Турэндуро мотоциклы для невысоких
«Все будут ездить на эндуро». Разбираемся, какие мотоциклы подходят для поездки на рыбалку или в дальнее путешествие
Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.
Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.
Хард эндуро. Для самых «диких»
Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет «поворотников», их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).
Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых «хард» можно довезти до подходящей местности и «отжечь», – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.
Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно «народных» японцев до недешевых спортивных КTM.
Honda CRF250X
Yamaha WR250F
KTM 350 EXC-F
Husqvarna FE350
SUZUKI RMX450Z
Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее
На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у «хардов». Главное отличие – более «гражданская» конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и «зажатые» двигатели, наличие «поворотников» и более удобное сиденье.
Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.
В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт «софта» теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.
YamahaTTR250
Yamaha WR250R
Suzuki DR250 Djebel
Honda XR250 Baja
Suzuki DRZ400S
И если «внедорожников» объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот «шестисотки» софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.
Yamaha TTR 600
Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной «честной» внедорожной техники.
КТМ 690 Enduro R
Туристические эндуро. Сел и катись
Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.
Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.
Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.
Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.
Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.
Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение «турэндуро», на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера «одностволки» полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.
Выбор здесь богат: более «туристические» Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более «внедорожные» Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. «Внедорожные» одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.
Aprilia Pegaso 650
Suzuki DR 800 Big
BMW F650GS Dakar
Yamaha XTZ 660 Tenere
Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.
Это отличная техника, если вы планируете загрузить багаж, водрузить «+1» и в спокойном размеренном ритме со скоростью 100-110 км/ч отправиться в дальние края со съездами на гравий и хорошие грунтовые дороги. Но заранее нужно быть готовым к тому, что особого удовольствия от вождения на хорошем асфальте мотоцикл не доставит. Как, в принципе, и на гравийке (при наличии пассажира). Как и в случае с «одностволками», есть более «туристические» и более свежие Suzuki DL 650 V-Strom, Honda XL700 Transalp и довольно возрастные «внедорожные» Honda XL600/650 Transalp, Honda XRV750 Africa Twin, Yamaha XTZ750 Super Tenere.
Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. «Туристить» по удаленным локациям на них можно довольно долго.
Для двоих предпочтительнее «Африка». Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.
Если не ставить целью конкретно путешествия, то я бы рассматривал тот же Transalp как мотоцикл «съездить на рыбалку за 100 км по шоссе и дальше по полевым и лесным дорожкам до реки». Для долгих поездок нужно мудрить с сиденьем – уже через час езды на «Трансальпе» чувствуется дискомфорт. Если же хочется посадить пассажира, загрузить максимум скарба и отправиться «на дальняк» преимущественно по асфальтовым дорогам, то в плане комфорта и при относительно невысокой цене в сегменте 650-к оптимальным выбором видится Suzuki DL650.
Honda XL600 Transalp
Honda XRV750 AfricaTwin
Yamaha XTZ750 Super Tenere
Suzuki DL650V-Strom
Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку «газа» на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.
BMW F800GS
Triumph Tiger 800XС
Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых «слонов» в термине «туристический эндуро» второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему «сухая» масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это «дорожники» с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание «поэндурить» пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.
Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.
Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных «внедорожников» – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим «летать на литре» прямая дорога к австрийцам.
Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или «оппозит» – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.
Honda XL1000 Varadero
BMW R1150GS
Triumph TigerExplorer 1200
Honda CRF 1000 AfricaTwin
Yamaha XT1200Z Super Tenere
KTM 990 Adventure
Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.
Небольшая ремарка для тех, кто однозначно планирует открывать для себя красивые места, путешествуя вдвоем. Если хочется забираться подальше, а «второй номер» предрасположен к самостоятельному вождению, то лучше путешествовать на двух подходящих мотоциклах. Даже если вместо свежего условного «литра» за 8-10 тысяч долларов купить две более возрастные одноствольные 650-ки – количество полученных положительных эмоций на живописных дорожках будет в разы больше.
Наш вердикт
Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.
P.S. В этой статье упомянул только самые популярные модели, потому как тема более чем обширная и подробный обзор одной статьей не обойдется. Минус всего класса – значительная высота по седлу, поэтому при невысоком росте выбор существенно сужается. Предварительно «примериться» к конкретной модели мотоцикла можно на сайте cycle-ergo.com, введя свои параметры.
Сезон заканчивается – пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса
Выбираем невысокий эндуро: геометрия против антропометрии
При подготовке этого материала мы не стали ограничиваться более-менее доступными подержанными эндуро высотой до 850 мм и включили в нашу подборку парочку новых моделей, которые можно относительно недорого приобрести в салонах российских дилеров.
Kawasaki KL250 Super Sherpa Выбор модели во многом предопределяет сфера ее применения. Если вы не планируете «жечь» в спортивном режиме, а хотите просто получать удовольствие от поездок на природу, то для ваших задач прекрасно подойдет Kawasaki KL250 Super Sherpa, появившийся в 1997 году и выпускавшийся до 2010 года. Его высота по седлу составляет 830 мм. Super Sherpa оснащён 249-кубовой «одностволкой», установленной в стальную раму и агрегатированной с шестиступенчатой коробкой передач. Мотор с балансирным валом развивает очень достойные 30 л.с. и обеспечивает аппарату массой 128 кг довольно весёлый характер. В арсенале Super Sherpa также имеются длинноходные подвески (диаметр перьев вилки — 36 мм), металлическая защита картера и 9-литровый топливный бак. Переднее колесо 21-дюймовое, заднее — 18-дюймовое. Ориентировочная цена на вторичном рынке — 130-225 тысяч рублей.
Yamaha XT225 Serow/XT250 Serow Super Sherpa высоковат? Тогда обратите внимание на ямаховскую модель, высота по седлу которой составляет 810 мм. Название мотоцикла Serow недвусмысленно намекает на его сферу применения: этой модели родом из восьмидесятых подвластно и лёгкое бездорожье, и гористая местность. Модель XT225 обладает сухой массой 108 кг и оснащается 20-сильным одноцилиндровым двигателем объёмом 223 см3. Диаметры переднего и заднего колёс составляют 21 и 18 дюймов, соответственно. В 1997 году ёмкость топливного бака была увеличена с 8,7 до 9,8 л. Параллельно с XT225 производился мотоцикл, отмеченный индексом XT250. Его третья генерация с довольно эффектной внешностью появилась в 2005 году, сменив в модельной линейке «225-ку», и сегодня по-прежнему находится в строю. Высота по седлу, диаметр колёсных дисков и объём бака те же, что и у младшей Serow, но сухая масса ожидаемо больше — 123 кг. Одноцилиндровый двигатель объёмом 249 см3 развивает 21 л.с. Ориентировочная цена на вторичном рынке — 100-440 тысяч рублей.
Honda XL250 Degree Этот аппарат в первую очередь интересен своим двигателем: 249-кубовая «одностволка» мощностью 25 л.с. имеет не воздушно-масляное, как у большинства конкурентов, а жидкостное охлаждение. Мотор очень надёжен и обладает хорошей тягой в широком диапазоне оборотов, что вкупе с соответствующим подбором передаточных чисел позволяет спокойно ползать по сложному бездорожью. Модель второго поколения (XL250R, она же Degree II) может похвастаться дисковым задним тормозом, делающим эксплуатацию на асфальте более безопасной, и увеличенными ходами подвесок, подстёгивающими штурмовать буераки с удвоенным рвением. Очень приятным моментом для многих станут 790 мм, отделяющие сиденье от земли — это одна из самых низких моделей в нашем обзоре. Снаряжённая масса — 131 кг. Объём топливного бака — 9,3 л. Ориентировочная цена на вторичном рынке — 100-175 тысяч рублей.
Kayo T2 250 Enduro Вышеописанные милые, дружелюбные и удобные модели вряд ли подойдут тем, кто жаждет получить настоящий спортэндуро. Для желающих жечь у нас плохие новости: абсолютное большинство “боевых” аппаратов весьма высоки, и найти среди них мотоцикл, подходящий под заданные нами параметры, практически невозможно. Как правило, в технических характеристиках «злых» внедорожников напротив соответствующей графы фигурирует цифра от 900 мм и более. Приятным и компромиссным исключением является T2 250 Enduro китайской марки Kayo. Его высота по седлу составляет всего 840 мм. Поверьте, для этого класса техники это мало! Байк с колесами диаметром 19 дюймов спереди и 16 сзади имеет 16,4-сильный четырёхтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения объёмом 233 см3. Масса 105 кг, топливный бак 9,5-литровый. В оснащение входит светодиодная оптика и защита рук. Производитель называет T2 250 Enduro одной из самых конкурентных моделей в своем классе, и это не просто слова: прайс у байка очень приятный. Цена нового мотоцикла у российских дилеров — от 129 990 рублей.
Yamaha TW200/TW225 Прекрасная в своей неказистости «тэвэшка» отлично подойдёт на роль школьной скамьи для начинающего мотоциклиста и порадует опытного райдера своей простотой и выносливостью. Двухколёсный «уазик» на толстенных шинах (130/80-18 спереди и 180/80-14 сзади) дебютировал в 1987 году и находится в строю по сей день! Так, мотоцикл со 196-кубовым одноцилиндровым двигателем мощностью 16 л.с. до сих пор продаётся в США, хотя более поздняя TW225, оснащённая 18-сильным мотором объёмом 223 кубика продержалась на рынке только с 2002 по 2007 год. Высота по седлу на уровне 790 мм позволит с удобством устроиться ездоку совсем уж невысокого роста. Снаряжённая масса TW220 – 126 кг. Топливные баки у мотоциклов практически одинаковые — порядка 7 л. Ориентировочная цена на вторичном рынке — 80-200 тысяч рублей.
Suzuki VanVan Аппарат схожего толка от Suzuki может вызвать превратное впечатление детской игрушки первосезонника. По факту же скрэмблерообразный VanVan с высотой по седлу в 770 мм представляет собой пусть и неторопливый, но очень удобный и практичный внедорожник. Модификация RV125 VanVan официально продавалась в России, однако на вторичном рынке таких мотоциклов, в отличие от RV200 со 199-кубовой «одностволкой», совсем мало. Кстати, последний всё ещё производится и продается в Японии и США. Размерность колёс и задний барабанный тормоз — всё как и у ямаховского конкурента. Схожа и снаряжённая масса в 128 кг. Топливный бак 6,5-литровый. Ориентировочная цена на вторичном рынке — 100-200 тысяч рублей.
Motoland V-Raptor 250 Принципиальное желание приобрести исключительно новый мотоцикл формата TW или VanVan наверняка обернётся походом в салон марки Motoland за аппаратом с громким названием V-Raptor и скромным цифровым индексом 250. Ничего не напоминает? «Китаец» массой 123 кг скопирован с Suzuki. В частности, колёса у него той же размерности, а бак вмещает 9 л бензина. Но в вопросах рабочего объёма он пошел дальше: в его активе 250-кубовый карбюраторный двигатель мощностью 18 л.с. Motoland V-Raptor 250 тестировался редакцией «Мото» в сезоне 2018 года и вызвал смешанные чувства. Впрочем, недостатки в определённом смысле компенсирует стоимость. Цена нового мотоцикла у российских дилеров — 121 990 рублей.
МотоФорум.RU/Форум
Помогите выбрать эндуро для невысоких
Помогите выбрать эндуро для невысоких
#1 Сообщение Irina21 » Вт окт 10, 2017 14:55
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#2 Сообщение Виталий » Вт окт 10, 2017 15:01
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#3 Сообщение maxys146 » Вт окт 10, 2017 15:05
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#4 Сообщение Чайка_О » Вт окт 10, 2017 15:06
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#5 Сообщение Irina21 » Вт окт 10, 2017 15:11
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#6 Сообщение Alexlebabin » Вт окт 10, 2017 15:12
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#7 Сообщение Irina21 » Вт окт 10, 2017 15:23
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#8 Сообщение M.I.C.H. » Вт окт 10, 2017 16:09
Ниже дигри помоему нету.
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#9 Сообщение Iris Strange » Вт окт 10, 2017 16:15
Не вижу препятствий, чтобы взять любой мопед и не заморачиваться. Сначала будет некомфортно, потом привыкнешь. Видео для размышлений:
Но раз сама не могу прочувствовать проблему, побуду доброй.
И насколько знаю, там довольно мягкая подвеска, под тобой просядет ещё.
Re: Помогите выбрать эндуро для невысоких
#10 Сообщение Irina21 » Вт окт 10, 2017 16:28
Iris Strange писал(а): Не вижу препятствий, чтобы взять любой мопед и не заморачиваться. Сначала будет некомфортно, потом привыкнешь. Видео для размышлений: