Отчет преддипломной практики в туристической фирме
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 09:55, отчет по практике
Краткое описание
Туризм представляет собой сложное социально-экономическое явление, включающее разнообразные виды деятельности по обслуживанию туристов.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………… 1 Изучение первичных сведений о предприятии…………………………………………… 1.1 История создания и развития предприятия……………………………………. 1.1 Ознакомление с учредительными документами, нормативными материалами….. 1.3 Организационно – правовая форма предприятия и форма собственности…….. 1.4 Организационно – управленческая структура и взаимодействие подразделений… 1.5Ознакомление с работой основных категорий работников, их должностных инструкций……………………………………………….. 1.6 Основные задачи, виды деятельности предприятия…………………………… 1.7 Стратегия развития предприятия…………………………………………… 2 Изучение производственной деятельности предприятия………………………………… 2.1Организация и технология операторской деятельности…………………………….. 2.1 Изучение работы отделов: международного, внутреннего туризма; экскурсионного, транспортного, чартерных программ, отдела маркетинга………. 2.2 Изучение таможенных туристских формальностей……………………… 2.3 Изучение работы руководителя туристской группы………………………………… 3 Изучение финансово – экономической деятельности предприятия…………………….. 3.1 Анализ объема и структуры деятельности предприятия (объем реализованной продукции, объем оборота, выручка от предоставляемых услуг или выполняемых работ)……………………………………………………………………… 3.2 Себестоимость услуг………………………………………………………… 3.3 Анализ текущих расходов……………………………………………….. 3.4 Уплачиваемые налоги………………………………………………………………… 3.5 Анализ прибыли и эффективности деятельности…………………………… 3.6 Оценка финансовой устойчивости (ликвидность, прибыльность, оборачиваемость товарных запасов, использование акционерного капитала)………………………… 4 Изучение экологически безопасных аспектов деятельности предприятия……………. 4.1 Лицензирование и сертификация деятельности……………………………. 4.2 Страхование туристов, багажа………………………………….. 4.3 Технология безопасности туристских маршрутов………………………………… 4.4 Формирование эколого-туристского продукта…………………………….. 5 Изучение социальных технологий на предприятии………………………………………… 5.1 Социальная поддержка сотрудников предприятия………………………………….. 5.2 Социальная направленность в работе с клиентами…………………………… 6 Реклама и продвижение услуг предприятия………………………………………….. 7 Соблюдение требований к стандартам и качеству обслуживания клиентов……………….. Заключение…………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………. Приложение А. Приложение Б. Приложение В.
Файлы: 1 файл
отчет преддипломной практики.doc
1 Изучение первичных сведений о предприятии……………………………………………
1.1 История создания и развития предприятия…………………………………….
1.1 Ознакомление с учредительными документами, нормативными материалами…..
1.3 Организационно – правовая форма предприятия и форма собственности……..
1.4 Организационно – управленческая структура и взаимодействие подразделений…
1.5Ознакомление с работой основных категорий работников, их должностных инструкций………………………………………………..
1.6 Основные задачи, виды деятельности предприятия……………………………
1.7 Стратегия развития предприятия……………………………………………
2 Изучение производственной деятельности предприятия…………………………………
2.1Организация и технология операторской деятельности……………………………..
2.1 Изучение работы отделов: международного, внутреннего туризма; экскурсионного, транспортного, чартерных программ, отдела маркетинга……….
2.2 Изучение таможенных туристских формальностей………………………
2.3 Изучение работы руководителя туристской группы…………………………………
3 Изучение финансово – экономической деятельности предприятия……………………..
3.1 Анализ объема и структуры деятельности предприятия (объем реализованной продукции, объем оборота, выручка от предоставляемых услуг или выполняемых работ)……………………………………………………………… ………
3.3 Анализ текущих расходов………………………………………………..
3.5 Анализ прибыли и эффективности деятельности……………………………
4 Изучение экологически безопасных аспектов деятельности предприятия…………….
4.1 Лицензирование и сертификация деятельности…………………………….
4.2 Страхование туристов, багажа…………………………………..
4.3 Технология безопасности туристских маршрутов…………………………………
4.4 Формирование эколого-туристского продукта……………………………..
5 Изучение социальных технологий на предприятии…………………………………………
5.1 Социальная поддержка сотрудников предприятия…………………………………..
5.2 Социальная направленность в работе с клиентами……………………………
6 Реклама и продвижение услуг предприятия…………………………………………..
7 Соблюдение требований к стандартам и качеству обслуживания клиентов………………..
Список использованных источников……………………………….
Туризм представляет собой сложное социально-экономическое явление, включающее разнообразные виды деятельности по обслуживанию туристов. В современных экономических условиях происходит интенсивное расширение интеграционных связей между странами, что выражается в активизации торговых, культурных, научно-технических взаимосвязей, что, в свою очередь, обуславливает развитие туризма как социально-экономического явления и, в первую очередь, как вида экономической деятельности.
Туризм в Российской Федерации признан на государственном уровне приоритетной сферой национальной экономики. Обладая богатыми культурно-историческими и природными ресурсами, страна стоит перед проблемой создания современной индустрии туризма, способной привлечь иностранных и отечественных туристов.
Решение целого ряда экономических, организационных, социальных, правовых проблем должно способствовать подъему сферы туризма в России, увеличению ее вклада в национальную экономику, повышению ее рейтинга в мировых показателях туристских прибытий [1, с. 20].
Туризм является одной из ведущих и наиболее развивающихся отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить свой кругозор, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создания дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, производство товаров народного потребления, то есть выступает своеобразным стабилизатором социально- экономического развития.
Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга.
Прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг [2, с.23].
В период с седьмого февраля по двадцатое марта я проходила преддипломную практику в туристской компании «Рамира».
Цели преддипломной практики:
— закрепить полученные теоретические знания;
— приобрести необходимые навыки самостоятельной работы;
-ознакомиться с основными принципами ведения туристской деятельности, управленческими и иными связями, правилами взаимодействия с потребителем услуг;
— развитие элементов профессиональной квалификации.
Задачами преддипломной практики являются:
— соединение теоретических знаний с практическими навыками;
— глубокое изучение деятельности данного предприятия туризма;
— изучение производственной деятельности предприятия;
— изучение финансово- экономической деятельности предприятия;
— изучение экологически безопасных аспектов деятельности предприятия;
— изучение социальных технологий на предприятии.
Объектом преддипломной практики является общество с ограниченной ответственностью «Рамира».
В процессе прохождения практики мне было дано индивидуальное задание – проанализировать соблюдение требований к стандартам и качеству обслуживания клиентов на туристском предприятии «Рамира».
1 Изучение первичных сведений о предприятии
1.1 История создания и развития предприятия
Наименование туристского предприятия ООО «Рамира». Оно находится по адресу город Находка, улица Находкинский проспект 100-А, офис 3. Телефон (4236)634595. Руководителем туристского агентства является Янкевич Марина Владимировна.
Данная организация находится в довольно развитой части города, не далеко от остановки автобуса.
Располагается в жилом доме, на первом этаже. Туристское агентство имеет удобный офис, оснащенный всей необходимой оргтехникой.
Перед входом есть яркая вывеска с информацией об агентстве.
Год создания ООО «Рамира» 31 октября 2008. В самом начале своей работы вели свою деятельность как туроператоры. Но затем вышли на туристский рынок города Находки как турагенты. Но, не смотря на такой короткий жизненный путь, они с легкостью вышли на путь лидера. В основном, упор делался на развитие внутреннего и въездного туризма на Юге Приморья, и благодаря этому компания стала широко известна. И сейчас туристская компания занимается как внутренним и въездным, так и выездным туризмом. Компания предлагает индивидуальный подход к каждому клиенту.
Компания «Рамира» состоит в Реестре туристских агентств под номером PA100451.
Миссия компании «Рамира» заключается в развитии туристского и гостиничного бизнеса Юга Приморья, выведении российской туристской отрасли на уровень, соответствующий международным стандартам, повышении инвестиционной привлекательности данного сектора российской экономики, максимально полном удовлетворении потребителей туристических и гостиничных услуг.
Ценности: репутация лидера рынка и ведущего эксперта туристской отрасли возлагает на нас особую ответственность перед клиентами, сотрудниками, партнерами, инвесторами и акционерами.
-укрепление лидирующих позиций на Приморском туристском рынке;
-повышение капитализации компании за счет оптимизации финансовых потоков и управленческих процедур;
— сохранение прочной и стабильной финансовой позиции;
— поддержание высоких стандартов корпоративного управления.
Отличительной чертой компании является умение четко реагировать на запросы рынка, не останавливаться на достигнутом уровне, а заниматься теми странами и направлениями, где не ступала нога приморского туриста.
1.2 Ознакомление с учредительными документами, нормативными материалами
Общество с ограниченной ответственностью «Рамира» функционирует на основании определенных нормативных документов. В первую очередь это устав общества с ограниченной ответственностью «Рамира», который утвержден протоколом общего собрания участников от 15 октября 2008г. Данный устав имеет следующие статьи:
— статья 1 общие положения;
— статья 2 предмет и цели деятельности общества;
— статья 3 ответственность общества;
-статья 4 уставный капитал Общества: для обеспечения деятельности общества образуется уставный капитал в размере 10000 рублей.
— статья 5 права участников общества: участники общества вправе:
— участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и учредительными документами общества;
— получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией с разрешения генерального директора;
— в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
— получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;
-статья 6 обязанности участников общества: участники общества обязаны:
— вносить вклады, в том числе и в имущество общества, в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и учредительными документами общества;
— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества;
— соблюдать положения учредительных документов;
— исполнять принятые на себя обязательства по отношению к обществу.
— статья 7 переход доли (части доли)
— статья 8 выход участника общества из общества
— статья 9 имущество общества
— статья 10 прибыль, убытки, фонды общества
— статья 11 управления в обществе.
— статья 12 генеральный директор общества
— статья 13 ревизор и аудит общества
— статья 14 реорганизация общества
— статья 15 ликвидация общества
— статья 16 хранение документов общества представлено в приложении А.
Так же данное предприятие функционирует на основе Свидетельства о государственной регистрации юридического лица представлено в приложении Б.
Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Выписка из Единого Федерального реестра юридических лиц от 31.10.2008г. номер 2211 представлена в приложении В.
1.3 Организационно-правовая форма предприятия и форма
Туристская компания «Рамира» является обществом с ограниченной ответственностью.
Процесс получения высшего образования состоит из лекций, сессии и практики. Каждый год студенты заканчивают в рабочей атмосфере на предприятии. Обучающиеся на направлении «Туризм» проходят учебную, ознакомительную, производственную и преддипломную практики в турфирмах и агентствах. Данный период в обучении студентов очень важный. Именно тогда практиканты погружаются в реальный рабочий процесс, имеют возможность применить полученные в университете теоретические знания.
Как и любой другой учебный период, итогом практики становится написание, сдача и защита отчета по ней.
[10 примеров] Образцы отчетов по практике 2021 года
Структура
Структура отчета по практике для направления «Туризм» имеет классический шаблон, который соответствует всем методическим рекомендациям высших ученых заведений и требованиям ГОСТа. Шаблон отчета примерно следующий:
Практическую и аналитическую части можно составлять по-разному. Студенту следует выбрать либо сбор первичной информации путем анкетирования клиентов, либо составление сравнительной характеристики компании и их главных конкурентов.
Также для отчета важны и дополнительные документы, которые следует приложить при сдаче и защите студенческой работы. Первым является индивидуальное задание. Его студент получает на выпускающей кафедре. Оно представляет собой перечень задач и целей, которые стоят перед обучающимся на время практики.
Дневник практик составляется студентом на основе индивидуального задания и программы практики. Представляет собой таблицу с перечнем выполненных работ в соответствие со временем выполнения.
Характеристика является последним обязательным документом. Составляется руководителем практики от предприятия. Содержит в себе краткое информативное мнение старшего коллеги или потенциального работодателя относительно будущего специалиста.
Объем отчета по практике составляет от 20 до 50 страниц, в зависимости от вида практики. Допускается включения в текст таблиц, рисунков, графиков.
Особенности
Не стоит забывать, что основная часть отчета по преддипломной практике идет в выпускную квалификационную работу. Там он уже дополняется информацией и более подробным анализом. Содержание преддипломного отчета по практике для направления «Тризм» максимально «плотное»: минимум воды, максимум личных исследований, собственные рекомендации по улучшению рассматриваемой темы.
Образцы отчета по практике туризм
Наша помощь
Наша команда поможет вам в составлении отчета по учебной, ознакомительной, производственной и преддипломной практике для направления «Туризм». Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, помогут заказать готовую работу, которая будет готова в кратчайшие сроки и за приемлемую цену.
Отчет по практике: Отчет по преддипломной практике в турагентстве
Название: Отчет по преддипломной практике в турагентстве Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: отчет по практике Добавлен 01:12:29 19 мая 2011 Похожие работы Просмотров: 8678 Комментариев: 15 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.2 Оценка: неизвестно Скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
Кафедра «Мировая экономика и экономическая теория»
О преддипломной практике
Руководитель практики от организации __________________________________________________________________
Руководитель практики от университета __________________________________________________________________
Студент группы ЭМЭ-558 ___________________________________________
Отчет защищен с оценкой______________
Рабочее место (подразделение, служба)
Содержание выполняемой работы, наблюдения, выводы и предложения
Отметки, указания руководителя практики,
1 неделя (01.02.10 – 05.02.10г.)
Знакомство с деятельностью организации, ее структурой, изучение законов и нормативных актов регулирующих
род деятельности фирмы.
2 неделя (08.02.10 – 12.02.10г.)
Ознакомление с деятельностью отдела продаж, с процессом предоставления туристических услуг и их видами, с особенностями документооборота.
3 неделя (15.02.10 – 19.02.10г.)
Знакомство с основными партнерами организации, их деятельностью, изучения процесса взаимодействия участников туристского рынка.
4 неделя (22.02.10 – 26.02.10г.)
Составление клиентских баз данных организации, работа с входящей и исходящей корреспонденцией, исследование рынка туристских услуг Волгограда.
Составление отчета по практике. Обобщение. Выводы и предложения.
Целью преддипломной практики является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, в моем случае по международному маркетингу, а также использование данных знаний при выполнении выпускной квалификационной работы. Моя дипломная работа связана с изучением сферы туризма в нашей стране, а именно с изучением системы инфраструктурного обеспечения данного вида деятельности. Вследствие этого, объектом моего исследования стала туристическая фирма (турагентство) «МАЙЯ-турс».
Исходя из поставленной цели практики и специфики выбранной мной организации, основное внимание было уделено решению следующих задач:
1. Сбор, обобщение и анализ необходимых материалов по теме выпускной квалификационной работы и написание ее основных разделов на основе глубокого изучения опыта работы ООО «МАЙЯ-турс».
2. Изучение особенностей деятельности данного туроператора, его структуры, состава, партнеров и процессов взаимодействия с остальными участниками туристского рынка.
3. Расширение и систематизация знаний, полученных при изучении основных экономических дисциплин и их применение на практике, а также получение навыков практической работы в соответствующих организациях.
4. Содействие решению проблемы трудоустройства по результатам практики.
В результате прохождения практики поставленные выше задачи были успешно решены. Необходимый для написания материал и опыт работы в туристической компании были получены.
I. Дневник по преддипломной практике.
II. Отчет по преддипломной практике.
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках, создавая определенные конкурентные преимущества для страны.
Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. На долю международного туризма приходится около 12% мирового ВВП, 7% суммарных капитальных вложений, 15% мировых потребительских расходов, 7% всех налоговых поступлений и 8% мирового экспорта. Таким образом, в настоящее время, туризм превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Не стоит забывать и того, что каждое 7 рабочее место в мире также связано с этим сектором экономики.
Как уже отмечалось во введении, преддипломную практику я проходил в туристическом агентстве ООО «МАЙЯ-турс». Работая в сфере туризма более 10 лет, компания активно расширяет направления своей деятельности. МАЙЯ-турс является одним из немногих многопрофильных фирм и предоставляет полный комплекс услуг по организации путешествий:
· зарубежные поездки по групповым и индивидуальным ценам;
· детский и молодежный отдых, творческие фестивали и конкурсы, большая экскурсионная программа
· туры по России, с проживанием в гостиницах различной категории, от малобюджетных до гостиниц премиум класса;
· организация деловых поездок, выставок и семинаров;
· авиа и ж/д билеты по спецпредложениям российских и иностранных авиакомпаний;
· речные и морские круизы;
· бронирование гостиниц в Волгограде;
· услуги квалифицированных гидов-переводчиков;
· визовая поддержка во все страны;
· экскурсии по Волгограду и области;
· оформление медицинских страховок
На сегодняшний день, компания является одним из лидеров местного туристического рынка, сотрудничая с крупнейшими российскими и иностранными туристическими операторами: Capital Tour, TEZ Tour, Coral Travel и Pegas Touristik. Партнерство с данными туроператорами осуществляется путем заключения агентского договора. Вся необходимая для деятельности турагентства информация предоставляется туроператорами через Internet, путем размещения на официальных сайтах (система on-line бронирования).
