у мифов есть авторы

Мифология. Для тех, кто хочет все успеть

у мифов есть авторы

Практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения. Где бы ни жили люди, в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании, везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической. Родившись на заре человечества, мифология прекрасно чувствует себя и в компьютерную эру, оставаясь источником вдохновения для писателей и композиторов. Так что же такое мифы и как их можно классифицировать? Кем были нибелунги, чем занимались друиды, как звали музу астрономии и сколько пород у мифических китайских драконов? Разобраться в этих и многих других сложных на первый взгляд вопросах поможет наша книга.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифология. Для тех, кто хочет все успеть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Родом из сказки. Что такое миф? Определение мифологического мировоззрения и классификация мифов

Поверьте, дети прекрасно понимают, что единорогов нет. Но они так же прекрасно понимают, что книги про единорогов — конечно, если речь идет о хороших книгах — это правдивые книги.

Мы живем в мире, который невозможно представить себе без книги. Раз возникнув, она — в самых разных формах: папируса, глиняных табличек, рукописных пергаментов, печатная или электронная — навек стала нашей спутницей и верной хранительницей информации.

Но, однако же, когда-то мир существовал и без письменности, и без книги. По меркам существования Земли — с тех пор прошли мгновения, но по меркам человеческой цивилизации — время это уже весьма отдаленное. Как же так, спросите вы? Как люди передавали знания, опыт, как сохраняли обычаи, традиции и память?

Ответ прост: наши предки хранили все это в преданиях и легендах.

Почитай мне сказку на ночь

«История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой»

На определенной стадии развития практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения.

Где бы ни жили люди: в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании — везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической.

Но правильно ли мы понимаем само слово «миф»?

Собственно, само по себе оно греческого происхождения и обозначает не что иное, как «предание» или «сказание». Но между мифом и сказкой существует весьма существенная разница. Все ли понимают это?

у мифов есть авторы

Геракл Фарнезе. Мрамор. Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей

В детстве родители читают детям сказки. Сначала это крошечные «зарисовки» для малышей, потом рассказы для детей постарше, потом большие истории — про дружбу, верность и подвиги. Потом приходит черед античных мифов. Но когда же сказки перестают быть просто увлекательными рассказами о богах и героях древности, рассказами, за которыми вроде бы нет ничего, кроме яркой фантазии их авторов?

«Мифология — совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии»

Для некоторых людей — никогда. Не все хотят, да и не все нуждаются в том, чтобы понять, что стоит за прекрасной, но совершенно не связанной с жизнью сказкой. Однако огромное большинство из нас в детстве все-таки ассоциирует себя с героями ушедших времен, а значит, должно понимать, что такое миф.

С точки зрения ученых, мифология — это, прежде всего, особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. Все дело в том, что человек древности воспринимал себя буквально единым целым как с природой, так и с коллективом, в которых он жил.

Это универсальный мифопоэтический символ. Во многих мифологиях мира имеется упоминание о вселенском яйце, из которого рождается мир или верховное божество, создающее мир. Иногда это яйцо золотое — как символ солнца. О рождении демиурга — божественного Фанеса — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана

Что это означало на практике? Всего лишь то, что мышление древних людей одушевляло весь мир: ветер, деревья, дождь и камни были такими же живыми и обладали такой же способностью мыслить и чувствовать, как и сам человек. Эта глубочайшая взаимосвязь способствовала слиянию логического и эмоционального мышления, выводя единственный непреложный закон древних: мир относится к тебе так, как ты относишься к каждой части этого мира.

Итак, миф — это предание, передающее представление людей о мире, его происхождении, богах, героях и самих людях.

Вместе или порознь?

Конечно, в таком взгляде на мир, с нашей, современной точки зрения, присутствовала большая доля наивности. И потому ничего удивительного не было в метафоричности — или переносе — восприятия человеком всего того, что его окружало. Иначе откуда же было взяться древнегреческим кентаврам, «помеси человека и лошади», или крылатому псу Симарглу из восточнославянских религий? Иначе почему боги древних так человечны и в своих родоплеменных отношениях, и даже в построении семейных связей?

Одним из главных признаков мифологического сознания как раз и является синкретизм. Говоря простыми словами, это соединение всех видов знаний, которыми обладал человек, в единое целое.

«Мифология — это то, во что верят взрослые, фольклор — то, что рассказывают детям, а религия — то и другое»

Людям современности, привыкшим к тому, что наука, религия, искусство не только существуют совершенно отдельно, но и подразделяются на множество внутренних течений, трудно это представить, но наши предки при помощи мифа объясняли все существующие на свете явления: как и почему возник мир, откуда взялись звери и растения, почему идет дождь и почему качаются деревья…

Мифологическое сознание объединяло в себе абсолютно все. Самые зачатки религии, различные формы примитивного тогда еще искусства, знания, которые мы сейчас назвали бы научными, — и те передавались последующим поколениям в виде мифов как коллективный опыт предков. Кроме того, именно мифы создавали и поддерживали систему этических ценностей и норм поведения, принятых в общине, и принимались на веру, не требуя обдумывания и критического восприятия.

«Миф — это религия, в которую никто уже больше не верит»

Еще одной особенностью мифологического сознания является сближение и даже мысленное объединение вещи и называющего ее слова. Для человека, мыслящего категориями мифологическими, вполне естественным является сближение совершенно различных предметов и явлений по внешним качествам: так, к примеру, молнию с древности ассоциировали со стрелой. Людям, существовавшим в синкретичном мире, где все происходит из всего и во все перетекает, достаточно было такого внешнего сходства, чтобы назвать его тождеством.

Пройдет много-много веков, и такой подход люди назовут красивым словом «символизм». Любой предмет или явление, не теряя своей сущности и предназначения, может стать знаком любого другого предмета или явления, то есть заменить их как символ.

«Каждый миф есть одна из версий правды»

Не стоит путать символизм как отдельное литературное направление, получившее развитие на рубеже XIX–XX вв., с символизмом мифологическим. Но мы можем встретить в современной литературе множество его примеров: дождь — как слезы неба, буря — как дыхание ветра, огонь — как отражение солнца… Подумайте, а ведь не так уж мало сохранилось в нашем сознании от того, древнего, восприятия мира как сказки!

«Миф — не вымысел, а концентрированная правда»

Что, откуда и почему?

Случись вам задать такие вопросы людям, мыслящим мифологически, и вы были бы сильно удивлены ответами. Дело в том, что в мифах в полной мере отражается тождественность, то есть совпадение генезиса и сущности предмета или явления. Говоря проще, причинно-следственные связи в мифе подменяются прецедентом.

На вопросы «что, откуда, почему?» миф отвечает: так было от начала времен. И почти никогда вы не встретите там иных объяснений. Зачем они?

Мифологический мир возникает во время изначальное, первое, некое «правремя», до которого не существовало ничего конкретного, и все что угодно могло возникнуть как угодно, потому что это был момент первотворения.

Спутники планеты Юпитер называют в честь мифологических персонажей, связанных с богом Юпитером (и ли Зевсом), причем самые крупные спутники носят имена его возлюбленных. Согласно мифам, Зевс окутывал себя облаками, чтобы скрыть прелюбодеяния, однако его жена Гера (она же Юнона в римской мифологии) все равно видела их с Олимпа. Подразумевая этот сюжет, НАСА в 2011 году отправило к Юпитеру автоматическую исследовательскую станцию «Юнона»

Почему же при кажущейся невозможной запутанности, слиянии самых, казалось бы, несопоставимых частей, отсутствии ответов на простейшие — для нас — вопросы мифологическое сознание сослужило человечеству колоссальную службу?

Основным назначением мифа, главной его целью и ценностью было создание модели, некоего примера, в соответствии с которым человек мог и должен был строить всю свою жизнь.

Изначальное время, первовещи, первопричины, первопредки — все становилось образцом. Время мифа, мифических богов и героев — это магическая основа существования человеческого рода. И пока соблюдается установленный порядок вещей, или ритуал, мир будет прочен и стабилен.

Ритуал вообще играл — и продолжает играть даже в современном мире — огромное значение. Регулярное повторение ритуалов является определенной инсценировкой мифа, и для человека древности это не только изображение, но и постоянное возрождение, подпитка магической силы мира.

«Мифы — это коллективные сновидения, а сновидения — индивидуальные мифы»

Тотем — в некоторых примитивных верованиях: животное (иногда растение или предмет), являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени

И можно сказать, что очень многие мифы — это одна сторона медали, а ее оборотной стороной является ритуал. Миф и ритуал — это теория и практика жизни древних людей.

Тысячи слов — и все об одном

Как уже было сказано, мифология говорит с человеком об окружающем его мире. Но ни для кого не секрет, сколь разнообразны и многочисленны мифы народов мира. Однако они все-таки поддаются определенной классификации. Отдельные, хорошо просматривающиеся черты и общие мотивы позволяют условно разбить мифы на группы.

«Миф, в который верят, постепенно становится правдой»

Мифы о животных. Являются одной из самых древних и многочисленных групп. Они включают в себя рассказы не только о животных-покровителях, или тотемных животных, становившихся основателями рода, но и о превращении людей в животных и наоборот, то есть об оборотничестве, как, например, древнегреческая легенда об Арахне или славянские сказания о князе-оборотне Волхе Всеславьевиче.

(Ричард Палмер Блакмур)

Астральные мифы дают представление о том, как появились звезды и планеты. Иногда среди них выделяют солярные и лунарные мифы, соответственно о Солнце и Луне.

Ядром любой мифологической системы является группа космогонических мифов, повествующих о космогонии, то есть происхождении всего космоса.

«Богини бракосочетались с богами, рождали героев, а любили пастухов»

Далее можно выделить теогонию и антропогонию — мифы о происхождении богов и человека. Достаточно большое место в любой мифологии занимают календарные мифы — о постоянном повторении явлений в природе, и эсхатологические мифы, те, что рассказывают о конце времен, о том, как и почему прекратит существование наш мир.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

Большое значение имеют и мифы культовые, часто связанные с определенным богом и местом, героические — знакомящие нас с героями древности, а также группа мифов, в которых рассказывается о культурных благах, данных людям, как правило богами или героями.

Конечно, это деление условно, но дает нам возможность постепенно научиться ориентироваться в огромном многообразии мифологической вселенной.

Источник

dymontiger

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

Мифы древнего мира продолжают вдохновлять нас. Мы склонны принимать за чистую монету то, что история называет мифом. И хотя есть немало тех, кто твёрдо верит, что каждый миф основан на реальности, было предпринято недостаточно усилий, чтобы доказать истинность или ложность данного утверждения. Однако порой мы сталкиваемся с доказательствами того, что древние истории не были просто полётом чьей-то фантазии.

у мифов есть авторы

у мифов есть авторы

Один из самых популярных греческих мифов – об амазонках. Согласно легендам, это женщины-воительницы, которые жили в Малой Азии, или на территории современной Турции. Они сражались с такой силой и свирепостью, что могли противостоять любому мужчине. На протяжении многих лет считалось, что это выдумки, а идея существования целого общества женщин-воительниц казалась абсурдной. Как они выживали без мужчин? Каким образом они воевали с другими армиями? Что ж, теперь это задача антропологов, поскольку оказалось, что амазонки действительно существовали.

Многие историки считают, что до того как были обнаружены настоящие тела, амазонки были скорее метафорическими, нежели реальными существами. Они помогали приукрасить истории о греческих воинах. Однако некоторые считали, что их придумали как способ демонизировать женщин, которые не следовали социальным нормам того времени.

Настоящие амазонки бродили по территории от Чёрного моря до Монголии. Возможно, они принадлежали к тем племенам, для отпора которым была построена Великая Китайская стена. Гомер в «Илиаде» написал первые мифы о них, и вполне вероятно, что в их племенах были мужчины. Возможно, многие из мифов были преувеличены, но они явно основывались на каких-то фактах.

у мифов есть авторы

Троя – один из самых знаменитых городов в греческой мифологии. Все знают историю о Троянском коне и о том, как великий воин Ахилл сражался с Гектором и получил смертельную травму. В этой истории присутствуют все характерные элементы мифа, поэтому нам казалось, что она не может быть правдой.

Несмотря на то, что идея Троянского коня определённо вызывает подозрения, как и бессмертие любого великого воина, Троя была реальным местом.

В 19-м веке немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил руины того, что он определил как древний город Троя, в Гиссарлыке (Турция). Его методы были антинаучными, поскольку он решил использовать для раскопок динамит, который, вероятно, повредил много исторически значимых артефактов.

Одна из трудностей заключалась в том, что город Гиссарлык регулярно разрушали, а затем восстанавливали. Есть свидетельства того, что на одном и том же месте было построено, по меньшей мере, десять городов; они все могли называться Троей, но не обязательно были той, о которой писал Гомер в «Илиаде».

8. Гигантские кальмары

у мифов есть авторы

Мифы, которые не воспринимают всерьёз, обычно связаны с монстрами и гигантскими зверями. Снежный человек, Лох-несское чудовище и чупакабра – все эти создания прочно закрепились в области фантастики. Однако есть одно существо, которое долгое время считалось причудливым плодом воображения моряков, пока не оказалось настоящим. Речь идёт о гигантском кальмаре.

Гигантский кальмар может достигать длины свыше 10 метров и весить более 180 килограмм. Самый крупный из обнаруженных экземпляров весил почти тонну и достигал длины 18 метров. Хотя истории об этом виде существуют на протяжении множества веков, первые свидетельства (в виде фотографий), подтверждающие, что они были реальными, появились не раньше 2004 года.

Из-за глубины, на которой они живут, их редко можно увидеть, а поскольку они являются самыми крупными беспозвоночными на Земле, то все рассказы о них считались бреднями, пока не были обнаружены доказательства. Морякам, которые утверждали, что видели гигантского кальмара, не верили, полагая, что они рассказывают небылицы.

Через два года после того, как японские исследователи впервые сфотографировали одно из этих существ, был пойман и поднят на поверхность живой экземпляр. Он был относительно небольшим: всего 7 метров длиной.

Если вы интересуетесь историями и мифами о Трое, то вы наверняка слышали о городе Тенея. По слухам, Тенея, построенная военнопленными, была местом, которому царь Агамемнон позволил быть независимым. Понятное дело, если Троя была легендой, то и город, построенный людьми, которых она пленила – тоже. Но археологические данные говорят о том, что это место было реальным.

Греческий археолог Элени Корка обнаружила город, который упоминался в истории Эдипа и других, в Пелопоннесе (Греция). Расположенный между Коринфом и Микенами, он был большим и процветающим городом, который, казалось, исчез без следа.

Археологи охотились за этим местом, начиная с 1984 года. Местные жители обнаружили саркофаг, не похожий ни на один из тех, что были найдены ранее, и поиски продолжились. В 2010 году Корка обратилась в полицию, чтобы остановить контрабандистов, которые грабили сокровища в этом районе, поскольку к тому моменту она ещё не получила разрешение на проведение раскопок. Начиная с 2013 года, было обнаружено множество саркофагов, монет, дорог, реликвий и прочее.

6. Мешок с хлебом Святого Франциска Ассизского

у мифов есть авторы

В монастыре в Фоллони в Италии хранится любопытная реликвия, на которую не может претендовать ни одна другая церковь. Согласно легенде, в 1224 году святой Франциск Ассизский отправил монахам мешок хлеба из Франции. Его доставил ангел. Мешок пролежал в монастыре 700 лет, превратившись в хрупкие лоскутки ткани. История сохранилась вместе с ним.

Монахи позволили исследователям проанализировать фрагменты. Наука подтвердила, что фрагменты датировались периодом между 1220 и 1295 годами. На фрагментах также были обнаружены следы эргостерола. Эргостерол – это разновидность грибка, который, как известно, появляется на хлебе. Это говорит о том, что в мешке когда-то лежал хлеб.

Понятное дело, не существует способа определить, действительно ли мешок в монастырь принёс ангел. Однако это больше вопрос веры, чем науки.

5. Семь храмов Махабалипурама

у мифов есть авторы

Согласно мифу о Махабалипураме, на берегу большого города располагались семь величественных храмов, один из которых существовал давным-давно и был признан объектом Всемирного наследия. Они были настолько красивыми, что боги позавидовали и вызвали потоп, чтобы уничтожить их. Это история, конечно же, звучит как вымысел. Так было до тех пор, пока цунами не изменило ситуацию.

В 2004 году землетрясение и последовавшее за ним цунами в Индийском океане обнажили руины легендарного города. Был ли это морской порт или храм – вопрос спорный, но самой важной находкой сразу после цунами стал большой каменный лев, датируемый VII веком. По иронии судьбы, считается, что Махабалипурам был разрушен цунами.

4. Пукай/орёл Хааста

у мифов есть авторы

Если вы никогда не слышали о пукае, то вы не одиноки. Эта новозеландская криптида, как говорили, была гигантской птицей, которая пожирала людей. Вряд ли кому-то хочется, чтобы это было реальностью. К несчастью для наших предков, существо, похожее на пукай, было реальным.

Окаменелости существа под названием орёл Хааста, найденные в 2009 году, указали на птицу, которая весила около 18 килограмм и обладала размахом крыльев три метра. Считается, что она охотилась на крупных нелетающих птиц, таких как моа, около 500 лет назад, и, вероятно, была способна поднять в воздух маленького ребёнка и улететь с ним.

Самки этого вида были вдвое крупнее самых крупных орлов, существующих сегодня, а гигантские когти были достаточно острыми и сильными, чтобы пронзить не только плоть и мышцы, но и впиться в кости, чтобы поднять добычу с земли.

Поскольку в Новой Зеландии нет наземных млекопитающих, эта птица, похоже, была вершиной пищевой цепи и самым страшным кошмаром местных жителей.

у мифов есть авторы

В Ветхом Завете часто упоминается о хеттах и их конфликтах с израильтянами. На протяжении многих лет их царство было одним из самых могущественных на всём Ближнем Востоке. Говорят, что они были военной силой, с которой приходилось считаться. У них также были относительно прогрессивные законы и права, а их земли простирались более чем на 900 километров от Чёрного моря до Дамаска.

Несмотря на своё могущество, эта нация исчезла из истории. К 19-му веку большинство учёных считали её существование не более чем мифом из-за отсутствия исторических и археологических свидетельств.

В 1812 году Иоганн Людвиг Буркхардт, путешествуя по Сирии, обнаружил уникальные письмена. В течение следующих нескольких десятилетий другие исследователи неоднократно посещали ту область, и в 1880 году кто-то, наконец, официально заявил, что это была земля библейских хеттов.

2. Солнечные камни викингов действительно можно использовать для навигации

Из множества удивительных легенд о викингах, дошедших до наших дней, самой невероятной является та, в которой говорится, как они управляли своими лодками. У викингов был волшебный камень, известный как «солнечный камень»; его можно было использовать для навигации даже в самую ненастную погоду, когда не было видно солнца. Камень показывал, где находилось солнце, позволяя плыть в нужном направлении. Это звучит странно, но, возможно, так оно и было.

В 2013 году камень был найден среди обломков британского судна, затонувшего в 1592 году. Конечно, это не был корабль викингов, но находка подтверждает легенду о солнечном камне. Камень представлял собой исландский шпат, который обладает любопытными характеристиками ромбоэдрических кристаллов кальцита. Если это звучит как тарабарщина, то вам нужно знать, что, если кристалл выровнять с востока на запад, то преломление света создаст одно чёткое изображение внутри. Если его расположить в другом направлении, то вы получите раздвоенное изображение. Это срабатывает даже при слабом освещении, что позволяло викингам определять направление движения даже в условиях отсутствия солнца.

у мифов есть авторы

Вокруг истории викингов очень много дезинформации и бахвальства. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что они были грозными воинами, которых враги действительно боялись. Способ, который помог им добиться этой репутации, гораздо интереснее, чем думают многие.

Источник

Почему миф нельзя назвать чистым вымыслом? (2 фото)

Некоторые люди относятся к мифам как к вымыслам: мол, это истории, которые не имеют ничего общего с реальностью. С таким мнением не согласны философы, филологи и историки, утверждающие, что за каждым мифом скрывается своя доля правды.

Почему мифы нельзя считать чистым вымыслом

у мифов есть авторы

Проблема мифа намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Начнем хотя бы с того, что у ученых нет общепринятого определения данного явления. Некоторые открыто относят мифы к сказкам и преданиям, другие – считают их отображением исторических событий, поданных в столь завуалированной форме.

Как пишет профессор А.В.Семушкин, изначально под мифом понималась система сакральных и ценностно мировоззренческих истин, противостоящих истинам профанным. То есть миф считался отражением реальной жизни и правды, а к тому, во что в повседневной жизни верили обыватели, посвященные относились с усмешкой.

Как отмечают историки, миф потерял свое первоначальное значение примерно в V веке до н. э., когда его стали противопоставлять логосу – то есть разуму, способности мыслить. После этого мифы приобрели уничижительный оттенок и стали обозначать бесплодное и необоснованное утверждение, лишенное опоры на строгое доказательство или надёжное свидетельство. При этом исследователи задаются вопросом: почему до той поры мифы имели ключевое значение в жизни человека, а после – сдали свои позиции? Это был естественный ход истории и эволюции сознания либо это были чьи-то целенаправленные действия по дискредитации мифов в угоду некоей новой правды, находящейся в руках отдельных бенефициаров?

Этот вопрос весьма важен, поскольку миф на протяжении долгого времени был важным элементом человеческой культуры. Например, в первобытном обществе он представлял собой эквивалент науки и довольно цельную систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир. Именно из мифологии, подчеркивают исследователи, берут свои корни искусство, литература, религия и даже политическая идеология. Зная об этом, разве можно утверждать, что миф – это чистая выдумка?

По мнению философов, даже если некоторые мифы являлись вымыслом, все равно их основой являлись наблюдения человеком за окружающим миром либо реальные события. Нередки случаи, когда людям было проще рассказать историю или донести важную мысль именно в форме мифа, поскольку он был популярен и легок для восприятия. Впоследствии это сыграло злую шутку: истина, облаченная в «одежды» мифа, была подвергнута сомнению и отброшена, как бесполезная вещь.

Таким образом, мы можем утверждать, что мифы соединяют в себе как рациональное, так и иррациональное, формируя тем самым наиболее полную картину миру. Пренебрежительное отношение к этому явлению часто связано с тем, что мифы воспринимают как выдумку, сказку или вовсе бред. Однако разве можно назвать бредовыми те чувства, которые вызывают эти истории? Разве не реальны удивление, гнев, смех или слезы, которые возникают под воздействием этих рассказов? Если бы мифы были полностью оторваны от жизни и являлись исключительно плодом фантазии, они не смогли бы вызывать эмоции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *