у русских пасха а у мусульман
Празднуют ли мусульмане Пасху и какой праздник существует в Исламе
Пасха у мусульман – это праздник, который многие путают с другими мероприятиями. Проведение торжества можно назвать ярким примером толерантности межнациональных культур. Мусульманство является религией, которая близка к христианству. Пасха в Коране отмечена по-особому, именно там Христа признали великим пророком, которого почитают также как Деву Марию и Иоанна Крестителя. Этот фактор можно назвать причиной добрососедских отношений между православными и мусульманами.
Празднуют ли мусульмане Пасху
В народе нет такого понятия, как мусульманская Пасха. Поэтому официально праздника не существует. Аналог Пасхи у мусульман – Курбан-байрам. Их основа лежит в более религиозных доктринах. Суть – отказ от жертвоприношения в виде человека. Мусульмане не отмечают Пасху в значении христианства.
Коран отвергает первородный грех людей. Однако, в нем четко видно признание Иисуса, как великого пророка.
В этом народе его считают простым смертным, а не последователем бога, который сначала отдал свою жизнь за справедливость, а потом воскрес. Так как в исламе отсутствует понятие – первородный грех, религия не признает такой факт, как воскрешение после распятия. Как высказывался пророк Мухаммед – Иисус находится на небесах, будет возвращен на землю, когда наступит Судный день. По этой причине Ислам о Пасхе не учит. Здесь отмечают другие мероприятия вместо Пасхи – Ураза-Байрам:
Читайте также↓↓↓
Пасха по мусульмански может иметь различную интерпретацию. Культура была сложена в 7 веке нашей эры. Это было куда позднее, чем когда возникло христианство. До того, как было принято мусульманство, эти люди проповедовали христианство. Об этом свидетельствуют писания татар, которые жили на территории России много лет назад.
Как называется схожий праздник
Хоть в Исламе Пасха отсутствует, как ортодоксальная традиция христианства некоторые мусульмане ее отмечают. Ее нельзя назвать серьезным праздником, так как имеется ряд расхождений в двух мировых религиях. Например, есть мусульманские направления, которые выстроены именно на христианстве. Сюда относят различные этнические общности татар. В доисламский период они были православными, веровали традиции и продолжают поддерживать их до сих пор. Следы этих периодов сохранились по сей день и проявляются в:
Практически у вся татарская Пасха называется сабантуй. Его отмечают именно в России.
Когда празднуется
Мусульмане отмечают Пасху не в конкретную дату. Отсутствует определенное число или привязка к: лунному и солнечному календарю. Есть мнение, что исламская Пасха рассматривается в качестве весеннего праздника, символизирующего начало сельскохозяйственного цикла. Он выпадает на период, когда наступает канун посева. Татары и Пасха тесно связаны между собой. Они имеют в своих традициях элементы от кочевников скотоводов. У них отсутствуют земледельческие христианские приметы. У татар Пасха – сабантуй, который существовал до того, как возник ислам.
Специалисты нашли немало доказательств того, что некоторые этнические группы до сих пор признают его и тщательно к нему подготавливаются. На мероприятии обязательно должны присутствовать все родственники, друзья и близкие, имеющие отношение к культуре.
В Сабантуе этнографами и культурологами найдено множество отголосков тех времен, когда татары исповедовали православие.
Особенности празднования
Курбан-байрам – праздник, мусульмане красят яйца. У русских Пасха осуществляется аналогично. Перед мероприятием длится Великий пост, который должны соблюдать все до единого и даже дети. Можно выделить несколько схожих черт:
Все религии относятся к Пасхе по-разному. Могут быть фундаментальные развития и объединяющие сходства. Однако, в Коране прописано жесткое требование – верить в Иисуса. Многие из тех, кто проповедует ислам имеют прекрасное осведомление о происхождении этого человека, о том, как возникла Пасха и что она символизирует.
«Пасха» у татар
Очень известен татарский праздник Кызыл йомырка. Если у этой культуры Пасха – конечно же ответ будет положительным. Однако, у казанских татар отсутствуют собственные религиозные мероприятия, имеющие отношение к светлому Воскресенью. Они стараются придерживаться традиций, которые диктует канонический ислам. В нем прописаны запреты на религиозные торжества иных конфессий относительно своих.
Эту народную традицию не смогли урегулировать священнослужители и потому Коран сохранил некоторые элементы православия до наших дней.
Если татары исповедуют Ислам, они все равно могут отмечать Пасху. Ярким проявлением считается сабантуй. Сходство с нашим Светлым Воскресеньем заключается в:
Читайте также↓↓↓
Есть и татары, предпочитающие православие. Они полностью переняли все традиции русских людей, а не используют аналог в виде сабантуя. Дата мероприятия плавающая, каждый год она может быть в разное время, но существует основное правило – это должен быть воскресный день. Период празднования может отличаться в один год и тюркских, иранских народов. Они считают, что Пасха наступает тогда, когда день встает на один уровень с ночью, когда они одинаковые по времени. Таким образом, в среднем дата выпадает на 22 июня. Здесь не учитывают климатические условия, посевной сезон и его продолжительность. Главное – найти период, когда сама природа празднует равноденствие. Тюрки считают, что именно в эту дату Иисус спускается на землю дабы подарить всем мир, свободу и веру.
У православных Пасха, а у мусульман Курбан-байрам, но название никак не влияет на традициях каждого народа. Отношение у христиан отличается, ведь люди красят яйца, верят в то, что Иисус воскрес. У татар такого нет, но это не мешает им собирать шикарные столы и осуществлять это мероприятие на широкую ногу. Многие мусульмане, татары, которые проживают длительное время на территории России стали постепенно перенимать местные традиции. Пасху многие называют красивым праздником весны, который нельзя упустить.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Что мусульмане думают о Пасхе
Иисус не умер на кресте. Он был сыном девы Марии, но не был сыном Бога. Он не искупил грехи человечества. Он излечивал больных, возвращал зрение слепым и воскрешал мертвых. Он говорил целыми предложениями, будучи еще младенцем в колыбели именно тогда он объявил своей матери, Марии, что Бог даровал ему знание Священного писания и сделал его пророком. Иисус не всемогущ и не вечен. Иисус — мессия. Иисус — мусульманин.
Таков Иисус в Коране. Он упоминается в 93 стихах Корана — чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда — и рассказ о жизни Иисуса в Коране совпадает с Евангелиями даже больше, чем полагает большинство мусульман. Моя жена — мусульманка, получившая образование в медресе, однако когда я в разговоре упомянул о том, что Иисуса родила дева, она отнеслась к этому скептически. «В Коране действительно так сказано?» — спросила она. Я попытался отыскать это место, но через пять секунд она меня остановила. «Не старайся, — сказала она. — Я уже нашла это в Википедии». Именно так там и было написано.
В преддверии Пасхи мне стало интересно, что в Коране написано о распятии. Я позвонил своему знакомому имаму, Ибрагиму Сайяру (Ibrahim Sayar), и мы решили встретиться за чашечкой турецкого чая. Сайяр много времени посвящает работе по налаживанию отношений между представителями различных вероисповеданий, и большая часть этой работы заключается в том, чтобы встречаться с ними и вместе наслаждаться кебабами. По его словам, упоминание о статусе Иисуса в исламе в разговорах с христианами может стать хорошим подспорьем в налаживании отношений. «Я всегда говорю им, что миллионы мусульман называют своих детей в честь Иисуса и Марии — мы зовем их Иса и Мариам, — рассказал он. — Ни один человек не назовет своих детей в честь кого-то, кто ему не нравится».
Он подчеркнул, что в исламе «вера в Иисуса является необходимым требованием. Если вы в него не верите, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадисам Мухаммеда — высказываниям Пророка, которые по своему значению уступают только Корану — Иисуса забрали на небеса. Он вернется в конце времен на востоке Дамаска, и его руки будут покоиться на плечах двух ангелов. Увидев его, антихрист растворится, как соль в море, и Иисус будет править миром в течение 40 лет. Но чему мусульмане не верят, так это тому, что Иисус умер на кресте. По словам Сайяра, об этом ясно написано в четвертой суре Корана, стих 157: «Его не убили и не распяли».
В исламе Библия считается священной книгой. Тогда я спросил, как этот стих Корана согласуется со свидетельствами о смерти Иисуса в Евангелиях. Сайяр ответил, что ключевой здесь является фраза «его не распяли», «несмотря на то, что все выглядело именно так». Он объяснил, что знатоки ислама интерпретируют этот стих по-разному. Некоторые из них считают, что кого-то действительно распяли, но это был не Иисус, а, возможно, даже Иуда. По их мнению, кем бы тот человек ни был, Бог изменил его лицо, чтобы он стал похож на Иисуса, а сам Иисус спасся. Еще одним вариантом этой версии является утверждение, что Господь изменил зрение людей, присутствовавших при распятии, чтобы они подумали, что видят Иисуса. Другие полагают, что Иисуса действительно прибили гвоздями к кресту, но он, в конце концов, выжил, поэтому то, что произошло на Пасху, было не воскрешением, а скорее приходом в чувства. Некоторые утверждают, что никого вообще не распинали. «Разумеется, — сказал Сайяр, — у всех есть свои аргументы».
Для мусульман детали распятия носят скорее академический характер. Тем не менее, разногласия между христианами и мусульманами в отношении сущности Иисуса носят характер фундаментальный, независимо от того, что во многих смыслах их понимание Христа совпадает с Евангелием. С точки зрения мусульман, Иисус не был и не мог быть сыном Бога. Он был пророком, но все-таки он был смертным, и Бог не был его отцом. «Я понимаю, что, если вы верите, что кто-то — Бог, а другие люди говорят вам, что он им не является, для вас это звучит как оскорбление, — сказал Сайяр. — Но если вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения мусульман, то вы не найдете разницы между Иисусом, Авраамом и Мухаммедом». В Коране упоминается 25 пророков и практически все они известны нам из Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. «Все они посланники Бога», — добавил Сайяр. Между тем, для христиан послание Иисуса неотделимо от распятия и воскрешения.
Когда встречаются мусульмане и христиане, по словам Сайяра, их объединяет знание об Иисусе. Однако если в разговоре будет развиваться тема того, что именно случилось с Иисусом Евангелия и Иисусом Корана, это лишний раз подчеркнет то, насколько огромна пропасть между ними. «Мы пытаемся научиться чему-то друг у друга, — сказал Сайар. — Мы делаем это не ради загробной жизни. Мы делаем это ради жизни земной. После смерти мы в любом случае поймем, кто из нас был прав, а кто неправ в том, кем был Иисус — там мы все узнаем». Поэтому пока мы живы, нам, вероятно, лучше всего сосредоточиться на кебабах.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Пасха у мусульман — празднуют ли
Многие люди знают, что христианство, иудаизм и ислам относятся к аврамистическим религиям. Известно, что у христиан и иудеев есть праздник Пасхи, который отмечают весной. Поэтому людям, не относящимся к исламской культуре, интересно знать, есть ли Пасха у мусульман, празднуют ли они аналогичный религиозный праздник, как называется у татар древний праздник сбора крашеных яиц. Все эти вопросы будут рассмотрены в этой статье.
Отмечается ли праздник Пасхи в исламских культурах?
К аврамистическим религиям относятся три вида конфессий, исторические корни которых уходят в древнюю историю Ближнего Востока:
Общность исторических корней зафиксирована в священных книгах иудаизма, христианства и ислама:
В Коране Иисус признается одним из пророков, однако, Пасхи у мусульман нет, хотя к празднику, посвященному воскресению Спасителя, Коран относится с уважением.
У мусульман нет религиозного праздника с похожим названием по причине определенных теологических расхождений с христианством и иудаизмом. У христиан и иудеев есть общая священная книга – Ветхий Завет, который входит в список канонических священных книг христианства. Поэтому имеется и общий праздник – Пасха, который и иудейской традиции носит название Песаха.
Мусульманская пасха тоже празднуется весной, но называется по-другому – Курбан-байрам, и праздник Ураза-байрам, который отмечается после завершения месяца строго воздержания – Рамадана.
С точки зрения религоведения и религиозной догматики аврамистические монотеистические религии едины в глубинном понимании значения христианской Пасхи как «праздника жертвы», во время которого запрещено приносить человеческие жертвы, и полагается верить в милость Всевышнего.
Особенности мусульманского праздника Курбан-байрам
У христиан Пасха отмечается по Новому Завету, в которой искупительной жертвой за грехи всего человечества выступает подвиг Спасителя, закончившего свой земной путь на кресте распятым. В христианстве праздник Пасхи прочно связан с распятием и воскрешением Иисуса.
В исламе иные теологические концепции, в Коране нет таких понятий, как:
Хотя мусульмане не верят во многие основные понятия христианства, весенний праздник Курбан-байрам, основан у них на одной из книг Танаха – сборнику священных еврейских текстов, который еще называют Еврейской библией.
Праздник Курбан-Байрам основан на книге Бытие 20, входящей в Танах. В ней повествуется об Аврааме и его любимом сыне Исааке, которого иудейский Бог повелел принести в жертву, а потом отменил свое решение, сказав, что это была проверка веры Авраама.
Празднуют ли мусульмане Пасху? Нет. Праздник Пейсах и Курбам-байрам основываются на более общих религиозных доктринах, связанных с отказом от человеческого жертвоприношения.
У мусульман не празднуется праздник Пасхи в христианском его значении, так как Коран не признает первородного греха человека.
Коран признает Иисуса как великого пророка, но считает его смертным человеком, а не Сыном Божьим, отдавшим свою жизнь на кресте и потом воскресшим. Из-за того, что не существует понятия первородного греха в исламе, поэтому эта мировая религия не признает самого факта Воскрешения Спасителя после распятия.
Согласно высказыванию пророка Мухаммеда пророк Иса, как называют Иисуса в Коране, пребывает на небесах и вернет на землю в Судный день последних времен.
По этой причине Пасхи, как праздника Светлого Воскресенья, у мусульман нет. В исламе есть два праздника, похожих на иудейский Пейсах. Нужно просто знать, как называется праздник священной жертвы и праздник, знаменующий завершение месяца Рамадана. Этот праздник называется Ураза-Байрам в исламе. Он символизирует завершение месячного поста у мусульман.
Однако однозначно отвечать на вопрос, отмечают ли мусульмане Пасху, не стоит. В исламе много различных течений. Кроме этого, следует учитывать, что как мировая религия, ислам сложился примерно в 7 веке нашей эры, намного позднее христианства. Ряд народов, которые сегодня исповедуют ислам, до принятия мусульманства исповедовали христианство. Это отчетливо видно на примере татар, проживающих в России.
Элементы христианских праздников в татарской народной культуре
ХотяПасха для мусульман в ортодоксальной традиции христианства не считается праздником в силу расхождения в догматике двух мировых религий аврамистического толка, есть народы, принадлежащие у мусульманской традиции, в рамках которой отчетливо видны следы христианских верований.
К ним относятся все этнические общности татар, которые в ранний доисламский период исповедовали христианство в его православной традиции.
Следы этого периода сохранились в народных традициях и обычаях:
Известно, что практически все татарские этнические группы, проживающие на территории России, празднуют весной праздник Сабантуй.
У этого праздника нет точной привязки даты к конкретному числу, ни по лунному, ни по солнечному календарю. Некоторые исследователи предлагают рассматривать его как весенний праздник сельскохозяйственного цикла, который отмечают накануне сева. Однако традиция татар несет в себе элементы кочевого скотоводства, которые никак не соответствуют весенним праздникам земледельческих народов дохристианской эпохи.
Ряд специалистов склонны видеть в Сабантуи отголоски доисламского периода культуры татарских этнических групп, которые после язычества приняли православие.
В культурной традиции весеннего праздника Сабантуй многие этнографы и культурологи находят отголоски короткого периода исповедования православия.
После принятия ислама верхушкой татарских этносов традиции православия ушли в народную культуру. Они отчетливо сохранились в празднике Сабантуй.
Его отмечают разные этнические группы татар:
В научных этнографических исследованиях можно найти указания на то, что мишари, крящены и касимовские татары знали, что в этот праздник отмечается именно православная Пасха, которая для мусульман в ортодоксальном исламе не является религиозным праздником.
Сам праздник у разных этнических групп татар, проживавших на территории России, носил разное название:
Считается, что ряд этнических татарских групп, исповедовавших православие, а не ислам, считали Пасху своим главным религиозным праздником, а ряд народностей сохранили этот элемент православной культуры как воспоминание о христианском периоде своей истории, оставив его в народных традициях и обычаях в форме весеннего праздника Сабантуй и поминальных обрядов.
Отмечают ли татары Пасху? Да, отмечают, но только те, кто исповедует православие. У казанских татар нет собственно религиозного праздника Светлого Воскресенья, так как они придерживаются традиций канонического ислама, который запрещает отмечать религиозные праздники иных конфессий как свои.
Однако народная традиция, которая не регулируется священнослужителями и Кораном, сохранила православные элементы в культуре татар, исповедующих ислам. Ярким проявлением этих элементов, дошедших до наших дней, является популярный в народе весенний праздник Сабантуй и обычай сбора крашеных яиц, который стал неотъемлемой частью этого весеннего праздника.
Празднуют ли татары Пасху? Да, те, которые исповедуют православие. У татар, исповедующих ислам, остались только элементы православной обрядовой культуры, сохранившиеся в весеннем празднике Сабантуй.
Этот праздник связан именно с православной Пасхой, имеющей плавающую дату, а не с весенним днем равноденствия, которые традиционно отмечали все народы, исповедовавшие языческие культы. Время празднования дня весеннего равноденствия имеется у всех тюркских и иранских народов. Оно должно быть привязано к конкретной дате, когда день равняется ночи, которая наступает гораздо раньше плавающей даты празднования Сабантуя и связанного с этим праздником обычая собирать в татарских деревнях крашеные яйца.
В отличие от современных народов, принадлежащих к исламской культуре, ряд мусульманских народностей, проживающих на территории России, прежде всего татары, несут в своей культуре следы православного периода своей истории, а часть народностей так и остались приверженцами православной веры, не приняв ислам в качестве главной религии.
Ислам. Как мусульмане относятся к Иисусу и христианской Пасхе
Таков Иисус в Коране. Он упоминается в 93 стихах Корана – чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда – и рассказ о жизни Иисуса в Коране совпадает с Евангелиями даже больше, чем полагает большинство мусульман. Моя жена – мусульманка, получившая образование в медресе, однако когда я в разговоре упомянул о том, что Иисуса родила дева, она отнеслась к этому скептически. «В Коране действительно так сказано?» – спросила она. Я попытался отыскать это место, но через пять секунд она меня остановила. «Не старайся, – сказала она. – Я уже нашла это в Википедии». Именно так там и было написано.
В преддверии Пасхи мне стало интересно, что в Коране написано о распятии. Я позвонил своему знакомому имаму, Ибрагиму Сайяру (Ibrahim Sayar), и мы решили встретиться за чашечкой турецкого чая. Сайяр много времени посвящает работе по налаживанию отношений между представителями различных вероисповеданий, и большая часть этой работы заключается в том, чтобы встречаться с ними и вместе наслаждаться кебабами. По его словам, упоминание о статусе Иисуса в исламе в разговорах с христианами может стать хорошим подспорьем в налаживании отношений. «Я всегда говорю им, что миллионы мусульман называют своих детей в честь Иисуса и Марии – мы зовем их Иса и Мариам, – рассказал он. – Ни один человек не назовет своих детей в честь кого-то, кто ему не нравится».
Он подчеркнул, что в исламе «вера в Иисуса является необходимым требованием. Если вы в него не верите, вы автоматически перестаете быть мусульманином». Согласно хадисам Мухаммеда – высказываниям Пророка, которые по своему значению уступают только Корану – Иисуса забрали на небеса. Он вернется в конце времен на востоке Дамаска, и его руки будут покоиться на плечах двух ангелов. Увидев его, антихрист растворится, как соль в море, и Иисус будет править миром в течение 40 лет. Но чему мусульмане НЕ верят, так это тому, что Иисус умер на кресте. По словам Сайяра, об этом ясно написано в четвертой суре Корана, стих 157: «Его не убили и не распяли».
В исламе Библия считается священной книгой. Тогда я спросил, как этот стих Корана согласуется со свидетельствами о смерти Иисуса в Евангелиях. Сайяр ответил, что ключевой здесь является фраза «его не распяли», «несмотря на то, что все выглядело именно так». Он объяснил, что знатоки ислама интерпретируют этот стих по-разному. Некоторые из них считают, что кого-то действительно распяли, но это был не Иисус, а, возможно, даже Иуда. По их мнению, кем бы тот человек ни был, Бог изменил его лицо, чтобы он стал похож на Иисуса, а сам Иисус спасся. Еще одним вариантом этой версии является утверждение, что Господь изменил зрение людей, присутствовавших при распятии, чтобы они подумали, что видят Иисуса. Другие полагают, что Иисуса действительно прибили гвоздями к кресту, но он, в конце концов, выжил, поэтому то, что произошло на Пасху, было не воскрешением, а скорее приходом в чувства. Некоторые утверждают, что никого вообще не распинали. «Разумеется, – сказал Сайяр, – у всех есть свои аргументы».
Для мусульман детали распятия носят скорее академический характер. Тем не менее, разногласия между христианами и мусульманами в отношении сущности Иисуса носят характер фундаментальный, независимо от того, что во многих смыслах их понимание Христа совпадает с Евангелием. С точки зрения мусульман, Иисус не был и не мог быть сыном Бога. Он был пророком, но все-таки он был смертным, и Бог не был его отцом. «Я понимаю, что, если вы верите, что кто-то – Бог, а другие люди говорят вам, что он им не является, для вас это звучит как оскорбление, – сказал Сайяр. – Но если вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения мусульман, то вы не найдете разницы между Иисусом, Авраамом и Мухаммедом». В Коране упоминается 25 пророков и практически все они известны нам из Библии: Адам и Ной, Моисей и Авраам, Давид и Соломон, Лот и Иов, Иоанн Креститель. «Все они посланники Бога», – добавил Сайяр. Между тем, для христиан послание Иисуса неотделимо от распятия и воскрешения.
Когда встречаются мусульмане и христиане, по словам Сайяра, их объединяет знание об Иисусе. Однако если в разговоре будет развиваться тема того, что именно случилось с Иисусом Евангелия и Иисусом Корана, это лишний раз подчеркнет то, насколько огромна пропасть между ними. «Мы пытаемся научиться чему-то друг у друга, – сказал Сайар. – Мы делаем это не ради загробной жизни. Мы делаем это ради жизни земной. После смерти мы в любом случае поймем, кто из нас был прав, а кто неправ в том, кем был Иисус – там мы все узнаем». Поэтому пока мы живы, нам, вероятно, лучше всего сосредоточиться на кебабах.