U образная характеристика синхронной машины

U – образные характеристики. В процессе работы синхронно­го двигателя в его обмотке статора наводятся ЭДС, сумма которых U образная характеристика синхронной машины[см. (20.29)] приблизительно равна подведенному к обмотке

статора напряжению сети U образная характеристика синхронной машины. Эта сумма ЭДС эквивалентна ре­зультирующему магнитному полю, вызванному действием двух магнитодвижущихся сил: возбуждения U образная характеристика синхронной машиныи статора U образная характеристика синхронной машины.

При неизменном напряжении сети U образная характеристика синхронной машинырезуль­тирующее магнитное поле постоянно. Поэтому при изменении МДС возбуждения U образная характеристика синхронной машины(изменении тока возбуждения U образная характеристика синхронной машины) МДС ста­тора U образная характеристика синхронной машиныизменяется таким образом, чтобы их совместное действие оставалось неизменным, т. е. чтобы оставалось неизменным ре­зультирующее магнитное поле синхронного двигателя. Это изме­нение МДС U образная характеристика синхронной машиныможет происходить только за счет изменения вели­чины и фазы тока статора U образная характеристика синхронной машины, т. е. за счет изменения реактивной составляющей тока статора U образная характеристика синхронной машины.

Например, при увеличении тока возбуждения U образная характеристика синхронной машины, начиная от наименьшего его значения U образная характеристика синхронной машинывозрастает МДС ротора, при этом МДС статора уменьшается. Это уменьшение МДС происхо­дит при уменьшении индуктивной (по отношению к напряжению сети U образная характеристика синхронной машины) составляющей тока статора U образная характеристика синхронной машины, которая оказывает на маг­нитную систему подмагничивающее влияние.

При этом полный ток статора U образная характеристика синхронной машиныуменьшается, а ко­эффициент мощности двигателя U образная характеристика синхронной машины, увеличивается. При неко­тором значении тока возбуждения U образная характеристика синхронной машиныиндуктивная составляющая тока статора падает до нуля. При этом ток статора достигнет ми­нимального (при данной нагрузке) значения, так как станет чисто активным U образная характеристика синхронной машины, а коэффициент мощности U образная характеристика синхронной машины.

Увеличение тока возбуждения сверх значения U образная характеристика синхронной машины, т. е. пере­возбуждение двигателя, вызовет увеличение тока U образная характеристика синхронной машины, но те­перь этот ток будет опережающим (емкостным) по отношению к напряжению U образная характеристика синхронной машины. Таким образом, при недовозбуждении U образная характеристика синхронной машинысинхронный двигатель работает с отстающим током, а при пе-ревозбуждении U образная характеристика синхронной машиныс опережающим. Зависимость тока статора от тока возбуждения для синхронного двигателя представлена U – образными характеристиками (рис. 103).

То есть, синхронный двигатель является генератором реактивного тока: индуктивного по отношению к напряжению сети при недовозбуждении и емкостного при перевозбуждении. Указанная способность синхронных двигателей является их цен­ным качеством, которое используют для повышения коэффициен­та мощности электрических установок.

Аналогично синхронному генератору, включенному на парал­лельную работу с сетью, синхронный двигатель имеет предел устойчивости при минимальном токе возбуждения (штри­ховая линия в левой части рис. 103).

Рабочие характеристики. Рабочие характеристики синхрон­ного двигателя представляют собой зависимость частоты враще­ния ротора U образная характеристика синхронной машины, потребляемой мощности U образная характеристика синхронной машиныполезного момента U образная характеристика синхронной машины, коэффициента мощности U образная характеристика синхронной машиныи тока в обмотке статора U образная характеристика синхронной машиныот по­лезной мощности двигателя U образная характеристика синхронной машины(рис. 104). Частота вращения рото­ра U образная характеристика синхронной машинывсегда равна синхронной частоте U образная характеристика синхронной машины, поэтому гра­фик U образная характеристика синхронной машиныимеет вид прямой, параллельной оси абсцисс, Полезный момент на валу синхронного двигателя U образная характеристика синхронной машины. Так как рабочие характеристики снимают при условии U образная характеристика синхронной машины, то график U образная характеристика синхронной машиныимеет вид прямой, выходящей из начала координат. Мощность на входе двигателя U образная характеристика синхронной машины. С ростом нагрузки на валу двигателя увеличиваются также и потери U образная характеристика синхронной машиныпоэтому потребляемая мощность U образная характеристика синхронной машинырастет быстрее полезной мощ­ности U образная характеристика синхронной машиныи график U образная характеристика синхронной машиныимеет несколько криволинейный вид.

Вид графика U образная характеристика синхронной машинызависит от вида настройки тока возбуждения: если в режиме х.х. ток возбуждения установлен та­ким, что U образная характеристика синхронной машины, то с ростом нагрузки коэффициент мощности снижается, если же установить U образная характеристика синхронной машиныпри номинальной на­грузке, то при недогрузке двигатель будет забирать из сети реак­тивный опережающий ток, а при перегрузке – отстающий. Обыч­но устанавливают ток возбуждения таким, чтобы U образная характеристика синхронной машиныпри средней нагрузке (рис. 22.6). В этом случае коэффициент мощно­сти во всем диапазоне нагрузок остается достаточно высоким. Ес­ли же установить ток в обмотке возбуждения синхронного двига­теля таким, чтобы U образная характеристика синхронной машиныбыл при нагрузке несколько превышающей номинальную, то при номинальной нагрузке U образная характеристика синхронной машиныи двигатель будет потреблять из сети опережающий по отношению к напряжению сети ток, что приведет к повышению коэффициента мощности этой сети. В этом отношении синхрон­ные двигатели выгодно отличаются от асинхронных, работающих с отстающим по фазе током (особенно при недогрузке двигателя) и снижающих энергетические показатели питающей сети.

U образная характеристика синхронной машины

. U – образные характери­стики. Рабочие характеристики

синхронного двигателя синхронного двигателя

Ток в обмотке статора двигателя U образная характеристика синхронной машины. Из этого выражения видно, что ток U образная характеристика синхронной машиныс увеличением нагрузки на валу дви­гателя растет быстрее, чем потребляемая мощность U образная характеристика синхронной машины, вследствие уменьшения U образная характеристика синхронной машины.

Так как ротор синхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и поле статора, то направление вращения ротора определяется порядком следования фаз линейных проводов, подведенных к обмотке статора, и порядком расположения фаз обмотки статора. Для изменения направления вращения трехфазного синхронного двигателя необходимо переключить два линейных привода, подведенных из сети к выводам обмотки статора.

В заключение необходимо отметить, что синхронные двигате­ли по сравнению с асинхронными имеют преимущество, заклю­чающееся в том, что они могут работать с U образная характеристика синхронной машины, не создавая в питающей сети индуктивных токов, вызывающих дополнительные потери энергии. Более того, при работе с перевозбуждением син­хронные двигатели создают в сети емкостный ток, чем способст­вуют повышению коэффициента мощности энергосистемы в це­лом. Другое достоинство синхронных двигателей состоит в том, что, как это следует из (21.11), основная составляющая электро­магнитного момента пропорциональна напряжению сети U образная характеристика синхронной машины, а у асинхронных двигателей электромагнитный момент пропорциона­лен U образная характеристика синхронной машины[см. (13.14)]. По этой причине при понижении напряжения в сети синхронные двигатели сохраняют большую перегрузочную способность, чем асинхронные.

К недостаткам синхронных двигателей относятся их более сложная конструкция и повышенная стоимость по сравнению с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Кроме того, для работы синхронного двигателя требуется устройство для питания постоянным током обмотки возбуждения.

Опыт эксплуатации показал, что применение синхронных дви­гателей общего назначения наиболее целесообразно при мощности 200 кВт и более в установках, не требующих частых пусков и ре­гулирования частоты вращения (мощные насосы, вентиляторы, компрессоры и т. п.).

3.Тиристоры, симисторы,динисторы

Тири́стор — полупроводниковый прибор, выполненный на основе монокристалла полупроводника с тремя или более p-n-переходами и имеющий два устойчивых состояния: закрытое состояние, то есть состояние низкой проводимости, и открытое состояние, то есть состояние высокой проводимости.

Тиристор можно рассматривать как электронный выключатель (ключ). Основное применение тиристоров — управление мощной нагрузкой с помощью слабых сигналов, а также переключающие устройства. Существуют различные виды тиристоров, которые подразделяются, главным образом, по способу управления и по проводимости. Различие по проводимости означает, что бывают тиристоры, проводящие ток в одном направлении (например тринистор, изображённый на рисунке) и в двух направлениях (например, симисторы, симметричные динисторы).

Тиристор имеет нелинейную вольт-амперную характеристику (ВАХ) с участком отрицательного дифференциального сопротивления. По сравнению, например, с транзисторными ключами, управление тиристором имеет некоторые особенности. Переход тиристора из одного состояния в другое в электрической цепи происходит скачком (лавинообразно) и осуществляется внешним воздействием на прибор: либо напряжением (током), либо светом (для фототиристора). После перехода тиристора в открытое состояние он остаётся в этом состоянии даже после прекращения управляющего сигнала, если протекающий через тиристор ток превышает некоторую величину, называемую током удержания.

Источник

U-образные характеристики синхронного генератора

U образная характеристика синхронной машиныЗависимость тока статора I1 от тока в обмотке возбуждения IBпри неизменной активной нагрузке генератора выражается графически U-образной кривой. На рис. 21.11 представлены U-образные характеристики I1=f(IB) при P2= const, построенные для разных значений активной нагрузки: P2= 0; P2= 0,5PномиP2=Pном.U-образные характеристики синхронного генератора показывают, что любой нагрузке генератора соответствует такое значение тока возбужденияIB, при котором ток статора I1становится минимальным и равным только активной составляющей: I1min=I1cosφ1=Iq. В этом случае генератор работает при коэффициенте мощности cosφ1=1. Значения тока возбуждения, соответствующие cosφ1=1 при различной нагрузке генератора, показаны на рис. 21.11 пунктирной кривой. Некоторое отклонение этой кривой вправо указывает на то, что при увеличении нагрузки ток возбуждения, соответствующий cosφ1=1, несколько возрастает. Объясняется это тем, что при росте нагрузки необходимо некоторое увеличение тока возбуждения, компенсирующее активное па­дение напряжения.

U образная характеристика синхронной машины U образная характеристика синхронной машины21.Синхронный компенсаторСинхронный компенсатор (СК) представляет собой синхронную машину, предназначенную для генерирования реактивной мощности. Синхронный компенсатор включают в электрическую систему с целью повышения ее коэффициента мощности. Принцип происходящих при этом явлений состоит в том, что необходимую для работы некоторых потребителей реактивную мощность вырабатывает не синхронный генератор, установленный на электростанции, а синхронный компенсатор, установленный в непосредственной близости к потребителю. К числу потребителей переменного тока, требующих значительной реактивной мощности, в первую очередь относятся асинхронные двигатели. На рис. 22.7 показана система, состоящая из синхронного генератора (СГ), повышающего ТрI и понижающего ТрII трансформаторов, линии электропередачи (ЛЭП), потребителя Z и синхронного компенсатора(СК), включенного непосредственно на входе потребителя. Синхронный компенсатор, включенный в сеть, работает как синхронный двигатель без нагрузки (P2=0), т. е. в режиме х. х., и при вырабатывает реактивную мощностьQск,необходимую для работы потребителя Z, например группы асинхронных двигателей. Благодаря этому реактивная мощность в СГ и ЛЭП доведена до неко­торого минимального значенияQmin. Это способствует повышению технико-экономических показателей всей электрической системы.

22.Синхронные двигателиИспользуются в качестве приводных двигателей, мощных насосов, компрессоров, вентиляторов и др. подобных механизмов требующих постоянства скорости вращения.СД обладают абсолютно жесткой характеристикой, т.к. скорость вращения двиг-ля не зависит от его нагрузки. Двигатели изготавливают явнополюсными и с числом полюсов от 6 до 24. Конструкция СД практически не отличается от СГ, однако для СД используется понятие “пусковая обмотка”Пусковой называют демпферную обмотку расположенную в пазах полюсных наконечников. При отсутствии этой обмотки пуск двигателя прямым включением в сеть был бы невозможен.При включении обмотки якоря в 3-х фазную сеть обмотки возбуждения к возбудител.ю, вращающееся пле якоря(статора) взаимодействует с неподвижным полем ротора- индуктора, и создает вращающий момент, знак которого изменяется с частотой 100ГцПреимущества СД перед АД-постоянство частоты вращения при изменениях нагрузки-возможность работать с cosφ=1-при увеличении тока возбуждения, СД может вырабатывать реактивную мощность-вращающий момент СД пропорционален напряжению сети в 1 степени, а у АД пропорционален квадрату напряжения, поэтому СД менее чувствителен к изменению напряженияНедостатки СД-более сложная конструкция-высокая цена-необходимость в источнике постоянного тока

23.Качания синхронных машинКачание СМ возникает при изменении моментов на валу машины. В установленном режиме вращающий момент равен моменту сопротивлений. Нарушение этого равенства приводит к ускорению или замедлению ротора и изменению угла θ. При изменении одного из моментов, ротор поворачивает относительно результирующего магнитного поля на угол θ’˃θ, который превышает угол соответствующий новому установившемуся режиму из-за большой мех-й инерции При этом новый эл.магнитный момент оказ-ся больше вращающего и ротор начинает замедляться, угол нагрузки вновь изменяется, но теперь оказывается θ’’˂θ и ротор вновь получается ускорение Перемещение ротора в магнитном поле приводит к тому, что тело ротора пронизывается переменным магнитным потоком, в нем наводятся вихревые токи, взаимодействие этих токов с магнитным полем машины, оказывает на ротор успокаивающее действиеВявнополюсных машинах вихревых токов для успокоения ротора не достаточно, поэтому исп-ся демпферная (успокаивающая) обмотка

34.Реакция якоря машин постоянного токаПри х.х. генератора постоянного тока, магнитное поле в нем задается только полюсом возбуждения.При появлении тока в проводниках якоря возникает магнитное поле якоря и посколько направление токов в проводниках м/у щетками остается неизменным, магнитное поле якоря оказывается неподвижно относительно щеток и полюса возбужденияОсь потока якоря всегда совпадает с линией щеток, если щетки установлены на геометрической детали, то поток якоря является поперечным по отношению к потоку возбуждения.Т.о. реакция якоря в машинах постоянного тока является поперечной

35.Компенсационная обмоткаРеакция якоря в машинах постоянного тока приводит к искажению магнитного поля под полюсами и изменению магнитного потока при больших нагрузках, когда поступает насыщение магнитной цепи. Из-за этого в генераторе может уменьшаться напряжение, а у двигателей вращающий электромагнитный момент.Сильное искажение поля может привести к опасной аварии называемое “Круговым огнем’ на коллекторе. Для упразднения таких явлений, в машинах большой мощности применяется специальная компенсационная обмотка, она укладывается в пазах полюсных наконечников и включается последовательно с обмоткой якоря, создаваемый ей поток должен быть равен и противоположен потоку якоря

36.Коммутация тока якоряКоммутацией называется процесс переключения секции обмотки якоря из одной параллельной ветви в другую. Этот процесс совершается быстро и непрерывно с помощью щеток коллектора.Переключение секции связано с изменением направления тока. Во время коммутации щетка замыкает коммутируемую секцию накоротко, при последующем размыкании возможно образование искрового разряда м/у щеткой и коллекторной пластиной

37. Искрение на коллекторе. Добавочные полюсыПри изменении тока в комм-ой секции возникает ЭДС самоиндукции и взаимной индукции, которая стремится сохранить ток неизменным.Если создать в секции доп-ую ЭДС, равную и противоположную ЭДС самоиндукции и взаимной индукции, то коммутация не сопровождается искрением на коллекторе.Для создания этой ЭДС используются специальные добавочные полюсы.Магнитный поток доб-го полюса должен быть направлен навстречу потоку якоря. Катушки доб-го полюса включаются последовательно в цепь якоря. Добавочные полюсы имеют машины свыше 1000 Вт. В машинах до 1000 Вт коммутацию улучшают сдвигая щетки на физ. нейтраль.

38. Явление кругового огняПри эксплуатации машины постоянного тока на коллекторе иногда возникает электрическая дуга или множество мелких электрических разрядов. Это явление называют круговым огнем.Реакция якоря в машинах постоянного тока приводит к искажению магнитного поля под полюсами и изменению магнитного потока при больших нагрузках, когда поступает насыщение магнитной цепи. Из-за этого в генераторе может уменьшаться напряжение, а у двигателей вращающий электромагнитный момент.Сильное искажение поля может привести к опасной аварии называемое “Круговым огнем’ на коллекторе. Для упразднения таких явлений, в машинах большой мощности применяется специальная компенсационная обмотка, она укладывается в пазах полюсных наконечников и включается последовательно с обмоткой якоря, создаваемый ей поток должен быть равен и противоположен потоку якоря Причиной возникновения кругового огня является чрезмерно высокое напряжение между смежными пластинами. В эксплуатации изоляционные промежутки между смежными коллекторными пластинами перекрывается угольной пылью и осколками щеток, которые могут замыкать между собой пластины, образуя «мостики».

39.Способы возбуждения машин постоянного токаОбмотка возбуждения машины постоянного тока может получать питание от независимого источника или от цепи якоря. Во втором случае машины называется машиной самовозбуждения. При этом обмотка возбуждения может подключаться к цепи якоря последовательно, параллельно, смешанное подключение. Т.е. различают 4 способа возбуждения машин постоянного тока: независимое, параллельное, последовательное, смешанное

U образная характеристика синхронной машины

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНХРОННЫХ МАШИН

U образная характеристика синхронной машины U образная характеристика синхронной машины U образная характеристика синхронной машины U образная характеристика синхронной машины

U образная характеристика синхронной машины

10.20.1. Основные характеристики

Рабочие свойства машины определяются ее характеристиками. Для генераторов основными характеристиками являются внешняя, регулировочная, U-образная и угловая, для двигателей — рабочие, U –образная и угловая. Для построения всех указанных характеристик используют векторные диаграммы [6].

Регулировочная характеристика генератора представляет собой зависимость U образная характеристика синхронной машиныпри U образная характеристика синхронной машины=const и U образная характеристика синхронной машины=const (рис. 10.39). Для построения этой характеристики задают ряд значений тока якоря U образная характеристика синхронной машиныв пределах от 0 до 1 и при одних и тех же значениях U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машиныстроят векторные диаграммы, из которых находят ток возбуждения. Ток возбуждения при U образная характеристика синхронной машины=0 определяют из характеристики холостого хода по заданному напряжению. Для регулировочной характеристики при U образная характеристика синхронной машины=1=const и U образная характеристика синхронной машины= U образная характеристика синхронной машины=const ток возбуждения, соответствующий номинальному току якоря, можно определить по векторной диаграмме, построенной раньше для нахождения МДС обмотки возбуждения (см. § 10.14). Эта МДС в относительных единицах равна току возбуждения U образная характеристика синхронной машины.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.39. Регулировочные характеристики

Внешняя характеристика U образная характеристика синхронной машиныпри U образная характеристика синхронной машины=const и U образная характеристика синхронной машины=const (рис. 10.40) определяет зависимость напряжения генератора от его нагрузки. Исходная точка этой характеристики имеет координаты U образная характеристика синхронной машины=1 и U образная характеристика синхронной машины=1. При токе U образная характеристика синхронной машины=0 напряжение U образная характеристика синхронной машины= U образная характеристика синхронной машиныберут из векторной диаграммы, построенной для номинального режима машины. Промежуточные точки характеристики можно найти, построив ряд регулировочных характеристик при различных значениях напряжения U образная характеристика синхронной машины. Напряжения U образная характеристика синхронной машины, при которых строят регулировочные характеристики, берут в пределах от U образная характеристика синхронной машиныдо 1, а U образная характеристика синхронной машины= U образная характеристика синхронной машины. Точки пересечения регулировочных характеристик с прямой, проведенной параллельно оси абсцисс, при U образная характеристика синхронной машиныдают искомые точки внешней характеристики.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.40. Внешняя характеристика

U-образные характеристики U образная характеристика синхронной машиныпри U образная характеристика синхронной машины(рис. 10.41) можно получить путем построения ряда векторных диаграмм при U образная характеристика синхронной машины=1=const и U образная характеристика синхронной машины=const (рис. 10.42). Из построенных векторных диаграмм для каждого значения тока U образная характеристика синхронной машиныопределяют ток возбуждения U образная характеристика синхронной машины.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.41. U — образные характеристики

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.42. К построению U — образных характеристик

Угловые характеристики дают зависимость активной мощности от U образная характеристика синхронной машины(угла нагрузки): U образная характеристика синхронной машиныпри U образная характеристика синхронной машины= 1 и U образная характеристика синхронной машины=const. Угол U образная характеристика синхронной машиныявляется углом между осями полюсов и результирующего магнитного поля или между векторами ЭДС U образная характеристика синхронной машиныи напряжения U образная характеристика синхронной машины. Построение угловых характеристик с учетом насыщения машины связано с большими трудностями. Ниже приведен расчет этой характеристики без учета насыщения. Параметры в этом случае принимают постоянными, равными их значению для ненасыщенной машины, а U образная характеристика синхронной машины.

Характеристику при U образная характеристика синхронной машины= l в относительных единицах строят по уравнению

U образная характеристика синхронной машины. (10.174)

Электродвижущую силу U образная характеристика синхронной машиныопределяют по продолжению прямолинейной части характеристики холостого хода при токе возбуждения U образная характеристика синхронной машины. При построении характеристики U образная характеристика синхронной машиныугол U образная характеристика синхронной машиныизменяется в пределах от 0 до U образная характеристика синхронной машины.

По угловой характеристике определяют статическую перегружаемость машины, равную отношению U образная характеристика синхронной машины. Номинальная мощность U образная характеристика синхронной машиныв относительных единицах равна U образная характеристика синхронной машины. Если пренебречь активным сопротивлением (что возможно для машин средней и большой мощности), то можно принять

U образная характеристика синхронной машины= U образная характеристика синхронной машины, (10.175)

где U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины— максимальный и номинальный моменты.

Статическую перегружаемость можно также рассчитать по формуле

U образная характеристика синхронной машины. (10.176)

Коэффициент U образная характеристика синхронной машиныучитывает реактивные составляющие мощности и момента, обусловленные неодинаковыми индуктивными сопротивлениями U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины. Он принимается по рис. 10.43 в зависимости от отношения U образная характеристика синхронной машины.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.43. К определению коэффициента U образная характеристика синхронной машины

Как уже отмечалось ранее, статическая перегружаемость синхронных двигателей общего назначения должна быть не ниже 1,65.

Для синхронных двигателей U-образные и угловые характеристики строят так же, как и для генераторов, с использованием соответствующих векторных диаграмм.

Рабочие характеристики двигателей, т. е. зависимости U образная характеристика синхронной машины, U образная характеристика синхронной машины, U образная характеристика синхронной машины, U образная характеристика синхронной машины, U образная характеристика синхронной машины, при U образная характеристика синхронной машины=1=const и U образная характеристика синхронной машины=const могут быть получены по U-образным характеристикам. Для этого необходимо построить несколько U-образных характеристик при различных значениях U образная характеристика синхронной машины=const и U образная характеристика синхронной машины=1=const. По этим характеристикам при U образная характеристика синхронной машинынаходят ток I при данном значении мощности U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины. Затем определяют мощность на валу: U образная характеристика синхронной машины( U образная характеристика синхронной машины— потери в машине для данного режима работы), U образная характеристика синхронной машины.

U образная характеристика синхронной машины

10.20.2. Токи короткого замыкания

При расчете механических усилий, воздействующих на лобовые части обмотки статора и на их бандажи, исходят из наибольшего мгновенного значения тока трехфазного короткого замыкания на выводах машины при данном значении возбуждения. Этот ток называется ударным током короткого замыкания.

Согласно ГОСТ 183 синхронная машина должна выдерживать ударный ток короткого замыкания при напряжении холостого хода, равном 105% номинального:

U образная характеристика синхронной машины. (10.177)

Коэффициент 1,8 учитывает затухание апериодической составляющей тока короткого замыкания.

Для машин без демпферной обмотки в (10.177) вместо U образная характеристика синхронной машиныследует подставить U образная характеристика синхронной машины.

Практический интерес представляют кратности установившихся токов короткого замыкания. Под этим понимают отношение установившегося тока короткого замыкания к номинальному току обмотки якоря.

Кратность при возбуждении холостого хода, т. е. при возбуждении, которое при номинальной частоте вращения и разомкнутой обмотке якоря дает на выводах машины номинальное напряжение, обозначают ОКЗ (отношение короткого замыкания):

ОКЗ = U образная характеристика синхронной машины, (10.178)

где U образная характеристика синхронной машины— ЭДС, определяемая по продолжению прямолинейной части характеристики холостого хода при U образная характеристика синхронной машины=1.

Кратность при номинальном токе возбуждения

U образная характеристика синхронной машины. (10.179)

10.20.3. Пусковые характеристики

Основным методом пуска синхронных двигателей в настоящее время является асинхронный пуск. Для этого в полюсах ротора размещается пусковая обмотка по типу короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя.

Оценку пусковых свойств двигателя производят по пусковым характеристикам, т. е. зависимостям тока в статоре и момента от скольжения U образная характеристика синхронной машины. Наибольший интерес на этих характеристиках представляют величины, соответствующие s=l: начальный пусковой ток U образная характеристика синхронной машиныи начальный пусковой момент U образная характеристика синхронной машины, а также момент при скольжении s=0,05 — входной момент в синхронизм U образная характеристика синхронной машины.

При расчете пусковых характеристик необходимо учитывать, что в отличие от ротора обычного асинхронного двигателя ротор синхронного явнополюсного двигателя имеет магнитную и электрическую несимметрии. Если условно подразделить пусковую обмотку на две части, то можно принять, что по продольной оси машины на роторе располагаются две обмотки, одной из которых является обмотка возбуждения, а другой — часть пусковой обмотки, представляющая ее эффект по продольной оси. По поперечной оси на роторе имеется только пусковая обмотка, представляющая ее эффект по поперечной оси. Необходимо также учитывать, что обмотка статора по продольной и поперечной осям имеет неодинаковые индуктивные сопротивления U образная характеристика синхронной машины.

На основании сказанного полное сопротивление по продольной оси машины, которое зависит от скольжения s, будет равно:

U образная характеристика синхронной машины, (10.180)

где U образная характеристика синхронной машины[ U образная характеристика синхронной машины— по (10.135)].

Полное сопротивление по поперечной оси

U образная характеристика синхронной машины. (10.181)

В приведенных формулах значения всех параметров принимают в относительных единицах (здесь и далее звездочка в обозначениях величин в относительных единицах опускается).

Вследствие магнитной и электрической несимметрий машины в статоре кроме тока I’ основной частоты U образная характеристика синхронной машиныпротекают токи частоты 2s—1. Значения их могут быть найдены по следующим формулам:

ток якоря частоты U образная характеристика синхронной машины

U образная характеристика синхронной машины; (10.182)

ток якоря частоты U образная характеристика синхронной машины

U образная характеристика синхронной машины; (10.183)

действующее значение тока статора

U образная характеристика синхронной машины; (10.184)

U образная характеристика синхронной машины, (10.185)

где U образная характеристика синхронной машины— активная составляющая тока U образная характеристика синхронной машины.

Последний член выражения в скобках соответствует моменту, создаваемому током U образная характеристика синхронной машины. При скольжениях s > 0,5 этот момент положительный, а при s 2 (11,7 мм 2 ),

U образная характеристика синхронной машиныА/м

U образная характеристика синхронной машины— по рис. 10.16, кривая 2 U образная характеристика синхронной машины.

23. Возможная ширина изолированного проводника по (10.25)

U образная характеристика синхронной машинымм.

Изоляция катушек выбрана для класса нагревостойкости B по табл. 3.5. Двусторонняя толщина изоляции U образная характеристика синхронной машинымм.

24. Размеры проводников обмотки. Принимаем, что эффективный проводник состоит из одного элементарного U образная характеристика синхронной машинымм 2 U образная характеристика синхронной машины. Марка провода ПЭТВСД с толщиной двусторонней изоляции 0,5 мм. Ширина голого прямоугольного проводника (предварительная) 7,3…0,5 = 6,8 мм.

25. Ширина паза (уточненная) по (10.27)

U образная характеристика синхронной машинымм.

26. Высота паза по (10.28)

U образная характеристика синхронной машинымм,

U образная характеристика синхронной машинымм.

Масштабный эскиз паза дан на рис. 10.44, спецификация паза приведена в табл. 0.16.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.44. Паз статора

Таблица 10.16. Спецификация паза (изоляция класса нагревостойкости B)

Позиция на рис. 10.44НаименованиеЧисло слоевТолщина, мм
по ширинепо высотепо ширинепо высоте
Провод ПЭТВСД U образная характеристика синхронной машинымм1 U образная характеристика синхронной машины7,62(12 U образная характеристика синхронной машины2,3)
Лента стеклослюдинитовая ЛС 0,13 мм6 слоевВполнахлеста4,54,5
Лента стеклянная ЛЭС (покровная) 0,1 мм1 слойВстык0,20,2
Двусторонняя толщина изоляции одной катушки4,74,7
Стеклотекстолит СТ1 толщиной 1 мм
Стеклотекстолит СТ1 толщиной 0,5 мм
Общая толщина изоляции на паз4,712,4
Разбухание изоляции0,051,2
Допуск на укладку0,20,2
Клин
Всего12,5

27. Уточненное значение плотности тока в проводнике обмотки статора

28. Проверка индукции в зубце статора (приближенно) по (10.31):

U образная характеристика синхронной машиныТл.

29. Проверка индукции в ярме статора (приближенно) по (10.32):

U образная характеристика синхронной машиныТл;

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машинынаходят в допустимых пределах.

30. Перепад температуры в изоляции паза по (10.33);

U образная характеристика синхронной машины

31. Градиент температуры в изоляции паза

U образная характеристика синхронной машины0 С/м.

Проведенная проверка показала, что размеры паза выбраны удачно.

32. Витки фазы обмотки статора по (10.37)

U образная характеристика синхронной машины.

33. Шаг обмотки по (10.38)

U образная характеристика синхронной машины(из 1-го в 7-й паз);

U образная характеристика синхронной машины U образная характеристика синхронной машины.

34. Коэффициент укорочения шага по (10.39)

U образная характеристика синхронной машины.

35. Коэффициент распределения обмотки статора по (10.40)

U образная характеристика синхронной машины.

Так как U образная характеристика синхронной машиныдробное, то в формулу вместо U образная характеристика синхронной машиныподставляется U образная характеристика синхронной машины.

36. Обмоточный коэффициент по (10.41)

U образная характеристика синхронной машины.

Воздушный зазор и полюсы ротора

37. Исходя из данных отношения U образная характеристика синхронной машины, по рис. 10.18. находим U образная характеристика синхронной машины.

Приближенное значение воздушного зазора по (10.44)

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машиныТл.

38. Принимаем воздушный зазор под серединой полюса равным 0,0027 м (2,7 мм). Зазор под краями полюса U образная характеристика синхронной машинымм. Среднее значение воздушного зазора

U образная характеристика синхронной машиным (3,13 мм).

39. Ширина полюсного наконечника определяется по (10.47). Примем U образная характеристика синхронной машины(см. § 10.9):

U образная характеристика синхронной машиным.

40. Радиус дуги полюсного наконечника по (10.45)

U образная характеристика синхронной машиным.

41. Высота полюсного наконечника по табл. 10.9 при U образная характеристика синхронной машиным

U образная характеристика синхронной машиным.

42. Длина сердечника полюса и полюсного наконечника

U образная характеристика синхронной машиным.

43. Расчетная длина сердечника полюса определяется по (10.52). Принимаем U образная характеристика синхронной машиным:

U образная характеристика синхронной машиным.

44. Предварительная высота полюсного сердечника по (10.48)

U образная характеристика синхронной машиным.

45. Коэффициент рассеяния полюсов находится по (10.50). При U образная характеристика синхронной машиным, U образная характеристика синхронной машины(см. с. 41):

U образная характеристика синхронной машины.

46. Ширина полюсного сердечника определяется по (10.51). Задаемся U образная характеристика синхронной машиныТл; U образная характеристика синхронной машины(полюсы выполнены из стали марки Ст3 толщиной 1 мм):

U образная характеристика синхронной машиным.

Выбираем U образная характеристика синхронной машиным.

Эскиз полюсов дан на рис. 10.45. Так как

U образная характеристика синхронной машиным/с,

то принимаем крепление полюсов шпильками к ободу магнитного колеса.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.45. Полюсы ротора

47. Длина ярма (обода) ротора по (10.53)

U образная характеристика синхронной машиным.

Выбрано U образная характеристика синхронной машиным.

48. Минимальная высота ярма ротора по (10.54)

U образная характеристика синхронной машиным.

Принято U образная характеристика синхронной машиныТл; U образная характеристика синхронной машиныуточняется по чертежу.

49. Число стержней пусковой обмотки на полюс

U образная характеристика синхронной машины

50. Поперечное сечение стержня пусковой обмотки по (10.55)

51. Диаметр стержня находим по (10.56), материал стержня — медь: U образная характеристика синхронной машиным (11,95 мм).

Вбираем U образная характеристика синхронной машиным, тогда U образная характеристика синхронной машиным.

52. Зубцовый шаг на роторе определяется по (10.57). Принимаем U образная характеристика синхронной машиным:

U образная характеристика синхронной машиным (26,6 мм)

53. Проверяем условие (10.60)

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машины.

Пазы выбраны круглые. Полузакрытые.

54. Диаметр паза ротора

U образная характеристика синхронной машиным (12,1 мм).

Раскрытие паза U образная характеристика синхронной машинымм.

55. Длина стержня по (10.61)

U образная характеристика синхронной машиным.

56. Сечение короткозамыкающего сегмента

U образная характеристика синхронной машиным 2 (339 мм 2 ).

По табл. П3.6 выбираем прямоугольную медь U образная характеристика синхронной машинымм (сечение U образная характеристика синхронной машинымм 2 ).

Расчет магнитной цепи

Для магнитопровода статора выбираем сталь марки 1511 толщиной 0,5 мм. Полюсы ротора выполняют из стали марки Ст3 толщиной 1 мм. Крепление полюсов к ободу магнитного колеса осуществляют с помощью шпилек и гаек. Толщину обода (ярма ротора) принимают U образная характеристика синхронной машинымм (см. выше) (см. приложение 1).

57. Магнитный поток в зазоре по (10.62)

U образная характеристика синхронной машины.

По рис. 10.21 при U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машинынаходим U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины.

58. Уточненное значение расчетной длины статора по (10.64) равно:

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машины.

59. Индукция в воздушном зазоре по (10.63), Тл,

U образная характеристика синхронной машины.

60. Коэффициент воздушного зазора статора по (10.67)

U образная характеристика синхронной машины.

61. Коэффициент воздушного зазора ротора по (10.67)

U образная характеристика синхронной машины.

62. Коэффициент воздушного зазора по (10.66)

U образная характеристика синхронной машины.

63. Магнитное напряжение воздушного зазора по (10.65), А,

U образная характеристика синхронной машины.

64. Ширина зубца статора на высоте 1/3 U образная характеристика синхронной машиныот его коронки по (10.70)

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машиным.

65. Индукция в сечении зубца на высоте 1/3 U образная характеристика синхронной машиныпо (10.69), Тл,

U образная характеристика синхронной машины.

66. Магнитное напряжение зубцов статора по (10.68), А,

U образная характеристика синхронной машины.

67. Индукция в спинке статора по (10.74), Тл,

U образная характеристика синхронной машины.

68. Магнитное напряжение спинки статора по (10.72), А,

U образная характеристика синхронной машины;

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машины— по рис. 10.22.

69. Высота зубцов ротора по (10.76)

U образная характеристика синхронной машиным.

70. Ширина зубцов ротора по высоте U образная характеристика синхронной машиныот его коронки по (10.78)

U образная характеристика синхронной машиныU образная характеристика синхронной машины

71. Индукция в зубце ротора по (10.77), Тл,

U образная характеристика синхронной машины.

72. Магнитное напряжение зубцов ротора по (10.75), А,

U образная характеристика синхронной машины.

73. Удельная магнитная проводимость рассеяния между внутренними поверхностями сердечника полюсов по (10.81)

U образная характеристика синхронной машины.

74. Удельная магнитная проводимость между внутренними поверхностями полюсных наконечников по (10.82)

U образная характеристика синхронной машиныU образная характеристика синхронной машины

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машиным;

U образная характеристика синхронной машиным.

75. Удельная магнитная проводимость рассеяния между торцевыми поверхностями по (10.83)

U образная характеристика синхронной машины.

76. Удельная магнитная проводимость для потока рассеяния

U образная характеристика синхронной машины.

77. Магнитное напряжение ярма статора, зазора и зубцов полюсного наконечника, А,

U образная характеристика синхронной машины.

78. Поток рассеяния полюса по (10.80), Вб,

U образная характеристика синхронной машины.

79. Поток в сечении полюса у его основании, Вб,

U образная характеристика синхронной машины.

80. Индукция в полюсе по (10.84), Тл,

U образная характеристика синхронной машины.

81. Магнитное напряжение полюса по (10.79), А,

U образная характеристика синхронной машины,

U образная характеристика синхронной машиным.

82. Магнитное напряжение стыка между полюсом и ярмом ротора по (10.86), А,

U образная характеристика синхронной машины.

83. Индукция в ободе магнитного колеса (ярме ротора), по (10.88), Тл,

U образная характеристика синхронной машины.

84. Магнитное напряжение в ободе магнитного колеса по (10.87), А,

U образная характеристика синхронной машины,

U образная характеристика синхронной машиным.

85. Сумма магнитных напряжений сердечника полюса, ярма ротора и стыка между полюсом и ярмом, А,

U образная характеристика синхронной машины.

86. Сумма магнитных напряжений всех участков магнитной цепи, А, (10.89)

U образная характеристика синхронной машины.

Результаты расчета магнитной цепи сведены в табл. 10.17.

При переводе магнитных напряжений U образная характеристика синхронной машиныи потоков U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машиныв относительные единицы за базовые значения соответственно приняты МДС U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машиныпри U образная характеристика синхронной машины.

По табл. 10.17 на рис. 10.46 построена в относительных единицах характеристика холостого хода U образная характеристика синхронной машины. На этом же рисунке приведена нормальная характеристика холостого хода.

U образная характеристика синхронной машины

Рис. 10.46. Характеристика холостого хода:

1 — расчетная характеристика;

2 — нормальная характеристика

Таблица 10.17. Результаты расчета магнитной цепи

Расчетная величинаЕдиница величины U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины
0,51,11,21,3
U образная характеристика синхронной машиныВ3814,84161,64508,4
U образная характеристика синхронной машиныВб0,02270,04540,050,05450,0591
U образная характеристика синхронной машиныТл0,4280,860,9411,0261,112
U образная характеристика синхронной машиныА2462,32708,52954,7
U образная характеристика синхронной машиныТл0,81,61,761,922,08
U образная характеристика синхронной машиныА/м
U образная характеристика синхронной машиныА18,8495,8
U образная характеристика синхронной машиныТл0,621,231,351,481,6
U образная характеристика синхронной машины0,630,420,40,320,3
U образная характеристика синхронной машиныА/м
U образная характеристика синхронной машиныА14,349,682,3293,5
U образная характеристика синхронной машиныТл0,761,531,681,841,99
U образная характеристика синхронной машиныА/м
U образная характеристика синхронной машиныА5,3638,2187,8188,9369,4
U образная характеристика синхронной машиныА1269,53045,94284,65446,68377,9
U образная характеристика синхронной машиныВб0,00340,00830,0120,0150,023
U образная характеристика синхронной машиныВб0,0260,05370,0620,070,082
U образная характеристика синхронной машиныТл0,731,491,721,932,28
U образная характеристика синхронной машиныА/м
U образная характеристика синхронной машиныА/м64,25373,5
U образная характеристика синхронной машиныА182,5372,5482,5
U образная характеристика синхронной машиныТл0,6221,2761,471,631,95
U образная характеристика синхронной машиныА/м
U образная характеристика синхронной машиныА32,897,2169,8294,8
U образная характеристика синхронной машиныА279,5843,21440,82991,3
U образная характеристика синхронной машиныА8437,9
U образная характеристика синхронной машины0,3981,472,174,15
U образная характеристика синхронной машины0,5751,181,371,541,81
U образная характеристика синхронной машины0,0750,180,270,340,51
U образная характеристика синхронной машины0,3260,781,11,42,15
U образная характеристика синхронной машины0,0720,220,370,77
U образная характеристика синхронной машины1,031,241,581,842,62

Примечания.1. При определении магнитного напряжения зубцов в тех случаях, когда U образная характеристика синхронной машины( U образная характеристика синхронной машиныили U образная характеристика синхронной машины), учитывалось ответвление потока в паз по коэффициентам:

U образная характеристика синхронной машины

U образная характеристика синхронной машины

2. При U образная характеристика синхронной машиныТл магнитное напряжение полюса определялось по трем сечениям.

Параметры обмотки статора для установившегося режима

87. Средняя длина витка обмотки статора

U образная характеристика синхронной машиным.

88. Длина лобовой части обмотки статора по (9.139)—(9.143) и рис. 9.49

U образная характеристика синхронной машиным.

где U образная характеристика синхронной машины=0,0071 м — ширина проводника; U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины— по рис. 9.49.

89. Активное сопротивление обмотки статора по (10.95)

U образная характеристика синхронной машиныОм

при U образная характеристика синхронной машины=20 0 С;

U образная характеристика синхронной машиныОм

при U образная характеристика синхронной машины=75 0 С.

90. Активное сопротивление обмотки статора в относительных единицах по (10.96)

U образная характеристика синхронной машины

U образная характеристика синхронной машиныОм.

91. Индуктивное сопротивление рассеяния по (10.97)

U образная характеристика синхронной машиныОм.

92. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния по (10.98)

U образная характеристика синхронной машины.

Коэффициент магнитной проводимости между стенками паза по табл. 9.24

U образная характеристика синхронной машины

Размеры паза по рис. 8.50, U образная характеристика синхронной машиныи 10.44: U образная характеристика синхронной машинысм; U образная характеристика синхронной машинысм; U образная характеристика синхронной машинысм; U образная характеристика синхронной машинысм.

При U образная характеристика синхронной машиныпо (9.156) и (9.158) U образная характеристика синхронной машиныи U образная характеристика синхронной машины:

U образная характеристика синхронной машины;

U образная характеристика синхронной машины.

Коэффициент магнитной проводимости по коронкам зубцов по (10.99)

U образная характеристика синхронной машины

При U образная характеристика синхронной машиныиз рис. 10.26 U образная характеристика синхронной машины

93. Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния по (9.159)

U образная характеристика синхронной машины

94. Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния по (10.100)

U образная характеристика синхронной машины

95. Индуктивное сопротивление рассеяния в относительных единицах

U образная характеристика синхронной машины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *