у осы есть мозг
Пчелы и осы имеют более плотный мозг, чем птицы!
Долгое время ученые считали, что размер, масса и объем мозга являются основным фактором, определяющим поведенческие способности живых существ. Однако публикация в журнале Proceedings of the Royal Society B от 24 марта 2021 года подтверждает, что плотность мозга является более значимым показателем. Исследователи из университетов Аризоны в Тусоне и Калифорнии в Сан-Диего (США) провели свою работу над 32 видами Перепончатокрылые. Среди них были осы, пчелы, шершни, муравьи и другие. Дело в том, что эта работа открыла совершенно новую технику подсчета нейронов.
Эта методика показала, что у пчел плотность клеток мозга выше, чем у мелких птиц. Однако у муравьев плотность меньше, чем у тех же птиц. По мнению ученых, это можно объяснить образом жизни различных насекомых. Осы и пчелы передвигаются с помощью полета, поэтому для эффективной обработки визуальной информации им может понадобиться больше клеток мозга, чем муравьям.
Исключительная плотность
Для исследования было препарировано не менее 450 насекомых. Каждый из мозгов был измельчен и пропитан раствором, который позволил увидеть ядра нейронов. Затем этот «суп из мини-мозга» соединили с красителем, чтобы придать ядрам флуоресцентные свойства. Затем исследователи смогли четко наблюдать все это с помощью эпифлуоресцентной микроскопии.
По сравнению с пчелами и осами муравьи менее обеспечены нейронами. Вид Novomessor cockerelli имеет «всего» 400 000 нейронов на мг. Исследователи уверены, что летающим насекомым нужно больше нейронов, чтобы обрабатывать информацию, присущую их средствам передвижения.
Нервная система насекомых: есть ли у них мозг?
Несмотря на то, что насекомые кажутся довольно примитивными существами, у любопытных исследователей нередко появляются вопросы. Как устроена их нервная система? Каким образом отдельные виды организуют иерархию? Если они настолько организованы, означает ли это, что у них есть мозг? А если мозг есть, то отличается ли он у разных видов насекомых? В статье мы попробуем ответить на эти вопросы.
Исследование интеллекта насекомых
Насекомые представляют собой огромный класс беспозвоночных членистоногих. Ареал их обитания практически безграничный. Они встречаются в любом климате и почти на любой широте. Каждый из видов имеет свои отличительные особенности поведения и образа жизни. На протяжении многих столетий ученые пытались выяснить, каким образом связано поведение и образ жизни особей с их мозгом. Причем отношение к интеллекту этого класса сильно менялось с течением времени.
В древние времена люди боготворили насекомых, считая их умнейшими существами на планете. Так, древние египтяне полагали, что пчелиный улей представляет собой маленькое государство с пчелиным фараоном. А некоторые античные философы и учены всерьез думали, что у пчел может быть рабовладельческий строй.
Изображение пчел на древнеегипетской фреске
В средние века точка зрения на интеллект насекомых поменялась. Теперь отдельные ученые-натуралисты считали жуков своеобразными механизмами, не способным к мышлению и анализу и полагающимся только на рефлексы.
В 19 веке ученые вернулись к обсуждению вопроса о наличии интеллекта у этого класса. Теперь великие умы того времени разделились на два лагеря. Одни считали, что общественные насекомые способны мыслить, другие пытались доказать, что поведение и образ жизни – это всего лишь набор рефлексов. Лишь немногие ученые объясняли поведение пчел их способностью к обучению, большинство полагало, что это инстинкты. Такое суждение связывали с маленьким размером мозга.
Мозг букашек действительно значительно отличается от человеческого, количество нейронов в нем около 1 миллиона, в то время, как человеческий мозг состоит из 86 миллиардов нейронов. По этой причине ученые долгое время не изучали подробно мозг насекомых, считая его примитивным. Однако несколько проведенных исследований показало, что когнитивные способности букашек сопоставимы со способностями многих позвоночных! Это открытие вновь вызвало интерес со стороны научного сообщества к изучению нервной системы жучков.
В конце 20 века благодаря достижениям генетики было доказано, что у насекомых нет ни исключительно врожденных, ни исключительно приобретенных навыков. И хотя их поведение является врожденным, на него накладываются приобретенный опыт, который позволяет им приспосабливаться к определенному типу пищи или к определенной местности.
Строение мозга
Центральная нервная система этого класса состоит из ганглиевых узлов, соединенных в цепочку. Несколько пар ганглиев соединяются в мозг. Он состоит из трех отделов: первичный (протоцеребрум), вторичный (дейтоцеребрум), и третичный (тритоцеребрум). Дейтоцеребрум и тритоцеребрум являются достаточно простыми отделами, по структуре это обычные ганглии, это объясняется тем, что они посылают нервные сигналы только к тем частям организма, с которыми они связаны, то есть усиками и ротовой полости. Протоцеребрум гораздо сложнее по строению, т.к. он координирует работу всего организма.
Головной мозг насекомых
Протоцеребрум
Первичный мозг или протоцеребрум является самым большим отделом. Он отвечает за все процессы, протекающие в организме. Эта часть разделена на несколько зон, имеющих разное строение и отвечающих за разные функции. Протоцеребрум состоит из нейронов, отвечающих за обработку и анализ информации. Внешне протоцеребрум напоминает большой мозг млекопитающих. Внутри первичного отдела находятся волокнистые массы, называемые нейропилярными массами, образованные из отростков нервных клеток. С помощью нейропилей мозг делится на несколько отдельных частей.
Этот отдел, кроме координации работы организма, отвечает за зрение, а также за взаимодействие между отдельными особями. Благодаря протоцеребруму, некоторые виды способны к организации.
Ученые заметили, что у насекомых с более сложной организацией протоцеребрум развит сильнее. В помощью стебельчатых тел формируются ассоциации и происходит более подробная обработка информации, помогающая образовывать связи между особями. У коллективных насекомых количество стебельчатых тел значительно больше. Например у пчел эти тела занимают до 20 % мозга, а у мух или тараканов менее 2 %.
Дейтоцеребрум
Располагается перед тритоцеребрумом, передаем сигналы нервной системы в усики. Нервные волокна антенн – единственные волокна, связанные с этим отделом. Они очень развиты, начинаются со спинного (моторного) и брюшного (сенсорного) нервных корешков. Вторичный отдел разделен на две части, соединенные между собой комиссурой.
Тритоцеребрум
Располагается между остальными отделами мозга спереди от него и брюшной нервной цепочкой позади. Находится над кишечником и разделен на две части, соединенные между собой дугой, огибающей кишечник. Изначально тритоцеребрум отвечал за подачу сигнала нервной системы в усики, но позднее эта функция атрофировалась. Сейчас третичный отдел передает сигналы по нервным волокнам к мышцам ротовой полости и верхней губы.
Особенности мозга насекомых
Итак, мы выяснили, что у насекомых есть мозг, и кроме того, он не самый простой по строению. Именно благодаря этой сложной структуре отдельные виды, например пчелы или муравьи, способны к образованию иерархии и структуры. Именно это помогает муравьям передавать опыт более молодым поколениям, показывая им путь к добыче пищи, или выращивать тлю в определенных местах, а пчелам запоминать соцветия, где можно найти нектар.
С помощью протоцеребрума особи могут усваивать новую информацию, которую они потом могут использовать например для добычи пищи. Пчела может запомнить цвета окружающих объектов и их расположение. Это помогает найти дорогу к цветку, где она накануне собрала большое количество нектара. Кроме того, исследования, проведенные недавно, доказали, что насекомых можно целенаправленно обучать. Так, ученые обучили шмеля двигать мячик в определенное место, после чего шмель получал сладкий сироп. Несколько особей легко запомнили порядок действий и повторяли его.
Также у букашек отлично развито ориентирование в пространстве. Пчелы или шмели запоминают окружающие предметы, муравьи прокладывают дорожки к пище, а жуки-навозники могут ориентироваться даже ночью по звездному небу.
Насекомые не самые примитивные существа, как многие из нас привыкли думать. Их мозг одновременно и простой, и сложный. Многим видам такая структура нервной системы помогает избежать опасности, найти пищу и даже организовать иерархию в гнезде.
Размеры мозга у «продвинутых» ос
Уже давно известно о том, что по величине мозга можно определить развитие и способности животных: чем больше мозг, тем совершеннее когнитивные способности его обладателей. С чем же это связано – с мозгом, в общем, или лишь с его каким-то важным участком?
По данным недавно проведённого исследования, в котором принимали участие американские учёные во главе с нейрофизиологом Шоном О′Доннеллом (Sean O’Donnell), важным оказалось и то, и другое. В данном эксперименте главным объектом были осы разной степени социальности, от совершенно «нелюдимых» одиночек, до обитательниц крупных и сложноорганизованных сообществ.
Как доказали исследователи, у социально продвинутых ос наблюдалось увеличение мозга в целом, однако же это увеличение особо заметно в тех частях мозга, которые несут ответственность за сложное поведение, память, обучение и построение отношений с другими осами. Наиболее яркое увеличение проявлялось у королев осиного сообщества. Это даже было заметно на фоне с собственными рабочими особями. «По мере того как увеличивается мозг, — рассказывает О’Доннелл, — увеличивается диспропорциональный объём мозговых тканей и это происходит непосредственно в тех областях, в которые несут ответственность за высшие когнитивные способности. Естественный отбор позитивно влияет на участки мозга, которые вовлечены в процессы памяти и обучение.
У крупных видов животных, совершенствование вышеперечисленных способностей, обусловлено большим размером их мозга, непосредственно связанным с общей массой тела». В проведённом исследовании учёные выловили представителей ос десяти видов, обитающих в Эквадоре и Коста-Рике. Было выявлено, что с увеличением размеров тела у них увеличивается и мозг, но этот рост в разных его областях происходит неравномерно.
Самый существенный объём грибовидных тел (аналоги нашей коры больших полушарий мозга) показан у осиных цариц (9 видов из 10 изученных), что стало большим сюрпризом для исследователей. Так как царицы занимаются только лишь производством яиц, в то время как рабочие пчёлы выполняют более сложные задачи – охрана и строительство гнезда, сбор пищи. О’Доннелл считает, что такое развитие грибовидных тел происходит за счёт постоянной «борьбы за престол». «Царицы вынуждены постоянно доказывать свою состоятельность. Им постоянно приходится находить ответы на непростые социальные вопросы».
Социальность у ос способствует уменьшению мозга
Модель общественных ос, а возможно, и всех других насекомых, не применима к изучению эволюции мозга у социальных млекопитающих: как только у ос формируется социум, части мозга, ответственные за анализ информации, быстро уменьшаются. Фото с сайта sport360.com
Принято считать, что социальность ведет к увеличению размеров мозга у общественных животных. Обычно в явном или неявном виде подразумевается именно эта гипотеза. Однако ученые из Филадельфии, изучившие анатомию мозга в разнообразном семействе настоящих ос (Vespidae), пришли к прямо противоположному выводу: в ходе эволюции становление общественного образа жизни сопряжено с уменьшением мозга.
Специалисты из Дрексельского университета (Филадельфия, США) сравнили относительные размеры разных анатомических частей центральной нервной системы у видов двух близких групп ос из семейства Vespidae: у бумажных ос Polistinae и одиночных ос Eumeninae. Первые включают общественные виды, а вторые, как следует из названия, живут поодиночке. Сравнение должно было показать, имеется ли корреляция между общественным образом жизни и размерами каких-то частей осиного мозга. Ведь наращивание и последующее обслуживание мозга — задача дорогостоящая для любого организма. Как эту задачу решают общественные осы: стоит ли содержать такой энергоемкий орган каждому члену группы или можно распределить его функции в спаянной группе особей? Иными словами, нужно ли каждому члену общества жить своим умом или можно положиться на товарищей?
Рис. 1. Схема строения мозга насекомых: 1 — оптическая пластинка, 2 — медуллярная пластинка, 3 — оцеллярные пластинки, 4 — протоцеребральный мост, 5 — грибовидное тело (с расширенной чашечкой и стебельком), 6 — центральное тело, 7 — дейтоцеребрум, 8 — тритоцеребрум. Схема с сайта entomologa.ru
Ученые взяли 180 самок из 29 видов, относящихся к 20 родам, разнесенных на филогенетическом дереве по разным линиям; 6 видов представляли одиночных ос, остальные — общественных. Общественных видов было больше, потому что нужно было изучить изменчивость мозга в зависимости от разных параметров общественной организации. Один из таких параметров — кастовость. Она может выражаться неодинаково: у одних это различия только в размерах и физиологии, у других — в морфологии и поведении, а у третьих касты вообще не выражены, хотя живут такие осы семьями. Кроме того, важно было также оценить влияние размеров колоний на рост мозга. Всё это вместе потребовало более обширной информации по общественным видам, чем по одиночным.
Для каждой особи были сделаны срезы мозга (последовательные серии, позволяющие оценить его объем), подсчитаны суммарный размер мозга, размеры грибовидных тел (отдельно чашечек и общий объем), оптических и медуллярных пластинок (вместе составляющих оптические доли), дейтоцеребрума (среднего отдела головного мозга), заключающего обонятельные области (рис. 1, см. также подробное описание устройства мозга насекомых на сайте bioteaching.com).
Что же выяснилось, когда все расчеты были выполнены и стандартизированы? Во-первых, общий размер мозга мало связан с социальностью. Также не коррелируют с социальностью и размеры всех других частей мозга, кроме одного — грибовидных тел. У одиночных ос чашечки грибовидных тел были примерно в полтора раза больше, чем у общественных (рис. 2). Грибовидные тела, как известно, интегрируют и анализируют информацию от всех остальных сенсорных систем насекомого; в грибовидных телах локализуется долговременная память, они отвечают за обучение (см.: Мухи хранят информацию на «съемных дисках», «Элементы», 15.02.2012). Это мини-аналог коры мозга у высших позвоночных. И именно эта часть мозга общественных ос оказалась уменьшенной, а не увеличенной, как можно было ожидать.
Рис. 2. Зависимость размера чашечек грибовидных тел (ГТ) от размера колоний. По оси абсцисс откладывается десятичный логарифм размера колоний, 0 соответствует одиночным осам (отмечены ромбиками). Кружками отмечены виды с одной самкой-основательницей, треугольниками — виды, образующие рой при размножении колоний. Рисунок из обсуждаемой статьи в Proceedings of the Royal Society B
Кастовые различия, как бы они ни выражались, а также различия в способах размножения колоний не связаны с размерами грибовидных тел (рис. 3). На их размер влияет только сам по себе социальный образ жизни: стоит виду тем или иным способом перейти к общественному существованию, как их высший аналитический центр съеживается.
Рис. 3. Размер грибовидных тел (ГТ) у ос с разной социальной организацией: у одиночных (белый столбик), у общественных с невыраженной кастовостью (светло-серый столбик), у общественных с размерными или физиологическими различиями между кастами (темно-серый столбик) и с морфологическими кастами (черный столбик). Параметр n соответствует числу исследованных видов. Рисунок из обсуждаемой статьи в Proceedings of the Royal Society B
Ученые предполагают, что общественный образ жизни позволяет разделить «информационные» функции между членами колонии. В этом случае пропадает необходимость поддерживать энергоемкий орган каждому члену группы. «Коллективный разум», по-видимому, срабатывает не менее эффективно.
Согласно классической точке зрения, у социальных видов высших животных мозг увеличивается для обслуживания и контроля общественных отношений: именно они обеспечивают устойчивость и выживание группы в целом. И чем сложнее эти отношения, тем массивнее структуры мозга, их обслуживающие. Но на ос это предположение не распространяется. У них контроль отношений между членами общества, вероятно, забирает слишком много ресурсов или же не так важен. Поэтому энергетический выигрыш за счет ущербного развития дорогостоящих областей мозга перевешивает дефицит социальных поведенческих реакций.
Это исследование лишний раз демонстрирует, что связь социальности и развития мозга не следует понимать слишком односторонне: распределение когнитивных функций тоже может иметь место. И оно будет снижать нагрузку на те или иные области мозга. В какой мере эта тенденция выражена у млекопитающих — неизвестно. Также пока не ясно, насколько она доминирует среди других общественных насекомых. Это предстоит проверить. Но при этом совершенно ясно, что прямое перенесение данных относительно эволюции центральной нервной системы у общественных насекомых на социальных позвоночных, в том числе и человека, может оказаться в высшей степени неправомерным. У позвоночных и насекомых при становлении социальности важными оказываются совершенно разные свойства.
Источник: Sean O’Donnell, Susan J. Bulova, Sara DeLeon, Paulina Khodak, Skye Miller, Elisabeth Sulger. Distributed cognition and social brains: reductions in mushroom body investment accompanied the origins of sociality in wasps (Hymenoptera: Vespidae) // Proceedings of the Royal Society B. 2015. V. 282. DOI: 10.1098/rspb.2015.0791.
Топ-10 Насекомых с удивительными сверхспособностями
10. Тараканы
Тараканы являются, пожалуй, самыми нелюбимыми существами во всём мире. Несмотря на это, они также являются самыми могущественными. Само по себе присутствие одного таракана в доме может заставить самых сильных, самых властных людей прыгать, бегать, и кричать, как девчонки.
Помимо их удивительной исцеляющей силы, тараканы также обладают невероятной способностью выживать при ядерных взрывах. Когда Хиросима и Нагасаки были уничтожены атомными бомбами, единственными выжившими были тараканы. Однако важно отметить, что эта удивительная способность имеет свои ограничения. Под воздействием 100000 единиц радона, тараканы всё-таки умирают.
9. Пчёлы
Пчёлы являются одними из самых разумных насекомых в животном мире. Помимо того, что у них есть свои собственные сложные средства коммуникации, они также обладают экстраординарными навигационными навыками, несмотря на то, что их зрение ограничено.
Общеизвестно, что медоносные пчёлы могут общаться друг с другом. Они совершают ряд движений под названием «виляющий танец», чтобы рассказать, друг другу, где находится пища или какое место лучше всего подойдёт для строительства новой колонии. Однако многие люди не знают, что танец является очень сложным и невероятно развитым для таких крохотных существ. Медоносные пчелы знают, что Земля круглая, и они принимают этот факт во внимание, когда они узнают местоположение определенного источника пищи. Помимо этого, они также могут очень легко рассчитывать углы, просто прочитав данные своего виляющего танца. Например, если пчела танцует по направлению с 12 до 6 часов, это означает, что пища или дом расположены непосредственно от солнца. В отличие от этого, движение в направлении от 6 до 12 часов означает, что пчёлам надо «лететь прямо к солнцу». Движение по направлению от 7 к 1 часу означает, что пчёлам нужно лететь «направо от солнца».
Помимо общения друг с другом, медоносные пчёлы также ориентируются в своём окружении с помощью других средств, таких как запоминание визуальных ориентиров, учёт положения Солнца, и использование электромагнитного поля Земли.
8. Саранча
Саранча является одним из самых эффективных пилотов в мире насекомых. Эти крылатые существа, которых многие люди считают угрозой, могут летать на большие расстояния без использования слишком большого количества энергии. На протяжении многих лет, учёные изучали их, и узнали, что даже если эти насекомые не совершают частые толчки и взмахи, они способны поддерживать устойчивые темпы полёта. Их способность поддерживать устойчивые темпы полета не меняется, даже если ветры и температура воздуха становятся неблагоприятными. Эта удивительная способность позволяет им путешествовать на огромные расстояния, не тратя большого количества энергии.
Ещё более удивительно то, что саранча обладает способностью крутить свои крылья во время полёта. Поступая таким образом, они могут сохранять и даже контролировать количество взмахов, которые они делают. Это, в свою очередь, помогает в поддержании их полёта с постоянной скоростью. Эта дополнительная функция позволяет им пролетать до 80 километров за один день без необходимости отдыха.
7. Светлячки
Удивительная способность светлячков производить свой собственный свет, является чудом в животном мире, и источником вдохновения и радости для многих из нас. Будучи ребенком, вы, вероятно, испытали то волшебное чувство, которое появляется при виде сумеречного мерцания этих удивительных созданий.
Ещё одной вещью, которой мы, люди, можем поучиться от светлячков, является то, как эффективно использовать энергию. Светлячки были спроектированы природой так, чтобы использовать энергию, не теряя большую её часть через тепло. Лампочки, которые установлены в наших домах, используют лишь 10 процентов от своей общей энергии для производства света. Остальные 90 процентов становятся потраченной впустую тепловой энергией. С другой стороны, удивительные тела светлячков устроены так, что они могут использовать 100 процентов энергии для выработки света. Если бы светлячки были как лампочки, в том, что они использовали бы лишь 10 процентов для выработки света и остальные 90 процентов выделяли в виде тепловой энергии, они почти наверняка сгорели бы до смерти.
Кроме того, так же, как пчёлы, светлячки также могут общаться друг с другом. Светлячки используют свою способность производить свет для сигнализации друг другу о том, что они готовы к спариванию. Самцы светлячков испускают разные виды мерцаний (каждый вид обладает своими собственными уникальными комбинациями), которые сигнализируют самкам светлячков, что они «холосты». В то же время, если самка светлячка заинтересована в спаривании, она тоже отвечает с помощью мерцания.
6. Блохи
Блохи вредны не только для ваших домашних животных, но и для вас и вашей семьи. Несмотря на это, в них есть кое-что, что заслуживает человеческого восхищения: эти насекомые способны прыгать на высоту, превышающую их собственный рост в 150 раз! Это может показаться не очень удивительным, если вы рассматриваете эту возможность в плане насекомых, но если вы рассмотрите её в плане человека, то вы обнаружите, что блохи, преследующие ваших домашних животных, на самом деле являются невероятными существами.
Возьмём следующий пример: рост определённого человека, назовём его Билл, равен 175 сантиметрам. Если бы он был блохой, то он смог бы подпрыгнуть на 263 метра в воздух, и ему, таким образом, удалось бы, по сути, преодолеть гравитацию. Только представьте, насколько другим был бы наш мир, если бы мы обладали этой удивительной способностью блох. Было бы меньше машин, меньше загрязнения, меньше расходов и т.д. Поэтому в следующий раз, когда вы раздавите блоху, подумайте о том, что она умеет сделать.
5. Навозные жуки
Существуют две причины того, почему навозные жуки были включены в этот список: фекалии и астрономия. Это может вас удивить, но эти два, казалось бы, не связанных между собой предмета были связаны этими невероятными существами.
Навозные жуки ведут очень отвратительный образ жизни. Они собирают фекалии животных, скатывают их в шар, и используют его для различных целей. Они могут использовать шар в качестве своего дома, откладывать в нём яйца, или если они голодны, закусывать им. Тем не менее, удивительно то, что навозные жуки обладают невероятной способностью катить свои «шарики навоза» по прямой линии даже ночью! Заинтригованная этой занимательной способностью, Мари Дэйк (Marie Dacke), биолог из Лундского университета (Lund University) в Швеции, провела эксперимент. Она положила навозных жуков в планетарий, и наблюдала за тем, как насекомые могли успешно катить свой навозный шар по прямой линии с помощью «всего звёздного неба».
Чтобы эксперимент более интересным, Дэйк решила показать только Галактику Млечного Пути. Удивительно, но навозные жуки всё равно смогли катить свои драгоценные навозные шары по прямой линии. Вывод: навозные жуки являются замечательными переработчиками и невероятными астрономами.
3. Муравьи
Муравьи обладают удивительной способностью всегда находить дорогу домой, даже если они блуждали далеко от дома в поисках пищи. Учёным уже давно известно, что муравьи используют различные визуальные подсказки, которые напоминают им о том, где расположена их колония. Тем не менее, интересно то, как муравьям удаётся найти свою дорогу домой в некоторых местах, таких как пустыни, где нет чётких ориентиров? На этот вопрос с помощью простого эксперимента попытались ответить доктор Маркус Кнаден (Markus Knaden), доктор Кэтрин Стек (Kathrin Steck) и профессор Билл Хэнсон (Bill Hanson) из Института химической экологии Макса Планка (Max-Planck Institute for Chemical Ecology) в Германии.
Для своего эксперимента учёные использовали тунисских пустынных муравьёв. Они разместили четыре различных запаха вокруг входа в муравейник, и убедились в том, что вход был едва виден. Предоставив муравьям, достаточно времени на то, чтобы связать запахи с их домом, они удалили запахи, а затем поместили их в другое место, причём самих по себе, без гнезда и без входа. На новом месте были только четыре запаха, которые использовались ранее на прежнем месте.
Удивительно, но муравьи пошли на то место, где были расположены запахи (на то же месте, где должен был быть вход в гнездо)! Этот эксперимент доказал, что муравьи могут чувствовать запахи в стерео, то есть они обладают способностью одновременно ощущать два разных запаха, исходящих из двух уникальных направлений. Кроме того, эксперимент также доказал, что в таких местах, как пустыни, муравьи не полагаются на визуальные подсказки. Они создают «карту запахов» своей среды обитания, используя своё «стерео обоняние». Пока присутствует запах, они всегда найдут дорогу домой.
2. Осы-наездники
Осы-наездники называются так благодаря их «волшебной» способности превращать свою добычу или врагов в «зомби». Это может звучать как что-то из фантастического фильма, тем не менее, учёные доказали, что осы-наездники действительно способны индуцировать других насекомых в состояние, похожее на состояние зомби. Ещё более жутким является тот факт, что, как только насекомые становятся зомби, осы-наездники могут их контролировать.
Осы-наездники откладывают свои яйца внутри тел молодых гусениц пядениц. Личинки внутри гусениц выживают, питаясь жидкостями организма хозяина. После того, как личинки полностью развиваются, они выбираются из тела гусеницы, проедая её кожу. Затем они создают кокон и прикрепляются к листу или ветке. Но вот в чём заключается немного жуткая, но не менее интересная часть. Гусеница-носитель яиц осы-наездника не покидает кокон, вместо того, чтобы заниматься своими собственными делами, гусеница действует как телохранитель кокона, защищая его от различных хищников.
Исследователи провели эксперимент, который показал, что инфицированные гусеницы действительно становятся «зомби телохранителями» ос-наездников, поставив их лицом к лицу с жуками щитниками. Гусеницы, которые не были заражены, ничего не делали, чтобы остановить жуков щитников, проходивших рядом с коконом. В отличие от них инфицированные гусеницы защищали кокон, сбивая жука с ветки. Учёные не знают, почему заражённые гусеницы защищали кокон. Тем не менее, они узнали, что эта невероятная способность ос-наездников играет решающую роль в их выживании.
1. Жук-бомбардир
Когда дело доходит до оборонительных стратегий в мире насекомых, ничто не сравнится с жуком бомбардиром. Это существо обладает невероятной способностью выстреливать горячей смесью химического раствора достаточно сильно, чтобы нанести увечья своим врагам. Токсическая смесь, распыляемая жуком, может достигать впечатляющей температуры в 100 градусов по Цельсию.
Однако ещё более увлекательной является сложная конструкция тела жука бомбардира. Дело в том, что оба химических вещества, перекись водорода и гидрохинон, которые это насекомое использует, чтобы изувечить своих врагов, опасны и приводят к летальному исходу. Если их не хранить и не смешивать должным образом, эти химические вещества приведут к тому, что жук бомбардир взорвётся! Если бы не их хорошо спроектированные тела, жуков-бомбардиров бы не существовало. В конце брюшной полости этого насекомого есть две железы. Они отделяют пероксид водорода с гидрохиноном. Если жук бомбардир чувствует угрозу, его мышцы сфинктера выжимают нужное количество химических веществ в определенную часть тела, где они смешиваются вместе с другими токсичными веществами. В результате получается горячая смесь токсичных химических веществ, способных нанести увечья врагам жука бомбардира.
Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