убийство в старочеркасском монастыре

В родных пенатах митрополита Меркурия снова стрельба и убийство

убийство в старочеркасском монастыре

“Следственным отделом по Аксайскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области возбуждено уголовное дело в отношении 48-летнего мужчины. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство).

По версии следствия, днем 22 апреля 2021 года подозреваемый, находясь на территории скита (место жительства монахов) Донского Старочеркасского монастыря в Аксайском районе, нанес находившемуся там же 58-летнему местному жителю множественные порезы ножом и удары топором, в область головы, тела и конечностей. После, увидев прибывших сотрудников полиции, подозреваемый скрылся с места преступления. Потерпевшего доставили в медицинское учреждение, где ему оказывается квалифицированная медицинская помощь.

В настоящее время следствием устанавливается местонахождение подозреваемого, проводятся иные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего”.

Это официальная информация с сайта Следственного комитета Ростовской области https://rostov.sledcom.ru/news/item/1560690/.

А теперь подробности.

Следственный комитет сухо сообщает о потерпевшем местном жителе, а также о подозреваемом. На самом деле это были трудники монастыря, причем нападавший был в статусе бывшего трудника (это волонтер, работающий при монастыре на добровольной и бескорыстной основе “во славу Божию”).

Скит находится на острове Большой Монастырский. Успенский скит — очередная нереализованная задумка митрополита Меркурия, по сути скит — это пустующий остров, которым в настоящее время никто не занимается, даже богослужение там совершается 1-2 раза в год.

В тот день руководству Старочеркасского монастыря сообщили, что некто приплыл на Большой монастырский остров. Туда отправился исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Сергий (Коломиц) с группой помощников.

убийство в старочеркасском монастыре

Подобный инцидент произошел в мае 2019 г. в Троице-Сергиевой лавре.

убийство в старочеркасском монастыре

Тогда игумен Севастиан (Запольнов)

«находясь в состоянии крайнего алкогольного опьянения, будучи вне себя»,

напал с ножом на иеродиакона Поликарпа (Сидорова), нанеся ему ножом несколько ранений.

«причиной конфликта, приведшего к столь печальным последствиям, стало неадекватное состояние отца Севастиана вследствие чрезмерного употребления алкоголя».

Патриарх Кирилл лишил игумена Севастиана (Запольнова) права ношения монашеских одежд и священного сана.

Решение патриарха Кирилла было слишком запоздалым, так как руководство лавры прекрасно знало о психическом повреждении игумена Севастиана и позволяло ему годами пребывать в числе братии монастыря. Полагаю, что чрезмерное пьянство было во многом следствием его психического нездоровья. Странно и то, что информация об алкоголизме игумена была обнародована лишь после лишения этого священнослужителя священного сана, как будто руководство монастыря не обязано реагировать на душевное и психическое состояние насельника.

В конце концов, игумена должны были давно лишить сана на основании 42-го правила святых апостолов:

«Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен».

В апреле 2020 г. послушник Троице-Сергиевой лавры Дмитрий Пелипенко совершил самоубийство после того, как получил положительной тест на коронавирусную инфекцию. Сообщается, что этот алтарник состоял на учете в психдиспансере и был в конфликте с настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры.

Уверен, что при вдумчивой и грамотной работе с кадрами этих трагедий можно было бы избежать.

Конечно, Старочеркасский монастырь невозможно сравнивать с прославленной Троице-Сергиевой лаврой, но в чем-то монастырские обычаи сходятся. Речь идет о неспособности руководства управлять насельниками монастыря.

У руководителя Донской обители отсутствует какой либо опыт монашеской жизни, да и вообще навыки общения с людьми.

4 ноября 2015 г. митрополит Меркурий (Иванов) рукоположил бывшего милиционера Сергия (Коломиц) во священника, а уже 9 сентября 2016 г. духовенство Ростовской-на-Дону епархии, а также монашествующие российских монастырей были в шоке, узнав, что 23-летний юноша был назначен руководителем монашеской общины.

убийство в старочеркасском монастыре

Это пример тактики митрополита Меркурия — назначать молодых священнослужителей на ключевые должности в епархии, когда ученик становится руководителем собственного учителя и юноша унижает старца.

С прежним наместником монастыря игуменом Макарием (Зеленковым) мы вместе учились в ПСТГУ.

убийство в старочеркасском монастыре

Он был опытным священнослужителем и долго присматривался к людям, которые хотели стать трудниками и послушниками монастыря.

В настоящее время обителью руководит человек, который не разбирается в людях и не хочет вникать в душевно-духовное состояние братии. Иеромонах Сергий собирает вокруг себя маргинальное сообщество, которое можно шантажировать. Этим людям больше некуда идти, поэтому они лично преданы иеромонаху Сергию и готовы прессовать старую братию.

На сайте монастыря мы читаем, что исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Сергий (Коломиц) рассматривает

“кандидатуры трудников для принятия в число братии обители в качестве послушников, кандидатуры послушников для монашеского и иноческого постригов, а также другие вопросы, связанные с внутренней жизнью монашествующих обители”.

Случившаяся трагедия показывает, насколько эффективно ведется рассмотрение этих кандидатур.

Говорят, что нападавший был ранее трудником монастыря и уголовником. Жестокая расправа над своим собратом указывает на вероятное психическое повреждение.

Я много раз слышал, что в монастыре не ведется работа с людьми, зато есть работа с камнями, недвижимостью и прочее.

Священнослужители с недоумением спрашивают, когда от них уже уберут этого “барина”.

Лечением насельников занимаются лишь когда они находятся при смерти или у них прединфарктное и прединсультное состояние. Прихожане больше помогают отцам и братии с медицинской помощью, нежели руководство монастыря. Многие насельники покинули обитель, а если человека не отпускают, он угрожает совершением суицида.

Подведем итоги.

Храмы и монастыри Русской Православной Церкви принимают на свое попечение людей с преступным прошлым, а также психически больных людей.

Во многих случаях христианское душепопечение о таких людях приносит им вред и коррелирует с понятием о неоказании помощи человеку, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. Я много раз встречал людей, которые вместо медиков обращались к экстрасенсам, биоэнерготерапевтам и гуру. В России этот бизнес процветает. К сожалению, в этом перечне находятся священники РПЦ, которые предлагают страждущим чин «отчитки», методы изменения сексуальной ориентации или просто напросто «не благословляют» обращаться за помощью к психиатру.

Современная Русская Православная Церковь не соответствует нравственным понятиям даже периода Византии или Московской Руси XVII века. Если бы царь увидел, что подобное творится в монастырях, он бы вмешался и виновные были бы жестоко наказаны. Тогда к спасению души относились очень серьезно. Но сейчас проект РПЦ представляет собой бизнес и симулякр. Вот почему после вступления в должность исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Сергий (Коломиц) первым делом приобрел престижную иномарку и построил баньку для митрополита.

P.S. Пострадавший трудник от полученных ранений скончался.

В монастыре после происшествия введен режим молчания. На сайте обители о трагедии ничего не сообщается. Зато там красуются многочисленные баннеры “помощь монастырю”, “Требы со смартфона — дистанционный заказ молебнов и треб”, “сделать пожертвование” и “Пожертововать через смартфон” (с сохранением орфографии источника).

Источник

В Старочеркасском монастыре мужчина изрубил топором монаха

убийство в старочеркасском монастыре

Подозреваемый объявлен в розыск

В Аксайском районе возбуждено уголовное дело в отношении 48-летнего мужчины, который подозревается в покушении на убийство, сообщили в региональном Следкоме.

По версии следствия, днём 22 апреля подозреваемый, находясь на территории скита (место жительства монахов) Донского Старочеркасского монастыря, нанёс находившемуся там же 58-летнему местному жителю множественные порезы ножом и удары топором по всему телу.

После того, как на место преступления приехали полицейские, нападавший скрылся. Его личность установили и объявили в розыск.

Читайте также

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Видео-новости

Модные новости

Происшествия

Деньги

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа

В парке «Лосиный Остров» появился новый зеленый массив, который дополнит инфраструктура для спокойного отдыха

Лукашенко выразил надежду на скорейшие переговоры с Путиным в онлайн-формате

Востоковед Репетович обвинил Лукашенко в использовании «оружия D» против Евросоюза

123ru.net — международная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. «123 Новости» — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Ru24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Источник

Духовное очищение: как проводят пост в Старочеркасском монастыре

17 марта 2020 15:55

Ростовская область, 17 марта 2020. Телеканал «ДОН 24». Особый секрет рецепта монастырского хлеба – молитва. А остальное все предельно просто. Устав в монастырях вообще достаточно суров, а что говорить о времени Великого поста? Вся простота и полнота духовного очищения – в Донском Старочеркасском Ефремовском мужском монастыре.

Каждый день послушник Родион выпекает 50 булок хлеба – есть и круглый, и «кирпичик». Говорит, печь научился именно здесь. А рецепт прост: дрожжи, сахар, соль, растительное масло. Хлеба хватает и для братии, и для паломников. В монастырской лавке он долго не лежит: раскупают мгновенно.

Старочеркасская – место намоленное: атаман Даниил Ефремов построил здесь храм в честь Донской иконы Божией Матери, потом, в 1837-м, открылся и монастырь. Обитель была женская, но пришло время, когда все было забыто. Возрождение монастыря, уже как мужского, пришлось на середину 90-х годов прошлого века. Первым наместником был архимандрит Модест. Поминальная родительская суббота совпала с годовщиной его смерти. На монастырской кухне тем временем готовится поминальная братская трапеза. Сегодня будут борщ, плов и макароны с грибами, компот из сухофруктов.

С давних времен монастыри славились рецептами приготовления пищи, которая могла и от болезней избавить, и восстановить силы и духовную чистоту. Прошли столетия, но, кажется, ничего не изменилось. В монастырях по-прежнему готовят с любовью и молитвой. С каждым годом желающих ограничить себя во время Великого поста все больше. И в Старочеркассий монастырь приезжают, чтобы получить духовную поддержку.

Источник

Молебен и звуки вальса

убийство в старочеркасском монастыре

убийство в старочеркасском монастыре

Из дома я захватила пустую пластиковую бутылку, чтобы набрать в монастыре святой воды. Отец Михаил попросил сходить за ней совсем молодого послушника, добавив, что гостье нужно попробовать также монастырский творог и сметану.

Тот на гостинцы не поскупился, вернувшись с увесистым пакетом, который для меня был неподъемным. Послушник принес и святую воду в полуторалитровых бутылках с этикеткой, на которой указан адрес обители.

Не зачать, а сотворить

убийство в старочеркасском монастыре

убийство в старочеркасском монастыре

— Почему, с религиозной точки зрения, нельзя делать ЭКО?

— А если у пары не получается естественным путем зачать малыша?

— Значит, им нужно усыновить или удочерить ребенка, и тогда, такое нередко случается, Бог пошлет им собственного.

убийство в старочеркасском монастыре

убийство в старочеркасском монастыре

Заблуждение, что братья целые дни проводят за молитвой.

Если это не выходной и не праздничный день, после молебна монахи расходятся на различные послушания или работу. В монастыре обширный фронт работ.

В монастырские владения входит Войсковой Воскресенский собор с колокольней, храмы Донской иконы Божией Матери, Петра и Павла, Преображенская церковь, Успенский скит на острове Большом. На территории подворья в селе Васильево-Петровка монахи строят храм Александра Невского, на месте почти всегда находится иеродьякон Николай, который выполняет функции прораба. До монастырской жизни он был хорошим строителем. При этом братья сами себя кормят. При монастыре есть ферма и пасека. Натуральные продукты, которыми меня угостили монахи, были оттуда.

В обители 16 монахов, три инока и пять послушников. В монастырь приходят помощники, или трудники. Обычно их около десяти или чуть более.

В кабинете наместника много икон и памятных вещей, когда-то пожертвованных обители. Здесь же оказался и. старый патефон, органично вписавшийся в церковный интерьер.

убийство в старочеркасском монастыре

убийство в старочеркасском монастыре

Батюшка поясняет, что увлекается настоящей музыкой и собирает предметы старины. Отец Рафаил, если не брать во внимание рясу, напоминает молодого преподавателя или студента семинарии.

— Когда я прошу выполнить какое-то послушание брата, который значительно старше меня, то делаю это, учитывая его возраст. Он же должен исполнить мое поручение, соблюдая устав монастыря. Мы обоюдно смиряемся: я перед его сединами, он перед моим саном.

Демид, или Диомид, Митрофанов родился и вырос в Батайске. В четыре года мальчика отдали в воскресную школу. Родители ребенка воцерковлялись вместе с сыном.

убийство в старочеркасском монастыре

убийство в старочеркасском монастыре

В своих молитвах парень обращался к Господу: «Если мне суждено создать семью, то пусть это произойдет именно с ней, это та единственная, которая мне нужна».

Но разлука отдалила молодых людей друг от друга. Когда, казалось, что выбор сделан, общение с избранницей стало более редким, и в конце концов прекратилось.

После службы Демид вернулся к отцу и младшему брату, которым нужно было помогать. Пока он был в армии, в результате несчастного случая не стало мамы.

Так как чувство к девушке пропало, он окончательно принял решение, которое давно обдумывал, стать монахом.

— И не жалею. Я хотел максимально служить Богу и людям через проповедь Евангелия. Помогать им в трудных ситуациях. Монахи общаются с верующими, рассказывают им о церковных таинствах, в том числе крещении, венчании, как должны вести себя муж и жена по отношению друг к другу, чтобы в будущем им не пришлось разводиться.

Отец Иоанн (Иван Ефимов) священник Старо-Покровской церкви Ростова-на-Дону

Также монахи молятся обо всех людях. Пока есть монашеская молитва, мы чувствуем себя защищенными. Господь сказал, что даже ради одного праведника он может не осудить всех, а оставить мир без наказания. По состоянию монастырей можно судить о том мире, в котором мы живем. Число монашествующих в России сегодня растет.

Источник

«Чужую боль он принимал в свое сердце»

Памяти архимандрита Модеста (Потапова)

«Это был истинный священник, духовник, светильник православного благочестия и православной чистоты», – так митрополит Владимир (Сабодан) отзывался об архимандрите Модесте (Потапове), с которым он был хорошо знаком, часто с ним служил. «Светильничком» также называла своего молитвенника и духовника любящая его паства. 14 марта отмечается день памяти отца Модеста.

Миша Приблажный

В Павло-Очаково – хуторе Азовского района Ростовской области – жили родители Михаила Потапова (в будущем архимандрита Модеста). Его отец Харитон Потапов был портным и славился своим мастерством на всю округу. Мать Михаила Анна, которая была младше своего супруга на 16 лет, работала прислугой. Известно, что родители мальчика были людьми духовными и всем сердцем преданными Богу. Миша был младшим ребенком в их семье. Он появился на свет 20 ноября 1926 года, в канун праздника Архистратига Михаила, в честь которого и получил свое имя.

Когда взорвали храм в их селе, мальчик носил домой оставшиеся от него камни

Еще с раннего детства Миша полюбил службу и храм. Он знал много церковных песнопений, которые разучивал с матерью дома, имел прекрасный голос. Поститься он тоже начал рано – по его же воспоминаниям, с пяти лет. Дома вместо обычных игр он делал себе подобие кадила и, подражая виденному в церкви, кадил все вокруг. Когда безбожники взорвали Свято-Никольский храм в их селе, мальчик, обливаясь слезами, носил домой оставшиеся от него камни и хранил их, как самую дорогую святыню в жизни.

Дети, учившиеся с Мишей в одной школе, также заметили необычность этого ребенка, который уже тогда был «не от мира сего», за что и прозвали его Приблажным. Но в то же время они уважали его и старались не обижать, чувствуя в нем какую-то необъяснимую внутреннюю силу.

Благословение старицы

Затем последовала воинская служба, которую Михаилу Потапову довелось проводить в уделе Божьей Матери – Грузии. Здесь он прослужил поваром три года. В 1947-м году, после армии, Миша поступает в Азовское морское училище на специальность радиста. Уже тогда он испытал на себе преследования и притеснения за свои религиозные взгляды со стороны руководства: директор училища даже хотел его отчислить. Но с Божией помощью он смог окончить учебу и получить работу радиста на Азовском рыбокомбинате, где проработал целых 17 лет.

Михаил вовсе не думал тогда о женитьбе, но все же, уступив уговорам родителей, которые сами нашли ему невесту, женился. Однако пара не прожила совместно и одного месяца – они быстро разошлись. Уже тогда Михаил понял, что семейная жизнь не для него. Однако родители настаивали на женитьбе и даже подыскали ему другую невесту. Тогда молодой человек заявил им, что поедет за советом к блаженной старице в Ставрополь, и так, как она скажет, он и поступит. Старица не благословила его обзаводиться семьей, и на этом вопрос был решен.

Духовные наставники

В то время в Тбилиси, при храме в честь благоверного князя Александра Невского, образовался настоящий цветник Глинского старчества. Его представителями были митрополит Тетрицкайройский Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Двое первых уже прославлены в лике святых. Под непосредственное руководство митрополита Зиновия (в схиме Серафима) и был отправлен с письмом от отца Иоанна Михаил Потапов. После смерти владыки Зиновия его духовником станет отец Виталий (Сидоренко).

«Быть тебе священником»

После одного из таких неприятных разговоров, когда Михаилу в категорической форме запретили ходить в церковь, он не знал, как поступить, поскольку не пойти на Рождественскую службу он не мог. И тогда племянница предложила ему переодеться женщиной, чтобы его никто не узнал. Так всю службу он промолился в пуховом платке, но зато не был никем узнан. Таким образом Михаилу Потапову удалось избежать очередных неприятностей на работе.

Однако со временем ему все же пришлось делать выбор, поскольку начальство не хотело иметь проблем с высшим руководством из-за своего сотрудника. Для Михаила этот выбор был очевиден, можно сказать, он был к нему давно готов. Однако, привыкнув все делать по послушанию, за советом он поехал к митрополиту Зиновию: тот благословил уходить с работы.

Всю службу он промолился в пуховом платке, но зато не был никем узнан

Следует упомянуть, что за несколько лет до увольнения схиархимандрит Виталий (Сидоренко) предсказал Михаилу его путь: подарив ему ризу с кадилом, он сказал: «Быть тебе священником». Уже тогда все было ясно. Впрочем, исполнились эти слова не сразу.

После ухода с работы Михаил стал прислуживать алтарником в храме Георгия Победоносца в с. Кулешовке Азовского района, куда ходил и раньше, еще работая на рыбокомбинате. Со временем настоятель храма назначил его на новую должность – регента. Иногда Михаил приезжал также петь в Ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь он обратил на себя внимание архиепископа Ростовского и Новочеркасского Иоасафа (Овсянникова), который приблизил его к себе. 22 апреля 1976 года сам владыка рукоположил Михаила во диакона, а на праздник Успения Божьей Матери в том же году – во иерея.

Покровский храм в Шахтах

Первым местом, где отцу Михаилу довелось нести свое пастырское служение, стал Свято-Покровский храм города Шахты под Ростовом. Тогда это был еще даже не храм, а молитвенный дом – простая деревянная изба с иконами, к тому же находящаяся в жутком, полуразрушенном состоянии. Даже в большие праздники на службу сюда приходило всего несколько человек. От этого больше всего разрывалось сердце батюшки, обильными слезами пришлось вымаливать ему свой приход. Всякому новому прихожанину он радовался, как малое дитя. «Вот еще одна людочка пришла», – говорил отец Михаил при виде такого человека. Каждого он примечал и обогревал своей любовью.

Всякому новому прихожанину он радовался, как малое дитя

И постепенно людей приходило все больше, храм стал обустраиваться, несмотря на то, что время для этого было весьма неблагоприятное. Правда, при этом пришлось пойти на хитрость: кирпичные стены храма выкладывали изнутри, чтобы никто не узнал и не мог помешать. А потом разобрали деревянные стены, и взору предстал уютный каменный храм. Со временем появились и другие постройки. Конечно, все эти действия не могло не вызвать бурю негодования у местных властей. Ими даже была вызвана специальная комиссия из Москвы. Однако, по молитвам настоятеля, ничего противозаконного комиссия не обнаружила. Впрочем, все это не прошло для отца Михаила без последствий – у него тогда сильно пошатнулось здоровье, и с тех пор частые сердечные приступы, боли в сердце стали постоянными спутниками его жизни.

Постриг и благословение на отчитки

В 1985-м году митрополит Зиновий (Мажуга) постриг отца Михаила в монахи с именем в честь святителя Модеста Иерусалимского. Известно, что после этого владыка сказал: «На отце Модесте всё мое и закончилось». Восприемником при постриге стал отец Виталий, под руководство которого и передал свое духовное чадо владыка Зиновий. На тот момент отцу Модесту исполнилось уже 59 лет, он прошел хорошую духовную школу. Владыка Зиновий и отец Виталий благословили его на особый, крайне редкий вид служения – проводить отчитки над больными и бесноватыми. Отец Модест искренне чувствовал свое недостоинство нести такое послушание (новое имя Модест, в переводе означающее «скромный», вполне соответствовало его душевному устроению) и если бы не было на это благословения великих старцев, никогда бы за него не взялся.

Настоятель собора в Новочеркасске

В 1982-м году, после владыки Иоасафа, митрополитом Ростовским и Новочеркасским стал Владимир (Сабодан), которому впоследствии суждено было стать Предстоятелем Украинской Православной Церкви. В 1986-м году, вскоре после пострига, он возвел отца Модест в сан игумена, а затем перевел настоятелем в Вознесенский собор города Новочеркасска, столицы донского казачества.

На новый и трудный подвиг был призван игумен Модест. Вознесенский собор, как и большинство храмов в то время, находился в ветхом, крайне заброшенном состоянии. И вновь полились драгоценные слезы отца Модеста ко престолу Божию, как некогда он оплакивал в детстве каждый камешек разрушенного храма в родном селе. Но эти слезы не были напрасными: за три года служения в Новочеркасске игумену Модесту удалось совершить почти невероятное по тем временам. Он не только привел в порядок верхний храм, перекрыл крышу, но и восстановил нижний храм, и даже установил звонницу. Подобно своему небесному покровителю Модесту Иерусалимскому, которому довелось восстанавливать христианские святыни из руин, батюшке на каждом месте своего служения тоже много пришлось трудиться в возрождении разрушенных храмов и обителей.

Дар умилительных слез

убийство в старочеркасском монастыре

Отец Модест имел удивительный и редкий дар слез. Со слезами на глазах он служил, плакал во время проповедей, обливался слезами из-за чужого горя. Его необычный дар заметили уже давно, еще когда он приезжал молодым рабочим рыбокомбината к старцам в Тбилиси, одна схимонахиня назвала его «самым плаксивым» за то, что он становился в сторонке в храме и всю службу плакал.

Каждого человека отец Модест принимал в свое сердце, его боль он воспринимал как свою, плакал о чужих скорбях, как о собственных. И Господь подавал утешения, зачастую совершая чудеса по молитвам батюшки. Люди называли его за это «наш светильничек», «молитвенничек», а он тоже обращался к ним всегда не менее ласково: «людочки».

Отчитки игумен Модест всегда совершал индивидуально, он никогда не читал заклинательных молитв, а молился об исцелении болящих. С каждым он старался подольше поговорить, узнать его скорбь, беду. О каждом болело его и без того слабое сердце.

Свято-Иверский монастырь

Одна женщина рассказывала, что как-то она пришла после работы с опозданием на службу. Тогда батюшка совершал постриг, храм был переполнен, и эта женщина нашла себе место только возле двери. Неожиданно одна из сестер подошла к ней и сказала, что отец Модест велел передать этой женщине, чтобы она присела, иначе от усталости может упасть в обморок. Такова была удивительная забота батюшки о своей пастве, о каждой вверенной ему «людочке»!

В Иверском монастыре архимандрит Модест прослужил тоже около трех лет. За это время он помог сестрам обители стать духовно на ноги, обрести крепкую опору в их трудном деле спасения, а также изрядно потрудился и во внешнем благоустройстве монастыря.

«Меня держит молитва»

убийство в старочеркасском монастыре

Архимандрит Модест никогда ничего не сокращал в богослужении. Когда он молился в храме, то всего себя отдавал службе, голос его всегда звучал звонко. Братия порой удивлялась, как он, такой больной, всегда оживал на службе, откуда-то брались силы, а по храму он словно летал – был такой легкий. Сам батюшка говорил, что за свои службы ему отвечать пред Господом не придется, за это он не боялся – настолько всего себя он им отдавал.

Мужской монастырь в Старочеркасске

В 1994-м году последовал новый перевод – теперь архимандриту Модесту предстояло основывать Свято-Донской мужской монастырь в Старочеркасске. Со смирением он взялся за новое дело, которое нужно было начинать практически с нуля. В ту пору ему исполнилось уже 68 лет.

Пожалуй, ни над одним храмом не пролил отец Модест столько слез, сколько над храмом в честь Донской иконы Божьей Матери. Он был не просто заброшен и разрушен, но и осквернен – внутри, во святая святых, в алтаре, сделали настоящую свалку. Уцелевшие стены были исписаны хульными надписями. Вновь защемило сердце молитвенника земли Ростовской. Сколько сил и усердия понадобилось, чтобы воздвигнуть храм из руин! Временно братии, состоявшей из семи человек, довелось служить в арендованном у местных властей Воскресенском соборе, который служил тогда «объектом культуры», использовался в качестве музея, и службы там не велись.

Условия, в которых жила братия, были невыносимыми. По состоянию здоровья архимандрит Модест (к его болезням добавился еще сахарный диабет) вынужден был жить в Ростове и приезжать в Старочеркасск для управления монастырем и проведения в нем служб, духовного окормления братии. Около двух лет понадобилось для того, чтобы привести Донской храм в состояние, пригодное для богослужения. Нужно понимать, что в те времена все стройки стояли, достать какие-либо средства и материал было невозможно, тем более что власти были открыто антицерковно настроены. Но вот храм был восстановлен – иначе как чудом это назвать было нельзя.

Однако сразу же затем полилась целая волна клеветы, негодования и несправедливой критики не только в адрес самого монастыря, но и лично в адрес отца Модеста. Писались всевозможные заказные статьи, закрывались двери кабинетов перед братией монастыря. Когда же монахи взялись за строительство братского корпуса, приехал сам министр культуры и грозился сравнять все с землей бульдозером. Архимандрит Модест спокойно ответил ему, что пусть приезжают бульдозеры, но тогда сам настоятель ляжет под них. Министр уехал в тот раз ни с чем, а через месяц он лишился своей должности – такова была сила молитвы батюшки.

Однако на этом неприятности для насельников обители не окончились. Власти тогда активно принялись воскрешать древние «фольклорные традиции», и площадку для народных гуляний перенесли прямо на территорию монастыря. Трудно было в таких условиях молиться монахам. В тот сложный период у отца Модеста уже готовы были опуститься руки. Думали даже о том, чтобы найти другое место для монастыря. Но в тот самый момент один из послушников и рассказал настоятелю о необычном старце Зосиме (Сокуре) из села Никольское под Донецком (Украина).

Никольский старец Зосима

Это была отнюдь не последняя поездка монахов Старочеркасского монастыря к Никольскому старцу. Отныне на долгие годы их связала крепкая дружба, и по любому вопросу, в любой трудной ситуации архимандрит Модест брал кого-то из своих «птенцов», а то и всю братию, и ехал к отцу Зосиме. Старец подолгу беседовал с каждым из них, давал советы, наставлял. В самом же отце Модесте он сразу же, еще при первой встрече, узнал великого и необычайного старца. Поэтому и сам схиархимандрит Зосима несказанно радовался и ждал встречи с ним – это общение взаимно обогащало двух старцев. «Мне общение с отцом Модестом Господь послал для утешения и укрепления», – говорил Никольский батюшка. А братиям Свято-Донского монастыря он однажды сказал: «Какой у вас старец, какой у вас старец! Вы даже не понимаете. Пока он с вами, вы за его молитвами как за каменной стеной. А вот когда его не станет, тогда будут в монастыре и нестроения». И действительно, эти слова со временем оправдали себя.

Удивительно, как два эти подвижника удивительным образом чувствовали друг друга, причем связь эта не прервалась и после смерти. Известно, что перед своей кончиной отец Зосима говорил близким чадам: «Недолго уже буду с вами: ко мне приходит отец Модест и зовет меня домой».

Последние дни земной жизни

Это случилось 8-го марта 2002 года. После утренних молитв батюшка упал на колени перед монахом, который молился с ним, стал слезно просить у него прощения. Затем выбежал на улицу и так же, со слезами на глазах, упав на колени, стал вопиять о прощении к Богу и Богородице. К нему подбежали монахи, и выяснилось, что батюшке очень плохо. Его отвезли в больницу: это был инфаркт. Спустя два дня архимандриту Модесту стало немного лучше, но 12-го числа инфаркт повторился, и вылечить его уже не смогли.

Все чувствовали, что перед ними лежит праведник – на душе был покой

Утром 14 марта 2002 года, после Причастия, отец Модест с молитвой на устах, тихо и спокойно, словно уснул, отошел ко Господу. Похоронили его 16 числа за алтарем Свято-Донского храма. Несколько тысяч людей пришло попрощаться с любимым батюшкой. Все знали и чувствовали, что перед ними лежит праведник, святой – на душе был покой. «Приходите ко мне на могилку. Если заслужу благодать у Господа, то буду помогать вам», – говорил незадолго до смерти архимандрит Модест. И эту помощь многие просят и получают по молитве на могилке батюшки и сегодня.

Краткие наставления архимандрита Модеста

Если мы не любим своих близких, мы не христиане: по сему узнают, что вы мои ученики, если будете любить друг друга (ср. Ин. 15, 17), – говорит Спаситель. Любовь же даже и не мыслит зла, а всем и всегда желает только блага.

Вот вы приходите в храм и все себе здоровья просите, а покойнички ждут ваших молитв. Людочки, в первую очередь покойничков вспомните, а потом уже и о себе подумайте.

Что не по послушанию – пользы не принесет.

Молись, как дитя. Вот как дитё лепечет перед своей матерью, так и вы перед Господом – в простоте сердца.

Можно сказать только три раза: «Господи, помилуй» – и это будет намного сильнее и чище, чем все правило, прочитанное механически… Главное – старайтесь никогда не забывать Бога, никогда не забывать о Боге. Что бы вы ни делали, где бы ни были, а в мыслях, в сердце своем всегда держите мысль о Боге – и вы всегда будете с Богом…

За каждую пропущенную буквочку дадим ответ Богу, смотрите: никогда ничего не пропускайте [о службе].

Когда хоронят близких, вы скорбите, соседей – вы скорбите, когда даже на улице увидите похоронную процессию, вы остановитесь, поклонитесь и посочувствуете. А когда погребение Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы, вы не приходите в храм Божий, а бежите на рынок и по магазинам. Людочки, пока сердечко ваше бьется, пока ножечки ваши ходят – бросайте все и бегите в храм Божий, когда выносят Плащаницу и совершают погребение Господа или Матери Божией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *