тутаевская икона божьей матери
Две чудотворные иконы Тутаева
В Воскресенском соборе Тутаева находится трёхметровый, погрудный образ Иисуса Христа, получивший название «Спас Всемилостивый».
Авторство иконы некоторые историографы приписывают кисти святого Дионисия Глушицкого, который жил на рубеже XIV–XV веков. В житие Дионисия сообщается, что помимо просветительской деятельности, он занимался перепиской книг, шитьём, плотничал и работал кузнецом. Кроме этого, он много и с удовольствием занимался иконописью.
Тутаевский «Спас Всемилостивый» почитается чудотворным и раньше располагался в куполе деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Церковные предания рассказывают, что в 1798 году икону торжественно несли на руках от Ростова до Борисоглебска и остановились на отдых на берегу реки Ковать. Поскольку икона запылилась, её решили омыть водой, перед тем как торжественно внести в город. В этом месте, чудесным образом из земли начал бить родника, который почитается целебным и по наши дни. Икона явила множество чудес и исцелений. Её регулярно выносят на Крестный ход и возбуждённые паломники стараются прикоснуться к окрашенному слою больными частями тела.
Чтимая Тутаевская икона Богоматери «Прибавление ума» написана на холсте и по церковному преданию написана неизвестным иконописцем в момент сильнейших душевных переживаний. Легенда утверждает, что один человек много размышлял, пытаясь понять устройство мира умом, а не сердцем.
Он много читал, постился и однажды его разум не выдержал и возник, выражаясь современным языком «программный сбой». Человек сошёл с ума, и на долго погружался в пучины безумия, выныривания в нормальное состояние только на очень короткие мгновения. В эти минуты он понимал, что с ним не все в порядке и начинал, яростно молится Пресвятой Богородице о возвращении ума.
Ему снизошло видение, в котором Богородица дала указание нарисовать эту икону. Безумец выполнил все в точности, поправился, а результатом его труда стало появление одной из самых необычных икон, получившей неофициальное название — «Прибавление ума».
К иконе, приезжают люди со всей России и обращаются со специфическими просьбами обретения мудрости, возвращения разума, пополнения знаний, помощи в учёбе и избавления от душевных болезней.
С недавних пор, появилась традиция привозить икону из Тутаева в Ярославль, перед 1 сентября.
vse_horosho
«Родился сам, помоги другому»
Вчера искала в сети «куда поехать» прогуляться и встретила вот такую вот икону.
Источник фото.
Это Спас в городе Тутаев (Ярославской области) в Воскресенском соборе.
Собор тоже необычный из-за яркой росписи на наружных стенах.
Источник фото.
Источник фото.
По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Затем её сняли.
Источник фото.
Источник фото.
Каждое 10 воскресенье после Пасхи есть обычай совершать крестный ход по городу с этой иконой. Икону несут на руках.
Источник фото.
Источник фото.
Раньше крестный ход шел лишь по одной стороне реки. Затем стали переправлять икону на пароме через реку и совершать крестный ход и по второй стороне реки.
Источник фото.
А вот здесь даже орбочки летают
Источник фото.
Там же, в Тутаеве есть и вот такой интересный храм. Названия не нашла, но архитектура заинтересовала.
Источник фото.
Судя по тому, что видела – город интересный. На берегу Волги. Хочу туда прокатиться.
В Тутаеве на Крестный ход вышел весь город. Фотоистория Владимира Ештокина
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В минувшее воскресенье в Тутаеве прошел крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого. Это самая большая икона в России.
Спас Всемилостивый, или как ее еще называют, Спас Борисоглебский, — уникальная икона, известная с середины XV века. Размеры иконы — 2.8 метра в ширину и 3.2 метра в высоту. Большой размер иконы обычно связывают с её первоначальным назначением. Считается, что она располагалась в куполе деревянного Борисоглебского храма и была частью его «небес».
Обычно икона находится в Воскресенском соборе города, но иногда она покидает свое место и «обходит» город — с иконой совершают крестный ход.
Тутаев до 1918 года носил название Романов-Борисоглебск и возник из слияния двух самостоятельных городков — Романова на левом берегу Волги и Борисоглебска на правом берегу. Сообщение между частями города, расположенными на разных берегах, осуществляется с помощью паромной переправы, так как моста в городе нет.
Тутаевский крестный ход совершается дважды за лето. Первый крестный ход проходит в десятое воскресенье после Пасхи. С иконой проходят по правой, Борисоглебской стороне. Второй, или как его еще называют большой, крестный ход был учрежден в 1888 г. в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Он проходит в конце июля, в последнее воскресенье перед праздником Ильи Пророка. Тогда икону на пароме перевозят на левую, Романовскую сторону и обходят все храмы. Вместе с иконой обычно плывут и многочисленные паломники.
В этом году случилось так, что паром не смог вместить всех желающих, которых становится с каждым годом все больше, так что многочисленным паломникам пришлось самостоятельно перебираться на лодках — своеобразное водное такси работает в городе практически всю навигацию. Лодочники исправно трудились весь день, перевозя всех желающих с одного берега на другой.
При большом стечении народа образ устанавливается на носилках, которые, сменяя друг друга, несут мужчины, обычно 30–40 человек. Берега Волги в этих местах довольно круты, и требуется немало усилий, чтобы нести чудотворный образ.
С иконой обходят все храмы, расположенные на романовской стороне — Крестовоздвиженский собор, Вознесенскую церковь, другие храмы. В Вознесенском храме до своего ареста подвизался в качестве певчего и пономаря архимандрит Павел (Груздев). Его могила на Леонтьевском кладбище — так же одна из остановок на пути крестного хода. Традиция крестных ходов с образом «Всемилостивого Спаса» прервалась в советское время и была возобновлена в 1989 году.
На улицы города в этот день высыпают все жители. Многие совершают путешествие с иконой от самого Воскресенского собора, плывут на пароме или на лодках, идут от храма к храму.
Другие присоединяются к процессии по дороге. Крестный ход продолжается практически весь день. Уже поздно вечером чудотворный образ возвращается на свое постоянное место в Воскресенском соборе, где он и будет находиться до следующего лета.
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ
В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Воскресенский собор.Тутаев
Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.