тур хейердал остров пасхи разгаданная тайна
Тур хейердал остров пасхи разгаданная тайна
В 1955 г. Тур Хейердал отправился в новую экспедицию, на этот раз на остров Пасхи. Вместе с ним были пятеро археологов: Арне Шёльсволд (Норвегия), Гонсало Фигероа (Чили), Эдвин Н. Фердон, Уильям Т. Муллой и Карлайл С. Смит (все из США).
На острове Пасхи вдоль всего побережья на открытой местности установлены колоссальные каменные статуи (на местном языке «моаи»).
Долгое время считалось, что статуи из каменоломни Рано Рараку состояли только из головы.
Раскопки, выполненные Хейердалом и другими учёными, показали, что это было только «верхушкой айсберга»: ниже уровня головы были найдены гигантские статуи в форме верхней части человеческого туловища.
Члены экспедиции побывали и в некоторых пещерах на острове. Там были собраны старинные небольшие скульптуры, которые, по рассказам местного населения, хранились и передавались по наследству как святыни. На тот момент такие скульптуры не были известны нигде за пределами острова Пасхи. Хейердал купил несколько сотен таких предметов.
В 1957 г. вышла его книга об экспедиции «Аку-Аку – тайна острова Пасхи». Как и предыдущая – о плавании на «Кон-Тики» – она имела большой коммерческий успех. Для документирования раскопок в экспедиции был кинооператор Эрлинг Й. Шервен. На основе отснятого материала в 1960 г. Тур Хейердал выпустил фильм «Аку-Аку».
В 1986 г. Хейердал вновь приехал на остров Пасхи. Эта экспедиция наиболее известна в качестве попытки передвинуть моаи. По древней легенде острова, гигантские каменные статуи могли «ходить».
При помощи чешского инженера Павела Павела и группы из шестнадцати местных жителей Хейердал попытался передвинуть стоящую статую моаи, обвязав её канатами вокруг головы и нижней части туловища. Так они без особых трудностей смогли заставить 15-тонную статую «пойти». Хейердал сделал вывод, что тайна того, как статуи в древности передвигались с места на место, теперь была разгадана.
Тур хейердал остров пасхи разгаданная тайна
Глава первая. Когда детективы собираются на край света
У меня не было аку-аку.
А если бы и был? Все равно ведь я не знал, что это такое, так что вряд ли смог бы им воспользоваться.
На острове Пасхи у каждого разумного человека есть аку-аку, там и у меня появился свой аку-аку. Но сейчас я еще только готовил путешествие на остров Пасхи, и у меня его не было. Может быть, поэтому было так сложно собраться. Вернуться домой оказалось гораздо легче.
Во всем мире нет второго обитаемого уголка, такого же уединенного, как остров Пасхи. Ближайшая суша, которую видят его жители, на небе: луна и планеты. Им надо ехать дальше, чем кому-либо, чтобы убедиться, что на самом деле суша есть гораздо ближе. Вот откуда их интерес к звездам, вот почему они знают названия звезд лучше, чем названия городов и стран в нашем собственном мире.
На этом далеком острове, лежащем за тридевять земель, люди издавна были поглощены одной из своих самых странных затей. Какой народ — никому неведомо. И никто не знает — зачем. Ведь это было еще до того, как Колумб доплыл до Америки и открыл европейским исследователям ворота в огромный неизведанный Тихий океан. Когда наши предки еще думали, что мир кончается у Гибралтара, жили на свете отважные мореплаватели, которые знали истину. Опередив свой век, они бороздили неведомые волны, необозримый океанский простор вдоль иссушенного солнцем западного побережья Южной Америки. Далеко в океане они нашли сушу, самый уединенный островок в мире. Сойдя на берег, они заточили свои каменные рубила и принялись осуществлять один из самых удивительных инженерных замыслов прошлого. Они не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекоподобные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество их через горы и долины и устанавливали на мощных каменных террасах во всех концах острова.
Как они с этим справлялись задолго до эры техники? Никто не знает. Во всяком случае, статуи заняли свои места, как было задумано, чуть не подпирая головой небосвод, а народ — пал. Жители острова хоронили своих мертвых у ног созданных ими же истуканов. Воздвигали изваяния и погребали себя. Но однажды стук рубил о камень смолк. Смолк внезапно, ведь орудия остались лежать на местах, и многие статуи были готовы только наполовину. Загадочные ваятели канули во мрак забытого прошлого. Что же произошло? Да, что произошло на острове Пасхи?
В тысячный раз, навалившись на письменный стол, я скользил взглядом по огромной карте Тихого океана, обманчивому листу бумаги, где большие буквы обозначают маленькие острова, и где с линейкой одинаково легко идешь по течению и против него. Я уже немного познакомился с этим океаном. Вот здесь, южнее экватора, в диких долинах Маркизского архипелага, я прожил год на туземный лад и научился видеть природу глазами полинезийца. Здесь же я впервые услышал рассказы старого Теи Тетуа о человеко-боге Тики. А еще южнее, на островах Общества, под пальмами Таити я слушал уроки великого вождя Терииероо. Он стал моим названым отцом и научил меня почитать его расу, как свою. А вот тут, на коралловом рифе в архипелаге, мы высадились с плота «Кон-Тики», убедившись, что могучий океан прилежно трудится, катит волны от Южной Америки сюда, к этим далеким островам. Ведь как ни далеки эти острова, все они были досягаемы для бальсовых плотов, которые мастерили древние индейцы — инки.
Или взять Галапагосские острова с их сухими кактусовыми лесами. С ними тоже у меня связаны примечательные воспоминания. Наш «Кон-Тики» чуть не отнесло туда, поэтому позже я отправился с экспедицией на Галапагос, чтобы посмотреть, какие тайны есть у этого заброшенного архипелага. В сказочном мире, среди огромных ящериц и самых больших черепах на свете, вместе со своими товарищами я подобрал в куче старого мусора под кактусами осколки лампы Аладдина.
Стоило только потереть эти грязные черепки, и на восточном горизонте показались широкие паруса. То плыли могущественные предшественники инков, на своих плотах они от берега Южной Америки вышли в бурный океан. Один, два, много раз выходили они в море и карабкались на безводные утесы Галапагосских островов. Здесь они устраивали лагерь и, случалось, били глиняные кувшины, необычные кувшины, каких не лепил больше никто в мире. Черепки этих самых кувшинов мы и откопали на древних стоянках. Это они играли роль лампы Аладдина. В них отражались подвиги смелых мореходов, они бросали луч света в кромешный мрак прошлого.
До нас на Галапагосе не работали археологи, оттого никто и не находил ничего. Мы первыми поверили, что индейцы так далеко выходили в море, потому и отправились искать. Вместе с археологами Ридом и Шёльсволдом я раскопал больше двух тысяч старинных черепков от ста тридцати кувшинов. В Вашингтоне специалисты изучили эти осколки, как детективы изучают отпечатки пальцев, и определили, что за тысячу лет до того, как Колумб проложил путь в Америку, предшественники инков отворили ворота Тихого океана и много раз ходили на далекий Галапагосский архипелаг.
Это были древнейшие из найденных прежде следов человека на океанических островах Тихого океана. Они показывали, что до заселения Полинезии, до походов викингов в Исландию представители древних культур Южной Америки начали исследовать Тихий океан и осваивали острова, лежащие так же далеко от их родных берегов, как Исландия от Норвегии. Здесь они ловили рыбу, сажали свой южноамериканский хлопок и оставили многочисленные следы на стоянках, прежде чем уйти с негостеприимных островов к неизвестной нам цели.
От Галапагоса все то же могучее океанское течение, быстрее и во сто крат шире, чем Амазонка, устремляется дальше и через несколько недель достигает островов Полинезии.
На карте посреди этого течения была помечена безымянная точка, рядом — вопросительный знак. Земля? Мы прошли на «Кон-Тики» через эту точку и, убедились, что здесь попросту происходит завихрение струй. Зато далеко на юге, куда отклоняются крайние южные ветви течения, на карте показана другая точка, у которой есть имя — остров Пасхи. Там я еще не бывал и туда теперь собирался. Прежде я только дивился, как люди прошлого проникли в этот пустынный уголок. Теперь меня заботило другое — как самому туда попасть. Что толку искать ответа на вопрос, как путешествовали люди каменного века, коли тебе не под силу решить собственные путевые проблемы.
Когда «Кон-Тики» несло течением далеко на север от Пасхи, мы сидели на палубе при луне и говорили о загадках острова. И была у меня заветная мечта когда-нибудь вернуться в эту область и сойти на берег этого уединенного клочка земли. Теперь я пытался осуществить мечту.
Остров Пасхи принадлежит Чили. Только раз в год сюда приходит военный корабль с припасами для островитян, затем он возвращается в Чили, а туда так же далеко, как из Испании до Канады. Других связей с внешним миром у острова нет.
Но военный корабль меня не устраивал. Исследовать остров Пасхи за неделю, пока стоит судно — пустая затея. Оставаться на острове целый год в обществе нетерпеливых ученых мужей, если они уже через месяц заключат, что тут больше делать нечего, мне тоже не улыбалось. Можно, конечно, идти туда по течению из Южной Америки на бальсовом плоту, но удастся ли мне подбить на это археологов? А без них нет смысла изучать остров Пасхи. Значит, нужен собственный корабль, какое-нибудь экспедиционное судно. Но на Пасхи нет ни гавани, ни пристани, ни надежной якорной стоянки, негде запастись горючим и пресной водой. Значит, судно должно быть достаточно большим, чтобы взять горючее и воду на весь путь туда и обратно, да и там не стоять же ему на месте все время. А вдруг археологи через две недели заявят, что искать нечего? Тогда мне будет мало радости от собственного судна, если только мы не воспользуемся им, чтобы посетить другие малоизученные острова.
Кстати, на востоке Полинезии таких островов хватает. В той самой части Тихого океана, куда доходит океанское течение со стороны Галапагоса и Южной Америки, археологов ожидало множество интересных островов.
Когда речь идет о далеких плаваниях, я всегда иду за советом к Томасу и Вильгельму. Как-то раз (до тех пор мои замыслы еще были тайной) мы сидели вместе в уютной старой конторе пароходной компании «Фред Ульсен», в портовой части Осло. Томас сразу, едва я вошел, почуял, в чем дело, и поставил на стол между нами огромный глобус. Я повернул земной шар так, что было видно почти сплошную синеву. Это бывает только при одном положении глобуса: когда перед вами южная часть Великого океана, а Америка, Азия и Европа скрыты на обратной стороне. Я показал на остров Пасхи. — Сюда, — сказал я. — Но как?
Два дня спустя мы снова расселись вокруг глобуса, и Вильгельм показал свои расчеты.
— Лучше всего тебе подошел бы теплоход длиной примерно в сто пятьдесят футов, развивающий скорость до двенадцати узлов и способный взять пятьдесят тонн воды и сто тридцать тонн нефти.
Тайна исполинов с острова Пасхи
Секрет загадочных статуй моаи разгадал норвежский путешественник Тур Хейердал.
Рапа Нуи — так аборигены называли остров Пасхи. «Это место, где прошлое является настоящим», — писала английская исследовательница Кэтрин Рутледж. Она выпустила книгу «Загадки острова Пасхи». Название говорит само за себя — разгадать их она не смогла. В начале 20-го века ученые не могли ответить на вопрос, как именно люди попали на это, пожалуй, самое уединенное место в мире. Путём эксперимента, проплыв 8000 км на плоту, норвежец Тур Хейердал доказал, что, теоретически, они могли преодолеть Тихий океан. Но как же эти примитивные племена смогли поставить такие гигантские статуи весом в десятки тонн?
Удивительно, но решение этого вопроса оказалось необычайно простым — нужно было всего лишь спросить. Население острова Пасхи, как пишет Тур Хейердал, делилось на «длинноухих» (они удлиняли себе мочки ушей) и короткоухих — эти названия им дал сам норвежец. Короткоухих было меньше, но именно они владели секретом установки гигантских статуй. Согласно местным легендам, некогда вождь Хоту Матуа первым приплыл на остров. После его смерти править стали шесть сыновей, затем их дети и внуки. Якобы именно они начали ставить моаи. До сих пор местные жители верят, что в этих идолах заключена сила предков — мана. Чем больше маны, тем лучше урожай и погода.
Как рассказали Туру Хейердалу «длинноухие», прошли многие столетия с установки последних статуй, но технология в устной традиции передавалась из поколения в поколение. Хейердал решил поставить эксперимент и сделать статую. На острове он познакомился с вождём «длинноухих» Педро Атана. Тот сообщил ему, что владеет знанием, как делали моаи. Под руководством Атаны туземцы начали изготавливать статую из туфа в каменоломнях. День за днём рабочие, используя только каменные орудия, вырубали монумент. Изначально спутники Хейердала предполагали, что на это уйдёт не более 15 суток. Но внутри камень оказался значительно прочнее. В итоге по расчётам вся работа заняла бы год, хотя весь профиль удалось выдолбить в течение всего нескольких дней. Впрочем, что такое год для племён на изолированном острове в 13−16 веках?! (Именно тогда изготавливали моаи.)
Хейердал остался удовлетворён экспериментом. Но теперь его волновал другой вопрос — как поднимали и перевозили эти статуи. И тут ему снова помог Педро Атана. Вот как сам Хейердал описывал этот диалог:
— Послушай, ты ведь длинноухий, неужели не знаешь, как поднимали этих великанов?
— Конечно, знаю, сеньор, это пустяковое дело.
— Пустяковое дело? Да ведь это одна из великих загадок острова Пасхи!
— Ну, а я знаю способ, как поднять моаи.
— Кто же тебя научил?
— Сеньор, когда я был маленьким-маленьким мальчиком, меня сажали на пол и велели слушать, а мой дедушка и его зять старик Пороту сидели передо мной. Знаете, как в школах обучают, вот так они меня учили. Поэтому я знаю очень много. Я должен был повторять за ними снова и снова, пока не запоминал всё в точности. И песни я выучил.
Он говорил так искренне, что я опешил. С одной стороны, он ведь доказал в каменоломне, что в самом деле кое-что знает, с другой стороны, я уже убедился, что он порядочный выдумщик.
— Если ты знаешь, как устанавливали изваяния, почему же ты давным-давно не рассказал об этом всём тем, кто приплывал сюда раньше и расспрашивал жителей? — решил я проверить его.
— Никто не спрашивал меня, — гордо ответил бургомистр, явно считая это достаточно веской причиной.
Хейердал не поверил туземцу, он поставил сто долларов на то, что тот не сможет поднять и закрепить статую. И проиграл. За 30 дней члены племени смогли поднять и поставить идола на аху — специальную сакральную площадку. Они с помощью брёвен приподнимали изваяние и подсовывали под него камни. Более того, они показали, что с помощью деревянных салазок легко передвигали 12-тонную статую по острову. Правда, сделали это только после хорошего пира, позвав представителей другого племени, для этого им понадобилось несколько сотен человек.
Согласно легендам, моаи сами ходили по острову. Разгадать это не удавалось европейцам. Чешский исследователь Павел Павел предположил, что это делали с помощью верёвок. В итоге вместе с Хейердалом такой эксперимент поставили: 17 человек легко с помощью верёвок двигали статую.
Загадки оказались решены. Сам Хейердал закончил свой рассказ об этих экспериментах так: «Загадка родилась только после того, как умерли ваятели: как же можно было всё это сделать, не зная железа, кранов, машин? А ответ прост. На этот маленький островок пришли люди, которые в изобретательности и творческой энергии никому не уступали. У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции. Сотни лет не знали они никаких врагов на самом уединённом острове в мире, где соседями их были только рыбы и киты».
И после Хейердала продолжились исследования загадочных исполинов. На острове сохранилось 887 статуй, примерно половина находится в каменоломнях вулкана Рано-Рараку. Кстати, в тех же каменоломнях, где почва отличается богатым химическим составом, рапануйцы выращивали батат и бананы. Результаты последних исследований говорят о том, что моаи не предназначались для транспортировки, но должны были охранять место с плодородной почвой.
Тур хейердал остров пасхи разгаданная тайна
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
|