учебная практика по государственному и муниципальному управлению

Отчет по учебной практике кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Пример отчет по учебной практике студента 1 курса кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и финансов АПК

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

О Т Ч Е Т

по учебно-ознакомительной практике на кафедре

«Государственное и муниципальное управление»

Института экономики и финансов АПК

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Принял

к.э.н., ст. преподаватель

Выполнил студент

заочной полной формы обучения

ФИО студента
(подпись)
Колесняк Игорь

Александрович

(подпись)

2.1. Нормативно-правовая основа государственного и муниципального управления 5

2.2. Государственная гражданская и муниципальная служба в Российской Федерации 7

Библиографический список 10

Работа представляет собой отчет по учебно-ознакомительной практике на базе кафедры «Государственное и муниципальное управление» Института экономики и финансов АПК, ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» в период с 1 по 14 июля.

Целями учебно-ознакомительной практики:

В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:

В работе продемонстрированы полученные знания, в процессе изучения нижеуказанных нормативно-правовых актов Устава ФГБОУ ВПО «КрасГАУ», Конституции Российской Федерации; ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ФЗ № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Европейской хартии местного самоуправления».

1. ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» создано в 1952 г. как сельскохозяйственный институт в гор. Красноярске.

Место нахождения Университета: 660049, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Мира, 90.

Красноярский государственный аграрный университет сегодня — это 17 институтов (из них 10 – учебных), 71 кафедра, 20392 студента. По программам магистратуры обучаются 523 человека, 361 аспирант (в том числе 215 очного обучения), работают 1313 преподавателей и сотрудников. Около 70% студентов получают образование на бюджетной основе. В состав Красноярский ГАУ входят: 2 филиала (г. Ачинск, г. Абакан), учебный центр подготовки и повышения квалификации АПК республики Тыва (г. Кызыл), 6 представительств (г. Канск, г. Минусинск, г. Дудинка, п. Шушенское, п. Таймыр, г. Заозерный), три учебных хозяйства (Учхоз «Миндерлинское», опытное поле УНПК «Борский» и УООХ «Езагаш») (приложение 1).

Миссия Красноярского государственного аграрного университета заключается в создании нового поколения высококвалифицированных специалистов агропромышленного комплекса, лидеров инновационной, производственной и предпринимательской деятельности, научной и профессиональной элиты во благо социально-экономического развития Сибирского региона и страны в целом. Миссия опирается на три базовых принципа: элитность, ориентированность на развитие АПК Сибири и других регионов Российской Федерации; международная деятельность.

Рабочее время сотрудников КрасГАУ — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Для работников Университета, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

В целом КрасГАУ – инновационный, учебный, научный, методический и консультационный центр системы аграрного образования Восточно-Сибирского региона России.

2. Основы государственного и муниципального управления

2.1. Нормативно-правовая основа государственного и муниципального управления

Конституция – единый нормативно-правовой акт, принятый народом или от имени народа, который закрепляет основы конституционного строя, федеративное устройство государства и, права и свободы граждан Российской Федерации. Конституция принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел состоит из 9 глав, второй раздел – заключительные и переходные положения.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, статус президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, судебной власти и местного самоуправления.

Так как я обучаюсь по направлению «Государственное и муниципальное управление» мне важна вся Конституция, но было бы целесообразно рассмотреть именно 8 главу Конституции – местное самоуправление.

Глава 8 определяет основы местного самоуправления (МСУ), устанавливает, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. В этой главе формулируются основные принципы местного самоуправления и его гарантии.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (состоит из 12 глав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года) является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, и имеет декларативный характер по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших. Состоит из преамбулы и трех частей.

Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (состоит из 17 глав) являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» (состоит из 10 глав) установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Все перечисленные нормативно-правовые акты составляют основу государственного и муниципального управления.

2.2. Государственная гражданская служба и муниципальная служба в Российской Федерации

Государственные и муниципальные служащие по действующему законодательству — граждане России, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Понятие гражданского служащего определяет Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», муниципального служащего – Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На гражданскую и муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. Поступление гражданина на гражданскую или муниципальную службу для замещения должности гражданской (муниципальной) службы или замещение гражданским (муниципальным) служащим другой должности гражданской (муниципальной) службы осуществляется по результатам конкурса.

Прекращение государственной и муниципальной службы возможно при достижении предельного возраста, истечения срока действия служебного контракта, выход из гражданства РФ, невыполнение требований и запретов налагаемых на служащих.

К обязанностям гражданского служащего относятся: соблюдать нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации и другие. Аналогичные обязанности имеют муниципальные служащие, только осуществляют их на уровне местного самоуправления.

Между гражданской и муниципальной службой существует взаимосвязь, которая обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Государственная и муниципальная служба сходны по принципам организации, функциям, целям и задачам, профессиональным требованиям к формированию кадров и регламентированию правового статуса государственных и муниципальных служащих. Однако государственная служба осуществляется гражданами в органах государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а муниципальная служба – в органах местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят.

В результате прохождения учебно-ознакомительной практики были достигнуты следующие цели:

— сформироваНЫ представление о будущей профессиональной деятельности;

— закрепЛЕНЫ теоретические знания, полученные в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин;

— использовать полученные знания использованы в ситуациях, требующих принятия управленческих решений.

Были выполнены ряд задач:

Источник

Отчет по учебной практики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов

Кафедра государственного и муниципального управления

по учебной практике

в Управлении образования администрации район Оренбургской области

ОГУ 38.03.04.6020.794.ОО

Руководитель от кафедры

канд. эконом.наук, доцент

Руководитель от Управления образования администрации

начальника управления
образования администрации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

Вид, тип практики__учебная практика ____________________________________

Обучающийся________Верещагина Ольга Павловна _______________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

Факультет (филиал, институт) Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов ___________________________________________________________________

Форма обучения ____заочная_________

Направление подготовки __38.03.04. Государственное и муниципальное управление______

Содержание задания на практику (перечень подлежащих рассмотрению вопросов):

1. Определить роль Управления образования администрации Светлинский район Оренбургской области в организации образовательного процесса муниципального образования Светлинский район;

2. Проанализировать основные показатели качества предоставления образовательных услуг в Светлинском районе;

3. Выявить приоритетные направления совершенствования регулирования в сфере образования.

Дата выдачи задания ____26.06. 2020_____

Руководитель практики от кафедры

доцент, канд. экон. наук __________________ ____О.М. Харькова

подпись И.О. Фамилия

Начальник управления образования

администрации Светлинский район

Руководитель практики от организации

начальника управления образования

Оренбургской области _________________

подпись И.О. Фамилия

Студент З19ГиМУ(бп) ОП(у)(фппдс) _________________ ___О.П. Верещагина

подпись И.О. Фамилия

Заключение руководителя о выполнении задания практики:

Руководитель практики от кафедры

доцент, канд. экон. наук __________________ _____ О.М. Харькова _____

подпись И.О. Фамилия

Рабочий график (план) проведения практики

Вид, тип практики __ учебная практика ____________________________________

Обучающийся ________Верещагина Ольга Павловна ________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

Факультет (филиал, институт) Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов ___________________________________________________________________

Форма обучения ____заочная_________

Направление подготовки __38.03.04. Государственное и муниципальное управление_______

Место прохождения практики Управление образования администрации Светлинский район Оренбургской области.

Срок прохождения практики: с _29.06.2020__ по __11.07.2020___

Руководитель практики от ОГУ___Харькова О.М. доцент, кандидат экономических наук

Руководитель практики от

профильной организации И.С. Сайбель, заместитель начальника управления образования

администрации Светлинский район Оренбургской области ___________________________

Содержание и планируемые результаты практики

Общее ознакомление с объектом практики.

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность объекта практики.

Ознакомление с основными функциями, выполняемыми объектом практики.

Работа с документацией.

Выполнение индивидуального задания практики: основные показатели качества предоставления образовательных услуг в Светлинском районе.

Подготовка отчета, подписание документов для отчета

Руководитель практики от кафедры

доцент, канд. экон. наук ________________ _____ О.М. Харькова____

подпись И.О. Фамилия

Руководитель практики от организации:

начальника управления образования

Оренбургской области ____________________ _____

подпись И.О. Фамилия

Руководитель от Управления образования

Начальник управления образования

Оренбургской области ____________________

подпись И.О. Фамилия

Студентка 1 курса, Верещагина Ольга Павловна, с 29 июня по 11 июля 2020 года проходила учебную практику в Управлении образования администрации

Во время прохождения практики, студентка изучила организационные и нормативные документы, регламентирующие деятельность Управления, определила роль Управления в организации образовательного процесса муниципального образования Светлинский район, проанализировала основные показатели качества предоставления образовательных услуг в Светлинском районе и выявила приоритетные направления совершенствования регулирования в сфере образования.

Студентка показала себя дисциплинированным и грамотным работником Верещагина Ольга Павловна обладает логическим мышлением, умеет работать с аналитическим материалом. Проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относящийся к порученным заданиям. Владеет навыками работы с различным программным обеспечением. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения, в практической деятельности.

Руководитель практики от организации:

начальника управления образования

подпись И.О. Фамилия

Введение

Я, Верещагина Ольга Павловна, студентка 1 курса группы З-19ГиМУ(бп)ОП(фппдс) проходила учебную практику в управлении образования администрации.

В ходе прохождения практики была изучена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность администрации района, основными документами которой являются: Устав и Положение об администрации района.

Изучена характеристика, цели и задачи управления а также была построена схема организационной структуры управления данного учреждения.

В ходе выполнения индивидуального задания было выявлено, что основным направлением деятельности организации является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития района.

В процессе прохождения практики был проведен межведомственный рейд в рамках профилактической акции «Скоро в школу!». Было проверено 24 семьи, в которых воспитывается в общей сложности 43 ребенка. Каждой семье вручили памятки о пожарной безопасности.

1. Описание организации прохождения учебной практики

1.1 Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность организации

Организация в своей деятельности руководствуются (и применяют при принятии решений) нормами:

— Конституции Российской Федерации;

— Гражданского законодательства РФ;

— Жилищного законодательства РФ;

— Административным законодательством РФ;

— Семейным законодательством РФ;

— Налоговым законодательством РФ;

— Другим кодифицированным законодательством РФ.

Управление образования администрации Светлинский район Оренбургской области в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Оренбургской области, настоящим Уставом и решениями Собрания депутатов, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных администрации городского округа федеральными законами и законами Оренбургской области, а также распоряжения администрации по вопросам предоставления образовательных услуг:

— Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу в полном объеме с 01.01.2009 г.;

— Федеральный закон от 02.03.07 г. 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки от 08.04.2014г. № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»;

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 11.02.2021 № 119 «О проведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году»;

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 12.02.2021 № 14-15 «О проведении всероссийских проверочных работ в 4-8, 10-11 классах в 2021 году»;

Положение «Об организация перевозки детей»;

Положение «Организация отдыха, оздоровления»;

Положение «Осуществление присмотра и ухода»;

Регламент «О предоставлении общего образования»;

Регламент «Реализация дополнительных программ»;

Регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет, выдача направления для зачисления ребенка, в том числе в порядке перевода, в образовательную организацию, осуществляющую деятельность по образовательной программе дошкольного образования»;

Регламент «Учет детей оставшихся без попечения родителей»;

Регламент «Включение в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями»;

Регламент «Об утверждении ведомственного перечня государственный (муниципальных) услуг (работ).

1.2 Характеристика организации

Управление образования осуществляет следующие полномочия:

В сфере организации предоставления в муниципальном образовании Светлинский район общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Способствует развитию и оптимизации сети учреждений образования в соответствии с запросами населения района. Изучает состояние и тенденции развития образовательного процесса в учреждениях на основе его мониторинга и анализа.

Осуществляет общее руководство муниципальными образовательными учреждениями муниципального образования Светлинский район. Определяет правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения.

Обеспечивает жителям района возможность выбора образовательного учреждения. Принимает решение по заявлению родителей (законных представителей) о приеме в муниципальные общеобразовательные учреждения для обучения детей, не достигших возраста шести лет, шести месяцев.

Ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Выступает заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения в сфере образования и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Оренбургской области. Устанавливает порядок формирования, обеспечения размещения, контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по соглашению с учредителем.

1.3 Цели и задачи управления, для выполнения которых предназначена организация

Управление образования организуется с целью:

— обеспечения учреждений образования оперативной и долгосрочной информацией для принятия мер, направленных на защиту и развитие системы образования города;

— объективной оценки состояния системы образования на уровне города;

-осуществления координационной работы в образовательной деятельности с другими государственными, профессиональными и общественными структурами в целях обеспечения функционирования полной и сбалансированной системы образования и реализации образовательных запросов жителей района;

— осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации об образовании, за соблюдением государственных образовательных стандартов и нормативов в образовательных учреждениях, выполнением порядка аттестации педагогических кадров.

В качестве основной задачи управление образования обеспечивает реализацию федеральной региональной и муниципальной программ развития образования.

Осуществления контроля за соблюдением государственных образовательных стандартов и нормативов в общеобразовательных учреждениях, анализ и экспертная оценка деятельности образовательных учреждений.

Осуществления анализа состояния системы образования в МО Светлинский район, тенденции ее развития и прогнозирования перспектив, направленных на защиту системы образования.

Управление образованием в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1 устанавливает порядок приема в муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня;

2 готовит проект договора с каждым муниципальным образовательным учреждением, определяющий отношения между учредителем и этим учреждением;

3 ходатайствует Комитету по управлению муниципальным имуществом об изъятии муниципальной собственности, закрепленной за муниципальными образовательными учреждениями, в случае, если это имущество является излишним, не используемым или используемым не по назначению;

4 инициирует приостановление предпринимательской деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом образовательного Учреждения;

5 инициирует принятие решения об изъятии в местный бюджет дохода муниципального образовательного учреждения, полученного от оказания платных образовательных услуг, если эти услуги были оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета

6 получает от муниципальных образовательных учреждений ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и проводит его анализ;

7 осуществляет в установленном порядке за счет средств местного бюджета финансирование деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в том числе расходов на содержание зданий и коммунальных услуг муниципальных образовательных учреждений;

9 ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

10 согласовывает годовые календарные учебные графики и учебные планы муниципальных образовательных учреждений;

11 разрабатывает и направляет в районный Совет депутатов предложения по формированию местного бюджета в части расходов на образование, участвует в определении местных нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории муниципального образовательного учреждения;

12 составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по муниципальным образовательным учреждениям;

13 утверждает сметы доходов и расходов муниципальных образовательных учреждений;

14 осуществляет обеспечение организованного летнего отдыха учащихся, детей сирот и опекаемых;

15 осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств муниципальных образовательных учреждений;

16 совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями (законными представителями) дает предварительное согласие на оставление общеобразовательного учреждения обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, до получения им основного общего образования;

17 совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, в месячный срок принимает меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего и (или) продолжения освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения;

18 совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего и (или) продолжения его обучения в другом образовательном учреждении;

19 совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дает предварительное согласие на исключение из образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

20 изучает и анализирует потребности населения муниципального образования.

Организационная структура управления образования администрации Светлинский района Оренбургской области является линейно-функциональной и представляет собой иерархичность управления, четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.

Такая организационная структура образовалась в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, то есть каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных. Элементы структуры являются носителями определенных управленческих полномочий. Полномочия – это совокупность официально представленных прав и обязанностей самостоятельного принятия решений, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Подразделения и работники предприятия, выполняющие определенную функцию управления, образуют общеобразовательную и экономическую подсистемы. В управлении образования выделяют следующие структурные подразделения:

первое централизованная бухгалтерия;

второе муниципальное дошкольное образовательное учреждение детские сад,

третье муниципальное общеобразовательное учреждение средние общеобразовательные школы (Приложение 1).

Общее руководство организации осуществляет начальник управления образования администрации Светлинский район Оренбургской области, он координирует работу подсистем и подразделений организации, назначает и освобождает от должности в соответствии с трудовым законодательством работников. Издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, подлежащие обязательному исполнению работниками управления. Применяет к работникам меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Управляет работой образовательных учреждений.

Главный бухгалтер управления руководит бухгалтерией и подчиняется начальнику управления образования администрации Светлинский район Оренбургской области. В его обязанности входит:

— организация и учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций связанных с их движением;

— осуществление контроля за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы;

— участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь непроизводственных затрат и так далее.

Заведующий детским садом обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в ДС» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования. Создает условия для работы всего коллектива, руководит ею и контролирует ее.

Директор школы планирует и организует образовательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы образовательного учреждения в соответствии с годовым планом, осуществляет контроль за текущей успеваемостью, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся и выпускников в соответствии с уставом образовательного учреждения, требованиями Закона РФ «Об образовании», другими нормативными документами, отвечает за качество образования выпускников и реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

Организационная структура анализируемой организации как уже говорилось, является линейно-функциональной и поэтому положительными чертами этого типа структуры являются:

единство распорядительства и ответственности, то есть исполнители, подчиняются только одному непосредственному начальнику, а тот, в свою очередь, несет ответственность за работу своих подчиненных;

четко линейное соподчиненность всех должностей и звеньев управления, что обеспечивает согласованность действий;

простота управления, так как существует только канал связи;

личная ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения.

2 Выполнение индивидуального задания

2.1 Основные направления деятельности организации

В системе образования района функционирует 25 образовательных учреждений: 14 школ, 9 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования детей. В них обучается, воспитывается и работает более 4 тыс. человек. С 2016 по 2020 годы образовательными учреждениями реализовывалась муниципальная целевая программа «Развитие образования в муниципальном образовании».

В ходе реализации указанной программы удалось значительно улучшить материальную базу образовательных учреждений, безопасность, оснащенность учебных кабинетов. Благодаря финансовой поддержке из федерального, краевого бюджетов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на ремонтные работы в образовательных учреждениях было направлено:

Всего на обеспечение безопасности образовательных учреждений, проведение ремонтных работ за 4 года израсходовано более 40 млн. руб.

Обеспечена безопасность перевозок школьников. В перевозках задействовано 14 единиц транспорта, 12 автобусов оборудованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р51160-90 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». На их переоборудование в 2019 и 2010 году направлено 738 тыс. руб. Системой «ГЛОНАСС» оснащены 12 единиц транспорта, на оснащение затрачено более 400 тыс. руб.

Проведен комплекс мероприятий по повышению престижа педагогической профессии, квалификацию повысили более 80 % учителей, воспитателей, обеспечено участие педработников, учащихся в районных и краевых формулах, конференциях и других мероприятиях.

Вместе с тем в системе образования сохраняется ряд нерешенных проблем. Уровень образования части выпускников не отвечает современным требованиям. Старшеклассники района не имеют возможности обучаться по индивидуализированным программам. Профильное обучение введено только в 20% школ. Не работают должным образом ресурсные центры. Не налажена качественная работа с сильными учащимися, одаренными детьми. Не качественно проводится олимпиадная подготовка школьников.

Для сохранения здоровья детей и организации полноценного питания не во всех образовательных учреждениях созданы необходимые условия. Ответственные за организацию школьного питания не имеют соответствующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. Не выполняется натуральные нормы питания, не обновляется мебель, оборудование пищеблоков. Не проведен весь комплекс мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений: не выполнены обработки огнезащитным составом деревянных конструкций в большинстве школ и дошкольных образовательных учреждениях.

Решение указанных проблем требует программного подхода и применения механизмов финансовой поддержки.

Изменчивость ситуации, необходимость анализа большого количества разнородных данных и на этой основе оперативного принятия адекватных и эффективных решений позволяют сделать вывод о том, что успех возможен только при условии результативной работы всего коллектива, всей команды.

1) заставить (принудить);

2) договориться (сделка купли-продажи качественного труда);

3) создать условия, в которых работник будет сам себя мотивировать (самомотивация).

Принципы работы в коллективе:

1. Доверие. Создание атмосферы доверия между членами команды имеет жизненно важное значение.

2. Коммуникации. Прямое общение между членами команды обеспечивает понимание каждым групповой цели и значения своего вклада в ее достижение.

3. Сопричастность. Участие всех членов команды в принятии решений. Это не означает, что речь непременно идет о консенсусе, но каждый член коллектива должен знать о принимаемых решениях и понимать, почему они были приняты.

4. Разрешение конфликтов. В слаженных коллективах конфликты выносятся на общее обсуждение и разрешаются как можно быстрее.

5. Обратная связь. В эффективных командах регулярно обеспечивается обратная связь, с тем чтобы сообща улучшать деятельность всего коллектива.

6. Практика показывает, что стремление к общим целям делает работу команды намного результативнее. В итоге, именно сочетание индивидуальной и групповой заинтересованности позволяют добиться эффективной организации работы подчиненных.

Таким образом, Управление образования, является главным координирующим муниципальным органом в сфере образования, который контролирует работу подведомственных учреждений, осуществляя указанные функции.

2.2 Выполняемые обязанности в период практики, описание проделанной работы и полученных результатов

В первый день прохождения практики были изучены правила охраны труда данного учреждения, результатом которых было строгое соблюдение требований безопасности. В последующие дни практики выполнялось индивидуальное задание от руководителя практики университета, а также задания, выдаваемые руководителем практики от профильного учреждения, такие как:

— ознакомиться с нормативной документацией;

— ознакомиться с документами: распоряжениями управления образования по личному составу, распоряжениями по основной деятельности.

Выделим основные недостатки функционирования образовательной системы в Светлинском районе:

Отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие образовательного учреждения требует со стороны высших руководителей все большего внимания к стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведет к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать учреждение способным разработать и реализовать стратегическую программу.

Рост масштаба деятельности. В условиях стабильного образовательного процесса, увеличения размера предприятия появляется необходимость роста масштаба деятельности. И можно приспособиться к небольшим изменениям в структуре, но если основная структура остается без изменений, то от этого ухудшается функционирование учреждения.

Внешняя экономическая обстановка. Большинство учреждений сферы услуг находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование учреждения внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают учреждения переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появляется новая организационная структура.

Каждое из отмеченных обстоятельств приводит к изменениям структуры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии образовательной системы. Возникает необходимость создания иной модели управления системой образования, которая предполагает в первую очередь воздействие на образовательные учреждения через государственные органы управления, сочетая его с управлением муниципального уровня, направленным на решение в основном задач местного значения…

За время прохождения производственной практики в управлении образования были изучены и рассмотрены такие темы как, основы сметного финансирования, планирование расходов бюджетных организаций. Также был проведен анализ состава и структуры расходов организации.

Учебная практика дала возможность закрепить полученные знания. Были изучены нормативные документы, касающиеся вышеперечисленных тем, проработаны и изучены документооборот. Отчёт о прохождении практики отражает ту работу, которая была проведена за отведённый промежуток времени. Таким образом, программа прохождения практики выполнена.

Заключение

Основной функцией управления образованием администрации Светлинский район Оренбургской области является управление деятельностью учреждений, находящихся в его ведении.

Анализ организационной структуры управления выявила следующие недостатки:

отсутствие тесных взаимосвязей между всеми отделениями на горизонтальном уровне;

недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение может и не участвовать в его реализации;

структура централизованна, поэтому чрезмерно развита система взаимодействия по вертикали.

Таким образом, организационная структура управления образованием является не гибкой и требует изменений.

Улучшить организационную структуру можно с помощью следующих мер:

— введение новых производственных подразделений;

— реорганизация уже имеющихся отделений;

— более широкое применение оперативного управления (делегированное подчинение), то есть по разным вопросам работники подчиняются разным руководителям.

Анализ организации деятельности недостатков не выявила. Вся деятельность четко распределена по конкретным участкам, возложенные задачи выполняются в срок. Что касается документооборота, то никаких замечаний по этому поводу не имеется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *