы.

тульский успенский женский монастырь

Красная площадь в Епифани

Для удобства жителей на поселке работают магазины с товарами первой необходимости. Кроме торговли, к услугам местных жителей два детских садика, школа, пожарная часть, пункт МФЦ и амбулатория № 1 ГУЗ «Кимовская центральная районная больница».

тульский успенский женский монастырь

Амбулатория в Епифани

По уровню благоустройства Епифань разная. Конечно, в центре все прилично: асфальт, детская площадка, даже пешеходные дорожки спускаются по улице Тульской к самому Дону. Но свернув с главных улиц, на которые падал глаз музейных сотрудников, стремящихся привести в подобающий вид туристическую дорогу, вы увидите обычную российскую деревню.

Однако, депрессивной Епифань назвать нельзя. ООО «Донской» производит здесь пищевой спирт, но главное, что рабочие места создает музей.

тульский успенский женский монастырь

Вход в выставочный зал музея «Куликово Поле» в Епифани

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тульский успенский женский монастырь