Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Тема №17: Особенности тушения пожаров на транспорте

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.

Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:

Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, НА ТОВАРНЫХ И СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ

При пожаре возможны:

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

На перегоне (в пути следования):

К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуацией вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица, их сопровождающие.

В тоннеле необходимо:

При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА

Действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасению и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил пожарной охраны, а также сложностью управления ими.

При пожаре возможны:

Должностное лицо подразделений пожарной охраны, принимая на себя обязанности РТП, обязано немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, при необходимости — письменное разрешение (допуск) на проведение работ по тушению и спасанию. Все действия по тушению и спасанию людей РТП согласовывает с дежурным персоналом или администрацией объекта. РТП участвует в работе создаваемого штаба аварийно-спасательных работ, в состав которого входит инженерно-технический персонал объекта. Штабом руководит представитель администрации метрополитена. Подразделения пожарной охраны подчиняются только РТП.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

Сооружений эскалаторного комплекса:

Генераторы пены средней кратности (ГПС) должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.

Подвижного состава:

Кабельных сооружений:

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ЗЕМЛЕ

При пожаре возможны:

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

При сильном ветре — ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра — покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

Летательных аппаратов на стоянках и в ангарах:

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДАХ В ПОРТАХ, СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДАХ

Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и эвакуации людей на судне, находящемся в ремонте или отстое без экипажа и принятом по акту, осуществляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо. Во всех других случаях руководство действиями по тушению пожара и эвакуации людей осуществляет капитан судна или лицо, его замещающее. Прибывающие оперативные подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные партии с других судов действуют согласно указаниям капитана горящего судна или лица, его замещающего.

При пожаре возможны:

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

При тушении целесообразно применять:

На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого, необходимо:

При пожаре на судах с ядерными энергетическими установками и оборудованием для их технологического обслуживания необходимо получить допуск на тушение, а также постоянно производить замер уровня радиации, а при его повышенном уровне создавать участки тушения пожара.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ГАРАЖАХ, ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ И ТРАМВАЙНЫХ ПАРКАХ

При пожаре возможны:

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

В подземных гаражах:

Источник

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров (занятие с решением ПТЗ). Образец конспекта. Занятие 3

Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожаров

Действия РТП должны быть направлены на предупреждение распро­странения пожара и воздействия опасных факторов на участников туше­ния пожара. РТП должен своевременно оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону.

РТП при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта (очевидцами) должен установить:

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Ликвидация пожара на автоцистернах, связанных с перевозкой ЛВЖ и ГЖ относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава. Поэтому работы по тушения пожара на автоцистер­нах с ЛВЖ или ГЖ необходимо выполнять с привлечением минимального количества личного состава ГПС.

РТП должен приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора, наличия подъездов к нему.

Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:

Оперативно-тактическая характеристика объекта АЗС

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Автозаправочная станция «АЗС» расположена по адресу ул. Ленина 12.

Сооружения АЗС расположены в 25 метрах от проезжей части, ведущей в пром. зону и в 150 метрах от ограждения II промышленной площадки.

В центре площадки находятся три бензиновые колонки под навесом.

АЗС осуществляет хранение и отпуск ЛВЖ и ГЖ (бензин АИ-92, АИ-95 и ДТ).

Хранение топлива осуществляется в резервуарах с наземным размещением Vpe3= 2,5 м 3 (всего 4 резервуара Урез обш = 10 м 3 ). Пополнение резервуаров осуществляется от автотопливозаправщиков, топливо перекачивается насосами.

В условиях пожара возможно:

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

Наиболее эффективно тушить пожар воздушно ‒ механической пеной средней кратности и компрессионной пеной (быстрое охлаждение очага пожара и строительных конструкций).

Спасание и эвакуация

АЗС работает ежедневно без перерывов и выходных (кроме технологических, для пополнения резервуаров). В здании операторской круглосуточно находится 1 человек.

Системы АПЗ отсутствуют.

Внутреннее противопожарное водоснабжение в здании отсутствует.

На территории АЗС имеется один ПГ расположенный на кольцевом пожарно-хозяйственном водопроводе 150 мм., напором 40 – 50 м.вод.ст. и общим расходом до 72 л/с, находящийся на удалении 3 метров.

Система электроснабжения: силовое ‒ напряжением 380В, рабочее и осветительное – напряжением 220В. Отключение электроэнергии производится на электрощите, расположенном на столбе линии электропередач рядом со зданием операторской, либо на подстанции. Имеется ливневая канализация.

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями действий по тушению пожаров

При спасании людей и имущества на пожаре оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара.

Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.

Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, должностные лица одновременно с развертыванием сил и средств организуют вызов скорой медицинской помощи, даже если в данный момент в ней нет необходимости.

До прибытия на пожар медицинского персонала первую доврачебную помощь пострадавшим, в установленном порядке, оказывает личный состав подразделений ГПС.

– начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

– использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и тепло-коммуникаций;

– спускаться без СИЗОД и спасательной веревки в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций;

– одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

– находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, ПТВ и др.;

– переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;

– поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

– подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту.

– вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав.

Подача огнетушащих веществ:

При прокладке рукавной линии:

– с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков.

Требования правил по охране труда при работе в СИЗОД

Перед каждым включением в дыхательный аппарат звено ГДЗС проводит в течение одной минуты рабочую проверку в порядке и последовательности, установленными Руководством по эксплуатации АП «Омега».

Запрещается включаться в СИЗОД без проведения рабочей проверки и при обнаруженных неисправностях.

Включение личного состава в СИЗОД проводиться по команде командира звена ГДЗС «Звено, в противогазы (аппараты) – ВКЛЮЧИСЬ!».

Правила работы и требования безопасности

На каждое звено ГДЗС выставляется пост безопасности.

Место расположения поста безопасности определяется оперативными должностными лицами на пожаре в непосредственной близости от места входа звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду (на свежем воздухе).

Количество звеньев ГДЗС, направляемых в непригодную для дыхания среду, определяется РТП.

Включение в СИЗОД на месте пожара (учении) проводится на свежем воздухе у места входа в непригодную для дыхания среду на посту безопасности;

При продвижении к очагу пожара (месту работы) и возвращении обратно первым следует командир звена ГДЗС, а замыкающим наиболее опытный газодымозащитник (назначается командиром звена).

Звено ГДЗС должно возвращаться из непригодной для дыхания среды в полном составе.

Продвижение звена ГДЗС в помещениях осуществляется вдоль капитальных стен, запоминая путь следования, с соблюдением мер предосторожности, в том числе обусловленных оперативно-тактическими особенностями объекта пожара.

При работе в СИЗОД необходимо оберегать его от непосредственного соприкосновения с открытым пламенем, ударов и повреждений, не допускать снятия маски или оттягивания ее для протирки стекол, не выключаться, даже на короткое время. Выключение из СИЗОД осуществляется по команде командира звена ГДЗС “Звено, из противогазов (дыхательных аппаратов) – ВЫКЛЮЧИСЬ!”.

В целях обеспечения безопасного продвижения звено ГДЗС может использовать пожарные рукава. При работе в условиях ограниченной видимости (сильном задымлении) идущий впереди командир звена ГДЗС обязан простукивать ломом конструкции перекрытия.

При вскрытии дверных проемов личный состав звена ГДЗС должен находиться вне дверного проема и использовать полотно двери для защиты от возможного выброса пламени.

При работе в помещениях, заполненных взрывоопасными парами и газами, личный состав звена ГДЗС должен быть обут в резиновые сапоги, не пользоваться выключателями электрофонарей. При продвижении к очагу пожара (месту работы) и обратно, а также в процессе работ должны соблюдаться все меры предосторожности против высекания искр, в том числе при простукивании конструкций помещений.

Особенности работы в противогазах и дыхательных аппаратах:

а) применять в средах где имеются АХОВ дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

б) при срабатывании звукового сигнала доложить командиру звена и покинуть в составе звена непригодную для дыхания среду;

в) использовать, при необходимости, спасательное устройство, входящее в комплект дыхательного аппарата.

Расчёт сил и средств на тушение пожара АЗС

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Сообщение о пожаре поступило на ЦППС от оператора ООО «АЗС».

Время суток и погодные условия: реальные на момент решения ПТЗ.

Расчёт сил и средств

Принимаем на тушение установку комбинированного тушения УКТП «Пурга-5» (q Пурга-5 р-ру = 6,0 л/с, IS T = 0,08 л/м 2 ×с).

Sп = 100 м 2 – площадь пожара;

iтр = 0,08 л/м 2 × с – требуемая интенсивность подачи воздушно­ ‒ механической пены средней кратности.

N туш. ПУРГА-5 = 8 / 6,0 = 1,3 = 2 (ПУРГА-5), где

Qтр. туш = 8 л/с – требуемый расход воздушно-механической пены средней кратности на тушение пожара;

q ств. ПУРГА-5 = 6,0 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по раствору.

С учётом обстановки на пожаре и требований «Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», утверждённого приказом МЧС России от 31 марта 2011 года № 156, «Методических рекомендаций подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (2010 г.) принимаем для тушения пожара 2 УКТП «Пурга-5».

Q туш. ф. = 2 × 6,0 = 12,0 (л/с)

Так как на тушение пожара и защитные действия используются маневренные стволы УКТП «Пурга-5», то:

Q общ. ф = Q туш. ф = 12,0 (л/с)

Q к сети = (1,5 × (150/25)) 2 = 81,0 (л/с), где

D = 150 мм – диаметр наружного противопожарного водопровода;

Vв = 1,5 м/с – скорость движения воды по трубам (табл. 4.2. «Справочника РТП» 1987 г.).

Т.к. Q к сети > Q общ ф. (81,0 л/с > 11,64 л/с), то обеспеченность объекта водой удовлетворительная.

для тушения пожара ВМП средней кратности:

NМ = Qф./ Qн.; Nавт. = 12 / 40,0 = 0,3 = 1 (авт.), где

Qф. = 12 л/с – фактический расход воды на тушение;

Qн. = 40,0 л/с – производительность насоса пожарного автомобиля.

Определяем предельное расстояние по подаче раствора пенообразователя при выбранной схеме развёртывания сил и средств:

Lпр = [100 м – (90 м + 0 м + 0 м) / 0,015 × (1 × 6,0 л/с) 2 ] ´ 20 =

= [100 м – (90 м) / 0,015 × (6,0) 2 ] ´ 20 = [10 м / 0,54] ´ 20 = 370 (м.), где

Hн = 100 м. вод. ст. – напор на насосе пожарного автомобиля, подающего раствор пенообразователя;

Hпр = 90 м. вод. ст. – напор у разветвления (на 10 м. вод. ст. больше, чем напор у ствола ПУРГА-5);

Zм = 0 м. – высота подъёма местности;

Zпр = 0 м. – максимальная высота подъёма стволов;

S = 0,015 – сопротивление одного пожарного рукава диаметром 77 мм;

Q = (6,0) 2 л/с – суммарный расход воды одной наиболее загруженной магистральной рукавной линии.

Так как предельное расстояние по подаче воды превышает расстояние от пожарного гидранта до места пожара (370 м. > 150 м.), то пожарный гидрант можно использовать для подачи на тушение пожара воздушно-механической пены средней кратности.

9) Определяем требуемое количество пенообразователя на тушение пожара:

VПО = (2 ств. × 0,36 л/с) × 10 мин. × 60 = 432 (л.), где

q ПУРГА-5 ПО = 0,36 л/с – расход ствола ПУРГА-5 по пенообразователю;

tр = 10 мин. – нормативное время тушения воздушно-механической пеной (пенная атака).

Фактически на АЦ-3,0-40(4308) вывозится 180 литров пенообразователя. Следовательно, для тушения пожара запаса пенообразователя достаточно.

10) Определяем требуемую численность личного состава для тушения пожара:

Nл.с. = 2 × 2 + 1 × 1 + 1 × 1 = 6 (чел.), где

N туш. ПУРГА-5 = 2 – количество работающих на тушении стволов ПУРГА-5 (ствольщик + подствольщик);

NМ = 1 – количество основных пожарных автомобилей, подающих огнетушащие вещества;

NРАЗВЕТВЛ. = 1 – количество установленных разветвлений.

Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях:

Nотд. = Nл.с. / 5; Nотд. = 6 / 5 = 2 (отд.)

Вывод: Сил и средств дежурной смены достаточно для тушения пожара, с учетом личного состава прибывающего на специальных пожарных автомобилях.

Литература:

Источник

Тушение пожаров на транспорте

Транспортные средства осуществляют свои функции в особых условиях, зачастую отдалённых. Это означает, что чрезвычайная ситуация при их эксплуатации может возникнуть как на земле, так и в воздухе, воде и даже в космосе. Именно с этим связаны особенности тушения пожаров на транспорте разного типа. В некоторых случаях не получится ликвидировать очаг возгорания, просто залив его водой. Тут нужно учитывать вид транспортного средства и его конструкцию.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Пожарная опасность ТС и характер пожара в зависимости от места его возникновения

В обязанности обслуживающего транспортное средство персонала входит умение в считанные секунды оценивать обстановку при возникновении ЧС. Они должны учитывать особенности развития пожара при его тушении. Эти знания необходимы для минимизации материального ущерба и спасения жизни других людей.

Самым опасным транспортным средством считается автомобиль. Это связано с тем, что такое ТС перевозит много людей и грузов, которые могут послужить причиной возгорания и распространения огня. Пожар может возникнуть:

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС – прямая обязанность сотрудников спасательной службы. Но первые шаги к устранению огня должны приложить и ответственные лица, обслуживающие транспорт. При условии, что это не угрожает их жизни, и они не получили серьезные травмы.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте

Организовывая тушение пожаров на автомобильном транспорте, необходимо помнить о ряде важных особенностей:

Сразу после возникновения возгорания необходимо принять следующие меры:

До приезда спасательной службы необходимо воспользоваться подручными средствами тушения, а после уже тушить пожар комплексно.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте

40% населения нашей страны для перемещений используют железнодорожный транспорт, а на долю грузооборота приходится 65%. Основными причинами возникновения ЧС являются:

Способ тушения пожара выбирается, исходя местонахождения состава, интенсивности возгорания и его причины. Устранение пламени производится железнодорожным техническим персоналом с подключением сотрудников спасательной службы. Если пожар произошел в пассажирском поезде, в первую очередь производится эвакуация людей в соседних вагонах, а также ставится в известность диспетчер.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Подвижный состав и станции метрополитена

Один из самых сложных объектов в плане тушения пожара – метрополитен. У метро разветвленная сеть сооружений, множество станций и большой пассажиропоток. Усугубляет ситуацию быстрое распространение огня внутри замкнутого пространства, ведь состав передвигается по подземным туннелям.

Чтобы потушить пожар в метро, необходимо максимально точно определить очаг возгорания. Если возгорание произошло в подземном сооружении, предварительно отправляется разведывательная группа. А после прокладываются рукавные линии. В подвижном составе пожар тушится распыленной водой, а в кабельных сооружениях пеной.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Авиационный транспорт

Огонь внутри самолета распространяется молниеносно. Поэтому авиационный транспорт считается объектом повышенной пожаро и взрывоопасности. Главной угрозой является находящееся на борту авиатопливо. При ударе самолета о землю оно быстро разливается и мгновенно воспламеняется. Это отрезает пассажиров и летный экипаж от эвакуационных путей.

Как производится устранение ЧС:

Если присутствует возможность распространения огня из-за ветра, самолет разворачивают с помощью тягачей.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Морские и речные суда

При тушении судов необходимо учитывать их расстановку в порту. Ведь пламя может с легкостью переместиться с одного объекта на другой. При тушении пожара необходимо:

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

При недостаточной видимости необходимо обеспечить персонал дополнительными источниками света. В крайних случаях судно перемещается на мель и затапливается.

Источник

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте. Тема 13

Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.

Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.

Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:

Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время посадки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато травмами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.

В связи с этим во всем мире уже изменилась или меняется роль пожарных служб. Пожарная служба по сути стала аварийно-спасательной, где доля числа пожаров от общего числа выездов колеблется от 30 % до 1- 2 %. При этом 80 % выездов приходиться на оказание медпомощи людям. Пожарный становиться не только спасателем, но в определенной степени медиком. Такая специализация ГПС начала развиваться и в России, когда были созданы специальные отряды и части. Оснащение их, помимо пожарного, аварийно-спасательным, медицинским оборудованием, приближает ГПС к мировым стандартам.

Кроме того ведение АСР на объектах транспорта требует привлечения других аварийно-спасательных служб и служб жизнеобеспечения: аварийноспасательные формирования; ПАСС аэропортов; пожарные поезда ж/д; службы медицины катастроф; ГИБДД и т.п. Для организации чёткого взаи­модействия между службами в подразделениях и органах управления ГПС МЧС создаются инструкции и соглашения.

Пожарная опасность ТС и характер пожара в зависимости от места его возникновения

Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.

Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара.

Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.

Автомобильный транспорт является лидером по количеству жертв и материальному ущербу при ЧС. Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.

Основные причины ЧС на автотранспорте являются:

В результате происходит: деформация корпуса, заклинивание дверей, пожары и взрывы.

Типичные травмы у пассажиров и водителей:

Часто при этом люди не могут самостоятельно покинуть машину, они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам, перегородкам. Сначала спасатели (в качестве их выступают пожарные, оснащенные аварийно-спасательным оборудованием) оказывают помощь пострадавшим, которые не зажаты, а блокированы в деформированном салоне. Они могут покинуть его через не застекленные, оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. А затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в салонах.

В зависимости от ситуации осуществляются операции:

Тушение пожаров в гаражах троллейбусных и трамвайных парках

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Большие гаражи строятся на спец-но выделенных площадках с удобными подъездами. Основные здания для стоянки автомобилей чаще бывают 1 этажн. с покрытиями больших площадей (могут быть сгораемыми). В зданиях гаражей могут размещаются: ремонтные мастерские, аккумуляторные, вулканизационные и т.п. В полу гаража размещаются люки канализационной системы для стока воды и смотровые ямы.

Автомобили в гараже располагаются, как правило, группами:

– резервные – могут быть на подставках для разгрузки рессор;

– автомобили в ремонте – на смотровых ямах и на домкратах.

Большее кол-во автомобилей и плотная парковка тр. средств в гаражах, на территории и на подъездных путях, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.

Наличие в гаражах тр.средств заправленных бензином (газом), в троллейбусных и трамвайных парках – эл.сетей под высоким напряжением.

В гаражах бывают 3и характерных вида пожаров:

– горение только автомобилей;

– горение строительных конструкции;

– горение автомобилей и строительных конструкции одновременно.

Наибольшую опасность возникновения и развития пожара представляют места стоянок ввиду наличия сгораемых частей способствующих распространению огня по поверхности автомобилей, стоящих близко друг от друга.

При пожаре возможно:

– резкое усиление горения и увеличение площади пожара при взрывах баков с ГСМ, при этом огонь может перейти на сгораемые покрытия (при этом пожар принимает сложный характер);

– образование новых очагов горения при попадании разлившегося горящего ГСМ в люки канализации;

– быстро задымление помещений гаража, высокая температура;

– выделение токсичных газов при горении полимерных материалов.

Действия по тушению.

Основная задача пожарных подразделений по прибытию на пожар состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить сохранность подвижного состава. В зависимости от внешних признаков и информации встречающих лиц, принимается решение о первоначальной расстановке СиС и организации разведки пожара.

В разведке РТП устанавливает:

– места горения, его вид и площадь, угрозу распространения огня по автомобилям и строительным конструкциям;

– установить места складирования ГСМ, баллонов с газом (при необходимости организовать эвакуацию и защиту);

– количество автомобилей, их расположение и состояние (на ходу, в ремонте и т. п.);

– наличие стационарных установок пожаротушения их запуск;

– количество обслуживающего персонала, который можно привлечь для эва­куации автомобилей.

При расстановке СиС, прокладка рукавных линий не должны затруднять эвакуацию автомобилей из гаража.

Эвакуация транспорта организуется в зависимости от размера пожара и характера его развития, для этого:

– привлекают дежурных шоферов, ремонтных рабочих для эвакуации автомобилей своим ходом,

– используют исправные автомобили в качестве тягачей,

– для буксировки применяют жёсткие сцепки, тросы, выкидные (напорные) рукава,

– организуется выгон отдельных автомобилей вручную л/с прибывшего подразделения и рабочими.

Эвакуированные автомобили размещаются так, чтобы им не было угрозы загорания и они не мешали тушению пожара. Руководство эвакуацией автомобилей РТП может возглавить сам или же выделить 1го из ком.отд. в помощь местной администрации. Для обеспечения безопасности при эвакуации тр.средств могут вводится стволы на защиту путей эвакуации негорящих автомобилей и покрытия.

При горении 1го или несколько автомобилей вдали от ворот, СиС вводятся для тушения и одновременно организуется эвакуация не горящих автомобилей. Первые стволы вводятся на ликвидацию открытого горения автомобилей и одновременно на защиту негорящих. Последующие стволы, чаще всего А, вводятся непосредственно в очаг горения и на защиту сгораемого покрытия снизу. Действующими стволами необходимо так же охлаждать баллоны и баки с ГСМ.

В случае взрывов баков с ГСМ и растекания горящего бензина вводят в действие стволы-распылители и СВП (ГПС), устраивают обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ, необходимо исключить попадания ЛВЖ в канализацию, в противном случае крышки лючков вскрываются и вводится СВП (ГПС).

При развившихся пожарах (горение автомобилей и сгораемого покрытия)

– внутрь гаража вводятся стволы А для тушения основного очага пожара (задача этих стволов состоит в том, чтобы быстрее ликвидировать интенсивные очаги горения в зоне стоянки и обеспечить тушение и защиту покрытия снизу);

– на покрытия – стволы Б, с одновременными работами по вскрытию и разборке горящих конструкций

– устанавливает наблюдение за состоянием покрытия и при угрозе его обрушения личный состав выводится в безопасную зону.

Тушение пожара при стоянке автомобилей под сгораемыми навесами осуществляется стволами А с одновременной эвакуацией не горящих автомобилей.

При горении отдельных автомобилей, заправленных бензином и стоящих на открытых площадках, вводят стволы с распыленной водяной струей или ВМП.

При невозможности быстро эвакуировать горящий трамвай или троллейбус, РТП обязан потребовать от дежурного персонала обесточить подвесные линии и только после этого ввести водяные стволы на тушение. Л/С не имеют права самостоятельно отключать эл.энергию в сети, по которой подается ток к подвижному составу. Тушение горящего трамвая или троллейбуса, находящегося на линии, можно начинать только после отключения токоприемника (бугеля) от проводов. Загоревшиеся эл.моторы необходимо тушить углекислотными огнетушителями и ВМП через крышки люков, расположенные в полу.

Железнодорожный транспорт железнодорожные станции

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

На долю железнодорожного транспорта приходится 65 % суммарного грузооборота и более 40 % пассажирооборота.

Основные причины ЧС на ж/д транспорте которые требуют привлечения спасателей-пожарных:

– сход с рельс подвижного состава;

– взрывы опасных грузов, взрывы в поездах и на путях следования поезда;

– наезды на автомобили и другую технику на перекрестках;

– столкновение поездов на путях;

– утечки и рассыпания опасных грузов.

Объектами ж/д транспорта являются: подвижной состав, пакгаузы, депо, мастерские и другие стационарные постройки. Как правило, ж/д узел имеет сильно разветвленную ж/д сеть, которая ограничивает подъезды к местам горения и затрудняет боевое развертывание пожарных подразделений при тушении пожара.

Подвижной состав разнообразен – это пассажирские и товарные вагоны, открытые платформы, цистерны, тепловозы, электровозы и др. Ж/Д перевозит людей, животных и разнообразные по степени пожарной опасности грузы (горючие, взрывоопасные, ядовитые и пр.).

Пожарная опасность ж/д станций и подвижного состава

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции где происходит накопление вагонов и которые имеют развитую сеть ж/д путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20тыс единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, сжиженными газами.

Пожарная опасность ж/д характеризуется:

– наличием большого кол-ва единиц подвижного состава с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;

– высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;

– наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных ж/д составов;

– наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

– развитой сетью ж/д путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пож. автомобилей и прокладку линий к месту пожара;

– недостаточной мощностью и слабо развитой сетью ППВ.

Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному розливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.

Для наружного ППВ на ж/д станциях используют ПГ, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних ж/д путей устанавливают ПГ. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних объектов.

Охраняют объекты ж/д транспорта пожарные поезда. Обслуживает пожарный поезд объекты, расположенные на землях ж/д, время его прибытия на пожар до 1,5 ч.

Пожары на ж/д транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений ГПС. Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания эл.контактной сети над горящим составом.

При пожаре, другой ЧС возможно

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на ж/д транспорте

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до ГПС возлагается на должностные лица ж/д дорог.

С прибытием к месту пожара подразделений ПО старший оперативный начальник подразделений ГПС возглавляет работы по тушению пожара и осуществляет управление всеми подразделениями ПО, участвующими в ликвидации пожара.

Боевые действия подразделений должны обеспечить: эвакуацию пассажиров; тушение и охлаждение цистерн и вагонов со взрывчатыми и взрывоопасными веществами и газами, ЛВЖ, ПК, а также избежание утечки и разлива жидкостей, распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.

На пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав ОШ, обязан:

– установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного состава, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам, вид материалов в горящих и соседних вагонах;

– принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или в безопасное место;

– до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подразделений.

После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые огнетушащие вещества и средства защиты л/с.

Для обеспечения тушения пожара создаются БУ: по обеспечению эвакуации состава, защите состава, тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара ж/д цистерн (вагонов).

Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках производят только после получения письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. При этом на этих участках до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам. Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстояниях менее 7 м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением.

Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осуществляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхностей цистерны.

При прокладке рукавных линий необходимо создавать запасы рукавов для удобства маневрирования стволов и подачи их на места передвижения горящих вагонов. Решающее направление по вводу стволов будет зависеть от того, каким составам создается наибольшая угроза.

По прибытии к месту вызова пожарного поезда от него подаются стволы в помощь работающему на решающих направлениях подразделению. Локомотив пожарного поезда может использоваться для эвакуации соседних составов.

При развившемся пожаре и угрозе соседним составам немедленно принимаются меры к отводу из угрожающей зоны в 1ую очередь составов с людьми, с ВВо и огнеопасными грузами. До прибытия тепловоза организу­ется защита стволами соседних составов. В крайнем случае, приступают к эвакуации соседних составов или горящего состава путем расцепления и откатки отдельных вагонов силами пожарного подразделения и ж/д рабочих.

Для тушения горящих товарных вагонов необходимо выделять 1-2 ствола на вагон. После ликвидации горения снаружи вагона производится разгрузка и дотушивание груза, находящегося внутри вагона.

При угрозе от горящей цистерны соседним составам или стан­ционным по­стройкам цистерна выводится в безопасное место под прикрытием водяных стволов и там организуется ее тушение.

Подвижный состав и станции метрополитена

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Метрополитен один из наиболее сложных в оперативно-тактическом отношении объектов.

Метро имеет разветвленную сеть подземных сооружений, различные технические устройства и большой парк подвижного состава.

Основные сооружения метрополитена: станции и пристанционные сооружения; тоннели и притоннельные сооружения; элекродепо.

Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассматриваются в межведомственных документах региональных управлений ГПС и метрополитена. Руководство тушением пожара и проведением АСР осуществляет работник метрополитена до прибытия пожарных подразделений гарнизона.

Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:

При тушении пожаров и ликвидации ЧС

Основные пути прокладки линий и продвижения разведки в подплатформенные помещения станции является: наземный вестибюль станции, наклонный эскалаторный тоннель, распределительный зал станции, подплатформенный коридор, помещение станции.

Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются:

В подземных сооружениях метрополитена

КИП со сроком защитного действия 2 часа и ДА на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена;

В подвижном составе метрополитена:

в кабельных сооружениях метрополитена:

При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.

Авиационный транспорт

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Скоротечность процесса пожара на самолете показывает, что он является объектом повышенной пожаровзрывоопасности при низкой защищенности.

Основную пожарную опасность представляет наличие на борту большого количества авиатоплива (50-200т и более), которое быстро разливается вокруг самолета при ударе его о землю или препятствие и, воспламеняясь, образует пожар на большой площади до 1000 м 2 и более.

При этом в центре огня, отрезанными от внешней среды в практически ничем не защищенной алюминиевой оболочке, оказываются десятки, сотни людей.

Критические условия для жизни людей, находящихся в самолете наступают уже через 2-3мин вследствие прогорания облицовки фюзеляжа, резкого повышения температуры, появления внутри фюзеляжа токсичных продуктов горения и разложения.

Все это в значительной степени усугубляет обстановку и делает маловероятным спасение людей.

На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам:

– органов приземления (шасси);

– розлитого топлива под самолетом;

– силовых установок (двигателей).

Пожары шасси в возникают при посадке самолета и связаны с горением 3 видов материалов: резины, гидрожидкости и магниевых сплавов. Наиболее часто встречающиеся пожары – горение гидрожидкости при разрушении гидросистемы шасси. Гидрожидкость, попадая в разогретый до высокой температуры тормозной барабан, воспламеняется, что приводит к загоранию резины покрышек. При этом из за высокой температуры может произойти загорание магниевых сплавов барабанов колес тележки шасси (через 6-8мин пожара). Характерный признак пожара магниевых сплавов – белое свечение пламени, наличие брызг горящего металла, появление белого плотного дыма.

Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распространению пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзеляж самолета в зависимости от конструктивной схемы.

При пожаре, другой ЧС возможно

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на летательных аппаратах:

При сильном ветре – ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра – покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

На стоянках и в ангарах воздушных судов:

Морские и речные суда

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

По своему назначению суда бывают: грузопассажирские, грузовые, нефтеналивные (танкеры). В зависимости от длины причалов в порту суда могут располагаться в один или же в несколько рядов. Расстановка судов в несколько рядов усложняет обстановку при возникновении пожара. В этом случае пожар может легко распространяться с одного судна на другое, а быструю разводку судов друг от друга в таких условиях произвести трудно.

Любое судно можно разбить на три основные части: трюм, машинное отделение и надпалубные надстройки. Трюмы обычно делятся на отсеки металлическими переборками.

Основными причинами ЧС на водном транспорте являются:

– потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем;

– столкновение с другим судном или препятствием;

– вытекание из судна горюче-смазочных веществ или АХОВ.

Пожары и взрывы становятся основными причинами катастроф судов как при их эксплуатации, так и при строительстве или ремонте.

Практика тушения пожаров показывает, что главным препятствием яв­ляется дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводится в условиях недостаточного естественного освещения, плотного задымления, высокой температуры, теплопроводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.

Статистика пожаров показывает, что наибольшее число пожаров происходит в жилых и служебных помещениях судов и составляет 40%, в помещениях силовых установок – 25%, в грузовых отсеках – 25%.

В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары распространяются по сгораемой обшивке бортов, термоизоляции и т.п.

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на морских (речных) судах:

Для ликвидации горения целесообразно применять:

Объемное тушение пеной средней кратности применяется и в тех случаях, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсутствует возможность приближения человека к зоне горения или имеется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током.

Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы

Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.

К опасным относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, производства погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей и живот­ных.

Опасные грузы для любого вида транспорта в соответствии с ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка” разделяются на сле­дующие классы:

#G01 – взрывчатые материалы (ВМ);

(Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества).

2 – газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением;

3 – легковоспламеняющиеся жидкости;

4 – легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые);

5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;

7 – радиоактивные вещества;

8 – едкие и коррозионные вещества;

9 – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании.

Кроме того, к классификации относятся подклассы, а также группы совместимости классов и подклассов, которые учитываются при перевозках.

Они обозначаются латинскими буквами:

А – Инициирующие ВВ.

В – Изделия, содержащие инициирующие ВВ и имеющие менее двух независимых предохранительных устройств.

D – Вторичные детонирующие ВВ; дымный порох; изделия, содержащие детонирующие ВВ без средств инициирования и метательных зарядов; изделия, содержащие инициирующие ВВ и имеющие два или более независимых предохранительных устройства.

E – Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ без средств инициирования, но с метательным зарядом.

F – Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ, средства инициирования и метательные заряды.

G – Пиротехнические вещества, изделия, содержащие пиротехнические вещества; изделия, содержащие как взрывчатые вещества, так и осветительные, зажигательные, слезоточивые или дымообразующие вещества.

H – Изделия, содержащие ВВ и белый фосфор.

J – Изделия, содержащие ВВ и легковоспламеняющиеся жидкости и гель.

К – Изделия, содержащие ядовитые вещества.

L – Взрывчатые вещества или изделия, содержащие ВВ и обладающие особой опасностью, требующие изоляции каждого вида.

N – Изделия, содержащие только детонирующие вещества, нечувствительные исключительной степени.

S – Вещества и изделия, упакованные или сконструированные так, что при случайном срабатывании любое опасное проявление ограничено самой упаковкой).

Кроме опасных веществ, согласно этому ГОСТу отдельную группу представляют особо опасные вещества, а именно:

Знаки опасности, предназначенные для опасных веществ, должны иметь форму квадрата, поставленного на угол. Размер стороны квадрата должен составлять для автомобильных знаков опасности, наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет, – не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если не позволяют габаритные размеры упаковки, а вместо надписи “Взрывается” допускается сокращенная надпись “Взрыв”).

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Код экстренных мер (КЭМ) при пожаре или утечке вещества:

1Применять сухие вещества. Воду не применять!
2Применять водяные струи
3Применять распыленную воду или тонкие струи
4Применять пену
5Предотвратить попадание веществ в сточные воды
ДДыхательный аппарат и защитные перчатки
Дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре
КПолный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат
ЭНеобходима эвакуация людей

На каждый груз или группу грузов составляется аварийная карточка, в которой дается краткая характеристика груза и которая используется как источник информации при проведении АСР.

В карточке отражается следующая информация:

а. Основные свойства: (физ-хим свойства)

б. Взрыво-пожароопасность:(воспламенение, при нагреве взрывается, при смешивании с воздухом образует взрывоопасную смесь, опасен на воздухе и в помещении

в. Опасность для человека:(степень опасности)

8.Необходимые действия в аварийной ситуации:

а. Общего характера

Упаковка перевозимого опасного груза маркируется определенным цветом и знаками безопасности. При перевозке на автотранспорте маршрут движения согласуется с ГИБДД и с представительством грузоотправителя.

Знаки опасности на железнодорожном транспорте

Знаки опасности, наносимые на транспортную тару, должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника.

При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм.

В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника – номер подкласса. При нанесении нескольких знаков опасности номер подкласса указывают на знаке опасности того класса (подкласса), к которому отнесен груз. Рамка, символ и надписи на знаке опасности должны быть выполнены черным цветом, защищены от выцветания, другие цвета фона должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям.

Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте авто ж д авиа речной

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделе­ниями основных (главных) действий.

В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании должностными лицами обеспечивается:

– выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных ли­ний, переноса инструмента и инвентаря;

– установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих СиС, пож.автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;

– остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка ж/д транспорта согласуется в установленном порядке);

– установка единых сигналов об опасности и оповещение о них всего л/с подразделений ГПС, работающего на пожаре;

– вывод л/с подразделений ГПС в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса ЛВЖ и ГЖ из резервуаров и т.п.;

– организация постов безопасности с 2ух сторон вдоль ж/д полотна, для наблюдения за движением составов и своевременным оповещением л/с ГПС об их приближении, в случае прокладки рукавных линий под ж/д путями.

Запрещается устанавливать пож.автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения трансп.средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц или нач.караула. При этом на пож.автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для безопасности в ночное время стоящий пож.автомобиль освеща­ется бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации ж/д вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.

При ликвидации горения грузовых поездов в пути следования, РТП и должностные лица, прибывшие к месту пожара, обязаны выяснить у машиниста вид груза в горящем и соседних с ним вагонах, потребовать у машиниста аварийную карточку и принять меры по обеспечению безопасности л/с ГПС.

При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке РТП и должностные лица обязаны принять меры по предотвращению приближения л/с ГПС к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м до места их заземления.

При пожаре на перегоне РТП должен принять меры по остановке поездов, для чего немедленно выслать в 2ух направлениях на расстояние не менее 1 км сигнальщиков, оснастив их средствами для подачи сигналов и проведя необходимый инструктаж.

Подача воды и пены на тушение допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий, их заземления в установленном порядке и выдачи допуска на тушения пожара от уполномоч. на это лица.

При ликвидации горения ж/д цистерн и автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ необходимо применять мощные переносные, передвижные и стационарные лафетные стволы. Боевые позиции ствольщиков должны быть выбраны на максимально возможном удалении с учетом вероятности взрывов и располагаться под прикрытием рельефа прилегающей местности, зданий и сооружений, бронещитов, бронетехники, трансп.средств (вагонов, автомобилей и т.д.), не имеющих опасных грузов. Л/С ГПС должен работать в ТОК и ТК и под прикрытием распыленных струй воды.

При пожарах в тоннелях и на станциях метрополитена как мелкого, так и глубокого заложения, магистральную рукавную линию целесообразно прокладывать до платформы станций с установкой рукавных разветвлений, при этом во всех случаях предусматривают прокладку резервной магистральной линии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *