тутаев храм бориса и глеба
Воскресенский собор Тутаева
Воскресенский собор Тутаева Petite
С левого берега Волги открывается прекрасный вид на Воскресенский собор, украшающий Борисоглебскую сторону города Тутаева. Огромный белый пятиглавый храм на склоне холма, окруженный деревянными, потемневшими от времени домами выглядит легким и величественным. Он являет собой яркий образец ярославской церковной архитектуры и заслуженно включен в список достопримечательностей Золотого кольца России.
Алтарной частью собор обращен к реке, внутрь ведут два крыльца — с южной и западной сторон. Входы оформлены резьбой по камню в традиционном русском стиле. Окна украшают гребенчатые наличники, простенки между ними заполняет затейливое каменное кружево гирлянд, свисающих с витых полуколонн. В углы храма врезаны толстые, похожие на столбы колонны, соединенные цепью. Окончательную завершенность архитектурному ансамблю придают многоярусные ворота и шатровая колокольня.
Немного истории
Воскресенский собор возведен между 1652 и 1678 гг. на месте разрушившейся деревянной церкви Бориса и Глеба. Имена зодчих история не сохранила, известно только, что они были родом из Ярославля. Ярославцами были и художники, которые расписывали храм в 1680 г. С тех пор собор неоднократно реставрировался, но служение в нем никогда не прерывалось. Во время последней реконструкции храмовый ансамбль дополнился подсветкой из 280 ламп мощностью по 500 Вт.
Что посмотреть
Подлинное украшение храма — самобытные фрески, сверху донизу покрывающие все потолки и стены. Сюжетами росписи послужили эпизоды Ветхого и Нового заветов. На южной стороне нарисована сцена райской жизни Адама и Евы, на западной — Ноев ковчег в волнах всемирного потопа, северная — посвящена истории Ионы. Огромная фреска повествует о строительстве Вавилонской башни. Встречаются и исторические сюжеты, к примеру, крещение Руси.
Многоярусный иконостас 17 века покрыт золоченой резьбой. В числе православных реликвий — распятие, принесенное сюда рекой еще в 15 веке, и образ Николая Мирликийского из деревянной слободской церкви, на месте которой возведен собор. В южном приделе установлена известная чудотворная икона — «Оранта». Уникальный образец русской резьбы по дереву — киот, выполненный в 1554 г. на сюжет из жития Николы Можайского. Шестикрылые серафимы поддерживают надпрестольную сень в виде увитой цветами сети.
После революции икона Спасителя была утрачена. Легенда гласит, что ее обнаружили прачки, полоскавшие белье с мостков. Под их ногами на досках проступил потемневший лик. Ныне самая почитаемая икона Борисоглебской епархии выставлена слева от южного входа в храм. В десятое воскресенье после Пасхи совершается крестный ход по улицам Борисоглебской стороны с украшенной зеленью трехметровой иконой.
Практическая информация
Адрес: Ярославская область, ул.Соборная, 13а. Веб-сайт.
Воскресенский собор (Тутаев)
Воскресенский собор — памятник архитектуры второй половины XVII века. Не закрывался при советской власти, сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. В 1950-е годы старостой был исповедник Георгий Седов. На приходе созданы музей и православная школа.
Содержание
История [ править ]
Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.
Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.
Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.
После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.
Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.
Современное состояние [ править ]
Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы.
Два раза в год образ торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.
Деятельность прихода [ править ]
По собору проводятся экскурсии, действует музей.
Описание [ править ]
В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX век), сторожка (1910 год), где в советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.
Святые [ править ]
Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий Седов, впоследствии прославленный Русской православной церковью.
Он был старостой Воскресенского храма, там покоятся его мощи.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Ярославская обл.,г. Тутаев, ул. Соборная, 13 а.
СОБОР ВОСКРЕСЕНСКИЙ
в Тутаеве
Собор Воскресения Христова в городе Романове-Борисоглебске ( с 1918 — Тутаев) построен в 1652 — 1675 годах на крутом правом берегу Волги в традициях ярославского храмового зодчества.
Город Романов-Борисоглебск ( с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, расположенные на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода ( 1238), на левом — городок Романов ( 1283).
На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор, впечатляющий гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.
В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, — находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют « Одигитрия» ( «Путеводительница»). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII — начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.
В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу ( северный) и святителю Николаю Мирликийскому ( южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.
Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII — начала XVIII веков.
В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня ( 2-я половина XVII века), Святые врата ( последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник ( XIX века), сторожка ( 1910 год).
Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.
Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.
В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Первый храм Борисоглебской слободы был построен монахами в 1238 году в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Во времена Иоанна Грозного здесь возвышалась двухэтажная церковь « брусчатая с пятью куполами». По преданию, вплоть до XVII века в слободе имелась монашеская обитель.
В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь иконы Божией Матери « Одигитрия». В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь в честь Воскресения Христова.
Радетелями грандиозного строительства были « земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне».
Главный престол холодного ( верхнего) храма — Воскресенский — освятили в 1675 году. Храм с трех сторон окружают двухъярусные галереи. В летнюю церковь ведут два крыльца — южное и западное.
Интерьер летнего храма Воскресенского собора
Летний храм Воскресения Христова четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов ( сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий ( дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.
Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция « Страшный Суд».
Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция « Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица « Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» ( жертвенник), «Великий Вход» ( главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.
В северо-восточной части летнего храма сосредоточены особо почитаемые образы: чудотворная икона Спаса Всемилостивого, Распятие, Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца ( Можайского). Ежедневно после Божественной литургии на этом месте в окружении святынь перед иконой Спасителя служатся молебны.
Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Интерьер зимнего храма Воскресенского собора
Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы « Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.
Существующий иконостас храма — XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.
Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.
Святыни собора
Икона Спас Всемилостивый
Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся « небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
В 1749 году по указу святителя Арсения ( Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней.
На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой ( конфискованы коммунистами в 1923 году).
По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз ( обычно трижды). С иконой Спаса Всемилостивого совершаются ежегодно два крестных хода по городу. Крестные ходы проходят по Борисоглебской стороне в десятое воскресенье по Пасхе ( престольный праздник Воскресенского собора), по Романовской стороне — в воскресенье перед празднованием памяти Пророка Илии.
Крест с Распятием в иконе « Страсти Христовы»
Распятие Господа нашего Иисуса Христа одно из древнейших образов собора, ученые датируют его еками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.
На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина ( слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник ( справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы. Икона написана в конце XVII — начале XVIII века.
Икона Божией Матери « Одигитрия» ( Смоленская)
Название иконы « Одигитрия» переводится с греческого как « Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.
Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат. На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.
Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.
Святой Николай Чудотворец ( Можайский)
Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие.
Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.
До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому в помощи « Николе угоднику». На главе святителя надета шитая золотными нитями митра конца XIX — начала XX века.
Икона Святые апостолы Петр и Павел
В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма.
Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.
Икона Священномученик Харалампий
Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.
В Романове-Борисоглебске в XVIII — XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть « романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.
Стенописи собора
Стенопись Воскресенского собора исполнена в 1679 году ярославскими мастерами, предположительно во главе с Дмитрием Григорьевым, а паперти расписаны в 1680 году Федором и Иваном Карповыми « со товарищами».
В центральном куполе изображен « Вседержитель», в трибуне барабана 16 праотцов, на парусах евангелисты. В западных куполах « Знамение» и «Спас Эммануил», в трибунах по 12 фигур пророков, на парусах апостолы из числа 70. На северо-восточном своде « Благовещение» и «Рождество Христово», на юго-восточном « Воскресение» и «Вознесение», на западном « София созда себе дом», на северо-западном « Богоявление», на юго-западном « Преображение». На подпружных арках по два апостола, между ними красные херувимы.
Столбы разбиты на 4 яруса, в двух верхних русские князья: Глеб, Всеволод, Владимир, Федор, Давид и Константин Ярославские, Довмонт Псковский, царевич Дмитрий Угличский, Борис ( южный столб); Михаил Черниговский, боярин Федор, Даниил Московский, Георгий, Василий и Константин Ярославские, Михаил Тверской, Александр Невский ( северный столб).
В третьем ярусе на восточной стороне « Вседержитель» и «Богоматерь Владимирская» в киотах. Северная и южная стороны разбиты на 5 широких ярусов ( 1,5 — 1,8 м). В них подробно иллюстрирована евангельская история и особенно события со страстями и воскресением Иисуса Христа.
В четвертом ярусе южной стены написаны 7 вселенских соборов, на северной стене симметрично им изображены 7 евангельских « притч». Нижний пятый ярус орнаментальный, завешан иконами. На западной стене грандиозная картина « Страшного суда». В окнах собора святители и преподобные в рост, в оконных арках херувимы.
В конхе центрального алтаря « Великий вход», в апсиде святители, преимущественно греческие патриархи и римские папы. На западной стене центрального алтаря « Евхаристия». В конхе жертвенника « Се Агнец Божий», в апсиде святители и дьяконы, на западной стене преподобные.
На паперти повествование развертывается четырьмя циклами: по внешней стороне четверика собора, по своду, в окнах и в люнетах над ними. Над входом в южный Николаевский придел Петра и Павла « Сошествие святого Духа на апостолов». На южном своде паперти расположены сцены из «Чудес Богоматери Тихвинской и иллюстрации к «Ветхому Завету», начиная от «Дней творения» и кончая сценами из жизни праведного Ноя. На западном своде « Построение Вавилонской башни», «История Авраама, Мельхиседека и Лота». На северном своде « История Иакова и Иосифа». На южной паперти с внешней стороне четверика: «Отче наш», «София Премудрость Божия» и «Живоносный источник». В люнетах над окнами и между ними « Сказание о белом клобуке».
На западной паперти с внешней стороны четверика: «Ангел хранитель», «Видение Иеремии» и «Яко твое есть царство», в люнетах над окнами и между ними: «Крещение Руси» и «Заповеди блаженств». На северной паперти с внешней стороны четверика « Повесть о Евлогии камнесечце», «Песнь Песней» ( с виршами) и «История Ионы», в люнетах над окнами « История Юдифи, Сусанны и Эсфири».
На откосах окон по всему периметру паперти 52 фигуры пророков, царей, мучеников, святителей и преподобных. Среди них примечательны московские князья: Иван Данилович Калита, Дмитрий Красный и Даниил Александрович. В южном крыльце сцены из «Апокалипсиса», в западном крыльце иллюстрации из книги « Исход».
Паперти храма до сих пор покоряют зрителя свежестью и интенсивностью тонов: бирюзовых, золотисто-охристых, малиновых, розовых, белых, фисташковых, оливковых. Резко очерченные по контуру фигуры стройных пропорций, динамичные и гибкие, разнообразные по выражению лики написаны золотистою охрою с редкими вспышками беловатых бликов.
В 1930-е, самые трагические годы, община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин ( Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.
Божественная Литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.
В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду — святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам — Божией Матери; в воскресенье вечером — Иисусу Сладчайшему.
Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем — по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.
Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.