тума храм пресвятой троицы

Церковь захолустного городка Тума

тума храм пресвятой троицы

Я часто рассказываю про постоянные открытия внутри России. Что-то открывается совершенно случайно, как например, шоколадное производство в Касимове, или самый старый русский стадион в Гаврилов Яме. Что-то открывается заранее, при подготовке путешествия. А что-то — по наитию.

тума храм пресвятой троицы

Таким открытием стал городок Тума, в который я заехал по дороге из Рязани в Касимов. Городок, а точнее, поселок городского типа, захолустный, пыльный ныне, ничем почти не примечательный, кроме неожиданно большой и красивой церкви, Троицкой, стоящей почти на самой трассе.

Что-то кольнуло, я остановился, пощелкал на «айфон». А потом оказалось, что блеклая Тума имеет интересную историю и вполне достойна внимания путешественников по России.

тума храм пресвятой троицыМещерские леса и озера по дороге на Туму и Касимов.

Село Тума было основано в 1637 году, статус поселка городского типа получило только в 1938-м. А в 1930-м здесь произошли волнения крестьян против большевиков. Поводом послужило закрытие той самой Троицкой церкви районной властью.

С требованием открыть её в ночь на 23 февраля выступило 150 человек, а на следующий день их было уже 500. Такие же требования были высказаны ещё в 5 соседних селениях, а в 4 селениях раздавались лозунги «Долой колхозы!».

Как отмечали чекисты, возглавлявшие движение элементы пытались придать ему политический характер, выставляя лозунг «Долой коммунистов!». Движением были охвачены Тума, Тверино, Извеково, Ветчаны и Спирино. В последнем 28 февраля совершено покушение на заместителя секретаря Тумского райкома ВКП(б) Брусилова — в него выстрелили из револьвера.

тума храм пресвятой троицыВ ходе массовой коллективизации церковь была закрыта в конце 1920-х годов, что вызвало массовые волнения жителей села и близлежащих деревень. Во второй раз, в 1940 году было принято решение Рязанского Облисполкома № 1576 от 3 сентября 1940 года о закрытии церкви в селе Тума и переоборудовании её под Дом Культуры. С 1940 по 1946 год храм использовался как зернохранилище. Просьбы верующих об открытии церкви не прекращались до 1947 года, когда было принято решение Рязанского Облисполкома № 891 от 11 сентября 1947 года об открытии Троицкой церкви в рабочем посёлке.

Церковь после волнений все-таки закрыли. Но, о, чудо, жители Тумы не успокоились даже в самые лихие годы репрессий, и добились в 1947 году открытия церкви! Правда, стоит отметить, что в 1946-47 годах Сталин распорядился восстановить сотни церквей и монастырей и даже построить новые церкви по всей стране.

тума храм пресвятой троицыХрам Свято́й Тро́ицы — православный храм Касимовской епархии Рязанской митрополии Русской православной церкви в посёлке Тума Клепиковского района. Здание церкви является объектом культурного наследия (памятником архитектуры) Российской Федерации.

Храм имеет уникальный двухъярусный иконостас из белого мрамора работы итальянских мастеров. В церкви представлены уникальные фрески, выполненные по эскизам русских мастеров XIX века В. Васнецова, М. Нестерова, А. Иванова, В. Котарбинского, Г. Семирадского. Некоторые фрески повторяют оформление Владимирского собора в Киеве.

тума храм пресвятой троицыПервый камень нового храма в селе Тума был заложен в 1823 году. Каменная церковь была построена в 1841 году на средства прихожан. Возводилась церковь на болоте. Строительство нового храма шло на месте обветшавшего деревянного основания фундамента колокольни старой деревянной церкви — вертикально поставленные дубовые брёвна, залитые металлом. Изначально храм имел четыре дополнительных предела — в честь архангела Михаила, Покрова Богородицы, Святителя Николая и пророка Илии.

Помимо Троицкой церкви в неприметном поселке есть еще несколько достопримечательностей.

В лесах неподалёку от посёлка находится кладбище спецгоспиталя НКВД № 5963, на котором похоронены немецкие и румынские солдаты.

тума храм пресвятой троицыПарк Тумы. Он, да церковь и есть главные достопримечательности в самой Туме.

Тума также привлекает индустриальных туристов комплексом ширококолейных и узкоколейных депо, оставшихся от Мещерской магистрали.

Рядом с Тумой находится печально известный местным поселок Курша-2, в котором в 1936 году в результате лесного пожара и раздолбайства начальства погибло 1200 человек!

Во время пожара из Тумы в Куршу-2 вышел железнодорожный состав, чтобы спасти заготовленный лес. Машинисты, видевшие масштаб пожара предложили вывозить не лес, а весь поселок, но местные решили спасти и бревна, и людей. Потратили драгоценное время на погрузку стволов в грузовые вагоны. В итоге на обратном пути поезд попал в огненную ловушку, вагоны, лес и люди сгорели. Причем сгорели жители Курши, зеки, заготавливавшие лес, а также солдаты, помогавшие и тем, и другим.

тума храм пресвятой троицыАрхитектурный стиль — ампир с элементами эклектики. Здание церкви имеет длину 80 метров и ширину 40 метров. Высота центрального купола — 40 метров. Башня колокольни имеет высоту 65 метров, сложена из белого камня. Высота шпиля с крестом составляет около 15 метров. Общая высота сооружения — около 80 метров.

Окрестности Тумы и Спас-Клепиков стали одним из излюбленных мест К. Г. Паустовского. Место действия рассказов «Мещёрская сторона», «Кордон 273» проходят в этих местах.

тума храм пресвятой троицыУроженцем Тумы был Матфий Касимовский (Матвей Михайлович Рябцев) (1871—1918) — священномученик Русской Православной Церкви. Его дом находится прямо напртив Троицкой церкви.

Неподалёку от Тумы, в имении Ветчаны жил русский писатель А. И. Куприн. Место действия его рассказа «Попрыгунья стрекоза» проходят в Туме.

Ну и наконец, недалеко от Тумы, в городке Спас-Клепики в 1909 году в местной школе был открыт поэтический талант юного Сергея Есенина, и на этот счет есть мой пост.

тума храм пресвятой троицыРязанская Мещера недалеко от поселка Тума.

Так что будете проезжать мимо, обязательно остановитесь хотя бы на полчаса в Туме. Через посёлок проходят трассы Р105 и Р73, соединяющие Москву с Касимовым и Туму с Владимиром. Расстояние до Рязани — 100 км, до Москвы — 205 км, до Владимира — 130 км.

Подписывайтесь на мои страницы в социальных сетях:

Источник

Троицкий Храм р/п Тума Касимовская епархия РПЦ

История величественного Троицкого храма своими корнями уходит в глубину веков.
Право на строительство тумской церкви было дано грамотой царя Алексея Михайловича в 1649 году.
Показать полностью.

Вместо обветшалой деревянной церкви в честь пророка Илии в 1791 году было дозволено построить новую, деревянную в честь Святой Троицы, которая сгорела в 1841 году.

Вследствие того, что прихожанам в ней было мало места еще до пожара в 1823 году начато строительство ныне существующего Троицкого храма из камня с дополнительными приделами (в честь Архангела Михаила, Покрова Богородицы, Святителя Николая и пророка Илии). Дополнительные приделы церкви были освящены в 1841 году, центральный – Троицкий в 1851.

На одном из ярусов колокольни выложена датировка 1896г., что можно считать годом окончания строительства храма в существующем виде.

Храм был расписан в 1910 году.

Интерьер храма – один из самых уникальных в России. Каждая деталь от алтаря до притвора, от сводов до пола не только дороги сердцу верующего, но и имеют непреходящее историческое и художественное значение.

Центральный двухъярусный алтарь выполнен из белого мрамора итальянскими мастерами. Изящный узор включает элементы в виде византийского креста и виноградной лозы.

Фрески сделаны по эскизам величайших русских мастеров XIXв. В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.А. Иванова, В.Котарбинского, Г.Семирадского.

В храме можно увидеть известные картины «Явление Христа народу», «Христос на Руси», «Христос в доме Марфы и Марии» и др. Многие фрески повторяют росписи Владимирского собора в Киеве, оформление которого было завершено в 90-е года XIXв.

В храме освящены пять престолов: центральный – в честь Животворящей Троицы, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – Архистратига Михаила, ближний правый – Николая Чудотворца, ближний левый – Пророка Илии.

тума храм пресвятой троицы

Троицкий Храм р/п Тума Касимовская епархия РПЦ запись закреплена

тума храм пресвятой троицы

Троицкий Храм р/п Тума Касимовская епархия РПЦ запись закреплена

тума храм пресвятой троицы

Троицкий Храм р/п Тума Касимовская епархия РПЦ запись закреплена
☼ ДОСУГ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ. ☼

КАК ОБЪЯСНЯТЬ ДЕТЯМ ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ?
тума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицытума храм пресвятой троицы
Только в Православной Церкви к Причастию допускаются младенцы с самого их крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» — таинство миропомазания — совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста. И только после конфирмации подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.
Показать полностью. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается вместе с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к Причастию. А начиная с семи лет дети приступают и к таинству покаяния — исповеди.
Мне кажется, что причащение младенцев, у которых еще не может быть никакого понимания таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «Приносили Ему детей, чтобы он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:13—16).
Иначе говоря, Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему так же реальны, как и общение умственное, интеллектуальное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» никак не препятствует их действительной близости «с Богом». И веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в церкви были слышны писк и крик младенцев.
Помню, как молодая мать трех детей говорила мне, что ее трехмесячная Таня любит ходить в церковь: «Дома мне всегда некогда, всегда я тороплюсь, суечусь, а вот в церкви целый час или полтора она лежит у меня на руках, так спокойно, и никто нам не мешает. »
Но наступает момент, к двум годам примерно, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, надо как-то объяснить, что такое Причастие, что с ним в церкви будут делать. Мне кажется, что тут не надо мудрить, а достаточно сказать: «Вот батюшка тебе святого хлебца даст, вкусного. » или «Батюшка тебе причастие даст — святое, хорошее, вкусное. » А постепенно, из отношения к ребенку-причастнику взрослых, из-за того, что его поздравляют, хвалят, целуют, что в этот день его стараются одеть по-праздничному, ребенок начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие.
Если младенец никогда не причащался и, когда его подносят к Чаше, пугается Причастия как чего-то непонятного, может быть, напоминающего ему неприятные ощущения у доктора, не надо, мне кажется, заставлять его. Лучше дать ему посмотреть, как причащаются другие дети, дать ему съесть кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.
Годам к трем-четырем можно и нужно начать очень просто объяснять детям смысл таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Вот как Иисус Христос первый раз причастил людей и сказал, чтобы все, кто Его любит, тоже так причащались.
Начав с такого простого, примитивного объяснения, можно понемногу рассказывать о Тайной Вечери и о жизни Христа подробнее и полнее, пока дети не смогут понимать полный текст евангельских повествований. Но как бы мы их ни упрощали, надо очень внимательно следить, чтобы мы никак не искажали их смысл.
По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Тайн? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу. Принося нашу жизнь Богу, мы не одни: вместе с нами и за нас отдает Свою жизнь Сам Иисус Христос. Объясняя детям смысл таинства Святого Причастия, можно рассказать, как священник приготовляет наши дары; вырезает частицы из принесенных просфор-хлебов, одну частицу — «Агнец» — для причастия, другую в честь Божией матери, частицы в честь всех святых и в память умерших и живых, о которых его просят молиться.
Можно обратить их внимание на то, как торжественно переносят приготовленные дары на престол под пение молитвы «Иже Херувимы». Приносить дары — значит благодарить, и все богослужение Литургии есть благодарность наша Богу за нашу жизнь, за наш мир, за то, что Бог Иисус Христос стал человеком, вошел в нашу жизнь, взял на Себя наши беды и страдания. Поэтому таинство Литургии также называется Евхаристией, что по-гречески означает «благодарность». Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.
На нас лежит ответственность научить детей, как приступать к таинству Святого Причастия. Конечно, надо отличать самое существенное от менее существенного, а всякие правила поведения определяются до известной степени условиями нашей жизни. Неприменимы никакие правила к младенцам, но начиная с семилетнего возраста в практике Русской Православной Церкви установлено исповедоваться перед тем, как причащаться, соблюдать пост, т. е. не есть и не пить утром до Литургии, помолиться за всенощной накануне и постараться прочитать в молитвеннике хотя бы некоторые молитвы из правила перед Причастием. Обычно наши духовники дают нам указания о правилах, которые надо стараться соблюдать.
Должны мы, родители, научить наших детей, как подходить к Причастию: сложив руки на груди, не креститься, подходя к чаше, чтобы нечаянно ее не толкнуть. Нужно назвать священнику свое имя. После Причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой — это называется «запивка». Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением Таинства, но достойное поведение в храме имеет большое значение, а дети в особенности любят чувствовать в торжественные минуты, что они «умеют держать себя» как большие.
«Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь. Его жизнь живет во мне», — вот смысл Святого Причастия, и в этом смысл нашей жизни, и цель нашей жизни раскрывается нам в этом смысле.

Источник

Тума храм пресвятой троицы

К 195-летию храма Пресвятой Троицы (Тума, Клепиковский район Рязанской области).

Храм в русской истории всегда играл особую роль. Если открыть любой словарь, то можно прочитать, что село – это большое крестьянское селение, имеющее в обязательном порядке церковь, а деревня – наоборот, малое крестьянское селение, с меньшим количеством домов и проживающих жителей, отсутствием церкви.

Николаевская Тума (именно так называлась наша малая Родина до начала ХХ века) уже в ХVII веке была большим населённым пунктом, с двумя деревянными храмами, следовательно, и народа здесь было достаточно много, и вовсе не в 17 веке они заселили эту территорию, а много раньше, что вполне закономерно, поскольку село оказалось на очень важной дороге, соединяющей города с древнейшей историей – Рязань и Касимов.

Обратимся к одному из самых достоверных источников, к трудам известного рязанского историка, священнослужителя Иоанна Васильевича Добролюбова. К концу ХIХ века, он составил «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…». Из этого многотомного издания мы и узнаем, что в Николаевской Туме к 1637 году были храмы во имя Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Церкви владели лесами, полями, пашнями, что и было подтверждено в 1649 году грамотой второго царя из рода Романовых – Алексея Михайловича.

Когда они были построены? На данный момент точно ответить на этот вопрос невозможно. Попробуем порассуждать. Из того же «Историко-статистического описания…» следует, что к концу ХVIII века эти деревянные церкви «обветшали». По мнению специалистов, срок службы деревянного строения от 50 до 100 лет. Но мы знаем сохранившиеся деревянные храмы с 200, 300, 500-летней историей. Все зависит от очень многих обстоятельств (как рубили?, из какого леса?, как эксплуатировали?), которые нам совершенно не известны. Зато мы точно знаем, что в Туме много болот, туманы, сырость, что, разумеется, не увеличивало срок службы дерева, а скорее наоборот.

Однако, к концу ХVIII столетия, деревянные тумские церкви уже простояли более 160 лет (1637–1797).

Дальнейшие события развивались следующим образом:
– на месте Ильинской церкви в 1797 году строят деревянный храм в честь Святой Троицы (сгорела 17 марта 1841 года);
– на месте Никольской церкви стольником Леонтьевым построен каменный храм (год и название не указывается);
– 1823–1841 годы – строится ныне существующий каменный Троицкий храм. с дополнительными приделами (в честь Архангела Михаила, Покрова Богородицы, Святителя Николая и пророка Илии). Дополнительные приделы церкви были освящены в 1841 году, центральный – Троицкий в 1851 году.

Мы не знаем места нахождения храмов, кроме настоящей Троицкой церкви. Однако, источники точно указывают, что в строительстве последующих храмов использовались детали ранее существующих, не говоря о церковной утвари, которая в обязательном порядке переходила в пользование вновь построенных храмов.

Еще один совершенно достоверный источник воссоздания православной истории – клировые ведомости. Органы власти строго контролировали деятельность священнослужителей. В 1769 году в России вводятся клировые ведомости под названием «Именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания». Ведомости заполнялись в форме таблиц, строго по пунктам. Клировые ведомости состояли из трех частей. В первой – информация о храме. Вторая полностью была посвящена церковнослужителям храма и членам их семей. В третьей – давалась характеристика приходу, где храм располагался.

Клировые ведомости храма Пресвятой Троицы Николаевской Тумы за весь ХIХ – начало ХХ века являются фактическим доказательством того, что церковь ведет свою историю, как минимум с ХVIII века. Так, например, храм был обязан вести установленную документацию. Соответствующие книги, «зашнурованными и скрепленными», выдавались Касимовским Духовным Правлением. В клировых ведомостях 1854 года перечисляются: опись церковного имущества; копии метрических книг с 1800 года; исповедные росписи с 1828 года; обыскные книги (введены в 1802 году для записи данных лиц, вступающих в брак); приходно-расходные книги о свечной и церковных суммах, взятых из Синоидальной конторы, сюда же заносились все финансовые операции. В храме хранились Духовные ведомости еще с ХVIII века. Посмотрите на даты. Очевидно, что храм Пресвятой Троицы является правопреемником двух древних церквей. Сюда перешла документация, при строительстве использовались пригодные для строительства детали, особенно для оформления интерьера храма, сюда перенесли книги, богослужебную утварь, что и отмечается в описях как предметы, имеющие особую ценность.

Кроме того, клировые ведомости отмечают: «В оном селе Церковь одна», а когда начинают описывать церковное хозяйство, обязательно следует фраза: «издавна к сей церкви, по данной в 1756 году писцовой книги указом царя и Великого Князя Алексея Михайловича…». Т.е. никто не сомневался, что речь идет об одной и той же церкви. Почему сомневаемся мы?

Таким образом, получается, что история Троицкого храма берет начало с 1797 года, тогда ему в настоящее время насчитывается 206 лет, а если учесть, что Троицкий храм появился на месте древних Ильинской или Никольской церкви, то его история длится более 366 лет, поскольку в упоминавшемся 1637 году, Ильинская и Никольская церкви были уже действующими, владели значительными угодьями, хранили реликвии, правомерно перешедшие современному храму, о которых благоговейно упоминается в более поздних документах. Нашему храму более 400 лет!

Удастся ли когда-нибудь установить более точные даты? Сказать честно, маловероятно. К сожалению, только в ХIХ веке в России создаются архивные комиссии, приходит понимание насколько важно хранить архивные документы. Особенным испытанием стало после революционное время.

В яростной борьбе с религией решили, что именно эти дела менее всего будут востребованы, в 20-е годы их в первую очередь отправляли на переработку, изготовление картонных коробок. Правда, есть еще архивы Москвы и Санкт-Петербурга, там хранится множество дел, в которые до настоящего времени никто не заглядывал, так что «надежда умирает последней».

Если, не смотря на приведенные факты, мне все-таки не удалось убедить читателя, скептикам могу добавить следующее. Тумский каменный храм Пресвятой Троицы изначально был совсем другим. Он несколько раз горел, достраивался и перестраивался.

Пожар 1848 года в Туме отмечается во всех документах и был, похоже для наших предков настоящим стихийным бедствием. Тот же священник Иоанн Добролюбов в своем описании подчеркивает, что во время пожара значительно пострадал иконостас настоящего храма, мастер Жуков смог его восстановить только к 1851 году, когда и был освещен центральный предел. А в клировой ведомости 1854 года отмечается, что Троицкая церковь «церковной утварью была не богата из-за пожара».

В том же 1854 году ведомости зафиксировали, что церковь «каменная без колокольни, крепка но невместительна для прихожан». Поэтому было решено и одобрено Его Высокопреосвященнейшим Архиепископом Гавриилом увеличить трапезную «на 7 сажень» (14 метров) и строить колокольню, план которой был разработан губернским архитектором, а церковь заготовила «для сего 200,000 кирпичей».
Колокольню выстроили, опять же, согласно клировым ведомостям, в 1863 году, хотя на одном из ярусов колокольни выложена датировка 1896 г.

Пожар 1901 года

Особый урон храму нанес пожар 1901 года, тогда он был изменен в значительной степени. Пожар случился 6 сентября 1901 года. Осень выдалась жаркой, сухая погода и сильный ветер. Сначала загорелось основание деревянного шпиля колокольни. Колокольня очень высокая, потушить было невозможно. Подгоревший шпиль упал на кровлю храма, пробил ее, и пламя охватило стропила и всю церковь. Средств тушения в селе оказалось недостаточно. От колокольни и храма в результате остались лишь кирпичные стены. Вся церковная утварь, иконы, денежные и свечные ящики, «словом вся движимость храма» и часть недвижимости (причтовый каменный дом, деревянное женское училище, два корпуса каменных лавок) сгорели. Более всего в храме пострадала трапезная.

Представляете, какая трагедия для прихожан. А их было, ни много ни мало, около 12 тысяч человек, собственно в Туме – 156 хозяйств, 817 жителей обоего пола. В целом в приходе числилось 1722 двора, 11480 человек. На восстановительный период было решено использовать местную, рядом стоящую церковно-приходскую школу. Освещение школы произошло 14 сентября 1901 года «при достаточном скоплении народа».

Восстановление сгоревшей церкви растянулось на десять лет. В Рязанском государственном архиве хранится целое дело, посвященное тем драматическим событиям. Нас очень часто упрекают в том, что у россиян имперский менталитет всегда брал верх над личными и общественными интересами, а о демократии, якобы, и речи быть не могло. Так могут утверждать только те, кто не знает нашей истории, а церковь в этом деле, как ни парадоксально, стояла на самых передовых позициях.

Уже 9 октября 1901 года был сформирован строительный комитет из числа жителей Тумы и окрестных деревень (около 50 человек), заметьте – все с правом решающего голоса. Наиболее важные и спорные вопросы должны обсуждаться на общем собрании прихожан. Строительный комитет следил за ходом работ и тратой финансовых средств. Восстанавливать храм планировалось за счет «денег из полученной страховой премии» и, разумеется, на «жертвенные» средства (решать проблемы «всем миром» – может быть, самая ценная наша традиция). Учитывалась каждая копейка. Когда читаешь дело о пожаре, возникает ощущение, что коррупция – это вообще не про нас.
Курировать качество восстановительных работ было поручено губернским архитекторам А.М. Селиванову и Г. Циханскому. В деле хранятся их отчеты по завершении каждого этапа работы.

Восстанавливать храм решили «со значительными улучшениями». Проект был подготовлен архитектором Г. Цыханским, планировалось добиться «сравнительности перспектив». Именно поэтому, когда теперь мы входим в храм, он кажется таким торжественным и величественным.

Кроме того, предлагались следующие улучшения: шпиль колокольни, балки и площадки вместо деревянных сделать железным; «потолки как восточных алтарей, так и трапезной», опять же раньше были деревянными, должны быть кирпичными и бетонными; установить железные балконы, для чего в трапезной добавлялись 2 колонны с закладкой двух окон; входные западные двери должны быть расширены и крыльца настоящего храма необходимо было отодвинуть. Все эти изменения вводились с целью противопожарной безопасности и возможности увеличения вместимости храма.

Во время строительства возникла еще одна проблема. При перекладке стен восточной части храма, предстояло рыть канавы на месте могил священнослужителей, бывшего ктитора (лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма – имя в документе не названо) и некоторых частных лиц села Николаевской Тумы.

Проблема была решена следующим образом: «Прежде вскрытия этих могил, заготовить новые могилы в восточной части церковной ограды между липами и с служением заупокойных литий переместить в новые могилы, находящиеся в нескольких аршинах от прежних, прах предков в их сохранившихся гробах; а буде же какие гроба истлели, заключавшихся в них кости усопших будут собраны в заранее заготовленные ящики и перенесены в новые могилы».

Ну и, наконец, история о знаменитой храмовой половой плитке. Настоятель церкви протоирей Стефан Остроумов, судя по всему, потратил на решение проблемы немало физических и духовных сил. Метлахская плитка была заказана в Харьков Товариществу по производству огнеупорного кирпича, гончарных, терракотовых и других изделий Барона Э.Э. Бергенгейма, всего 2700 пудов (3 вагона), да плюс ¬1200 пудов (120 бочек) цемента (два вагона). Груз должен быть доставлен по железной дороге по маршруту Харьков – Москва – Владимир – Тума. В своих прошениях протоирей напоминает, что храм восстанавливается «на жертвенные» средства и просит обеспечить льготный провоз по железной дороге. Однако, с железнодорожниками никак не удавалось договориться. Стефан Остроумов сообщает, что доставка плитки из Харькова принесла «большой убыток для церкви». Товарищество терракотовых изделий дали рабочих для ее укладки, которые должны были прибыть в Туму 1 августа 1907 года, только груз к этому времени до Тумы так и не дошел. Когда ее укладывали в 1907 или 1908 году? Сказать сложно, но плитка лежит, значит пусть с волокитой и нервными затратами цели своей все-таки добились.

К 1910 году все ремонтные работы были закончены, храм расписали. Пожалуй, 1910 год можно считать временем окончательного оформления храма в нынешнем виде. Собственно, что получилось можно и реально видеть, придя в храм, и прочитать в описях 1918–1919 годов, когда после революции создавались при новой власти подотделы по ликвидации церковных имуществ при уездных Советах.

Это целое архивное дело (39 листов), в котором хранятся три описи, фамилии и подписи тех, кто взял на себя ответственность и сделал все возможное, чтобы храм продолжал работать. В первую очередь, названные описи показывают насколько богат и хорошо благоустроен был наш храм: «Троицкая церковь в с. Николаевская Тума, Касимовского уезда, каменная, крытая оцинкованным железом, с пятью главами, из коих одна большая крыта жестью, а остальные четыре сверх железа покрыты тонким слоем алюминия, с пятью крестами, с каменною же колокольнею. На колокольне находится четырнадцать колоколов». Далее перечисляются все колокола, их вес и стоимость. Самый большой – более 787 пудов (около 13 тонн) стоил 15740 рублей, самый маленький – 6 фунтов (2,5 кг) – 5 рублей.

Указываются все размеры храма, рядом стоящих строений. Не забыли и про уникальную систему центрального отопления «с двумя большими печами в подвальном этаже». В трех описях очень подробно описываются все иконы, церковная утварь, книги, облачение священников (материал, цвет, предназначение и т.д.), денежные средства, принадлежащие храму. И называются фамилии тех граждан, кто взял на себя ответственность за сохранность церковного имущества: Василий Ермолаевич Маникин, Ананий Павлов, Павел Лукъянов, Андрей Трусов, Петр Хорев и многие другие. Очень жаль, что не могу назвать все имена, поскольку мои земляки наверняка найдут фамилии своих предков, которые, благодаря своей активной жизненной позиции вписали себя в историю России.

Чтобы осознать всю уникальность храма Пресвятой Троицы в Туме, нужно обратиться еще к одному документу, хранящемуся в Рязанском областном государственном художественном музее имени И.П. Пожалостина. В 80-е годы по инициативе государственных властей в связи с участившимися кражами, в Рязанской области было организовано обследование наиболее ценных объектов культурного наследия, к которым, в первую очередь, относился наш Тумский храм. Опись проводили сотрудники художественного музея 29 марта 1987 года. Тогда была дана профессиональная оценка, как самому строению, так и оформлению интерьера храма, настенным монументальным росписям, иконописным изображениям, богослужебной утвари. Всего было описано 290 предметов, большая часть которых относилась к концу ХVIII, первой и второй половинам ХIХ века. Эти описи (и начала века, и второй ее половины) проливают свет на очень многие вопросы из истории церкви.

Храмовая часовня

На фотографиях начала ХХ века мы видим храмовую часовню, которая сыграла особую роль в и в истории храма, и в истории Тумы в целом. Впервые она упоминается в клировых ведомостях 1854 года, где отмечается, что была построена новая деревянная часовня 6 аршин (12 метров) длины и ширины «красивого вида». В ней на северной стороне в трехместном киоте, украшенном позолоченной резьбой и полуколоннами, поставлены большие храмовые иконы – Живоначальной Троицы, Пророка Илии и Чудоворца Николая, а с южной стороны – стеклянная дверь в итальянском стиле. Внутри перед иконами повешены три красивые серебряные лампады со свечами, а посередине фонарь «в коем ночью зажигается свеча или масло для вразумления мимошествующих о прикладе на пользу церкви».

Почему именно здесь? В другом документе находим, что по преданию на этом месте была обретена икона Святого Николая чудотворца. В 1887 г. часовню перестроили, она стала каменной.

Территориально часовня стояла среди торговых лавок, которые церковь сдавала в аренду. В этих лавках постоянно пытались начать торговлю спиртными напитками. Священнослужители оказались самими активными борцами с людскими пороками. С 1826 по 1855 годы в церкви служил известный священник Алексий Вихирев. На его счету активная благотворительная деятельность. В частности, значительные пожертвования на призрение и воспитание сирот «Девиц Духовного звания», за что он был неоднократно отмечен вышестоящим начальством. А. Вихирев был человеком смелым и решительным, и содержимое одной из питейных лавок просто разбил, за что и был наказан высылкой в монастырь на две недели.

В 1884 году рядом с часовней крестьянин Сазонов активно и не совсем законно строил каменную торговую лавку взамен деревянной на собственные средства. При закладке фундамента в земле, как утверждается в документе, «найдены были скелеты».

Тумчане решили, что на этом месте не только была обретена священная икона, но и располагалось старинное кладбище. Рядом с часовней запрещалось открывать питейные заведения, а Сазонов это правило нарушил, что вызвало справедливое возмущение и жалобы епископу.

Согласно описям 1918–1919 годов, часовня в это время еще стояла и в ней, по-прежнему верующим были доступны «три больших иконы в киотах».

Храмовые святыни

Вполне закономерно, что в целом храмовый комплекс Пресвятой Троицы значится как один из ценнейших объектов культурного наследия. Наш храм построен в стиле классицизма с элементами эклектики. Не стану утруждать читателя научными терминами, сделаем это в другом месте и в другое время. Однако, необходимо отметить, что его размеры необычны для сельской церкви: длина 80 метров, ширина – 40, высота центрального купола – более 40 метров.

Как уже отмечалось, в 1910 году церковь была расписана художниками академического круга школы Василия Васнецова. Общая площадь фресок составила около 900 кв. м. Как отметили сотрудники художественного музея, эти росписи относятся к наиболее ценным артефактам. Мастера для украшения использовали сусальное серебро и золото. Фрески сделаны по эскизам величайших русских художников XIX – начала ХХ века – В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.А. Иванова, В. Котарбинского, Г. Семирадского. В храме можно увидеть известные картины «Явление Христа народу», «Христос на Руси», «Христос в доме Марфы и Марии» и др. Многие фрески повторяют росписи Владимирского собора в Киеве, оформление которого было завершено в 90-е года XIX в.

Быть хранителями такого наследия – высочайшая честь, но и огромная ответственность, и вот с этой ответственностью в советское время, к сожалению, не справились. Комиссия содействия охране памятников истории и культуры, сотрудники художественного музея с тревогой отмечали, что храмовым росписям наносился существенный урон. Во-первых, мастера-самоучки самовольно поновляли фрески. В частности, в трапезной частично сильно повреждены, и частично переписаны сюжеты: «Чудо Пр. Илии», «Пр. Иона и Наум» (обколоты по низам молотком и переписаны в конце 1977 года). Во-вторых, серьезный ущерб наносила непрофессиональная «реставрация», так называемые «промывки» живописи. Так, в 70-е годы неоднократно была перемыта стиральными порошками с нашатырем роспись-копия с картины А. Иванова «Явление Христа народу» с образованием протравлений красочного слоя. Мало того, росписи были покрыты толстым слоем лака, «что только усугубило аварийность живописи». Но нельзя в этих ошибках винить только храмовых служащих. Реставрация – исключительно дорогостоящая процедура. Скорее всего, нужно говорить о необходимости единой государственной политики, защищающей наши уникальные храмы, следовательно, должно выделяться достаточное количество, в том числе и государственных средств, поскольку речь идет о признанном объекте культурного наследия.

В описях художественного музея сплошь фигурируют артефакты, в основном ХIХ века. Среди особо ценных названы икона и оклад к иконе Богоматерь Всех скорбящих радости, середина ХIХ века (дерево, темпера, латунь, чеканка); Минея годичная (крестьянского письма), середина ХIХ века; крест с распятием (на подставке), вторая половина ХIХ века (дерево, резьба, следы позолоты) с надписью вкладчика; икона Воскресение-сошествие во ад (с 16-ю клеймами, Богоматерью, св. Николаем), середина ХIХ века.

В настоящее время у верующих есть и свой круг особо чтимых священных изображений: икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей; икона блаженной Матроны Анемнясевской; икона великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Святой горе Афон; икона Петра Великодворского с частицей мощей.

Иконостас Троицкого предела

Центральный двухъярусный иконостас – предмет особой гордости. Точно известно, что он был заказан в начале ХХ века на харьковской фабрике из итальянского бело-голубого мрамора, а резьба выполнялась в Москве в мастерской скульптора В.И. Орлова. В одной из книг есть очень эмоциональный рассказ о том, как «зимой на санях ехал обоз. Вёз ящики с разобранными деталями алтаря. А с обозом ехали мастера, которые его собирали. Иконы для алтаря писали Владимирские «богомазы» из старой Рублёвской школы». Может быть так оно и было, но скорее всего это красивый вымысел. Обращаемся еще раз к описям 1918–1919 годов. В них указано, что три иконостаса Троицкой церкви – деревянные. Никольский и Ильинский – три яруса, Троицкий – двухъярусный. В Троицком алтаре главное впечатление произвел кипарисовый престол и дубовый жертвенник. В пункте 22 описи записано: «Иконостас мраморный, еще лежащий запакованным, описан быть еще не может до постановки». Так что, когда и кем был установлен наш знаменитый иконостас еще предстоит разбираться.

И так, наш храм, не просто храм, но и, фактически, музей, где можно бесконечно любоваться рукотворной красотой и историческими артефактами особой ценности. Не случайно, после революции 1917 года, верующие не позволили его разгромить. В 20–30-е годы неоднократно жители просто не подпускали к храму так называемых «экспроприаторов», со всех деревень собирался народ. В самые трудные времена, по воспоминаниям старожилов, писали письма Сталину и ездили в Москву. Тем не менее, с 1940 по 1947 годы местные власти превратили церковь в зернохранилище, а затем вынуждены были возвратить ее верующим, боясь настоящего бунта. Храм на протяжении всей своей истории жил полноценной жизнью и всегда был, и остается центром социокультурной активности Тумы.

Наталья Петровна Ледовских,

профессор кафедры культурологии

Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

«Величьем поражая» – так назывался сборник стихов Людмилы Качинской, посвященных и подаренных храму Пресвятой Троицы в р.п. Тума. В преддверии храмового праздника под тем же названием, поскольку оно в полной мере отражает суть прошлого и настоящего этого уникального объекта культурного наследия, предлагается исследование, опирающееся на достоверные архивные источники и современные публикации. Часть материалов были собраны настоятелем Троицкой церкви о. Михаилом Митрохиным и Ольгой Николаевной Бухариновой, для которых восстановление исторической справедливости, охранение и приумножение славы нашей малой Родины, стало делом всей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *