убийство захарии между жертвенником и храмом

Убийство захарии между жертвенником и храмом

убийство захарии между жертвенником и храмом

убийство захарии между жертвенником и храмом

О личности Захарии, сына Варахии
(Мф. 23:35)

Ориген, святой Василий Великий, святой Петр Александрийский, святой Иоанн Златоуст, святой Епифаний и другие говорят, что Иисус Христос разумел здесь Захарию – отца Иоанна Крестителя. И действительно: 1) Спаситель в указанном месте (Мф. 23:29–36), обличая иудеев за избиение прежде бывших пророков, приписывает эти злодеяния виновным в том отцам их; их же называет только сынами убийц, сочувствующими делам своих предков; а умерщвление Захарии, сына Варахиина, приписывает прямо тем людям, к которым обращает речь Свою, и представляет их самих виновниками этого убийства… Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмами жертвенником. 2) По церковному преданию, отец Захарии – родитель Предтечи – назывался Варахиею (Четьи-Минеи, сент. 5). Если святой Лука в месте, сходном по содержанию с разбираемым местом святого Матфея, употребляет имя Захарии без отеческого его названия (Лк. 11:51), то он делает то же и при наименовании отца Предтечи (1:11). Между тем святой Матфей, говоря о том же, как и святой Лука, Захарии, прямо называет его сыном Варахии. Замечательно, что святой Матфей, повествовавший также и об Иоанне Крестителе (3), только раз, и именно здесь (23:35), назвал по имени его родителя. 3) Иисус Христос в рассматриваемом нами месте поставляет Захарию в числе пророков, и притом как бы последним из предвозвестивших о пришествии Спасителя мира и убитых самими иудеями (см. Деян. 7:52). Святому Захарии – отцу Предтечи действительно приписывается в Евангелии дар пророчества (Лк. 1 и след.). Он же по справедливости может считаться последним из убитых иудеями пророков; ибо, хотя собственно последним ветхозаветным пророком называется и есть сын Захарии – Иоанн Креститель (Мф. 11:13), но убийцами его были не собственно иудеи (Мф. 21:26), а Ирод Антипа, правитель Галилеи (Мф. 14:1-12). Следовательно, в указанном изречении Спасителя неудобно разуметь другого какого-либо Захарию, например Захарию, сына Иодая, умерщвленного иудейским царем Иоасом в Иерусалиме, во дворе Дому Господня, около 850 г. до Рождества Христова (2 Пар. 24:20–21), как думают многие из новейших толковников Писания (см. Толковое Евангелие архимандрита Михаила). Ибо: 1) сын Иодая называется Азариею. Хотя у евреев обычно было употребление этих двух имен одного вместо другого (2 Пар. 26:5-17); но толкование, основывающееся только на этом обыкновении, не может быть твердым. 2) Азария, сын Иодая, не был в собственном смысле пророком – прорицателем будущего; но только вдохновенным обличителем тогдашнего нечестия Иоасова. 3) После Азарии нечестивые иудеи умертвили многих пророков, например, Исаию (около 720 г.), Амоса, Михея, Иеремию (около 615 г.). И кого от пророков, по слову первомученика Стефана, не изгнаша и не убиша жестоковыйные иудеи (Деян. 7:52)? Посему, если древний Азария, сын Иодая, есть одно и то же лицо с Захариею, сыном Варахииным, упоминаемым в Евангелии, – то как с этим согласить слова Иисуса Христа, Который убиение пророков со стороны иудеев ограничивает смертию сего самого Захарии? Ужели пролитие невинной крови стольких святых, совершенное иудеями впоследствии времени, Господь не почитал за тяжкое преступление? Из всего этого удобнее заключить, что упоминаемый Спасителем Захария, сын Варахиин, был убит не в древние времена, а незадолго пред тем, так сказать, на памяти современников Господа; потому Он и обличает убийц как совершивших злодеяние против Захарии недавно, и, по-видимому, около того же страшного периода времени, когда эти злодеи имели исполнить меру отцев своих (Мф. 23:32). Нельзя также почитать упоминаемого в Евангелии Захарию за одного из двенадцати меньших пророков, оставившего каноническую книгу своего имени; потому что этот древний пророк, по свидетельству святого Епифания, скончался мирно в глубокой старости. Еще менее можно допустить, будто бы в словах Спасителя указывается на Захарию, сына Варухова, убитого зилотами среди храма во время осады Иерусалима Титом. Если бы Спаситель говорил о каком-либо имеющем быть Захарии, то, сообразно порядку речи, сказал бы о нем не егоже убисте, а егоже убиете, подобно тому как в предшествующих словах сказал: распнете, изженете и в последующих: приидут вся сия. И можно ли было ставить в сравнение со святыми пророками этого Захарию, сына Варухова, который, по свидетельству истории, был невежественный фанатик и нисколько не верил евангельской проповеди?

Прот. Вишняков. «Святой великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн»

Источник

Пророк Захария и праведная Елисавета (+Аудио)

Скачатьубийство захарии между жертвенником и храмом
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Захария был священником из чреды Авиевой [1] и жил в Иерусалиме с женой Елисаветой из рода Ааронова. Оба они были праведны и соблюдали заповеди Господни беспорочно, но были бездетны и достигли уже преклонного возраста.

Однажды, когда Захария служил пред Богом и вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил, стоя по правую руку от кадильного алтаря. Сияя Божественным светом, архангел возвестил старцу, что Бог услышал их с Елисаветой молитвы и в старости им будет даровано рождение сына, которому нарекут имя Иоанн. Божий посланник добавил: «Он… Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним… дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 15–17). Захария был изумлен и не решался верить словам архангела. В наказание тот поразил его немотой до времени рождения Предтечи, чтобы научить не сомневаться в Божественных обетованиях, неподвластных законам природы.

В день рождения сына Захария на дощечке написал имя, которое следовало ему дать: Иоанн. После этого дар речи вернулся к нему и, исполненный Духа Святого, он стал пророчествовать: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего…» (Лк. 1: 76–78).

По преданию, после Рождества Христова Захария не страшился открыто свидетельствовать о девстве Марии, велев Ей стоять в Храме там, где обычно стояли девы. Этим он показывал, что Она поистине есть Матерь Божия. По этой причине Захария навлек на себя ненависть евреев.

Захария был убит на том месте, где он велел стоять Богородице, свидетельствуя о Ее девстве. Кровь его залила внутреннее помещение святилища, взывая о злодеянии пред Господом. Священники взяли тело Захарии и похоронили рядом с его предками.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»;, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

18 сентября 2012 г.

[1] Чреда Авиева была восьмой из двадцати четырех, на которые были разделены священники из рода Аарона (см.: 1 Пар. 24: 10). Каждая чреда служила в Храме в течение одной недели. В книге Исход (30: 7–8) сказано, что первосвященник должен совершать каждение ежедневно во время жертвоприношения утром и вечером; но со временем укоренился обычай поручать каждение простым священникам. Видимо, по этой причине церковное Предание считает, что Захария был первосвященником, потомком Авиафара, и что событие, описанное евангелистом Лукой (см.: 1: 8–22), произошло в день очищения, когда первосвященник входил во Святая Святых (ср.: Лев. 16). Алтарь для каждения находился внутри святилища, куда могли входить только священники.

[2] По другим источникам, когда родился Спаситель, святому Иоанну Предтече было два с половиной года.

[3] Этот рассказ о смерти Захарии в том виде, в каком его передают синаксари, основан на апокрифической традиции и свидетельствах некоторых отцов Церкви. Он позволяет сближать отца Иоанна Предтечи с Захарией, сыном Варахии, убитым «между храмом и жертвенником», которого Христос вспоминает вместе с Авелем как пример невинных жертв неблагодарности народа (см.: Мф. 23: 35). Однако более вероятно, что здесь Христос имеет в виду Захарию, сына священника Иодая, которого по приказанию Иоаса, царя Иудеи (804–788 до Р. Х.), побили камнями во дворе Храма за то, что он обличал грехи народа (см.: 2 Пар. 24: 20–22).

Источник

Захария сын Варахиин

Личность Захарии, сына Варахиина, «убитого между храмом и жертвенником» (Мф. 23, 35), истории неизвестна, а потому с древнего времени существует несколько попыток к её уяснению. Так, некоторые из отцов и учителей церкви, — Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофилакт, — полагали, что этим именем назван в речи Спасителя Захария, отец Иоанна Крестителя. «Относительно него, — говорит Ориген — мы не можем путем канонических писаний показать ни того, что он был сын Варахии, ни того, что книжники и фарисеи убили его между храмом и жертвенником. Но до нас дошло некоторое предание, будто в храме было некоторое место, где позволялось становиться и молиться Богу только девушкам и куда не могли становиться не девицы. Мария, родивши Спасителя, придя молиться в храм, стала на это место девиц. Когда ей препятствовали на том основании, что она родила уже сына, явился Захария и сказал препятствовавшим, что она достойна этого места, потому что она дева. Люди убили Захарию за то, что он самым явным образом шёл против закона, позволив женщине стать среди девушек». Как основанное на данных апокрифического характера, отожествление Захарии, сына Варахиина, с Захарией, отцом Иоанна Предтечи, не признавалось и в древности, напр. блж. Иеронимом, не признается и современными учеными. По мнению других, имя Захарии, сына Варахиина, усвояется Спасителем предпоследнему пророку Захарии, так как отец его тоже назывался Варахиею (Зах. 1, 1). Но о мученической кончине этого пророка, да еще на священном месте, ничего неизвестно, а потому трудно принять и данный взгляд. Нельзя допустить и того, будто бы Захария, сын Варахиин, — тот самый убитый зилотами пред разрушением храма, Захария о котором говорит Иосиф Флавий (Bellum Judaicum, IV, 6, 4): убийство случилось спустя долгое время после смерти Христа, а Он говорит в прошедшем времени — «убили»; Флавий называет Захарию сыном Варуха, а Варахия и Варух не одно и то же. Всего естественнее и правдоподобнее мнение тех, которые разумеют под Захарией, сыном Варахииным, речи Спасителя священника Захарии, жившего при иудейском царе Иоасе и по приказанию последнего побитого камнями «на дворе дома Господня» (2 Парал. 24, 21). Тожество имен и одинаковый род смерти — все это заставляет думать, что Христос разумел именно его. И это тем более, что среди иудеев сохранялась память о нем, как невинном мученике, убиение которого составляло тяжкое преступление, требующее особенного возмездия, и проводилась параллель между убийством его и Авеля в том отношении, что как кровь Авеля вопияла к небу об отмщении (Быт. 4, 20), так и Захария умирая, воскликнул: «да видит Господь и да взыщет» (2 Пар; 24, 22). Но и против отожествления указанных личностей существуют некоторые возражения. И прежде всего, говорят, что Захария речи Спасителя был сын Варахии, а Захария современник Иоаса — сын Иодая; во-вторых, Христос представляет его последним ветхозаветным мучеником («да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина»), а между тем известно, что таковым был не Захария, а Урия, убитый при царе Иоакиме (Иер. 26, 23). Что касается первого возражения, то оно ослабляется тем предположением, что отец Захарии, по свойственному евреям обычаю, носил двоякое имя: Варахия и Иодай. Кроме того, ссылаются и на то, что, по словам блж. Иеронима, в Евангелии, которым пользовались в его время назаретяне, читалось: «сына Иодая», а не Варахии. Не имеет особенной силы и второе возражение. Называя Захарию последним ветхозаветным мучеником, Христос держится не временного порядка (в этом случае Он сказал бы: от Авеля до Урии), а того установившегося у евреев порядка священных книг, по которому первое место занимает кн. Бытия, а последнее вторая кн. Паралипоменон. Об убийстве Захарии говорится в последней книге еврейской Библии, потому оно и представляется последним.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 669. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 23:35

Свт. Иоанн Златоуст

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Свт. Кесарий Арелатский

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Прп. Иустин (Попович)

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 35-36 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет [venient = придет] на род сей

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 35-36 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем

Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли

Под кровью понимай осуждение за кровь, т.е. за убийство. Пусть придет на вас осуждение за кровь всякого проповедника, пролитую на землю. А Лука (11:50) сказал: да взыщется кровь всех пророк, которая пролита родом этим от создания мира. Слова эти указывают на нечто ужасное. Кто знает, как наказаны были прежние грешники, и тем не менее подражает им, тот достоин наказания всех их, т.е. должен дать ответ за каждого из них, потому что не вразумился их примерами. Даже некоторых из этих вы, говорит, убьете, чтобы потерпеть наказание за всякое прежде совершенное убийство праведника. Они слышали, что за Каина отмстится всемеро, а за Ламеха – в семьдесят раз всемеро, потому что не вразумились предшествующим примером.

От крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем

Кстати упомянул об Авеле, показывая, что и это убийство совершено по зависти. Относительно Захарии одни говорят, что это один из двенадцати пророков, другие – что так называвшийся сын Иоддая, третьи – что это Азария, а большинство – что отец Иоанна Крестителя, – так как, говорят, из неписанного предания известно, что в храме было место, назначенное для девиц, и он позволил однажды стоять там уже после рождения Спасителя Богородице, говоря, что Она Дева, – за что и был убит между храмом и находящимся вне жертвенником.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

(Лк. 11:50-51). При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу книжники и фарисеи и народ иудейский, что на них должна была прийти вся кровь праведная от крови Авеля до крови Захарии. В убийстве Авеля был виновен Каин, а не они. Почему же они подлежали за это, согласно словам Христа, ответственности?

Это объясняется тем, что в жизни как отдельных лиц, так и целых обществ и даже народов бывает сосредоточение как добра, так и зла. Убийство Авеля было выражением злобы Каина; но эта злоба развилась и дошла до чрезвычайного усиления в современных Христу фарисеях и книжниках. Отсюда обычное библейское воззрение, что потомки наказываются за грехи отцов, грехи, в которых потомки, собственно, неповинны фактически. Современные Христу книжники и фарисеи были так развращены, так худы, что должны были нести ответственность и за прежние преступления, потому что не только были способны и готовы совершить их, но и гораздо большие. История убийства Каином Авеля известна, и ее нет надобности повторять. Это было первое убийство человека, совершенное в мире. Следовало бы ожидать, что Христос укажет затем на последнее убийство, желая обозначить кратко все промежуточные убийства, от начала до конца. Он указывает на убийство Захарии, сына Варахиина. Какой Захария здесь имеется ввиду? Иероним принимает, что упоминаемый в Евангелии Матфея Захария был тот, который убит Иоасом, царем иудейским между храмом и жертвенником (inter templum et altare). Но следует заметить, говорит Иероним, что этот Захария не был сыном Варахии, а священника Иодая. In Evangelio quo utuntur Nazareni, pro filio Barachiar, filium Joiadae reperimus scriptum (в Евангелии, которым пользуются назаряне, находим, что вместо сына Варахии в нем написано сын Иодая). Новейшие толкователи, согласно с Иеронимом, держатся мнения, что это был Захария, убитый Иоасом (2 Пар. 24:20 и сл.). Наименование же отца его Варахией объясняют тем обстоятельством, что отец мог носить два имени: Варахия и Иодай.

Толковая Библия.

Троицкие листки

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Источник

Евангелие по Матфею 23:35

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 35-36 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет [venient = придет] на род сей

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 35-36 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей

Евфимий Зигабен

Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем

Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли

Под кровью понимай осуждение за кровь, т.е. за убийство. Пусть придет на вас осуждение за кровь всякого проповедника, пролитую на землю. А Лука ( 11:50 ) сказал: да взыщется кровь всех пророк, которая пролита родом этим от создания мира. Слова эти указывают на нечто ужасное. Кто знает, как наказаны были прежние грешники, и тем не менее подражает им, тот достоин наказания всех их, т.е. должен дать ответ за каждого из них, потому что не вразумился их примерами. Даже некоторых из этих вы, говорит, убьете, чтобы потерпеть наказание за всякое прежде совершенное убийство праведника. Они слышали, что за Каина отмстится всемеро, а за Ламеха – в семьдесят раз всемеро, потому что не вразумились предшествующим примером.

От крове Авеля праведнаго до крове Захарии сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем

Кстати упомянул об Авеле, показывая, что и это убийство совершено по зависти. Относительно Захарии одни говорят, что это один из двенадцати пророков, другие – что так называвшийся сын Иоддая, третьи – что это Азария, а большинство – что отец Иоанна Крестителя, – так как, говорят, из неписанного предания известно, что в храме было место, назначенное для девиц, и он позволил однажды стоять там уже после рождения Спасителя Богородице, говоря, что Она Дева, – за что и был убит между храмом и находящимся вне жертвенником.

Лопухин А.П.

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

( Лк. 11:50-51 ). При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу книжники и фарисеи и народ иудейский, что на них должна была прийти вся кровь праведная от крови Авеля до крови Захарии. В убийстве Авеля был виновен Каин, а не они. Почему же они подлежали за это, согласно словам Христа, ответственности?

Это объясняется тем, что в жизни как отдельных лиц, так и целых обществ и даже народов бывает сосредоточение как добра, так и зла. Убийство Авеля было выражением злобы Каина; но эта злоба развилась и дошла до чрезвычайного усиления в современных Христу фарисеях и книжниках. Отсюда обычное библейское воззрение, что потомки наказываются за грехи отцов, грехи, в которых потомки, собственно, неповинны фактически. Современные Христу книжники и фарисеи были так развращены, так худы, что должны были нести ответственность и за прежние преступления, потому что не только были способны и готовы совершить их, но и гораздо большие. История убийства Каином Авеля известна, и ее нет надобности повторять. Это было первое убийство человека, совершенное в мире. Следовало бы ожидать, что Христос укажет затем на последнее убийство, желая обозначить кратко все промежуточные убийства, от начала до конца. Он указывает на убийство Захарии, сына Варахиина. Какой Захария здесь имеется ввиду? Иероним принимает, что упоминаемый в Евангелии Матфея Захария был тот, который убит Иоасом, царем иудейским между храмом и жертвенником (inter templum et altare). Но следует заметить, говорит Иероним, что этот Захария не был сыном Варахии, а священника Иодая. In Evangelio quo utuntur Nazareni, pro filio Barachiar, filium Joiadae reperimus scriptum (в Евангелии, которым пользуются назаряне, находим, что вместо сына Варахии в нем написано сын Иодая). Новейшие толкователи, согласно с Иеронимом, держатся мнения, что это был Захария, убитый Иоасом ( 2Пар. 24:20 и сл.). Наименование же отца его Варахией объясняют тем обстоятельством, что отец мог носить два имени: Варахия и Иодай.

Прп. Иустин (Попович)

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Свт. Иоанн Златоуст

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Свт. Кесарий Арелатский

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Троицкие листки

да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *