У тебя машина в натуре аппарат стендап
Как становятся стендап-комиками: разговор со стендапером Никитой Некрасовым
Путь комедианта нелегкий, но очень увлекательный.
Здесь и далее фото @nekrasavaaaaa
Многим людям шоу-бизнес представляется волшебным миром, где все тобой восхищаются, а деньги зарабатываются быстро и легко. Массовый зритель наблюдает за Ольгой Бузовой, Данилой Милохиным, Давидом Манукяном, Алексеем Щербаковым и прочими современными селебрити, задумываясь о том, что наверняка он бы тоже так смог.
К сожалению, далеко не каждый обладает музыкальными данными или актерскими навыками, но практически любой человек может рассказать честную историю своей жизни, приправив ее остроумными наблюдениями, и сделать на этом фоне юмористическое шоу. По крайней мере, так кажется со стороны, и это подкупает.
Тем не менее, комедия — сложный жанр, в котором пусть и не надо петь, но необходимо органично держаться в кадре, быть смешным и понятным аудитории, а также постоянно заниматься мозговым штурмом, находя в повседневных вещах свои странности. По большому счету, в этом и есть вся суть юмора, однако тем, кто реально хочет знать, как становятся стендап-комиками, этих двух предложений будет мало.
На фоне растущей популярности комедийного жанра в России и потребностью многих людей в реализации, мы решили рассказать, как стать стендап-комиком с нуля и преуспеть на этом поприще. Для этого мы решили встретиться с человеком из мира комедии и задать ему несколько важных вопросов.
Им стал комик и резидент стендап-клуба «Патрики» Никита Некрасов, на счету которого участие в проектах «Стендап Андерграунд» на «СТС», «Шоу историй» на канале Stand-Up Club #1 и других шоу.
Playboy: Привет, Никита! Ответь-ка нам сходу, стоит ли сейчас становиться стендап-комиком?
Никита: Привет! Сходу скажу, что на этот вопрос должен отвечать не я, а человек, который думает попробовать себя в этом. Комедийного бума в России еще не было, но я считаю, что в дальнейшем это станет молодежным мейнстримом.
Сейчас даже кабельные каналы, которые смотрят дачники, имеют свое стендап-шоу. Очень много людей пришло в стендап за последнее время, и сейчас начинать гораздо сложнее, поскольку хорошие площадки и организаторы отдают предпочтения опытным комикам с эфирами.
Playboy: Как ты попал в комедию?
Никита: Я совсем немножко играл в КВН в регионе, потом был переезд в Москву, команды уже не было, а в юморе остаться хотелось. Я стал ходить на открытые микрофоны и перед армией началось что-то получаться, но пришлось уйти на службу. Когда вернулся, надо было начинать все заново. Юмор — это как качалка. Не занимаешься — перестаешь быть прикольным.
Playboy: С чего начать тому, кто хочет ворваться на телек во что бы то ни стало, затусить с Русланом Белым и подраться с Лехой Щербаковым?
Никита: Пожалуй, у Руслана с Лехой много друзей, с которыми они тусят, и они не нуждаются в новых знакомствах. Ворваться в телик в стендап-шоу — это большая работа. Просто так не ворвешься. Нужно затратить много усилий.
Playboy: Как ты относишься к женской комедии?
Никита: Как я могу к ней относиться? Комедия — это общий дом. Я рад, что существует проект «Женский стендап», хотя проекта «Мужской стендап» — нет. Все остальные проекты для всех.
Playboy: Какие шутки никогда не работают?
Никита: Несмешные. Глупый, но правдивый ответ. Практика показывает, что если шутка смешная, она везде будет смешная. В большинстве случаев.
Playboy: А какие шутки всегда заходят?
Никита: На этот вопрос у меня нет точного ответа. Был пример, когда в клубе собрался почти женский зал. Просто так вышло, что было всего три мужчины. Поэтому шутки моего друга про службу в армию, конечно, заходили, но гораздо слабее, чем должны были. Я видел, как они работали на другой зал. Поэтому иногда реакция на шутку зависит не только от ее содержания, но и от обстоятельств.
Playboy: Кто твой любимый комик и кого ты презираешь в комедии?
Никита: Я люблю Дэйва Шапелла, Эндрю Шульца, Дэниэла Слосса, Джима Джеффриса. Из русских понравился сольник Руслана Белого «Индикатор» и Саши Малого «Консьерто Вульгар». В комедии никого не презираю.
Playboy: Откуда брать идеи для вдохновения?
Никита: Не знаю, знал бы, был бы счастлив. Само придет. Мне кажется, важно заряжать себя эмоциями. Поездки, концерты, прикольное и интересное времяпровождение, не обязательно связанное с юмором. Вот, что нам может помочь.
Playboy: Нужно ли быть смешным, чтобы делать комедию?
Никита: Надо быть органичным и не делать из себя веселого парня, если таким не являешься. Быть самим собой.
Playboy: Правда ли, что комики в основном депрессивные люди?
Никита: Думаю, в целом творческие люди таковы. Они все эмоционально зависимы от многих вещей. Если вдруг у тебя ничего не пишется уже недели две, вряд ли ты будешь ходить веселым.
Playboy: Что делать, когда люди не смеются над твоими шутками?
Никита: Принять это (смеется). Ничего не поделаешь, такое бывает постоянно, это часть пути. Можно прямо на сцене сказать: «Я еще подумаю над этой шуткой» и приступить к другой.
Playboy: Что должен испытывать начинающий комик, когда выходит на сцену?
Никита: Ему должно это нравиться, иначе зачем все это? Страх, боязнь облажаться — это все абсолютно нормально.
Playboy: Как заработать много денег на стендапе (или хотя бы сколько-нибудь)?
Никита: Если ты начинающий комик, не думаю, что стоит задумываться об этом. На данный момент стендап приносит мне деньги и на них можно жить, но очень скромно, поэтому у меня еще есть работа. Пока я отношусь к этому, как к нерегулярно оплачиваемому хобби, но начинающего комика должно интересовать творчество, а не баблосики.
Playboy: Будут ли меня любить девчонки, если я буду стендапером?
Никита: Если ты будешь ходить в зал и следить за собой, это принесет гораздо больше успеха. Большинство комиков рассказывают свои шутки с позиции жертвы и думаю вряд ли это смотрится сексуально для девушек.
Но не все такие. Если ты прикольный харизматичный тип на сцене и только что разорвал зал, женское внимание ты получишь.
Playboy: Что надо почитать и кого надо посмотреть, чтобы научиться комедии?
Никита: Стоит прочитать «Библию Комедии» от Джуди Картер. Прочитать, но не слепо следовать ей. Просто сделать выводы. Стендап — это опыт частых выступлений и писанины.
Бонус: методичка по стендапу от Никиты Некрасова
Привет, будущая звезда комедии! Тебе предлагается методичка по стендапу от Никиты Некрасова.
Сначала нужно написать три минуты своего роскошного юмора. Мы знаем, что у тебя есть много историй и приколов на 40 минут, но тебе дадут всего три. Тем более три минуты — это отличный тайминг для того, чтобы начать.
Как только ты написал монолог, который перевернет игру, тебе надо найти, где выступить. Вводишь в поисковике «Открытый микрофон для начинающих комиков» и кликаешь на один из предложенных вариантов. Но приготовься к тому, что там могут быть условия.
Например, нужно будет привести двух друзей. Если вдруг у тебя нет двух друзей, задумайся и потрать (или займи у кого-нибудь) 300 рублей, чтобы выступить в понедельник на коммерческом микрофоне в стендап-клубе на Арбате.
Пройдет немного времени, и ты либо бросишь, либо станешь легендой юмора и сможешь ходить на открытые микрофоны бесплатно и без друзей! Еще у тебя будут платные выступления. Потом ты станешь креативным продюсером, придумаешь свой сериал и возьмешь меня работать автором. Но пока — просто напиши три минуты, найди двух друзей и проверь, понравится ли тебе все это.
Виктор Комаров недавно я купил машину, сравнение с метро
Выпуск №10 (66) от 22.11.2015 (сезон 3)
Еще одна проблема на дорогах, что люди, у которых машина подороже, они считают, что у них больше прав и это бесит. В этом плане я скучаю по метро. Потому что в метро все равны. Там срать, в какой одежде ты едешь, даже если ты едешь в дорогой одежде, ты едешь со всеми. В метро все было наоборот: чем хуже ты там выглядишь, тем больше у тебя прав. А если ты выглядишь вообще отвратительно, то, скорее всего, ты едешь отдельно. Ты сидишь, думаешь да, мне самому от себя запах режет глаза, но в целом ситуация очень комфортабельная.
Дорога – самое неравноправное место. В этом плане, поэтому мне нравятся водители камаза. Обожаю их, потому что водитель камаза когда перестраивается, он никогда не моргает аварийкой за то, что ты его пропустил, нет. Потому что пропустить камаз, это в твоих интересах. Он там сам смотрит в зеркало бокового вида, чтобы посмотреть, поморгал ли ты ему, что он тебя не задел. Потому что вряд ли есть водитель камаза, который боится поцарапать камаз. Представляете себе такого водителя, который стоит возле своего камаза и думает:
— Твою мать, а… Я теперь хрен продам вообще.
Я всегда, если честно, был поклонником единоборств, всегда был поклонником Жан-Клода Ван Дамма, просто обожаю его. Просто мне нравились фильмы с Жан-Клодом Ван Даммом, потому что они мотивировали. Современные фильмы с современными героями не мотивируют. Например, с Джейсоном Стэтхэном, нет, слишком крутой. Вы посмотрите, он начальник. В начале фильма всем дает люлей, в середине, в конце опять им дает люлей. Ван Дамм в начале получал люлей. Потом он тренировался, и уже в конце фильма раздавал люлей. Сейчас если Ван Дамм будет сниматься в одном фильме со Стэтхэмом, то Ван Дамм в начале фильма получит люлей, потом будет тренироваться, а в конце фильма опять получит люлей от Стэтхэма. В чем мотивация?
— Я ждал тебя. Сейчас мы узнаем, кто из нас самый…
И меня почему-то всегда смущало то, что они нападали все по очереди. Их шестеро, но они нападают все по очереди, так и хочется, чтобы им сказал кто-то:
— Ребята, это не Сбербанк. Можно всем в одно окошко.
Цитаты из телешоу «Stand Up»
Женское тело намного больше ценится, чем мужское. В каком бы состоянии оно ни было. Посмотрите даже на скульптуры. Венера Милосская — нет рук! И всё равно произведение искусства. Но даже, зацените, если девушка в мужской рубашке и с голыми ногами, она же выглядит привлекательно. Если мужик в рубашке и с голыми ногами — братан, максимально быстро надеваем штаны, я тебя прошу!
Я был в другом городе и я забыл заранее купить обратные билеты в Москву, и когда я в последний день зашёл на сайт «РЖД», я увидел, что осталось только два типа билетов: на скоростной поезд «Стриж» за пять тысяч рублей и на плацкарт за 1200. И я подумал: блин, плацкарт в четыре раза дешевле! Не может же быть такого, что там в четыре раза хуже? Правильно? Неправильно! Там в четыреста раз хуже!
Недавно гулял возле крупного московского ВУЗа и прямо возле главного входа на асфальте было написано: «дЕпломы и аттестаты». И я такой: вот оно всё и говорит. Просто нигде в мире не обесценено так понятие высшего образования, как в России. Потому что в России высшее образование просто сводится к наличию бумажки, а между тем, высшее образование — это высшая форма знаний. У меня на курсе я знал одного типа, забегая вперёд, у него есть высшее образование. Но он очень плохо разговаривал на русском языке. И не то чтобы он хорошо разговаривал на других языках, он в целом плохо разговаривал, но у него есть высшее образование. Просто потому что он всегда вовремя приходил на пары к девяти все пять лет и к нему относились лояльно. В целом, ему в дипломе можно написать «дипломированный специалист по прибытию куда-либо».
Я из Таганрога и в Москве ублюдски относятся к «МакДональдсу». Кого не позовёшь, все такие: «Ну ладно. пойдём. » С таким настроением. А я из маленького города. У нас не было его долгое время. Мы в каждом новом строящемся здании ждали «МакДональдс». Мы такие: «Хоть бы, хоть бы. » Даже когда уже купола возводили, мы надеялись: «Хоть бы, хоть бы. » Хотелось этой коллаборации — «Биг Мак» с кагорчиком.
Я часто летаю самолётами и меня раздражает, когда в конце полёта по громкой связи говорят: «Обращаем ваше внимание, что первыми к выходу приглашаются пассажиры класса бизнес». Мне всегда в этот момент хочется сказать: не нужно обращать на это наше внимание. Просто, если хотите нас унизить по максимуму, продолжайте все свои фразы до конца. Говорите: «Первыми к выходу приглашаются пассажиры класса бизнес, садятся в свои дорогие машины и уезжают в загородные дома, а вы идёте на ленту ждать свою клетчатую сумку. Туалеты для пассажиров эконом-класса находятся в хвосте самолёта, а пассажиры класса бизнес могут просто ссать в сторону эконома».
Мы всю жизнь ходим в здания, чтобы потом купить себе кабинку где-то в другом здании. Потому что если говорить о ценах на недвижимость в Москве, я всё, что могу себе купить — это душевую кабинку. Чтобы я пришёл туда и плакал: «Меня изнасиловала Москва, изнасиловали. »
Меня пока устраивает жизнь с родителями, но мне стыдно говорить об этом окружающим. Поэтому, когда у меня кто-то спрашивает: «Эй, Илья, а ты один живёшь?» Я всегда говорю: «Да нет, там со мной ещё семейная пара. Там мужик с бабой со своей. Отличные ребята, они мне уже почти как семья.
Надо быть реалистами. Чтобы похудеть — нужно пахать в зале. Но женщины хотят легко худеть, поэтому на вас зарабатывают такие ребята, которые придумывают «Чай для похудения». Вы думаете, это работает? «Чай для похудения» будет работать, если чайный пакетик будет весить сто килограмм и вам надо будет его помокать. Если вы придёте к диетологу, который пьёт чай и предлагает тебе его — это как хирург, который вместо наркоза предлагает тебе скучную историю, чтобы ты закемарил.
Комплимент женщине не может содержать такие слова, как «зато», «несмотря на», «вопреки» и «если бы не».
«МакДональдс» не умеет делать молочные коктейли, пора признать это. Просто он слишком густой, им невозможно ничего запить. Его самого нужно запивать. Я думаю, у Рональда Макдональда поллица красное от напряжения, с которым он пьёт свой коктейль.
Твой внутренний голос самая беспринципная мразь на свете. С ним договориться раз плюнуть. Он тебе с утра: «Стасян, сегодня бросаем бухать!» Ты говоришь: «Давай завтра?» «А давай завтра!» Он как бы не настаивает. Он чисто на креативе живёт. Идею вкинул — ты там сам решай.
Кавказцы, называющие себя «горцами», удобно устроились. Они качают за нравственность, хотят жить по законам Средневековья, но сидя в «Гелике» в центре Москвы. Круто! Они так сильно качают за нравственность всё время, призывают тебя. Я всегда говорил: «Кавказцы, вы можете качать за нравственность ровно после того, когда вы все удалитесь из «Тиндера»!»
Сейчас я живу в Санкт-Петербурге, но в Петербург я переехал из маленького города. Опасный городок, но всё же я скучаю. Недавно решил прогуляться по нему в Google-картах, увидеть свой дом, перетащил туда Google-человечка, а его избили.
Женская девственность намного больше ценится, чем мужская. Женская — это цветок, который нужно оберегать. Мужская — это сорняк. Побыстрее срываем, пожалуйста. И я недавно узнал, что есть девушки, которые продают свою девственность. И это очень странно. Они, конечно, прикрываются тем, что полученные деньги они потратят на образование. Видимо, чтобы закрыть брешь знания, нужно открыть какую-то другую. Но это странно — покупать девственность! Зачем покупать максимально непрофессиональную услугу? Вы бы пошли в ресторан, где повар готовит в первый раз? Где он вам выносит мясо, вы говорите: «Почему с кровью?» Он в ответ: «Кровь!?» и теряет сознание.
Нужно защищать детей даже от своих родителей, но у нас, в России, мало кто этим занимается. У нас есть омбудсмен по делам детей, им был какое-то время Павел Астахов. Помните такого человека? Павел «Как поплавали» Астахов? Слава богу, сняли, потому что я вообще не понимал, как этими делами занимается человек, который бесконечное количество лет играл судью в «Часе суда». Павел Астахов не может заниматься делами детей. Человека, который занимается делами детей, должны называть Аркадий Паровозов.
Популизм Поперечного, кривляния Сабурова и картинки от Воли. 10 худших стилей русского стендапа
«Как-то я ехал в такси».
Читая наши тексты о русском стендапе, можно подумать, что в стране уже давно нет проблем с комедией: вместо них десятки, а то и сотни смешных комиков, много площадок и гигантское разнообразие стилей. Отчасти это правда, но стендап, как и всё на свете, несовершенен и может раздражать. А, если вы не погружены в этот мир глубоко, первый опыт знакомства может оказаться травмирующим. Попав не на то мероприятие или кликнув не на то видео, вы можете решить, что стендап – унылое шапито для идиотов. А это не так.
Сегодня мы собрали десять самых банальных, раздражающих и несмешных подходов, которые испортят ваш вечер комедии. Но не потому, что мы не любим стендап. Как раз наоборот: мы хотим помочь вам не тратить время на ерунду.
Поверхностный юмор Щербакова
Лёха Щербаков – парадоксальный персонаж. Чувак так и не научился писать материал, но стал одним из самых популярных комиков страны на чистой харизме грубоватого кухонного хохмача. Если Руслан Белый выступает как простой русский мужик, Щербаков – типичный шут с работы, чей репертуар широк как целая страна. В нём есть величественные горы шуток про кал, плоские равнины приколов про внешность и реки панчей про мочу, которые невозможно перейти вброд. Душа поёт!
Юра Хованский называл юмор ЧБД и особенно Щербакова шутками с задней парты. И не просто так. Стилёк Алексея заточен вокруг молниеносной шутки с нижней полки, буквально первого, что оказывается под рукой. Человек в плохой форме сразу получит панчик про жир, ухаживающий за собой мужчина – про геев. Просто и понятно. Дополнительных смыслов нет. Если Лёха и смешит по-настоящему, то не остроумием, а своей практически детской непосредственностью.
Но если что-то (иногда) работает для Щербакова и компании, это не значит, что такой юморок – вершина комедии. Разве что айсберга, потому что точно такие же шутки может придумать любой семиклассник, а настоящие комики проводят работу над материалом. Когда ваши друзья используют стереотипные заходы – это одно, но от стендапера-профессионала нужно требовать большего.
Мужчины и женщины такие разные
Вау! «Заметили, что женщины долго собираются? Девочки, почему вы так долго собираетесь?» – если комик использует этот заход, в него должны полететь помидоры. Базовые шутки про отношения и шаблонные приколы про женщин, наверное, самое банальное и несмешное, что вообще есть в стендапе. Эта история настолько стара, что британцы высмеивали таких комиков ещё в 90-х.
А у нас такого не было, ведь Гурам Амарян всё ещё выступает и по какой-то причине считается популярным. Хотя он просто травит клише про женщин, которые можно услышать от любого бича за сорокет.
И ладно Амарян. Он специфический комик с ТНТ, работающий на широкую аудиторию. Но иногда занудные темы отношений и разницы между мужчинами и женщинами портят концерты более комплексных комиков. Слава Комиссаренко в какой-то момент утомил историями про девушку. А молодые и современные Ваня Усович и Кирилл Селегей даже выпустили сольники, концовки которых обезобразил заход в стиле: «Мужчины и женщины такие разные».
То же самое касается комиков-женщин. Стереотип, что дамы не могут смешно шутить, давно забыт, и у нас полно бриллиантовых комикесс: Мария Маркова, Соня Медовщикова, Вера Котельникова. При этом большая часть юмора в шоу «Женский стендап» – рассказы о глупом поведении парней/мужей. Ну зачем?
Стендап с иллюстрациями от Павла Воли
И его перспективного преемника Жени Синякова, который в 33 года шутит о пьяных девушек на свиданиях и программе «Тачка на прокачку». Эта парочка гениев изобрела новый (и самый ленивый) вид стендапа: выступление с иллюстрациями, похожее на офлайн-обзоры с ютуба 2009 года. На время забудем, что Павел и Женя отвратительно шутят. Поговорим о весёлых картинках.
Зачем они вообще нужны? Прелесть стендапа по сравнению с КВН, цирком, скетчами и миниатюрами в том, что тебе вообще не нужен реквизит. Только зрители и микрофон. Наличие презентации в PowerPoint может означать только две вещи, и обе грустные.
Первый вариант: Воля и Синяков уверены, что без картинок средний представитель их аудитории не сможет понять речь комика. Второй вариант: это признак творческой беспомощности, а стендапер с иллюстрациями – как спортсмен, который без допинга не доберется даже до магазина.
Конечно, этот жанр существует в рамках Comedy Club, но он всё равно вреден. Кто-то может подумать, что это и есть стендап. Но нет. На самом деле такой ленивый и унылый подход недостоин даже называться юмором.
Копирки Вани Усовича и Артура Чапаряна
Это видел каждый, кто хоть раз посещал открытые микрофоны, где выступают начинающие комики. Всегда и везде есть тот, кто защищает себя от критики нарочито инертной подачей, как будто вышел на сцену нехотя и без материала. Если шутки зайдут – круто. Если нет – я особо и не старался.
Этой болезнью русский стендап, как вы поняли, заразился от Вани Усовича, Артура Чапаряна и в меньшей степени Идрака Мирзализаде. Но эти трое – отличные комики. Они точно знают, что делают, и часто используют отсутствие эмоций для усиления эффекта, а то и в качестве невысказанной шутки. Так выглядит мастерство, которого нет у копий.
Но это не значит, что безэмоциональные комики слизали всё у Чапаряна с Усовичем. Посмотрите на Женька Сидорова: его сложение, рост, причёска, тембр голоса и ленивая улыбка прямо сообщают, что медленная подача – его естественный, а не приобретённый стиль. Сидоров смешной ещё и потому, что он правдоподобный. А всем, кто намеренно пытается освоить стендап без эмоций, это, как правило, не идёт.
Слишком экспрессивная подача
Саша – сильный комик. Он умеет писать шутки, он мегасмешной в разгонах и «Самом умном комике», а коллеги по комедии рассказывают про него уморительные истории. Но в собственных выступлениях Малой постоянно и много орёт. Так много, что я не смог посмотреть его «Консьерто Вульгар» одним заходом, хотя пытался несколько раз.
В первый раз это смешно. Во второй тоже. С третьего просто ждёшь, когда он прекратит и мы двинемся дальше. А на четвёртом уже отчётливо болит голова. Одна моя подруга точно заметила: Саша Малой думает, что он мультик. И это правда так: для полной картины парню не хватает выпадающих из орбит глаз, падающей наковальни и крика Вильгельма.
Экспрессия – отличная специя. Если комик заорёт в правильный момент, зритель засмеётся даже от неожиданности. Но если это специя, стендап Саши Малого похож на индийскую кухню. Не знаю, что там было внутри, но помню много куркумы и карри. Когда стендапер переигрывает, кричит и применяет другие спецэффекты, они утомляют и вытесняют шутки из памяти.
Перебор с импровизацией от Ильи Соболева
Этим занимаются самые разные комики, но Илья – их король, новый Ян Арлазоров и человек, способный не просто ответить зрителю, а построить чуть ли не всё выступление на импровизации с залом. Крутой ли это навык? Безусловно. Но когда его слишком много, получается хаотичная муть.
Ни один импровизатор не сможет мгновенно придумать большое выступление со структурой, подтекстами и крутыми кусками. В лучшем случае удачных шуток будет чуть больше, чем кринжовых. Поэтому так сложно смотреть «Импровизацию» на ТНТ. Это какая-то бесконечная «Разминка» из КВН.
Важная часть работы стендап-комика – проверка материала. Никто не записывает сольники с чистого листа. Сначала отдельные шутки проверяют на специальных мероприятиях и опен-майках, потом их редактируют и доводят до бронебойного состояния. Из этих шуток собираются большие монологи, которые тоже нужно обкатать. И только после этого зрители получают конечный продукт.
Сравним это с рэпом. Не все умеют круто фристайлить, и это отличный навык. Но фристайлу никогда не побить написанный и отредактированный текст. Илья Соболев, конечно, большой молодец, но смотреть, как он в очередной раз пытается на ходу придумать шутку про лысого менеджера из зала, уже невыносимо.
Кривляния Нурлана Сабурова
В США есть Дэйн Кук. Некогда знаменитый комик – один из самых ненавидимых публикой стендаперов. Почему? Потому что вместо шуток Кук кидает в зрителей набор из преувеличенных кривляний, присутствующих как в его фильмах, так и на концертах. Невозможно сосчитать, сколько рож он способен скорчить за десять минут, а пародия на тираннозавра может превратиться в полноценный двухминутный перформанс. Это рассмешит младенца, но взрослым людям нравится текстовый юмор.
Или другой пример – Джим Керри. Многие любят его за роли в фильмах «Эйс Вентура», «Маска» или «Лжец, лжец». В детстве эти картины казались нам верхом комедии. Попробуйте пересмотреть их сейчас, в сознательном возрасте. Вам всё ещё смешно от того, что Джим кривляется за спиной у собеседника и разговаривает задницей? Нравится, когда он вылезает из носорога? Если да, у меня есть для вас новость. Ваш идеальный комик на сегодня – Нурлан Сабуров.
Мало того, что чувак регулярно грешит банальными темами, он ещё и сопровождает каждую шутку своим скорченным в смятую бумажку скворечником. Чтобы вы понимали, где смеяться. Это, как и картинки от Павла Воли, всего лишь усиление эффекта. Нурлан явно круче, но играть лицом и кривляться – всё-таки разные вещи.
Шутки про таксистов и друзей
Эх, классика! Заход «однажды я ехал в такси» в вакууме уступает даже нелепым каламбурам. Они хотя бы иногда бывают изобретательными. Но, к счастью, приколы про такси, метро и «одного моего друга, который вообще ненормальный» считаются дичайшим моветоном и в среде самих комиков. Отрицательных примеров было много, а вы наверняка слышали эти шутки на ТНТ или живых мероприятиях. Поэтому поговорим о хорошем.
Первое – авторское шоу Хетага Хугаева «Кринж стендап». Хуга приглашает к себе двух комиков, и они втроём пишут самый стыдный монолог, на который только способны. Комедия наблюдений про такси там – чуть не обязательный пункт. Потом каждый тянет жребий, а проигравшему придется выдать этот позор за свои настоящие шутки на проверочной вечеринке, а то и платном мероприятии. Зрители, конечно, не в курсе. Мой любимый выпуск – с Арианой Лолаевой и Гариком Оганисяном. Монолог там вышел отменно ужасным.
Да, комедия наблюдений на банальные темы – нижний уровень стендапа. Но! Даже в этой сфере можно работать хорошо. Второй пример – Дима Гаврилов, самое приятное исключение в мире комиков-наблюдателей. Он находит удачные ракурсы даже для самых тривиальных заходов про опоздания и таксистов. Дима делал это даже в жёстких рамках комика с ТНТ, которому нужно сдавать новый материал непозволительно часто, и это практически чудо. В остальных случаях вам лучше пройти мимо и не смеяться над тем, от чего кринжуют сами стендаперы.
Популизм Поперечного
Я перестал что-либо понимать в отношении Дани. Недавно он посетил шоу «Разгоны» и был одним из самых смешных людей в студии. Попер традиционно хорош и остроумен в обычных беседах. Он – неплохой рассказчик и умеет придумывать шутки на ходу. Так что же творится с его собственным материалом?
Данила берёт правильные темы, всегда старается бить сильного и давить на болевые точки общества, но всё равно получается в лучшем случае средний стендап для широкой аудитории. На бумаге Поперечный много шутит про социалку, но моментами это больше похоже на митинг или политическое обсуждение.
«Я за легализацию проституции!», «Коронавирус надоел!», «А слышали, что Песков сказал?» Хорошо, что у Поперечного есть позиция, но где шутки? Недостаточно просто озвучить тему, чтобы она превратилась в стендап. Нужно ещё и написать смешной материал. А Даня как будто делится своими социально-политическими наблюдениями, забывая завернуть их в комедию. И это так странно.
Возможно, на это влияет блогерская профдеформация, а Поперечному в любом случае хочется превратить всё во влог или обзор. Но безусловная любовь аудитории отдаляет Даню от критики, и он просто не замечает, что проигрывает большинству коллег по качеству самого материала. И это уже другой уровень поверхностной комедии. Пока Щербаков шутит про очевидное, Поперечный и похожие на него комики недокручивают потенциально крутые заходы.
Истории вместо стендапа
Эту болезнь проявляется двух местах. Первое – открытые микрофоны, куда приходят новички, перепутавшие стендап с байками, чтобы рассказать мегаисторию, ставшую легендарной в их компании. Иногда это смешно, но чаще всего там просто отсутствуют шутки. Рассмешить своих знакомых могут многие, но заставить слушать и смеяться кучу незнакомых людей – смесь таланта и тяжёлой работы.
Второй вид того же явления – стендап от блогеров, сильно распространённых в ранних десятых. Дмитрий Ларин, Руслан Усачев, Кузьма, Юрий Хованский, Илья Мэддисон и BadComedian возомнили себя комиками, но не научились писать шутки. Чуваки просто кормили аудиторию якобы смешными историями, которым отчаянно не хватает панчлайнов. На это просто скучно смотреть.
Для таких вещей есть альтернативные форматы а-ля «Шоу историй». Зритель включаешь видео, заранее зная, что выпуск содержит одну, но хорошенько обработанную байку. Не нравится подобный формат? Скорее возвращайтесь к традиционному стендапу.