Фирма состоит из 6 человек, между которыми разделены основные функции, поэтому говорить о существование подразделений или отделов не приходится. Функции управления и подбора кадров возложены на генерального директора, финансовыми вопросами занимается главный бухгалтер, отделом продаж и офисного обеспечения руководит исполнительный директор. Все сотрудники организации являются высококвалифицированными специалистами, работающими на туристическом рынке не первый год. Текучесть кадров минимальная. Помимо этого компания расширяется, открывая еще один офис в Волгограде и Москве. В связи с острой конкуренцией на туристическом рынке и сложной экономической ситуацией данные финансовой отчетности являются коммерческой тайной и не могут быть разглашены. Что же касается системы статистического учета субъектов туристического рынка, то в нашей стране она отсутствует. Это фактор негативно влияет на сферу туризма, давая возможность недобросовестным компаниям выходить на внутренний рынок. Показателем успешного развития данной организации является сравнительно долгий срок нахождения на рынке, репутация надежного и профессионального турагента и наличие большой клиентской базы. К сожалению, моя практика совпала с так называемым «мертвым сезоном», когда объемы продаж туристических услуг крайне малы, поэтому объективно говорить об объемах продаж мне затруднительно. В данном случае показателем является деятельность компании в «высокие сезоны», когда поток желающих отдохнуть достигает максимума.
Что касается структуры расходов, то большую долю в ней составляют расходы на заработную плату, материальные расходы (коммунальные платежи, канцелярские товары) и прочие расходы (обслуживание информационных систем, интернет, телефонные услуги).
Для анализа деятельности фирмы необходимо рассмотреть ситуации с мировым туристическим рынком в целом и рынком туризма в нашей стране в частности. Развитие туристического рынка можно разделить на два этапа: до и после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Однако 2008 год резко изменил радужную ситуацию на туристическом рынке и поставил под вопрос перспективы его развития. Разразившийся финансовый кризис не обошел стороной индустрию туризма, разделив туристический рынок на до и после 2008 года. Более того, кризис отразился на туристической отрасли раньше, чем на многих других сегментах мирового рынка.
По оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), замедление роста на рынке туризма началось еще летом 2008 года, когда темпы упали втрое. Организация прогнозирует, что в 2009 году число туристов в мире вырастет всего на 2% (в 2000–2007 годах средние темпы роста составляли 7,2%). Эксперты организации предсказывают снижение делового и корпоративного туризма, одновременно прогнозируя рост въездного туризма в соседние страны, а также внутреннего туризма. Пока единственным привлекательным в этом смысле регионом остается Ближний Восток. Здесь в августе 2008 года путешествующих было больше, чем в предыдущие месяцы.
Больнее всего кризис, по мнению специалистов, бьет по развитым странам. Так, исследование консалтинговой компании Deloitte, выполненное по заказу британского агентства VisitBritain, предсказывает спад британской туристической отрасли в течение 2009–2010 годов. По оценкам Deloitte, в настоящее время туризм создает примерно 83 млрд долларов добавленной стоимости, или 3,7% ВВП Британии. С учетом косвенного эффекта он отвечает за создание 182 млрд. долларов стоимости (8,2% ВВП). Но спад в отрасли до 2010 года приведет к сокращению расходов потребителей и компаний на путешествия примерно на 20%. В результате в одной Британии будут утеряны 114 тыс. рабочих мест и 17 млрд. долларов ВВП.
Таким образом, уверенное поступательное движение, которое демонстрировал туристический рынок на протяжении двух последних десятилетий, замедлилось и причем существенно. И проблема здесь вовсе не в падении сферы туристических услуг и привлекательности основных туристических центров. Это системный кризис и выйдет из него туризм вместе со всей экономикой и уж никак не раньше прогнозируемого экспертами 2012 года.
Не обошел стороной кризис и российский туристический рынок. В последние годы эта сфера в целом развивалась стабильно и динамично. Отмечался ежегодный рост внутреннего туристского потока. Стремительными темпами росло число наших туристов, отдыхающих за рубежом. За последние восемь лет число наших сограждан, выезжающий за территорию Росси с целью отдыха, увеличилось в 2,5 раза и составило в 2008 году 11313 тыс. чел. При этом стоит отметить, что 95% выездов в 2008 году пришлось на страны дальнего зарубежья и лишь около 5 на страны СНГ. Для сравнения, в 2003 году данные показатели составляли 12% для стран СНГ и 88% для стран дальнего зарубежья. Что касается туристских предпочтений по конкретным странам отдыха, то за последние 4 года произошло одно серьезное изменение: на второе место по числу приезжающих на отдых российских туристов вышел Китай. Лидеры российского рынка выездного туризма представлены в виде Таблицы 1.
Лидеры российского рынка выездного туризма
Что касается удельной доли стран лидеров в общем объеме рынка российского выездного туризма, то она представлена на диаграмме.
Таким образом, половина всех выездов российских туристов приходится на три страны: Китай, Турцию и Египет.
Но начиная с середины 2008 года ситуация начала изменяться: мировой финансовый кризис затронул и российский туристский рынок. Насколько благоприятно или отрицательно скажется кризис на туристическом рынке России пока трудно сказать, но некоторые итоги уже можно подвести. Как известно, в период кризиса люди предпочитают ездить по своей стране или в соседние государства, поэтому в первую очередь кризис должен был сказался на количестве наших сограждан, предпочитающих отдыхать за рубежом (выездной туризм). Так оно и произошло. Правда стоит отметить, что количество наших туристов, отдохнувших за границей в 2008, все-таки выросло с 9,4 млн. чел до 11,3 млн. Однако этот рост аналитики связывают с тем, что основная масса населения страны ощутила последствия кризиса лишь в сентябре 2008 года, успев при этом уже отдохнуть. А вот с сентября туристский рынок России во всю ощутил последствия кризиса. По данным Ростуризма, спрос на туристические услуги в России за зимние месяцы 2008–2009 годов снизился на 22%. (Рисунок 2)
Рис. 2 Выезд российских граждан за границу с целью туризма за I квартал 2008 и 2009 годов
Кроме того некоторые компании, которым было невыгодно оставаться туроператорами переквалифицировались в турагентов – продавцов путевок. В результате данных изменений из Единого федерального реестра туроператоров выбыли 650 компаний, 7 из которых волгоградские. Среди них Аджагс, Аэрон, Евролинк-тур, Бриз, гостиничный комплекс «Волгоград», Парус Трэвал и Элит-Центр. Тем же туроператорам, кому удалось остаться на рынке, предстоит процесс поглощения или объединения для сохранения прибыльности бизнеса и финансовой устойчивости. Окончательно картина на туристическом рынке станет понятна к концу летнего сезоне 2009 года. Те компании, которым удастся сохранить свои позиции до этого времени, с большой вероятностью переживут кризис. Пока же потребители должны особенно тщательно подходить к выбору туроператора. Гарантией надежности компании может служить участие государства в ее капитале, принадлежность к мощной устойчивой корпорации, умение и опыт работы с финансовыми институтами.
Что касается ситуации на региональном волгоградском рынке, то она полностью идентична общероссийской тенденции. На сегодняшний день в нашем регионе действуют порядка 80 турагентов, крупнейшими из которых являются «Интерлайн», «Бриз», «Аджагс», «3 континента». Большинство волгоградских турагентов работают с крупнейшими российскими туроператорами – Capital Tour, TEZ Tour, Coral Travel и Pegas Touristik. Помимо кризисных явлений, сильно повлиявших на финансовое положение турагентов, стоит отметить еще одну важную причину слабого роста туризма в нашем регионе – отсутствие удовлетворяющего международным требованиям аэропорта. Главные воздушные ворота города самым пагубным образом влияют на развитие туризма в нашем регионе. Если рассматривать международные рейсы, то напрямую из Волгограда можно улететь в Египет (круглый год), Турцию (летом) и с этого лета в Грецию. Вылет в остальные туристические страны осуществляется через аэропорта Москвы и Ростова-на-Дону. Данное положение дел безусловно прибавляет хлопот и денежных затрат туристам, многие из которых отказываются от поездки за рубеж в пользу отдыха внутри страны.
Если говорить о данных, то спрос на туристические путевки упал в среднем на 20 – 30%. Волгоградцы стали меньше ездить за границу, упал спрос даже на самые популярные направления – Турцию и Египет. Хотя за счет того, что отдых в европейских странах стал еще дороже, данное падение было малозначимым. В то же самое время возрос спрос на внутренний туризм. Применительно к нашему городу можно выделить следующие направления – Краснодарский край (Черноморское побережье), Кавказские Минеральные Воды, горнолыжные курорты Кавказа, Подмосковье, а также курорты Украины (Крым). Безусловно, они не могут в полной мере компенсировать потери от внешнего туризма, однако в обозримом будущем могут с успехом заменить заграничные курорты. В первую очередь это связывают с проведением зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.
Особую ответственность на туристскую индустрию налагает проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня подготовки гостиничных средств размещения и соответствующего качества обслуживания. Пока в проекте «Сочи 2014» тоже нечем похвастаться. Все еще по–прежнему впереди. Однако уже сейчас заметно, что у нынешнего государства явные трудности с проектными командами. Как только федеральный центр взялся за стратегические вопросы, а их решения начал отливать в стратегические проекты советского масштаба, оказалось, что людей, которые имеют опыт реализации таких проектов, – минимум. Остается надеяться, что репутация государства, поставленная на кон проведения Олимпиады 2014, заставит федеральный центр изыскать дополнительные резервы и завершить данный проект в срок и в предусмотренном объеме.
Однако одного такого проекта явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России». В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.
Текущее состояние дел в организации можно охарактеризовать как хорошее. Безусловно, падение спроса на туристические услуги в связи с мировым финансовым кризисом сильно ударило по всем участникам рынка. Объем продаж туристических путевок в 2009 году сократился на 25-30% по стране. Прослеживается данная тенденция и в ООО «МАЙЯ-турс»: количество туристов, решивших отдохнуть за границей сократилось. Более того, люди чаще стали отдыхать в период спецпредложений, которые приходятся не на «высокий сезон» или вместо 2 поездок за год решаются только на одну. Сокращение турпотока за границу в определенной степени компенсируется возросшим интересом к отдыху на территории РФ. «МАЙЯ-турс» была одной из первых турфирм, кто сумел быстро и четко определить перспективные направления. На сегодняшний день компания предоставляет всевозможные туры по территории РФ и стран СНГ, при этом в некоторых сегментах компания выступает в качестве туроператора. Это позволило ей не в столь сильной мере ощутить всеобщий спад в туриндустрии. Расширение компании, о котором упоминалось в основной части, также свидетельствует о правильно выбранной маркетинговой стратегии и высокой квалификации сотрудников фирмы.
Если же говорить о туристическом рынке России в целом, то, несмотря на свое динамичное развитие, он в последние годы, испытывает множество проблем и по-прежнему отстает по многим показателям от стран–лидеров. К уже имеющимся проблемам плохой инфраструктуры, законодательной и статистической базы в туристской отрасли добавились последствия мирового финансового кризиса, заметно пошатнувшего динамичное развитие туристского рынка в нашей стране. Однако на мой взгляд, нынешний кризис положительно скажется на отечественном рынке и позволит сократить отставание от лидеров туриндустрии. В первую очередь, в результате кризиса с рынка уйдут ненадежные игроки, которые тормозят развитие рынка и портят его репутацию. Новый рынок, пусть и с потерями, но все же сумеет сохранить достигнутые результаты. Во-вторых, как нельзя кстати, на руку нашему туристскому рынку сыграл факт выбора Сочи столицей Олимпиады 2014. На сегодняшний день по всему миру сворачиваются проекты, не столь важные для развития стран, так как в период кризиса денежные средства тратятся лишь на неотложные нужды государства. В нашей же стране строительство олимпийских объектов в Сочи продолжается по намеченному плану. И эту стройку государство точно не свернет, так как от нее зависит престиж страны. Благодаря этому, Россия сможет сократить отставание в туристской инфраструктуре от мировых лидеров, и по окончания кризиса будет располагать курортом, который сможет на равных конкурировать с самыми лучшими мировыми аналогами.
Говоря о проделанной в ходе практики работе, хотелось бы отметить главное: полученный опыт и более детальное изучение системы взаимодействия субъектов туристского рынка помогли мне не только изучить особенности деятельности предприятий данной сферы, но и написать некоторые разделы дипломной работы.
Руководитель практики от предприятия ______________________________ __________________________________________________________________
Прибыл на практику на предприятие___________________________________
И завершил практику________________________________________________
За время практики студент___________________________________________