тутаев церковь вознесения господня икона

Храм Вознесения Господня (Тутаев)

тутаев церковь вознесения господня икона

Храм Вознесения Господня построен в 1795 году, расширен в 1815 году. До войны его прихожанином был будущий исповедник веры и почитаемый старец о. Павел Груздев. Храм был закрыт в 1960 году, возвращен верующим в 1989 году. Отреставрирован.

Содержание

История [ править ]

Храм в честь Вознесения Господня, за которым закрепилось название Леонтиевской церкви, находится на южной окраине города в центре большой площади. Когда-то здесь стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, потому и местность эта издавна называется «Леонтьевка». В 1743 году сгорела холодная деревянная Вознесенская церковь, а теплая, возобновленная после пожара, с приделом Параскевы Пятницы, простояла до постройки нового каменного храма и затем была разобрана.

Каменный пятиглавый храм возвели в 1795 году на пожертвования купца Григория Карповича Сырейщикова и прихожан. Была освящена только нижняя, теплая церковь (главный престол – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и придел – во имя великомученицы Параскевы).

Верхний храм (летний) достраивался в течение двадцати лет и только в 1815 году, после отделки, был освящен Вознесенский престол.

Храм был закрыт в 1960 году, в здании находился склад.

Возвращен верующим в 1989 году, отремонтирован.

Современное состояние [ править ]

В 2012 году была произведена реставрация фресок в четверике в верхнем храме.

Деятельность прихода [ править ]

В Вознесенском храме сложилась традиция каждый воскресный день посещать могилу архимандрита Павла (Груздева) на Леонтиевском кладбище и служить панихиду.

Новомученики и исповедники [ править ]

В мае 1941 года по сфабрикованному делу был арестован, а затем расстрелян настоятель храма иеромонах Николай (Воропанов), который почитался верующими как старец, к нему приезжали за советом из дальних мест. Арестованы были также келейник о. Николая Димитрий Смирнов (бывший насельник Павло-Обнорского монастыря) и несколько прихожан храма, среди которых был Павел Груздев.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Ярославская область, г. Тутаев, Леонтьевская площадь, 1 а.

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Источник

Храм Вознесения Господня, г. Тутаев

тутаев церковь вознесения господня икона

Адрес: 152302, РФ, Ярославская область, город Тутаев, Леонтьевская площадь, 1а

Настоятель — протоиерей Михаил Шелемба.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл

Храм в честь Вознесения Господня, за которым закрепилось название Леонтиевской церкви, находится на южной окраине города в центре большой площади.

Когда-то здесь, на посаде, ближе к Волге, стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, потому и местность эта издавна называется «Леонтьевка».

В 1743 году сгорела холодная деревянная Вознесенская церковь, а теплая, возобновленная после пожара, с приделом Параскевы Пятницы, простояла до постройки нового каменного храма и затем была разобрана.

Каменный пятиглавый храм возвели в 1795 году «стараниями строителя оного, романовского купца Григория Карповича Сырейщикова с прихожанами». Была освящена только нижняя, теплая церковь (главный престол – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и придел – во имя великомученицы Параскевы).

Верхний храм (летний) достраивался в течение двадцати лет и только в 1815 году, после отделки, был освящен Вознесенский престол.

Романовские купцы, как известно, были щедрыми жертвователями на благоукрашение храмов. Настенная летопись сообщает о том, что «стараниями и средствами местного церковного старосты, Романо-Борисоглебского купца Михаила Сергеевича Новикова, в память 18-летняго служения его родителя Сергея Михайловича Новикова в звании церковного старосты» был устроен и освящен в верхнем храме в 1880 году придел во имя святителя Леонтия Ростовского и Преподобного Сергия Радонежского.

Заботами отца и сына Новиковых Вознесенская церковь ремонтировалась, обновлялась приобреталась церковная утварь, книги, облачения. Сергеем Сергеевичем был куплен двухэтажный дом для причта храма.

В церкви находилось множество древних икон, происходивших еще из деревянных храмов. Романовское население особо почитало образ великомученицы Параскевы Пятницы, по молитве у которого люди исцелялись от глазных болезней.

В 1609 году, во время разорения города польско-литовскими отрядами, дерзкие похитители иконы были поражены слепотой и не смогли вынести образ из храма.

Некоторые святыни Вознесенской церкви сохранились до нашего времени. Так, напрестольное Евангелие с изображенными на окладе Святителем Леонтием Ростовским и Преподобным Сергием Радонежским, храмовая икона тех же святых, образ Николы Можайского находятся в других храмах города.

В мае 1941 года по сфабрикованному делу был арестован, а затем расстрелян настоятель храма иеромонах Николай (Воропанов), который почитался верующими как старец, к нему приезжали за советом из дальних мест. Арестованы были также келейник о. Николая Димитрий Смирнов (бывший насельник Павло-Обнорского монастыря) и несколько прихожан храма, среди которых был Павел Груздев.

Эти люди провели долгие годы в исправительно-трудовых лагерях. Но страдания не сломили, а укрепили их в вере Христовой. Димитрий Смирнов принял священство и около двенадцати лет посвятил служению в Вознесенской церкви, где когда-то был арестован, а затем окормлял паству в Воскресенском соборе.

Павел Груздев всецело отдал жизнь свою Господу; впоследствии он стал почитаемым старцем, которому всевышний дал дар предвидения и возможность исцелять души и тела человеческие. Похоронен всенародно любимый батюшка на Леонтиевском кладбище. Свой земной путь он окончил в сане архимандрита.

Уцелевшая в безбожной буре 1930-х годов церковь была закрыта в хрущевскую кампанию в 1960 году. Здание определялось детям для занятий спортом и производственным обучением, в итоге там находился склад.

Лишь в 1989 году стараниями благочинного Тутаевского округа протоиерея Николая Лихоманова, Александрой Константиновной Смирновой церковь была возвращена общине. С 1989 года настоятелем Вознесенской церкви является протоиерей Михаил Шелемба.

По благословению отца Павла (Груздева), с Божией помощью и помощью верующих храм был отремонтирован, в нем вновь совершаются службы.

В 2012 году была произведена реставрация (открытие закрашенных) фресок в четверике в верхнем храме.

Чтимые мощи и икона:Частица мощей Святителя Игнатия Брянчанинова; Икона Божией Матери «Утоли моя печали», переданная отцом Павлом (Груздевым).

Одним из прихожан Леонтиевского храма был архимандрит Павел (Груздев). Отец Павел читал, пел на клиросе, пономарил.

Отец Павел родился в 1911 году в деревне Большой Борок Мологского уезда. Юношество его прошло в Афанасиевском мологском женском монастыре, в котором проживали три его родные тетки. Там он пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря в 1929 году Павел перебрался в Новгород, где работал на судостроительной верфи, посещал Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь. После закрытия и этого монастыря вернулся на родину. В связи со строительством Рыбинского водохранилища Молога попала в зону затопления и Павел вместе с родителями перебрался в Тутаев. Ходил в Леонтиеский храм, где пел, читал, пономарил. В 1941 году был арестован.

Шесть лет провел в исправительно-трудовом лагере. По возвращении домой устроился на работу, а в свободное время постоянно ходил в храм святителя Леонтия. В 1949 году был вновь арестован и сослан в ссылку без определенного срока в город Петропавловск Северо-Казахстанской области. В 1954 году ему объявили, что все ограничения с него сняты, и он может жить и работать где угодно и как угодно.

Вернувшись на Ярославскую землю, отец Павел приехал в Тутаев. Вскоре его рукоположили. С 1960 года он стал настоятелем Троицкого храма в с. Верхне-Никульское Некоузского района, в августе 1961 года был пострижен в монашество, в 1966 году возведен в сан игумена, в 1983 году — в сан архимандрита.

Его знали в окрестных селах, к нему приходили и простые рабочие, и профессора из Академгородка поселка Борок, изучавшие Рыбинское водохранилище. К нему приезжали жители многих городов за благодатным утешением и решением жизненных вопросов.

В конце 80-х гг. о. Павел почти ослеп. С 1992 года — за штатом по состоянию здоровья. Жил в Тутаеве, при Воскресенском соборе, продолжая служить, проповедовать, принимать народ. Многочисленны свидетельства его прозорливости. Скончался отец Павел 13 января 1996 года, похоронен на Леонтьевском кладбище в левобережной части г. Романова-Борисоглебска.

10 ноября (вмч. Параскевы);

5 июня (свт. Леонтия Ростовского Чудотворца);

Источник

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

тутаев церковь вознесения господня икона
Воскресенский собор.Тутаев

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

тутаев церковь вознесения господня икона

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

тутаев церковь вознесения господня икона

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

тутаев церковь вознесения господня икона

тутаев церковь вознесения господня икона

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

Источник

Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

тутаев церковь вознесения господня икона

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

тутаев церковь вознесения господня икона

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

тутаев церковь вознесения господня икона

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Источник

Воскресенский собор в Тутаеве

тутаев церковь вознесения господня икона тутаев церковь вознесения господня икона

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

тутаев церковь вознесения господня икона

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

тутаев церковь вознесения господня икона

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

тутаев церковь вознесения господня икона

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.40/21.55. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *